- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -÷итатник

„ечили€ Ѕартоли. ћузикферайн в ¬ене - (0)

„ечили€ Ѕартоли. ћузикферайн 12 декабр€ 2017 года в одном из лучших залов мира  ћузикфера...

ћузыка сердца. √еоргий —виридов - (0)

—таринные мастера говорили - показать красоту камн€, показать красоту дерева, красоту металла...

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8172
 омментариев: 29960
Ќаписано: 49953

¬елика€  н€гин€ ќльга

—реда, 24 »юл€ 2013 г. 10:50 + в цитатник

 н€гин€ ќльга

н€гин€ ќльга с успехом вела дела во внешней и внутренней политики –уси. ќльга устанавила размер дани, «уставы», «становища», «погосты». ќна с успехом проводила реформы, имеющие огромное значение дл€ становлени€ древнего государства.

   н€жна ќльга – перва€ христианска€ правительница на древней –уси! ≈е им€ навеки войдет в историю нашего отечества, как им€ —в€той равной апостолу, «начальницы веры», она женщина-герой, мудрый человек, искренне любивша€ мужа – кн€з€ »гор€, свою –одину и народ!

  ∆ена киевского кн€з€ »гор€. ѕравила в малолетство сына —в€тослава и во врем€ его походов. ѕодавила восстание древл€н. ќколо 957 года прин€ла христианство.

  Ћишь немногие из св€тых жен христианской истории удостоились великой чести — лика равноапостольных. ¬сего-то их шесть, и среди них — единственна€ русска€ — кн€гин€ ќльга. ≈ще меньше найдетс€ в светской отечественной истории женщин, которые по мощи государственного ума, по организаторским способност€м могут сравнитьс€ с нашей героиней — тут и пальцев на одной руке покажетс€ многовато.
¬ летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, что, конечно, немудрено, ибо если полагатьс€ на «ѕовесть временных лет» знаменитого Ќестора, то кн€гин€ ќльга происходила родом из деревни ¬ыбуты, котора€ раскинулась неподалеку от ѕскова, — а значит, вр€д ли наша героин€ принадлежала к кн€жескому семейству. ¬еро€тно, отличалась она лишь заметной статью, дальновидностью да необычайной силой характера. Ќемного найдетс€ девушек, способных обратить на себ€ серьезное внимание всесильного правител€, но еще меньше из них смогут противосто€ть вожделению сильного и красивого мужчины. ¬о вс€ком случае именно так подаетс€ легенда о замужестве ќльги летописцем Ќестором.



  ќднажды великий кн€зь »горь отправилс€ поразвлечьс€ в дикие псковские леса охотой. ѕожелав переправитьс€ на другой берег реки ¬еликой, он подозвал юношу, проплывавшего мимо на лодке.  аково же было его удивление, когда »горь обнаружил, что везет его удивительной красоты девушка.  н€зь немедленно воспылал похотью к чудесной незнакомке и стал склон€ть ее к греху. Ќо ќльга отказала »горю, причем сделала это столь искусно, воззвав к его кн€жеской чести, что умудрилась не только не обидеть »гор€, но и надолго запомнитьс€ ему.  огда пришло врем€ кн€зю выбирать невесту, то в  иев собралось несчетное количество претенденток на роль «первой сударушки», но »горь вспомнил «дивную в девицах» ќльгу и послал за ней брата своего ќлега. “ак, разочарованным девушкам пришлось возвращатьс€ в родные земли, а ќльге отправл€тьс€ к великому престолу.



"ѕерва€ встреча кн€з€ »гор€ с ќльгой" ¬асилий —азонов   

  Ќеизвестно, сто€ло ли за решением кн€з€ Ѕожье провидение, или случай, или сам »горь был столь умен, только ќльга скоро вз€ла все кн€жеское хоз€йство в свои цепкие, белые ручки. ѕалаты жены на высоком берегу ƒнепра прозвали ќльгиным городком, и незаметно сюда из  иевского »горева двора переместилс€ центр государственной жизни древней –уси. ћуж частенько отсутствовал, провод€ врем€ в боевых походах, а ќльга споро разбиралась в политических интригах, принимала послов, крепким кулаком собирала жалобщиков, наместников и даже дружинников. »горь, как видно, не слишком противилс€ сильной жене, а, скорее всего, и рад был переложить т€желое брем€ власти на плечи супруги. ∆или они счастливо, что называетс€, к в€щему удовольствию друг друга «разделив сферы вли€ни€»: на войне предводительствовал »горь, а внутренней жизнью руководила ќльга.



  ¬ернувшись из очередного похода на греков, »горь стал счастливым отцом: родилс€ сын —в€тослав. Ќо радость семейной жизни была недолгой: вскоре »горь был убит древл€нами. Ѕо€сь мести, убийцы решили умилостивить вдову новым замужеством: такой вид пока€ни€ частенько практиковалс€ в старину. ќни отправили послов к ќльге с предложением вступить в брак не с кем иным, а с правителем древл€н ћалом. —егодн€ трудно сказать, что в первую очередь руководило великой кн€гиней — скорбь по мужу, государственные соображени€ либо же просто желание отомстить, но она весьма жестоко обошлась с посланниками. —делав вид, что она согласна вступить в переговоры по поводу замужества, ќльга встретила гостей ласково: «ћне при€тна речь ваша. «автра окажу вам всю должную честь. “еперь возвратитесь в ладию свою и, когда мои люди придут за вами, велите им нести себ€ на руках». ј сама тем временем приказала выкопать на тюремном дворе, за городом, огромную €му.


" н€гин€ ќльга встречает тело кн€з€ »гор€" Ёскиз ¬. ». —урикова. 1915

  —лаб человек в своем тщеславии…  то же откажетс€ быть доставленным на руках пред «пресветлые очи» красавицы-кн€гини?  то лишит себ€ подобной чести?
Ќастало утро, и все было выполнено по кн€жескому слову. ѕослы, не чу€ худого, чинно восседали в ладье, плывшей на людских плечах.  огда же сбросили их в глубокую €му, спросила ќльга: «’ороша ли честь?» «аживо похоронила кн€гин€ первое посольство древл€н, а второе сожгла в бане.
Ќо и этих кровавых расправ показалось мало ќльге. ¬первые она самолично предприн€ла попытку руководить военными наступлени€ми и, как многое другое, осада древл€нской столицы »скоростен€ удалась кн€гине. ѕ€ть тыс€ч вражеских воинов были убиты в день тризны по »горю у стен столицы. ј город »скоростен€ она сожгла, по легенде, прив€зав к ногам птиц гор€щую паклю. “ак кн€гин€ пресекла вс€кие попытки самовольства в родной вотчине и воцарилась полновластной хоз€йкой в земле –усской.



  Ћетописи, расписыва€ злоде€ни€ ќльги в отношении непокорных, вс€чески отмечают мудрость и милость правительницы к своим подданным. Ќа следующий год после древл€нского похода велика€ кн€гин€ отправилась на —евер, в Ќовгородчину, учредила там государственные дани, разделила землю на «погосты», по-нашему области, и, как повествует ∆итие: «…управл€ла кн€гин€ ќльга подвластными ей област€ми –усской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в руках власть и мужественно оборон€€сь от врагов».


" рещение кн€гини ќльги в  онстантинополе" јкимов »ван.1792г

  –усь росла и укрепл€лась. —троились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. —ама кн€гин€, не пожелав больше выходить замуж и с кем бы то ни было делить власть, по-прежнему проживала в ќльгином городке, окруженна€ верной дружиной. ƒве трети собранной дани, по свидетельству летописца, она отдавала в распор€жение киевского веча, треть€ шла на военные цели.  о времени правлени€ ќльги относитс€ установление первых государственных границ  иевской –уси. Ѕогатырские заставы, воспетые в былинах, начинались с ќльгиных указов. „ужеземцы устремл€лись в √ардарику (страну городов), как называли они –усь, с товарами. —кандинавы, немцы охотно поступали в русское войско. –усь именно при ќльге стала великой державой.
   ”крепив государство новыми пор€дками и верными людьми, велика€ кн€гин€ все чаще стала обращатьс€ к собственной душе. »звестно, что, когда отход€т внешние проблемы, с особенной силой подступают внутренние. » если первые — бренны, то вторые — вечны. «ќльга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждени€м земной де€тельности, видит близкий конец ее пред собою и чувствует суетность земного величи€…» — писал  арамзин в «»стории государства –оссийского». ”вещевани€ проповедника √ригори€ из ¬изантии легли, как видно, на благодатную почву. ќтеческие €зыческие божки молчали и ничего дельного не могли посоветовать м€тущейс€ ќльгиной душе, зато заповеди ’ристовы очищали сердце, давали успокоение, заставл€ли задумыватьс€ о законах существовани€.
—делав свой выбор, велика€ кн€гин€, однако, и в вопросах веры оставалась прежде всего владычицей мощного государства. ѕоручив  иев подросшему сыну, ќльга отправилась с большим флотом в  онстантинополь. ƒревнерусские летописцы называли это де€ние кн€гини «хождением», оно соедин€ло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества –уси. — великой честью прин€ли ќльгу в ÷арьграде. “аинство ее крещени€ совершил патриарх  онстантинопольский ‘еофилакт, а восприемником от купели был император ¬изантии  онстантин Ѕагр€нородный.


" н€гин€ ќльга.  рещение" —ергей  ириллов.

ќле

—реди мирских кумиров и знамен,
∆ивой родник – питает им€ "ќл€",
—уровость древних кн€жеских времен,
» звон копыт по утреннему полю…

ѕо вечности, как –одина, как –усь,
 ак шум реки, как шелест листопада,
¬ нем есть весны задумчива€ грусть
» легкий шепот утреннего сада.

¬ нем жизнь, и свет, и слезы, и любовь,
» роскошь разгул€вшегос€ лета,
»з глубины веков идущий зов,
» песн€, что пока еще не спета.

¬ нем буйство ветра, полноводье чувств,
¬осход зари задумчивый и строгий,
Ќадежды свет, потерь щем€щий груз,
» чьих-то грез зовуща€ дорога.

–оман ћаневич

   ¬  иев ќльга вернулась с иконами, богослужебными книгами, а главное, — с твердой решимостью обратить свой народ в христианство. ќна воздвигла храм во им€ св€тител€ Ќикола€ над могилой јскольда — первого киевского кн€з€ — христианина. — проповедью веры она отправилась на родной —евер. ” реки ¬еликой ее посетило видение: будто с неба сход€т «три светлых луча», после чего на этом месте ќльга повелела поставить церковь во им€ —в€той троицы. — именем великой кн€гини св€зано особенное почитание ѕресв€той троицы на –уси.
Ќо обращать в свою веру, действу€, где убеждени€ми, где угрозами, посторонних зависимых людей оказалось куда легче, чем вли€ть на собственного сына. —в€тослав давно уже был «не мальчиком, но мужем». ¬ его лице ќльга и встретила неодолимое преп€тствие дл€ распространени€ христианства на –уси. ¬нешне почтительно выслушал он восхищенные рассказы матери о великолепии царьградского дворца, о чести, оказанной русскому посольству, о мудрости и праведной жизни патриарха ‘еофилакта, но подобные «бабские» глупости его интересовали мало. —в€тослав вырос добрым воином и его заботили ратные подвиги. —тоило ли тратить силы на пуст€ки, к которым склон€ла его мать. “ем более что больша€ часть дружинников не поддержала бы —в€тослава, решись он переменить веру, а враждовать с собственными товарищами кн€зю в услови€х посто€нной войны ох как не хотелось. ѕоэтому уклонилс€ —в€тослав от брака с византийской царевной и отказал любимой матушке в восстановлении существовавшей при јскольде митрополии в  иеве.



  Ќекоторое врем€ ќльга пыталась нав€зывать свою волю сыну. ќна обратилась к королю ќттону, будущему основателю —в€щенной –имской империи, с просьбой прислать епископа и св€щенников. ’отим обратить внимание читателей, что во времена ќльги разделени€ христианских церквей на латинское и греческое вероучени€ еще не произошло. ≈пископом –усским был поставлен Ћибуций, из братии монастыр€ св€того јльбана в ћайнце, но он вскоре скончалс€. Ќа его место ќттон отправил, снабдив всем необходимым, јдальберта “рирского. Ќо этот св€той отец недолго выдержал в  иеве, увидев, что все его старани€ по обращению русских €зычников напрасны. Ќа обратном пути в √ерманию проповедническа€ мисси€ была разгромлена. —егодн€ православные богословы вид€т в этих событи€х божий перст — неудача св€торимских епископов оградила –усь впоследствии от католического вли€ни€.

¬еликий кн€зь —в€тослав, целующий мать и детей своих по возвращении с ƒуна€ в  иев¬еликий кн€зь —в€тослав, целующий мать и детей по возвращении в  иев.  јкимов, 1773

   —поры относительно веры, однако, не мешали добрым отношени€м между матерью и сыном. ѕо-прежнему с ќльгой считались в государственных делах, обращались к ней в случае прин€ти€ важных решений, а кн€гин€, как люб€ща€ мать и мудра€ женщина, помогала —в€тославу в политике и утешалась его военными победами. —в€тослав же крепко держал удачу в руках — разгромил ’азарский каганат (сильнейшего врага –уси), сокрушил ¬олжскую Ѕолгарию, вз€л восемьдес€т городов по ƒунаю. Ќо болело материнское сердце, чу€ скорую беду. —в€тослав в своих мечтах вознесс€ слишком высоко, вознамер€сь создать –усскую державу от ƒуна€ до ¬олги. ќльга понимала, что при всем мужестве и отваге дружинников сына им не справитьс€ с древней империей ромеев. Ќо какой же сын, познавший успех, слушает старую мать?

 

   ¬ последние годы жизни ќльга нашла радость в воспитании внуков. —в€тослав за военными походами давно отошел от воспитани€ детей, зато бабка всей своей мудростью вливала христианский елей в уши любимого мальчика ¬ладимира. ¬ 968 году  иев осадили печенеги, ќльга и малолетний кн€зь подверглись смертельной опасности, но худа без добра не бывает. Ќа помощь из ѕере€славца-на-ƒунае, где поселилс€ теперь —в€тослав, оставив город предков, поспешил «блудный сын». ѕеченеги были обращены в бегство, а т€желобольна€ ќльга уговорила сына не покидать  иев до ее кончины.
—в€тослав исполнил сыновний долг до конца. ќн не только осталс€ у постели умирающей, но похоронил ее по христианскому обычаю — так как просила ќльга.
ƒело бабки, как известно, завершил ее любимый внук ¬ладимир, крестив –усь. ќн же перенес мощи ее в ƒес€тинную церковь ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы в  иеве. ј сын —в€тослав был убит, в конце концов, печенежским кн€зем  уреем.  урей отсек голову —в€тослава и из черепа сделал себе чашу, оковал ее золотом и во врем€ пиров пил из нее.
   ¬ 1547 году равноапостольна€ ќльга была канонизирована. –ассказывают, что над гробницей св€той ќльги было окно, и если кто с верой приходил, то видел через оконце мощи, а некоторым даже открывалось си€ние над ними, ну а маловерующие, как ни всматривались, могли лишь разгл€деть закрытый гроб.
  —в€та€ равноапостольна€ ќльга считаетс€ покровительницей –оссии и духовной матерью русского народа.

history-persons.ru2008/11/knyaginya-olga-884-965/

Ќародные обычаи, приметы, обр€ды на ќльгин день
 

24 июл€ - ќльга —еногнойка, ≈фимь€ —тожарница,
ќфимь€  омарница, —традница

«ќльга - на поле подмога». Ќадо было не упустить врем€, воврем€ убрать рожь с полей, чтобы большие росы не загноили сена. ¬сем миром выходили на жатву.

ќльге молились о хорошей погоде, о милосердии к жницам, о том, чтобы дала она им врем€ закончить свой работу. ѕору эту называли «страдно-грозовой», потому что во врем€ страды часто бывали грозы.

¬сем миром жнут. » др€хлым старикам не врем€ кр€хтеть - надобно о хлебе радеть. —и€ние —тожар предвещает удачную страду. —тожарами называют большую медведицу.

√овор€т, рос когда-то на земле, пр€чась в самых затаенных уголках леса, удивительный цветок с мелкими красными лепестками и называли его - стожар. Ѕывало, забредет в чащу лихой человек и ну рубить да крушить все вокруг: деревце молоденькое ему под руку попадет - с корнем вырвет, на гнездо пичужье наткнетс€ - тот час разорит, траву на пол€нах лозиной посечет...


" ∆атва" ¬алериан  аменев. 1865.
 

ƒа мало ли что. Ќаказани€-то ждать не от кого, молчалив, терпелив, покорен батюшка-лес. јн нет!  ак репей, вцепитс€ в складки его одежды маленький —тожар, а ночью загоритс€ €рким пламенем и спалит избу. «а это его в народе не только стожаром но и огненосцем называли, а еще - цветком аленьким.

ј на небе, по мнению предков наших, свои стожары были. ’от€, почему были, они и сейчас свет€т нам с высоты, погл€дыва€ да провер€€, все ли на земле спокойно да ладно. “олько не —тожары их теперь называют, а Ѕольшой ћедведицей. ѕод защитой этого созвезди€ живет себе припеваючи сам лесной хоз€ин - медведь.  оторый, к слову будет сказано, в незапам€тные времена был —тожарами за воровство сурово наказан и сейчас лишь летом куролесит, а зимой - спит.

¬прочем, люди, сведущие в подобных вопросах, утверждали, что медведи - вовсе не звери, а оборотни, прин€вшие медвежье обличие за свое негостеприимство и жадность. » что будто бы были так жестоко наказаны жители целой деревни, не пустившие переночевать старого, немощного человека. ќттого, мол, и ход€т медведи, как люди, имеют глаза человеческие, люб€т мед, водку и сп€т на боку. ƒа и —тожары не только лесным великанам благовол€т, но и охотникам. ѕотому и не нападают на них медведи, разве уж какой-нибудь совсем от рук отбившийс€.

¬о все времена наде€лись охотники на помощь и благосклонность своего созвезди€. ј уж в день —в€той ≈фимии - стожарницы никто без добычи не оставалс€. » только разве что дл€ верности запасались они јдамовой травой, которой в ¬еликий четверг полагалось ружь€ окуривать. ј отправл€€сь на охоту, не забывали и о заветных словах, принос€щих удачу; «¬ чистом поле, в темном лесе, в тумане превеликом есть птица полетуша, есть серые гуси, сизые ути. ” них бы крыль€ подломились, перь€ оборвались, сами бы опустились и сели бы на бугор высокий, чтобы мен€, раба Ѕожи€ (им€), не видели и стрельбы моей не слышали, и долетела бы до них дробь, как вольное перо».

• ≈сли гром в постный день - будет хороший улов рыбы.
• √лухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню.
• ћного комаров - готовь короб на €годы.
• ћного мошек - готовь по грибы лукошек.
• ≈сли на ќльгу €рко звезды си€ют - к удачной охоте на медвед€.

abc-people.comshop/olga_princess.htm

ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



ампель   обратитьс€ по имени —реда, 24 »юл€ 2013 г. 11:36 (ссылка)
”дачной охоты на медвед€! —пасибо,“ома!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 27 »юл€ 2013 г. 22:28ссылка
 уда уж мне на медвед€! я теперь и муху не обижу
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 »юл€ 2013 г. 22:50 (ссылка)
ќльга одна из первых кн€жеских особ по€вилась в ≈вропе и учила культуре, начина€ с элементарной гигиены...
„итала о ней исторический роман (мама очень историей увлекалась).
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 27 »юл€ 2013 г. 22:32ссылка
’ороша€ мама - умна€! я только к старости историю зауважала! ј ќльга всЄ таки очень жестока€!
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 28 »юл€ 2013 г. 20:21ссылка
—огласна! ¬ремена, нравы, воспитание, назначение...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку