-Рубрики

 -Цитатник

Чечилия Бартоли. Музикферайн в Вене - (1)

Чечилия Бартоли. Музикферайн 12 декабря 2017 года в одном из лучших залов мира  Музикфера...

Музыка сердца. Георгий Свиридов - (0)

Старинные мастера говорили - показать красоту камня, показать красоту дерева, красоту металла...

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49955

Малые города России. Макарьев

Вторник, 03 Июля 2012 г. 18:58 + в цитатник

макар (501x375, 40Kb)

  

 

Город Макарьев-на-Унже. Город был основан рядом с Троице Макарьевским монастырём  существовавшим с 1439 года  у реки Унже.

 

 

 

  

 

 


Нижегородский монах Макарий в начале XV века основал на левом берегу Волги монастырь, названный по его имени. А по цвету желтых песков и воды монастырь звался Желтоводским. В 1439 г. казанские татары хана Улу-Махмета разорили Желтоводский монастырь, но не причинили вреда игумену Макарию, только взяли с него обязательство не основывать новых монастырей. Макарий ушел с Волги вверх по Ветлуге на Унжу и в 1439 г. все же основал новый монастырь.                 

В 1608 г. монастырь территориально находился в Понизовской волости Унежской осады (уезда). Земли по Унже были разделены на две волости — Верховскую (верхняя часть реки) и Понизовскую, охватывавшую нижнее течение Унжи до устья. В 1608 г. московским великим князем была дана монастырю жалованная грамота на деревни в Понизовской волости — Коврове, Ярцево, Уколово и починок Гаев. Тогда эти деревни принадлежали лично московскому государю и назывались «черными» (не освобожденными от податей).

В переписной книге 1628 г. записано: «В Унежской осаде волость Понизовская а в ней монастырь живоначальные Троицы, преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца а в монастыре соборная церковь Троица теплая с трапезой, да другой храм во имя Чудотворца Макария, а третий храм на воротах во имя Николая Чудотворца да к тому монастырю вотчина-сельцо, что была деревня Коврове на реке Унже а в ней храм во имя Фрола и Лавра и к церкви двор попа Якова Тихонова да в селе ж двор монастырский, четыре двора служебниковых двор Мишки Иевлева двор Ульянки Иванова двор Якунки Савина, двор Боженки Шишкина да слободка под монастырем а в ней крестьян двор Федька Дементьев двор бобыля Фролка Тимофеев да за монастырем деревня Ярцево, починок Гаево, деревня Волкове, починок Горлищев (Белошеина тож) того ж монастыря вотчина отхожее село Тимошино починок Акатиха да к селу на все четыре стороны бортные ухожья (пчелиные.— Д.Б.) да у монастыря Спасская пустошка на реке на Унже а в ней храм Преображения да на пустошке две келии и живут в них монастырские служебники да келия беличия (игуменская белая.— Д.Б.) да по государевой грамоте 1627 г. тому монастырю рыбные ловли в Унже да озерко Свиное».

Монастырь расширял свои владения и не только за счет вкладов, но и колонизацией соседних чужих земель.

В 1660 г. левобережные волжские (луговые) марийцы жаловались царю на игумена Макарьевского монастыря Пафнутия и на монахов: «Во 1658 г. построили старцы на речке на Какше в их черемисских ухожьях и дворами поселились а их де черемису в тех угодьях бьют и увечат и всякое поругание чинят и стреляют по ним из ружья и многую черемису побили до смерти ясачные дворы у них запустели и в рознь разошлись и старцы с их крестьянами завладели их рыбными ловлями и бобровыми гонами и им де черемисам от обид жить стало не в мочь».

В 1660 г. монастырь имел 847 крепостных крестьянских дворов. На богомолье в Макарьевский монастырь приезжали цари. В 1611 г. монастырь посетила вместе с сыном инокиня Марфа Ивановна, чтобы помолиться и попросить у Бога возвращения Филарета из плена в Польше. А в 1619 г. в монастырь на богомолье ездил Романов Михаил Федорович благодарить Бога за возвращение

из Польши отца его. Михаил Федорович приказал обстроить монастырь и дал ему в вотчину соседнюю Спасскую пустынь, село Тимошино, деревни Карьково и Акатиху.

Монастырь скупал и деревни соседей. Так он купил вотчину у князя Сицкого.

В 1670—1671 гг. на реках Ветлуге и Унже появился отряд разинцев под командованием атамана Ильи Иванова. Правительство Алексея Михайловича принимало энергичные меры к разгрому этого отряда. Из Москвы к Галичу спешили стрельцы воеводы Вельяминова, а в Юрьевце формировался отряд воеводы Нарбекова. Игумен Макарьевского монастыря Никита осведомлял правительство о действиях мятежников. Он посылал донесения воеводам Галича и Юрьевца.

Когда Екатерина II проводила реформы по административному делению России, на базе Подмонастырской слободы, соседнего с ней села Коврова и деревень Филино, Гаево, Уколово и Бе-лошеино был основан уездный город Макарьев, названный на Унже в отличие от Макарьева-на-Волге.

В 1857 г. в Макарьеве было 3710 человек жителей. Здесь были уездные учреждения, воинская команда (116 человек), было 549 зданий, и одно из них каменное, три питейных дома, два трактира, табачная фабрика, свечной завод, мыльный завод, два кожевенных, приходское училище с 82-мя учащимися, духовное училище (176 человек) и больница на 10 коек.

Был в Макарьеве и художник Верещагин, осматривавший иконы в монастыре.

 

 

   Макарьев раскинулся как в пространстве, так и во времени. Свидетельства о минувшем здесь раскиданы повсюду, в самых неожиданных местах. Зашел в редакцию «Макарьевского вестника», зимой печки в кабинетах топят дровами, мне это всегда нравилось, уютно, знаете ли. И вот раньше не обращал внимания, а нынче высмотрел: на печной дверке надпись «Песоченскiи заводъ Криворотова». Прямо музей, а не редакция. В деревнях вдоль реки можно и сейчас увидеть отрезки дороги, мощенной булыжником. Здесь проходил в Сибирь Старо-Вятский тракт, по нему везли ссыльных. Декабристов Пущина, Поджио, Муханова, писателя Короленко. Путь их проходил через заштатный город Унжу, сейчас он разжалован в село, а поехал я туда, чтобы встретиться с интересным человеком.
    В юрский период (примерно 150 миллионов лет назад) на месте Макарьевского района было море. Его заселяли головоногие моллюски – аммониты и белемниты (в народе окаменевшие раковины белемнитов издавна называют «чертовы пальцы»). Теперь их можно встретить по берегу Унжи. Здесь вообще рай для палеонтологов. Обвалится подмытый во время паводка пласт, и обнажаются пласты меловые, юрские, четвертичного периода. Спускаясь к воде, буквально идешь по ступеням жизни: вот ухватился за выступ юрского периода (расцвет тираннозавров), споткнулся о меловой (царство трилобитов), из-под ноги покатился кусок глины, внутри – отпечаток моллюска.
Андрей Ступаченко, житель села Унжа, в прошлом москвич и геолог, рассказал мне, что кости плеозавра нашел случайно, увидел, что к ним привязана лодка местного жителя. К Ступаченко каждое лето приезжают ученые гости. В прошлом году были польские профессора, а нынче прибыл сотрудник Палеонтологического института РАН, доктор геолого-минералогических наук Василий Митта с коллегами из Берлинского университета. Такой компанией они исследуют Унжу, интересные находки изучают, отправляют в Москву, в музей.
Плеозавр – древний ящер, в длину достигал 7-10 метров. Андрей дал мне подержать его окаменевшее ребро, прикоснуться к вечности. Весьма тяжелая вещь, скажу я вам (не вечность, а ребро), прямо чугунная оглобля какая-то. Но сто пятьдесят миллионов лет, как ни старался, я все равно представить себе не смог.
   Главное богатство района - лес, который перешел в руки народа, требовался стране как никогда. Поэтому уже в 20-х годах в районе активно развернулась заготовка древесины. Создаются лесопромышленные предприятия - в 1928 году Понизовский ЛПХ, а впоследствии Комсомольский, Первомайский и Унженский лесопункты. Больше миллиона кубометров древесины в год заготавливалось данными лесопредприятиями. Развитие Макарьева в 30-е годы связано с развертыванием активной заготовки древесины.
   В Макарьеве имеется много исторических памятников: ансамбль Макарьев-Унженского монастыря XVII - XVIII веков, Христорождественская церковь XVIII века, Кладбищенская (Ильинская) церковь 1812 года, храм Александра Невского 1905 г. Город оставил старый самобытный облик, заимствованный у города Костромы так называемый "звездный" план - со всех направлений улицы сходятся к площади, в центре которой находится очень уютный зеленый сквер - любимое место отдыха горожан.

Федор Васильевич Чижов

Чижов Федор Васильевич (1811-1877), русский писатель, общественный деятель и предприниматель. Один из разработчиков учения славянофилов. Стремился воплотить их идеи в жизнь. Весь свой капитал (6 млн. руб.) завещал на устройство в Костромской губ. технического училища. Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губ., в раннем детстве и молодости прошел тяжелую школу бедности. Окончил С.-Петербургский университет, преподавал в нем математические науки.

В 1838 издал первое русское сочинение о паровых машинах («Паровые машины. История, описание и приложение их», СПб.). В последние годы преподавания в университете Чижов перешел к занятиям историей литературы и искусства. В 1839 вышел его перевод, с примечаниями, «Истории европейской литературы XV и XVI столетий», Галлама, в 1841 — переделка с английского: «Призвание женщины». 1840—47 Чижов провел за границей, большей частью в Италии: сюда влекло его желание заняться историей искусства «как одним из самых прямых путей к истории человечества». Его статьи по искусству появлялись в «Современнике», «Москвитянине», «Московском сборнике».

Он выступал в печати с протекционистских позиций укрепления промышленности и последовательно подтверждал эти принципы собственной предпринимательской деятельностью. Своим энтузиазмом он будоражил общественное мнение. Его настойчивая, сильная воля звала за собой, опровергая дошедший до наших дней миф об утопичности, маниловщине славянофильской доктрины. Именно таких, как Чижов, имел в виду А. С. Аксаков, когда говорил: «… Убеждения наши (т. е. славянофилов) — удел не одних людей отвлеченных, мечтателей и поэтов, но и людей, признаваемых практическими».

Чижов выступает сначала как теоретик торгового движения: в 1858 вместе с Бабстом он приступает к изданию «Вестника промышленности» (издается в 1858—61). Как приложение к нему, выходит газета промышленности и торговли «Акционер» (одно время издавалась как приложение к газете «День»). Чижов деятельно защищал покровительство отечественной промышленности. От деятельности теоретической Чижов переходит к практической. По его инициативе и при его содействии создается первая «русская» частная железная дорога от Москвы до Ярославля и Вологды. Чижов является одним из главных инициаторов и руководителей московского купеческого банка и московского купеческого общества взаимного кредита; он становится во главе крупных капиталистов, купивших от правительства Московско-Курскую железную дорогу. Наконец, Чижов организует товарищество архангельско-мурманского срочного пароходства. Огромное свое состояние (ок. 6 млн) он оставил на устройство в Костромской губ. профессиональных технических училищ. После Чижова остался огромный дневник, веденный им в течение нескольких десятков лет. Под редакцией Чижова было выпущено одно из изданий сочинений Гоголя.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Часовня преподобного Макария

часовня (600x539, 290Kb)

Рубрики:  Наша родина
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



Галина-сибирячка   обратиться по имени Вторник, 10 Июля 2012 г. 16:28 (ссылка)
А просторы! А приволье! На этих просторах бы жить да множиться населению России, а мы чего -то всё то воюем (ладно, когда с супостатом,а когда за чьи-то идеи ?) гнобим друг друга - а как иначе назовёшь, эти разрывы в доходах власть имущих и простонародья - и скукоживаемся, скукоживаемся. Это, пожалуй, пострашнее перевёртыша полюсов, ибо происходит сейчас, а не когда-то там, в незнамо каком будущем.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо Вторник, 10 Июля 2012 г. 17:10 (ссылка)
Разрывы в доходах всегда была и будет. а вот потеря качественного бесплатного образования ...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку