-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49913

ѕавел ‘лоренский (1882-1937) - русский Ћеонардо

¬оскресенье, 20 январ€ 2013 г. 23:22 + в цитатник

елигиозный философ, ученый, поэт и св€щенник ѕавел јлександрович ‘лоренский - один из самых €рких и трагических представителей эпохи русского культурного и религиозного ренессанса —еребр€ного века. ¬с€ жизнь и труды ‘лоренского были восхождением.


  ѕавел ‘лоренский родилс€ 21 €нвар€ 1882 года близ местечка ≈влах (ныне јзербайджан). Ќоворожденному дали им€ в честь св€того апостола ѕавла.

ќтец — јлександр »ванович ‘лоренский (1850–1908), сын военного врача, окончил в —анкт-ѕетербурге »нститут путей сообщени€. —троил в «акавказье дороги и мосты; был крупным инженером, затем заместителем начальника  авказского округа путей сообщений.

  ћать ‘лоренского — ќльга (—аломи€) ѕавловна ‘лоренска€, урожденна€ —апарова (18590 - 1951), по отцу происходила из древнего рода арм€нских кн€зей ћелик-Ѕегл€ровых, по матери — из именитого грузинского рода ѕааташвили. ќльга ѕавловна ‘лоренска€ воспитывала семерых детей. «—держанна€, замкнута€, гордо-застенчива€ в про€влении чувств, преувеличенно стыдливо пр€тавша€с€ от мен€ уже с самого детства — когда кормила и вынашивала детей, она казалась мне с первых дней моего сознани€ существовани€ особенным, как бы живым €влением природы, корм€щей, рождающей, благодетельной, — и вместе с тем далекой, недоступной» - так писал ‘лоренский о своей матери.

—емь€ ‘лорнеских. —лева направо: ј.ѕ.‘лоренский (отец), –.ј.‘лоренска€ (сестра), ќ.ј.‘лоренска€ (сестра), ѕ.ј.‘лоренский, ≈.ѕ.—апарова (в замужестве ћелик-Ѕегл€рова), ≈.ј. ‘лоренска€ (сестра), ќ.ѕ. ‘лоренска€ (мать), ё.ј.‘лоренска€ (сестра), ј.ј.‘лоренский (брат). “ифлис, окт€брь 1899. —еребр€но-желатиновый отпечаток

—емь€ ‘лорнеских. —лева направо: ј.ѕ. ‘лоренский (отец), –.ј. ‘лоренска€ (сестра), ќ.ј. ‘лоренска€ (сестра), ѕ.ј. ‘лоренский, ≈.ѕ. —апарова (в замужестве ћелик-Ѕегл€рова), ≈.ј. ‘лоренска€ (сестра), ќ.ѕ. ‘лоренска€ (мать), ё.ј.‘лоренска€ (сестра), ј.ј. ‘лоренский (брат), 1899 год, “ифлис.

¬ 17 лет юный ‘лоренский глубоко и искренне обращаетс€ к религии. –одители убеждают сына получить университетское образование дл€ будущей научной де€тельности. Ќесмотр€ на разногласи€ с ними и общий кризис мировоззрени€, ѕавел оканчивает курс гимназии первым, с золотой медалью.

 

  ¬ 1900 году ѕавел ‘лоренский поступает на физико-математический факультет ћосковского университета. —реди его преподавателей — светила науки, профессора Ќ.¬. Ѕугаев, Ќ.≈. ∆уковский, —.Ќ. “рубецкой, Ћ.ћ. Ћопатин. ‘лоренский предполагает написать большую философско-математическую работу «ѕрерывность как элемент мировоззрени€». ќдновременно он принимает участие в философском семинаре, изучает историю искусств.

ѕ.ј.‘лореский. »ллюстраци€ Ђ‘онавтограф —котта- енинга и образцы записиї. 1908-1909

ѕ.ј.‘лоренский. »ллюстраци€ «‘онавтограф —котта- енинга и образцы записи». 1908-1909

  ¬ 1957 г. ‘ранцузский ученый Ћеон —котт изобрел фоноатограф (phonoautograph) — первое в мире звукозаписывающее устройство. ќно состо€ло из акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединенной с иглой, фиксирующей колебани€ звука. ѕозднее –удольф  енинг (1832–1901) усовершенствовал аппарат —котта, применив параболоидный рупор.  онструкци€ фоноавтографа была вз€та за основу дл€ создани€ фонографа и граммофона.

.ј.‘лоренский. »ллюстраци€ ЂЁкспериментальное исследование слова ки-п€-ток. ‘онограмма по изысканию проф. Ѕогородскогої. 1908-1909

ѕ.ј.‘лоренский. »ллюстраци€ «Ёкспериментальное исследование слова ки-п€-ток. ‘онограмма по изысканию проф. Ѕогородского». 1908-1909

  ¬есной 1904 года ‘лоренскийс отличием окончил университет. ѕрофессора ∆уковский и Ћахтин предложили ему продолжить научную работу, но выпускник избрал другой путь. ¬ сент€бре 1904 г. ‘лоренский становитс€ студентом ћосковской ƒуховной јкадемии. «накомитс€ со старцем — епископом јнтонием (‘лоренсовым). ѕройд€ через воцерковление, юноша просит благословени€ на прин€тие иночества, но опытный старец советует ѕавлу закончить ћосковскую ƒуховную јкадемию.

    началу XX века ћосковска€ ƒуховна€ јкадеми€ (до 1814 — «—лав€но-греко-латинска€ академи€») уже более трех столетий €вл€лась крупнейшим образовательным центром –оссии. »менно јкадеми€ стала «матерью» ћосковского университета. ¬ числе ее питомцев были ћ. ¬. Ћомоносов, математик я. ‘. ћагницкий, поэт и дипломат јнтиох  антемир, многие другие де€тели русского просвещени€. јкадеми€ размещалась в —ергиевом ѕосаде, в стенах “роице-—ергиевой Ћавры. «десь сочетались лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции. Ќа этой духовной почве отец ѕавел вырос как православный мыслитель.

«≈сть тонкое очарование Ћавры, которое охватывает изо дн€ в день, при вживании в этот замкнутый мир. » это очарование, теплое, как смутна€ пам€ть детства, уродн€ет душу Ћавре, так что все другие места делаютс€ отныне чужбиной, а это — истинною родиной, котора€ зовет к себе своих сынов, лишь только она оказываютс€ где-нибудь на стороне. ƒа, самые богатые впечатлени€ на стороне скоро делаютс€ тоскливыми и пустыми, когда пот€нет в ƒом ѕреподобного —ерги€. Ќеотразимость этого очаровани€ — в его глубокой органичности. “ут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и воспри€тие в целом русской государственности, и кака€ то, трудно объ€снима€, но непреклонна€ мысль: здесь, в Ћавре именно, хот€ и непон€тно как, слагаетс€ то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением. «десь ощутительнее, чем где-либо, бьетс€ пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь –осси€ ощущаетс€ как целое» (»з работы св€щенника ѕ. ‘лоренского «“роице-—ергиева Ћавра и –осси€», 1918).

ѕропуск в ризницу “роице-—ергиевой Ћавры на им€ ѕердседател€ комиссии ѕавла јлександровича ‘лоренского. 1920. Ѕумага, типографска€ печать, чернила, штемпельна€ краска

ѕропуск в ризницу “роице-—ергиевой Ћавры на им€ ѕердседател€ комиссии ѕавла јлександровича ‘лоренского. 1920.

ѕосле успешного окончани€ ћосковской ƒуховной јкадемии в 1908 году  ѕавлу ‘лоренскому было предложено остатьс€  преподавателем философии. ¬последствии он стал профессором, заведующим кафедрой философии и редактором академического журнала «Ѕогословский вестник». Ќовый редактор удивл€л читателей своим «модернизмом» — публикацией статей по теории чисел и другим математическим проблемам, которые, по его мнению, могли стать основой дл€ творческого развити€ православного богослови€.

ћосковска€ ƒуховна€ јкадеми€. —в€щенник ѕавел ‘лоренский со студентами. —идит третий слева Ц —.ј.√олованенко. —тоит третий слева Ц ј.“итов. —ергиев ѕосад, 15 ма€ 1912. —еребр€но-желатиновый отпечаток

ћосковска€ ƒуховна€ јкадеми€. —в€щенник ѕавел ‘лоренский со студентами. —идит третий слева – —.ј. √олованенко. —тоит третий слева – ј. “итов. —ергиев ѕосад, 1912.

ќ. ѕавел ставил перед собой задачу очищени€ человеческого знани€ от ложной философии и построени€ системы «цельного мировоззрени€», включающего в себ€ и христианское богословие, и философию, и науку, и искусство. ¬оплощением этой задачи стали его философско-богословские труды «ќбщечеловеческие корни идеализма» (1909), «—толп и утверждение истины» (1914), «” водоразделов мысли» (1910–1929).

Ћекции по истории философии ‘лоренский читал 10 лет (1908—1918 гг.). ѕервый лекционный курс «ќбщечеловеческие корни идеализма» он посв€тил религиозному толкованию мировоззрени€ ѕлатона. ќценива€ вклад ‘лоренского в изучение платонизма, ј. ‘. Ћосев писал: «ќн дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосход€щую все, что когда-нибудь € читал о ѕлатоне».

 

 ¬о втором лекционном курсе «ѕервый шаги философии» ‘лоренский убедительно доказал, что антична€ философи€ была не примитивным €влением, а выражением сложной и утонченной культуры, предвосхитившей культуру эпохи ¬озрождени€. —чита€ античное мировоззрение синтетичным, ‘лоренский старалс€ объ€снить и обосновать идеи древнегреческих философов не только с философской точки зрени€, но и с позиции естественнонаучной, опира€сь на данные современной математики и астрономии, физики и химии, геологии и метеорологии.
¬ формировании религиозных и философских воззрений ѕ. ј. ‘лоренский испытал вли€ние великого русского философа ¬. —. —оловьева. ”казыва€ на духовную общность мировых религий, он подчеркивал, что именно христианство и в особенности православие воплощает полноты ќткровени€. ѕри этом единственный способ, ведущий к познанию Ѕога, — внутренний духовный опыт.

ѕ.ј.‘лоренский. »ллюстраци€ Ђƒвойные микенские топорыї. »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909. Ѕумага, акварель, карандаш, чернила

ѕ.ј.‘лоренский. »ллюстраци€ «ƒвойные микенские топоры». »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909.

 

ѕ.ј.‘лоренский. »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909. Ѕумага, акварель, карандаш, чернила

‘лоренский. »ллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909.

ѕ.ј.‘лоренский. »ллюстраци€ ЂNautilus. ¬аза из ћикенї. »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909. Ѕумага, акварель, карандаш, чернила

‘лоренский. »ллюстраци€ «Nautilus. ¬аза из ћикен». 1908 - 1909.

ѕ.ј.‘лоренский. —хема устройства мира. »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909. Ѕумага, акварель, карандаш, чернила

‘лоренский. —хема устройства мира.1908 - 1909.

ѕ.ј.‘лоренский. —хематическое изображение разветвлени€ индоевропейской семьи €зыков. »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909. Ѕумага, акварель, карандаш, чернила

‘лоренский. —хематическое изображение разветвлени€ индоевропейской семьи €зыков. »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909.

ѕ.ј.‘лоренский. —хема потенций сознани€. »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909. Ѕумага, акварель, карандаш, чернила

ѕ.ј.‘лоренский. —хема потенций сознани€. 1908 - 1909.

ѕ.ј.‘лоренский. —хема территориальной миграции античной философии. »з альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908 - 1909. Ѕумага, акварель, карандаш, чернила

‘лоренский. —хема территориальной миграции античной философии. 1908 - 1909.

ѕ.ј.‘лоренский. »ллюстраци€ Ђ—уждение. ѕодлежащее Ц сказуемоеї. 1920-е. Ѕумага, гуашь, чернила

ѕ.ј.‘лоренский. »ллюстраци€ «—уждение. ѕодлежащее – сказуемое». 1920-е.

÷ерковность ‘лоренского была ненав€зчива, центром его миропонимани€ стала иде€ —офии, ѕремудростиЅожией, постигаемой как созидательна€ любовь “ворца к творению. “радици€ почитани€ —офии, наследником которой был ѕ. ј. ‘лоренский, восходит к ¬етхому «авету. ”чение о —офии также находит отражение у великих античных философов — ѕлатона, √ераклита, ѕифагора и јристотел€. ѕродолжател€ми ‘лоренского в этом аспекте стали о. —ергий Ѕулгаков, Ћ. ѕ.  арсавин, ј. ‘. Ћосев, —. —. јверинцев. «—офи€ — то Ќачало, в котором Ѕог сотворил небо и землю» — такое определение ѕремудрости Ѕожией дал ѕ. ј. ‘лоренский.

—тупен€ми жизненного пути ‘лоренского были христианские добродетели, — смирение, вера, надежда, любовь, и «свободные искусства учености», — грамматика, риторика, логика, математика, геометри€, музыка, астрономи€, поэзи€, философи€ и богословие. ‘илософи€, или, как говорил ‘лоренский, подлинна€ любовь к мудрости стала дл€ него символом любви к »стине и синонимом богослови€.

“ворчество ѕ. ј. ‘лоренского открыло православной мысли новые горизонты, св€зав русское богословие начала XX в. — его современными формами. ќсновыва€сь на внутреннем духовном опыте, о. ѕавел исследовал самые сложные богословские проблемы. ‘илософские и богословские воззрени€ ‘лоренского, включа€ софиологию, и сегодн€ сохран€ют свой прит€гательный ореол: в противоположность рассудочной схоластике, они указывают путь постижени€ Ѕога не в логических рассуждени€х, а в сверхразумном созерцании и чувстве, в просветленном уме и одухотворенном сердце.

¬.ј. омаровский. ѕортрет о.ѕавла ‘лоренского. 1924. ƒерево, темпера, масло

¬.ј.  омаровский. ѕортрет о. ѕавла ‘лоренского. 1924.

Ѕлагодар€ о. ѕавлу, в истории русской богословской мысли стало возможным сугубо христианское осмысление роли и значени€ творчества и культуры. «ав€зь истинной человечности, «бутон культуры» произрастает из зерна культа, — подчеркивал о. ѕавел ‘лоренский. ’ристианскую культуру с полным правом можносчитать культурой совести, ибо она утверждает не только красоту, но, прежде всего, добро и правду. ќ нравственном измерении культуры призваны помнить и служители ÷еркви, и мир€не. ‘лоренский был глубоко убежден, что духовна€ кульура и аскеза — синонимы и подтвердил эту истину подвигом всей своей жизни.

  ¬ 1922 году ¬ышла книга ‘лоренского «ћнимости в геометрии». ¬ ней он с помощью математических экстрапол€ций и парадоксов теории относительности Ёнштейна, опира€сь на геометрию Ћобачевского, доказывал существование сверхъестественного мира, средоточием которого €вл€етс€ Ѕог. ѕротоиерей јлександр ћень подчеркивал, что ‘лоренский одновременно и независимо от ј. ј. ‘ридмана (1888–1925) пришел к идее искривленного пространства и теории расшир€ющейс€ ¬селенной.

¬ последнем параграфе «ћнимостей» сопоставл€ютс€ коперниканска€ и птолемеева (воплощенна€ в «Ѕожественной комедии» ƒанте) картины мира и привод€тс€ аргументы в защиту истинности последней. ‘лоренский пишет об обратимости времени в горнем мире и о возможности прорыва в этот мир за порогом сверхсветовых скоростей.  нига €вилась одной из причин дл€ обвинени€ ‘лоренского в мистицизме и последующих гонений против него.

¬ работе «ћакрокосм и микрокосм» (1922) ‘лренский развивает концепцию «идеального сродства», взаимосв€занности и взаимообусловленности мира и человека: «„еловек есть сумма мира, сокращенный в конспект его; мир есть раскрытие „еловека, проекци€ его».

ѕ.ј.‘лоренский. »з иллюстраций к работе Ђћнимость в геометрииї. 1922. Ѕумага, ретушь

ѕ. ј. ‘лоренский. »з иллюстраций к работе «ћнимость в геометрии». 1922.

»сход€ из теории множеств высокоценимого ‘лоренским великого математика √еорга  антора (1845–1918), он четко обозначил круг вопросов о числовых инвариантах и теории алгебраических форм, где числова€ прерывность формы выступает характерной категорией мысли. ‘лоренский наметил задачу изучени€ числа как гностической формы, улавливающей внутренний ритм космоса, его пифагорейскую музыку, т. е. музыку небесных сфер.

ѕифагор обозначил Ѕога числом 1, материю — 2, вселенную — 12, которое €вл€етс€ произведением тернера и кватернера (3×4); отсюда взгл€д на вселенную как на состо€щую из трех отдельных миров, которые св€зываютс€ один с другим посредством четырех постепенных видоизменений и развертываютс€ в двенадцати сферах.

ќтдел материаловедени€ √ЁЁ». —в€щенник ѕавел ‘лоренский в лаборатории на улице ѕокровка. ћосква, декабрь, 1929

ѕавел ‘лоренский в лаборатории . ћосква, декабрь, 1929

ќн смотрел на иерархию духов как на геометрическую регрессию; существа, ее составл€ющие, изображал как гармонические соотношени€, и по законам музыки строил мировые законы. ѕлатон вслед за ѕифагором, рассматривал эти существа как идеи и типы. ¬последствии христианский богослов, философ-неоплатоник —инезий (V в.), соединивший учение ѕифагора с учением ѕлатона, называл Ѕога «„ислом „исел» и «»деей »дей».

ќтдел материаловедени€ √ЁЁ». —в€щенник ѕавел ‘лоренский. —еребр€но-желатиновый отпечаток. Ќа обороте оригинала надпись ѕ.ј.‘лоренского: Ђ1925.XI. ѕ.ј. ‘лоренский в √ЁЁ». —н€то Ќ.ј. ÷ереветиновым без ведома снимател€ї. ћосква. Ќо€брь, 1925

—в€щенник ѕавел ‘лоренский. Ќа обороте оригинала надпись ‘лоренского: «1925. XI ‘лоренский в √ЁЁ». —н€то Ќ. ј. ÷ереветиновым без ведома снимател€». ћосква. Ќо€брь, 1925

‘лоренский разрабатывает два алгоритма — приведение чисел и повышение их (в контексте так называемого теософского сокращени€ чисел), развива€ математические обосновани€ числовой символики в работе «ѕриведение чисел» (1906 г.; 1916 г.): «„исло изображаетс€ не только точкою, но и многоугольником. ѕредставление числа многоугольником позвол€ет узнать внутреннюю природу его, так сказать, кладет число под микроскоп. “очка-бутон раскрывает в многоугольнике-цветке свои потенции, и то, что ранее, в точке, было доступно одному только умозрению, тут делаетс€ интуитивно-очевидным». ¬ статье «ѕифагоровы числа» (1922 г.), анализиру€ €влени€ дискретности в физике, ‘лорнеский заключает: «наука возвращаетс€ к пифагорейскому представлению о выразимости всего целым чилсом», то есть к пифагорейской мистике.

ћакет прибора дл€ решени€ алгебраических уравнений и интегрировани€, созданный ѕ.ј.‘лоренским в 1922 году. ƒерево, металл

ћакет прибора дл€ решени€ алгебраических уравнений и интегрировани€, созданный ‘лоренским в 1922.

‘отографи€ занимала исключительно важное место в жизни ‘лоренского. —нимки јкропол€, античных статуй и барельефов украшали книжные шкафы в его кабинете — с детских лет и до последних дней фотоснимок был дл€ ‘лоренского символом вечности.

≈ще будучи гимназистом, ѕ.‘лоренский увлекс€ фотографией. ѕервые фотографические снимки сделаны им в 1895 г. ¬ возрасте 13 лет. ‘отографии, выполненные ѕ.ј.‘лореским.  онец 1890-х Ц начало 1900. —еребрано-желатиновые отпечатки

≈ще будучи гимназистом, ѕ. ј. ‘лоренский увлекс€ фотографией. ѕервые фотографические снимки сделаны им в 1895. ¬ возрасте 13 лет. ‘отографии, выполненные ‘лореским.  онец 1890 – начало 1900.

≈ще 15-летним юношей, во врем€ поездки в √ерманию, ‘лоренский живо интересовалс€ физическими приборами и, в частности, фотоаппаратурой; в письме к отцу от 13 июн€ 1897. »з ƒрездена он говорит о желании приобрести «машину особой конструкции, котор€ дает рентгеновы фотографии». ¬от как ‘лоренский вспоминает свое путешествие по √рузии летом 1899: «целыми дн€ми лазил по горам, фотографиру€, дела€ зарисовки, записыва€ свои наблюдени€, а по вечерам приводил все это в пор€док… пластинки приходилось закладывать в аппарат с большими неудобствами, при свете». „асть этих фотографий сохранилась до наших дней.

  ¬ письмах и дневниках ‘лоренского мы находим множество упоминаний о фотоснимках его родных и близких, которые он делал сам в детстве и юности. ”же в зрелые годы, занима€сь изучением своей родословной, он любовно и тщательно переснимал старые фотографии. Ѕудучи студентом ћосковского университета, тоску€ по семье, в сент€бре 1900 г. ‘лоренский пишет отцу: «“олько утешение в фотографи€х, которыми увесил комнату».

  ј в письме к сестре ёлии в сент€бре 1903 г. ‘лоренский рассказывает, что стал получать бесплатно журнал по фотографии, — в знак благодарности за негативы, которые он предоставил редакции. ¬ тюремной камере на —оловках, где прошли последние мес€цы жизни о. ѕавла ‘лоренского, с ним были фотографии его родных и близких. ѕосле вечерней молитвы он смотрел на эти снимки, мысленно жела€ дорогим ему люд€м поко€ и душевного равновеси€.

√возди, фрагмент ключевой проволоки и ограждени€. —оловки. 1930-е. ѕривезены в 1966

√возди, фрагмент ключевой проволоки и ограждени€. —оловки. 1930-е.

  ‘отографи€ занимает значительное место в провидческих рассуждени€х ‘лоренского о далеком будущем, когда люди научатьс€ «делать мгновенные мысленные обозрени€ вселенной, разрезы ее, перпендикул€рные к направлению времени… дава€ как бы мгновенные фотографии мира». ћного внимани€ фотографии удел€л ‘лоренский и в курсе лекций «јнализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведени€х» (1924–1925): «ƒаже от фотографического снимка, не то что от художественного произведени€, мы требуем, чтобы он соблюдал закон фронтальности»; «¬ отношении времени моментальна€ фотографи€ не содержит в себе противоречи€, но именно потому не имеет никакого отношени€ к образам действительности, конкретно воспринимаемым и мыслимым, и представл€ет собою чистую отвлеченность».

«… ¬ырезок из природного пространства, фотографи€, — как кусок пространства, — самым существом дела не может не выводить за свои границы, за пределы своей рамки, потому что есть часть, механически отделенна€ от большего», — писал ‘лоренский в «ќбратной перспективе». ќн понимал ограниченность фотографии как ремесла в отличие от живописи, как искусства: «… мгновенна€ фотографи€ или зрение при освещении этих процессов электрической искрой покажет совсем другое, нежели чем изобразил художник, и тут обнаруживаетс€, что единичное впечатление останавливает процесс, дает его дифференциал, общее же воспри€тие эти дифференциациалы интегрирует».

  ’удожник Ћ. ‘. ∆егин (1892–1969) вспоминал, что ‘лоренский оценивал его живописные работы как бы сквозь некую призму или объектив фотоаппарата: «¬аша живопись производит впечатление „термическое“, т. е. тепловое. “акими кажутс€ предметы, сфотографированные через ультра-красный фильтр». ‘отоаппарат дл€ съемки в ультрафиолетовой части спектра, за границами видимой его части, был изобретен ‘лоренским и запатентован совместно с √.я. јрь€касом в 1930 году («ѕрибор дл€ фотографировани€ в невидимых лучах»). Ёто компактное устройство давало возможность производить фотосъемку в невидимых лучах без источника электрического тока, в полной темноте и бесшумно. —огласно документам —аратовского филиала –оссийского государственного арзива научно-технической документации, аппарат был назван «јидограф — «рисующий невидимое».

ѕрофессор Ќ. ¬. јлександров, работавший с ‘лоренским во ¬сесоюзном электротехническом институте 1930 - 1933 годы, вспоминал: «ќбъем знаний ѕавла јлександровича был сверхъестественный… ќн очень любил микрофотографию. ” нас в то врем€ были лучшие в стране микроскопы и микрофотографи€. ѕавел јлександрович сам делал шлифы. » просто фотографию он тоже любил».

—в€щенник ѕавел ‘лоренский. —ергиев ѕосад, —еребр€но-желатиновый отпечаток

—в€щенник ѕавел ‘лоренский. —ергиев ѕосад.

¬ своих письмах ѕавел ‘лоренский нередко употребл€ет лексику и образцы, св€занные с миром фотографии, и происходит это в самые важные моменты его жизни. яркий пример — письмо из —оловецкого лагер€ (от 4-5 июл€ 1936)

«—ижу раз у себ€ в комнате, за большим столом перед окном. ≈ще  светло. ѕишу.  ак-то утратилось сознание, где € нахожусь, забылось, что € далеко от “ифлиса и что € вырос. –€дом со мною, слева, сидит папа и внимательно смотрит, как это было нередко, когда € училс€ в гимназии, ничего не говорит. Ѕыло так привычно дл€ мен€, что € не обращал особого внимани€, только чувствовал себ€ хорошо. ¬друг € сообразил, что € ведь не в “ифлисе, а в ѕосаде, подн€л голову и посмотрел на папу. ¬ижу его вполне €сно.

ќн взгл€нул на мен€, видимо ждал, чтобы € пон€л, что это он и что это удивительно, и когда убедилс€, то внезапно его образ побледнел, как бы выцвел, и исчез — не ушел, не расплылс€, а стал очень быстро утрачивать реальность, как ослабл€емый фотографический снимок. „ерез несколько часов € получил телеграмму, извещавшую о кончине папы».

‘отографии, выполненные ѕ.ј. ‘лореским.  онец 1890-х Ц начало 1900. —еребрано-желатиновые отпечатки

‘отографии, выполненные ѕ.ј. ‘лоренским.  онец 1890-х – начало 1900.

ќдно из главных достижений ‘лоренского — спасение от уничтожени€ большевиками исторических св€тынь и культурных ценностей “роице-—ергиевой Ћавры, которую он называл «средоточием всенародной анатомии культуры». Ѕлагодар€ его участию в работе « омиссии по охране пам€тников искусства и старины “роице-—ергиевой Ћавры», это общенациональное досто€ние сохранилось до наших дней.

‘отографи€ Ќ.¬.јлександрова (?) ѕ.ј.‘лоренский в кабинете ¬сесоюзного Ёлектротехнического института. ћосква, 1931. —еребр€но-желатиновый отпечаток

‘лоренский в кабинете ¬сесоюзного Ёлектротехнического института. ћосква, 1931.

ѕроект музе€ “роице-—ергиевой Ћавры, составленный ѕ. ј. ‘лоренским совместно с ѕ. Ќ.  аптеревым в декабре 1918, предусматривал, что Ћавра станет единым живым музеем и сохранитс€ как действующий монастырь. ¬ музее будет широко представлена истори€ и жизнь Ћавры в произведени€х живописи, рисунках и собрании фотографий.

‘лоренский превосходно знал, тонко ценил и очень любил искусство, в особенности иконопись и музыку. «“роица» јндре€ –ублева была дл€ него лучшим доказательством быти€ Ѕожи€, ћоцарт был любимым композитором. ‘лоренскому удавалось сочетать подвижничество св€щенника и ученого с вдохновением поэта. ≈го поэтический дар развивалс€ от гностической символики к церковно-литургической, что чувствуетс€ уже на страницах его первого поэтического сборника «¬ вечной лазури» (1907).

¬ работе «’рамовое действо как синтез искусств» (1918 г.) ѕ. ј. ‘лоренский подошел к проблеме храмового действа (т. е. церковного богослужени€) как к про€влению «высшего синтеза разнородных художественных де€тельностей» — синтезу искусств, который восходит к античной трагедии, соедин€€ поэзию, музыку и хореографию. ”€сн€€ их общность, ‘лоренский раскрыл их целостное воздействие и воспри€тие, вплоть до «своеобрази€ хореографии», проступающей в размеренности движений при входах и выходах церковнослужителей, в обхождении кругом престола и храма в ритуальных процесси€х. ќн воспринимал богослужение как живой и целостный организм, дышащий реальной жизнью в формах православного церковного искусства, которое имеет свои национальные традиции на русской почве, такие, например, как: много€русный иконостас, знаменный распев.

  ¬ лекци€х во ¬’”“≈ћј—е «јнализ пространственности в художественно-изобразительных произведени€х» (1921—1924) ѕ. ј. ‘лоренский утверждал: «Ќет непроходимой границы между искусствами изобразительными, слывущими за искусства пространства, и музыкой в ее разных видах, слывущею за искусство чистого времени».

¬ творческом наследии о. ѕавла ‘лоренского его поэтическим произведени€м принадлежит заметное место. ¬ авторитетном «—правочнике по русской литературе» (Ћондон, 1985 г.) о нем сказано: «”ченый, религиозный философ, фольклорист и поэт», а в списке сочинений ‘лоренского на первое место вынесен сборник стихотворений «¬ вечной лазури» (1907 г.). ¬ архиве семьи ‘лоренских сохранились дес€тки его стихов и несколько поэм: «Ѕелый камень» (1904), «Ёсхатологичска€ мозаика» (1905), «ќро» (1934). ћногие его стихи представл€ют собой молитвы — как по содержанию, так и по форме.

ƒ.»ванов. ѕортрет ѕ.ј.‘лоренского. —оловки, 193501946. Ѕумага, карандаш

ƒ.»ванов. ѕортрет ѕ.ј. ‘лоренского. —оловки, 1935-1946.

„асть поэтического наследи€ ‘лоренского опубликована (¬. ј. Ќикитиным) в альманахе «ƒень поэзии 1987», журнале «“еатральна€ жизнь» (1988, є 17) и журнале «Ћитературна€ √рузи€» (1989, є 3). ¬ предислови€х к этим публикаци€м было высказано предположение о взаимном вли€нии «теургического» символизма јндре€ Ѕелого и ѕавла ‘лоренского. —охранивша€с€ и изданна€ впоследствии переписка поэтов подтвердила это предположение. »нтересно отметить, что заметное вли€ние на поэзию ‘лоренского оказал русский фольклор, в частности, народные частушки.

¬агон-церковь при санитарном поезде „ерниговского двор€нства. —лева направо: св€щенни ѕавел ‘лоренский, ј. .–ачинский Ц предводитель „ерниговского двор€нства, железнодорожный служащий, заведавший устройством поезда. ћосква. «а –огожской заставой, 1915

¬агон-церковь при санитарном поезде „ерниговского двор€нства. —лева направо: ѕавел ‘лоренский, ј. . –ачинский – предводитель „ерниговского двор€нства, железно-дорожный служащий. ћосква. «а –огожской заставой, 1915

¬ 1921–1922 годы, в трагический период отечественной истории, когда гонение власти, воздвигнутое на христиан, достигло, казалось, кульминации — иконы и другие св€тыни и реликвии стали безжалостно уничтожатьс€, ѕ. ј. ‘лоренский написал богословский и искусствоведческий труд «»коностас» — апологию иконы. ќ. ѕавел убедительно обосновал необходимость сохранени€ иконописного канона., опирающегос€ на соборный разум ÷еркви, на церковное предание, на духовный опыт св€тых иконописцев, как залог истинности изображени€.

√лавное назначение иконы — быть окном в мир иной, духовный и вечный, Ѕожественно прекрасный. “олько в таком контексте можно у€снить крылатое, ставшее широко известным изречение ‘лоренского «≈сть “роица –ублева, следовательно, есть Ѕог». “олько в таком контексте можно правильно пон€ть значение иконы в структуре храма и в тайнодействии храмого Ѕогослужени€. Ёто гораздо больше, чем понимание иконы как «костылей духовности». Ќе костыли, а — окно в горний мир. ќкно выражает идею проникновени€, как символ сакрального пространства дл€ прохождени€, сверхъестественного света.

ќкна в средневековых соборах с цветными витражами, тайна которых до сих пор не разгадана, были призваны приблизить мол€щихс€ к красоте Ќебесного »ерусалима. ќкно может принимать различные формы. Ёто, прежде всего, квадрат, — но не «черный квадрат»  . ћалевича. Ёто квадрат в музыкальной нотации, средневековый «бревис», сама€ долга€ нота в церковной музыке. ¬ христианстве квадрат — символ 4-х стихий, которые неподвластны смерти.

ѕрин€то считать, что решить математическую задачу «квадратуры круга», то есть построить из круга квадрат равной ему площади невозможно. ѕо убеждению ‘лоренского эта задача резрешаетс€ в иконе. »кона есть мистический квадрат, равновеликий кругу, поскольку она есть окно в иной мир. » она же есть око, взирающее из иного мира сюда, символ Ѕожественного всеведени€, от которого исходит си€ние лучей.

ѕ.ј. ‘лоренский в студенческой келье в ћосковской ƒуховной јкадемии. —ергиев ѕосад, 3 апрел€ 1908. ÷ифрова€ печать со стекл€нного негатива

‘лоренский в студенческой келье в ƒуховной јкадемии. —ергиев ѕосад, 1908.

ƒилижанс в  оджоры или на ћанглис (?). ѕ.ј. ‘лоренский стоит первый слева. ќколо 1896. —еребр€но-желатиновый отпечаток

ƒилижанс в  оджоры или на ћанглис (?). ‘лоренский стоит первый слева. ќколо 1896

http://www.pravmir.ru/svyashhennik-pavel-florenskij-russkij-leonardo/

–убрики:  ћыслители/‘лоренский
ћетки:  

ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



яга_ ащеевна   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 январ€ 2013 г. 00:25 (ссылка)
” Ќестерова есть картина "‘илософы", на которой изображены ‘лоренский и Ѕулгаков
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 21 январ€ 2013 г. 08:13ссылка
—пасибо за отзыв. ѕоследнее видео, посв€щено раскрытию тайны картины, о которой ¬ы вспомнили. ѕосмотрите, пожалуйста,. ќчень интересно. “амара
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 21 январ€ 2013 г. 12:00ссылка
—пасибо. ѕропустила... я в стародавние советские времена писала диплом по Ќестерову и по крупицам собирала информацию о ‘лоренском и Ѕулгакове.ƒаже нашла и прочитала работу ‘лоренского об обратной перспективе. Ќо € нигде не нашла информации о том, что Ќестеров писал их порознь, хоть это напрашиваетс€ само - две противоположности.
≈ще раз спасибо за интересный пост.
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 21 январ€ 2013 г. 13:26ссылка
я уже узнала о ¬ашем филологическом образовании, а имени не знаю. ¬ы, конечно, не €га и не кащеевна. “амара - технарь
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 21 январ€ 2013 г. 13:30ссылка
ќчень при€тно познакомитьс€.ќбразование у мен€ живописно-педагогическое. «овут - »рина.
√алаћаг   обратитьс€ по имени ¬торник, 30 »юл€ 2013 г. 14:52 (ссылка)
“амара, могу сказать лишь одно - работа замечательна€! во всех планах. Ќе ожидала такого изобили€ иллюстративного материала. ѕрочитала с большим интересом.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 30 »юл€ 2013 г. 18:51ссылка
ћне очень при€тно, что это ¬ам интересно! ” ‘лоренского интересные работы по €зыкознанию и ... € читала, но ещЄ не погрузилась
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку