-Рубрики

 -Цитатник

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

Неустанного стремленья неизменная печаль,— - (0)

"...чары ясных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon Фантазия. Константин Баль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50278

Страсти по Андрею

Четверг, 04 Апреля 2013 г. 19:48 + в цитатник

 Андрей Тарковский о фильме:

«Русские люди уверовали в свою силу, в свое окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника».

 

  "Наша цель в картине была рассказать о незаменимости человеческого опыта, поскольку рассказ ведется о жизни монаха — Андрея Рублева, который был воспитан Сергием Радонежским, как вы знаете, в Троицком монастыре, в духе любви, братства, единения, в общем, в духе идей Сергия Радонежского, основателя этого монастыря. Но в том-то все и дело, что несмотря на то, что Сергий Радонежский был глубоко прав, Андрей Рублев приходит к этой же идее только пройдя через мытарства всей своей жизни, через кровопролития, войны и ужасы междоусобиц, которыми полна история этого времени, русская, российская. Ведь речь идет о том, что опыт преподать нельзя — его можно только пережить. Для меня это чрезвычайно важная концепция. Это одна из главных тем нашей картины. Вторая тема, очень важная, вытекает из отношений: художник — народ и художник — власть. Эта проблема тоже очень важна, но она там раскрыта достаточно ясно и не требует специальных объяснений."  



Ким Смирнов. Из дневника, 23 декабря 2011:

Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Не случайно судьба свела их, разъединенных шестью веками, вместе. Дело не в созвучии имен. Тем более, как звали Рублева в детстве, никто не знает. Может быть даже, это было Иваново детство. Андрей – имя, данное при восшествии в монахи. Дело в духовном сопряжении. Никто из русских Мастеров с таким приближением к гениальности не выразил и национальной нашей, и мировой тоски по единству, гармонии, доброте, как непременных условиях свободы личности, народа, человечества.

  Я принял Тарковского сразу и навсегда. От первых кадров «Иванова детства» до последних – «Жертвоприношения». Сейчас модно объясняться ему в любви. Так было не всегда. Но я и раньше не понимал тех, кто говорил об усложненности и даже заумности «Зеркала» - этой удивительной поэмы о том, как из обостренного, болезненно-трагического восприятия боли мира рождается судьба Художника и Поэта.

  Он был гениальным художником, как и разошедшийся с ним во времени на несколько веков тезка, ныне причисленный православной церковью к лику святых. А гению ведь не надо ни «помогать» социальными заказами, ни мешать дурацкими верховными запретами. Ему надо просто дать возможность делать все, что он считает важным. Мы же, люди, должны только быть благодарны судьбе, что были его современниками. И это не самоуничижение – это самоосознание и, значит, самовозвышение наше.

 

  У Павла Флоренского есть слова о духовной сути и силе рублевской «Троицы»: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междуусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставились взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь – более небесную, чем само земное небо, да, эту воистине поднебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшегося о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность – мы считаем творческим содержанием Троицы…

Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику перед собой небесный первообраз, а вокруг себя – земное отображение, - быть в среде духовной, в среде умиренной».

  Не нужно семи пядей во лбу, чтобы понять, с какими реалиями окружавшей философа жизни соотносились эти написанные в 1919 году слова о междуусобных распрях, всеобщем одичании. Но как провидел Тарковский то же самое о нас в своем «Рублеве» на двадцатилетие раньше событий? Пророческий дар в нем выделяют многие. В СМИ отмечалось катастрофическое сокращение сроков между пророчествами Тарковского и их свершениями.

  «Страсти по Андрею», как уже сказано, за 20 лет прозрели духовный кризис, коим ныне охвачено наше общество. Между зоной в «Сталкере» и чернобыльской зоной  уже всего 10 лет. И совсем ничего между убийством Улофа Пальме и словами Тарковского: «Это место пахнет катастрофой», за полгода до трагедии поставившего рядом с местом, где она потом случилась, камеры для съемки сцены атомной войны  в «Жертвоприношении».


Автор "Лексикона русской литературы ХХ века", профессор славистики кельнского университета Вольфганг Казак:

  Любой портрет, имеем в виду мы живописца, писателя или кинорежиссера — это всегда автопортрет. Рублев Тарковского — это сам Тарковский. Отдавая себе отчет в том, что фильм явился результатом его страданий под давлением цензуры, что язык кинообразов, придавший фильму такое величие, есть следствие цензуры, принудившей Тарковского к его технике, мы открываем нечто ужасное, а именно: отчасти своим качеством фильм обязан советской цензуре. Без гнета, без насилия эпохи не было бы противодействия художника. Те, которым выпало пережить войну, будь то Вторая мировая, Афганистан или Чечня, знают, что они никогда не были так близки к последним вопросам земного бытия, как в момент близости смерти. Это откровение — награда за страдания. Так и эта картина — дар за муки, через которые прошел художник.

Андрей Тарковский на съёмках фильма "Андрей Рублёв". 1966

Серия сообщений "Тарковские":
Часть 1 - Ким Смирнов: смотрю Тарковского
Часть 2 - Андрей Тарковский. Жертвоприношение
...
Часть 7 - Поэзия. Арсений Тарковский
Часть 8 - Для Ольги
Часть 9 - Страсти по Андрею
Часть 10 - Переделкино. Маленькие истории писательского посёлка
Часть 11 - Поэт Арсений Тарковский (1907 - 1989)
...
Часть 30 - Андрей Арсеньевич Тарковский. Ностальгия
Часть 31 - 110 лет со дня рождения Арсения Александровича Тарковского
Часть 32 - Андрей Тарковский о творчестве и искусстве.

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям



Musia-mamusia   обратиться по имени Четверг, 04 Апреля 2013 г. 20:58 (ссылка)
Добрый вечер, Тамарочка! Мы вернулись с Дашенькой:)) Пока все нормально. О Тарковском... Ну не могу, наверное, я мало что понимаю, но сожженная корова, искалеченные или разрубленные лошади... Уж лучше постигать "Бог есть любовь" через Евангелие.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 04 Апреля 2013 г. 21:31ссылка
Я рада, Милочка, что вы с Дашенькой уже дома! Вот когда вы отдохнёте от переживаний, тогда почитай высказывание Флоренского о рублёве и посмотри фильм Савелий Ямщиков... Мне он очень понравился. И передача радио свободы интересная. Поправляйтесь!
Svetlana-k   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2013 г. 22:30 (ссылка)
Картина — дар за муки, через которые прошел художник.
------------------------
Преклоняюсь...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Апреля 2013 г. 22:45ссылка
Я тоже. Мне очень нравится Савелий Ямщиков
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку