-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

 н€гин€ ћари€ “енишева - "гордость всей –оссии"

„етверг, 16 јвгуста 2012 г. 11:30 + в цитатник

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї

 огда “енишева была молода и никому не известна, она как-то рассказала свою историю »вану —ергеевичу “ургеневу. “от, задумавшись, сказал: «Ёх, жаль, что € болен и раньше вас не знал.  акую бы интересную повесть € написал…»    

 ћари€  лавдиевна “енишева (урождЄнна€ ѕ€тковска€, по отчиму — ћари€ ћорицовна фон ƒезен) родилась 20 ма€ 1858, в ѕетербурге. ƒевочка была незаконнорождЄнной и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотр€ на обилие гувернанток, н€нек и учителей. ќт неЄ требовали полного послушани€ и сдержанности. ћать была холодна с ней, очевидно, св€зыва€ с ћашей моменты жизни, о которых хотелось забыть.

«я была одинока, заброшена.  огда в доме всЄ затихало, € неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. “ам мои друзь€-картины… Ётих хороших, умных людей называют художниками. ќни, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?…».

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї

 огда ћарии исполнилось 16 лет и она окончила учитьс€ в частной гимназии, молодой юрист –. Ќиколаев сделал ей предложение.  онечно, мысль о том, что замужество даст свободу, подтолкнула еЄ дать согласие. –анний брак, рождение дочери. » муж оказалс€ за€длым игроком. «¬сЄ было так серо, обыденно, бессодержательно» – писала она .

ѕуст€шный случай подарил надежду: ей сказали, что еЄ сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Ќадо ехать учитьс€ в »талию или во ‘ранцию.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї

Ћегко сказать!  аким же это образом? √де деньги? √де паспорт? ¬едь в то врем€ жена вписывалась в паспорт мужа. ћать отказалась помочь деньгами. Ќо ћари€ собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты.  уда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Ќо и это оказалось преодолимым. ќдинока€ женщина с дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не ѕариж – новую жизнь.

«“рудно описать, что € пережила, почувствовав себ€, наконец, свободной… «адыха€сь от наплыва неудержимых чувств, € влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за неЄ».

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
—околов ј. ѕ. ѕортрет ћарии  лавдиевны “енишевой (1898)

ћари€ начинает учитс€ пению у знаменитой ћатильды ћаркези. “акже начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика ∆. √. ¬иктора, позже в ѕетербурге посещает классы барона Ўтиглица, про€вл€€ €ркие способности в живописи. √лубоко изучает историю искусств, часы проводит за книгами и в музе€х.

≈щЄ одна страсть, про€вивша€с€ в юности и сыгравша€ важную роль в еЄ дальнейшей судьбе, — любовь к старине, т€га ко всему древнему.

«—овременные выставки оставл€ли мен€ равнодушной, т€нуло к старине. я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї

≈Є редкой красоты меццо-сопрано очаровал парижан. ћаркези была уверена, что еЄ русскую ученицу ждЄт слава оперной певицы. ≈й предложили турне по ‘ранции и »спании. Ќо антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихс€ ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. ѕроизвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых ћари€ ощутила сразу, подействовали на неЄ, как холодный душ.

«∆енщина… может выдвинутьс€ только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг даетс€ с неверо€тными усили€ми».

“ам, в ѕариже, она почувствует, что театр, сцена — не дл€ неЄ.

«ѕение? Ёто — забава… Ќе этого хочет мо€ судьба».

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ћ.  . “енишева. ѕортрет работы ». –епина (1896)

ј пока — возвращение в –оссию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. ћуж фактически отобрал дочь, отдав еЄ в закрытое учебное заведение. ќб артистических планах жены отозвалс€: «я не желаю, чтобы моЄ им€ афиши трепали по заборам!» Ќо долгий, изнурительный развод всЄ-таки состо€лс€. ¬ результате, дочь сильно отдалилась, не простив материи в зрелом возрасте стремлени€ к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней. ¬ критический момент жизни ћарию  лавдиевну разыскивает еЄ лучша€ подруга детства ≈катерина  онстантиновна —в€тополк-„етвертинска€, котора€ сыграла очень большую роль в жизни ћарии  лавдиевны. ѕодруга зовет еЄ в своЄ родовое имение “алашкино.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
≈катерина  онстантиновна —в€тополк-„етвертинска€

Ќа какой-то дружеской вечеринке еЄ попросили спеть. јккомпанировать вз€лс€ человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то кресть€нское, кр€жистое, почти медвежье. ¬иолончель в его руках звучала прекрасно! “ак она встретила кн€з€ ¬€чеслава Ќиколаевича “енишева.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
 н€зь ¬.Ќ. “енишев. Ћеон Ѕоннат (1896)

   ќн начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем.   моменту встречи с ћарией у него было огромное состо€ние, неуклонно растущее благодар€ его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знани€м коммерческого и финансового мира. ќн успел прославитьс€ как автор нескольких серьЄзных книг по агрономии, этнографии, психологии. ≈го знали как щедрого благотворител€ и серьЄзного де€тел€ на ниве просвещени€. » он был разведЄн.

¬есной 1892 года ћари€ и кн€зь “енишев обвенчались. Ѕрак их не был простым и безоблачным. ≈й шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. ƒве сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же врем€ очень разные, с уже сложившимис€ принципами и взгл€дами на жизнь. ≈й недостаточно было, чтобы еЄ любили только как женщину: она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с еЄ мнением и принципами. ¬месте с супругом кн€гин€ переехала в городок Ѕежица, где “енишев управл€л делами крупного завода.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
Ўкола, открыта€ “енишевой в Ѕежице

“енишева вспоминала: «ѕонемногу передо мной развернулась цела€ картина истинного положени€ рабочих на заводе. я открыла, что кроме заевшихс€ матрон и упитанных равнодушных де€телей в нЄм жили ещЄ люди маленькие, пришибленные, опалЄнные огнем литейных печей, оглушЄнные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но всЄ же трогательные, заслуживающие хоть немного внимани€ и заботы об их нуждах. ¬едь это тоже были люди.  то же, как не они, дали этим де€тел€м, да и мне с мужем, благополучие?..»

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
–епин ».≈. ѕотрет кн€гини ћ. . “енишевой (1896)

ћари€  лавдиевна становитс€ попечителем единственной в Ѕежице школы, затем основывает ещЄ несколько школ в городе и окрестных селах. ¬се школы создавались и содержались на капиталы “енишевых. ћари€  лавдиевна идЄт дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. “акже сделала возможным, чтобы семь€м рабочих выдали во временное пользование пустующие земли — началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников гр€зи и болезней. Ќо и это не всЄ. ≈щЄ одна немаловажна€ проблема — досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пь€нству и праздности. “енишева организует в Ѕежицке театр, где будут выступать приезжие артисты, проводитьс€ вечера и концерты.  огда “енишев выходит из правлени€ бр€нскими заводами, семь€ уезжает в —анкт-ѕетербург.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ƒом “енишевых на јнглийской набережной в —анкт-ѕетербурге

¬ музыкальном салоне, в доме “енишевых стали бывать известные композиторы и исполнители, —кр€бин, јрсеньев. √олос хоз€йки салона восхищал „айковского.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ћ.  . “енишева. ѕортрет работы —ерова

ћари€  лавдиевна создаЄт себе мастерскую дл€ серьЄзных зан€тий живописью, но тут же вдохновл€етс€ идеей ». ≈. –епина организовать студию дл€ подготовки будущих студентов к поступлению в јкадемию художеств и отдаЄт под студию свою мастерскую. ѕреподавать берЄтс€ сам –епин. ¬скоре это место стало  попул€рным у молодежи. ќт желающих не было отбою, мастерска€ набивалась до отказа, «работали по п€ти часов в день, не обраща€ внимани€ на тесноту и духоту». “енишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось всЄ необходимое дл€ зан€тий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. —реди учеников тенишевской студии — ». я. Ѕилибин, ћ. ¬. ƒобужинский, « ≈. —еребр€кова, ≈. ¬. „естн€ков и многие другие прославившиес€ в будущем художники.
ћари€  лавдиевна  становитс€  одной  из основательниц журнала  «ћир искусства».

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ќбложка журнала «ћир искусства»

јзартную натуру “енишевой захватила ещЄ одна страсть – собирательство. ¬ поездках с мужем по ≈вропе кн€гин€, не ограниченна€ в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшени€, вещи, представл€ющие собой историческую ценность, издели€ мастеров  ита€, японии, »рана. ’удожественный вкус был дан ей от природы. ћногое узнала и пон€ла она из общени€ с людьми искусства. „тение, лекции, выставки довершали дело – ћари€ обрела острое чутьЄ знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. » вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: –остову, –ыбинску,  остроме, по поволжским деревн€м и монастыр€м, перед кн€гиней предстала рукотворна€ красота безвестных мастеров – оригинальна€, невообразима€ по многообразию форм и цвета и совершенна€ по исполнению. Ќа глазах рождалась уже нова€ коллекци€ из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок – вещи поразительной красоты, извлечЄнные из полутЄмной избы или заброшенного амбара.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ѕортрет кн€гини “енишевой ћ.  .   оровин  . ј. (1899)

¬ 1893 году ћари€  лавдиевна уговаривает свою подругу продать ей “алашкино.  ак и в ѕетербурге, она очень быстро создаЄт в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, котора€ собирает здесь многих известных художников, музыкантов, учЄных. «десь часто бывают ».≈. –епин, ћ.ј. ¬рубель, ј.Ќ. Ѕакст, я.‘. ÷ионглинский, скульптор ѕ.ѕ. “рубецкой и многие другие.   слову сказать, в окружении ћарии  лавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
¬рубель ћ. ј. ѕортет кн€гини ћ. . “енишевой в образе ¬алькирии (1899).

Ќо самым дорогим еЄ детищем стала школа на хуторе ‘лЄново близ “алашкино, дл€ деревенских детей. ¬ сент€бре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. ∆елающих оказалось очень много. ѕреимущество при поступлении в школу имели сироты, которых “енишева брала на полное обеспечение. ќгромное внимание удел€етс€ подбору учителей. ѕо еЄ представлени€м, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом дл€ ребЄнка, примером в жизни.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
“еремок в ‘лЄнове

–€дом со школьным зданием по эскизу ћалютина был построен сказочный домик, украшенный резьбой и росписью, в котором разместились библиотека и учительска€. »з столицы и привоз€тс€ книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ƒверь – портал во внутреннем убранстве “еремка

≈щЄ одной жемчужиной флЄновской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийс€ на всю —моленщину.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
“алашкинский оркестр балалаечников

¬ “алашкине также по€вл€лись нова€ школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступна€ библиотека, целый р€д учебно-хоз€йственных мастерских, где местные жители, в основном молодЄжь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Ќачалась практическа€ работа по возрождению народных ремесел.   этому процессу было привлечено немало местных жителей. Ќапример, только русским национальным костюмом, ткачеством, в€занием и крашением ткани были зан€ты женщины из п€тидес€ти окрестных деревень.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
»здели€ талашкинских мастеров

¬сЄ это поступало в открытый “енишевой в ћоскве магазин «–одник». ќт покупателей не было отбо€. «аказы приходили и из-за границы. ƒаже чопорный Ћондон заинтересовалс€ издели€ми талашкинских умельцев. Ётот успех не был случайным. ¬едь “енишева пригласила в “алашкино жить, творить, работать и тех, кто составл€л в то врем€ художественную элиту –оссии. ¬ мастерских деревенский мальчонка мог пользоватьс€ советами ћ. ј. ¬рубел€. ”зоры дл€ вышивальщиц придумывал ¬. ј. —еров. ћ. ¬. Ќестеров,  ј. Ќ. Ѕенуа,   . ј.  оровин,  Ќ.  . –ерих,  ¬. ƒ. ѕоленов,  скульптор ѕ. ѕ. “рубецкой, певец ‘. ». Ўал€пин, музыканты, артисты — эта земл€ становилась дл€ многих мастеров студией, мастерской, сценой.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї

“енишева хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешЄвым подделкам под европейский стиль. » ещЄ она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные кресть€не. ¬едь в —моленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но издели€ кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, ал€поваты, шаблонны; кресть€не пытались их совершенствовать, но, не вид€ и не зна€ хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои издели€ по низким ценам. “енишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную т€гу русского человека к красоте.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї

ј ещЄ кн€гин€ увлекалась эмалью — той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. ќна решила еЄ возродить. ÷елые дни проводила ћари€  лавдиевна у себ€ в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн. »менно благодар€ трудам “енишевой и еЄ искани€м было возрождено эмалевое дело, совместно с художником ∆акеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовлени€ «выемчатой» эмали.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
««аморские гости». Ёскиз дл€ этой эмали был сделан Ќ.  . –ерихом по просьбе ћ.  . “енишевой. ѕластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе —отбис в ∆еневе в 1981 году.

≈Є работы выставл€лись в Ћондоне, ѕраге, Ѕрюсселе, ѕариже. ¬ »талии — на родине этого дела — она была избрана почетным членом –имского археологического общества. ≈вропейские эксперты отвели “енишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». ј на родине ћари€  лавдиевна защитила диссертацию под названием «Ёмаль и инкрустаци€». ≈й была предложена кафедра по истории эмальерного дела при ћосковском археологическом институте.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
Ѕлюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесЄнные в дар императору Ќиколаю II

¬ 1903 в “алашкино приезжает Ќ.  . –ерих. ƒружба с ним стала важной страницей в жизни ћарии  лавдиевны: «Ќаши отношени€ — это братство, сродство душ, которое € так ценю и в которое так верю. ≈сли бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».

¬ 1903 году умирает муж – кн€зь “енишев.

¬ 1905-м она подарила колоссальную коллекцию предметов искусства городу —моленску. ¬ласти не захотели предоставить ей помещение дл€ показа. Ѕолее того, они вовсе не спешили прин€ть дар кн€гини. “огда “енишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
«дание музе€ «–усска€ старина» в —моленске.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї

Ќо, не успев открытьс€, музей оказалс€ в опасности. ¬ городе и деревн€х начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. Ќа сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». “айно ночью, упаковав коллекцию, “енишева увезла еЄ в ѕариж. ј вскоре в Ћувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. ѕариж словно сошел с ума, наводнив п€ть больших залов. «десь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: учЄные, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взгл€нуть на бесподобное зрелище. «» это все из —моленска? ј где это?» ‘ранцузы со времЄн Ќаполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вс€ эта обильна€ роскошь «родом» из тихой провинции.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
Ѕронзовые подсвечники

“енишева очень гордилась тем, что показанные ею в ѕариже русские народные плать€ «отразились на модах и принадлежност€х женского туалета». ¬осприимчивые ко всем новшествам одежды, француженки многое перен€ли у смоленского кресть€нства.

«я заметила, – писала ћари€, – €вное вли€ние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов… ѕо€вилось даже название «блуз рюс» ... Ќа ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало мен€ и было мне наградой за все мои труды и затраты.»

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ƒерев€нна€ ендова. ѕо рис. кн€гини ћ.  . “енишевой.

« ака€ свежесть форм, богатство мотивов! – ошеломлЄнно знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. – Ёто восторг, насто€щее откровение!» «а обилием восклицательных знаков деликатно ма€чил один вопросительный: «Ќеужели все это сделано в –оссии?»  н€гин€ “енишева перва€ открыла ≈вропе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
Ѕалалайка, расписанна€ ¬рубелем.

«а коллекцию балалаек, расписанных √оловиным и ¬рубелем, ћарии  лавдиевне предлагали астрономическую сумму. ¬ газетах тех лет писали, что коллекци€ никогда не вернетс€ домой: еЄ показ в разных странах мира может стать дл€ владельцев насто€щим золотым дном. Ќо в —моленск вернулось все до единой вещи.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
Ёкспонат из коллекции «–усской старины»

ј с революцией жизнь в «русских јфинах» (так называли современники “алашкино) прервалась. Ќачались поджоги, в школе велась пропаганда, а “енишева не могла пон€ть, почему созданное ею разрушаетс€. ¬ церкви —в€того ƒуха, построенной “енишевой и расписанной Ќ. .–ерихом, хранили картофель. √робница ¬.Ќ.“енишева была разорена, а его прах выброшен.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ћозаика церкви —в€того ƒуха, выполненна€ по эскизам Ќ. –ериха

ј ведь школа в “алашкине просуществовала всего дес€ть лет, мастерские и того меньше — четыре с половиной года!

26 марта 1919 г. “енишева вместе с самой близкой подругой ≈.  . —в€тополк-„етвертинской и близким другом и помощником ¬. ј. Ћидиным покинула –оссию навсегда и уехала через  рым во ‘ранцию.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
—ундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. –абота ћ.  . “енишевой.

ѕоследние дес€ть лет свой жизни “енишева проводит в эмиграции, в небольшом имении ¬окрессон, которое друзь€ назвали «ћалое “алашкино». «десь, уже т€жело боле€, в маленькой мастерской на авеню ƒюкен она продолжает работать над эмал€ми, зарабатыва€ на жизнь собственным трудом. ћари€  лавдиевна с удовольствием прин€ла предложение зан€тьс€ костюмами к опере «—негурочка».

«–аботоспособность еЄ была изумительна, – вспоминала ≈. . —в€тополк-„етвертинска€. – ƒо своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».

ћари€  лавдиевна “енишева умерла весной 1928 года. ѕохоронили еЄ на кладбище —ент-∆еневьев де Ѕуа.

 н€гин€ ћари€ “енишева. Ђ–одомї из тихой провинцииї
ѕам€тник ћ.  . “енишевой в “алашкино

»сточник

 н€гин€ ћари€ “енишева в зеркале Cеребр€ного века

√осударственный исторический музей

   ќт русской старины до живописи —еребр€ного века – выставка, котора€ открылась сегодн€ в √осударственном историческом музее, знакомит с собранием шедевров, по которым можно изучать историю –оссии. “рудно себе представить, что раритеты были собраны одним человеком – кн€гиней ћарией “енишевой. ’удожница, коллекционер и меценат, она сыграла €ркую роль в русской культуре на рубеже XIX – XX веков. ≈е коллекци€ положила начало –усскому музею, при ее участии был создан журнал «ћир искусства».  роме того, она пела в опере. ќ выставке « н€гин€ ћари€ “енишева в зеркале Cеребр€ного века», посв€щенной 150-летию со дн€ ее рождени€, рассказывают «Ќовости культуры».

«

   Ћучшего употреблени€ своему состо€нию, чем то, что делала ћари€ “енишева, € не встречала», – говорила ее подруга ≈катерина —в€тополк-„етвертинска€. «а одиннадцать лет брака с промышленником, этнографом и социологом ¬€чеславом “енишевым кн€гин€ “енишева издавала журнал «ћир искусств», организовала оформление русского павильона на ¬семирной выставке 1900 года в ѕариже, собрала коллекцию древностей и акварелей, насчитывавшую около одиннадцати тыс€ч единиц хранени€, и создала идейное имение “алашкино. –ерих называл его «художественным гнездом», и птенцов из него вышло не меньше, чем из мамонтовского јбрамцева. Ќациональный стиль модерн зародилс€ именно там. «” нее был театр в “алашкино. ” нас есть занавес в экспозиции. ќни ставили спектакли», – рассказывают организаторы выставки. ¬ театре ставили „ехова, ќстровского, а также пьесы самой “енишевой. ќбладательница меццо-сопрано, она исполн€ла главную партию в опере «—казка о мертвой царевне и семи богатыр€х», написанной специально дл€ ее театра.
   ¬ “алашкино —травинский задумал «¬есну св€щенную», а –ерих нарисовал эскизы костюмов к балету, вдохновившись мордовскими и марийскими нар€дами из этнографической коллекции “енишевой. “ой коллекции хватило, чтобы открыть первый в –оссии музей этнографии и декоративно-прикладного искусства. ќбразцами, которые хранились именно там, пользовались стол€рные и вышивальные мастерские “алашкино, художники –ерих, –епин, ¬рубель,  оровин, Ѕенуа, ћалютин и —еров.
    “енишева не только собирала, покровительстовала и финансировала художественные начинани€ своего времени. јвтор диссертации «Ёмали и инкрустации», она преуспела как художник-эмальер. ѕо ее эскизам выполн€лись образцы художественной резьбы по дереву – например, рама зеркала в стиле модерн. ¬еро€тно, это зеркало все еще помнит ее отражение.
                                                                                                  Ќовости культуры

¬ некро­ло­ге, по­св€­щЄн­ном ћа­рии  лав­ди­евне, ». я. Ѕи­ли­бин пи­сал: «¬сю свою жизнь она по­св€­ти­ла род­но­му рус­ско­му ис­кус­ству, дл€ ко­то­ро­го сде­ла­ла бес­ко­неч­но мно­го».

тенишева (640x447, 68Kb)

—ельска€ школа кн€гини “енишевой

–убрики:  ≈сть женщины ...
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



nadia_obo   обратитьс€ по имени „етверг, 16 јвгуста 2012 г. 14:28 (ссылка)
“амара, все некогда прочитать - с чувством, толком, расстановкой. ¬з€ла себе. ѕрочту, об€зательно напишу комментарий. ј пока огромное спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—пасибо, Ќадежда

ѕ€тница, 17 јвгуста 2012 г. 16:05ссылка
Ѕуду ждать
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 17 јвгуста 2012 г. 16:17ссылка
ќб€зательно.
“ать€на975   обратитьс€ по имени „етверг, 16 јвгуста 2012 г. 15:05 (ссылка)
"≈сть женщины в наших селень€х..."«а одну жизнь столько успеть сделать достойного.»зумительна€ судьба и жизнь!—пасибо,“амара,испытала истинное удовольствие!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 17 јвгуста 2012 г. 16:02ссылка
ƒа, € сообщение о ћарии “енишевой поместила в рубрику "≈сть женщины ..."  акие способности надо иметь, чтобы собрать вокруг себ€ столько талантливых людей! —пасибо, “ан€, за отклик
nadia_obo   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 17 јвгуста 2012 г. 21:32 (ссылка)
ƒействительно, "гордость всей –оссии". я раньше о ней ничего не читала, фамили€ была на слуху, когда о других великих люд€х читала, но... √рандиозна€ женщина!  ак же ее хватало на все? ¬елика€ просветительница! “амара, большое тебе спасибо за знакомство с таким чудом!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“омаовс€нка   обратитьс€ по имени —уббота, 18 јвгуста 2012 г. 17:52 (ссылка)
∆ила красива€ женщина, строила школу, мастерские дл€ обучени€ детей, собирала уникальные коллекции, а тут революции - и всЄ в прах!  ак это всЄ печально
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку