-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50278

¬есенн€€, тиха€, цветуща€ верба - символ празлника

—уббота, 27 јпрел€ 2013 г. 21:10 + в цитатник

¬ерба – весенн€€, тиха€, цветуща€, когда все вокруг окутано сном, еще не отступившим зимним холодом и снегом, верба стала символом одного из церковных двунадес€тых праздников.

«¬ербное воскресение», «¬ербница» — шеста€ недел€ ¬еликого поста, последнее воскресение перед ѕасхой, праздник  ¬хода √осподн€ в »ерусалим. ¬ этот день »исуса встречали пальмовыми ветв€ми и хвалебными песн€ми. Ќа –уси пальмовые ветви заменила верба. ¬ербу мы осв€щаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

 огда воскресенье бывает в субботу?

 анун вербного воскресень€ — Ћазарева суббота — день, когда »исус исцелил Ћазар€ через несколько дней после его смерти. — тех пор христианство отмечает праздник ¬оскресени€ —в€того Ћазар€. ¬ этот день у русских кресть€н было прин€то ходить в лес за вербой до восхода солнца. ѕринесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, «вербного херувима». —в€тить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. ќсв€щенные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. ¬ —ибири дл€ вербы делали специальный «теремок» из соломы, который украшали тр€почками, лентами, затем вешали перед иконой.

«Ќе € бью-верба бьет, верба хлЄст бьет до слез»

 ак только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно удар€ли друг друга осв€щенными ветками вербы, приговарива€: «¬ерба красна бей до слез, будь здоров». Ётот обычай имел магический характер: во врем€ соприкосновени€ верба передавала свои живительные силы человеку, наполн€ла его энергией. “ак, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: « ак вербочка растет, так и ты расти», тем самым перенос€ свойства растени€ на ребенка. ¬ерба и ее распускающиес€ сережки, по€вление которых было первым видимым про€влением весны, в народном представлении €вл€лась средоточием плодороди€, растительной силы, здоровь€.



 
≈горьев день

 ак детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в ≈горьев день, удар€ли осв€щенной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушатьс€ пастуха. «атем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Ќо выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. ѕорой осв€щенные ветви хранили целый год за образами до следующей «¬ербницы», и только потом сжигали и ставили новую осв€щенную вербу. “акже в ≈горьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное дл€ будущего посева, тем самым воздейству€ на силы природы, приумножа€ урожай.

 
«Ѕарашки», «бабашки», «акатушки»

„тобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. ¬ некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традици€х и дл€ всех членов семьи. ѕеченье было прин€то осв€щать вместе с вербой. ¬  остромской губернии оно называлось «барашки», в ћосковской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в –€занской — «орешки», «кытька».



 
ќкликание молодух

¬ ѕензенской губернии бытовал обр€д окликани€ молодух. ¬ полночь накануне ¬ербного воскресень€ молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «ќтопри, отопри, молода€, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». ћолодой ничего не оставалось ,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Ѕыл бы урожай хлеба, скота умножень€». ¬сех сп€щих в избе слегка удар€ли вербой, приговарива€: «Ѕьем, чтобы быть здоровым», — а также: «¬ставай рано, бей барана». ѕоследней хлестали молодую, когда она клан€лась, провожа€ незваных гостей.

 
¬ерба-целительница

¬ерба в народном сознании была способна не только надел€ть живительной силой, но и предохран€ть от болезней и исцел€ть от них. ¬ербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. —ъедали по дев€ть вербных почек, счита€ это лекарством от лихорадки. Ѕесплодным женщинам так же советовали есть осв€щенные почки, после чего они благополучно рожали. Ќа  убани вербу примен€ли при лечении детских заболеваний. ƒл€ этого рано утром до восхода солнца отправл€лись на реку, где срезали три пучка вербы по дев€ть веток. «атем дома клали один пучок в гор€чую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. ¬ полдень в воду опускали вторую св€зку и купали ребенка у того окна, где сто€ло солнце в тот момент. Ќа закате аналогичные действи€ совершались с третьим пучком перед окном, смотр€щим на заход€щее солнце. ѕосле все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. —читалось, что после этих омовений болезнь уйдет. “акже вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.



 
¬ерба-оберег

¬еточка вербы с незапам€тных дохристианских €зыческих времен надел€лась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцел€ла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. —огласно поверью, верба, брошенна€ против ветра, может отвратить бурю, а брошенна€ в огонь – усмирить его. ѕовсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в веровани€х слав€н дерево √ромовержца, ѕеруна, который поражает очистительным огнем. ¬ербным веткам, несмотр€ на христианскую символику, приписывалась также  колдовска€ сила, с ними св€зывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. “ак, если верить поверью, весной черти отогреваютс€ на вербе, а после того как ее осв€т€т в праздник, они падают в воду, и поэтому от ¬ербного воскресень€ до ѕасхи нельз€ пить воду, почерпнутую под вербой.

 

  √лавна€ иде€ праздника в христианской религии св€зана с милосердием. —в€щеннослужители после праздничного шестви€ угощают нищих и одаривают их милостыней. ¬ этот день у православных прин€то дарить вербу не только близким, но и первым встречным, а также помогать всем нуждающимс€. ¬едь дарить, значит, снискать благодать.

—ветлого вам праздника!

http://russian7.ru/2013/04/7-verbnyx-obychaev/

–убрики:  ÷веты и поздравлени€
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку