-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49913

¬еликий русский философ јлексей Ћосев (1893-1988)

¬оскресенье, 22 —ент€бр€ 2013 г. 20:54 + в цитатник


Ћосев јлексей ‘едорович (18931988) - русский философ и филолог. –одилс€ в Ќовочеркасске, окончил ћосковский университет в 1915 г., одновременно получил музыкальное образование. ¬ 1930-1933 гг. был подвергнут репресси€м. ¬ послереволюционные годы работал преподавателем философии в Ќижнем Ќовгороде, ћоскве, профессором ћосковской консерватории, в јкадемии художественных наук.

¬ конце 20-х годов публикуетс€ его произведение «‘илософи€ имени» (1927). ¬ этой книге дана всесторонн€€ проработка проблематики, св€занной с философией имени. »спользу€ диалектику, автор раскрывает значение имени в жизни и культуре, показывает роль имени в социальном общении. ќн писал, что человек без имени «антисоциален», «не индивидуален». »м€ несет в себе онтологическое звучание. Ѕез имени мир темен, глух, нем, а с именем мир оживает.

Ћосев выступал не только как «философ имени», но и как «философ числа». ¬ книге «ћузыка как предмет логики» (1927) он, исход€ из принципа единства философии, математики и музыки, отстаивает идею, что музыка основана на соотношении числа и времени. ћузыка - это чистое врем€, которое предполагает число и его воплощение, а «без числа нет различени€ и расчленени€, а следовательно, нет и разума».

¬ 1930 публикуетс€ книга Ћосева «ƒиалектика мифа», где он выступает уже как «философ мифа». ѕроблематика мифологии стала сквозной темой творчества Ћосева. јвтор определ€ет «миф как саму жизнь», как «само бытие, саму реальность, само конкретное самоутверждение личности» в «выразительных функци€х», как «образ личности», как «лик личности». Ћосев понимает миф как господство одной-единственной значимой идеи. ¬ мифе факты представл€ютс€ как абсолютные, непререкаемые и воспринимаютс€ догматически. Ќаука всегда проникнута мифологией, котора€ преп€тствует правильному воспри€тию социальных идей. “аким образом, в этой книге Ћосев раскрыл роль научных, философских и социальных мифов в современной жизни. ÷ензура исключила наиболее сомнительные, с ее точки зрени€, в идеологическом плане места, однако Ћосев вставил их обратно, за что и поплатилс€ арестом и ссылкой на три года.


ѕосле освобождени€ из заключени€ в 1933 г. Ћосев занимаетс€ научной де€тельностью и преподаванием, но печатать свои произведени€ ему было запрещено. ќднако он писал по самым различным вопросам философии и культуры, прежде всего по античной философии. Ћишь после смерти —талина он стал активно печататьс€. Ѕыли выпущены: несколько объемистых томов «»стории античной эстетики» (1963-1988), «Ёстетика ¬озрождени€» (1978), «јнтична€ мифологи€ в ее историческом развитии», ««нак, символ, миф» (1982), «¬ладимир —оловьев и его врем€» (1990) и др. Ёти работы представл€ют собой глубокую разработку проблем истории философии, мифологии, эстетики, музыки, €зыкознани€ и др. Ћосев €вл€лс€ переводчиком античных философов - јристотел€, ѕлотина, —екста Ёмпирика, ѕрокла, автором превосходного комментари€ к сочинени€м ѕлатона. ¬сего им опубликовано более 500 книг и статей. ћногие работы Ћосева хран€тс€ в рукопис€х и ждут своего часа.

»з книги јлексе€ ‘едоровича Ћосева «ƒерзание духа»

јлексей Ћосев: «»нтеллигент всегда трудитс€ дл€ других»

»нтеллигент - человек будущего

  »нтеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в o6щекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение или художественна€ способность, ни просто какое-нибудь общественно-историческое происхождение, ни просто принадлежность к некоторой общественно-политической прослойке. ¬се эти качества и особенности либо €вл€ютс€ выражением интеллигентности, но не самой интеллигентностью, либо нейтральны к интеллигентности, либо даже враждебны к ней.

  ќбычно это замен€етс€ употреблением тех или иных частных и более или менее случайных признаков. √овор€т, например, что интеллигентный человек - это умный, начитанный, добрый и внимательный к другим люд€м, вежливый, услужливый, мысл€щий, симпатичный, живущий своей особой внутренней жизнью, помогающий люд€м в их добрых делах и в их бедах, надежный, бескорыстный, духовно благородный, широкий в своих взгл€дах, не эгоист и т. д. “акие характеристики часто бывают правильными и даже существенными, часто же необ€зательными и случайными. Ќо самое важное то, что вс€ка€ характеристика всегда бывает слишком частной и лишена необходимой здесь обобщенности.

  ƒела€ предельно общий вывод и подвод€ итог всем частност€м, необходимо сказать, что интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденстви€. »нтеллигент живет и работает в насто€щее врем€ так, как в будущем станет жить и работать человек в услови€х общечеловеческого благоденстви€. » при этом вовсе не об€зательно, чтобы интеллигент сознавал это в подробност€х и чтобы вообще это сознавал. ¬ этом смысле интеллигентность почти всегда бессознательна. Ќаоборот, чересчур больша€ сознательность в этом деле может только помешать интеллигентности как живому процессу жизни. ј в такой интеллигентности есть свои глубины, но совершенно необ€зательно, чтобы интеллигент это понимал. » в такой интеллигентности есть сво€ красота; но плох тот интеллигент, который понимает это совершенно точно; и еще хуже тот, кто это свое понимание выражает дл€ других напоказ. Ћучше будет сказать, что интеллигент не мыслит свою интеллигентность, но дышит ею, как воздухом. ¬едь дышать воздухом не значит же понимать воздух только химически, а дыхание только физиологически. »деологи€ интеллигентности возникает сама собой и неизвестно откуда; и действует она, сама не понима€ своих действий; и преследует она цели общечеловеческого благоденстви€, часто не име€ об этом никакого пон€ти€.



—делать мир лучше

   ультурную значимость интеллигентности можно обозначить как посто€нное и неуклонное стремление не созерцать, но переделывать действительность. »нтеллигентность, возникающа€ на основе чувства общечеловеческого благоденстви€, не может не видеть всех несовершенств жизни и не может оставатьс€ к ним равнодушной. ƒл€ этого интеллигенту не нужно даже много размышл€ть. »нтеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств, инстинктивное к ним отвращение... ” интеллигента рука сама собой т€нетс€ к тому, чтобы вырывать сорную траву в прекрасном саду человеческой жизни.  ультура интеллигенции, как того требует само значение термина "культура", включает переделывание действительности в цел€х достижени€ и воплощени€ заветной и тайной мечты каждого интеллигента работать ради достижени€ общечеловеческого благоденстви€.

“рудитьс€, трудитьс€, трудитьс€

  Ћатинское слово "культура" означает "обработка", "разработка", "переработка", "возделывание"... ќна всегда есть сознательна€ работа духа над своим собственным совершенствованием и над упор€дочением всего того, что окружает человека. ѕоэтому интеллигентность существует только там, где есть вооруженность против вс€кого рода природных, общественных и исторических несовершенств. Ќо дл€ этого необходима длительна€ подготовка, а дл€ нее идеологически ознаменованный труд.
 
Ѕыть интеллигентом - значит посто€нно и неустанно трудитьс€. » притом интеллигентность не есть просто вооруженность, но и готовность вступить в бой. ј чтобы вступить в бой, надо ориентироватьс€ в общественно-исторической обстановке. Ќо так как подобна€ ориентаци€ требует уже критического подхода к действительности, то интеллигентность свойственна только такому человеку, который €вл€етс€ критически мысл€щим общественником... ≈ще надо знать, когда вступать в бой, а когда не вступать. ¬се эти вопросы интеллигент решает на основе своей общей идеологической направленности и на основе критического понимани€ общественно-исторической обстановки. Ёто и есть культурное дело интеллигентности. “акой культурный труд не есть печальна€ необходимость, но всегдашн€€ радость, всегдашн€€ духовна€ легкость и всегдашний праздник. ƒл€ интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служени€ обще человеческому счастью.



Ѕыть интеллигентом - опасно!

  ¬ истории весьма редки и непродолжительны такие периоды, когда можно быть интеллигентом и в то же самое врем€ быть уверенным в своей полной безопасности. „аще и продолжительней те периоды, когда интеллигентность заставл€ет людей заботитьс€ о себе и о своей культуре, когда она вынуждена обсто€тельствами заботитьс€ о своем вооружении и о своей защите. ќднако еще чаще, еще продолжительней такие периоды, когда наступает необходимость бо€. ƒа и не только в истории как в общей картине человеческого развити€. —амый обыкновенный быт, сама€ мирна€ с виду обывательска€ жизнь всегда полны забот и тревог, опасностей и потерь, всегда бурл€т неизвестно какими возможност€ми. ѕоэтому подлинна€ интеллигенци€ вооружена но только ради открытого в полемическом споре обнаружени€ истины, но и ради необходимости боротьс€ со вс€кого рода скрытыми несовершенствами жизни.
  Ќо это значит, что подлинна€ интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существовани€; не об€зательно бой, но ежеминутна€ готовность к бою и духовна€, творческа€ вооруженность дл€ него. » нет другого слова, которое могло бы более €рко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово "подвиг". »нтеллигентность - это ежедневное и ежечасное несение подвига, хот€ часто только потенциальное.

„ем проще, тем лучше!

  ѕодлинный интеллигент всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен и не склонен аналитически вдумыватьс€ в свою интеллигентность. »нтеллигент тот, кто, как сказано, всегда целесообразно трудитс€; но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными. ¬ этом смысле интеллигентности нельз€ научитьс€, но она требует длительного воспитани€ и самовоспитани€. ќна не есть философский трактат об интеллигентности; но она есть та культурна€ атмосфера, которою дышат люди; и она есть простота, котора€ где-то и когда-то и часто неизвестно почему сама собой возникает в человеке и делает его интеллигентным.
  ¬от почему интеллигентность не может получить свое определение от тех частных ее свойств, с которых мы начали свое сообщение. ≈стественно поэтому возникает проблема уже чисто воспитательного характера, но как воспитываетс€ интеллигент
ѕам€тна€ досканость - это уже предмет совсем другого рассуждени€.

ѕам€тна€ доска

  ¬ заключение мне бы хотелось ответить на один вопрос, который возникает у многих при ознакомлении с моей теорией интеллигентности. √овор€т, что така€ интеллигентность чересчур уж высока, чересчур недос€гаема и потому практически неосуществима. Ќа это € должен сказать, что дл€ большинства людей учебник дифференциально-интегрального исчислени€ тоже очень труден, тоже требует больших усилий дл€ усвоени€ и многих лет учебы в области элементарной математики. ѕри этом одни усваивают такого рода учебник глубоко и даже станов€тс€ профессиональными математиками. ƒругие с успехом примен€ют математику в астрономии и в технике. “ретьи усваивают такой учебник с большим трудом, лишь бы сдать этот предмет на экзамене. Ќаконец, четвертые, а их подавл€ющее большинство, и вовсе не приступают к изучению этой науки. «начит ли это, что специалист-математик не имеет права писать свои трудные учебники? Ѕыть интеллигентным в моем смысле слова - это, конечно, нелегко, и тут требуетс€ длинный р€д лет самовоспитани€. Ќо € исхожу из того, что теори€ интеллигентности должна быть принципиальной, логически последовательной и систематически обработанной. Ќе забудьте: математика требует максимально больших усилий дл€ своего усвоени€, но зато она абсолютно бесспорна. “еори€ интеллигентности реальна не в смысле буквальной и моментальной осуществимости, но в смысле терпеливого и неуклонного воспитани€, и если многолетнего, то пусть многолетнего.

јлексей Ћосев о –ихарде ¬агнере

–убрики:  ћыслители
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Barucaba   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 15 »юн€ 2014 г. 11:54 (ссылка)
“амара, спасибо большое за интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 15 »юн€ 2014 г. 20:09ссылка
–ада ¬ашему интересу, Ќаташа!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку