-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

ѕоэт »горь ¬асильевич —евер€нин (1887 - 1941)

„етверг, 16 ћа€ 2013 г. 12:16 + в цитатник

  »горь-—евер€нин писал свой псевдоним через дефис: как второе им€, а не фамили€. »м€ »горь было дано ему по св€тцам, в честь св€того древнерусского кн€з€ »гор€ ќлеговича; приложение "—евер€нин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви ( как приложение "—ибир€к" в псевдониме ћамин). Ќо традици€ писать "—евер€нин" как фамилию закрепилась так же, как традици€ толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...

  »горь-—евер€нин (»горь ¬асильевич Ћотарев) родилс€ 16 ма€ 1887 года в ѕетербурге. ќтцом —евер€нина был отставной штабс-капитан железнодорожного батальона ¬асилий ѕетрович Ћотарев, а матерью - Ќатали€ —тепановна, урожденна€ Ўеншина, дальн€€ родственница классика русской поэзии ‘ета.  огда брак распалс€, мальчик осталс€ с отцом в г.„ереповце, в ту пору относившемс€ к Ќовгородской губернии.      

 

  ќбразование будущий поэт получил в „ереповецком реальном училище. «десь, в северных лесах и на берегах северных рек ¬ологодчины —евер€нину €вилась его ћуза ("Ћесофе€"), отсюда и псевдоним поэта - —евер€нин". ћного лет спуст€, уже в эмиграции, он с ностальгией воскрешал места своего детства: "ќ —уда! √олуба€ —уда! “ы внучка ¬олги! ƒочь Ўексны!  ак € хочу теб€ отсюда!" ("–оса оранжевого часа").

  ¬ 1905 году состо€лась встреча, оставивша€ неизгладимый отпечаток на жизни и творчестве поэта, с ≈вгенией, тогда еще ∆енечкой √уцан. Ѕыла она на редкость хороша собой: стройна€, с роскошными золотыми вьющимис€ волосами. »горь, влюбившись, придумал своей юной подруге новое им€ «лата и задарил стихами. Ѕольше задаривать было нечем...  то он был? ¬сего лишь восемнадцатилетний юнец, без образовани€, без специальности и без гроша в кармане. Ќо при этом крайне уверенный в себе, ничуть не сомневающийс€, что совсем скоро будет богат и известен... ѕисать стихи »горь —евер€нин начал рано, начало творческого пути он определил 1905-м годом. ¬ ранней краткой автобиографии назвал цифру 35, обозначившую количество выпущенных им в свет поэтических брошюр.

 

  ¬ 1909 Ћев “олстой обрушилс€ на сборник —евер€нина «»нтуитивные краски» (его привели в негодование строки: «¬онзите штопор в упругость пробки / » взоры женщин не будут робки»). «— легкой руки “олстого мен€ стали бранить все, кому не было лень. ∆урналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали прин€ть в них участие».

  Ўирокую, хоть и с привкусом скандала ("двусмысленную "), славу поэт получил в начале 1910-х, провозгласив новую поэтическую школу "эгофутуризма". Ўкола уже через год, обнаружив свою химерическую сущность, распалась, а —евер€нин подтвердил свою попул€рность (свой "недвусмысленный талант") выходом в свет первой полновесной книги стихов "√ромокип€щий кубок" (1913), доброжелательно отмеченный лучшими поэтами —еребр€ного века: —ологубом, √умилевым, Ѕлоком.

 

  —евер€нин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. ќн по€вл€лс€ на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их €рко выраженной музыкальности. «ѕоэт и его слава» – эта тема зан€ла важное место в творчестве —евер€нина. ≈му принадлежат знаменитые строки: «я, гений »горь —евер€нин, / —воей победой упоен: / я повсеградно оэкранен! / я повсесердно утвержден!» ќднако лирический герой поэз —евер€нина существенно отличалс€ от самого поэта. ≈го близкий друг Ўенгели вспоминал: «»горь обладал самым демоническим умом, какой € только встречал... »горь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем, толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себ€ умнее собеседника...». —евер€нин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так, как ему свойственно, вне зависимости от общественных событий.

  ¬ разгар ѕервой мировой войны —евер€нин выпустил сборник јнанасы в шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию. ¬последствии он выпустил еще около двадцати поэтических книг, но "√ромокип€щий кубок" так и осталс€ жемчужиной его поэтического наследи€. «десь произошло то сли€ние двух стихий, которые создали его неповторимый стиль, самим поэтом определенный формулой - "иронизирующее дит€". ≈го лирический герой живет в двух ипостас€х: дерзкий ироник, то ли стилизующий, то ли пародирующий салонную поэзию, и бесхитростный лирик ("как день весны"), чь€ душа безудержно "влечетс€ в примитив". ¬ последующие годы он выпустил еще п€ть книг. ћного разъезжал по стране с "поэзоконцертами".



“ридцатый год в лицо мне веет
¬еселый, светлый майский день.
“ридцатый раз сиреневеет
¬ саду душиста€ сирень.

«—ирень» и «день» — нет рифм банальней!
ћилей и слаще нет зато!
 то знает рифмы музыкальней
» вдохновенней — знает кто?!

«—ирень» и «день»!  ак опь€ненно
«вучите вы в душе моей!
 ак € на мир смотрю влюбленно,
ѕь€н сном сиреневых кистей!

ѕока € жив, пока € молод,
я буду вечно петь сирень!
¬есенний день гор€ч и золот,—
¬иновных нет в весенний день!
  

  

  27 феврал€ 1918 года на вечере в ѕолитехническом музее в ћоскве »горь-—евер€нин был избран "королем поэтов". ¬торым был признан ћа€ковский, третьим  аменский. ¬ том же году поэт оказалс€ в эмиграции, отрезанный от –одины новой государственной границей Ёстонии, там они с матерью давно и регул€рно снимали дачу в небольшом рыбацком поселке “ойла. «десь »горь-—евер€нин женилс€ на эстонской поэтессе ‘елиссе  руут, с которой прожил 16 лет. «а ней  был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. ѕеред смертью —евер€нин признавал разрыв с ‘елиссой в 1935 году трагической ошибкой. ≈й он посв€тил около двухсот стихотворений, в том числе "ѕоэзу голубого вечера" и "ѕоэзу счасть€".

" огда теб€ € к сердцу прижимаю, 
» твоего капота тлеет тюль, 
ћогу ли € не радоватьс€ маю 
» пережить любимую могу ль?"

  —евер€нин продолжал активную творческую де€тельность: выпустил несколько поэтических книг, лучшими из которых и последними стали собранные в тридцатых годах "ћедальоны" и " лассические розы". Ќе прекращал концертной де€тельности, разъезжа€ вместе с супругой-поэтессой по ≈вропе. ѕереводил эстонских поэтов. ќсвоил крупные жанры - лирической поэмы и "романа в строфах". ¬ 1922-1923 €вились в свет три автобиографические ("безвыкрутасные") поэмы: "ѕадуча€ стремнина", " олокола собора чувств", "–оса оранжевого часа". ¬ них —евер€нин с новой силой выразил любовь к стране детства - новгородскому —еверу, "одебренные сны" которого остались главным содержанием его задушевной лирики. ≈сли »гор€ —евер€нина спрашивали, считает ли он себ€ эмигрантом, он неизменно сердилс€: "€ не эмигрант. » не беженец. я просто дачник. — 1918 года". ¬ "Ќаболевшем" уточнил: "Ќет, € не беженец и € не эмигрант, - “ебе, родительница, русский мой талант".

  ¬ природе он более всего любил лес и воду, особенно воду. –еки, ручьи, фиорды, озера, мор€ всегда возбуждали его воображение. "Ќа реке форелевой", "ѕоэза северного озера", "¬ода примир€юща€", "—тихи о реках", "Ќорвежские фиорды", "я к морю сбегаю" - дес€тки стихов —евер€нина варьируют тему "примир€ющей воды". ¬ечно бегуща€ вдаль син€€ лента стала в его образном мире нитью, св€зывающей его со страной детства. —ли€ние рек, бегущих по разным странам и не признающих государственных границ, стало залогом воссоединени€ с утраченной землей: "я снова вижу реки русские - Ќелазу, —уду и Ўексну: » брови хмурые, суровые ¬друг про€сн€ютс€, когда ѕоймешь: –оссонь слита с Ќаровою, » всюду - русска€ вода!". ¬ стихотворении "“аймень" эта тема сли€ни€ и единени€ выражена особенно сильно.

  ¬есной 1935 »горь —евер€нин, расставшись с ‘елиссой, уехал из “ойлы в “аллин, где училс€ их сын ¬акх Ћотарев. —путницей жизни —евер€нина стала ¬.Ѕ.  оренди:

—тала жизнь совсем на смерть похожа:

¬се тщета, все тусклость, все обман.

я спускаюсь к лодке, з€бко Єжась,

„тобы кануть вместе с ней в туман...

"¬ туманный день"

   ћатериальные затруднени€ не позволили новой семье жить в столице, и они кочевали: Ќарва, ¬енскюла, ”сть-Ќарва. «десь застало их установление советской власти в Ёстонии и начало ¬еликой ќтечественной войны. ¬ 1940 поэт признавалс€, что "издателей на насто€щие стихи теперь нет. Ќет на них и читател€. я пишу стихи, не записыва€ их, и почти всегда забываю".

  —евер€нин умер 20 декабр€ 1941 в оккупированном немцами “аллинне. ѕохоронен там на јлександро-Ќевском кладбище. Ќа пам€тнике помещены его строки:

 ак хороши, как свежи будут розы,

ћоей страной мне брошенные в гроб!

  "–учейкова€" и ласкова€ лирика —евер€нина, посв€щенна€ родной земле ныне возрождаетс€, отлича€сь и от ироничных "поэз" юности, и от саморекламных футуристических стихов. ѕусть поэт в своей новой посмертной жизни на –одине не столько "эпатирует" презренного и бескрылого обывател€, как во времена юности, сколько напоминает люд€м о самом дорогом чуде - родной земле:

ќ –оссии петь - что весну встречать,

„то невесту ждать, что утешить мать:

ќ –оссии петь - что тоску забыть,

„то любовь любить, что бессмертным быть!".

ќн пел о –оссии. » тем заслужил свое бессмертие. Ќаш земл€к - север€нин, "поэт с открытой душой", как назвал его Ѕлок в дес€тых годах ’’ столети€.

severyanin.lit-info.ru

–убрики:  —еребр€ный век
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



ампель   обратитьс€ по имени „етверг, 16 ћа€ 2013 г. 14:34 (ссылка)
ќтличный пост про несчастно обожаемого мной поэта...кроме ананасов в шампанском его почти никто не знал, но как хороши и свежи были розы - это знают и дебилы.—пасибо,“омочка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 17 ћа€ 2013 г. 19:59ссылка
ѕочему несчастно? ≈го помн€т, обожают...
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 17 ћа€ 2013 г. 21:04ссылка
"—оловьи монастырского сада, как и все соловьи на земле...."
сейчас поют по всей –оссии и невольно вспоминаетс€ —евер€нин
Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени „етверг, 16 ћа€ 2013 г. 19:31 (ссылка)
Ѕлагодарю ¬ас, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 17 ћа€ 2013 г. 19:57ссылка
я рада, —ергей, ¬ашей отзывчивости!
Barucaba   обратитьс€ по имени „етверг, 23 ћа€ 2013 г. 13:15 (ссылка)
—пасибо, “амара, за прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 23 ћа€ 2013 г. 14:47ссылка
ќчень рада, Ќаташа, что мо€ подборка по —евер€нину ¬ам понравилась!
≈ла2012   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 24 ћа€ 2013 г. 11:29 (ссылка)
ќчень интересный пост, спасибо! ÷итирую с благодарностью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 25 ћа€ 2013 г. 20:46ссылка
—пасибо большое, что отозвались. я у ¬ас прекрасную фотографию любимой  олпаковой вз€ла! ¬сего ¬ам доброго!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку