-Рубрики

 -Цитатник

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

Неустанного стремленья неизменная печаль,— - (0)

"...чары ясных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon Фантазия. Константин Баль...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50296

Врубель Михаил Александрович (1856 - 1910)

Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 12:07 + в цитатник

Михаил Врубель родился в Омске 17 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. На следующий год семья переехала в Саратов, Михаилу наняли преподавателя рисования.

  Гимназические годы Врубель в основном провел в Одессе. Рисовал Миша урывками, в основном по просьбе отца. Со слов сестры известно, что в эти годы он увлекался «историей, писал сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья». Он основательно изучал латинский язык, читал в подлинниках Овидия и Горация. После окончания гимназии Михаил Врубель в 1874 году поступает на юридический факультет Петербургского университета. 

  Рисунки этого периода: «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым» (1877), «Маргарита» (1877) - иллюстрация к гётевскому «Фаусту». Только на последних курсах университета Михаил Александрович приобщается к обучению искусству, посещая класс профессора Чистякова в вечерние часы. По окончании университета Врубель отбывает воинскую повинность.

  В 1880 году Михаил становится студентом Академии художеств. С осени 1882 он начинает заниматься в классе академика Чистякова, много и упорно работая самостоятельно. Врубель рисует и пишет акварелью без устали, не переставая изучать законы старого искусства. Работоспособность его удивительна. Как-то за одну ночь он делает стофигурную (!) композицию «Орфей в аду». Михаил близко сходится с  однокурсниками - Валентином Серовым и его двоюродным братом Дервизом. «Мы трое, - сообщает Врубель, - единственные, понимающие серьезную акварель в Академии».

 

  Уже в ранних работах Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов. Михаил Врубель слыл, и по заслугам, мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и дар композиции продемонстрировал, в частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм» (1882). В ранний период творчества Врубель создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых он передавал сосредоточенное душевное состояние человека.

Михаил Врубель. Богородица

  В 1884 году Врубель оставил академию, приняв предложение Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных. Художник изучает не только отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного рода в Венеции, куда он был отправлен в 1884 году. Увы, эскизы росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем в 1887 году, не были осуществлены вследствие их крайней необычности.

  Врубель нарушил церковные каноны и создал свободные композиции, придерживаясь только темы, но не ее канонического решения. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения». В эскизе «Надгробный плач» (1887) индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью, соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу.

  Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и страдания. Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые работы. Врубель писал из Киева, что, увы, «на творчество рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры - «средство прокормления». Но о «прокормлении» он меньше всего думал. Отец, навещавший его в Киеве, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах «И до чего дожил Миша с его талантами! Средств к жизни почти никаких». Но Врубель верил в свой дар, он писал «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».

 

  Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый». Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году «юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», - описывает картину Н.А. Федорова.

В 1899 он пишет «Демона летящего». Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). Тема последнего Демона - титанический протест и трагическая гибель. Демон низвергнут с высот и распростерт на горных кряжах, покрытых вечным снегом и льдом, освещенных последними лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными впивающимися в тело пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем торса. Но в глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.

  В 1889 году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный пери од его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - «Венеция» (1893) - создано по впечатлениям от новой поездки в Италию (1891-1892). Содержание картины «Испания» (1894), возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой близости к этой картине - «Гадалка» (1895), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего». После «Венеции» влечение Врубеля к большому стилю проявилось также в его огромных многометровых панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гёте для «готического кабинета» в особняке А.В. Морозова.

М. Врубель.  Муза 1896 г.   

Врубель.  Муза

  В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и все искусство художника, его портретная живопись остро психологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это преимущественно люди, близкие художнику. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля - портреты Арцыбушева и Мамонтова (оба 1897). О портрете Арцыбушева говорит Баркова «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и живописными достоинствами. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Артистически свободно написаны черный костюм, темно-красный галстук, кресло красного дерева, корешки книг. Синими искрами загораются стекла пенсне.

Сочинение по картине: Врубель - "Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева"

Врубель — «Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева»

  Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Вся цветовая композиция приведена в единство. По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия». Врубель страстно любил музыку. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Для Московской частной оперы С.И. Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказке о царе Салтане». Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела.

 

  В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал ее пение.  После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна, и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которой ее окружал Врубель». Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». 28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».

 

  В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава». Врубель пишет картины «К ночи» (1900), «Пан» (1899), «Царевна Лебедь» (1900). В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и полное страстной патетики чувство, пробудившее в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.

Есть сообщение: Певица Надежда Забела-Врубель (1868 - 1913)

  Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, писал «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и также необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил».

  К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906 году Врубель начал портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье - он ослеп. Михаил Александрович Врубель умер 1 апреля 1910 года, восприняв смерть как избавление.                                                                http://www.tonnel.ru/

Жемчужина. 1904.

Серия сообщений "Врубель":
Часть 1 - Врубель
Часть 2 - Иллюстрации Врубеля к "Демону"
...
Часть 4 - Печальный прозорливец
Часть 5 - Певица Надежда Забела-Врубель (1868 - 1913)
Часть 6 - Врубель Михаил Александрович (1856 - 1910)
Часть 7 - Михаил Врубель, живописец божьей милости
Часть 8 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
...
Часть 15 - Памяти Михаила Врубеля
Часть 16 - Михаил Врубель. Поиски стиля
Часть 17 - Гений Михаил Врубель

Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 1 пользователю



nadia_obo   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 16:20 (ссылка)
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 20:26ссылка
Пожалуйста, Надежда. Доброго тебе вечера и спокойной ночи
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 20:31ссылка
Спокойной ночи, Томочка и приятных снов!
ампель   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 19:25 (ссылка)
Спасибо большое за пост.Тома.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Спасибо

Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 20:28ссылка
С большим удовольствием влезла в материал, выходить не хочется, тем более, что осталось недопоказанное
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 20:58ссылка
Да про него много чего можно расказать.Наша дача недалеко от Абрамцево и я каждое лето таскала туда ребят...старший учился в худ.школе. А потом в Киеве посетила Кириловский монастырь или просто церковь(там и теперь психушка) и видела росписи.Это две отдельные истории.Но я такие вещи делать не умею и не хочу,если честно.Мне тяжело даже думать о таком.Мне даже имя его произносить больно.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 21:37ссылка
Психбольницы, конечно, не надо касаться. А росписи - это другое дело. Я думаю, что он радуется, когда мы любуемся его картинами
natali_100   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 21:47 (ссылка)
Спасибо, Тамара! Такой хороший, человеческий рассказ. Жаль, конечно, Врубеля. Но когда - то давно, мне попадалась статья. Содержания совсем не помню. Но смысл - грань между одарённостью и большим отклонением в развитии детей очень тонка. Помню, так стало страшно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 22:41ссылка
Нет, Наташа, - это совсем не страшно! Гений - всегда не норма! У меня в лексиконе "ненормальный" - большой комплимент! Это люди, поцелованные богом! Вот и Врубель обессмертил себя!
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Марта 2013 г. 10:49ссылка
Однажды в музее им.Пушкина отошла от пейзажа Ван Гога - лодки под парусами в море. Моё место заняли двое мужчин. Один из них восхищённо объяснял другому про экспрессию и пр. А потом сказал:"Нормальному человеку этого не сделать. Мы можем это видеть только благодаря его болезни". Я вспомнила, как страдал Винцент, его брат... Большая цена за нашу радость видеть это. Совершенно не могу смотреть на одну из его последних картин. Поле, тяжёлое небо, вороны. Он и раньше писал этот сюжет. Но эту картину можно смотреть, только отключив сострадание. Однако я благодарна Ван Гогу за то, что он нам оставил.
Надоело_искать   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2013 г. 07:11 (ссылка)
Былы в Кирилловском монастыре 5 лет назад Потрясение от росписей помню до сих пор.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Марта 2013 г. 08:46ссылка
Очень заразили меня Кирилловскими росписями, постораюсь собрать материал. Спасибо за отзыв
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 16:20 (ссылка)
О Врубеле отлично написано в книге "Аукцион" Ю. Семёнова
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Понедельник, 10 Марта 2014 г. 21:36ссылка
Спасибо! "Аукцион" я не читала, а Врубель меня всегда манит...
татьяна_магаева   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2014 г. 13:33 (ссылка)
Благодарю за прекрасный пост о великом художнике!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 21:33ссылка
Рада, Татьяна, что Вы посмотрели и это сообщение!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку