-Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49925

Тарковский. "Жертвоприношение"

Пятница, 21 Декабря 2012 г. 10:06 + в цитатник


  Странно, но отечественный кинематограф никогда не эксплуатировал тему, которая для Руси была ключевой: тему конца света; «Жертвоприношение», пожалуй, единственное отечественное кино об Апокалипсисе.

 Для каждого есть свой собственный Апокалипсис. Если в понимании Голливуда конец света – нечто непременно географически масштабное, где роль отдельного человека непременно затушевывается, а его личная жертва ничего не значит, то для Тарковского, как носителя русской культуры, драма отдельной души – есть самое масштабное событие, а готовность пойти на жертву – главнейшая ценность, в особенности, когда никакого конца света нет и в помине.

  Фильм-завещание Андрея Тарковского «Жертвоприношение» был снят, как и предыдущая его картина, «Ностальгия», за границей. Но от этого эти два важнейших фильма не перестали быть истинно русскими, даже напротив, мотивы чужбины только усиливают нужные акценты.

  В качестве грядущей роковой опасности режиссёр берет уже несколько потускневшую для нас атомную войну, но, конечно, как и везде у Тарковского, причина не так важна, это лишь повод, водрузив камеру на глобальный этаж, снимать с него микроуровень душевных метаний и геометрию отношений героев.

Впервые у Тарковского героем становится не нищий («Сталкер»), не одинокий иностранец («Ностальгия»), а известный журналист, критик, актер в прошлом и писатель, словом, человек из хорошего общества. Александр собирается праздновать свой день рождения, на который помимо богатых подарков получает и самый важный и ужасный подарок, который он «ждал всю свою жизнь» – сообщение о грядущей катастрофе. Как и в «Сталкере», в какой-то момент становится ясно, что дальше фильм будет разворачиваться на территории его души.

Еле уловимым намеком выступает поздравительная телеграмма, присланная Александру от актеров, когда-то игравших с ним в «Идиоте» и «Ричарде III». Как остроумно заметила однажды критик Майя Туровская, герой фильма испытал свою душу абсолютным злом (Ричард III) и абсолютным добром (князь Мышкин) – эти два образа «стоят в преддверии его судьбы».

Другой подарок – альбом с репродукциями русских икон. «Какая удивительная утонченность, какая мудрость, и какая чисто детская невинность! И все это утрачено! Теперь мы уже не умеем молиться», – размышляет Александр. Иконы в его руках – намек на Богородицу. В двух последних фильмах Тарковского на женщину возложено бремя спасения. В «Жертвоприношении» таковы бедная служанка Мария и фигура, стоящая в центре картины Леонардо «Поклонение волхвов», то тут, то там появляющаяся в кадре.

 

  Так как же можно спастись? Этот путь, несколько странный на первый взгляд, Александру открывает друг Отто: «Ты должен пойти к Марии и спать с ней…Ты разве не хочешь, чтобы все закончилось?.. Это правда, святая правда… А разве есть другой выход? Альтернатива? Ее нет».

Кинематографическое пространство «Жертвоприношения» переполнено не только культурными ценностями, но и психическими состояниями. Апокалиптические видения и сны – едва ли не любимые приемы Тарковского, начиная еще с «Иванова детства». Однажды Александр просыпается и понимает, что никакой катастрофы нет, это всего лишь дурной сон. Однако он готов исполнить свою миссию…

В картине есть и еще один первостепенный герой. Он недвижим и безмолвен, но для творчества Тарковского невероятно важен. Это дом. Дом, начиная с «Соляриса», – живое пространство, он хранит память, ведет счет времени через свои предметы, заключает в своих стенах важные воспоминания. В «Жертвоприношении» же дом ничего не помнит, он слишком нов, совпадает с возрастом родившегося в нём Малыша. Он элегантен, опрятен, вещи в нем не подвержены влиянию времени – в конце концов, в финале картины он просто сгорает как спичка с легкой подачи Александра. Александр мечтал о собственном рае, месте, в котором можно спрятаться от мира, эгоистически защитить себя и свою семью перед лицом зла. Но там нет самого главного: человеческого тепла, так сильно изменявшего, например, даже самое убогое жилище в «Сталкере».

Однажды уже упоминавшаяся нами Туровская заметила, что Тарковский невероятно труден, но не потому что он снимает что-то непонятное, просто его кино некомфортабельно и постоянно требует от зрителя ответного действия с приставкой со-: сопереживания, сопонимания. Когда в финале «Ностальгии» герой Янковского несет свечу через пустой бассейн, это выглядит настораживающее, только каким-то шестым чувством можно уловить, что так он несет «свет человеков». Как говорил сам режиссер, поступок, который совершает Александр в финале «Жертвоприношения», абсурден и смешон с точки зрения тех, кто остается на поверхностном уровне: «В первую очередь и прежде всего меня интересует тот, кто готов пожертвовать собственным положением и собственным именем, независимо от того, совершена ли эта жертва во имя духовных принципов или чтобы помочь ближнему…такой шаг – полная противоположность врожденному эгоизму «нормальной» логики».

Киррилица Максим Казаков

Серия сообщений "Тарковские":
Часть 1 - Ким Смирнов: смотрю Тарковского
Часть 2 - Андрей Тарковский. Жертвоприношение
...
Часть 4 - К 80-летию великого режиссера Тарковского
Часть 5 - Памяти Анатолия Солоницына
Часть 6 - Тарковский. "Жертвоприношение"
Часть 7 - Поэзия. Арсений Тарковский
Часть 8 - Для Ольги
...
Часть 30 - Андрей Арсеньевич Тарковский. Ностальгия
Часть 31 - 110 лет со дня рождения Арсения Александровича Тарковского
Часть 32 - Андрей Тарковский о творчестве и искусстве.

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



Dikamila   обратиться по имени Пятница, 21 Декабря 2012 г. 17:04 (ссылка)
Замечательный режиссер!Очень понравился документальный фильм о Тарковском.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Декабря 2012 г. 20:12ссылка
Спасибо, Людмила, за сочувствие
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку