-Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49913

Выдающийся русский живописец Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905)

Воскресенье, 14 Апреля 2013 г. 19:21 + в цитатник

Поэтический склад души Борисова-Мусатова и красота родной природы создали особый стиль картин, отличающихся трогательной нежностью и грустью.
Основная тема  
— ностальгия по уходящему дворянскому быту, романтика старинной русской усадьбы, домиков с мезонинами и деревянными колоннами, заброшенных парков и заросших прудов.

Создатель своеобразных элегий в живописи Виктор Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 в Саратове в семье  служащего. Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего художника - у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости мечтательности.

 

  В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Учителя рисования - Васильев, а затем приехавший из Петербурга Коновалов - обращают внимание на  способности. Борисова-Мусатова. Вскоре он  оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью.  Борисов-Мусатов пишет картину "Окно" (1886), детально, почти иллюзорно, изображая уголок сада с окном  своего дома.

oie_2818740eYGfqqUP.jpg

 

Окно [1886]

  В августе 1890 года молодой художник уезжает в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занятия там его не удовлетворяют, через год Борисов-Мусатов переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога Чистякова.
 Весной 1893 года после операции художник из-за климата покидает Петербург и возвращается в Москву, в Училище.

  Лето Борисов-Мусатов обычно проводил в Саратове, где много работал над этюдами, в основном - пейзажными. Его успехи в работе на плейере отразились в картине "Майские цветы" (1894). В этом солнечном пейзаже ощущаются непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ Борисова-Мусатова той поры.

   Осенью 1895 года Борисов-Мусатов уезжает в Париж. Чтобы совершенствовать художественное образование, он поступает в мастерскую исторического живописца и педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком, посещает Лувр, где восхищается Боттичелли. Среди "французов ему больше других близок Пюви де Шаванн.
  Возвратившись через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.
  Борисов-Мусатов пришел в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями. Однако рядом с Врубелем, Нестеровым, Серовым, Левитаном он нашёл в искусстве неповторимый самобытный путь.


Картина Борисова-Мусатова Автопортрет с сестрой  Автопортрет с сестрой

  Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Необычно композиционное построение картины - центральное место занимает задумчивая молодая девушка в старинном белом платье. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Живописно вещь решена по-новому. В ней обобщены цвет и форма. Особенно в пейзаже дальнего плана, имеющем сходство с декорацией. В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном, гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение, захватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова. В его произведениях нет исторической конкретности, "это просто красивая эпоха", как говорил сам художник.


Картина Весна  Весна

  Началом нового творческого этапа явилась картина "Весна", давно задуманная, но завершенная только в 1901 году. В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Здесь все тонко сгармонировано: белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красной шали.
  Летом 1901 года Борисов-Мусатов посещает Зубриловку - поместье князей Прозоровских-Голицыных. С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой натурой для мастера и опоэтизированные богатой фантазией художника вошли во многие его произведения.

Гобелен

Впечатления этой поездки отразились в картине "Гобелен". Среди декоративных растений парка две женские фигуры, -застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем. Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. И пейзаж, и фигуры написаны очень обобщенно, плоскостно, колорит построен на созвучии больших цветовых пятен, краски мягкие, приглушенные - все это создает некоторое ощущение призрачности, красивого миража. В то же время декоративность, тонкость отношений вызывают ассоциации с благородными красками старинного гобелена. На выставке Московского товарищества художников, в которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками.

 

  Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902), в ней поэтические грезы выражены в совершенной, законченной форме. Картина создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют художнику. В картине "Водоем" все уравновешено, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. .Строгому ритму подчиняется и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. Картина монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души художника выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном, волшебном мире красоты.

  Изумрудное ожерелье

  В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье": движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. Природа и человек так органично слиты, что возникает ощущение особой естественности, первозданности бытия. В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903) - ясное, спокойное по настроению произведение - и "Призраки" (1903) - мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Зубриловский парк с женскими тенями превращается у художника в туманное мистичное видение: вибрирующие, тающие очертания, блеклые, потухающие краски.


Призраки

Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества "Мир искусства". В это время его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. Первая группа эскизов была сделана на конкурс, объявленный Московским управлением электрической тяги, и оказалась неудачной, но второй цикл - заказ для частного дома - представляет большой интерес. Четыре эскиза - "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" - объединены общим названием "Времена года". Содержание передано в аллегорической форме. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Росписи, однако, небыли осуществлены. Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Таруса" (1905), "Куст орешника" (1905), "Осенняя песнь" (1905); написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника.

 

Реквием. 1905

  В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение - большую акварель "Реквием" (1905), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович - жены известного писателя. "Реквием" звучит печально-торжественно, символически передавая радости и горести человеческой жизни.
  Волею судьбы, это был реквием и самому автору. В ночь на 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов умер. Он похоронен в Тарусе на высоком берегу, над Окой.

http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=52&art=273



В 1902 году Виктор Борисов-Мусатов писал М. Веревкиной:

А я сижу дома и задаю концерты себе одному.
В них вместо звуков - все краски,
А инструменты - кружева, и шелк, и цветы.
Я импровизирую на фоне фантазии,
А романтизм - мой всесильный капельмейстер.
Мечты мои всегда впереди.
Иногда они ближе, меня окружают толпой.
Они мне создают целые симфонии.
Тоска меня мучит.
Музыкальная тоска по палитре, быть может...

Именно в этих строках белых стихов есть предчувствие лучших его живописных полотен, предчувствие истинной гармонии.

Весенняя сказка

Серия сообщений "Борисов-Мусатов":
Часть 1 - Выдающийся русский живописец Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905)
Часть 2 - Виктор Борисов-Мусатов и Иван Бунин: "Осень"
Часть 3 - Ко дню рождения Виктора Борисова-Мусатова
Часть 4 - Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905)
Часть 5 - 14 апреля 1870 года родился Виктор Борисов-Мусатов

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям



Тангейзер   обратиться по имени Понедельник, 15 Апреля 2013 г. 15:31 (ссылка)
Вот спасибо за этот замечательный материал! Люблю и этого нашего художника...Очень самобытного...Какой то своеобразный русский импрессионизм...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 15 Апреля 2013 г. 18:43ссылка
И трепетное отношение к женщине! Спасибо, Вячеслав. Я люблю ни на кого не похожего Борисова-Мусатова
ампель   обратиться по имени Понедельник, 15 Апреля 2013 г. 20:15 (ссылка)
Призрачно всё в этом мире...картины его ласкают взор русского человека.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 15 Апреля 2013 г. 21:13ссылка
Да, именно призрачность, недоговорённость... Всё, конечно по настроению. Иногда хочется "весомо, зримо", а иногда ничего не хочется, но это очень редко и не надолго
MsTataka   обратиться по имени Вторник, 16 Апреля 2013 г. 14:59 (ссылка)
Очень понравились картины,спасибо!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 16 Апреля 2013 г. 15:58ссылка
Очень рада, Наташа, что тебе нравится Мусатов. Ты дома или путешествуешь?
Перейти к дневнику

Вторник, 16 Апреля 2013 г. 16:21ссылка
Мы еще на Севере. Пока все идет нормально. Боюсь говорить....чтобы не спугнуть. У нас холод и море снега, а дома все в цвету.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку