-Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49931

«Весна ...» охватила музыкальный мир

Четверг, 20 Июня 2013 г. 12:40 + в цитатник



Мариинка отпраздновала юбилей «Весны священной» Стравинского

«Весна священная» в постановке Саши Вальц – еще одна из бесчисленных интерпретаций балета Стравинского. © Пресс-служба Мариинского театраВ 2013 году весь мир отмечает столетие со дня постановки балета Стравинского «Весна священная» в дягилевской антрепризе. Музыка – одна, трактовок – невероятное множество: в одной из ирландских трупп хореограф Майкл Долан, например, надел на героев маски кроликов (весна же, время любви), в Перми режиссер Ромео Кастеллуччи собирается устроить на сцене бурю, где главным действующим лицом будут спецэффекты. Мариинка поступила совершенно в духе Дягилева, который некогда претендовал на художественное руководство этим театром. В один вечер объединила две «Весны» – ту самую, «юбилейную», придуманную Вацлавом Нижинским, и новенькую, поставленную по заказу Мариинки Сашей Вальц. Их можно будет увидеть на новой сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей», генеральным спонсором которого является банк ВТБ. Совместный проект ВТБ и «Ленты.ру» «Неспящие в Мариинке» рассказывает об этих двух постановках.        



Первая «Весна»

«Реконструкция» знаменитой постановки в хореографии Нижинского появилась на сцене Мариинского театра в 1987 году. © РИА Новости, Алексей Даничев«Весна» Нижинского впервые появилась в Мариинке в 2003 году – американские исследователи Миллисент Ходсон и Кеннет Арчер, потратившие полжизни на реконструкцию давнего балета, перенесли в Петербург сделанный в 1987 году в Штатах спектакль. Труппа разучила его со всей тщательностью – и нынешним танцовщикам было так же непросто осваивать текст, как тем артистам императорских театров, что Дягилев вывозил в Париж. Потому что основы классической хореографии остались прежними: важна «выворотность» стопы, манера ставить пятки вместе – носки врозь, а Нижинский, сочиняя свой спектакль век назад, «завернул» ноги артистам, заставил их косолапить. Ему это было нужно, чтобы создать эффект разрыва времени: когда в классическом балете одинаково изящно двигаются фараоны и двор Людовика XVI-го – зритель автоматически относится к эпохе как к условности. Вот я в кресле – вот мои современники на сцене, играющие в принцев и принцесс. Нижинский выдернул зрителя из кресла и швырнул в дремучий лес, где все незнакомо и где человеческое жертвоприношение вовсе не похоже на картинные балетные смерти.

«Нижинский выдернул зрителя из кресла и швырнул в дремучий лес, где человеческое жертвоприношение вовсе не похоже на балетные смерти».

Нет, никакого натурализма, упаси бог – да, ноги завернуты, но декорации и костюмы сотворены Николаем Рерихом, и вместо естественно-грязной первобытной деревни вырастает величественный миф о ней. Стерты века галантных танцев; происходит возвращение к танцу ритуальному, когда в движении люди обращались к богам и тайным силам. Для Нижинского это было важно: речь вообще-то шла о том, что такое его профессия. Не позирование на сцене для дам и господ, но яростный диалог с Создателем, когда за равность интонации платишь жизнью. И о роли случайности-неслучайности в судьбе: вот вытолкнули тебя из круга ровесников в звезды (как выталкивают в спектакле девчонку, выбирая ее на роль жертвы, которую должна принести община Земле для обеспечения хорошего урожая) – и ты отчаянно прыгаешь, пока не свалишься замертво. Незамысловатый флирт, демонстрация нарядов, мудрая старость – все это для других жителей деревни, для тех, кому не так повезло. А ты прыгаешь в ужасе и экстазе – и падаешь. Нижинский в этой «Весне» поговорил о своем настоящем и предсказал будущее – до «спора с богом», ссоры с Дягилевым, после которой жизнь танцовщика и балетмейстера пошла вразнос, оставалось всего три месяца.



Немецкий взгляд

Костюмы к постановке Нижинского созданы Николаем Рерихом. Вместо первобытной деревни вырастает величественный миф о ней. © РИА Новости, Алексей ДаничевСаша Вальц, которую Валерий Гергиев пригласил поставить новую версию спектакля, решила поговорить на сцене не о себе лично, но о человечестве как таковом. Быть может, потому, что чудовищных сломов и поединков-споров со Всевышним в ее жизни не было. Было детство в Карлсруэ и занятия в школе современного танца, куда пятилетнюю еще беспокойную девчонку отдали благополучные родители – просто чтобы расходовала энергию, не разносила квартиру. Было пришедшее спустя десять лет понимание, что, пожалуй, танцем ей хочется заниматься профессионально – и более сосредоточенная учеба в Нидерландах, главной стране, производящей современных танцовщиков. Увлечение американским постмодерном и пара лет, проведенных в Штатах; создание собственной компании Sasha Waltz & Guests; пришедшее мировое признание и контракты на постановки во многих громких театрах (с Валерием Гергиевым она, в частности, встретилась в Парижской опере, когда ставила «Ромео и Джульетту» на музыку Берлиоза). Ей недавно исполнилось пятьдесят, а больше сорока не дашь; планы на будущий сезон утверждены, на несколько лет вперед продуманы. Никакого внутреннего раздрая и диалогов с бездной – она знает, что в некоторые споры лучше не вступать. На мир она смотрит взглядом хроникера – что не исключает сочувствия, но граница отчетливо существует.

Постановка Саши Вальц – это сумрачный мир, куча серого праха на сцене, неяркие платья актеров. © Пресс-служба Мариинского театраЗа этой границей – сумрачный мир, возникший на сцене Мариинского театра. Куча серого праха посередине, неяркие платья актеров. С колосников свешивается какая-то острая штуковина – в начале спектакля она почти не видна, к финалу опускается до полу. Более всего это похоже на снятую с гигантским замедлением золотую молнию: вместо того чтобы рухнуть вниз и впиться в сцену, она опускается медленно и неизбежно. Торопивший жизнь Нижинский говорил о быстрой реакции богов; Вальц – о неотвратимой.

Спектакль Вальц, который никому не придет в голову назвать классическим, тем не менее апеллирует к классике. В застывающих на секунду позах – отсылки к древней скульптуре; другое дело, что позы эти мгновенно рушатся и человеческая толпа несется по сцене освобожденно и дико. И, собственно говоря, воссозданная Вальц история, которую мы можем лишь вообразить, поскольку у спектакля нет никакого либретто (с неловким жестом мужчины, что прикладывает ладонь к животу женщины, а защитить ее не сможет, с агрессией толпы, с финальным порывом Избранницы к «молнии»), – это история о конце века «Весны священной», о закрытии самого этого сюжета. Приходят другие времена, для артиста чувствовать себя Избранником нелепо и смешно, и лучший способ все закончить – вынудить бога тебя убить. А Саша Вальц посмотрит сочувственно и зафиксирует эту историю.

Две музыки

Спектакль Вальц никому не придет в голову назвать классическим. Екатерина Кондаурова в роли Избранницы. © Пресс-служба Мариинского театраИ недаром «Весна священная», которую играет один и тот же мариинский оркестр под управлением Валерия Гергиева, по-разному звучит во время двух спектаклей. Когда идет балет Нижинского – из оркестровой ямы громыхает весна, впечатляющая мощь природы, что существует и будет существовать вне зависимости от того, есть ли люди на планете. Когда же приходит очередь спектакля Вальц, музыка звучит осторожнее (насколько это возможно для маэстро Гергиева) и нежнее, иногда стихая совсем (хореограф сделала паузу – некоторое время танцы идут в тишине). Музыка тоже в первом случае соучастник, во втором – наблюдатель: Гергиев отлично чувствует разницу во взгляде хореографов на мир.

Потому, наверно, маэстро и собирает два балета в один вечер – хотя в момент премьеры версию Саши Вальц сопровождал баланчинский «Блудный сын». Впервые такой дуэт («Нижинский-Вальц») Гергиев показал 29 мая, когда на сцене парижского Театра Елисейских полей открывал гастроли Мариинского театра. Во второй раз это произойдет на фестивале 22 июня. Когда в третий – неизвестно, сложная, физически выматывающая артистов версия Нижинского до того появлялась в репертуаре раз в год. Поэтому пропускать нынешний показ не стоит. Конечно, вряд ли ожидание «Весны» затянется еще на сто лет, но до следующего года – вполне может.

http://vtbrussia.ru/culture/gamt/star/news/Dve-ves...mp;amp;utm_medium=vtbrussia.ru

«Весна священная» в театре Елисейских полей

«Весна священная» Нижинского © Vincent Pontet/ Wikispectacle

«Весенняя» эпидемия охватила музыкальный мир. Кажется, все возможные варианты, постановки, транскрипции и записи «Весны священной» вынуты из запасников. Благодаря многочисленным фестивалям, концертам, публикациям, аудио и видео трансляциям, как и из курса истории музыки (для тех, кто его учил), всем известно, что

в этом году празднуется столетие знаменитого балета Игоря Стравинского.  

Но так же в этом году отмечается юбилей (та же круглая дата) столь симпатичного и уютного театра Елисейских полей, как и столетие знаменитого скандала на его сцене 29 мая 1913 года. В свой юбилейный сезон театр, разумеется, не мог обойтись без того, что, в своё время, создало ему репутацию заведения актуального и даже радикального.

Фестиваль-завершение юбилейного сезона, фестиваль «Весны священной» стартовал 29 мая презентацией «Весны» в оригинальной версии Вацлава Нижинского в первом отделении и недавно созданной по заказу Мариинского театра постановки Саши Вальц (премьера состоялась 15 мая в Санкт-Петербурге) во втором.

Оба спектакля игрались и танцевались оркестром и балетной труппой Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Словно привлечённая ароматом старого скандала, а может быть блестящей репутацией труппы Мариинского балета (во Франции слова «русский балет» вызывают магическое действие), оркестра, маэстро, не суть чем, но возбуждённая публика переполнила театр в продолжение всех трёх дней представления. Не часто в кассах этого театра не остаётся ни одного билета, не часто они закрыты с горестной надписью — билетов нет, и уж совсем, совсем не часто на подступах к театру в метро (!) бродят сумрачные личности с картонками «ищу билет».

Но все те счастливцы, которым удалось миновать «юбилейные» двери, подтвердят, игра стоила свеч, ажиотаж обоснован.

Стоило придти заранее, чтобы проштудировать программку — юбилейный талмуд, в котором, судя по всему, содержится вся информация, существующая по данному балету — сюжету, постановкам, тому что было, что есть, по слухам, анекдотам и историям, по реконструкции, костюмам, хронологии — всему. Ну и заодно по маэстро Гергиеву, танцорам и оркестру Мариинки. Откровенно говоря, прочитав всё это, ощущаешь себя живой энциклопедией.

Постановка Саши Вальц

Итак, 29-31 мая, 2013 год — атмосфера восторженного ожидания, приправленная воспоминаниями о буйстве 1913 года. Всякий раз, слушая музыку Игоря Стравинского, удивляешься её мощи. А присутствуя при полной версии с декорациями Николая Рериха и хореографией Вацлава Нижинского испытываешь полный катарсис.

Ошарашенные зрители даже не зразу начинающие аплодировать, поражённые силой того, что только что было частью их жизни, разумеется, устраивают овацию и выплескиваются бурлящей массой в коридоры театра. Вот только...

Зря, ох зря поставили версию Саши Вальц после Нижинского.

Это был заведомо проигрышный вариант. Никто не говорит — версия Вальц плоха, что в ней мало энергии, но ей не сравниться с оригиналом. Она могла бы понравиться, если смотреть её первой. И пусть бы хронология была нарушена, но зато напряжение — сохранено, а ведь это важнее.

Версия Саши Вальц очень женственная, красивая. Но... несколько бессмысленная, чересчур эстетская.

После Нижинского кажется, что она вообще ничего не поняла в славянской культуре и музыке Стравинского в частности. В славянской культуре потому, что не думать о ней после того, что ты только что увидел в первом отделении невозможно. При этом хореография Саши Вальц вызывает странное ощущение, что постановщица находилась под глубоким влиянием оригинала. Её балет не пародия, но «Нижинский — сегодня». При этом, повторюсь, если смотреть его отдельно или первым по счёту, он бы, скорее всего, вызвал положительную реакцию.

Постановка Пины Бауш © Zerrin Aydin Herwegh

Однако танцевальная эстафета на современности не завершилась и

5 июня вниманию зрителя была предложена ещё одна версия — Пины Бауш

(без живой музыки, запись Пьера Булеза 1969 года). На неё попасть было уже значительно проще, кассы были открыты, в метро спокойно и мирно текла ежевечерняя жизнь, не нарушаемая любителями искусства.

В эти три дня (с 5 по 7 июня) «Весна» танцевалась одна, но зато перед ней проектировался фильм о репетициях «Великой священной пляски», где можно было увидеть работу Пины Бауш. Вот уж кто стоит совершенно отдельно, не попав ни под чьё влияние. Кого можно было бы дать в один вечер с Нижинским.

Это два антипода:

первый — чуждость и необузданность, дикая сила, балет, где, по словам одного из французских критиков начала 20 века «нет ни одного красивого движения», а вторая — близость и понятность, воплощение красоты и любви, несмотря на жестокость и жёсткость происходящего на сцене.

Если декорации Рериха очаровывают глаз красками, то постановка Бауш (декор — Рольф Борзик) — полумрак и засыпанная коричневой землёй сцена (почему-то крайне притягательно и любопытно было смотреть, как её привезли в «мусорных» контейнерах, высыпали и граблями разровняли по сцене).

Постановка Пины Бауш. Фото: Ulli Weiss

Разнообразие костюмов там и бело-коричнево-чёрные простейшие одежды здесь, с одним пронзительным алым пятном сарафана Избранной. Земля, мало по малу оставляющая свои следы на лицах, торсах и одеждах исполнителей... Никакого отношение к славянской культуре, Нижинскому и прочему.

Натуральность и психологичность, правдивость и красота.

Несмотря ни на что, версии стоят того, чтобы увидеть их, все три. Три видения мира, три времени, они словно бы меняют зрителя, делают немного мудрее. Три «Весны» почему-то заставляют задуматься о греческом театре, о празднике Великих Дионисий и об идее очищения через искусство. Ну и особенно приятно, возвращаясь после спектаклей, в метро отмечать людей, углублённых в программки и, показывая свою, смеяться и обмениваться впечатлениями, чувствовать себя «среди своих».

По концепции дирекции театра, главная идея фестиваля «Весны священной» заключалась в том, чтобы представить эволюцию, как балета, так и времени и публики и театра. Начало и сегодняшний итог в один день, версии Вацлава Нижинского и Саши Вальц. Путь между ними в виде хореографии Пины Бауш. И много-много разнообразных чисто музыкальных интерпретаций, предложенных театром до самого конца июня (как оркестровых, так и транскрипций). «Весна» оптом.



Любопытно, что «весенняя лихорадка», начавшись в Москве (апрельский фестиваль в Большом театре), затем добралась до своей «исторической родины».

http://www.belcanto.ru/media/images/publication/13061902.jpg

(1/4) Декорация Николая Константиновича Рериха к балету «Весна священная» (1913)
Декорация Николая Константиновича Рериха к балету «Весна священная» (1913)
Рубрики:  композиторы и дирижёры
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям



Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Четверг, 20 Июня 2013 г. 22:50 (ссылка)
Красиво, что ни говори! Какой пафос! Какие декорации! А движения?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2013 г. 21:50ссылка
И к тому же какие возможности у балетмейстеров для интерпретаций! Спасибо, Сергей!
ОльгаВлади   обратиться по имени Пятница, 21 Июня 2013 г. 00:22 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо Тамара. Я о Весне уже ничего не помню. Буду внимательно читать дома.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июня 2013 г. 21:53ссылка
А у меня она уже из ушей лезет! Нравится, конечно, мне это разнообразие! Спасибо, Оля за отзыв!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку