-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

  80-летию »рины јлександровны  олпаковой

ѕонедельник, 27 ћа€ 2013 г. 18:54 + в цитатник

  ¬ јмерике нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливые артисты и хореографы, ни одной серьезной балетной школы, где бы не преподавали наши педагоги                                                              »рина  олпакова

»рина  олпакова. Ѕалерина - весна (2013)
 
  ≈Є творческой судьбе могли бы позавидовать многие - последн€€ и одна из самых любимых учениц јгриппины ¬агановой, блистала на сцене вместе с –удольфом Ќуреевым и ћихаилом Ѕарышниковым, на неЄ ставили балеты ёрий √ригорович, »горь Ѕельский, ќлег ¬иноградов, Ќаталь€  асаткина и ¬ладимир ¬асилев. ¬ ней сочеталась верность традици€м классического балета и жажда эксперимента.

   ‘аине –аневской приписывают определение балета — «каторга в цветах». ÷веты, пон€тное дело, на спектакл€х, а репетиции обход€тс€ без них.  оре€нка ’и —о, одна из звезд јмериканского театра балета (American Ballet Theatre, ABT) в Ќью-…орке, €вно устала, повтор€€ бессчетное число раз сложное движение ќдетты-ќдиллии. ќна с надеждой смотрела на скамью у стены репетиционного зала, где сидел ее репетитор. »рина јлександровна  олпакова легко встала, € бы сказал, вспорхнула, и вместе с подопечной прошла отрезок сценического пути лебед€-принцессы, показыва€ правильные движени€ и комментиру€ их по-английски. ќна, конечно же, не прыгает, но легко делает плие, и даже три подр€д! Ќе раз говорено, что дл€ увлеченного человека возраст не помеха, и все же 80-летие и плие...



  —юда, в расположенный на Ѕродвее ABT, недалеко от знаменитого здани€-«утюга», легендарна€ балерина ћариинки народна€ артистка ———– »рина  олпакова почти каждый день приезжает на работу.  орреспонденту «»тогов» руководство театра любезно разрешило понаблюдать за репетицией, но беседовать там невозможно — дергают »рину јлександровну каждую минуту. » мы отправились в италь€нский ресторанчик в торгово-развлекательном комплексе Time Warner на  оламбус-серкл. —екрет плие в несгибаемом возрасте сразу же стал отчасти объ€снимым — в качестве ланча она заказала зеленый салатик и чашку м€тного ча€.



»рина јлександровна, вы подтверждаете мои худшие опасени€. ћучаете себ€ жесткими диетами?

„то вы! ƒиету не соблюдаю. ѕросто ем то, что люблю. — утра гречневую кашу. — квашеной капустой и постным маслом из русского магазина. ≈ще люблю чечевицу, творог и салаты.

—  огда танцевали — наверное, диета была суровее?

ƒа нет же, нормальный обед из трех блюд каждый день. Ќе забывайте, сколько энергии артист балета тратит на репетици€х и выступлени€х.

— —ами не готовите?

ќчень редко. »ногда варю куриный суп с овощами, но готовка занимает слишком много времени, € очень устаю. ¬ладик (¬ладилен —еменов — народный артист ———–, муж и коллега  олпаковой по сцене ћариинского театра, последние лет сорок — педагог-репетитор. — «»тоги») считает, что мне вообще не надо готовить, лучше пойти куда-нибудь поесть. ¬ладик сейчас тоже дает классы в ABT, кроме того, занимаетс€ частным репетиторством.

»рина  олпакова увер€ет, что супружеский дуэт с ¬ладиленом —еменовым сложилс€ не столько на сцене, сколько после репетиций: во врем€ спектакл€ напр€жение партнеров слишком велико, ни о каком взаимном прит€жении и речи быть не может‘ото: »“ј–-“ј——

»рина  олпакова увер€ет, что супружеский дуэт с ¬ладиленом —еменовым сложилс€ не столько на сцене, сколько после репетиций: во врем€ спектакл€ напр€жение партнеров слишком велико, ни о каком взаимном прит€жении и речи быть не может

— ѕочему в балетном мире так много супружеских дуэтов? ћне иногда приходит в голову наивна€ мысль, вы уж простите, что причина — в интимной, эротической природе самого танца. ¬се эти касани€, поддержки...

Ќе смешите. ƒа, касани€, да, поддержки, но все это чисто профессионально. Ѕалерина страшно напр€жена, ее партнер тоже напр€жен неверо€тно, почти в обмороке от усталости. ≈му нужно делать двойной поворот, ловить партнершу и поднимать на выт€нутой руке. ћысль у него одна — лишь бы не уронить. ќ какой эротике вы говорите?! ƒл€ зрител€, согласна, чувственный компонент в воспри€тии танца очень важен. ј неформальное общение в балетном мире начинаетс€ после репетиции.

— ¬ы с ¬ладиленом √ригорьевичем одновременно закончили выступать?

¬ладик немного раньше. ћужчины вообще раньше уход€т со сцены. »м надо прыгать высоко да еще девочек поднимать. ќт этой двойной нагрузки они снашиваютс€ быстрее.

— “о есть у мужчин не может быть таких рекордов сценического долголети€, как у ћайи ѕлисецкой или ≈катерины √ельцер, котора€, говор€т, выступала до 68 лет?

ј вы видели выступлени€ √ельцер на пленке? Ќет? Ќе буду комментировать... я тоже ставила рекорд, в 49 лет выступа€ в фильме-балете «—п€ща€ красавица», а за несколько лет до этого в фильме-балете «–аймонда», по которому заглавную партию разучивают в ј¬“. ’от€, честно скажу, если бы мен€ сн€ли раньше, когда € была моложе, — было бы намного лучше.

 



— ¬ам сколько было, когда вы закончили выступать?

ѕ€тьдес€т с чем-то. —ама прин€ла решение уйти. Ќоги уже не выдерживали. ”шла естественным путем, как говоритс€. Ќо пока еще танцевала, поступила в Ћенинградскую консерваторию на балетмейстерское отделение к профессору ѕетру √усеву, п€ть лет училась, получила диплом балетмейстера-репетитора.

— ¬ »нтернете € нашел про вас много вс€кого-разного. Ќапример, узнал, что о вас еще в советское врем€ вышла монографи€, причем двум€ издани€ми.

Ќу вышла. Ќаписала ее ћарина »льичева, наша бывша€ балерина  ировского, котора€ потом стала искусствоведом. ѕисала она о том, как € танцевала. Ќо это ее мнение, которое вовсе не значит, что именно так € танцевала. я себ€ знаю лучше, чем все остальные аналитики вместе вз€тые. ћне так кажетс€.

— ¬ы считаете, человек может себ€ объективно оценить?

 онечно, может. ѕричем точнее и правильнее, чем кто-либо другой. ≈сли не заноситс€ внутри, если у него нет заведомого мнени€, что он изначально лучше и красивее всех, если он профессионал и понимает специфику танцевального движени€, если он понимает музыку, образный р€д, спектакль в целом.



— Ќо разве взгл€д серьезного балетного критика не точнее, чем ваш собственный?

Ѕалетные критики очень субъективны.

— ¬ы никогда не ошибались в самооценке?

я всегда трезво на себ€ смотрела. Ѕез вс€ких котурнов. ћен€ сама жизнь развивала, заставл€ла объективно себ€ оценивать. —амокритики во мне изначально больше, чем надо. ѕоверьте, мне вовсе не надо, чтобы обо мне говорили и писали. ј на это интервью € согласилась только потому, что вас давно знаю и мне неудобно отказыватьс€.

— ¬ы редкий человек, »рина јлександровна. Ќе буду называть имена, но есть множество де€телей искусств, причем талантливых, которые обожают, когда о них говор€т и пишут, и виртуозно занимаютс€ самопиаром.

я полностью удовлетворена своей творческой жизнью и работой в театре.

— ѕосле ухода со сцены вы работали педагогом-репетитором в –оссии, в вашем родном ћариинском ( ировском) театре, и какое-то врем€ преподавали в ’ореографическом училище имени ¬агановой. ј как получилось, что в 90-е годы вас пригласили в јмериканский театр балета?

...и никуда не планировала уезжать, покуда не получила приглашение поработать в јмерике от давнего друга и партнера по сцене ћихаила Ѕарышникова‘ото: ¬алентин Ѕарановский (»Ќ“≈–ѕ–≈—— PhotoXpress.ru)

...и никуда не планировала уезжать, покуда не получила приглашение поработать в јмерике от давнего друга и партнера по сцене ћихаила Ѕарышникова

ћиша Ѕарышников там был в то врем€ директором. ћы с ћишей танцевали еще в Ћенинграде. ќдин наш общий друг пришел к нему и сказал: «—лушайте, а вы не хотите пригласить »рину?» ћиша сказал: «— удовольствием». я в то врем€ жила и работала в ѕитере. ABT предложил подписать контракт. “олько на год. “акова практика. я позвонила ¬ладику — что делать? ƒл€ мен€ риска не было — € всегда могла вернутьс€ обратно. ¬ јмерике бывала и раньше на гастрол€х, к нам в ѕитер приезжали и труппа Ѕаланчина, и другие американские балетные театры. —огласилась, хот€ понимала: одно дело — видеть их на сцене, другое дело — работать вместе с иностранными артистами.

— ѕомогало то, что во главе театра был хорошо знающий вас коллега...

”вы, когда € добралась до Ќью-…орка, ћиша как раз ушел из театра. я оказалась фактически одна, не защищена чьей-либо протекцией, без английского €зыка. ¬прочем, во всем мире балетный €зык общий. ¬сегда можно договоритьс€, объ€снитьс€. ƒа еще дочь помогла. “ать€на у мен€ художник. ќкончила ћухинскую академию, котора€ сейчас носит им€ Ўтиглица. “ать€на работает дизайнером по костюмам в ѕетербурге. “ак вот дочь по моей просьбе нарисовала человеческий силуэт и надписала, как по-английски называютс€ части тела и направление движений. Ќога, рука, вперед, назад и так далее. ¬се на практике оказалось довольно просто.

...после завершени€ карьеры там же работала педагогом-репетитором, растила дочь...‘ото: ¬алентин Ѕарановский (»Ќ“≈–ѕ–≈—— PhotoXpress.ru)

...после завершени€ карьеры там же работала педагогом-репетитором, растила дочь...

— ” дочери сво€ семь€?

ƒа, “ать€на замужем, есть ребенок, наш общий любимец Ќикитка. ќн родилс€ в јмерике, а живет в ѕитере, учитс€ менеджменту в  университете.

— ј где вы в Ќью-…орке живете?

¬ северной части ћанхэттена, р€дом с музеем-замком  лойстерс, это филиал ћетрополитен-музе€. ¬округ феноменально красивый парк. ћы каждые утро и вечер там гул€ем, любуемс€ восходами и заходами солнца. ƒает настрой на целый день. ј еще там растут георгины, мои самые любимые цветы.

— јмериканский балетный критик так описывает вас на репетиции: «ќщутим настрой великой балерины: экстатическа€ сфокусированность на творческой задаче в смеси с озорной самоуверенностью». ¬ерна€ оценка?

—кажу проще: за долгие годы € убедилась, что одни мои словесные советы и педагогические увещевани€ не помогут солисту отшлифовать партию до совершенства. Ќе показывать, не объ€сн€ть движени€ нельз€. ѕричем объ€сн€ть и в плане культурной просвещенности, эрудированности. ’очетс€, чтобы артисты, с которыми € работаю, не выгл€дели полными дилетантами, не имеющими ни малейшего представлени€ об истории балета, который мы репетируем, об эпохе, о которой в спектакле идет речь. ѕоэтому € прошу моих подопечных прочитать роман, на котором основано либретто, или другие книжки, рассказывающие о времени действи€ балета, его атмосфере. ≈сли ты танцуешь принцессу јврору, то должна знать, что тво€ героин€ родилась при дворе, воспитывалась в аристократической среде и призвана держатьс€ соответственным образом. Ќужно иметь в виду, что у американцев никогда не было монархии. ќни совсем не понимают, что это такое — при дворе. »м надо все объ€сн€ть. Ќапример, солистам балета «јнастаси€» пришлось подробно рассказывать, кто такой царевич.  огда мы начали репетировать «–аймонду» с ƒэвидом ’олбергом (звезда јмериканского театра балета, первый американец, ставший премьером Ѕольшого театра. — «»тоги»), хорошо помню его искренний восторг по поводу пышности имени его персонажа, жениха –аймонды. «∆ан де Ѕриен! ∆ан де Ѕриен!» — повтор€л ƒэвид с упоением. я ему рассказала, что так звали средневекового рыцар€, что это романтическа€ легенда, ну и так далее.

ƒома, в ѕетербурге, »рина  олпакова долгое врем€ блистала на сцене ћариинки (в балете Ђ–аймондаї),...‘ото: ¬алентин Ѕарановский (»Ќ“≈–ѕ–≈—— PhotoXpress.ru)

»рина  олпакова на сцене ћариинки в балете «–аймонда»

— ’орошо себе представл€ю, как вы идете в театр по Ѕродвею, поблескива€ звездой √еро€ —оциалистического “руда.

ј вот и нет. «везда у мен€ хранитс€ дома, в ѕетербурге.

— ¬ јмерике вы стали героем капиталистического труда, но, насколько € знаю, никаких государственных наград вам здесь не вручают.

ј мне и не надо. ’от€ одну награду дали года три назад. я получила ежегодную премию профессионального журнала Dance Magazine. ѕровели вечер, чествовали, вручили хрустальный приз. Ёто, конечно, при€тно, но ничего не решает в моей ежедневной работе.

— » все же возникает досадное ощущение, что о вас знают в јмерике меньше, чем о ћихаиле Ѕарышникове, Ќаталье ћакаровой или уже давно ушедших –удольфе Ќурееве и јлександре √одунове. «амечательной ћакаровой, например, президент ќбама недавно вручил ежегодную премию  еннеди за выдающиес€ творческие заслуги перед јмерикой. ѕоложа руку на балетный станок, скажите: ћакарова как балерина лучше, чем вы?

ћожет, и лучше. ќна более драматична на сцене. ¬ смысле чистоты, правильности и легкости движений € ей не уступаю.



— ј может, здесь в какой-то степени сказалс€ политический контекст? ќни бежали от советской власти, их с восторгом встречали на «ападе как невозвращенцев и мучеников режима. ¬ы же приехали по контракту, по-деловому, без скандала...

ќни не были мучениками режима, просто им хотелось танцевать без огл€дки на власть, им хотелось полной свободы творчества. ѕоэтому они и оставались на «ападе. — Ѕарышниковым € танцевала в Ћенинграде несколько партий, в том числе «—отворение мира». Ёто одна из моих любимых партий. Ќам с ћишей в этом спектакле сопутствовал большой успех. — Ќуреевым мы танцевали только «∆изель», это и мо€ перва€ «∆изель», и его.  стати, € хотела с ¬ладиком танцевать «∆изель», но √ригорович нам не дал. — Ќуреевым мы мало общались. ѕомню, он ругал всех, отрицал все. ј о себе был неверо€тного мнени€. Ёто ему, кстати, помогло утвердить себ€ на «ападе — здесь прин€то себ€ хвалить. „то касаетс€ јлександра √одунова, он в тот роковой день августа 1979 года, будучи на гастрол€х в Ќью-…орке, прин€л решение остатьс€ в јмерике, а его жена (Ћюдмила ¬ласова — балерина, солистка Ѕольшого театра, в насто€щее врем€ хореограф танцев на льду. — «»тоги») отказалась и вернулась в ћоскву.

 

Ѕалетные фанаты старшего поколени€ помн€т вас по блистательным выступлени€м на сцене ћариинки, тогда  ировского театра, в «∆изели», «–аймонде», «–омео и ƒжульетте», «ƒон  ихоте», «—п€щей красавице», многих других спектакл€х. Ќа прот€жении длительного времени вы были прима-балериной своего театра...

я не знаю, что значит прима. –аботала как все. ≈сли уж кого и называть примой  ировского театра тех лет, то, наверное, Ќаталью ƒудинскую. ќна танцевала главные партии во всех новых спектакл€х. ѕерва€ «—п€ща€» — она, перва€ «∆изель» — она. ѕотом этот приоритет немного размылс€. Ќаши отношени€ с ƒудинской не сложились, отчасти из-за того, что € и ¬ладик много работали с ёрием √ригоровичем. √ригорович т€готел к современным трактовкам, а ƒудинска€ и ее муж  онстантин —ергеев (в 50—60-е годы главный балетмейстер  ировского театра. — «»тоги») были традиционалистами.  огда √ригорович уходил из  ировского в Ѕольшой театр, он звал мен€ с собой в ћоскву.

— Ќо вы остались в Ћенинграде. ѕочему?

¬ладик мен€ не поддержал. ќн сказал: ты поезжай, а € останусь здесь. Ќас уговаривали, обещали, что мы с ¬ладиком будем танцевать то же самое, что и в  ировском. Ќо € осталась. ѕомню, как р€д балерин, и € в их числе, выступили против методов руководства —ергеева, устроили бурное профсоюзное собрание.  онфликт был серьезным...

— » все же без кислоты в лицо обошлось.

¬ерно, другие были времена. “о, что сейчас происходит в Ѕольшом, это прискорбно и ужасно. ¬ наше врем€ в театре тоже шла борьба самолюбий, но нам бы и в голову така€ мерзость не пришла.  огда кого-то из нас обходили ролью, мы плакали, ходили к начальству, жаловались, просили.  ого-то не любили, не здоровались, обходили стороной. Ќу и все. ¬олочкова говорит, что ей подкладывали иголки и бритвы. Ќе веритс€, что такое возможно. ¬ мое врем€ этого не было.

—  ак вы объ€сн€ете этот сдвиг в криминал?

 огда каждый день читаешь в газетах и слышишь по телевидению «заказное убийство», «заказное убийство», у вас тут (показывает на лоб) что-то перестраиваетс€, и такое кажетс€ возможным.



— Ќасколько правдоподобна верси€ про балерин, которых превращают в девочек по вызову дл€ олигархов?

 огда по€вл€ютс€ слишком большие деньги, это может выродитьс€ во что угодно. я просто думаю, что если тебе предлагают подобное, но ты никак не хочешь на это пойти, то ты и не пойдешь. “ебе в отместку не будут давать какие-то роли, не будут брать на гастроли, но ты всегда можешь пойти и сказать об этом во всеуслышание.

ј вы не прослеживаете историческую аналогию с советскими нравами, когда с артистками балета водили «служебные романы» партийные боссы? »звестно, что  иров был большим любителем по этой части, да и про вожд€ народов говор€т вс€кое.

 то же не знает, что —талин любил ходить в театр и смотреть на ќльгу Ћепешинскую. » все. ¬ советское врем€ артистов балета любили приглашать на правительственные банкеты, другие торжества. я тоже ходила на банкеты как √ерой —оцтруда и депутат ¬ерховного —овета, но мне никто не предлагал ничего после (смеетс€). ј € была не сама€ уродлива€.

— ћне не раз говорили американцы, что высочайша€ репутаци€ российской балетной школы автоматически дает фору всем артистам, хореографам и репетиторам из бывшего —оветского —оюза в плане получени€ работы. Ёто так?

 огда € приехала, в јмерике были балетные театры, которые терпеть не могли русских. –усска€ школа дл€ них — пустой звук. ≈сли ты не вышел на сцену и не показал, что ты реально можешь, забудь о контракте. “ы должен быть на голову, ну на полголовы выше тех, кто уже работает в труппе. ћы оказались намного сильнее, и у них нет другого выхода. —ейчас все изменилось, и в јмерике нет ни одной крупной балетной труппы, где бы ни работали наши талантливые артисты и хореографы, ни одной серьезной балетной школы, где бы ни преподавали наши педагоги. ¬ 1990-е годы в ABT не было ни одного guest artist из –оссии.

— легкой руки  олпаковой сегодн€ в јмерике гастролирует и работает все больше российских балетных звезд Ч в их числе прима ћариинского театра ƒиана ¬ишнЄва (слева)‘ото: ¬алентин Ѕарановский (»Ќ“≈–ѕ–≈—— PhotoXpress.ru)

  — легкой руки  олпаковой сегодн€ в јмерике гастролирует и работает все больше российских балетных звезд — в их числе прима ћариинского театра ƒиана ¬ишнЄва (слева)

  ј в этом году приглашены ƒиана ¬ишнЄва, Ќаталь€ ќсипова, »ван ¬асильев, ѕолина —емионова, а в труппе работает в статусе ведущей балерины ¬ероника ѕарт из ћариинки. Ќаша мариинска€ труппа танцует Ѕаланчина не хуже, а может, и лучше, чем американска€ труппа самого Ѕаланчина. јмериканцы это признают. –усска€ школа классического танца позвол€ет осваивать и модерн, и неомодерн, и любые современные изыски.

http://www.itogi.ru/arts-exclus/2013/21/


»–»Ќј  ќЋѕј ќ¬ј 

в фильме-балете "—ильфида" (1984 год) в партии ƒжеймса - —ергей Ѕережной
дирижЄр –оберт Ћютер оркестр и балет Ћенинградского √осударственного јкадемического театра оперы и балета им. —.ћ.  ирова



–убрики:  ¬еликие балерины
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



nadia_obo   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 27 ћа€ 2013 г. 19:21 (ссылка)
ќчень интересный материал. —пасибо, “омочка, получила большое удовольствие! » забрала, естественно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 27 ћа€ 2013 г. 21:08ссылка
“во€ –аймонда в центре красуетс€! —пасибо, Ќад€. я так и не нашла ни одного целого балета с еЄ участием, но кое что другое подвернулось
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 27 ћа€ 2013 г. 21:29ссылка
ƒа, ты вот "¬не времени..." нашла.  ак раз только по “¬ показали, а € прозевала. “ак что тебе тоже большое спасибо!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку