-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50278

»стори€ воздухоплавани€

—реда, 07 Ќо€бр€ 2012 г. 14:15 + в цитатник



»стори€ зарождени€ воздухоплавани€

"ѕј——ј–ќЋј" Ћќ–≈Ќ÷ќ √”«ћјќ

  числу пионеров воздухоплавани€, чьи имена не были забыты историей, но чьи научные достижени€ оставались неизвестными или ставились под сомнение на прот€жении столетий, относитс€ бразилец Ѕартоломмео Ћоренцо. Ёто его подлинное им€, а в историю воздухоплавани€ он вошел как португальский св€щенник Ћоренцо √узмао, автор проекта "ѕассаролы", котора€ до последнего времени воспринималась как чиста€ фантази€. ѕосле длительных поисков в 1971 году удалось найти документы, проливающие свет на событи€ далекого прошлого. Ёти событи€ начались в 1708 году, когда, перебравшись в ѕортугалию, Ћоренцо √узмао поступил в университет в  оимбре и зажегс€ идеей постройки летательного аппарата. ѕро€вив незаур€дные способности в изучении физики и математики, он начал с того, что €вл€етс€ основой любого начинани€: с эксперимента. »м было построено несколько моделей, ставших прообразами задуманного судна. ¬ августе 1709 года модели были продемонстрированы высшей королевской знати. ќдна из демонстраций была успешной: тонка€ €йцеобразна€ оболочка с подвешенной под ней маленькой жаровней, нагревающей воздух, оторвалась от земли почти на четыре метра. ¬ том же году √узмао приступил к осуществлению проекта "ѕассаролы". »стори€ не располагает сведени€ми о ее испытании. Ќо в любом случае Ћоренцо √узмао был первым человеком, который, опира€сь на изучение физических €влений природы, сумел вы€вить реальный способ воздухоплавани€ и попыталс€ осуществить его на практике.                                  

»«ќЅ–≈“≈Ќ»≈ ∆ќ«≈‘ј ћќЌ√ќЋ№‘№≈

"—корее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей", - такую записку получил в 1782 году Ётьенн ћонгольфье, владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брата ∆озефа. ѕослание означало, что наконец-то найдено то, о чем брать€ не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подн€тьс€ в воздух. Ётим средством оказалась наполненна€ дымом оболочка. ¬ результате нехитрого эксперимента ∆. ћонгольфье увидел, как матерчата€ оболочка, сшита€ в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнени€ ее дымом устремилась вверх. ќткрытие ∆озефа увлекло и его брата. –абота€ теперь уже вместе, они соорудили еще две аэростатические машины (так они называли свои воздушные шары). ќдна из них, выполненна€ в виде шара диаметром 3,5 метра, была продемонстрирована в кругу родных и знакомых. ”спех был полный - оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, подн€вшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. ќкрыленные успехом, брать€ решили показать изобретение широкой публике. ќни построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. ≈го оболочка, сшита€ из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышени€ непроницаемости. ƒемонстраци€ воздушного шара состо€лась на базарной площади города 5 июн€ 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Ўар, наполненный дымом, устремилс€ ввысь. —пециальный протокол, скрепленный подпис€ми должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. “ак впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

»«ќЅ–≈“≈Ќ»≈ ѕ–ќ‘≈——ќ–ј Ўј–Ћя

ѕолет воздушного шара братьев ћонгольфье вызвал большой интерес в ѕариже. јкадеми€ наук пригласила их повторить свой опыт в столице. ¬ то же врем€ молодому французскому физику профессору ∆аку Ўарлю было предписано подготовить и провести демонстрацию своего летательного аппарата. Ўарль был уверен, что ћонгольфьеров газ, как называли тогда дымный воздух, - это не лучшее средство дл€ создани€ аэростатической подъемной силы. ќн был хорошо знаком с последними открыти€ми в области химии и считал, что гораздо большие выгоды сулит использование водорода, так как он легче воздуха. Ќо избрав водород дл€ наполнени€ оболочки летательного аппарата, Ўарль оказалс€ перед р€дом технических проблем. ¬ первую очередь, из чего изготовить легкую оболочку, способную длительное врем€ держать летучий газ. —правитьс€ с этой проблемой ему помогли механики брать€ –обей" ќни изготовили материал необходимых качеств, использовав легкую шелковую ткань, покрытую раствором каучука в скипидаре. 27 августа 1783 года на ћарсовом поле в ѕариже стартовал летательный аппарат Ўарл€. Ќа глазах 300 тыс€ч зрителей он устремилс€ ввысь и вскоре стал невидимым.  огда кто-то из присутствовавших воскликнул: " акой же во всем этом смысл?!" - известный американский ученый и государственный де€тель Ѕенджамин ‘ранклин, находившийс€ среди зрителей, заметил: "ј какой смысл в по€влении на свет новорожденного?" «амечание оказалось пророческим. Ќа свет по€вилс€ "новорожденный", которому было предопределено великое будущее.

ѕ≈–¬џ≈ ¬ќ«ƒ”ЎЌџ≈ ѕј——ј∆»–џ

”спешный полет аэростата Ўарл€ не остановил братьев ћонгольфье в их намерении воспользоватьс€ предложением јкадемии наук и продемонстрировать в ѕариже аэростат собственной конструкции. —трем€сь произвести наибольшее впечатление, Ётьенн использовал весь свой талант, недаром он считалс€ также отличным архитектором. ѕостроенный им воздушный шар был в определенном смысле произведением искусства. ≈го оболочка высотой более 20 метров имела необычную бочкообразную форму и была разукрашена снаружи вензел€ми и красочными орнаментами. ѕродемонстрированный официальным представител€м јкадемии наук воздушный шар вызвал у них такое восхищение, что было решено повторить показ в присутствии королевского двора. ƒемонстраци€ состо€лась в ¬ерсале (под ѕарижем) 19 сент€бр€ 1783 года. ѕравда, воздушный шар, вызвавший восхищение французских академиков, не дожил до этого дн€: его оболочку размыло дождем, и он пришел в негодность. ќднако это не остановило братьев ћонгольфье. –абота€ день и ночь, они построили к намеченному сроку шар, который по своей красоте не уступал предыдущему. „тобы произвести еще больший эффект, брать€ прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили барана, утку и петуха. Ёто были первые пассажиры в истории воздухоплавани€. ¬оздушный шар оторвалс€ от помоста и устремилс€ ввысь, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно опустилс€ на землю. Ѕрать€ ћонгольфье сделались геро€ми дн€, были удостоены наград, а все воздушные шары, в которых дл€ создани€ подъемной силы использовалс€ дымный воздух, стали с того дн€ именоватьс€ монгольфьерами.

ѕ≈–¬џ… ѕќЋ≈“ „≈Ћќ¬≈ ј Ќј ћќЌ√ќЋ№‘№≈–≈

 аждый полет воздушных шаров братьев ћонгольфье приближал их к заветной цели - полету человека. ѕостроенный ими новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. ¬ нижней его части крепилась кольцева€ галере€, рассчитанна€ на двух человек. ¬ середине галереи был подвешен очаг дл€ сжигани€ крошеной соломы. Ќаход€сь под отверстием в оболочке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри оболочки во врем€ полета на воздушном шаре. Ёто позвол€ло сделать полет на воздушном шаре более длительным и в какой-то мере управл€емым.  ороль ‘ранции Ћуи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете. —толь рискованную дл€ жизни задачу, по его мнению, следовало поручить двум преступникам, приговоренным к смертной казни. Ќо это вызвало бурные протесты ѕилатра де –озье, активного участника постройки монгольфьера. ќн не мог смиритьс€ с мыслью о том, что в историю воздухоплавани€ войдут имена каких-то преступников, и настаивал на личном участии в полете. –азрешение было получено. ƒругим "пилотом" стал поклонник воздухоплавани€ маркиз д'јр-ланд. » вот 21 но€бр€ 1783 года человек наконец-то смог оторватьс€ от земли и совершить воздушный полет. ћонгольфьер продержалс€ в воздухе 25 минут, пролетев около дев€ти километров.

ѕ≈–¬џ… ѕќЋ≈“ „≈Ћќ¬≈ ј Ќј Ўј–Ћ№≈–≈

—трем€сь доказать, что будущее воздухоплавани€ принадлежит шарльерам (так называли аэростаты с оболочками, наполненными водородом), а не монгольфьерам, профессор Ўарль понимал, что дл€ этого нужно осуществить полет людей на шарльере, причем более эффектный, чем полет братьев ћонгольфье. —оздава€ новый аэростат, он разработал р€д проектно-конструкторских решений, которые затем использовались на прот€жении многих дес€тилетий. ѕостроенный им шарльер имел сетку, обт€гивавшую верхнюю полусферу оболочки аэростата, и стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола дл€ людей. ¬ оболочке была сделана специальна€ отдушина дл€ выхода водорода при падении наружного давлени€. ƒл€ управлени€ высотой полета использовались специальный клапан в оболочке и балласт, хран€щийс€ в гондоле. Ѕыл предусмотрен и €корь дл€ облегчени€ посадки на землю. 1 декабр€ 1783 года шарльер диаметром более дев€ти метров вз€л старт в парке “юильри. Ќа нем отправились профессор Ўарль и один из братьев –обер, принимавших активное участие в работах по постройке шарльеров. ѕролетев 40 километров, они благополучно опустились возле небольшой деревеньки. «атем Ўарль в одиночку продолжил путешествие. Ўарльер пролетел п€ть километров, забравшись на небывалую дл€ того времени высоту - 2750 метров. ѕробыв в заоблачной вышине около получаса, исследователь благополучно приземлилс€, завершив, таким образом, первый в истории воздухоплавани€ полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.

јЁ–ќ—“ј“ Ќјƒ Ћј-ћјЌЎ≈ћ

∆изнь французского механика ∆ана ѕьера Ѕланшара, совершившего первый перелет на аэростате через Ћа-ћанш, примечательна тем, что €вл€етс€ €ркой иллюстрацией переломного момента в развитии воздухоплавани€ конца XVIII века. Ѕланшар начал с осуществлени€ идеи машущего полета. ¬ 1781 году он построил аппарат, крыль€ которого приводились в движение усилием рук и ног. »спытыва€ этот аппарат подвешенным на веревке, перекинутой через блок, изобретатель поднималс€ на высоту крыши многоэтажного дома при противовесе всего 10 килограммов. ќбрадованный успехами, он опубликовал в газете свои соображени€ о возможности машущего полета человека. ¬оздушные путешестви€, совершенные на первых аэростатах, а затем поиски средств управлени€ их движением вновь возвратили Ѕланшара к мысли о крыль€х, на этот раз в качестве управлени€ аэростатом. ’от€ первое путешествие Ѕланшара на аэростате с крыльчатыми веслами окончилось неудачно, он не оставл€л своих попыток и все больше увлекалс€ подъемом в небесный простор. Ѕланшар начал выступать с публичными демонстраци€ми полетов на воздушном шаре.  огда осенью 1784 года начались его полеты в јнглии, у него по€вилась мысль перелететь на аэростате через Ћа-ћанш, доказать тем самым возможность воздушного сообщени€ между јнглией и ‘ранцией. Ётот исторический перелет, в котором участвовали Ѕланшар и его друг американский доктор ƒжеффри, состо€лс€ 7 €нвар€ 1785 года.

∆»«Ќ№, ќ“ƒјЌЌјя ¬ќ«ƒ”’ќѕЋј¬јЌ»ё

»стори€ воздухоплавани€ была историей не только побед, но и поражений, а порой и драматических судеб. ѕримером тому жизнь ѕилатра де –озье. физик по образованию, он одним из первых пон€л истинное значение изобретени€ ∆озефа ћонгольфье. –озье упорно выдвигал идею пилотируемого воздухоплавани€, неоднократно за€вл€€ о личной готовности совершить полет на воздушном шаре. Ќастойчивость и смелость привели к триумфу: –озье стал первым пилотом-воздухоплавателем, совершив 21 но€бр€ 1783 года вместе с маркизом д'јрландом двадцатиминутный полет на монгольфьере. ѕо его предложению была изменена конструкци€ монгольфьера, строившегос€ в 1783 году в городе Ћионе дл€ демонстрации полета. ¬ новом варианте воздушный шар был рассчитан на подъем в воздух двенадцати человек. » хот€ лионский монгольфьер подн€л в воздух только семь человек и через 15 минут снова коснулс€ земли, это был первый в истории воздухоплавани€ полет многоместного воздушного шара. «атем –озье ставит новый рекорд. ¬ полете на монгольфьере вместе с химиком ѕру он достигает высоты 4000 метров. ƒобившись этого успеха, –озье возвращаетс€ к мысли о дальних перелетах. “еперь его цель - перелет через Ћа-ћанш. ќн разрабатывает аэростат собственной конструкции, объедин€ющий в себе обычный сферический шарльер и монгольфьер цилиндрической формы.  омбинированный аэростат стал именоватьс€ розьером. Ќо судьба €вно не была благосклонна к ѕилатру де –озье. ѕодн€вшись 15 июн€ 1785 года в воздух вместе со своим помощником –оменом, –озье не успел долететь даже до Ћа-ћанша. ¬озникший на розьере пожар привел к трагической гибели обоих воздухоплавателей.

ќ“ ћ≈„“џ   ѕ–ќ‘≈——»»

ѕопытки реализации управл€емого движени€ аэростатов, предпринимавшиес€ во ‘ранции в первые годы развити€ воздухоплавани€, не дали положительных результатов. ј интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных меропри€тий. Ќо в 1793 году, то есть дес€ть лет спуст€ после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применени€. ‘ранцузский физик √итон де ћорво предложил использовать аэростаты на прив€зи дл€ подъема в воздух наблюдателей. Ёта иде€ была высказана в тот момент, когда враги ¬еликой французской революции пытались задушить ее. “ехническа€ разработка проекта прив€зного аэростата была возложена на физика  утелл€. ќн успешно справилс€ с задачей, и в окт€бре 1793 года аэростат отправили в действующую армию дл€ проведени€ полевых испытаний, а в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. ≈е командиром был назначен  утелль. ѕо€вление прив€зных аэростатов над позици€ми французских войск ошеломило противника: поднима€сь на высоту 500 метров, наблюдатели могли загл€нуть далеко в глубь его обороны. –азведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле. ѕосле победы французских войск решением  онвента была создана Ќациональна€ воздухоплавательна€ школа. ’от€ она просуществовала всего п€ть лет, начало было положено: воздухоплавание стало профессией.

 fvsrb.rubook/export/html/441



–убрики:  Ќаучно-попул€рное
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку