-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50308

ѕерва€ православна€ св€та€ - кн€гин€ ќльга

¬оскресенье, 08 январ€ 2012 г. 19:11 + в цитатник


ќльга (в крещении - ≈лена) - киевска€ кн€гин€, жена киевского кн€з€ »гор€, православна€ св€та€.
ќ происхождении ќльги в летопис€х сохранились лишь смутные предани€. ќдни летописцы считали, что она родом из ѕскова, другие выводили ее из »зборска. ¬ одних источниках сообщаетс€, что родители ее были люди простые, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомилс€ охотившийс€ в тех местах кн€зь »горь.  расива€ легенда, сохранивша€с€ в поздних летопис€х, рассказывает нам о встрече »гор€ и ќльги. ќднажды юному »горю пришлось охотитьс€ возле ѕскова. ќказавшись на берегу реки, он никак не мог переправитьс€ на другую сторону, потому что у него не было лодки. » вдруг кн€зь увидел на реке лодку, управл€емую неким юношей. »горь подозвал этого юношу и повелел перевезти себ€ на другой берег. ќказавшись в лодке, кн€зь вдруг пон€л, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасна€ девушка, одета€ в мужскую одежду – это была ќльга. » начал кн€зь говорить ей нескромные речи. Ќо девушка твердо ответила кн€зю: ««ачем смущаешь мен€, кн€же, нескромными словами? ѕусть € молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше дл€ мен€ броситьс€ в реку, чем стерпеть поругание!» ”стыдившийс€ »горь прекратил свои речи.  огда »горь вернулс€ в  иев, вскоре пришла ему пора женитьс€. ¬от тогда и вспомнил кн€зь красоту и благоразумие псковской девушки, и вз€л ее в жены.     

 ¬ других источниках, напротив, можно прочесть, что ќльга происходила из знатного северного рода и была внучкой легендарного слав€нского кн€з€ √остомысла. ¬стречаетс€ в источниках и сообщение о том, что до замужества она носила им€ ѕрекраса, а ќльгой кн€гин€ была названа в честь киевского кн€з€ ќлега, воспитавшего мужа ќльги »гор€ и устроившего их брак.
 
 —огласно «ѕовести временных лет» в 903 г. ќльгу выдали замуж за кн€з€ »гор€. Ѕрак был заключен, скорее всего, по расчету и верси€ о знатном северном происхождении ќльги €вл€етс€ наиболее правдоподобной. ќт этого союза по€вилс€ сын —в€тослав – кн€зь, ставший  впоследствии знаменитый своими военными походами.

 ак складывались дальнейшие отношени€ супругов сказать трудно. ¬ р€де летописей сообщаетс€, что кроме ќльги у »гор€ были и другие жены. »звестно, что к 40-м гг. X в. ќльга и »горь жили раздельно – ќльга €вл€лась кн€гиней ¬ышгорода, а »горь оставалс€ киевским кн€зем.
¬ 945 г. кн€зь »горь погиб от рук соседних древл€н. ”бив »гор€, древл€не решили, что теперь они свободны от об€зательств перед киевской династией. Ѕолее того, древл€не стали претендовать на киевский стол — они потребовали, чтобы кн€гин€ ќльга вышла замуж за древл€нского кн€з€ ћала. Ќо характерно, что конфликт с русами древл€не, в соответствии со слав€нскими традици€ми, попытались разрешить мирным путем — послали к ќльге своих послов.
ƒальнейшее хорошо известно по «ѕовести временных лет». ќльга хитростью заманила два посольства древл€н в ловушки и жестоко расправилась с ними — одних послов закопала живьем в землю, других сожгла в бане. «атем она €вилась в ƒревл€нскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древл€н. ѕо приказу ќльги ее дружинники сначала напоили древл€н допь€на, а затем иссекли их мечами («ѕовесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).
ј в следующем, 946, году, ќльга вместе с малолетним —в€тославом отправилась в поход на древл€н. ќсадив главный город древл€н »скоростень, ќльга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голуб€ и по три воробь€ от каждого двора, обеща€ в случае выполнени€ ее требовани€ уйти. ќбрадованные древл€не собрали птиц и отдали хитрой киевской кн€гине. ќльга приказала своим воинам прив€зать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. √олуби и воробьи полетели в свои гнезда – в »скоростень – и город загорелс€. —реди осажденных началась паника, они бросились бежать из города. √ород был разрушен, а ќльга оп€ть жестоко расправилась с его жител€ми — одних убили, других ќльга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «т€жкой данью».
 
—толь жесткое поведение кн€гини ќльги показывает нам методы разрешени€ конфликтов, характерные дл€ русов, — они придерживались правила «кровной мести», причем киевска€ кн€гин€ четырежды мстит древл€нам за смерть своего мужа, мстит быстро и жестоко, в корне подавл€€ любое возможное сопротивление. ƒаже эти разные способы разрешени€ конфликтов у слав€н и «рода русского» свидетельствуют, что у русов и слав€н сохран€лись различные традиции, имеющие истоком разное этническое происхождение и разные формы организации общества.
 
ѕравление кн€гини ќльги при малолетнем —в€тославе было более успешным, нежели ее мужа »гор€. —тав правительницей  иева, ќльга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение слав€нских племен власти  иева. ¬ 947 г. вместо полюдь€ она установила твердые размеры дани дл€ древл€н и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики).
 
ќльга способствовала распространению на –уси христианства. ¬ середине 50-х годов X века ќльга с большим посольством отправилась в ¬изантию. “ам она крестилась в христианскую веру, получив в крещении им€ ≈лены. «ѕовесть временных лет» описывает крещение кн€гини ќльги следующим образом. ¬изантийский император, сраженный красотой и мудростью ќльги, захотел женитьс€ на ней. «я €зычница, — ответила русска€ кн€гин€. — ≈сли хочешь крестить мен€, то крести мен€ сам, — иначе не крещусь». »мператор исполнил желание ќльги, а затем снова предложил стать своей женой. ќльга же ответила: « ак ты хочешь вз€ть мен€, когда сам крестил мен€ и назвал дочерью. ј у христиан не разрешаетс€ это, — ты сам знаешь». » ответил император: «ѕерехитрила ты мен€, ќльга».
 
≈сли ќльга стала христианкой, то ее сын —в€тослав оставалс€ €зычником. ћного раз кн€гин€ ќльга пыталась научить сына христианской вере, говор€: «я познала Ѕога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоватьс€». —в€тослав же не слушалс€ мать и отговаривалс€: « ак мне одному прин€ть новую веру, если дружина мо€ станет надо мною сме€тьс€?» Ќо ќльга любила своего сына и говорила: «ƒа будет вол€ Ѕожи€. ≈сли захочет помиловать Ѕог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратитьс€ к Ѕогу, что даровал и мне». » так говор€, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день, воспитыва€ сына до его возмужани€ и совершеннолети€.
 
¬о внешней политике ќльга проводила курс на сближение с ¬изантией. ¬спомогательные отр€ды русов участвовали практически во всех войнах ¬изантии того времени. ќднако кн€гин€ ќльга стремилась соблюдать независимость своего государства от ¬изантийской империи. “ак, будучи сама крещена в ¬изантии, в 959 г. ќльга обратилась с просьбой прислать на –усь миссионеров дл€ проповеди христианства к императору —в€щенной –имской империи ќттону I, противнику ¬изантии. ¬ 962 г. римские проповедники во главе с епископом јдальбертом прибыли на –усь, но они встретили холодный, даже враждебный прием и вынуждены были возвратитьс€ восво€си ни с чем. —овременные исследователи полагают, что изгнани€ римских посланников потребовала христианска€ община русов, недавно переселивша€с€ в  иев из ћоравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Ёта давн€€ вражда между русами-христианами и римским престолом во многом и объ€сн€ла изначальное непри€тие в  иеве римско-католической церкви.

¬ 968 г., когда кн€зь —в€тослав воевал в Ѕолгарии, на  иев напали кочевники-печенеги. ќни окружили  иев великой силой, и нельз€ было выйти из города. ј в  иеве не осталось сильной дружины, ибо все воины ушли со —в€тославом.  н€гин€ ќльга, вместе с внуками ярополком, ќлегом и ¬ладимиром, и со всеми киевл€нами заперлась в городе. ¬скоре киевл€не стали изнемогать от голода и жажды. “огда один киевский отрок вызвалс€ пройти через печенежские станы за подмогой. ќн умел говорить на печенежском €зыке и потому, вз€в уздечку от кон€, пробралс€ через их лагерь спрашива€: «Ќе видел ли кто-нибудь кон€?» ѕеченеги прин€ли его за своего, и лишь когда отрок бросилс€ в ƒнепр и поплыл, пон€ли свою ошибку. ѕеченеги начали стрел€ть из луков, но юный киевл€нин сумел перебратьс€ на другой берег.
 
«десь сто€л небольшой отр€д под водительством воеводы ѕретича. » сказал им отрок: «≈сли не пойдете завтра к городу, то люди сдадутс€ печенегам». “огда, на следующий день отр€д ѕретича сел в лодки и, громко труб€, направилс€ к  иеву. ѕеченеги решили, что это идет сам —в€тослав и разбежались в страхе. ќднако далеко от города не ушли.
 
» послали киевл€не гонца к —в€тославу со словами: «“ы кн€зь, ищешь чужой земли и о ней заботишьс€, а свою землю покинул. ј нас чуть было не вз€ли печенеги, и мать твою, и детей твоих. ≈сли не придешь и не защитишь нас, то захват€т нас. Ќеужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей своих?». ѕолучив это известие, —в€тослав с дружиной быстро вернулс€ в  иев и прогнал печенегов.
 
ќльга была первой русской правительницей-христианкой. —тав христианкой, ќльга сильно изменилась. Ќрав ее стал добрее, забыла €зыческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви.  н€гин€ ќльга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней самую добрую пам€ть. » недаром древний летописец назвал ее «провозвестницей христианской земли».
 
≈е внук, кн€зь ¬ладимир —в€тославич, в 1000 году повелел перенести останки кн€гини в ƒес€тинную церковь и положить в каменный саркофаг. –ассказывали о чудесах, которые происходили возле останков кн€гини ќльги. Ќа верху саркофага было устроено оконце.  огда кто-нибудь приходил к гробнице кн€гини с твердой верой, оконце само открывалось, и было видно нетленное тело, свет€щеес€, словно солнце. » многие люди исцел€лись возле гробницы от разных болезней. ј кто приходил без веры, тому оконце не отвор€лось и чудес не случалось.
 
”же в XI в. в разных древнерусских источниках прослеживаетс€ желание прославить кн€гиню ќльгу, как православную св€тую. ќднако сам факт канонизации кн€гини ќльги произошел позднее, когда – неизвестно. ƒень пам€ти — 11 (24) июл€.

ѕам€тник кн€гине ќльге. —кульптор ».  авалеридзе.  иев: 

 ѕам€тник кн€гине ќльге. —кульптор ¬.  лыков. ѕсков

ѕам€тник кн€гине ќльге. «. ÷еретели. ѕсков:

 н€гин€ ќльга. —кульптор ѕ. √лем€зь.  иев:

 н€гин€ ќльга. ».»люшин. ¬ладимир:

 н€гин€ ќльга. ¬.«аричный.  оростень:

Ѕюст на родине героини. √олова вполне пристойна€, но стоит на какой-то дерев€нной табуретке в чьем-то огороде. јвтора установить не удалось:

„асовн€ кн€гини ќльги. ѕсков:

ѕам€тник «“ыс€челетию –оссии». ћ.ћикешин. ¬еликий Ќовгород:

 н€гин€ ќльга. Ѕронзова€ скульптура на портале ’рама ’риста —пасител€. —кульптор Ќ.–амазанов:

 н€гин€ ќльга из ¬еликой свиты (скульптура на фронтоне кафедрального католического собора —в.¬оскресени€). »вано-‘ранковск:

 н€гин€ ќльга (горельеф на стене пам€тника кн€зю ¬ладимиру). —.»саков. ¬ладимир:

ѕортал церкви »коны «ќтрада и ”тешение» в селе ƒобрыниха ƒомодедовского района ћосковской обл. (римска€ мозаика):

–авноапостольна€ кн€гин€ ќльга. ¬.¬аснецов: 

 н€гин€ ќльга. ћ.Ќестеров (1896г.):

 н€гин€ ќльга. ћ.Ќестеров (1927г.):

ѕерва€ встреча кн€з€ »гор€ с ќльгой. ¬.—азонов:

 н€гин€ ќльга вступает в храм —в€той —офии. ».ћашков:

 рещение кн€гини ќльги в  онстантинополе. ».јкимов:

–озы сердца. —.–ерих:

 рещение. —. ириллов:

–убрики:  »стори€ –оссии
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку