-Рубрики

 -Цитатник

Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1950). - (0)

Работы до эмиграции.Анализ стиля. -ч.4. Крестный ход 1898 Несколько работ художника...

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50308

Рахманинов "Алеко"

Среда, 27 Марта 2013 г. 17:51 + в цитатник

  

Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг. Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Черняев, Фёдор Кёнеман, Матвей Пресман

  Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно, и после окончания консерватории по классу сочинения в 1892 году был награжден большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним окончил консерваторию и Скрябин, получивший малую золотую медаль, так как большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (1882) по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы», написанную им всего за 17 дней. За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами.      

  «Во время обучения в Московской консерватории по классу фортепиано, я почувствовал внутреннюю потребность сочинять. Я изучал музыкальную науку и искусство композиции у профессоров Танеева и Аренского. К окончанию консерватории я написал мою первую оперу «Алеко». Меня очень поддерживал Чайковский. Он был так добр и так помогал мне как композитору, что даже приходил на репетиции «Алеко», чтобы поделиться со мной своим богатым запасом мудрости, знаний и опыта. «Алеко» впервые был поставлен в апреле 1893 года в Большом театре в Москве. Мне было тогда двадцать лет. Оперой «Алеко» я предстал перед миром как композитор. Она хорошо была принята критикой и публикой. Это побудило меня продолжать занятия композицией и дальше» - писал в воспоминаниях Рахманинов.         

 

  Музыка оперы,получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась», - писал он своему брату. Рахманинов часто с  общался с Чайковским в последние годы жизни композитора, творчество которого он высоко ценил.

  «Алеко» — камерная лирико-психологическая опера с напряженным драматическим действием. Образы героев драмы предстают на фоне колоритных картин природы и цыганского быта. Музыка оперы покоряет искренностью выражения и мелодической щедростью, юношеской страстностью и драматической силой, богатством и выразительностью мелодий,

  В оркестровой интродукции мелодии флейт и кларнетов, овеянные чистотой и покоем, противопоставлены мрачным, зловещим мотивом, связанным в опере с образом Алеко. Хор «Как вольность весел наш ночлег» проникнут безмятежным лирическим настроением. Рассказ старика «Волшебной силой песнопенья» отмечен благородством и мудрой простотой. Яркие краски, темпераментные ритмы вносит в музыку цыганская пляска; в женском танце плавное, сдержанное движение сменяется задорно оживленным; мужской танец, основанный на подлинной цыганской мелодии, завершается бурным, неистовым плясом. В последующих номерах оперы драма начинает стремительно развертываться.

 

  Песня Земфиры «Старый муж, грозный муж» очерчивает ее характер, сильный и страстный, своевольный и дерзкий. Каватина Алеко «Весь табор спит» создает романтический облик героя, томимого муками ревности; при воспоминании о любви Земфиры возникает широкая и обаятельно красивая мелодия. Оркестровое интермеццо живописует поэтичную картину рассвета.

  Романс Молодого цыгана «Взгляни, под отдаленным сводом», написанный в движении вальса, проникнут радостным ощущением полноты жизни. В момент роковой развязки звучит скорбная мелодия одиночества Алеко.



http://www.belcanto.ru/opera.html 

В 1987 году Рахманинова пригласили на должность второго дирижёра в театре Мамонтова. Он пробыл там только год, но этот год сыграл важную роль в его жизни: там он встретился с выдающимися русскими художниками и артистами - Серовым, Коровиным, Забелой - Врубель, там же завязалась тесная дружба с Шаляпиным.

Событием явилась постановка о "Алеко" с Шаляпиным, Ершовым и Дейшой-Сионицкой (1897) в Петербурге.

 

Каватина Алеко "Весь табор спит" относитсяк шедеврам оперного искусства.

Весь табор спит. Луна над ним
Полночной красотою блещет.
Что ж сердце бедное трепещет?
Какою грустью я томим?

Я без забот, без сожаленья
Веду кочующие дни.
Презрев оковы просвещенья,
Я волен так же, как они,
Я волен так же, как они.
Я жил, не признавая власти,
Судьбы коварной и слепой.
Но, Боже, как играют страсти
Моей послушною душой!

Земфира! Как она любила!
Как, нежно преклонясь ко мне,
В пустынной тишине
Часы ночные проводила.
Как часто милым лепетаньем,
Упоительным лобзаньем
Задумчивость мою
В минуту разогнать умела!
Я помню, с негой, полной страсти,
Шептала мне она тогда:
"Люблю тебя, в твоей я власти!
Твоя, Алеко, навсегда!"

И всё тогда я забывал,
Когда речам её внимал,
И, как безумный, целовал
Её чарующие очи,
Кос чудных прядь темнее ночи,
Уста Земфиры...
А она, вся негой, страстью полна,
Прильнув ко мне, в глаза глядела...
И что ж?..
И что ж?
Земфира неверна!
Земфира неверна!
Моя Земфира охладела!

Дружеские отношения с Федором Шаляпиным Рахманинов поддерживал  всю жизнь.



http://www.belcanto.ru/opera.html

Серия сообщений "Рахманинов":
Часть 1 - Фильм о Рахманинове
Часть 2 - Рахманинов: Истоки...Звуки колоколов
...
Часть 15 - Первая любовь Сергея Рахманинова
Часть 16 - Рахманинов. Тайна прелюда до диез минор
Часть 17 - Рахманинов "Алеко"
Часть 18 - Сергей Васильевич Рахманинов. Колокола
Часть 19 - Сергей Васильевич Рахманинов. Сирень...
...
Часть 47 - Фортепианные концерты Сергея Рахманинова
Часть 48 - Началось восстановление усадьбы Сергея Рахманинова «Онег»
Часть 49 - Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы Оп. 34

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям



Svetlana-k   обратиться по имени Среда, 27 Марта 2013 г. 20:15 (ссылка)
Выше всех похвал! Спасибо, тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 27 Марта 2013 г. 21:07ссылка
Спасибо, Светочка, за отзыв. К юбилею 1 апреля я задумала отметить неделю нашего гения Рахманинова. Вчера цитировала очень хорошее сообщение о детстве, завтра день памяти
Перейти к дневнику

Среда, 27 Марта 2013 г. 21:10ссылка
Тома,дала мне хорошую идею. У него шикарная инстрментальная музыка. Надо подумать о посте...
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 27 Марта 2013 г. 21:20 (ссылка)
Давай, Света, вперёд!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку