-–убрики

 -÷итатник

ћузыка сердца. √еоргий —виридов - (0)

—таринные мастера говорили - показать красоту камн€, показать красоту дерева, красоту металла...

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49937

√лин€на€ игрушка

¬оскресенье, 28 ќкт€бр€ 2012 г. 17:25 + в цитатник

филимон (560x480, 47Kb)

–омановска€ глин€на€ игрушка

»стори€ началасьв XVI веке, когда бо€ре –омановы образовали недалеко от Ћипецка поселение и привезли своих кресть€н из разорЄнных вотчин —копинского уезда. “ак на берегу реки ¬оронеж выросло большое село –оманово-√ородище. ¬ 1614 году близкий родственник цар€ ћихаила ‘Єдоровича –оманова »ван Ќикитович построил на городище острог, и селение стало называтьс€ городом –оманов. ¬ XVIII веке город был преобразован в село –оманово.

¬ те времена металлическа€ посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. ¬ селах и деревн€х люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.  

¬от и в –оманове по€вились гончары, так как вокруг было достаточно разнообразной глины, подход€щей дл€ изготовлени€ посуды - белой, чЄрной, красной и жЄлтой. ћастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. –омановска€ посуда ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и €рмарки в село Ѕоринское или уездный город Ћипецк.
Ќу и как всегда ведетс€ в народе, некоторые мастера начали лепить дл€ души глин€ные игрушки со свистками - свистульки. ƒл€ них использовали только чЄрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. √лину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. «атем замачивали в дерев€нных корытах. ѕосле того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать.
Ёти игрушки-свистульки стали по местности называтьс€ «романовскими».
–омановские сюжеты
 –омановска€ игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листь€, и оттого создаЄтс€ впечатление лЄгкости. «√лин€на€» т€желовесность уравновешена м€гкостью и округлостью объЄмов и нар€дным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. ѕочему игрушку всегда делали свистулькой? ѕо древним поверь€м свист отпугивает злых духов.
  ј начинаетс€ всЄ с куска глины. ћастер садитс€ за работу. –уками скатал глин€ный шар, потом, как из теста, делает лепЄшку. «ащипывает кра€ – получаетс€ большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство дл€ звука было. –уками формируетс€ голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крыль€, и вот уже готов силуэт —ирина - птицы счасть€.  ќбраз —ирина восходит к древнегреческим сиренам. Ёто - полуптица-полуженщина, котора€ зачаровывает людей своим пением. ¬ слав€нской мифологии, по поверью, чудесна€ птица €вл€етс€ лишь счастливым люд€м, и только они могут услышать еЄ прекрасное пение. ¬ русском искусстве —ирин и еЄ противоположность - јлконост - это традиционный изобразительный сюжет…
  ѕалочкой мастер делает глазки, рисует узоры на кокошнике и крыль€х, отверстие свистка и ещЄ четыре тональных: кажда€ игрушка должна играть по-своему. —южет —ирина ввЄл в романовскую игрушку ¬иктор ћаркин, и он сразу вписалс€ в еЄ контекст. “еперь уже другие мастера берут птицу счасть€ ћаркина как образец.
—реди «романушек» ещЄ множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «ине€», утки с целым ожерельем ут€т и такие сложные композиции, как барыни-«романушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».
“радиционный образ Ѕерегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женска€ фигура - романушка одета в народный романовский костюм.  расна€ кофта, €рка€ юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, р€ды блест€щих бус. ¬ Ћипецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пестро одета.
 омпозиции глин€ных игрушек повтор€ютс€ в разных русских губерни€х. Ќо только в Ћипецкой есть сюжет, выдел€ющий романовскую игрушку: запр€жка в один конь, это сама€ раритетна€ композици€.
  ¬ообще в романовской игрушке насчитываетс€ всего более сорока сюжетов: от самого простого свисточка – лет€щего жаворонка, до композиции – тройки. Ќо двух одинаковых игрушек не бывает, ведь в каждой – индивидуальность еЄ создател€. „асто мастера лепили домашних животных: уток, коров, баранов и коз. ѕо традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас.
–омановска€ игрушка – местна€ липецка€ пластическа€ школа, отлична€ от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и других.
»скусствовед »рина Ѕогуславска€ в своЄм исследовании «–усска€ глин€на€ игрушка» пишет о романовской игрушке: «Ќаиболее ранние игрушки датируютс€ концом ’I’ века. ƒл€ них характерен интерес к жанровым композици€м.  атанье в сан€х – один из типичных сюжетов русского народного искусства.
 
Ќо в липецкой игрушке изображены не кресть€не, как в народных роспис€х по дереву, а военный с дамой. ¬ылепленные кажда€ в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозь€ и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней…
¬ 1910–1920-е годы липецкие свистульки делали сильно увеличенными в размерах. —вистки, скрытые в хвостах глин€ных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление дл€ извлечени€ звуков. ћассивные тела сто€т на четырЄх конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличи€. “радиционные приЄмы насечек и проколов палочкой дополнились характерными детал€ми – кругами обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. ÷вет поливы разного оттенка – жЄлтый, жЄлто-зелЄный с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки Єлочек и полосы, исполненные серебр€ной краской – алюминием».

  —овременна€ судьба

ѕостепенно с по€влением промышленных образцов посуды гончарный промысел в –оманове, так же, как и в других местах, пришел в упадок. —тала пропадать и романовска€ игрушка.

¬ начале ’’ века ћихаил “рунов создал в Ћипецке «ѕетровское общество», одной из задач которого было сохранение исторической пам€ти. “рудами членов общества романовска€ игрушка попала в местный краеведческий музей. 16 романовских игрушек стали экспонатами –оссийского этнографического музе€ в результате экспедиции, проведенной в 1935 году в „ерноземный район. ¬ краеведческом музее из старинных игрушек остались только работы »вана и ¬асили€ ћитиных. Ћишь в 90-е годы ’’ века благодар€ усили€м и энтузиазму ¬иктора ¬асильевича ћаркина удалось возродить этот своеобразный
 
 
промысел. ќн привлек старейшего мастера села –оманова »вана ‘едоровича √ункина, которому по пам€ти удалось восстановить образцы игрушек.
—ам ¬иктор ћаркин, перен€в мастерство »вана ‘едоровича √ункина, тоже стал художником. ¬ 1995 году он впервые вышел на российский уровень. ”частву€ в ѕервом всероссийском фестивале народной игрушки в “уле, ¬иктор ћаркин за свои работы получил диплом первой степени. ≈го игрушки побывали на фестивале в дни праздновани€ 850-лети€ ћосквы, на выставках в »талии,  итае и других странах. ¬иктор ћаркин награждЄн ƒипломами ћинистерства культуры –оссии, Ѕеларуси, ѕравительства ћосквы, комитета культуры »талии.
 
Ќекоторые работы мастера хран€тс€ в –усском музее (—анкт-ѕетербург), √осударственном –оссийском ƒоме народного творчества (ћосква), музе€х –оссии и за рубежом (‘ранци€, »тали€, »зраиль, ѕольша,  итай). ¬ 1998 ¬иктор ћаркин получил звание народного мастера –оссии, а в 2000-м вступил в —оюз художников –оссии.

–омановска€ игрушка

¬иктор ¬асильевич успешно передает свое мастерство и традиции романовской игрушки своим ученикам. ќльга ¬олокитина, јнастаси€  ороленко и —нежана »льина уже стали народными мастерами –оссии. ¬месте с учителем участвуют в престижных

 

выставках и фестивал€х. –аботы ќльги ¬олокитиной не раз становились обладател€ми первых премий и вошли в коллекции различных музеев. ќдин из еЄ излюбленных сюжетов романовской игрушки – чЄрт на козле. Ёто композици€ »вана √ункина, уроки которого ќльге посчастливилось застать.

 

 

 

 

http://slavyanskaya-kultura.ru/users/AntonS

—тарооскольска€ народна€ глин€на€ игрушка

—тарооскольска€ народна€ глин€на€ игрушка

—тарый ќскол возник в конце XVI в. как один из сторожевых постов на высоком берегу реки ќскол. “ам жили казаки, защитники границ русских, пушкари, €мщики, гончары. —лободки вокруг города до сих пор несут эту пам€ть в своих названи€х: —трелецка€, ямска€, ѕушкарка,  азацка€, ≈здоцка€. ¬ одной из таких слобод на  азацких буграх жили гончары-ремесленники. ЅеложжЄна€ гончарна€ глина, послушна€ в руках мастера, давала звонкий «черепок». ƒелали крынки, корчаги, кувшины, горшки свинцового полива. ƒл€ обжига устраивали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, так как они медленно тлеют и долго держитс€ тепло. ∆енщины и дети лепили свистульки, затем сушили их, заполн€ли ими горшки и всЄ вместе ставили в горн. ѕосле обжига игрушки расписывали. ѕромысел известен с конца XVIII в., а своего расцвета он достиг в конце XIX столети€. ќднако к 30-м годам XX в. не стало былого размаха: налогами и запретами промысел был погублен. —тарые мастера ещЄ делали посуду, но свистульки уже не лепили.
ѕришло врем€ передавать опыт традиционной игрушки с тем, чтобы целенаправленно осуществл€ть подготовку мастеров, восстанавливать прерванные св€зи времЄн, чтобы промысел мог существовать и развиватьс€, чтобы не исс€кли любовь и красота.

—тарооскольска€ народна€ игрушка

ѕо инициативе директора —тарооскольского центра декоративно-прикладного творчества »нны ¬икторовны Ѕелых в апреле 2007 г. был создан клуб любителей старооскольской глин€ной игрушки. ”частниками клуба €вл€ютс€ и дети, и молодЄжь, и люди среднего возраста, в основном учител€ рисовани€ общеобразовательных школ города. ћы видим усилие и усердие участников клуба в постижении традиционного ремесла, понимание особой важности в соблюдении характерных особенностей в пластике и росписи, в гармоничном соединении росписи с цветом обожжЄнной глины. Ќасто€щим мастерством выдел€ютс€ игрушки члена клуба “.ј. Ўи€н.

—тарооскольска€ игрушка

–адость и волнение заполн€ют наши души от того, что создание игрушки находит продолжение в поколении новых мастеров. —ейчас клуб носит название «“радици€». ѕреемственность в передаче опыта стала нашей основной задачей. ћногое из задуманного осуществилось. Ѕеседы, выставки, круглый стол, семинары усилили интерес не только к старооскольской игрушке, но и к другим традиционным народным промыслам.

Ќародные промыслы

¬ 2008 году в старооскольском краеведческом музее открылась выставка народной глин€ной игрушки «“радиции живой родник». Ќа торжественном открытии выставки участники клуба были награждены дипломами и грамотами. ѕрозвучали слова благодарности в адрес замечательных потомственных мастеров ћихайловны √ончаровых и всех, кто пр€мо или косвенно был причастен к возрождению старооскольской игрушки.

народна€ игрушка

http://slavyanskaya-kultura.ru/users/maria

ѕлешковска€ игрушка

„ернышенска€ игрушка
 ак раз пойдет ростыпель, сама€ гр€зь сойдет, тут и ходили. √лину принесЄшь, и вот бабки собираютс€, нары сделают, и кто какую сумеет, такую и сл€па€. Ќастановить их, посушут. “ут пойдут солнушные дни, они обветривают. Ќу два дн€, а может, три - когда успеить. ј тут €мочки выроють, а в €мочки эти поставють и зажигают под них там гнилушечек каких-нибудь. ƒень прожгут, ночь просто€ть и они как раз выход€т звонкаи, да звонкаи. ѕотом остынуть, вытаскивають, оп€ть их станов€т у р€док на лужочке, начинають красить перушком, кистечки не знали. –азукрашивали, как пондравитьс€, и полосочками, как хочешь так и делали. Ћад накладали, лад - свистки, наскрось одну дыр€чьку, а то на боках, на боках, и тут и тут слаживали. ƒелали в наш праздник - ѕрепловены. ярманка была в Ќовосиле.   этому празднику выносили каждый свою, что издела€. ћы делали кукол.  уклу изделаешь, два дит€ ей тахта посадишь, тут и всЄ это нар€дишь.  осы делали, как мы ходили. ѕесни пели, песни то только что не назову, а усе мои песни были, у весь мой голос, как колокол был. —€мик - “роица называлась, и вот кумились, ходили по л€сам, карагодами, карагодами.  ричали: « у-ма-а-а! „то ты, кумушка?» ¬от и кумились.

Ќародна€ игрушка

»звестна€ орловска€ певица јлександра ¬асильевна —емЄнова так вспоминает свое детство:
- ћы часто с другими детьми у пруда из глины лепили кукол, а мимо проход€щие женщины с коромыслами поправл€ли: «“итьки-то повыше, повыше...»
ƒл€ чернышинской куклы характерна высоко поставленна€ обнаженна€ грудь. —в€зано это с культом плодороди€.  ак земл€ рождает всЄ живое, так и женщина кормит своих детей. ¬ чернышинской игрушке €рко выражен культ кукушки, распространЄнный у наших предков. ¬о-первых, лепили особенно много кукушек, во-вторых, кони, конники,тройки и барашки расписаны полосками, похожими на оперение кукушки, да и у кормилок и других кукол об€зательно элементы «кукушечьей» росписи. ¬ этих местах проводились удивительные весенние обр€ды « рещение и похороны кукушки». ƒевушки в «кукушечье врем€», с ¬ознесени€ до “роицы, объедин€лись в тайный союз между собой и с высшей силой в образе кукушки.
≈щЄ не€сно, откуда среди чернышинских игрушек по€вилс€ сюжет «монашка» - кукла со сложенными на животе руками, вс€ в чЄрном. ¬.Ќ.√лаголев так пишет о еЄ необычном применении: «»менно эту игрушку покупали кресть€не и, перевернув вниз головой, использовали как шкалик дл€ водки. «ћонашка» стоила на копейку дешевле, а потому и примен€лась дл€ утилитарных целей в бивуачной обстановке €рмарки». »нтересно, что в народе до сих пор ходит выражение «выпить по монашке».

Ќародна€ игрушка

http://slavyanskaya-kultura.ru/users/maria

√ород  овров, ¬ладимирска€ область.  овровска€ глин€на€ игрушка официально приобрела статус "народного художественного промысла".  ак дымковска€ игрушка, или хохломска€ роспись.

 


Ѕлог пользовател€  ошка ћебиуса

–убрики:  «амечательные места и промыслы
—лав€нска€ культура
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



nadia_obo   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 28 ќкт€бр€ 2012 г. 18:39 (ссылка)
“амара, ну что за чудо-пост ты сотворила.  ака€ прелесть - эта глин€на€ игрушка. “ак потрогать хочетс€. » поцеловать. ћне сейчас так жалко, что в свое врем€, когда все это было относительно доступно, € почему-то почти ничего не собирала. “олько в последние годы очухалась, собираю гжелевские статуэточки вс€кие, так по мелоче, и фарфоровые. Ќо вс€ прелесть и ценность осталась в тех годах.  ак поздно мы беремс€ за разум... —пасибо тебе за прекрасную работу.  онечно, забираю себе.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 29 ќкт€бр€ 2012 г. 06:15ссылка
—пасибо, Ќаденька. ћен€ тоже очень трогают все народные промыслы. Ћюблю ѕалех, √жель... ќтдыхаю, когда смотрю на людей, которые этим занимаютс€, и на их продукцию. Ёто особый мир
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 29 ќкт€бр€ 2012 г. 14:47ссылка
ќни столько при€тных ощущуний дают. ¬от просто смотришь на них, а душа поет! ѕрекрасное чувство!
ludasestra   обратитьс€ по имени —уббота, 01 ƒекабр€ 2012 г. 12:32 (ссылка)
Ѕлагодарю беру с радостью в свою копилочку народных промыслов
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 01 ƒекабр€ 2012 г. 17:21ссылка
Ѕогата€ ¬аша копилочка народных промыслов! ѕока только бересту вз€ла. ¬сего ¬ам доброго, Ћида!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку