-Рубрики

 -Цитатник

Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1950). - (0)

Работы до эмиграции.Анализ стиля. -ч.4. Крестный ход 1898 Несколько работ художника...

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50313

Великий музыкант мира, Ференц Лист (1811-1886)

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 12:42 + в цитатник

   Блестящий композитор и пианист XIX века, один из величайших музыкантов мира, Ференц Лист прожил удивительную жизнь, в которой тесно переплелись нищета и богатство, любовь и презрение, божественный талант и фантастическая работоспособность.

Сын бедного венгерского чиновника, он на равных говорил с монархами и папой римским, его гений покорял города и страны, и женские сердца.

Музыкальная одаренность Листа проявилась рано. Уже в пять лет он мог подобрать на рояле любую мелодию, в семь – свободно импровизировал и поражал воображение слушателей сложнейшей техникой.

С девяти лет Ференц Лист начал концертную деятельность. У него были необыкновенные педагоги – пианистическому искусству Лист учился у знаменитого Черни (ни один ученик музыкальной школы по классу фортепиано не вырос без его многочисленных этюдов), а уроки композиции юному Ференцу давал сам маэстро Сальери.            

   (489x699, 86Kb)

  Где бы ни выступал Ференц Лист – в Австро-Венгрии, откуда он был родом, в Италии, Англии, Франции – всюду его ждал триумф. Однако далеко не всегда слава была пропорциональна концертным сборам, и зачастую ему едва удавалось сводить концы с концами. И вот в 1827 году во Франции удача, кажется, улыбается Листу. Ему предлагается стабильный доход – министр, сиятельный граф Сен-Крик ищет учителя музыки для своей дочери Каролины. Семнадцатилетний Ференц радостно соглашается, даже не предполагая пока, какую роль в его жизни сыграют эти уроки. Перед Каролиной предстал новый учитель – высокий юноша, со светлыми, спадающими на плечи волосами, тонким профилем и изящными музыкальными руками. Юный педагог и его ученица, которая лишь ненамного была младше его, полюбили друг друга и даже обменялись кольцами, что в те времена означало помолвку. На тонких ободках колец была выгравирована латинская надпись exspectans exspectavi – «не устану ждать». Однако у Сен-Крика были свои представления о том, за кого должна выйти замуж его дочь. В зятья он наметил богатого землевладельца графа д`Артиго и, невзирая на протесты дочери, отправил ее в фамильный замок Сен-Криков на берегу Луары. Учителю музыки Сен-Крик заявил, что не потерпит мезальянса в своем семействе. Лист так описывал  свои переживаниея расставания с любимой: «В этот период я в течение двух лет был болен... Мое сердце истекало кровью, моя мысль смирилась... Отречение от всего земного стало единственным стимулом моей жизни...» Отречение от всего земного – это мысль об уходе в монастырь. В конце жизни Лист вновь вернется к этой мысли.

 

Молодость и страстная любовь к музыке взяли свое. Ференца окружают новые люди и новые увлечения. Он был знаком с такими знаменитостями как Дюма, Ламартин, Теофиль Готье,  Оноре де Бальзак, Гектор Берлиоз, Жорж Санд, Эжен Делакруа, Эжен Сю. Нередко творческая элита собиралась в салоне Мари д`Агу (в девичестве Флавиньи) – признанной «властительницы Парижа». Умная и тонкая красавица умела собирать вокруг себя самое изысканное и интересное общество. На одном из вечеров у Мари д`Агу Лист познакомился с прославленным композитором и виртуозным пианистом Фридериком Шопеном. В богатом и роскошном Париже встретились два странника, тосковавших по родной земле – один по Венгрии, другой – по Польше.

 (345x698, 32Kb)  Однажды Шопен представил на вечере только что сочиненный экспромт, это был «Ноктюрн фа диез мажор». Рояль пел под его пальцами нежно и страстно, прихотливая мелодия взмывала вверх и падала стремительным водопадом сложнейших трелей. Когда Шопен кончил играть, публика на мгновенье замерла, затем зал наполнился рукоплесканьями. Неожиданно погас свет и Шопен шепчет Листу: Сейчас ты сядешь на мое место, и сыграешь то же самое. Лист обладал поистине уникальной музыкальной памятью. «Ноктюрн фа диез мажор» звучит снова. Безошибочная цепкая память не пропускает ни единого акцента, ни одной изящной паузы. Рояль поет так же, как под пальцами Шопена, ритм раскачивается так же свободно, мелодия звучит так же страстно. Вспыхивает лампа, и слушатели с изумлением видят за роялем не Шопена, а Листа. И поднимается новая волна аплодисментов, переходящих в овацию.

Шопен и Лист дают и совместные концерты. Современники надолго запомнили удивительный концерт-соревнование на трех фортепиано, который давали три великих пианиста – Лист, Шопен и Хиллер. Известно также, что Шопен посвятил одну серию своих этюдов Листу, а другую – Мари д`Агу.  Ференц и Мари все больше времени проводят вместе. Ежедневно они пишут друг другу письма.

Блестяще образованная Мари слегка подтрунивала над Ференцем, который не слишком изящно изъяснялся по-французски, не знал основ латинского синтаксиса. Ференц чувствовал себя деревенским мальчишкой, оказавшимся вдруг на паркете барского дома. Он начинает изучать английскую грамматику, чтобы читать Шекспира в подлиннике, итальянскую – чтобы насладиться Данте и Петраркой. При этом он преподает, упражняется в пианистическом искусстве, дает концерты, пишет музыку. Как бы деликатно Мари ни поправляла ошибки Листа, ее замечания уязвляли его. Он принимает решение – не появляться больше в семействе д`Агу. Старик граф и Морис, брат Мари, приглашают его, но Лист тверд: его больше не заставят краснеть от неловкости. Однако, когда на следующий день приходит записка от Мари, Лист, забыв о своих зароках, прибывает на ужин к д`Агу.  Ференцу двадцать четыре, Мари на шесть лет старше и они теряют голову от любви. Мари не хочет скрывать их отношения и со скандалом порывает со своим семейством – с мужем, братом, матерью.

Sonya_Pictures (370x475, 31Kb)  В 1835 году Ференц и Мари уезжают в Женеву. Общество отвернулось от Мари д`Агу, а род Флавиньи отрекся от «блудной дочери». Это означало не только моральный бойкот, но и полное лишение Мари материальных прав. Она так и не смогла получить развода от своего мужа, поскольку это противоречило канонам католицизма, а Мари и вся ее семья были католиками. Отныне ее язвительно называют «графиня де Лист». С 1835 по 1839 год Мари рожает Листу троих детей – Бландину, Козиму и Даниэля. Не всё в их отношениях гладко и безоблачно. Мари ревновала Листа к другим женщинам (среди них были и знаменитая писательница Жорж Санд, и прекрасная ученица Мария Потоцкая), но главная ее соперница – музыка. Мари ради Листа оставила семью, блистательный Париж, друзей, а получила взамен вечное ожидание, детские крики. В 1836 году она пишет матери: «Я хочу вернуться в Париж и быть с Вами. Никто не может заменить мать, а Вы значите для меня больше, чем просто мать...». В 1841 году Мари вместе с детьми возвращается в Париж. На прощанье она сказала Ференцу: У нас было бы все хорошо, имей мы хоть несколько спокойных месяцев. Но ты бродишь по свету, как вечный странник, а я сижу в своей темнице, и, когда мы наконец встречается, у нас остаются друг для друга только упреки. Андрэ Моруа напишет об их любви: «Лист и госпожа д'Агу созданы друг для друга, но им приходится расстаться. Если любовники упорствуют, они превращаются в «каторжников любви». Нет ничего менее свободного, чем свободная любовь».

 

  Для Листа начинается период бурной концертной деятельности. Восемь лет, с 1839 по 1847 годы, он с триумфом концертирует во Франции, России, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии и других европейских странах, постоянно жертвуя доходы с концертов на общественные цели. В России Лист побывал трижды – в 1842, 1843 и 1847 годах. Правда, Петербург оказал музыканту не самый теплый прием. А виной тому был, говорят, такой случай. Лист давал концерт в Зимнем дворце перед императором Николаем I. Во время музыки император стал переговариваться со своим адъютантом. Лист прекратил игру.

Почему Вы перестали играть? – удивленно спросил Николай.

Когда говорит царь, все остальные должны молчать, – ответил маэстро.

Ваш экипаж подан, господин Лист, – холодно сказал император. Лист поклонился и вышел из зала. А вскоре в гостиничный номер, где он жил, явился полицейский и объявил, что по высочайшему приказу Лист должен покинуть Санкт-Петербург в течение шести часов. По другой версии, некий придворный попросил Листа дать благотворительный концерт в честь ветеранов Бородина. Лист ответил: «Я воспитывался во Франции, там я стал знаменитым. Для меня неприлично прославлять тех, кто победил Францию». Сплетники поспешили к царю: такую новость невозможно было удержать в тайне. Его величество, выслушав, нахмурил брови: «Очень не люблю этого выскочку. В особенности его длинные волосы и политические взгляды».

  Города и страны продолжают мелькать перед Листом – Петербург, Париж, Женева, Франкфурт, Берлин, Силезия, Краков, Варшава, Кенигсберг, Рига ... «Я трачу себя, не обретая ни радости в настоящем, ни надежды в будущем... Но здоровье мое прочнее железа. Дух, характер закалились. Что, если счастье, идеал, живущий в наших сердцах, еще можно обрести?» – пишет Лист.

 

 В феврале 1847 Лист давал концерты в Киеве. Билеты стоили по рублю, что было в те времена не малые деньги, а некая дама платит за билет на один из его благотворительных концертов сто рублей. Вскоре стало известно, что даму зовут Каролиной Петровной, она умна, очень хороша собой, ей двадцать восемь лет, она замужем за князем Николаем Сайн- Витгенштейном, сыном российского фельдмаршала, и у нее есть маленькая дочь Мария (Манечка). Правда, добавляет молва, с мужем она не живет. Князь в первый год их совместной жизни осчастливил ее ребенком, а теперь лишь изредка появляется перед женой, чтобы взять у нее денег на прожигание жизни в Петербурге.

 (296x325, 37Kb)Лист поблагодарил в письме таинственную Каролину за столь щедрое пожертвование, а она в ответ пригласила маэстро в свое роскошное имение Вороницы неподалеку от Киева. На следующее утро карета княгини Витгенштейн отвезла Листа в Вороницы. Каролина сообщила Листу, что не пропустила ни одного его концерта  в России, что давно увлечена его музыкой, и даже пыталась написать ему. Будто искра прообежала между ними. Она быстро, взахлеб, словно боясь не успеть, стала рассказывать Листу о своем детстве и юности, о том, как несовершеннолетней девочкой ее выдали замуж за нелюбимого, читала ему свой дневник, без утайки доверяя самые горькие страницы. Каролина, не оглядываясь назад, всею силой страстной души решает порвать с прошлым, даже если в будущем ей будут грозить нищета и бесславие. Ференц Лист - единственный человек, с которым она может представить себе новую жизнь. Лист дал слово Королине вернуться, как только закончит концертное турне. Из письма Ференца Листа Каролине: «Поверьте мне, Каролина, что я так же схожу с ума, как Ромео, если, конечно, это можно назвать сумасшествием... Петь для вас, любить вас и доставлять вам удовольствие; я хочу сделать Вашу жизнь красивой и новой. Я верю в любовь – к Вам, с Вами, благодаря Вам. Без любви мне не нужны ни небо, ни земля. Давайте же любить друг друга, моя единственная и славная Любовь. Богом клянусь, что люди никогда не смогут разлучить тех, кого навеки соединил Господь...»

Лист не хочет снова оказаться в двусмысленном положении: ему нужна не любовная интрига, а законный союз. Он уже устал быть странствующим музыкантом и мечтает об уютном доме и любящей жене.

В Елизаветграде Лист дает свой последний концерт и объявляет публике, что расстается с бездомной долей вечно кочующего бродяги-артиста.

- Раковина для творчества уже приготовлена, – сказал он, – осталось лишь натянуть внутри нее звучные струны...

Однако разводы были недопустимы для русских аристократов. Ни князь Витгенштейн, ни император Николай I не дают Каролине разрешения на развод. Когда семья узнала о её намерении связать судьбу с музыкантом, решила упрятать Каролину в монастырь или сумасшедший дом. Тогда решительная женщина продала все ценное, что у нее было, взяла маленькую Манечку и в одну из вьюжных зимних ночей решилась на побег из России. На границе офицер пограничной стражи, давний почитатель красоты и щедрости Каролины, сказал ей: «В связи с беспорядками в Европе получен приказ закрыть русскую границу. Но я задержу приказ до того момента, когда Ваше сиятельство не очутится за ее пределами». Каролину на родине лишеили титула и всех имущественных прав.

  Каролина и Ференц Лист поселяются в Веймаре. Веймар в ту пору был немецкой провинцией, где правила гроссгерцогиня Мария Павловна (дочь императора Павла I и сестра Николая I). Она уже давно хотела, чтобы Лист поселился в Веймаре, в загородном замке Альтенбург, который она подарила композитору. Мария Павловна весьма благосклонно относилась к Листу и Каролине, любовь которых стала легендой во всей Европе. Лист «веймарский» период называл самым счастливым в своей жизни. Именно в Веймаре он написал 12 из 13 симфонических поэм, 15 из 19 венгерских рапсодий, музыкальный цикл «Годы странствий», программные симфонии «Фауст», «Данте» и «Грандская месса».

 

  Благодаря Ференсу Листу маленький Веймар стал центром музыкальной культуры Европы. В провинциальном театре Веймара Лист ставил оперы Вагнера, Берлиоза, Шумана, Верди, Глюка, Рубинштейна, Моцарта, Вебера. За 11 лет он поставил 43 оперы! К тому же Лист преподавал  и  бесплатно.

Однако положение Ференца и Каролины было по-прежнему двусмысленным. После того как удается доказать, что родители выдали Каролину   замуж против её воли, еще несовершеннолетней, новый император России Александр II дает согласие на развод. И папа римский разрешает брак. Венчание Ференца Листа и Каролины назначается на 22 октября 1861 года в Риме. Алтарь церкви Сан-Карло на улице Корес уже украшен живыми цветами, но секретарь папы и сообщает, что венчание отменяется.

И опять – тягостная двусмысленность и неопределенность. Все чаще ЛистуFranz Liszt приходит в голову мысль остаться в Ватикане, писать исключительно духовную музыку и посвятить остаток жизни служению Церкви. И когда приходит весть о кончине князя Витгенштейна и Каролина становится свободной, Лист  в зените своей славы постригается в монахи и становится аббатом. А Каролина создаёт 24 тома истории мировой религии. Так церковь вместо того чтобы соединить любящих, навеки их разлучила.

В завещании Лист писал: «Всем, что я сделал за двенадцать последних лет, я обязан женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако, мешали зло и мерзкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой женщины – княгиня Каролина Витгенштейн.

Она – источник всех моих радостей и исцелительница моих страданий». И в том же завещании Лист просил наследников после  смерти «переслать его кольцо с талисманом мадам Каролине д`Артиго, урожденной графине Сен-Крик». То самое кольцо с надписью exspectans exspectavi...
www.muz-urok.ru/list.htm

 (700x433, 126Kb)

 

Рубрики:  композиторы и дирижёры
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку