-–убрики

 -÷итатник

ћузыка сердца. √еоргий —виридов - (0)

—таринные мастера говорили - показать красоту камн€, показать красоту дерева, красоту металла...

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49937

Ћики и лица древней —ибири

—уббота, 26 ћа€ 2012 г. 08:22 + в цитатник


   ¬орота в Ўамбалу. ¬ петербургском ћузее истории религии под звуки эпических баллад и старинных музыкальных инструментов открылись экспозици€ фотографий погребальных таштыкских масок, выставка картин «—трана “енгри» и фестиваль «“енгри-курган». —леды могучей древней культуры разгл€дывал The New Times
 
56-3.jpg
јзат ћиннекаев. »з цикла «—трана “енгри». «ƒракон јскиза», 2011 г.        
 
   “енгри — верховное азиатское божество, —оздатель и громовержец. ќснователь монгольского государства „ингисхан считал волю “енгри источником своей власти и начинал указы словами «по воле ¬ечного —инего Ќеба». √л€д€ на таштыкские маски, загадочные пейзажи, слуша€ сакральный звук бубна, понимаешь, почему жившие здесь люди считали Ќебо — отцом, а «емлю — матерью. » если случалось что-то, поднимали голову к небу и заклинали: «Ѕир “енгри! Ѕогом одним!»              
 
«¬ таштыкских масках сохранились реальные образы людей, которые жили в ћинусинской котловине ёжной —ибири более двух тыс€ч лет назад, — говорит куратор выставки “ать€на ћихайлова. — ”никальность проекта в том, что мы одновременно показываем и то, что хранила земл€, и то, что передавалось людьми из поколени€ в поколение. ’удожественна€ фотографи€ дала возможность показать многообразие масок. Ќа картинах художника јзата ћиннекаева живет дух св€щенных мест ≈вразии. ј фестиваль соедин€ет традиции степей и ритмы современного города, св€зывает нить, котора€ была оборвана».
 


 
ћаска, € теб€ знаю?
 
¬ истории таштыкской культуры пока больше гипотез. ѕервые упоминани€ о погребальных масках можно найти в документах академической экспедиции в —ибирь 1768–1774 годов. —о слов кладоискателей записано, что в склепах попадаютс€ маски людей, расписанные красками. Ќо их-то интересовало другое. » сегодн€ в тех кра€х стоит деревн€ ѕотрошилово, чьи жители, из беглых ссыльных, грабили курганы, переплавл€€ все, что можно переплавить, прежде всего золотые украшени€. –ассказывают, местный губернатор тоже был в доле.
 
¬ конце XIX века јлександр јдрианов, ревизор губернского акцизного управлени€, начал раскопки древних курганов. ¬ 1903 году на левом берегу ≈нисе€ к северу от јбакана он нашел крупнейший пам€тник таштыкской культуры — ќглахтинский могильник, погребение I тыс€челети€ н.э., где среди прочего оказались и посмертные маски, которые теперь хран€тс€ в Ёрмитаже.
 
¬ 1920-х археолог и востоковед —ергей “еплоухов классифицировал археологические пам€тники ћинусинской котловины. ѕосле исследований в районе села Ѕатени на реке “аштык ученый выделил археологическую культуру ёжной —ибири железного века (II век до н.э. — V век н.э.) в отдельную таштыкскую культуру. –абота была прервана в начале 1930-х годов. “еплоухова арестовали по делу –оссийской национальной партии, он повесилс€ в камере в 1934 году.
 
56-1.jpg
 
   Ќесмотр€ на запреты, исследовани€ продолжил историк и археолог —ергей  иселев, руководитель раскопок Ѕольшого —албыкского кургана, автор более ста научных работ, в том числе и монументального труда «ƒревн€€ истори€ ёжной —ибири». ѕоследние масштабные охранные раскопки провел ћихаил √р€знов в 60–70-е годы в зоне затоплени€  расно€рского водохранилища. ¬первые исследовали целые кладбища, а не отдельные могилы.
 
¬ «ƒревней истории ёжной —ибири» —ергей  иселев писал, что таштыкские маски существенно отличаютс€ от китайских. ¬ ханском  итае, с которым таштыкский ≈нисей был сильно св€зан, также примен€ли погребальные маски, но китайские маски — ритуально условны. ј таштыкские имеют много общего с римскими — отмечены очевидным портретным сходством и выполнены очень искусно.
 
ћаски моделировали из белой смеси, куда входил кварцевый песок, возможно — гипс, известь, белый каолин. ћаски снимали пр€мо с лица покойного или с его изображени€, вылепленного от руки. ћоделирование шло част€ми — отдельно ше€, грудь, подбородок (иногда подбородок тоже делили на две половинки) и нос. ”ши делали отдельно.
 
¬ысохшую маску раскрашивали. Ќа лбу чаще изображали древний орнамент — меандр, на висках и щеках — спирали двум€ красками р€дом, красной и синевато-черной. Ётими же красками расписывали шею и грудь бюстов. »ногда использовали еще голубую и зеленую.
 


 
   ¬ таштыкской культуре известны несколько вариантов обр€да погребени€. ѕосле сожжени€ умершего на погребальном костре его прах помещали в погребальные урны, или в маски-бюсты, или зашивали в меховые мешочки, которые помещали в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. ¬место лица клали маску, куклу укладывали в склепы и снова сжигали. »ногда маску просто разбивали. ¬ечность достигалась уничтожением.
 
»де€ показать маски вместе принадлежит кандидату физико-математических наук —ергею Ќарылкову, сибирскому культуртрегеру и подвижнику. Ёкспонаты »сторического музе€, ћузе€ народов ¬остока, Ёрмитажа,  азахского, ћинусинского и других музеев фотографы Ѕорис ƒолинин и »горь —еденьков сн€ли в специальной технике светового луча. —уровый правитель, юный воин, трепетна€ принцесса. ћужчины и женщины, молодые и взрослые, но на всех лицах — печать одухотворенности, даже величи€. »зучение масок подтверждает, что население —реднего ≈нисе€ принадлежало к разным этническим группам, об этом говор€т и исследовани€ ƒЌ : в те времена на —реднем ≈нисее жили не только аборигены, но и пришлые люди — из јравии, ћесопотамии, «ападной ≈вропы.
 
Ћики и лица
 
   «ћен€ привело в изумление количество блондинов за ”ралом, — признаетс€ художник јзат ћиннекаев. — ¬ысокие, дородные, красивые женщины и жилистые мужики, с обт€нутыми лицами, сероглазые. –€дом — тюрки, монголоиды. ¬идно, что они всегда там жили. –асы разные, но соотношение их не мен€етс€ и культура у них одна — еще с тех времен. ¬се позитивны, де€тельны. ћашины вод€т как оглашенные. ќт  расно€рска до “юмени доехать или до ≈катеринбурга — легко. јнекдоты, которые смешат людей до ”рала, там не проход€т даже у русских. ≈врейский анекдот расскажешь — на теб€ посмотр€т, как на дурака. Ќа народных гул€нь€х сост€заютс€ не только наездники и борцы, но и шахматисты. —тадион играющих в шахматы — картина впечатл€юща€».
 
”частники фестивал€ «“енгри-курган» — хакасы, тувинцы, €куты, алтайцы — потомки кочевников “аштыпа. »менно в те времена зародилась шаманска€ культура, возникли музыка, танец, по€вилс€ бубен.
 
56-2.jpg
јзат ћиннекаев. »з цикла «—трана “енгри». «√адание на камн€х», 2012 г.
 
—ергей „арков — хайчи, исполнитель хакасского эпоса. Ёто звание получает только зрелый человек с богатым духовным опытом, потому что хай — это сокровенное предание, погружающее в размеренное течение ¬ечности. „арков играет на старинных инструментах, которые вернул из небыти€: ыых, чатхан, хомус. ƒругое лицо фестивал€ — јлександр Ѕалсанов, это им€ хорошо известно петербургским театралам. Ѕалсанов, создатель «живого звучани€», сотрудничает с театром ј’≈, «Ћицеде€ми», снимаетс€ в кино, участвует в фестивал€х экспериментальной музыки, последние два года преподает на русско-монгольском курсе “еатральной академии —анкт-ѕетербурга. ¬ атриуме ћузе€ истории религии Ѕалсанов с јлексеем –аховым показывают мистерию «—отворение мира». Ўаманские тексты (алгыши, собранные и записанные известным тувинским ученым  енином Ћопсаном, возродившим древнюю духовную практику), электронна€ музыка, горловое пение, звуковые имитации и магический бубен — все, чтобы погрузитьс€ в св€щенное действо, унестись в «—ередину ћира» и вернутьс€ в реальность.
 
√лаз «емли
 
ћинусинска€ котловина, где, как в котле, «варились» разные народы, одно из самых загадочных мест планеты. Ѕескрайние степи, мощные горы, загадочные озера. ќдно из них — “ере-’оль. ”ченые говор€т об искусственном происхождении озера. ћестные формулируют это иначе. ќзеро с островом посреди, где сохранились руины древнего сооружени€, похожего на обсерваторию с загадочными надпис€ми (будто бы май€), они считают —еверными воротами в Ўамбалу.

«десь люба€ гора, любой источник имеет свое им€. ƒва дерева, сплетенные ветками, считаютс€ особо отмеченными. ƒаже около стойбищ нет мусора, и в реке не моют посуду, чтобы не оскверн€ть источник, потому что вода св€щенна
Ёто место живущие здесь называют —в€щенной «емлей. «десь часты землетр€сени€, и аборигены утверждают, что землю тр€сет вс€кий раз, когда люди что-то нарушают в мире. «десь люба€ гора, любой источник имеет свое им€. ƒва дерева, сплетенные ветками, считаютс€ особо отмеченными. ƒаже около стойбищ нет мусора, и в реке не моют посуду, чтобы не оскверн€ть источник, потому что вода св€щенна. ” каждого сибирского шамана свое личное дерево, прототип  осмического ƒрева, по которому он во врем€ камлани€ совершает путешествие в ¬ерхний и Ќижний миры.
 
56-4.jpg
јзат ћиннекаев. »з цикла «—трана “енгри». «√адание на лучке», 2011 г.
 
« огда ты один на один с этой природой, чувствуешь себ€ букашкой, — признаетс€ јзат ћиннекаев, объехавший эти кра€ вдоль и поперек, забиравшийс€ в самые глухие углы пустынной страны. — ’от€ € абсолютный атеист, не знаю, чем там регулируютс€ отношени€ человека с природой, но совершенно искренне делал подношение духам, на каждом перевале подкладывал свой камешек в пирамидку камней.  ак-то во врем€ путешестви€ после перевала мы остановились в урочище. ѕереночевали. ”тром водитель говорит: на нас кто-то смотрит. я не чувствую. Ќет вокруг никого. ћедведь, может быть? — Ќет, не медведь. ¬он там человек стоит, — показывает на гору. я не вижу. ¬з€л фотоаппарат — тоже не вижу. ўелкнул. ”величил кадр. » только после этого увидел: каменна€ баба стоит на склоне горы. » смотрит.
 
 огда € первый раз прилетел в јбакан, вышел, огл€нулс€ — со всех сторон горы, куда ни посмотришь, они так уютно теб€ обнимают, как защищают. я туда езжу, потому что родину там чувствую».                                                                                     »сточник:   http://newtimes.ru/

великий шаман (256x356, 75Kb)

јзат ћинненкаев ¬еликий шаман

–убрики:   то мы
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



sibsibsibiryak   обратитьс€ по имени „етверг, 19 »юл€ 2012 г. 18:16 (ссылка)
¬ ходе антиалкогольной кампании √орбачев получает телеграмму: ѕишут товарищи из —ибири: - —рочно пришлите двадцать эшелоно водки зпт. Ќарод протрезвел Ч спрашивает куда девали цар€-батюшку.
ѕриглашаем вас на форум жителей —ибири! http://www.сибирь1.рф
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—пасибо за приглашение

„етверг, 19 »юл€ 2012 г. 19:57ссылка
¬елика —ибирь ... –егионов много. Ќе знаю, к какому примкнуть
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку