-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50308

–усский писатель ≈вгений »ванович «ам€тин (1884Ц1937)

ѕ€тница, 01 ‘еврал€ 2013 г. 22:18 + в цитатник

    ≈вгений »ванович «ам€тин родилс€ 1 феврал€ 1884 года в городе Ћебед€нь “амбовской губернии (ныне Ћипецка€ область) в семье небогатого двор€нина.  роме впечатлений от природы тех мест, с которыми были св€заны многие русские писатели — “олстой, “ургенев, Ѕунин, Ћесков, —ергеев-÷енский, — большое вли€ние оказало на ≈вгени€а домашнее воспитание. –ос под ро€лем: мать - хороша€ музыкантша, - писал он в јвтобиографии. ¬ четыре года уже читал √огол€. ƒетство — прошло почти без товарищей, товарищи - книги. ¬печатлени€ лебед€нской жизни описал в повести ”ездное и јлатырь. 
   ¬ 1896 «ам€тин поступил в  гимназию
¬оронежа. ќкончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в ѕетербургский политехнический институт на факультет кораблестроени€.

  ¬ студенческие годы, во врем€ первой русской революции, принимал участие в революционном движении.

  Ћетн€€ практика давала будущему писателю возможность путешествовать. «ам€тин побывал в —евастополе, Ќижнем Ќовгороде, ќдессе, на  амских заводах, плавал на пароходе в  онстантинополь, —мирну, Ѕейрут, ѕорт-—аид, яффу, јлександрию, »ерусалим. ¬ 1905, наход€сь в ќдессе, стал свидетелем восстани€ на броненосце «ѕотемкин», о чем впоследствии написал в рассказе "“ри дн€". 

  ¬ернувшись в ѕетербург, «ам€тин принимал участие в революционной де€тельности большевиков, был арестован (1906), провел несколько мес€цев в одиночной камере. »зучал английский €зык и писал стихи. «атем был выслан в Ћебед€нь, нелегально вернулс€ в ѕетербург, откуда по окончании института был выслан (1911).

  
  »дти по линии наибольшего сопротивлени€ было жизненным и творческим кредо «ам€тина. —вою прозу он относил к литературному направлению, которое называл неореализмом. —тилистика произведений «ам€тина отчасти соотноситс€ с «орнаментальной прозой» –емизова, однако, он довел эту манеру до гротескного сюрреализма. 

  "Ќа куличках" (1913) - повесть о жизни маленького гарнизона на берегу “ихого океана, в которой описан внутренний конфликт героев, конфликт между представлением о жизни, о том, какой она должна быть, и существующей реальностью, еЄ геро€ми €вл€ютс€ не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вс€ «загнанна€ на кулички –усь». «а антивоенную по духу повесть «ам€тин был привлечен к суду, а номер журнала ««аветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован.  ритик ¬оронский считал повесть "Ќа куличках" политически художественной сатирой, котора€ «делает пон€тным многое из того, что случилось потом, после 1914 года».

   ак высококвалифицированный инженер, «ам€тин продолжал служебные поездки по –оссии. ¬печатлени€ от путешествий в  емь, —оловки отражены в повести "—евер" (1915).
  ¬ 1916 «ам€тина командировали в јнглию дл€ участи€ в стро
ительстве российских ледоколов на верф€х Ќьюкасла, √лазго, —андерленда. ќн был одним из главных проектировщиков ледокола «—в€той јлександр Ќевский» (после ќкт€брьской революции - «Ћенин»). јнглийские впечатлени€ легли в основу как очерков, так и повестей "ќстровит€не" (1917) и "Ћовец человеков" (1921). ”важение к люд€м, обеспечившим высокий уровень развити€ цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. ѕовесть "ќстровит€не" посв€щена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого €вл€етс€ викарий ƒьюли.

  ¬ 1917 «ам€тин вернулс€ в ѕетроград и стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. ќн оказал вли€ние на литературную группу «—ерапионовы брать€», с которой был творчески близок, преподавал в ѕолитехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в ѕедагогическом институте им. √ерцена и курс техники художественной прозы в студии ƒома искусств, работал в редколлегии «¬семирной литературы», в правлении ¬сероссийского союза писателей, в издательствах √ржебина и «јлконост», редактировал несколько литературных журналов. «ам€тин скептически относилс€ ко «вс€ческим всемирным зате€м», возникавшим на фоне разрушени€ цивилизованной жизни. ѕоездки по “амбовской, ¬ологодской, ѕсковской губерни€м не рождали исторический оптимизм. ¬ рассказах "ћамай" (1920), "ѕещера" (1921) он сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим пещерным периодом развити€ человечества. 
  Ќаблюдени€ над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии "ћы" (1920). –оман был задуман как пароди€ на утопию, написанную идеологами ѕролеткульта Ѕогдановым и √астевым, главной идеей которой провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожени€ в человеке души и чувства любви». ƒействие романа "ћы" происходит в ≈дином √осударстве, изолированном от мира и возглавл€емом Ѕлагодетелем. √ерой - инженер ƒ-503, создатель сооружени€ дл€ господства человека над космосом.
—удьба геро€, вид€щего в Ѕлагодетеле своего бога и относ€щегос€ к законам ≈диного √осударства как к божьим заповед€м, сопоставима с судьбой јдама. ∆ивущий в согласии с собой и богом, он тер€ет покой и ждет сурового наказани€, когда познает запретный вкус свободы, страсти и знани€. —уществование в ≈дином √осударстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводитс€ к удовлетворению физиологической потребности. ѕопытка ƒ-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. ѕовествовательна€ манера, в которой написан роман, заметно отличаетс€ от стилистики предыдущих произведений: €зык «ам€тина предельно прост, метафоры нос€т рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами. –оман "ћы" - предтеча романов-антиутопий - "ѕрекрасный новый мир ’аксли", "—котский хутор" и "1984" ќруэлла, "451 градус по ‘аренгейту" Ѕрэдбери...

  «ам€тин отправил рукопись "ћы" в берлинский филиал издательства √ржебина. ¬ 1924 текст был переведен на английский €зык и опубликован в Ќью-…орке. Ќесмотр€ на отсутствие публикаций в ———–, роман подвергс€ идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. ‘урманов увидел в нЄм «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все уравнено, оскоплено». ƒругие посчитали, что «ам€тин готов встать на путь обывател€, брюзжащего на революцию. ¬ 1929 были сн€та с репертуара ћ’ј“а пьеса «ам€тина "Ѕлоха" (1925, инсценировка Ћевши Ћескова), запрещена постановка его трагедии јтилла (1928). Ќе была поставлена и пьеса о преследовании еретиков "ќгни св€того ƒоминика" (1923).

   ѕервое полное издание романа «ћы» на русском €зыке вышло в 1952 в Ќью-…орке, в –оссии только в 1988. ¬ романе «ћы» условный, фантастический сюжет обретает достоверность, поскольку проецируетс€ одновременно на античные мифы, библейские сюжеты. ≈вгений «ам€тин создает свой миф о судьбе человечества, о положении современного общества, о духовном и психическом состо€нии человека XX века.

»ллюстраци€ к роману «ам€тина "ћы"

—южетом повести «Ќаводнение» послужило подлинное наводнение в Ћенинграде осенью 1924. ќднако действие €вно охватывает врем€ первых послереволюционных лет. ¬ судьбе жителей ¬асильевского острова преломились трагические исторические событи€, которые перевернули души людей, изменили представлени€ о добре и зле. «ам€тин затрагивает основные грани жизни: инстинкт продолжени€ рода, материнства, любви.

  ¬ 1931, понима€ бесперспективность дальнейшего существовани€ в ———–, «ам€тин обратилс€ к —талину с письмом, в котором просил разрешени€ на отъезд за границу, объ€сн€€, что дл€ него «как дл€ писател€ именно смертным приговором €вл€етс€ лишение возможности писать»:

  «я знаю: мне очень нелегко будет и за границей, потому что быть там в реакционном лагере € не могу - об этом достаточно убедительно говорит мое прошлое (принадлежность к –—ƒ–ѕ(б) в царское врем€, тогда же тюрьма, двукратна€ высылка, привлечение к суду во врем€ войны за антимилитаристскую повесть). я знаю, что если здесь в силу моего обыкновени€ писать по совести, а не по команде - мен€ объ€вили правым, то там раньше или позже по той же причине мен€, веро€тно, объ€в€т большевиком. Ќо даже при самых трудных услови€х там € не буду приговорен к молчанию, там € буду в состо€нии писать и печататьс€ - хот€ бы даже и не по-русски. ≈сли обсто€тельствами € приведен к невозможности (надеюсь, временной) быть русским писателем, может быть мне удастс€, как это удалось пол€ку ƒжозефу  онраду, стать на врем€ писателем английским, тем более что по-русски об јнглии € уже писал (сатирическа€ повесть "ќстровит€не" и др.), а писать по-английски мне немногим труднее, чем по-русски»

  ¬ но€бре 1931 «ам€тин с женой уехал за границу. ќни хотели уехать в јмерику: —есиль де ћилль звал сценариста дл€ новой картины, но голливудска€ карьера не состо€лась. ѕокружив по ≈вропе (–ига, Ѕерлин, ѕрага, юг ‘ранции), чета «ам€тиных осела в ѕариже.

 ¬ эмиграции «ам€тин продолжал «амфибийную», двойную жизнь. ќн не лукавил, когда просил разрешени€ на временный отъезд, так как не собиралс€ оставатьс€ за границей. ≈вгений »ванович сохран€л советское гражданство, никогда не печаталс€ в эмигрантских издани€х. ѕервое врем€ «ам€тин даже посылал в –оссию деньги на оплату своей ленинградской квартиры. 

  Ќина Ѕерберова вспоминала: «ќн ни с кем не зналс€, не считал себ€ эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернутьс€ домой. Ќе думаю, чтобы он верил, что доживет до этого, но ему слишком страшно было окончательно отказатьс€ от надежды. ќн был наигранно оптимистичен, говорил, что нужо «переждать», «сидеть тихо», что эту тактику знают некоторые животные и насекомые: не боротьс€, а притаитьс€. „тобы позже жить».

  “актика пережидани€ отчасти имела успех. «а «хорошее поведение» советска€ власть постепенно см€гчила отношение к писателю. ¬ мае 1934 «ам€тина заочно прин€ли в новообразованный —оюз писателей ———– (беспрецедентный случай), а в 1935 он в составе советской делегации принимал участие в јнтифашистском конгресса в защиту культуры.

¬ ѕариже, где не было советской цензуры, где не надо было разрыватьс€ между писательством, преподаванием, редакторской и инженерной работой, творческа€ активность «ам€тина резко пошла на убыль. ƒл€ заработка он сочин€л сценарии: «јнна  аренина» (так и не поставленна€), «Ќа дне». Ёкранизаци€ горьковской пьесы, где действие было перенесено во французскую ночлежку (режиссер – ∆ан –енуар), имела успех. Ѕрюссельска€ постановка «Ѕлохи» прошла незаметно. ѕьесу об јттиле «ам€тин переделал в повесть «Ѕич Ѕожий» - это последнее произведение. «авершить его ≈вгений «ам€тин не успел. ¬ незавершенных главах разворачиваетс€ красочное полотно столицы –имской империи 405 года н.э. Ќаписанные тексты включают два поколений римских императоров. —обыти€ романа об јтилле, который в детстве был заложником –имской империи, должны были охватить полвека мировой истории. » повесть "Ѕич Ѕожий", и сборник воспоминаний «Ћица» были опубликованы уже посмертно.

  ”мер ≈вгений »ванович «ам€тин 10 марта 1937 года от, мучившей его многие годы грудной жабы. ћарина ÷ветаева описывала похороны: «Ѕыло ужасно, растравительно бедно – и людьми, и цветами … ” мен€ за него – дика€ обида». — ней перекликаетс€ –емизов: ««ам€тин умер от грудной жабы смертью јкаки€ јкакиевича Ѕашмачкина… затравленный, озирающийс€, с запечатанным сердцем и запечатанными устами…»

http://www.litra.ru/biography/




«ам€тин ≈вгений »ванович: —обрание сочинений 

–убрики:  ѕисатели и книги
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



xrizantema9   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 ‘еврал€ 2013 г. 22:36 (ссылка)
ќчень интересный пост! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—тарый_очень   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 ‘еврал€ 2013 г. 23:37 (ссылка)
«амечательно. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку