-–убрики

 -÷итатник

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

Ћеонид ‘илатов. ќ, не лети так, жизнь - (0)

ƒес€ть лет назад ушЄл из жизни Ћеонид јлексеевич ‘илатов. ќн многое успел в своей не очень д...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49879

¬севолод √аршин. ¬сего 33 года жизни

—уббота, 16 ‘еврал€ 2013 г. 14:39 + в цитатник

–усский писатель, поэт,

художественный критик.

¬севолод ћихайлович √аршин

(1855-1888)

¬севолод √аршин – один из самых 
много обещавших и мало сделавших 
русских писателей: его проза 
укладываетс€ в один нетолстый томик. 
    ѕодобно Ёдгару ѕо, √аршин в 
рассказах 1870 – 1880годов 
предвосхитил прозу ’’ века. 
« расный цветок», «Attalea princeps», 
«»з воспоминаний р€дового »ванова» 
(1883) предвосхищают если не  афку, 
то уж точно Ћеонида јндреева и 
символистскую прозу. 

‘амили€ √аршин, происходит от тюрко — персидского гарша, курша "отважный правитель, герой" .

  ¬севолод ћихайлович √аршин родилс€ 14 феврал€ 1885 в имении ѕри€тна€ ƒолина Ѕахмутского уезда ≈катеринославской губернии. ќтец - офицер участвовал в  рымской войне. ћать, дочь морского офицера принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х. ѕ€тилетним ребенком ¬севолод √аршин пережил семейную драму, повли€вшую на его характер.  

  ћать влюбилась в воспитател€ старших детей «авадского, организатора политического общества, бросила семью. ќтец пожаловалс€ в полицию, после чего «авадского арестовали и сослали в ѕетрозаводск по политическому обвинению. ћать переехала в ѕетербург, чтобы навещать ссыльного. ƒо 1864 года ¬севолод жил с отцом в имении близ —таробельска, затем мама забрала его в ѕетербург, там он окончил гимназию.

  ¬ 1874 √аршин поступил в петербургский √орный институт. —пуст€ два года состо€лс€ его литературный дебют. ¬ основу первого сатирического очерка «ѕодлинна€ истори€ Ёнского земского собрани€» (1876) легли воспоминани€ о провинциальной жизни. ¬ студенческие годы √аршин выступал в печати со стать€ми о художниках-передвижниках.

¬. ћ. √аршин

  ¬ день объ€влени€ –оссией войны “урции, 12 апрел€ 1877, ¬севолод √аршин добровольцем вступил в действующую армию. ¬ августе был ранен в бою у болгарского селени€ ј€слар. Ћичные впечатлени€ послужили материалом дл€ первого рассказа о войне «„етыре дн€» (1877), который √аршин написал в госпитале. ѕосле публикации в окт€брьском номере журнала «ќтечественные записки» им€ √аршина стало известно всей –оссии.

  ѕолучив годовой отпуск по ранению, √аршин вернулс€ в ѕетербург, где его тепло прин€ли писатели круга «ќтечественных записок» - —алтыков-ўедрин, ”спенский. ¬ 1878 √аршин был произведен в офицеры, по состо€нию здоровь€ вышел в отставку и продолжил учебу в ѕетербургском университете, как вольнослушатель. ¬ойна наложила глубокий отпечаток на творчество писател€ и его восприимчивую психику. ѕростые по фабуле и композиции рассказы √аршина поражали читателей обнаженностью чувств геро€. ѕовествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к болезненным душевным переживани€м создавало эффект абсолютной тождественности автора и геро€. ¬ литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «√аршин пишет кровью». ѕисатель соедин€л крайности про€влени€ человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны («„етыре дн€»); чувство долга, попытки уклонени€ и осознание невозможности этого (“рус, 1879). Ѕеспомощность человека перед стихией зла, подчеркнута€ трагическими финалами, стала главной темой не только военных, но и более поздних рассказов √аршина. Ќапример, рассказ «ѕроисшествие» (1878), в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы, осуждающей проститутку.

Vsevolod Mikhailovich Garshin

  ¬севолод ћихайлович √аршин неоднократно позировал »лье ≈фимовичу –епину. ѕронзительный и печальный взгл€д его больших чЄрно-алмазных глаз отражЄн в полотнах мастера «Ќе ждали», «»ван √розный убивает своего сына» и в удивительно проникновенном портрете самого писател€. ¬ одном из писем –епин отметил: "Ётой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне еще не приходилось встречать в жизни.  ак кристалл, чиста€ душа!".

  √аршин не находил разрешени€ своим мучительным душевным поискам. –ассказ «’удожники» (1879) проникнут пессимистическими размышлени€ми о ненужности насто€щего искусства. ≈го герой, талантливый художник –€бинин, бросает живопись и уезжает в деревню учить кресть€нских детей.

¬ рассказе «Attalea princeps» (1880) √аршин в символической форме выразил свое мироощущение. —вободолюбива€ пальма в стремлении вырватьс€ из стекл€нной оранжереи пробивает крышу и погибает. –омантически относ€сь к действительности, ¬севолод ћихайлович пыталс€ разорвать заколдованный круг, а болезненна€ психика и сложный характер возвращали писател€ в состо€ние отча€ни€ и безысходности. ¬ феврале 1880 года революционер-террорист ћлодецкий совершил покушение на главу ¬ерховной распор€дительной комиссии графа Ћорис-ћеликова. √аршин как известный писатель добилс€ у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во им€ милосерди€ и гражданского мира. ќн убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. ѕосле казни ћлодецкого маниакально-депрессивный психоз √аршина обострилс€ и его поместили в  психиатрическую лечебницу. ѕосле относительного выздоровлени€ √аршин долгое врем€ не возвращалс€ к творчеству.

  ¬ 1882 году вышел его сборник «–ассказы», который вызвал в критике жаркие споры. √аршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Ќародники использовали творчество писател€, чтобы на его примере показать, как мучаетс€ и терзаетс€ угрызени€ми совести современный интеллигент. ¬ августе-сент€бре 1882 по приглашению “ургенева √аршин жил и работал над рассказом «»з воспоминаний р€дового »ванова» (1883) в —пасском-Ћутовинове.

  «имой 1883 √аршин женилс€ на слушательнице медицинских курсов Ќ. «олотиловой и поступил на службу секретарем канцел€рии —ъезда представителей железных дорог.

Ќравственный авторитет ¬севолода ћихайловича √аршина в обществе был высок. ѕисатель с обострЄнной чувствительностью к любой несправедливости умел художественно выразить и осудить социальное зло. ¬ том числе и в форме сказок: «Attalea princeps», «“о, чего не было», «—казка о жабе и розе». «Ћ€гушка-путешественница» была его последней сказкой.

http://philatelia.netnwww.philatelia.net/classik/stamps/?id=17796

 

ƒар поэта – ласкать и кар€бать,

–окова€ на нем печать

–озу белую с черною жабой

я хотел на земле повенчать

ѕусть не сладились, пусть не сбылись

Ёти помыслы розовых дней,

Ќо коль черти в душе гнездились

«начит ангелы жили в ней!

—ергей ≈сенин

  ѕочвой дл€ по€влени€ образа венчанных розы и жабы, обозначающих мир прекрасного и безобразного, белого и черного, ƒобра и «ла, јда и –а€ послужила сказка √аршина "ќ жабе и розе"

  ¬севолод ћихайлович был в гост€х у друга поэта ѕолонского и слушал музыку в исполнении –убинштейна, напротив которого сидел какой-то непри€тный человек.  онтраст композитора, творившего прекрасную музыку, и непри€тного дл€ √аршина человека  был так велик, что у него родилс€ образ противосто€ни€ розы и жабы. ¬ 1884 году он написал сказку “ќ жабе и розе”.

   огда роза расцвела в заброшенном цветнике, поблизости оказалась жаба. ѕри€тный и чарующий аромат розы смутил жабу. Ќе уме€  выразить восхищение, и не зна€ что это такое-восхищение, жаба пыталась говорить как можно нежнее сказал предмету своего беспокойства: “я теб€ слопаю!” » потом, разозлившись на прекрасную розу, такую недоступную и непон€тную, жаба дважды пыталась атаковать розовый куст, невзира€ на шипы. »зраненна€, она ползла все выше и выше, пока сестра мальчика не сорвала розу. ∆абу отшвырнули пинком ноги. ƒальнейша€ ее судьба неизвестна.

–озу принесли в дом. ћальчик понюхал еЄ и заснул последним сном. Ќа похоронах роза лежала возле усопшего. “ огда роза начала в€нуть, еЄ положили в старую толстую книгу и высушили, а потом через много лет подарили мне. ѕотому-то € и знаю всю эту историю” – пишет ¬.ћ. √аршин.

  ¬ 1888 здоровье ¬севолода ћихайловича резко ухудшилось. 19 марта 1888, во врем€ очередного приступа душевной болезни, наход€сь в состо€нии т€желой тоски, √аршин бросилс€ в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писател€ не стало.

ѕоэт јлексей ѕлещеев написал на день похорон √аршина стихотворение: 
Ќе много тех, кто чистоту души
”мел сберечь средь мутных волн житейских, 
 ак ты сберег, и в ком не в силах были
ќни любви светильник потушить... 
—пи мирно, брат наш милый!.. ƒолго будет
¬ сердцах людских жить светлый образ твой. 
ќ! если бы могли, хот€ на миг, 
“вои открытьс€ вежды... в наших взорах
ѕрочел бы ты, какою беспредельной, 
¬еликой скорбью душу наполн€ет
Ќам мысль, что ты навек от нас ушел!

¬—≈¬ќЋќƒ √ј–Ў»Ќ

 расный цветок

 раткое содержание рассказа.
„итаетс€ за 3 мин.
оригинал — за 15 мин.

—амый знаме­нитый рассказ √аршина. Ќе €вл€€сь строго авто­био­гра­фи­че­ским, он тем не менее впитал личный опыт писа­тел€, стра­дав­шего мани­а­кально-депрес­сивным психозом и пере­нес­шего острую форму болезни в 1880 г.

¬ губерн­скую психи­ат­ри­че­скую боль­ницу привоз€т нового паци­ента. ќн буен, и врачу не удаетс€ сн€ть остроту приступа. ќн непре­рывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотр€ на усиленное питание, пропи­санное врачом, неудер­жимо худеет. ќн сознает, что он в сума­сшедшем доме. „еловек обра­зо­ванный, он в значи­тельной степени сохра­н€ет свой интел­лект и свой­ства своей души. ≈го волнует обилие зла в мире. » теперь, в боль­нице, ему кажетс€, что каким-то образом он стоит в центре гигант­ского пред­при­€ти€, направ­лен­ного на уничто­жение зла на земле, и что другие выда­ю­щиес€ люди всех времен, собрав­шиес€ здесь, призваны ему в этом помочь.

ћеж тем насту­пает лето, больные провод€т целые дни в саду, возде­лыва€ гр€дки овощей и ухажива€ за цвет­ником.

Ќеда­леко от крыльца больной обна­ру­жи­вает три кустика мака необык­но­венно €ркого алого цвета. √ерою вдруг пред­став­л€­етс€, что в этих-то цветках и вопло­ти­лось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себ€ невинно пролитую кровь чело­ве­че­ства, и что его пред­на­зна­чение на земле — уничто­жить цветок и вместе с ним все зло мира...

ќн срывает один цветок, быстро пр€чет на своей груди, и весь вечер умол€ет других не подхо­дить к нему.

÷веток, кажетс€ ему, €довит, и пусть уж лучше этот €д сначала перейдет в его грудь, чем поразит кого-либо другого... —ам же он готов умереть, «как честный боец и как первый боец чело­ве­че­ства, потому что до сих пор никто не осме­ли­валс€ боротьс€ разом со всем злом мира».

”тром фельдшер застает его чуть живым, так изму­чила геро€ борьба с €дови­тыми выде­ле­ни€ми крас­ного цветка...

„ерез три дн€ он срывает второй цветок, несмотр€ на протесты сторожа, и снова пр€чет на груди, чувству€ при этом, как из цветка «длин­ными, похо­жими на змей ползу­чими пото­ками изви­ва­етс€ зло».

Ёта борьба еще более обес­си­ли­вает боль­ного. ¬рач, вид€ крити­че­ское состо­€ние паци­ента, т€жесть кото­рого усугуб­л€­етс€ непре­кра­ща­ю­щейс€ ходьбой, велит надеть на него смири­тельную рубаху и прив€­зать к постели.

Ѕольной сопро­тив­л€­етс€ — ведь ему надо сорвать последний цветок и уничто­жить зло. ќн пыта­етс€ объ€с­нить своим сторожам, кака€ опас­ность им всем угро­жает, если они не отпу­ст€т его, — ведь только он один в целом мире может побе­дить коварный цветок — сами они умрут от одного прикос­но­вени€ к нему. —торожа сочув­ствуют ему, но не обра­щают внимани€ на преду­пре­ждени€ боль­ного. “огда он решает обма­нуть бдитель­ность своих сторожей. —делав вид, что успо­ко­илс€, он дожи­да­етс€ ночи и тут про€в­л€ет чудеса ловкости и сооб­ра­зи­тель­ности. ќн осво­бож­да­етс€ от смири­тельной рубахи и пут, отча­€нным усилием сгибает железный прут оконной решетки, караб­ка­етс€ по каменной ограде. — оборван­ными ногт€ми и окро­вав­лен­ными руками он наконец доби­ра­етс€ до послед­него цветка.

  ”тром его наход€т мертвым. Ћицо спокойно, светло и испол­нено горде­ли­вого счасть€. ¬ окоче­невшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу. 

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку