-Рубрики

 -Цитатник

Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1950). - (0)

Работы до эмиграции.Анализ стиля. -ч.4. Крестный ход 1898 Несколько работ художника...

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50316

День рождения "Прекрасной Елены"

Суббота, 07 Июля 2012 г. 10:35 + в цитатник

образ (250x377, 33Kb)

     Елена Образцова стала первой русской певицей со времен Шаляпина, вошедшей на равных в число велчайших оперных звезд мира.

   Природа щедро одарила ее голосом редкой красоты тембра, бархатистости, органной сочности звучания, яркой сценической внешностью и талантом драматической актрисы.

   Подлинная стихия певицы - музыка высоких романтических чувств, исполненная глубокой, страстной экспрессии, порывистости, лирической проникновенности и одухотворенности. Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены.

Елена Образцова выступает на IV Международном конкурсе имени  Чайковского.

     Елена   Васильевна  Образцова  родилась     7 июля 1939  в Ленинграде, и все ее воспоминания детства связаны с войной, блокадой  Ленинграда,  голодом и нуждой. 

 "Когда началась война, мне было два года. Еще не научившись как следует говорить, часто кричала "аого!" и "анитки!", то есть "тревога" и "зенитки". В бомбоубежище я орала как сумасшедшая, хотела хлебца. Вокруг ворчали: "Опять эту крикуху принесли". Вот тогда, наверное, и прорезался мой голос…"           

    Отец ушел на фронт в первые дни войны, а семья до конца зимы 1942 года оставалась в осажденном Ленинграде. Одно из самых страшных воспоминаний того времени для Елены Образцовой - умерший от голода человек в подъезде. "И это зрелище до сих пор стоит перед глазами", - говорит она. Весной 1942 года их с матерью, бабушкой и теткой с дочкой Мариашкой эвакуировали по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они и жили до конца войны. "Эта земля спасла меня от смерти" - рассказывает Образцова - "Вместе с Мариашкой таскали жерди из чужих изгородей для того, чтобы было чем топить печку. По вечерам, когда деревенское стадо возвращалось с пастбища, я загоняла коров по домам. За это меня подкармливали - давали кто пирожок, кто яичко. А однажды соседка подарила мне цветок жасмина. Я пришла домой счастливая, а мама сказала: "Дурочка ты, дурочка, лучше бы хлебца кусочек дали". Военное время подарила Елене Образцовой талисман, с которым она не расстается до сих пор. Плюшевый песик Бобка - единственная мягкая игрушка во время войны, которую мама купила ей еще до ее дня рождения. "Он всю жизнь со мной и объездил буквально весь мир. Во время сложных концертов непременно кладу эту игрушку на рояль. Когда он рядышком, мне спокойно, ведь в Бобке - мое детство…" - говорит Елена Образцова.

  

   Петь она начала рано, с 5 лет: слушала по радио вальсы Штрауса и напевала их. За это родственники и соседи называли ее артисткой. Первой на ее голос обратила внимание музыкальная руководительница хора в детском саду. Когда отец, у которого был отличный баритон и к тому же он хорошо играл на скрипке, вернулся с войны и привез коллекцию пластинок с записями итальянских певцов, Елена поняла, что мечтает стать певицей. В первом классе хотела петь в хоре, но ее не принимали. Елена Образцова вспоминает: "Я не знала ни одной песни до конца.  Заучивать тексты для меня было  страшным наказанием! Но я так горько плакала, что надо мной сжалились и приняли в хор условно. И вновь пришлось заучивать тексты. Помню, когда я окончила школу, то сказала родителям, что выберу профессию, где не надо будет ничего учить. Видимо, Бог наказал меня за такое упрямство: пришлось всю жизнь разучивать арии". Она занималась в детском хоре Ленинградского дворца пионеров, где, по ее словам, родилась как музыкант, влюбилась в пение и поверила в то, что может стать певицей. 

  После окончания школы в Таганроге, где семья жила какое-то время, поступила в музыкальное училище и занималась в нем год. Но отец - инженер по профессии, конструктор на машиностроительном заводе, сказал: "Если быть певицей, то только настоящей, большой… А из тебя ничего не получится. Становись-ка ты лучше инженером". По настоянию отца Елена Образцова поступила в Ростовский радиотехнический институт. Но, проучившись там год, бросила занятия и поехала в Ленинград поступать в консерваторию.

  

   В августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории. Из более ста человек, проходивших испытание, приняли троих, среди которых была и Елена. После этого отец целый год с ней не разговаривал. И лишь когда она отучилась в консерватории три курса, получила две золотые медали на конкурсах и студенткой была приглашена работать в Большой театр, он перестал скептически относится к ее желания стать певицей. Поначалу Елену Образцову отличало легкое, подвижное колоратурное сопрано, которое со временем трансформировалось в контральто.

  

   В Большом театре Образцова дебютировала 17 декабря 1963 в партии Марины Мнишек  в опере "Борис Годунов" и покорила  и зрителей,  и коллег, и критиков.  Сама она так вспоминает  своё первое выступление: "Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе: "Борис Годунов" может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду".  У меня  было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы. У меня нет никаких впечатлений о моем первом спектакле - только одно волнение, какой-то огненный шар рампы, остальное всё прошло в беспамятстве. Но подсознательно я чувствовала, что пою правильно. Публика приняла меня очень хорошо…"

   После блестящего дебюта было принято решение об окончании Еленой Образцовой консерватории экстерном. 11 мая 1964 в Малом зале имени Глазунова состоялся выпускной экзамен, на котором Софья Преображенская, председатель комиссии, поставил Образцовой  оценку, которая не ставилась в Ленинградской консерватории около 40 лет - пять с плюсом!

Большой театр стал для Образцовой жизнью, счастьем и надеждой.

"Это мой дом, которому я никогда не изменяла и куда всегда хочу вернуться".

Уже за первый год работы в театре Елена Образцова  исполнила  восемь партий, в их числе  Амнерис  в "Аиде" Верди, и заставила говорить о себе музыкальную Москву. А вскоре ее имя стало известно и во всем мире.

В репертуаре певицы около сорока прекрасных партий в операх русского и зарубежного классического репертуара и композиторов XX века: Любаша в "Царской невесте", Марфа в "Хованщине", Кончаковна в "Князе  Игоре",  Графиня  в "Пиковой даме", Любава в "Садко", Эболи в "Доне Карлосе", Азучена в "Трубадуре",  Бабуленька в  "Игроке"  и  её  знаменитая  Кармен.

Она спела практически все из оперного репертуара, что хотела спеть. Кроме "Тоски", исполнению которой, по словам певицы, всякий раз мешали какие-то непредвиденные обстоятельства.   

   Вслед за Большим певица покорила и другие оперные вершины мира: Марсельская опера, Лиссео, Метрополитен-опера, Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гарден,  Опера Сан-Франциско, "Ковент-Гарден", театр "Колон" ...

   Елена Образцова выступала с самыми знаменитыми певцами мира - Миреллой Френи, Ренатой Скотто, Федорой Барбьери, Джоан Сазерленд, Монсеррат Кабалье, Илеаной Котрубас, Альфредом Краусом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом, Николаем Гяуровым, Карло Бергонци,  Джакомо Арагалем,  но конкуренции  она не чувствовала.

"…Наверное, потому что всегда у всех моих друзей я училась. Если коллеги мои были очень знамениты и очень хороши, я была счастлива и пела еще лучше, потому что мне хотелось выйти на их уровень, а когда были какие-то плохие певцы рядом, мне хотелось их подтянуть к себе. Поэтому у меня не было никогда чувства конкуренции. И вообще не должно быть этого, потому что каждый человек одарен от Бога. Мы все умеем то, чего не умеют другие".

 

   Талант певицы "поставил на колени" саму Монтсеррат Кабалье. Правда, сначала встала на колени сама Образцова: "Приехала в Барселону и услышала ее в опере "Сицилийская вечерня". Она так гениально пела! Я прибежала за кулисы, упала перед ней на колени и сказала: "Никогда не думала, что человек может петь так не на записи, а живьем". На следующий день мы с Доминго пели в "Кармен", и уже она прибежала за кулисы и бухнулась на колени. <…> Думаю, она сделала это шутя, передразнивая меня. После этого мы с ней очень подружились".

  Оперная дива пела под управлением самых крупных оперных и симфонических дирижеров - таких, как Карло Мария Джуллини, Герберт фон Караян, Риккардо Мути, Лорин Маазель, Клаудио Аббадо, Карлос Клайбер, Джеймс Левайн и ...

    М. Жирмунский пишет: "До сих пор ходят легенды о ее триумфе на сцене "Ла Скала", хотя событию этому уже 20 лет. Ее первое выступление в "Метрополитен-опера" по длительности овации было названо "самым грандиозным дебютом за всю историю театра". Тогда же Образцова попала в группу певцов Караяна, достигнув высшего из возможных признания профессиональных качеств.

   Обрацова пробовала свои силы и в драматическом театре - в спектакле Романа Виктюка "Антонио фон Эльба", а также снялась в нескольких музыкальных фильмах, в том числе в "Сельской чести" Франко Дзеффирелли,  который  писал: "В моей жизни были три потрясения - Анна  Маньяни,  Мария  Каллас  и  Лена Образцова…"

    Образцова удостоена всех высших званий и наград России и престижных премий других стран.  Ее  имя с почтением произносят  поклонники  вокального  искусства в Париже, Лондоне, Вене, Праге,  Милане, Зальцбурге, Мюнхене,  Гамбурге,  Буэнос-Айресе, Берлине, Марселе, Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Токио, Осаке, Вашингтоне, Будапеште, Лиссабоне и Риме.

 Путешестввуя с гастролями по загранице во времена дефицита, оперной диве было нелегко соответствовать звездному статусу. Ведь нужно было демонстрировать, что она очень богата, а бедность показывать было ни в коем случае нельзя. Выручали эмигранты, которые дарили красивые наряды и косметику. "Помню, я ехала на гастроли в Сан-Франциско и везла с собой два чемодана красивой одежды, добытой мною с таким трудом! И вдруг узнаю, что в аэропорту вещи пропали. Я была в шоке, а на меня недоуменно поглядывали: "Какая проблема? Неужели звезда такого масштаба не может купить других платьев?!".

   Когда певица не успевала выучить слова для выступления за рубежом, ей приходилось пользоваться шпаргалками. И тогда для каждой мизансцены она находила местечко среди декораций, куда приклеивала листочки с текстом. Во время выступления она просто подходила к месту со шпаргалкой и заглядывала в нее.



   "Однажды в "Метрополитен-опера" я исполняла "Самсона и Далилу" на французском языке, - вспоминает Елена Образцова. - Все слова выучить не успела. Тогда я переписала их на листок бумаги и наклеила его на стоящую на сцене большую серебряную чашу. Исполняя арию, я вращала эту вазу и считывала свой импровизированный подстрочник. Затем следовала партия Фьоренцы Коссотто - знаменитой итальянской меццо-сопрано. И, говорят, она была в восторге, когда увидела этот сосуд с наклейками".

   Для Образцовой пение - не просто профессия, это смысл жизни: "Я - раб своего искусства. Никогда не оформляла отпуск, мне казалось, что, если остановлюсь, придет конец моей энергии. Для меня жизнь - это пение, и я прошу Господа только об одном: чтобы он сначала дал мне умереть, а потом я бы перестала петь. Только так, а не наоборот".

  

   Как призналась певица, все, что она делает на сцене, - о любви и ради любви: когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. "Я выхожу на сцену не для того, чтобы овладеть публикой, а чтобы отдаться ей без остатка. Хочу ее оторвать от обыденности, подарить минуты наслаждения".

При этом Елена Образцова не любит, когда ее называют примадонной оперы. "Это не ко мне. Мой папа сказал: "Никогда не будь примадонной, они все дуры". На протяжении многих лет, работая с примадоннами, я поняла, что он прав. Если человек состоялся как актер, личность, ему не надо из себя ничего изображать".

   Образцова с успехом выступала не только в оперных постановках. Имея обширнейший концертный репертуар, она выступала с концертами в «Ла Скала», концертном зале «Плейель» (Париж), нью-йоркском «Карнеги-холл», лондонском «Вигмор-холл» и во многих других местах. Ее знаменитые концертные программы русской музыки включают циклы романсов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, песни и вокальные циклы Мусоргского, Свиридова, цикл песен Прокофьева на стихи А. Ахматовой. В программу зарубежной классики входят цикл Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины», произведения итальянской, немецкой, французской музыки.

   Известна Образцова и как педагог. С 1984 года - профессор Московской консерватории. В 1999 году она возглавила Первый Международный конкурс вокалистов имени Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.

  

 Судьба посылала Елене Образцовой много страшно трагичного… Смерть любимого супруга, тяжелейшие травмы. «Я сказала Богу: «Ты послал  мне  великие  испытания,  и  я счастлива,  что  не ропщу …».

елена (449x232, 21Kb)
   За три дня записи "Трубадура" она пленила великого дирижера открытостью немыслимого темперамента, способностью извлечь из музыки максимум эмоционального воздействия, а также огромным количеством красивой одежды, полученной от американских друзей специально для встречи с маэстро. Она переодевалась по три раза в день, получала от него розы, приглашения петь в Зальцбурге и записать пять опер. Но нервное истощение после успеха в "Ла Скала" помешало поехать к Караяну на спектакль — он не получил уведомления от ответственной советской организации, обиделся на Образцову и на всех русских.

    "Великая певица современности чьё творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни. Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой. Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано, интонационная выразительность, тонкий психологизм и безусловный драматический талант заставили весь мир говорить о ее воплощении партий Сантуццы ("Сельская честь"), Кармен, Далилы, Марфы ("Хованщина")

 Пескова

 

Источники: http://ria.ru/trend/jubilee_Obraszova_07072009/; http://belcanto.ru/

Рубрики:  Есть женщины ...
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям



nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 07 Июля 2012 г. 15:01 (ссылка)
Какой шикарный пост. Прямо целое издание. Здорово! Томочка, ты молоец! Отличный пост. Взяла себе с огромной благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Спасибо за комплименты

Суббота, 07 Июля 2012 г. 15:15ссылка
Я же говорила, что очень люблю эту выдающуюся женщину, а про день рождения ты мне напомнила. Я очень старалась, чтобы сообщение было достойно примадонны
Перейти к дневнику

Суббота, 07 Июля 2012 г. 15:18ссылка
Ты не зря старалась. Пост получился очень достойный!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку