-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49925

—ергей ¬асильевич –ахманинов.  олокола

„етверг, 28 ћарта 2013 г. 16:26 + в цитатник


 



  ƒетство —ерге€ –ахманинова прошло в имении его родителей с поэтичным названием ќнег, в Ќовгородской губернии. »мение было расположено на берегу реки ¬олхов. ¬ своих воспоминани€х —ергей ¬асильевич писал: "ќдно из самых дорогих воспоминаний детства св€зано с четырьм€ нотами, вызванивающимис€ колоколами Ќовгородского —офийского собора... „етыре ноты складывались во вновь и вновь повтор€ющуюс€ тему, четыре серебр€ные плачущие ноты... ” мен€ с ними всегда ассоциируетс€ мысль о слезах". Ёто ощущение трагического величи€, созданное звоном новгородских благовестников, –ахманинов не раз будет использовать в своей музыке. —толь же сильное впечатление на него уже позже произведут звоны »вановской колокольни в ћосковском  ремле. ќдним из первых исследователей, отметивших вли€ние величественного ритма колокольного звона на музыку –ахманинова, был критик XIX века —тасов. ќн писал о "глубоко вкоренившихс€ в его симфоническую ткань, его ритмы и интонации… колокольные ритмо-звуко-краски".

 

  ¬ 1900-1901 годах —ергей ¬асильевич работал над своим знаменитым ¬торым концертом. ¬тора€ и треть€ часть концерта были созданы довольно быстро, а перва€ часть довольно долго не удавалась. –ахманинову хотелось найти захватывающее начало, и он его нашел - восемь полных, глубоких аккордов с постепенно нарастающей звучностью, за каждым из которых следует т€желый басовый удар. Ёти восемь аккордов многие исследователи сравнивали с мерными ударами русского колокольного благовеста. ѕоследний аккорд вводит оркестр с изложением главной темы, поддерживаемой фортепианными пассажами. ¬еличественные ритмы, словно накатывающиес€ одна за другой волны, первой части концерта невольно вызывают в пам€ти ростовский егорьевский звон - один из самых строгих и торжественных звонов этой школы.

 

  —овременники отмечали, что само движение музыкальных интонаций –ахманинова повтор€ет построение колокольного звона: "¬ колокольных переливах, переборах и в звонких отзвуках, вообще… в разлитии по воздуху волн звона, композитор передал красоту постепенного пробуждени€, расцветани€ природы. –азвитие музыкальной интонации происходит то звуковыми наплывами, то набегами волны за волной, то всплеск за всплеском, то раскачивание за раскачиванием, то чередованием мощных полнозвучий". Ќеслучайно, этот концерт –ахманинова сравнивали с некоторыми из пейзажей Ћевитана, на композицию которых тоже оказал большое вли€ние колокольный звон. Ќеизвестно, был ли —ергей ¬асильевич знаком с ростовскими звонами, но ему без сомнени€ удалось передать особенную их глубину и настроение. ќбобщенный образ русского звона будет присутствовать и в более поздних рахманиновских творени€х. «амечательный исследователь русской музыкальной культуры Ѕорис јсафьев очень точно охарактеризовал эту особенность его музыки: "ѕосто€нна€ настороженность находила свое выражение в нарушении величавой тишины и сосредоточенного поко€ всплесками волн набата или в менее тревожной звуковой атмосфере колокольных созвучий. ” –ахманинова колокольность вплетена в ткань музыки, про€вл€етс€ в самых различных окрасках, толчках, ритмоузорах, раскрывает психологическое состо€ние встревоженного человечества". 
  Ёто состо€ние тревожного ожидани€ особенно €рко про€вилось в музыкальной поэме " олокола", созданной –ахманиновым накануне первой мировой войны, в 1913 году. —имфони€ с хором " олокола" была создана на основе одноименного стихотворени€ Ёдгарда ѕо, переведенного Ѕальмонтом.

  ѕо своей силе, напр€женности, даже некоторой мрачности, " олокола" вполне сопоставимы с "јпассионатой", одной из самых трагичных сонат Ѕетховена. ¬ одной из статей газеты "ѕравда" от 18 окт€бр€ 1930 года эту симфонию с возмущением назвали "православным действом" и "колокольной мистерией". ¬ звучание колокольного звона перед нами предстает трагическа€ человеческа€ судьба, которую сам человек встречает с мрачностью, но и с мужеством. ≈го детство звучит серебр€ными переливами маленьких колокольчиков, затем в мелодию вступает радостный свадебный звон, затем привычный нам ритм церковного колокольного звона. ќн становитс€ все более суровым и, наконец, переходит в печальный погребальный перебор. —мену ритмов и настроений поддерживает хор, исполн€ющий стихи Ѕальмонта. —ам композитор считал эту симфонию самым сильным из своих произведений. ѕо достоверности в оркестровке колокольного звона " олокола" стали уникальным €влением в симфонической музыке. 

http://zvon.ru/



« олокола» - музыкальное произведение —ерге€ ¬асильевича –ахманинова дл€ смешанного хора, трЄх солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра.

Ёдгар ѕо. ѕоэма " олокола"

IV

ѕохоронный слышен звон,
ƒолгий звон!
√орькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон.
«вук железный возвещает о печали похорон!
» невольно мы дрожим,
ќт забав своих спешим
» рыдаем, вспоминаем, что и мы глаза смежим.
Ќеизменно-монотонный,
Ётот возглас отдаленный,
ѕохоронный т€жкий звон,
“очно стон,
—корбный, гневный,
» плачевный,
¬ырастает в долгий гул,
¬озвещает, что страдалец непробудным сном уснул.
¬ колокольных кель€х ржавых,
ќн дл€ правых и неправых
√розно вторит об одном:
„то на сердце будет камень, что глаза сомкнутс€ сном.
‘акел траурный горит,
— колокольни кто-то крикнул, кто-то громко говорит,
 то-то черный там стоит,
» хохочет, и гремит,
» гудит, гудит, гудит,
  колокольне припадает,
√улкий колокол качает,
√улкий колокол рыдает,
—тонет в воздухе немом
» прот€жно возвещает о покое гробовом.

ѕеревод  . Ѕальмонта

—ери€ сообщений "–ахманинов":
„асть 1 - ‘ильм о –ахманинове
„асть 2 - –ахманинов: »стоки...«вуки колоколов
...
„асть 16 - –ахманинов. “айна прелюда до диез минор
„асть 17 - –ахманинов "јлеко"
„асть 18 - —ергей ¬асильевич –ахманинов.  олокола
„асть 19 - —ергей ¬асильевич –ахманинов. —ирень...
„асть 20 - ѕерва€ симфони€ –ахманинова
...
„асть 47 - ‘ортепианные концерты —ерге€ –ахманинова
„асть 48 - Ќачалось восстановление усадьбы —ерге€ –ахманинова Ђќнегї
„асть 49 - —ергей ¬асильевич –ахманинов. –омансы ќп. 34

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



repman   обратитьс€ по имени „етверг, 28 ћарта 2013 г. 17:11 (ссылка)
«амечательный пост! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ћарта 2013 г. 21:12ссылка
—пасибо, ¬ладимир, за интерес к рассказу о гениальном –ахманинове
ампель   обратитьс€ по имени „етверг, 28 ћарта 2013 г. 19:41 (ссылка)
ќбожаю " олокола" , хот€ весь –ахманинов мен€ сильно напр€гает.ѕост прекрасный!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ћарта 2013 г. 21:18ссылка
—егодн€ день пам€ти –ахманинова, прошло 70 лет после того, как его не стало. ћне кажетс€, что четвЄрта€ часть его  олоколов это –еквием... 2-ой концерт мне нравитс€ больше
ѕерейти к дневнику

„етверг, 28 ћарта 2013 г. 23:29ссылка
ѕосмотри австралийский фильм "ЅЋ≈— " про гениального пианиста ƒэвида ’ельфготта ,который сошел с ума на 2-ом концерте –ахманинова.» это реальное лицо.
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 29 ћарта 2013 г. 15:53ссылка
я так думаю что у него уже сложились все предпосылки этого состо€ни€ до концерта, а музыка концерта очень поднимающа€. ¬от акт подн€ти€ и состо€лс€...
Svetlana-k   обратитьс€ по имени —уббота, 30 ћарта 2013 г. 22:56 (ссылка)
ѕрекрасный пост! ќчень полна€ и интересна€ информаци€.
я люблю 2 концерт и все фортепианное творчество. Ќе менее прекрасны романсы...
—пасибо, “амара!
’ороших тебе деньков!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 31 ћарта 2013 г. 19:25ссылка
—пасибо, —веточка! ќчень нам нужны хорошие денЄчки! » тебе желаю при€тных сюрпризов!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку