-Рубрики

 -Цитатник

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

Неустанного стремленья неизменная печаль,— - (0)

"...чары ясных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon Фантазия. Константин Баль...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50296

Памяти Майи Булгаковой

Среда, 23 Мая 2012 г. 19:45 + в цитатник

 

19 мая исполнилось бы 80 лет народной артистке РСФСР Майе Григорьевне Булгаковой, очень искренне воплотившей на экране прекрасные образы душевно чутких, приветливых русских женщин нелёкой судьбы.

 

   На творческом счету Майи Булгаковой более 150 работ в кино:  эпизоды, и небольшие роли, работы проходные, незначительные, и, конечно, главные.

  

Среди самых известных: «Вольница» (Оксана),  «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» (Агриппина Чебрец), «Крылья» (Надежда Петрухина), «В огне брода нет» (санитарка Мария),  «Преступление и наказание» (Екатерина Ивановна Мармеладова), «Сердце Бонивура» (Глафира Наседкина), «Впереди день» (Полина Афанасьевна Разоренова), «О друзьях-товарищах» (Марья Алексеевна),   «Егор Булычов  и другие» (Ксения), «Проверка на дорогах» (крестьянка в оставленной деревне), «Перевод с английского» (Виолетта Львовна), «На всю оставшуюся жизнь» (Дуся Данилова), «Чужие письма» (Бегункова),  сериал «Строговы» (Марфа Юткина), «Так начиналась легенда» (Ксения Герасимовна), «Женитьба» (мать Агафьи),  сериал «Цыган» (Лущилиха), «Василий и Василиса» (Авдотья), «Прощание» (Настасья), «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (Уилфрида), сериал «Следствие ведут Знатоки» (Любовь Хомутова), сериал «Адвокат» (тетка Варенцова)…                                                             

 

 

 

Несмотря на колоссальную востребованность, сама Майя Булгакова  считала, что  так и не дождалась работ, раскрывающих ее глубоко трагедийный актерский потенциал. Чтобы хоть как-то это компенсировать, она много выступала с концертами, благодаря которым зрители узнали  еще одну грань ее таланта – исполнительницы песен. Ее голос – сильный, красивый, был под стать голосам кумиров тех лет — Гелены Великановой, Нины Дорды.

Булгакова первой в нашей стране исполнила и песни Эдит Пиаф. Выступала с оркестром Леонида Утесова. В 1957 году, как певица, получила Серебряный приз на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

 

 

 



   Родилась Майя Булгакова в семье военного, в селе Буки Киевской области 19 мая 1932 года, получив свое имя в честь месяца, в котором появилась на свет. Чуть позже, после войны, это имя стало самым популярным среди родителей новорожденных девочек. Кроме Майи в семье было еще трое детей — два брата и сестра. 22 июня 1941 года  отец, Григорий Булгаков ушел на фронт. Его примеру последовал и старший сын Борис. Они погибли почти одновременно, в августе 41-го. Семья, не знавшая об этом, продолжая получать за отца по аттестату, верила, что он жив. Из письма М. Булгаковой поэту Марку Сергееву от 3 июня 1971 года: «…война, потери, бомбежки, эвакуация, голод, холод… не забудешь никогда… И, может быть, если бы не было так трудно тогда, не научился бороться за свое место сегодня, и каждый день доказывать, что ты не отстал, не потерял ощущения времени, что имеешь право людям сказать о своем мироощущении. И вообще есть чем поделиться…»

Спасаясь от фашистов, семья Булгаковых отправилась в Краматорск, где  жила тетя Майи, работавшая на заводе им. Серго Орджоникидзе. Вскоре  завод был срочно эвакуирован в Иркутск, вместе с ним и  Булгаковы. Ехали очень долго, товарняки задерживали на станциях, пропуская эшелоны на фронт. Когда эвакуированные добрались до места назначения, в Иркутске была уже зима. Теплой одежды не было, дети плакали от холода. Коллектив завода им. В. В. Куйбышева принял вновь прибывших как родных, разобрав их по своим домам, пока рабочим и их семьям не выделили комнаты в  общежитии.

Мама и тетя Майи красили на заводе стаканы для бомб. Маленькая Майечка, учившаяся во 2-й классе, полностью вела домашнее хозяйство - варила, стирала, кормила малышей… Спасало искусство - девочка очень любила петь, ни один концерт в школе или госпиталях не обходился без нее. После выступления юная артистка обходила палаты, в надежде найти отца. Однажды ей даже доверили выступить по иркутскому радио. Майечка обращалась к отцу, воевавшему на фронте: рассказывала о своей жизни, отличной учебе, передавала приветы, просила не переживать за судьбу близких, не зная, что Григорий Булгаков год назад погиб смертью храбрых.

 

Вскоре мама, надорвавшись, заболела и ушла с завода. Устроилась в кинотеатр «Марат» билетершей, потом стала администратором. Радости детей не было предела - теперь они по нескольку раз в день могли смотреть любимые фильмы с Диной Дурбин, Марикой Рокк, советские -  «Трактористы», «Машеньку»…

Как только появилась возможность, Булгаковы вернулись домой,  надеясь на вести с фронта, но так их и не дождались. Майя окончила школу и решила отправиться в Москву - поступать во ВГИК.

 



   Ей повезло. Она попала на поистине звездный курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова, на котором с ней вместе учились: Татьяна Конюхова,   Руфина Нифонтова, Изольда Извицкая, Юрий Белов, Надежда Румянцева, Валентина Владимирова, Маргарита Криницына, Геннадий Юхтин, Валентина Березуцкая, Валентин Брылеев, Данута Столярская… То были дети войны:  Геннадий Юхтин остался сиротой, Валентина Владимирова, на пределе сил, наравне с взрослыми работала на деревенском поле. Расцвет их жизни пришелся на послевоенное, тяжелое, но одновременно радостно-героическое время. Так много хотелось сделать, сказать, свершить, хотя бы через своих героев на экране.

Чистое помыслами, воспитанное на идеалах и одухотворенных примерах подвигов советских людей, поколение Майи Булгаковой в своем творчестве пыталось соответствовать отцам и дедам, быть лучше, чище, выше… Вскоре пришло время нового поколения мальчиков и девочек, родившихся уже после войны – «шестидесятников». То были дети спокойного мирного времени. Им хотелось просто дружить, любить, дышать полной грудью. Еще недавно такая важная героика отошла на второй план, постхрущевское кино плавно перешло в кино застоя. Приходилось довольствоваться тем, что предлагали - как правило,  типажными, однообразными образами. Не отсюда ли  и драма столь успешного, на первый взгляд,  самодостаточного и уверенного в себе послевоенного поколения артистов, к которому принадлежала и Майя Булгакова…

   Начало ее карьеры было ярким и многообещающим.  Еще на курсе Майю отличала огромная работоспособность и талант.  Было видно, что она много добьется в искусстве.  Высокую оценку педагогов получила ее дипломная роль Оксаны в картине именитого режиссера Григория Рошаль «Вольница» - больной, одинокой женщины, доведенной жизнью до отчаяния и озлобленности. Благодаря Булгаковой характер и темперамент ее героини, простой работницы, раскрывался в полной мере.  Несчастья, заставившие Оксану смириться, не сломили ее. Сохранив в себе бунтарство русской души,  девушка оказывается в гуще важных событий.



   Окончив институт с отличием в 1955  году,  начинающая актриса, как и ее однокурсники, была принята в Театр-студию киноактера. Начались трудовые будни. После успешного кинодебюта, творческий тандем с режиссером Рошаль продолжился, Булгакова сыграла в его картинах «Восемнадцатый год», «Хмурое утро», «Суд сумасшедших».

Роли к молодой актрисе приходили легко. Она увлеченно и с удовольствием работала, практически не отказываясь от предложенного. Однако большей частью то были  эпизоды, с которыми Булгакова прекрасно справлялась. Больших ролей не было – актриса никак  не вписывалась в положенные киностандарты тех лет, была далека от ординарной миловидности некоторых подруг-актрис. Порой ей и самой не очень-то хотелось сниматься в фильмах, где за правду выдавалась ложь.

     Переломная роль пришла к ней в 1961 году. Небольшой, но яркий образ партизанки Олены Ступаковой в картине «Повесть пламенных лет» открыл галерею волевых характеров и драматических судеб. С тех пор роковая доля простых русских женщин в трагическом преломлении истории стала любимой темой Булгаковой, умеющей  убедительно передавать эмоциональное богатство, душевный надрыв и непокорность натуры своих героинь.

 

  

Знаковым в судьбе актрисы стал фильм Ларисы Шепитько  «Крылья». Женщина-режиссер как никто поняла женщину-актрису. Возможно, поэтому созданный Булгаковой образ и вышел столь выпуклым, неоднозначным. После выхода фильма разразился скандал. И это при том, что критика не ставила под сомнение художественные достоинства картины, талант молодого режиссера, способности исполнительницы главной роли Майи Булгаковой. Споры вызвала сама ее героиня, бывшая летчица Петрухина. Мнения разделились: одни оппоненты обвиняли ее в душевной черствости, другие,  те, кто почувствовал подлинность рассказанной в фильме истории, жалели и защищали ее, увидев в драме  героини долю собственного пережитого отчаяния.

  И все же гвардии капитан женского летного полка Надежда Петрухина оказалась понятна и близка многим зрителям.  Сценаристы Ежов и Рязанцева поведали о женщине, в войну не знавшей страха, в годы мира полностью отдававшей себя работе директором училища. Она привыкла жить для других, ничего не прося взамен. Главное - ощущать собственную значимость и необходимость. Сила ее характера и ответственность за свои поступки – качество героини, на котором актриса строила постижение ее характера. 

 Однажды Майю Булгакову спросили, как она понимает перевоплощение. «Это значит «перейти во плоть», - ответила она, - принять в себя мир человека, полярного во многом, принять, но не примириться, другими словами, привнести в трактовку образа свое понимание добра и зла».

   Ее Надежда Петрухина - душевно угловатая, слишком прямолинейно судящая людей и жизнь, не умеющая слушать время.  И в этом главная ее ошибка. Актриса со всей откровенностью обнажает характер своего персонажа, заставляя зрителя ей сопереживать.  Фильм «Крылья» раскрыл Майю Булгакову как серьезную драматическую актрису, помог занять ей  достойное место в ряду выдающихся мастеров советского кино. Критики пророчили ей интересные роли классического репертуара и то, что «для нее будут написаны роли в новых пьесах». Далеко не всем этим предсказаниям суждено было сбыться.  И все же интересные роли были: в гоголевской «Женитьбе», в историко-костюмных картинах «Юность Петра», «В начале славных дел». Глубоко-трагедийный персонаж создала Булгакова в  «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», блестящий портрет забитой нищетой крестьянки в «Воскресении», мощный, трагический образ главы мафиозного клана в телесериале «Следствие ведут знатоки», сочной оказалась и Лущилиха в сериале «Цыган»

   В начале 80-х еще одна крепкая нить связала Майю Булгакову с Иркутском. Она снялась в фильме Ларисы Шепитько «Прощание» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Обычно режиссер приглашала сниматься типажных, малоизвестных,  актеров и дважды почти никого не снимала. С Булгаковой это произошло. Актриса сыграла в фильме Настю, подругу старухи Дарьи. Как и Дарья, Настя жива памятью о прошлом. Обычно Булгаковой доставались судьбы несчастные, иногда и вовсе загубленные. Настю отличает от других жительниц Матеры то, что у нее есть Егор, она как бы стыдится своего счастья. Только покинув родную деревню и похоронив Егора, она теряет опору и смысл жизни. Теперь ее желание - поскорее уйти к мужу…

   Съемки шли уже полным ходом, когда в автокатастрофе погибла часть съемочной группы во главе с режиссером. Работу над фильмом завершал муж Шепитько – режиссер

Элем Климов. Никто тогда и не догадывался, что роль Насти окажется пророческой для Майи Булгаковой.   Она была очень счастлива в личной жизни, что редко бывает в судьбе актрис. Ее любили и боготворили достойные мужчины. Иногда даже дело доходило до поединков между соперниками. Главной любовью ее жизни стал иностранец Петер, по-домашнему Петя. То была сумасшедшая, мгновенная страсть, которая с годами лишь крепла. Ради Майи  Григорьевны Петер оставил родину и успешный бизнес.  Актриса была для него самой красивой и желанной. Когда он ушел из жизни, Майя Григорьевна, как Настя, не захотела жить. Писала ему письма, записки, просила забрать к себе…

7 октября 1994 года, по трагическому стечению обстоятельств, жизнь ее оборвалась автокатастрофой, когда она ехала со своей подругой, актрисой Любовью Соколовой на очередной шефский концерт ветеранов. Майя Григорьевна всегда обожала скорость. Водитель вел машину на предельной и не успел сманеврировать, врезался в рекламный столб на Ярославском шоссе.

Любовь Соколова выжила, Майя Булгакова нет. Ей словно  свыше был уготован такой уход – мгновенный, внезапный…

http://www.unikino.ru/

Майя (478x300, 31Kb)

Рубрики:  Артисты
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку