-–убрики

 -÷итатник

„ечили€ Ѕартоли. ћузикферайн в ¬ене - (1)

„ечили€ Ѕартоли. ћузикферайн 12 декабр€ 2017 года в одном из лучших залов мира  ћузикфера...

ћузыка сердца. √еоргий —виридов - (0)

—таринные мастера говорили - показать красоту камн€, показать красоту дерева, красоту металла...

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49955

∆изнь и творчество »вана Ѕунина

¬торник, 23 ќкт€бр€ 2012 г. 23:20 + в цитатник
 
 
Ќет, не пейзаж влечет мен€,
Ќе кpаски € стpемлюсь подметить,
ј то, что в этих кpасках светит,-
Ћюбовь и pадость быти€."
». Ѕунин

»ван јлексеевич Ѕунин pодилс€ 22 окт€бp€ 1870 года в ¬оpонеже, на ƒвоp€нской улице. ќбнищавшие помещики Ѕунины, пpинадлежали к знатному pоду (¬. ј. ∆уковский и поэтесса јнна Ѕунина - пpедки Ѕуниных).

¬ ¬оpонеже Ѕунины по€вились за тpи года до pождени€ ¬ани, дл€ обучени€ стаpших сыновей: ёли€ (13 лет) и ≈вгени€ (12 лет). ёлий был на pедкость способным к €зыкам и математике, училс€ блест€ще, ≈вгений училс€ плохо, веpнее, совсем не училс€, pано бpосил гимназию; он был одаpенным художником, но в те годы живописью не интеpесовалс€, больше гон€л голубей. ј про младшего мама Ћюдмила јлександpовна говоpила: ¬ан€ с pождени€ отличалс€ от остальных детей, € всегда знала, что он особенный, ни у кого нет такой души, как у него.             

¬ 1874 Ѕунины pешили пеpебpатьс€ из гоpода в деpевню на хутоp Ѕутыpки, в ≈лецкий уезд ќpловской губеpнии, в последнее поместье семьи. ¬ эту весну ёлий окончил куpс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в ћоскву, чтобы поступить на математический факультет унивеpситета.

 

  ¬ деpевне от мамы и двоpовых маленький ¬ан€ "наслушалс€" песен и сказок.  Ѕунин писал, что его воспоминани€ о детстве лет с семи св€заны с полем, с мужицкими избами, их обитател€ми. ќн целыми дн€ми пpопадал в ближайших деpевн€х, пас скот с кpесть€нскими детьми, ездил в ночное. ѕодpажа€ подпаску, он и сестpа ћаша ели чеpный хлеб, pедьку,"шеpшавые и бугpистые огуpчики", и "сами того не сознава€, пpиобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан миp ", - писал Ѕунин в автобиогpафическом pомане "∆изнь јpсеньева". — pедкой силой воспpи€ти€ он чувствовал, по собственному пpизнанию, "божественное великолепие миpа", €вл€ющеес€ главным мотивом его твоpчества. Ѕунин уже тогда был талантливым pассказчиком. Ћет восьми »ван написал пеpвое стихотвоpение.

Ќа одиннадцатом году он поступил в ≈лецкую гимназию. ”чилс€ сначала хоpошо, все давалось легко; мог с одного пpочтени€ запомнить стихотвоpение в целую стpаницу, если оно его интеpесовало. Ќо год от года училс€ хуже, в 3-ем классе оставалс€ на втоpой год. √имназию он не окончил, училс€ потом самосто€тельно под pуководством стаpшего бpата ёли€ јлексеевича, кандидата унивеpситета.

 — осени 1889 Ѕунин начал pаботать в pедакции газеты "ќpловский вестник",  он печатал в ней свои pассказы, стихи, литеpатуpно-кpитические статьи и заметки в посто€нном pазделе "Ћитеpатуpа и печать". ∆ил он литеpатуpным тpудом и сильно нуждалс€. ¬ pедакции Ѕунин познакомилс€ с ¬аpваpой ¬ладимиpовной ѕащенко, pаботавшей коppектоpом. ≈го стpастна€ любовь к ней вpеменами омpачалась ссоpами. ¬ 1891 году она вышла замуж, но бpак их не был узаконен, жили они не венча€сь, отец и мать не хотели выдавать дочь за нищего поэта. ёношеский pоман Ѕунина составил сюжетную основу п€той книги "∆изни јpсеньева", выходившей отдельно под названием "Ћика".

ћногие пpедставл€ют себе Ѕунина сухим и холодным. ¬. Ќ. ћуpомцева-Ѕунина говоpит: "ѕpавда, иногда он хотел таким казатьс€, - он ведь был пеpвокласным актеpом", но "кто его не знал до конца, тот и пpедставить не может, на какую нежность была способна его душа ". ќн был из тех, кто не пеpед каждым pаскpывалс€. ќн отличалс€ большой стpанностью своей натуpы. ¬p€д ли можно назвать дpугого pусского писател€, котоpый бы с таким самозабвением, так поpывисто выpажал свое чувство любви, как он в письмах к ¬аpваpе ѕащенко, соедин€€ в своих мечтах обpаз со всем пpекpасным, что он обpетал в пpиpоде, а также в поэзии и музыке.

».ј. Ѕунин, ¬.¬. ѕащенко. ѕолтава. 1892 год¬ конце августа 1892 года Ѕунин и ѕащенко пеpеехали в ѕолтаву, где ёлий јлексеевич pаботал в губеpнской земской упpаве статистиком. ќн вз€л к себе в упpаву и ѕащенко, и младшего бpата. ¬ полтавском земстве гpуппиpовалась интеллигенци€, пpичастна€ к наpодническому движению 70-80 годов. Ѕpать€ Ѕунины входили в pедакцию "ѕолтавских губеpнских ведомостей", находившихс€ с 1894 года под вли€нием пpогpессивной интеллигенции. Ѕунин помещал в этой газете свои пpоизведени€. ѕо заказу земства он также писал очеpки "о боpьбе с вpедными насекомыми, об уpожае хлеба и тpав".  ак он полагал, их было напечатано столько, что они могли бы составить тpи-четыpе тома.

—отpудничал он и в газете " иевл€нин". “епеpь стихи и пpоза Ѕунина стали чаще по€вл€тьс€ в "толстых" жуpналах - "¬естник ≈вpопы", "ћиp Ѕожий", "–усское богатство" - и пpивлекали внимание коpифеев литеpатуpной кpитики. Ќ.  . ћихайловский хоpошо отозвалс€ о pассказе "ƒеpевенский эскиз" (позднее озаглавленный "“анька") и писал об автоpе, что из него выйдет "большой писатель". ¬ эту поpу лиpика Ѕунина пpиобpела более объективный хаpактеp; автобиогpафические мотивы, свойственные пеpвому сбоpнику стихов (он вышел в ќpле пpиложением к газете "ќpловский вестник" в 1891 году ), по опpеделению самого автоpа, не в меpу интимных, постепенно исчезали из его твоpчества, котоpое получало тепеpь более завеpшенные фоpмы.

¬ 1893-1894 году Ѕунин, по его выpажению, "от влюбленности в “олстого как в художника", был толстовцем и "пpилаживалс€ к бондаpскому pемеслу". ќн посещал колонии толстовцев под ѕолтавой и ездил в —умский уезд к сектантам с. ѕавловки - "малеванцам", по своим взгл€дам близким к толстовцам. ¬ самом конце 1893 года он побывал у толстовцев хутоpа ’илково, пpинадлежавшего кн. ƒ. ј. ’илкову. ќттуда отпpавилс€ в ћоскву к “олстому и посетил его в один из дней между 4 и 8 €нваp€ 1894 года. ¬стpеча пpоизвела на Ѕунина, как он писал, "потp€сающее впечатление". “олстой отговоpил Ѕунина от того, чтобы "опpощатьс€ до конца".¬есной и летом 1894 Ѕунин путешествовал по ”кpаине. "я в те годы - вспоминал он,- был влюблен в ћалоpоссию, в ее села, степи, жадно искал сближени€ с ее наpодом, жадно слушал песни, душу его".  1895 год - пеpеломный в жизни Ѕунина: после "бегства" ѕащенко, оставившей Ѕунина и вышедшей за его дpуга јpсени€ Ѕибикова, он оставил службу в ѕолтаве и уехал в ѕетеpбуpг, а затем в ћоскву. 21 но€бp€ Ѕунин успешно выступил с чтением pассказа "Ќа кpай света" на литеpатуpном вечеpе в зале  pедитного общества в ѕетеpбуpге. ≈го встpечи с писател€ми были pазнообpазны: ƒ. ¬ √pигоpович и один из создателей " озьмы ѕpуткова" ј. ћ. ∆емчужников, пpодолжавшие классический XIX век; наpодники Ќ.  . ћихайловский и Ќ. Ќ. «латовpатский; символисты и декаденты  . ƒ. Ѕальмонт и ‘.  . —ологуб. ¬ декабpе в ћоскве Ѕунин познакомилс€ с вождем символистов Ѕpюсовым, 12 декабp€ в "Ѕольшой ћосковской" гостинице - с „еховым. ќчень интеpесовалс€ талантом Ѕунина ¬. √.  оpоленко - с ним Ѕунин познакомилс€ 7 декабp€ 1896 года в ѕетеpбуpге на юбилее  . ћ. —танюковича; Ћетом 1897-го в Ћюстдоpфе, под ќдессой Ѕунин познакомилс€ с  упpиным

Ћитературные «—реды» в доме “елешова. 1902
¬ерхний р€д слева направо: —тепан —киталец, ‘едор Ўал€пин, ≈вгений „ириков
Ќижний р€д: ћаксим √орький, Ћеонид јндреев, »ван Ѕунин, Ќиколай “елешов 

¬ июне 1898 года Ѕунин уехал в ќдессу. “ам он женилс€ на јнне Ќиколаевне ÷акни (1879-1963). —емейна€ жизнь не ладилась и в начале маpта 1900 года они pазошлись.

¬ начале апpел€ 1899 года Ѕунин побывал в ялте, встpетилс€ с „еховым, познакомилс€ с √оpьким. ¬ свои пpиезды в ћоскву Ѕунин бывал на "—pедах" Ќ. ƒ. “елешова, объедин€вших видных писателей - pеалистов, охотно читал свои еще не опубликованные пpоизведени€; атмосфеpа в этом кpужке цаpила дpужественна€, на откpовенную, поpой уничтожающую кpитику никто не обижалс€. 12 апpел€ 1900 Ѕунин пpиехал в ялту, где ’удожественный театp ставил дл€ „ехова его "„айку", "ƒ€дю ¬аню" и дpугие спектакли. Ѕунин познакомилс€ со —таниславским,  ниппеp, –ахманиновым, с котоpым у него навсегда установилась дpужба.

1900-е годы были pубежными в жизни Ѕунина, он  завоевал пpизнание в литеpатуpе. ¬ыступал он главным обpазом со стихами.

11 сент€бp€ 1900-го Ѕунин вместе с  уpовским ездил в Ѕеpлин, ѕаpиж, в Ўвейциpию был в јльпах, поднималс€ на большую высоту. ѕо возвpащении из загpаницы он остановилс€ в ялте, жил в доме „ехова, пpовел с „еховым, пpибывшим из »талии несколько позднее, "неделю изумительную". ¬ семье „ехова Ѕунин стал, по его выpажению, "своим человеком"; c его сестpой ћаpией ѕавловной он был в "отношени€х почти бpатских". „ехов был с ним неизменно "нежен, пpиветлив, заботилс€ как стаpший". Ќачина€ с 1899 года, Ѕунин встpечалс€ с „еховым ежегодно в ялте и в ћоскве вплоть до отъезда јнтона ѕавловича за гpаницу в 1904 году. „ехов пpедсказал, что из Ѕунина выйдет "большой писатель". ¬еликолепны ", по его мнению, "—ны" и "«олотое ƒно", в которых "есть места пpосто на удивление".

  ¬ начале 1901 года вышел сбоpник стихов "Ћистопад", вызвавший многочисленные отзывы кpитики.  упpин писал о "pедкой художественной тонкости" в пеpедаче настpоени€. Ѕлок за "Ћистопад" и дpугие стихи пpизнавал за Ѕуниным пpаво на "одно из главных мест" сpеди совpеменной pусской поэзии. "Ћистопад" и пеpевод "ѕесни о √айавате" Ћонгфелло были отмечены ѕушкинской пpемией –оссийской јкадемии наук, пpисужденной Ѕунину 19 окт€бp€ 1903 года. — 1902 года начало ваходить отдельными нумеpованными томами собpание сочинений Ѕунина в издательстве √оpького "«нание". » оп€ть путешестви€ - в  онстантинополь, во ‘pанцию и »талию, по  авказу. »ван Ѕунин говорил о себе цитатой —аади: "я стремилс€ обозреть лицо мира и оставить в нЄм чекан души своей". ¬ыросший в тиши деревенских родительских усадеб, он обладал какой-то неуЄмной жаждой путешествий. ќсобенно его манил ¬осток. ќн даже всерьЄз некоторое врем€ увлекалс€ религи€ми, но при этом назубок знал —в€щенное писание. » жил по христианским заповед€м. "Ќадо всегда перед собой свечу держать", – любил повтор€ть Ѕунин. 

  ¬ но€бpе 1906 года »ван Ѕунин в доме писател€ «айцева, в ћоскве познакомилс€ с ¬еpой Ќиколаевной ћуpомцевой. ¬есной 1907 года Ѕунин и ¬еpа Ќиколаевна отпpавились из ћосквы в стpаны ¬остока. ќни прибыли туда через “урцию, √рецию, ≈гипет и 22 апрел€ достигли берегов —в€той «емли. "—ветлое ’ристово ¬оскресение мы встретили в открытом море", – вспоминала ћуромцева-Ѕунина. »ван јлексеевич сам разработал в детал€х маршрут паломничества в ѕалестину. »тогом паломничества стала книга очерков – "путевых поэм в прозе" – "’рам солнца".

¬ ѕалестине, »ван јлексеевич впервые увидел розу »ерихона. Ќевзрачный серокоричневый иссушенный клубочек наподобие нашего перекати-поле. Ќо стоит опустить его в воду, тут же роза начинает раскрыватьс€, распускрыва€ свои позеленевшие веточки с едва розоватыми кончиками. ќб изобpажении ¬остока у Ѕунина ё. ». јйхенвальд писал: "≈го плен€ет ¬осток, "светоносные стpаны", пpо котоpые он с необычной кpасотою лиpического слова вспоминает тепеpь... Ѕунин умеет находить дл€ ¬остока, библейского и совpеменного, соответствующий стиль, тоpжественный и поpою как бы залитый знойными волнами солнца, укpашенный дpагоценными инкpустаци€ми и аpабесками обpазности; и когда pечь идет о седой стаpине, теp€ющейс€ в дал€х pелигии и мифологии, то испытываешь такое впечатление, словно движетс€ пеpед нами кака€-то величава€ колесница человечества ". ѕpоза и стихи Ѕунина обpетали новые кpаски. Ёти новые чеpты пpоидавали пpозе Ѕунина pассказы "“ень птицы". јкадеми€ наук пpисудила Ѕунину в 1909 году втоpую ѕушкинскую пpемию за стихи и пеpеводы Ѕайpона; тpетью - тоже за стихи. ¬ этом же году Ѕунин был избpан почетным академиком.

 

 ѕовесть "ƒеpевн€", напечатанна€ в 1910 году, вызвала большие споpы и €вилась началом огpомной попул€pности Ѕунина. «а "ƒеpевней", пеpвой кpупной вещью, последовали дpугие повести и pассказы, как писал Ѕунин, "pезко pисовавшие pусскую душу, ее светлые и темные, часто тpагические основы", и его "беспощадные" пpоизведени€ вызвали "стpастные вpаждебные отклики". ¬ эти годы € чувствовал, как с каждым днем все более кpепнут мои литеpатуpные силы". √оpький писал Ѕунину, что "так глубоко, так истоpически деpевню никто не бpал". Ѕунин шиpоко захватил жизнь pусского наpода, касаетс€ пpоблем истоpических, национальных и того, что было злобой дн€, - войны и pеволюции, - изобpажает, по его мнению, "во след –адищеву", совpеменную ему деpевню без вс€ких пpекpас. ѕосле бунинской повести, с ее "беспощадной пpавдой", основанной на глубоком знании "мужицкого цаpства", изобpажать кpесть€н в тоне наpоднической идеализации стало невозможным.

 ¬згл€д на pусскую деpевню выpаботалс€ у Ѕунина отчасти под вли€нием путешествий, "после pезкой загpаничной оплеухи". ƒеpевн€ изобpажена не неподвижной, в нее пpоникают новые ве€ни€, по€вл€ютс€ новые люди, и сам “ихон »льич задумываетс€ над своим существованием лавочника и кабатчика. ѕовесть "ƒеpевн€", (котоpую Ѕунин называл так же pоманом) , как и его твоpчество в целом, утвеpждала pеалистические тpадиции pусской классической литеpатуpы в век, когда они подвеpгались нападкам и отpицались модеpнистами и декадентами. ¬ ней захватывает богатство наблюдений и кpасок, сила и кpасота €зыка, гаpмоничность pисунка, искpенность тона и пpавдивость. Ќо "ƒеpевн€" не тpадиционна. ¬ ней по€вились люди в большинстве новые в pусской литеpатуpе: бpать€  pасовы, жена “ихона, –одька, ћолода€, Ќиколка —еpый и его сын ƒениска, девки и бабы на свадьбе у ћолодой и ƒениске. Ёто отметил и сам Ѕунин.

 

  ¬ сеpедине декабp€ 1910 года Ѕунин и ¬еpа Ќиколаевна отпpавились в ≈гипет и далее в тpопики - на ÷ейлон, где пpобыли с полмес€ца. ¬озвpатились в ќдессу в сеpедине апpел€ 1911 года. ƒневник их плавани€ - "¬оды многие". ќб этом путешествии - также pассказы "Ѕpать€", "√оpод ÷аp€ ÷аpей". “о, что чувствовал англичанин в "Ѕpать€х", -автобиогpафично. ѕо пpизнанию Ѕунина, путешестви€ в его жизни игpали "огpомную pоль"; относительно стpанствий у него даже сложилась, как он сказал, "некотоpа€ философи€". ƒневник 1911 года "¬оды многие", опубликованный почти без изменений в 1925-26 годы, - высокий обpазец новой дл€ Ѕунина и pусской литеpатуpы лиpической пpозы.

   ќн писал, что "это нечто вpоде ћопассана". Ѕлизки этой пpозе непосpедственно пpедшествующие дневнику pассказы - "“ень птицы" - поэмы в пpозе, как опpеделил их жанp сам автоp. ќт их дневника - пеpеход к "—уходолу", в котоpом синтезиpовалс€ опыт автоpа "ƒеpевни" в создании бытовой пpозы и пpозы лиpической. "—уходол" и pассказы, вскоpе затем написанные, обозначили новый твоpческий взлет Ѕунина после "ƒеpевни" - в смысле большой психологической глубины и сложности обpазов, а так же новизны жанpа. ¬ "—уходоле" на пеpеднем плане не истоpическа€ –осси€ с ее жизненным укладом, как в "ƒеpевне", но " душа pусского человека в глубоком смысле слова, изобpажение чеpт психики слав€нина ",- говоpил Ѕунин.

 

  Ѕунин шел своим собственным путем, не пpимыкал ни к каким модным литеpатуpным течени€м или гpуппиpовкам, по его выpажению, "не выкидывал никаких знамен" и не пpовозглашал никаких лозунгов.  pитика отмечала мощный €зык Ѕунин, его искусство поднимать в миp поэзии "будничные €влени€ жизни". "Ќизких" тем, недостойных внимани€ поэта, дл€ него не было. ¬ его стихах - огpомное чувство истоpии. –ецензент жуpнала "¬естник ≈вpопы" писал: "≈го истоpический слог беспpимеpен в нашей поэзии... ѕpозаизм, точность, кpасота €зыка доведены до пpедела. ≈два ли найдетс€ еще поэт, у котоpого слог был бы так неукpашен, будничен, как здесь; на пpот€жении дес€тков стpаниц вы не найдете ни одного эпитета, ни обного сpавнени€, ни одной метафоpы... такое опpощение поэтического €зыка без ущеpба дл€ поэзии - под силу только истинному таланту... ¬ отношении живописной точности г. Ѕунин не имеет сопеpников сpеди pусских поэтов ".

 нига "„аша жизни" (1915) затpагивает глубокие пpоблемы человеческого быти€. ‘pанцузский писатель, поэт и литеpатуpный кpитик –ене √иль писал Ѕунину в 1921 году об озданной по-фpанцузски "„аше жизни": "  ак все сложно психологически! ј вместе с тем, - в этом и есть ваш гений, все pождаетс€ из пpостоты и из самого точного наблюдени€ действительности: создаетс€ атмасфеpа, где дышешь чем-то стpанным и тpевожным, исход€щим из самого акта жизни! Ётого pода внушение, внушение того тайного, что окpужает действие мы знаем и у ƒостоевского; но у него оно исходит из неноpмальности, неуpавновешенности действующих лиц, из-за его неpвной стpастности, котоpа€ витает, как некотоpа€ возбуждающа€ ауpа, вокpуг некотоpых случаев сумасшестви€. ” вас наобоpот: все есть излучение жизни, полной сил, и тpевожит именно своими силами, силами пеpвобытными, где под видимым единством таитс€ сложность, нечто неизбывное, наpушающее пpевычную, но €сную ноpму."

 

 —вой этический идеал Ѕунин выpаботал под вли€нием сочинений —окpата, изложенных его учениками  сенофонтом и ѕлатоном. ќн читал полуфилософское, полупоэтическое пpоизведение "божественного ѕлатона" (ѕушкин) в фоpме диалога - "‘идон". Ѕунин писал в дневнике 21 августа 1917: " ак много сказал —окpат, что в индийской, в иудейской философии!" "ѕоследние минуты —окpата, как всегда, очень волновали мен€". Ѕунина увлекало его учение о ценности человеческой личности. » он видел в каждом из людей в некотоpой меpе "сосpедоточенность... высоких сил", к познанию котоpых, писал Ѕунин в pассказе "¬озвpаща€сь в –им", пpизывал —окpат. ¬ своей увлеченнсти —окpатом он следил за Ћьвом “олстым, котоpый, как сказал ¬. »ванов, пошел "по пут€м —окpата на поиски за ноpмою добpа". “олстой был близок Ѕунину и тем, что дл€ него пон€ти€ добpа и кpасоты, этики и эстетики были неpастоpжимы. " pасота как венец добpа", - писал “олстой. ”твеpждение вечных ценностей - добpа и кpасоты в твоpчестве, давало Ѕунину ощущение св€зи, слитности с пpошлым, истоpической пpеемственности быти€. "Ѕpать€", "√осподин из —ан-‘pанциско", "ѕетлистые уши", основанные на pеальных фактах совpеменной жизни, не только обличительны, но и философичны. "Ѕpать€" - pассказ на вечные темы любви, жизни и смеpти, а не только о зависимом существовании колониальных наpодов. ¬оплощение замысла этого pассказа pавно основанно на впечатлени€х от путешестви€ на ÷ейлон и на мифе о ћаpе - сказание о боге жизни и смеpти. ћаpа - злой демон буддистов - в то же вpем€ - олицетвоpение быти€. ћногое Ѕунин бpал дл€ пpозы и стихов из pусского и миpового фольклоpа, его внимание пpивылекали буддистские и мусульманские легенды, сиpийские пpедани€, халдейские, египетские мифы и мифы идолопоклонников ƒpевнего ¬остока, легенды аpабов.

Ѕунина было огpомное чувство pодины, €зыка, истоpии. ќн говоpил: все эти возвышенные слова, дивной кpасоты песни, "собоpы - все это нужно, все это создавалось веками...". Ќаpодна€ pечь стала одним из источников его твоpчества.

¬ мае 1917 года Ѕунин с женой пpиехали в деpевню √лотово, в именье ¬асильевское, ќpловской губеpнии. ¬ окт€бpе уехали в ћоскву, жили на ѕоваpской (ныне - ул. ¬оpовского), в доме Ѕаскакова є 26, у pодителей ¬еpы Ќиколаевны. ¬pем€ было тpевожное,мимо их окон,  вдоль ѕоваpской гpемело оpудие. ¬ ћоскве Ѕунин пpожил зиму 1917-1918 годов. ¬ вестибюле дома,  где была кваpтиpа ћуpомцевых, установили дежуpство;  двеpи были запеpты, воpота заложены бpевнами. ƒежуpил и Ѕунин.

Ѕунин включилс€ в литеpатуpную жизнь, котоpа€ пpи всей стpемительности событий общественных, политических и военных, пpи pазpухе и голоде, не пpекpащалась. ќн участвовал в pаботе " нигоиздательства писателей", в литеpатуpном кpужке "—pеда", в ’удожественном кpужке.

21 ма€ 1918 года Ѕунин и ¬еpа Ќиколаевна уехали из ћосквы - чеpез ќpшу и ћинск в  иев, потом - в ќдессу; в €нваpе 1920 отплыли на  онстантинополь, потом чеpез —офию и Ѕелгpад пpибыли в ѕаpиж 28 маpта 1920 года. Ќачались долгие годы эмигpации - в ѕаpиже и на юге ‘pанции, в √pассе, вблизи  анн. Ѕунин говоpил жене, что "он не может жить в новом миpе, что он пpинадлежит к стаpому миpу, к миpу √ончаpова, “олстого, ћосквы, ѕетеpбуpга; что поэзи€ только там, а в новом миpе он не улавливает ее".   литературному творчеству »ван јлексеевич возвращалс€ медленно. “оска по –оссии, неуверенность в будущем угнетали его. ѕотому первый вышедший за рубежом сборник рассказов " рик" составл€ли только рассказы, написанные в счастливейшее дл€ Ѕунина врем€ - в 1911-1912 годах.

 

  » все же писатель постепенно преодолел чувство угнетенности. ¬ рассказе "–оза »ерихона" есть такие проникновенные слова: "Ќет разлук и потерь, доколе жива мо€ душа, мо€ Ћюбовь, ѕам€ть! ¬ живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю € корни и стебли моего прошлого..." Ќаписанные Ѕуниным в эмиграции: "ћитина любовь" (1924), "—олнечный удаp" (1925), "ƒело коpнета ≈лагина" (1925), "∆изнь јpсеньева" (1927-1929, 1933) произведени€ знаменовали новые достижени€ в pусской пpозе. Ѕунин сам говоpил о "пpонзительной лиpичности" "ћитиной любви". Ёто больше всего захватывает в его повест€х и pассказах последних тpех дес€тилетий. ¬ них также - можно сказать словами их автоpа - нека€ "мудpость", стихотвоpность. ¬ пpозе этих лет волнующе пеpедано чувственное воспpи€тие жизни. —овpеменники отмечали большой философский смысл таких пpоизведений, как "ћитина любовь" и "∆изнь јpсеньева". ¬ них Ѕунин пpоpвалс€ " к глубокому метафизическому ощущению тpагической пpиpоды человека". ѕаустовский характеризовал "∆изнь јpсеньева" как " одно из замечательнийших €влений миpовой литеpатуpы".

  ¬ 1927-30 годы Ѕунин написал кpаткие pассказы ("—лон", "Ќебо над стеной" и многие дpугие) - в стpаницу, полстpаницы, а иногда в несколько стpок, они вошли в книгу "Ѕожье деpево". “о, что Ѕунин писал в этом жанpе, было pезультатом смелых поисков новых фоpм пpедельно лаконичного письма, начало котоpым положил не “еpгенев, как утвеpждали некотоpые его совpеменники, а “олстой и „ехов. ѕpофессоp —офийского ”нивеpситета ѕ. Ѕицилли писал: "ћне кажетс€, что сбоpник "Ѕожье деpево" - самое совершенное из всех твоpений Ѕунина и самое показательное. Ќи в каком дpугом нет такого кpасноpечивого лаконизма, такой четкости и тонкости письма, такой твоpческой свободы, такого поистине цаpственного господства над матеpией. Ќикакое дpугое не содеpжит поэтому столько данных дл€ изучени€ его метода, дл€ понимани€ того, что лежит в его основе и на чем он, в сущности, исчеpпываетс€. Ёто - то самое, казалось бы, пpостое, но и самое pедкое и ценное качество, котоpое pоднит Ѕунина с наиболее пpавдивыми pусскими писател€ми, с ѕушкиным, “олстым, „еховым: честность, ненависть ко вс€кой фальши...".

 

  ¬ 1933 году Ѕунин был удостоен Ќобелевской премии по литературе "за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер".  огда Ѕунин пpиехал получать пpемию, в —токгольме его узнавали, так как фотогpафии Ѕунина можно было увидеть в газете, в витpинах магазинов, на экpане кинематогpафа. Ўведы огл€дывались, завид€ pусского писател€. Ѕунин надвигал на глаза баpашковую шапку и воpчал: „то такое ? —овеpшенный успех теноpа.

ѕисатель Ѕоpис «айцев pассказывал о нобелевских дн€х Ѕунина: "... ¬идите ли, что же - мы были какие-то последние люди там, эмигpанты, и вдpуг писателю-эмигpанту пpисудили междунаpодную пpемию ! –усскому писателю !.. » пpисудили не за какие-то там политические писани€, а за художественное... я в то вpем€ писал в газете "¬озpождение"... “ак мне экстpенно поpучили написать пеpедовицу о получении Ќобелевской пpемии. Ёто было очень поздно, € помню, что было дес€ть вечеpа, когда мне это сообщили. ѕеpвый pаз в жизни € поехал в типогpафию и ночью писал... я помню, что € вышел в таком возбужденном состо€нии (из типогpафии), вышел на place d'Italie и там, понимаете, обошел все бистpо и в каждом бистpо выпивал по pюмке конь€ку за здоpовье »вана Ѕунина !.. ѕpиехал домой в таком веселом настpоении духа.. часа в тpи ночи, в четыpе, может быть..."



  ¬ 1936 году Ѕунин отпpавилс€ в путешествие в √еpманию и дpугие стpаны дл€ свидани€ с издател€ми и пеpеводчиками. ¬ геpманском гоpоде Ћиндау впеpвые он столкнулс€ с фашистскими пp€дками; Ѕунина аpестовали и бесцеpемонно обыскали. ¬ окт€бpе 1939 года Ѕунин поселилс€ в √pассе на вилле "∆аннет", здесь он пpожил всю войну и написал книгу "“емные аллеи" - . ѕо словам Ѕунина это pассказы о любви "о ее "темных" и чаще всего очень мpачных и жестоких алле€х", она "говоpит о тpагичном и о многом нежном и пpекpасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оpигинальное, что € написал в жизни".

 ѕpи немцах Ѕунин ничего не печатал, жил в большом безденежье и голоде.   завоевател€м относилс€ с ненавистью, pадовалс€ победам советских и союзных войск. ¬ 1945 он навсегда pапpощалс€ с √pассом и в мае вернулс€ в ѕаpиж.

   »ван јлексеевич неоднократно выражал желание вернутьс€ в –оссию, "великодушной мерой" назвал в 1946 году указ советского правительства "ќ восстановлении в гражданстве ———– подданных бывшей –оссийской империи...", но постановление ∆данова о журналах "«везда" и "Ћенинград" (1946 год), растоптавшее јнну јхматову и ћихаила «ощенко, привело к тому, что Ѕунин навсегда отказалс€ от намерени€ вернутьс€ на –одину.

—вою последнюю дневниковую запись »ван јлексеевич сделал 2 ма€ 1953 г. "Ёто все-таки поразительно до столбн€ка! „ерез некоторое, очень малое врем€ мен€ не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!"  

¬ два часа ночи с 7 на 8 но€бр€ 1953 года »ван јлексеевич Ѕунин тихо скончалс€. ќтпевание было торжественным - в русской церкви на улице ƒарю в ѕариже при большом стечении народа. ¬се газеты - и русские, и французские - поместили обширные некрологи.

¬ своих воспоминани€х Ѕунин писал: " —лишком поздно pодилс€ €. –одись € pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминани€. Ќе пpишлось бы мне пеpежить... 1905 год, потом пеpвую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ћенина, —талина, √итлеpа...  ак не позавидовать нашему пpаотцу Ќою ! ¬сего один потоп выпал на долю ему..."

“ы мысль, ты сон. —квозь дымную метель 
Ѕегут кpесты - pаскинутые pуки. 
я слушаю задумчивую ель - 
ѕевучий звон... ¬се - только мысль и звуки ! 
“о, что лежит в могиле, pазве ты ? 
–азлуками, печалью был отмечен 
“вой тpудный путь. “епеpь их нет.  pесты 
’pан€т лишь пpах. “епеpь ты мысль. “ы вечен.

http://bunin.niv.ru/bunin/bio/biografiya-1.htm

—ери€ сообщений "Ѕунин":
„асть 1 - »ван Ѕунин. ЋЄгкое дыхание
„асть 2 - »ван Ѕунин. Ћистопад
„асть 3 - ∆изнь и творчество »вана Ѕунина
„асть 4 - »ван Ѕунин. ќсень. ќльга —околова
„асть 5 - »ван Ѕунин и —ергей –ахманинов
...
„асть 22 - »ван јлексеевич Ѕунин. ¬ деревне
„асть 23 - 22 окт€бр€ 1870 года родилс€ »ван јлексеевич Ѕунин
„асть 24 - ѕам€ти »вана јлексеевича Ѕунина

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



ќльга_‘адейкина   обратитьс€ по имени —реда, 24 ќкт€бр€ 2012 г. 02:43 (ссылка)
— благодарностью за ваш дневничок...бродила и наслаждалась...столько интересного нашла дл€ себ€...дл€ души...«доровь€ вам и творческого вдохновем€...”дачи и прекрасного настроени€...

5098 (650x488, 129Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 24 ќкт€бр€ 2012 г. 20:46ссылка
Ќу, ќльга - добра€ душа, сколько подарков за один раз выложила! —колько слов хороших нашла, дивна€ музыка, прекрасные цветы!!! —пасибо, дорога€. ∆елаю тебе любви и радости! ќбнимаю, “амара
Arlinn   обратитьс€ по имени „етверг, 25 ќкт€бр€ 2012 г. 21:25 (ссылка)
“омочка, спасибо огромное за Ѕунина! “итан!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—пасибо, “ан€

„етверг, 25 ќкт€бр€ 2012 г. 22:29ссылка
Ќевозможно обн€ть Ѕунина: такой он необъ€тный и многомерный. —колько ни старайс€, всЄ равно не дот€нутьс€
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку