-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50278

200 лет со дн€ рождени€ немецкого композитора и теоретика искусства ¬ильгельма –ихарда ¬агнера

—реда, 22 ћа€ 2013 г. 15:37 + в цитатник

   

Ћосев ј.‘.  »сторический смысл мировозрени€ –ихарда ¬агнера

  –ихард ¬агнер родилс€ 22 ма€ 1813 года в Ћейпциге в семье полицейского чиновника, умершего в год рождени€ сына. —емь€ ¬агнера, его брат и сестры — все были страстными любител€ми театра, актерами и певцами. ќтчим — Ћ. √ейер, сам актер, художник и драматург,— поощр€л театральные интересы мальчика. ƒетство композитора проходит в ƒрездене, где обосновалась его семь€, а в Ћейпциг он вернулс€ только в 1828 году, чтобы продолжать учебу в гимназии и затем в университете. »менно здесь ¬агнер начинает серьезно заниматьс€ теорией музыки, гармонией, контрапунктом, готов€сь к композиторской де€тельности, результатом которой €вились его ранн€€ симфони€ (1832), перва€ опера—"‘еи" (1833—1834), и пишет статью "Ќемецка€ опера" (1834), в которой уже чувствуютс€ раздумь€ ¬агнера о судьбах оперной музыки.      

  ƒо 1842 года жизнь ¬агнера крайне неустроенна. ќн посещает ¬ену, ѕрагу, ¬юрцбург и ћагдебург, где дирижирует в оперном театре и встречает актрису ћинну ѕланер (1817—1866), ставшую в 1836 году его женой. ¬агнер дирижирует в театрах  енигсберга и –иги, леле€ мечту о создании грандиозной оперы на романтический сюжет. ¬ 1840 году он завершает свою оперу "–иенци", посв€щенную драматической судьбе геро€, пытавшегос€ создать республику в средневековом –име XIV века. ¬агнер тщетно пытаетс€ поставить ее в ѕариже, где он по€вилс€ впервые в 1839 году, после того как ему пришлось тайно, без паспорта покинуть –игу из-за т€желых материальных обсто€тельств (большие долги и театральные интриги).

 

  „естолюбивые мечты ¬агнера завоевать ѕариж не осуществились. Ќо зато летом 1841 года он написал там "Ћетучего голландца", где разработал старинное сказание о вечно странствующем и напрасно ищущем искуплени€ мор€ке. » хот€ возвращение в ƒрезден вместе с женой (1842) без малейших средств и на грани катастрофы было достаточно плачевным, все-таки его оперы "–иенци" и "Ћетучий голландец" были поставлены в ƒрездене (1842—1843).

  ”влечение ¬агнера романтической оперой на этом не кончаетс€. Ќаоборот, от декоративной героики "–иенци" и фантастики "Ћетучего голландца" ¬агнер переходит к углубленным проблемам духа, борющегос€ с иррациональностью губительных чувств и одерживающего победу в си€нии добра, красоты и нравственного долга. ¬агнер, зан€вший к этому времени пост придворного капельмейстера ƒрезденского театра, ставит там "“ангейзера" (1845), пишет "Ћоэнгрина" (1845—1848), при постановке которого уже в ¬еймаре дирижирует его новый друг, знаменитый пианист и композитор ‘еренц Ћист (28 августа 1850 года). ƒес€тки лет рука об руку шли эти два великих художника, оказыва€ огромное благотворное воздействие друг на друга и на музыкальную культуру своего времени. ћежду прочим, симфонические поэмы Ћиста нар€ду с последними сонатами Ѕетховена оказали большое и уже чисто музыкальное вли€ние на ¬агнера, о чем, к сожалению, пишут гораздо реже, чем этого заслуживает предмет.

 

  ќдержимость средневековыми сюжетами, столь любимыми у романтических поэтов (а ¬агнер про€вл€л себ€ как незаур€дный поэт и либреттист собственных опер), ничуть не мешает романтическому, по сути дела, увлечению ¬агнера революцией 1848 года и встречам с известным русским анархистом ћ. Ѕакуниным, ниспровергавшим в своих безудержных мечтах и неосуществимых планах тиранию европейских тронов. ¬о им€ господства высшей справедливости ¬агнер участвует в дрезденском народном восстании 3—9 ма€ 1849 года, изгнавшем корол€ из ƒрездена. ќднако через несколько дней прусские войска разгромили восставших, временное правительство во главе с Ѕакуниным было арестовано; Ѕакунин был выдан русским власт€м, а ¬агнер спешно уехал из ƒрездена к Ћисту в ¬еймар, а затем в »ену, чтобы наконец покинуть √ерманию тайно, с подложным паспортом, добытым дл€ него с помощью все того же Ћиста.

  “ак в 1849 году ¬агнер очутилс€ в Ўвейцарии, откуда он сразу же, хот€ и ненадолго, совершил поездку в ѕариж. ≈го дес€тилетнее пребывание в Ўвейцарии (до 1859 года) оказалось чрезвычайно творческим и плодотворным.

  ¬агнер живет в ÷юрихе, наход€сь в близкой дружбе с богатым коммерсантом ќтто ¬езендонком (1815—1896) и его женой ћатильдой (1828—1902), музыкантшей и поэтессой. ¬агнер наезжает в ѕариж и Ћондон (1855), дирижиру€, зарабатывает на жизнь, но быстро растрачивает на прихоти и роскошь те деньги, которые добывает огромным трудом, и те, которые часто получает в виде субсидий от друзей и покровителей. ∆ена ¬агнера, ћинна, совместна€ жизнь с которой совсем не удалась, т€жело болеет, и болезнь усугубл€етс€ ее неуживчивым характером, ревностью к ¬езендонкам, которые материально помогают композитору и обеспечивают ему независимость.

≈ще в начале 1852 года в ÷юрихе, когда ¬агнер познакомилс€ с семьей ќтто ¬езендонка, ћатильда начала брать у него уроки музыки. ¬заимоотношени€ учител€ и ученицы постепенно переросли в насто€щую дружбу, а затем в глубочайшее чувство восторженной любви. ¬ 1853 году ¬агнер написал ћатильде "—онату в альбом", представл€вшую собой, по существу, фантазию на темы его опер. ќба они, однако, понимали, что любовь их должна остатьс€ в сфере возвышенно-идеальных отношений, так как строить свое эгоистическое счастье ценой несчасть€ друга — ќтто ¬езендонка и ћинны, хот€ и нелюбимой, но законной жены ¬агнера, было невозможно и дл€ ¬агнера и дл€ ћатильды. ћатильда ¬езендонк, примерна€ мать, заботлива€ супруга, даже и не скрывала от мужа своего преклонени€ перед ¬агнером, но, наоборот, вс€чески содействовала тому, чтобы и ќтто проникс€ самыми дружескими чувствами к гонимому композитору и иногда помогал ему денежными субсиди€ми. “ак, например, ќтто оплачивал расходы на устройство концертов, где исполн€лись произведени€ ¬агнера и Ѕетховена. ѕо просьбе ћатильды ќтто в 1857 году купил дл€ композитора вблизи своей виллы небольшой участок земли с домиком, который сам ¬агнер назвал "”бежищем" и который предназначалс€ дл€ его посто€нного местопребывани€. ¬ этом доме в конце апрел€ 1857 года ¬агнер поселилс€ с ћинной, трезва€ практичность которой никак не могла примиритьс€ с непостижимыми дл€ нее отношени€ми ¬агнера и ¬езендонков.

 

   огда 18 сент€бр€ 1857 года был закончен написанный в течение нескольких недель поэтический текст "“ристана" и ћатильда, обн€в ¬агнера, сказала "теперь у мен€ больше нет желаний", дл€ него наступил миг блаженства. ќднако этому блаженству не суждено было продлитьс€. ¬ начале 1858 года ¬агнер отправилс€ на краткий срок в ѕариж дл€ устройства своих музыкальных дел, а по возвращении в ÷юрих ею ожидали непри€тности. ∆ена ¬агнера, исполненна€ ревности и подозрений, распечатала одно из писем ¬агнера к ћатильде и грозила скандалом. ћинне пришлось срочно отправитьс€ лечитьс€ на воды, ¬езендонки тоже уехали, чтобы прекратить досужие сплетни, в »талию, а ¬агнер осталс€ один в "”бежище", работа€ над композицией "“ристана". Ќо по возвращении ћинны разрыв с ¬езендонка-ми оказалс€ неизбежным. ¬агнеру стоило многих усилий убедить ќтто в том, что ћинна не в состо€нии пон€ть высоких и бескорыстных отношений его с ћатильдой. ѕравда, сам ¬агнер прекрасно понимал бесполезность и запоздалость этих убеждений. ∆ела€ оградить ћатильду от дальнейших житейских осложнений, он уезжает в ∆еневу, а затем в ¬енецию. ћинна отправл€етс€ в ƒрезден на попечение вагнеровских друзей. ¬агнера посещают мысли о самоубийстве. ќн ведет горестный дневник, с болью вспомина€ далекую возлюбленную. и посылает ей письма, которые ћатильда па этот раз возвращает нераспечатанными.

  ¬оспоминанием о страстной любви и самоотречении ¬агнера и ћатильды остались "ѕ€ть песен дл€ женского голоса", о которых сам ¬агнер писал: "Ћучшего, чем эти песни, € никогда не создавал, и лишь немногое из моих произведений может выдержать сравнение с ними". ¬агнер положил на музыку стихи ћатильды ¬езендонк, и эти песни можно считать преддверием к "“ристану и »зольде".

  ¬се это врем€ ¬агнер живет "“ристаном", заверша€ его 8 августа 1859 года, заверша€ тем самым и свою личную жизненную драму с ћатильдой ¬езендонк.  огда в этот год на краткое мгновение он встречаетс€ в ÷юрихе с ћатильдой, между ними, как вспоминает ¬агнер, густой туман, сквозь который едва различимы голоса обоих. "“ристан", поставленный впервые в ћюнхене только в 1865 году, навсегда останетс€ символом великой любви и великого страдани€.

 

  ≈ще не раз ¬езендонки будут по-дружески ласковы с ¬агнером. Ќо тем не менее даже терпение любвеобильных ¬езендонков иногда истощалось. ¬ 1863 году после чрезвычайно успешных концертов в ћоскве и ѕетербурге и после неуспешных концертов в Ѕудапеште, ѕраге,  арлсруэ, Ћевенберге и Ѕреслау ¬агнер планирует новую поездку в –оссию, занимает под эту поездку много денег на отделку роскошного особн€ка в ѕенцинге под ¬еной; когда же поездка в –оссию расстраиваетс€, а кредиторы гроз€т ¬агнеру судом, композитор оказываетс€ в небывало затруднительном положении. » вот на его отча€нную просьбу к ¬езендонкам приютить его те вдруг отвечают отказом. Ќо этот эпизод не помешал ¬езендонкам быть до конца своей жизни неизменными поклонниками ¬агнера и чувствовать глубочайший пиетет к его творчеству. ¬последствии они будут присутствовать на открытии Ѕайрейтского театра в 1876 году и с тех пор станут посто€нными посетител€ми вагнеровских фестивалей в Ѕайрейте.

  Ќаконец, дл€ цюрихского периода ¬агнера, а в значительной мере и дл€ дальнейшего творчества композитора имело большое значение знакомство ¬агнера с философией Ўопенгауэра (начина€ с 1854 года). ќднако тема об отношении ¬агнера к философии Ўопенгауэра настолько важна, что в дальнейшем мы ею займемс€ специально.

  “олько после того как миновал цюрихский период жизни и творчества ¬агнера, а именно только в ѕариже в 1860 году, ¬агнер получает разрешение жить в √ермании, да и то сначала вне —аксонии. ѕолную же амнистию по ходатайству р€да высоких покровителей ¬агнера композитор получает только в 1862 году, когда ему было разрешено жить в пределах —аксонии, где он не был целых тринадцать лет. ≈го "“ангейзер" скандально провалилс€ в ѕариже (1861), и утешением ему служит лишь постановка "“ристана".

  —реди горьких раздумий ¬агнер создает текст народной немецкой оперы "Ќюрнбергские мейстерзингеры" (1861—1862), полной энергии и здоровой любви к жизни, в которой прославл€ютс€ средневековые бюргеры и ремесленники, мастера пени€, во главе со знаменитым поэтом и башмачником √ансом —аксом. ѕартитура этой оперы была закончена только в 1867 году, а перва€ постановка была осуществлена в ћюнхене. «десь про€вились любовь ¬агнера к родной немецкой старине, уважение к таланту простого народа, гордость за его мастерство и неисс€каемую жизненную силу.

 

  ќперы ¬агнера станов€тс€ известны в –оссии, куда композитор в качестве дирижера приглашен в 1863 году. ќдним из пропагандистов вагнеровской музыки в –оссии оказываетс€ известный композитор и музыкальный критик ј. Ќ. —еров, ставший другом ¬агнера. ¬ ближайшие годы оперы ¬агнера став€тс€ и в –оссии: "Ћоэнгрин" (1868), "“ангейзер" (1874), "–иенци" (1879).

  ¬след за успехом в –оссии судьба ¬агнера неожиданно резко изменилась. ¬ 1864 году его посетил в Ўтутгарте секретарь только что вступившего на престол юного баварского корол€ Ћюдвига II с приглашением прибыть в столицу Ѕаварии ћюнхен, где ¬агнеру была обещана королевска€ помощь и осуществление самых смелых его надежд. Ћюдвиг II, гор€чий приверженец, поклонник и заочный ученик ¬агнера, тотчас же после своего прихода к власти ставит его оперы, расходу€ огромные средства и на строительство специального театра, и на постановку, и на подарки, и на уплату долгов композитора, составл€ющих к тому времени не менее сорока тыс€ч гульденов. ¬ 1866 умирает в ƒрездене жена ¬агнера, и он женитс€ на дочери Ћиста  озиме, разошедшейс€ со своим мужем, учеником Ћиста и другом ¬агнера, известным дирижером √ансом фон Ѕюловым.

  √анс фон Ѕюлов (1830—1894), преданный ученик Ћиста, женилс€ в свое врем€ по просьбе своего учител€ на внебрачной дочери его и графини д'јгу  озиме, чтобы дать этому незаконному ребенку положение в свете. Ѕюлов был глубочайшим почитателем ¬агнера и еще в 1857 году вместе с  озимой посещал его в ÷юрихе.  огда дела ¬агнера в св€зи с его дружбой с баварским королем начали поправл€тьс€ и встал вопрос о постановке его опер, ¬агнер в первую очередь вспомнил о Ѕюлове. “от с радостью согласилс€ приехать к ¬агнеру в Ўтарнберг, близ ћюнхена, и послал туда жену с двум€ дочерьми. «десь и зародилось глубокое чувство, св€завшее ¬агнера и  озиму Ѕюлов.  огда враги ¬агнера вынудили корол€ предложить композитору покинуть ћюнхен, и тот отбыл в Ўвейцарию,  озима, воспользовавшись отъездом мужа, посетила ¬агнера в ∆еневе. ¬ мае 1866 года она совсем переселилась к нему в имение “рибшен близ Ћюцерна, которое они подыскали совместно. Ѕюлов, законный супруг  озимы, оказавшийс€ жертвой ее безогл€дной любви к ¬агнеру, пережил т€желейшую драму: враги обвин€ли его в потворстве жене и в том, что он об€зан своему вли€нию в ћюнхене интригам  озимы, воздействующей через ¬агнера на корол€.   этому времени у  озимы родились от ¬агнера уже две дочери — »зольда и ≈ва.

 

  Ћист тщетно пыталс€ примирить всех близких и дорогих ему людей, и ему ничего не оставалось, как прекратить на несколько лет вс€кие отношени€ с ¬агнером и дочерью. «ато ¬агнер, сид€ в “рибшене, диктовал  озиме свою "јвтобиографию" (1865—1870) в трех томах и приобрел там еще одного нового поклонника—молодого профессора Ѕазельского университета ‘ридрихе Ќицше. —юда, в “рибшен, тайно приезжал навестить друга баварский король Ћюдвиг II. —юда же пришло решение суда о расторжении брака четы Ѕюловых 18 июл€ 1870 года.  озима, де€тельна€ и непоколебима€, не остановилась перед тем, чтобы перейти из католичества в протестантство ради своего нового замужества. ≈е бракосочетание с ¬агнером произошло 25 августа 1870 года в церкви Ћюцерна, в день рождени€ корол€ Ћюдвига II. ¬скоре, 4 сент€бр€, состо€лось крещение маленького «игфрида (это был ее третий ребенок от ¬агнера), а ¬агнер написал в честь  озимы музыкальную поэму "»дилли€ «игфрид", котора€ поражает глубокой и спокойно-торжественной задумчивостью.

  √оды пребывани€ в “рибшене (1866—1872) были важны не только дл€ личной жизни ¬агнера. ¬ ћюнхене за это врем€ поставили "ћейстерзингеров" (1868), "«олото –ейна" (1869) и "¬алькирию" (1870). ¬агнер закончил свою книгу "Ѕетховен" (1870) и" самое главное, завершил прерванного одиннадцать лет назад "«игфрида", одновременно работа€ над "√ибелью бо;ов", последней частью тетралогии " ольцо Ќибелунга", и обдумыва€ замысел будущего "ѕарсифал€".

» вот в 1874 году вс€ тетралоги€ " ольца" (теперь уже в составе "«олота –ейна", "¬алькирии", "«игфрида" и "√ибели богов") была завершена и стало возможно впервые в цельном виде исполнить ее в 1876 году в специальном вагнеровском театре, построенном в Ѕайрейте, близ ћюнхена, с помощью все того же Ћюдвига II. Ќа это представление были приглашены изо всех стран известнейшие музыканты того времени, в том числе из –оссии официально прибыли „айковский и  юи, передававшие свои корреспонденции в газеты ѕетербурга и ћосквы.

  —о времени сближени€ ¬агнера с Ћюдвигом II многое из его мечтаний в значительной мере осуществилось. ” него была семь€, любима€ жена и дети. ќн жил в Ѕайрейте на вилле "¬анфрид", подаренной ему королем, бронзовый бюст которого символически возвышалс€ перед фасадом дома. ” ¬агнера был свой театр, и весь музыкальный мир был изумлен величием его грандиозной тетралогии.

  ¬агнеру еще оставалось увидеть на сцене своего "ѕарсифал€" (1882), в котором со всей полнотой зазвучала тема рыцарей св€того √раал€, намеченна€ им еще в "Ћоэнгрине". ѕарсифаль — герой с чистым сердцем и детски наивной душой,— побеждает силы зла волшебника  лингзора, становитс€ врачевателем физических ран несчастных и исцелителем человеческих душ, вступив в число рыцарей, преданных почитанию св. √раал€ (под св. √раалем понималось копье, которым был пронзен ’ристос, и чаша с его кровью). ћир зла, обмана и лицемери€ рушитс€ под воздействием любви и добра, нравственного долга, ставшего реально осуществленным идеалом сердца, преодолевшего эгоистические страсти.

  ¬агнер, начавший свой творческий путь с красочной фантастики "Ћетучего голландца" и романтических порывов "Ћоэнгрина", "“ристана" и "“ангейзера", после роковых страстей катастрофическою героизма " ольца" вновь возвращаетс€ в лоно средневековой легенды, но уже преображенной светом высшей, отрешенной от земных страстей, духовной и действенно-живительной любви, в "ѕарсифале". ѕеред нами великолепное завершение драматического пути великого художника.

 

  Ќам рисуетс€ небывалый по своей законченности имманентный дл€ композитора круг его идейно-художественного развити€. ћиф о ѕарсифале играет основную роль уже в "Ћоэнгрине" (начало 40-х годов), где сам Ћоэнгрин €вл€етс€ ни больше ни меньше, чем сыном ѕарсифал€. Ёта же фигура не раз возникала в сознании ¬агнера и во второй половине 40-х годов при изучении истории мифа о Ќибелунгах. ¬ наброске драмы "»исус из Ќазарета" (1848) вагнеровскому воображению несомненно рисуетс€ ѕарсифаль как предчувствие того, что в конце жизни он будет изображать в третьем и четвертом акте своего "ѕарсифал€".

  ћысль о св€том простеце ѕарсифале по€вл€етс€ у ¬агнера также в 1855 году, когда составл€лс€ первоначальный план "“ристана", в самый разгар создани€ "“ристана и »зольды" (а именно в третьем акте) среди всех мук и отча€ни€ 1858 года, потому что даже и здесь, на этой стадии глубочайшего пессимизма, жизнелюбивый дух ¬агнера все еще мечтает о положительном разрешении тогдашней своей трагической ситуации. Ёту мысль он, правда, отверг из-за соображений чисто художественных, чтобы не нарушать единства трагической картины "“ристана и »зольды". ќднако уже к этому времени ¬агнер продумал и набросал план драмы, специально посв€щенной просветлению грешницы  ундри и прославлению небесной чистоты ѕарсифал€. »меютс€ сведени€ и о зан€ти€х ¬агнера мифом о ѕарсифале также и в 1865 году. » только после постановки " ольца" ¬агнер целиком погружаетс€ в музыкальную мифологию "ѕарсифал€". “екст всей драмы был закончен и напечатан 25 декабр€ 1877 года; инструментовка всей пьесы завершена 13 €нвар€ 1882 года. “аким образом, идейно-художественна€ и литературно-музыкальна€ мифологи€ "ѕарсифал€" вместе с мифом о св. √раале переживалась ¬агнером в течение всей его жизни, начина€ с периода романтического "Ћоэнгринй". ѕоставлена драма была впервые и при жизни композитора единственный раз в Ѕайрейте 26 июл€ 1882 года.

  ј 13 феврал€ 1883 года ¬агнер скончалс€ от разрыва сердца в той самой ¬енеции, где он когда-то глубоко пережил разлуку с ћатильдой ¬езендонк. ¬агнер умер за фортепиано, проигрыва€ произведени€ разных авторов и свои собственные,—в тот момент, когда играл партию ƒочерей –ейна из "«олота –ейна".



"¬ход богов в ¬алгаллу" из оперы "«олото –ейна"
"«аклинание" огн€ из оперы "¬алькири€"

http://www.wagner.su/node/109

ќт “ать€ны975:  "¬агнер"ћ.«алесска€

–убрики:  композиторы и дирижЄры/¬агнер
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени —реда, 22 ћа€ 2013 г. 16:42 (ссылка)
—пасибо! — головой окунулс€ в мир ¬агнера. ѕусть и ненадолго!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку