-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

ћихаил ¬асильевич Ќестеров (1862-1942)

ѕ€тница, 31 ћа€ 2013 г. 21:15 + в цитатник

  ћихаил ¬асильевич Ќестеров, молодой художник из далекой ”фы, ворвалс€ в художественную жизнь –оссии смело и стремительно. ≈го картина "¬идение отроку ¬арфоломею" стала сенсацией 18-ой ѕередвижной выставки в ћоскве.

ёношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбыватьс€. ≈го отец полушут€ говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены ѕавлом ћихайловичем “реть€ковым, знаменитым московским коллекционером. ѕопасть в “реть€ковскую галерею значило больше, чем иметь академические звани€ и награды. » вот уже две картины Ќестерова куплены “реть€ковым - "ѕустынник" и "¬идение отроку ¬арфоломею".

  Ќестеров прожил долгую, восьмидес€тидвухлетнюю жизнь, большую часть которой он посв€тил искусству. «а это врем€ им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы ћосквы, —анкт-ѕетербурга,  иева,  азани, ”фы, ћинска, Ќовгорода...



Ќестеров - ƒомик в ”фе. 1884

ƒомик в ”фе. 1884

  »з учителей наибольшее вли€ние на Ќестерова оказал ¬асилий ѕеров. ≈го искусство не отличалось высоким качеством рисунка или колорита, - оно волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу. Ќестеров не может на первых порах определить свой собственный путь. ќн мечетс€, неудовлетворенный собой, и даже оставл€ет училище и поступает в јкадемию художеств в ѕетербурге. Ќо там он остро чувствует рутинность традиционного преподавани€. ѕравда, в академии в это врем€ работает замечательный педагог ѕ.ѕ. „ист€ков, но Ќестерову не по душе его система: с шутками и прибаутками „ист€ков учит серьезным профессиональным навыкам. ћолодому же Ќестерову хотелось, подобно ѕерову, заботитьс€ не о колорите, рисунке или фактуре живописи, а задеть за сердце зрител€, пробудить его ум. —ерьезное изучение вопросов техники казалось в те времена недостойным передового художника.

ѕостриг

¬еликий постриг. 1898

   артина была написана Ќестеровым под впечатлением личной драмы. ќн испытал, по его словам, "молниеносную любовь". ¬  исловодске он встретилс€ с девушкой, - она была певицей и выступала с гастрол€ми в местной опере, - и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. "„ерез веселую остроумную речь сквозил ум и кака€-то далека€ печаль. ¬ глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напр€женную думу..." - вспоминал Ќестеров. ¬скоре они уже не могли существовать друг без друга. ƒевушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. ¬ письме она объ€снила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. —вое глубокое горе Ќестеров излил в картине "¬еликий постриг". “ема ее - реквием по несбывшейс€ любви. ќн написал старообр€дческий скит, затер€вшийс€ в лесной глуши, - такие он видел на родине и в окрестност€х “роице-—ергиевой лавры. Ќа фоне пологих холмов, поросших ел€ми, сто€т дерев€нные домики - кельи монахинь. «десь же церковь, часовенка. ѕо узкой улице движетс€ медленна€ процесси€, длинна€ вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские р€сы. ¬переди - юна€ девушка в сарафане и платке, пов€занном по-старообр€дчески. Ёто композиционный и эмоциональный центр картины - девушка, юна€, чиста€, кротка€, с глубокой печалью в сердце. «а ней, словно печальное эхо, така€ же девушка в профиль. ќни еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. ћожно только гадать, несчастна€ ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его гр€зи и пошлости. «а девушками следует старуха с девочкой. ѕерва€ - воплощение примиренных страстей, втора€ их еще не испытала. ƒалее две монахини почтительно и не без подобострасти€ поддерживают властную и красивую игуменью.  омпозици€ строитс€ на перекличке вертикалей, черных, белых, т€нущихс€ к небу как стройный хорал. ¬ысокое мастерство декоративного решени€ целого соедин€етс€ здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному.  расота весенней природы вносит примир€ющие нотки в скорбную мелодию целого.

—тарый и малый

—тарый и малый

  ¬ 1903 году Ќестеров посетил —оловецкий монастырь на Ѕелом море в поисках персонажей дл€ своей картины "—в€та€ –усь". Ѕрати€ монастыр€ - кресть€не северных губерний и —ибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "— топором да пилой в лесу Ѕогу молимс€", - говорили они о себе. ¬с€ природа была дл€ них св€тым храмом. «вери и птицы здесь не бо€лись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. –аз в год монастырский собор выносил решение изловить дл€ нужд монастыр€ определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. ¬се лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановлени€, выпускали на волю.

silentium

ћолчание. 1903

  ѕод впечатлением увиденного в —оловках была написана одна из лучших нестеровских картин "ћолчание". «алив у подножи€ –апирной горы. “аинственный свет белой ночи. ¬ неподвижных водах отражаетс€ темна€, поросша€ лесом гора. —ловно эхо, повтор€ют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. —осто€ние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Ќестеровское мастерство композиции здесь про€вл€етс€ в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. ѕочти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Ќестеровым как ритм в музыке.

ќдин из лучших нестеровских пейзажей, в полной мере раскрывающий его дар поэта русской природы. Ќикто более, помимо Ћевитана, не может похвастатьс€ тем, что создал свой особый неповторимый стиль русского пейзажа, который уже никем не будет повторен.

амазонка

ѕортрет ќльги ћихайловны Ќестеровой (јмазонка). 1906

¬ портрете дочери ќльги €рко про€вилс€ нестеровский дар поэтического обобщени€ и острое чувство стил€. «амысел портрета возник случайно. ќднажды Ќестеров увидел дочь в момент возвращени€ с прогулки верхом и попросил ее остановитьс€ и попозировать так, как она была, - в амазонке и с гибким хлыстом в руке. ’удожник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в ”фе. Ќо дл€ фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав дл€ него этюд на реке Ѕелой в окрестност€х ”фы. Ќестеровым было сделано много этюдов, однако портрет он заканчивает в  иеве. “ак как ќльги не было в городе, ему позировала ≈.ѕ. Ќестерова. ¬ это врем€ была дописана нижн€€ часть картины.  омпозиционным нервом портрета-картины €вл€етс€ контраст удлиненного элегантного темного вертикального силуэта амазонки, подчеркнутого узким вертикальным форматом холста, и светлого вечереющего пейзажа, построенного на повторах горизонталей. ѕараллельные горизонтальные линии внос€т в пейзаж покой, и вместе с тем они фрагментируют портрет словно бы на отдельные кадры, сообща€ динамику статичному в основе образу. ¬ечерний пейзаж по-нестеровски элегичен. ћеркнущие розово-золотистые краски неба, отраженные в неподвижной глади реки, делают траву голубовато-зеленой, бросают холодные отсветы на романтически бледное лицо девушки. ≈ще €рче кажутс€ ее губы, цвет которых подчеркнут малиновой шапочкой. јмазонка предстает одинокой мечтательницей, с из€щной и загадочной душой, отзывчивой на красоту природы и искусства. ќна стала собирательным образом женщины "конца века". ’рупка€, утонченна€, элегантна€, сродни блоковской незнакомке, "дыша духами и туманами", она вошла в историю русского искусства как излюбленна€ героин€ символизма. ќна дополнила собой галерею замечательных образов русских женщин от "смольн€нок" Ћевицкого, героинь –окотова и Ѕоровиковского до "ƒевочки с персиками" —ерова и девушек Ѕорисова-ћусатова.

лисица

Ћисичка, 1914

  ≈ще одна картина, посв€щенна€ теме —в€той –уси, занимавшей художника большую часть жизни. ƒуховна€ чистота и оба€ние св€тых старцев позвол€ют животным (в данном случае лисе) не бо€тьс€ их и принимать еду из их рук.

Ќестеров ћихаил - ‘ленушка. 1920-е (900х856). Ќажмите дл€ просмотра в полный размер.

 "‘ленушка". 1920-е

  "Ќестеров, впрочем, только отчасти подходит к Ћевитану, —ерову и  оровину. ќн не только поэт-реалист, не только открывает в действительности вечные начала красоты и поэзии, но всей своей природой рветс€ из этой действительности, весь отдан глубоким вопросам сверхчувственного и сверхъестественного пор€дка, вопросам религии и жизни в Ѕоге."                  ј. Ќ. Ѕенуа

 art-nesterov.ru



  "ћихаил ¬асильевич Ќестеров. ќдин из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною… я думаю - он вполне исторический человек. ќдухотворение, несущеес€ из его картин, никогда не забудетс€. ќн создал "стиль Ќестерова", и тот стиль никогда не повторитс€"                                        –озанов ¬. ¬.

–аньше: ’удожник Ќестеров ћихаил ¬асильевич (1862-1942)

–убрики:  –усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



nadia_obo   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 31 ћа€ 2013 г. 21:46 (ссылка)
 акой художник!!! ясный, чистый, праведный.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 31 ћа€ 2013 г. 22:45ссылка
ƒа, много св€тых мест и св€тых людей правдиво изобразил Ќестеров!
“амара35   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 31 ћа€ 2013 г. 22:04 (ссылка)
 акие необыкновенные лица у нестеровских персонажей!—тарые или молодые,некрасивые или прекрасные-они интересны ему только тогда,когда он находит в них про€вление духовности.”же неземные лица послушниц,в них безвозвратность...ј у старцев в в глазах-доброта и любопытство-на лисичку смотр€т,как дети...ј дочь-красота в сочетании с умом и душевным из€ществом... акой портрет!
ќчень благодарна,испытала насто€щее удовольствие.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 31 ћа€ 2013 г. 22:42ссылка
—пасибо, “амара за прекрасный рассказ о нестеровских геро€х! ќчень многие картины Ќестерова мне нрав€тс€!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку