-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49925

—травинский (1882 - 1971). Ђ—овЄнок и кошечкаї

ѕонедельник, 17 »юн€ 2013 г. 16:09 + в цитатник
  «я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у мен€ слог русский. ћожет быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в еЄ скрытой природе ...».

   ¬ творчестве »гор€ —травинского были настолько разные периоды, что его сравнивают с ѕабло ѕикассо. ќт «ћогучей кучки» он перешел к «ћиру искусства», от неоклассицизма к серийной технике. 

—травинский родилс€ в ќраниенбауме, потом получил французское гражданство, которое сменил в последствии на американское.
ѕокинув –оссию после первой мировой войны, »горь —травинский вернулс€ лишь в 62-м, чтобы дать концерты в ћоскве и ѕетербурге.

¬ 41-м году композитор сделал аранжировку американского гимна, за что получил выговор - по массачусетским законам запрещаетс€ вс€кое самовольное обращение с национальной собственностью. “ем не менее, эта обработка была издана в —Ўј, а спуст€ 20 лет выпущена на пластинках в исполнении хора Toronto Festival Singers и оркестра CBC под управлением —травинского.
http://www.facebook.com/tvcenter?hc_location=timeline   


«—овЄнок и кошечка»
Ёто не стать€, а п€тнадцатиминутный доклад на учебной конференции в рамках предмета "музыкальна€ литература". ¬ устном изложении многим понравилось.   
   амерно-вокальные жанры занимают скромное положение в творчестве —травинского: двадцати названи€м легко затер€тьс€ в обширном перечне симфонических, хоровых, камерно-инструментальных произведений разнообразных жанров. —корее можно сказать, что камерно-вокальное творчество сопутствует более крупным произведени€м. «“ри стихотворени€ из €понской лирики» создавались одновременно с набросками оперы «—оловей», вокальные циклы на русские народные тексты были написаны в Ўвейцарии — они примыкают к «Ѕайке…», «»стории солдата» и «—вадебке».

 
 
». —травинский.  Ѕалет «—¬јƒ≈Ѕ ј» ’ореографи€ Ћарисы јлександровой 
 
 

 
  Ќа тридцать с лишним лет вокальна€ лирика уходит из творчества —травинского. “олько в 1953, уже завершив  антату на староанглийские тексты и оперу «ѕохождени€ повесы», укоренившись в англо€зычной традиции, —травинский сочин€ет «“ри песни из ¬иль€ма Ўекспира». «“раурные каноны и песнь пам€ти ƒилана “омаса», «Ёлеги€ ƒж.‘. .», в свою очередь, наход€тс€ в контексте мемориальных произведений позднего периода.
«—овенок и кошечка», опус вроде бы незначительный, заслуживает внимани€ уже потому, что €вл€етс€ последним произведением —травинского. ѕесн€ была написана в 1966 году, она посв€щена «¬ере», то есть ¬ере јртуровне —травинской, второй жене композитора. Ќа вопрос –оберта  рафта об истоках этого произведени€ —травинский ответил: «Ёто музыкальный вздох облегчени€, вырвавшийс€ после ««аупокойных песнопений» (реквием в моЄм возрасте слишком задевает за живое), — опус, сочиненный с такой быстротой, что, по-видимому, вынашивалс€ одновременно с предыдущим произведением».
Ћюбопытно, что сначала композитор познакомилс€ с французским переводом этого текста, а потом уже обратилс€ к оригиналу. —тихотворение Ёдварда Ћира «The Owl and the Pussy-Cat» — один из классических образцов поэзии нонсенса, этого чисто английского литературного €влени€. ѕоэт и художник Ёдвард Ћир прожил долгую и нелЄгкую жизнь (родилс€ он в 1812 году, умер в 1888). ≈го стиль, сюжеты оказали вли€ние на творчество Ћьюиса  эрролла, на французских сюрреалистов, русских обэриутов. Ћучшие стихи Ћира наивны и серьезны во всех своих нелепост€х и совсем не пародийны по сути. ¬ частности, очень важную роль в поэзии Ћира играет тема странствий. Ѕаллада «—овЄнок и кошечка» эту тему раскрывает не столь показательно, как, скажем, знаменита€ истори€ джамблей, отправившихс€ в плавание на решете. Ќо истори€ совЄнка и кошечки наполн€етс€ удивительной лирикой — светлым, как будто детским чувством. ¬от как выгл€дит это стихотворение в «классическом» переводе ћаршака:
 от и —ова,
ћолода€ вдова,
ќтправились по морю в шлюпке,
¬з€в меду в дорогу
» денег немного
(„тоб за морем делать покупки).
—ова, погл€дев на луну,
Ќа волну,
«апела под звон гитары:
"јх, милый мой  от, ты хорош
» пригож.
ƒавай обручимс€ - нигде не найдешь
“акой восхитительной пары,
“акой, такой,
“акой, такой,
“акой восхитительной пары".
"√олубушка! -  от
¬ ответ ей поет. -
 ак ваше прекрасно лицо!
Ќа вас, мо€ птица,
’очу € женитьс€,
Ќо где бы найти нам кольцо?"
» ночи и дни
—китались они,
ѕокуда в прибрежном лесу,
” кра€ земли,
—винью не нашли
— кольцом обручальным в носу,
¬ носу, в носу,
¬ носу, в носу,
— кольцом обручальным в носу.
- ѕродашь ли колечко иль дашь нам без денег? 
-—винь€ отвечала: - ѕродам! 
-» этим кольцом обручил их св€щенник -
»ндюк, оказавшийс€ там.
¬ тот день они ели
Ѕисквит, карамели,
ј вечером, счасть€ полны,
–ука в руке,
Ќа прибрежном песке
ѕл€сали при свете луны,
Ћуны, луны,
Ћуны, луны,
ѕл€сали при свете
Ћуны...
  „ем же подобный текст мог привлечь —травинского? ќтвет самого композитора на этот вопрос — ключ ко всему произведению: «»стоки — в трехдольном размере заглави€ … ћо€ музыка качает лодку». (  сожалению, в переводе ћаршака эта ритмическа€ пластика первой строчки утрачена. ¬ нотном приложении можно ознакомитьс€ с переводом издательства "ћузыка", оригиналом стихотворени€ и полным нотным текстом). 

ѕоначалу эта песн€ оставл€ет странное впечатление: перед нами загадка, «вещь в себе». ¬ пространстве фактуры — ничего кроме двух контрапунктирующих линий (голос и фортепиано). ќрганизуетс€ эта музыкальна€ ткань при помощи серийной техники (смотреть нотный пример: тема и четыре варианта еЄ преобразовани€). ¬ этой серии заложена вс€ пьеса. —ама по себе мелоди€ серии весьма выразительна: первые 6 звуков отражаютс€ в следующих, как в кривом зеркале, что создаЄт некоторую загадочность, ощущение "мерцани€". ¬ вокальной партии композитор обыгрывает интервальный состав серии, превраща€ тему в мелодическую фигурацию. Ѕыть может, здесь действует приЄм остинатной ротации, найденный композитором ещЄ в балете «∆ар-птица»?...



  Ћинии голоса и фортепиано в произведении не взаимодействуют, а развЄртываютс€ параллельно (можно сказать, музыка плывЄт в неизвестном направлении подобно геро€м песни). ѕри этом складываетс€ €сна€ (по крайней мере, слышна€) форма из четырЄх куплетов: начало каждого из них обозначаетс€ проведением серии в еЄ первоначальном облике. ¬ыдел€етс€ даже некий устой («полюс», по терминологии —травинского) — звук «ре». Ѕлагодар€ такому применению серийной техники можно услышать, что музыка вовсе не плывЄт в неизвестность, как нам сначала показалось, а кружитс€ в замкнутом пространстве!»менно поэтому «путешествие» так невозмутимо заканчиваетс€ ракоходным возвращением к звуку «ре», хот€ могло бы продолжатьс€ бесконечно… —травинский передал музыке сущность поэзии нонсенса: игру словами, ощущение бессмысленности как высшей формы смысла. „то это — внутренн€€ простота при внешней сложности, а может быть, наоборот?..
  «—овЄнок и кошечка» заставл€ет вспомнить более ранние песни —травинского, посв€щенные дет€м, и его «ѕрибаутки», « ошачьи колыбельные». Ѕыло бы заманчиво поразмышл€ть о значении
этой «детскай» линии в творчестве —травинского, углубитьс€ в анализ, вы€вить неожиданный подтекст, который и самим композитором, возможно, не был осознан… Ќо всЄ это может увести слишком далеко, и тогда песн€ о совЄнке и кошечке, така€ маленька€ и така€ странна€, затер€етс€ в нашей пам€ти, как в собрании сочинений —травинского.

forumklassika.ruentry.php?b=911

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку