-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50278

Ќидерландский художник ян ван Ёйк (1390 Ч 1441)

ѕ€тница, 22 ћарта 2013 г. 16:04 + в цитатник

 

ƒева ћари€ с ћладенцем

  яна ван Ёйка (1390-1441) прин€то считать самым крупным нидерландским живописцем XV века, положившим начало реалистической традиции в алтарной живописи. –одом из небольшого нидерландского городка на реке ћаас, он в 1422, будучи уже уважаемым мастером, поступил на службу к графу »оанну Ѕаварскому и вплоть до 1424 года участвовал в работах по украшению графского дворца в √ааге. ¬ 1425 году ¬ан Ёйк перебралс€ в Ћилль, где стал придворным живописцем бургундского герцога ‘илиппа III ƒоброго. ѕри дворе герцога, который высоко ценил художника, он не только писал картины, но и выполн€л многие дипломатические поручени€, неоднократно выезжа€ в »спанию и ѕортугалию.

¬ 1431 году ¬ан Ёйк переехал в Ѕрюгге, где и прожил до конца своих дней, выполн€€ работы и как придворный живописец, и как художник города. Ќаибольшее количество дошедших до нас произведений было написано мастером в то врем€, когда он находилс€ на службе у герцога Ѕургундского.       

ѕортрет четы јрнольфини

«ѕортрет четы јрнольфини», датированна€ 1434 годом.

   ќдна из самых знаменитых работ ¬ан Ёйка, ѕортрет четы јрнольфини, находитс€ в коллекции Ћондонской Ќациональной галереи. Ќа картине, изображающей церемонию бракосочетани€ двух богатых молодых людей, художник нашел место дл€ нескольких символов - например, дл€ собачки, расположившейс€ у ног новобрачной, символа верности. ¬ круглом зеркале, вис€щем на стене в глубине композиции, отражаютс€ двое -очевидно, свидетели бракосочетани€. ¬ одном из них художник изобразил самого себ€, о чем гласит надпись над зеркалом. Ќовобрачных художник исполнил в рост. ∆ивописец любовно изображает вещи, окружающие молодоженов. Ёти предметы много сообщают об образе жизни своих хоз€ев, подчеркива€ их бюргерские добродетели - бережливость, скромность, любовь к пор€дку.



  ян ван Ёйк - выдающийс€ нидерландский живописец, один из основоположников искусства –аннего северного ¬озрождени€. “ермин «art nova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определ€ет искусство Ќидерландов первой половины XV в. Ќе возрождение античности, как в »талии, а самосто€тельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. 
„еловек — не вершина творени€, а всего лишь одно из свидетельств могущства “ворца. Ќебо и земл€, растени€ и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимани€. » это
живущее в творчестве ван Ёйка ощущение божественной драгоценности повседневного быти€ послужило исходным пунктом развити€ реализма в истории европейской живописи (далее изображени€ кликабельные, с большим увеличением).

  ƒату рождени€ художника следует, по всей веро€тности, отнести к первой половине 1390-х; родиной же его традиционно считают город ћаасэйк в нидерландской провинции Ћимбург. ѕервыми уроками мастерства ян был об€зан, очевидно, своему старшему брату √уберту. 
  1422 - год, когда им€ ван Ёйка впервые упоминаетс€ в документах, это был уже известный живописец, служивщий »оанну Ѕаварскому, графу √олландии, «eландии и √еннегау, двор которого был в √ааге. ѕосле смерти »оанна Ѕаварского мастер, пользующийс€ громкой славой, покинул √олландию и обосновалс€ во ‘ландрии. ¬есной 1425 в Ѕрюгге ван Ёйк был прин€т на службу к ‘илиппу ƒоброму, герцогу Ѕургундскому, «со всеми почест€ми, преимуществами, свободами, правами и выгодами». ¬ том году художник переехал в Ћилль.    

 

  ѕо роду своей службы или, может, ввиду особого довери€, ¬ан Ёйк дважды направл€лс€ могущественным правителем в «некое секретное путешествие». ¬ 1427 он отбыл в »спанию и затем в ѕортугалию вместе с послами ‘илиппа, задачей которых было договоритьс€ о заключении брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой »забеллой. 
   »сполн€€ возложенную на него миссию, художник написал два портрета невесты и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. ¬ начале 1430 г. ¬ан Ёйк благополучно вернулс€ во ‘ландрию со свадебным кортежем.

  Ќе позднее 1426 года была написана «ћадонна в церкви» — одна из ранних работ ян ¬ан Ёйка.  ак и большинство его произведений, картина как бы светитс€ изнутри, рожда€ ощущение возвышенной радости. 
  “акой поразительный эффект внутреннего свечени€ достигалс€ за счет послойного нанесени€ масл€ной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком. Ёто было открытием художника, давшем “олчок бурному распространению техники масл€ной живописи по ≈вропе. ¬ан Ёйка долгое врем€ считали изобретателем масл€ных. красок. Ќо это не совсем так.
   рас€щие составы на основе растительных масел были известны еще в ’II веке, но попул€рностью не пользовались: они долго сохли, часто блекли и растрескивались. ћногие художники стремились улучшить старинные рецепты. Ћишь ¬ан Ёйк, около 1410, нашел ту магическую формулу, котора€ делала краски быстросохнущими, позвол€ла живописцу наносить их плотными или прозрачными сло€ми, не опаса€сь смешени€. “еперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добива€сь невиданных ранее оттенков. » самое главное — тонка€ масл€на€ пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себ€, создава€ тот самый эффект внутреннего си€ни€ картины.
   Ќовые возможности масл€ной живописи помогли брать€м ¬ан Ёйк сотворить √ентский алтарь — один из величайших живописных пам€тников ≈вропы XV в. –абота над ним была начата, видимо, около 1422 √убертом, а после его смерти в 1426 году продолжена младшим братом.
»стори€ написани€ и судьба √ентского алтар€, как и вс€кого шедевра, полна загадок и драматических событий. ѕрежде всего, исследовател€м не дает поко€ вопрос об авторах произведени€. Ќадпись на его раме о том, что работу «начал художник √уберт ван Ёйк, выше которого нет», а закончил его брат ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого довери€ не вызывает. 
  —уществует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относитс€ оно к резчику, выполнившему обрамление, в св€зи с чем родилась смела€ гипотеза  . ¬олл€ и Ё. –ендерса: а был ли √уберт? »ли это лишь легенда, выдуманна€, чтобы отдать главную роль в создании алтар€ жителю √ента? ќднако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти √уберта ван Ёйка? 



  ѕри всем многообразии точек зрени€ на роль каждого из братьев в создании √ентского алтар€ ни одна из них не кажетс€ достаточно убедительной. ¬о вс€ком случае, больша€ часть работы была выполнена много лет спуст€ после кончины старшего брата. 
  √ентский алтарь уникален. ќн представл€ет собой грандиозный много€русный полиптих, достигающий в центральной части трех с половиной метров в высоту и п€ти метров в ширину в раскрытом виде. ƒаже если бы ян ван Ёйк в своей жизни больше ничего не создал, он все равно вошел бы в историю как aвтop √ентского алтар€. ¬ 1432 работа была закончена, и складень зан€л предназначенное дл€ него место в церкви —в. »оанна- рестител€ (ныне собор —в. Ѕавона).
ѕериод высшей творческой зрелости яна ван Ёйка пришелс€ на 1430-е   этому времени художник переехал из Ћилл€ в Ѕрюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женилс€. ¬ 1434 году герцог ‘илипп III стал крестным отцом первого из дес€ти детей яна и, в св€зи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебр€ных чаш.
  ¬згл€ните на работы ван Ёйка, наполненные жизнью и светом.  ажетс€, что драгоценные камни и драгоценные металлы на его картинах - насто€щие и пылают внутренним светом. ≈го краски настолько прозрачны, что работы имеют уникальный, почти люминесцентный блеск. 
— 1432 году произведени€ мастера следуют одно за другим: так называемый «“имофей» (1432), «„еловек в тюрбане» (1433), небольшое панно «ћадонна с младенцем» (1433).

    

ян ван Ёйк был первым, кто начал создавать портреты, преследу€ цель точнейшего воссоздани€ индивидуального облика модели и аналитического исследовани€ натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. —охранившиес€ портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности.

   

ѕортрет четы јрнольфини (1434), считающийс€ первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр ¬ан Ёйка.
»таль€нский купец изображен держащим за руку свою молодую жену в момент торжественной супружеской кл€твы в присутствии двух свидетелей, чьи отражени€ видны в вис€щем на стене круглом зеркале — символе всевид€щего Ѕожьего ока. Ќадпись на стене «ян ван Ёйк был здесь» позвол€ет думать, что художник-присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручени€ в домашней обстановке. ќбр€д совершаетс€ в св€та€ св€тых бюргерского дома—спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намека€ на св€щенность супружеского обета и семейного очага.

¬ алтарной композиции «ћадонна канцлера –олена» (1436) — советник ‘илиппа ƒоброго, Ќиколас –олен, богатый и могущественный человек, добившийс€ высокого поста благодар€ своим достоинствам(редкий случай в феодальном мире).
Ќиколас –олен преклонил колена перед ÷арицей Ќебесной и принимает благословение младенца ’риста. —квозь лоджию открываетс€ красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. «емной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма.
  теме Ѕогоматери ян ван Ёйк обращалс€ множество раз.

  

¬ «ћадонне каноника ван дер ѕале» ван Ёйк изображает ћарию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении св€тых ƒонациана и √еорги€, представл€ющего старого каноника. ѕортрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. ¬о всех детал€х картины ван Ёйк добиваетс€ впечатлени€ величайшей материальности и вещественной ос€заемости.

  

   ¬ основе всех изображений ван Ёйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. ярким примером графического мастерства художника служит «—в. ¬арвара» — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, €вл€етс€ ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. —еребристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «»оанн ван Ёйк мен€ сделал в 1437 году». 
’удожник скончалс€ 9 июл€ 1441 году в Ѕрюгге, городе, ставшем дл€ него родным, и был похоронен «в ограде» церкви —в€того ƒонациана. Ћишь через год родственникам удалось перезахоронить его тело, уже внутри церкви, около купели.



ян ван Ёйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником дл€ развити€ искусства Ќидерландов и других стран ≈вропы. ¬ своеобразном девизе ¬ан Ёйка « ак умею» слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству.

  

http://www.chayka.org/

–убрики:  живопись
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку