-÷итатник

»сполнение «авета будущих Ѕлаг. - (0)

  »сполнение «авета будущих Ѕлаг √о...

ѕереселение злых духов из умирающих - в живых? - (0)

ѕереселение злых духов из умир...

—мысл страданий »ова - (0)

  * —мысл страданий ...

Ѕог скинии - (0)

У¬ажнейший вопрос, который всегда сто€л перед церковью, заключаетс€ в том,  то такой Ѕог; а самый ...

Ђ≈врейские ≈вангели€ї Ч ƒаниэль Ѕо€рин - (0)

Daniel Boyarin - The Jewish Gospels - the story of the Jewish Christ - ѕеревод ...

 -¬идео

—транник
—мотрели: 191 (4)
Ўансон : ¬ этом мире
—мотрели: 145 (0)
Ѕабий яр
—мотрели: 305 (1)
Ѕибли€ говорит...
—мотрели: 123 (0)
VIS DE PRIMAVARA
—мотрели: 60 (0)

 -ћузыка

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “ать€на_Ўохнина

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

библи€ истори€ израил€.христианство

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) ÷арство_ улинарии Frozen_Amigo
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ќ_—амом_»нтересном Ћюбители_ѕутешествий Frozen_Amigo

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.03.2011
«аписей: 10331
 омментариев: 489
Ќаписано: 11673

»стори€ евреев в  енигсберге

—уббота, 16 ћарта 2013 г. 20:48 + в цитатник

 јЋ»Ќ»Ќ√–јƒ :: истори€

 

»стори€ евреев в  енигсберге началась в 1508 году, когда в город были допущены два еврейских врача. ≈врейска€ община города не была столь многочисленной, как общины близлежащих польских и литовских городов. ¬ лучшее врем€ общины, перед первой мировой войной в городе было примерно 5000 евреев. ќднако еврейство  енигсберга было активным сообществом: ко времени прихода к власти нацистов в городе, было п€ть синагог, сиротский дом и дом престарелых, три еврейских кладбища, множество различных еврейских организаций - религиозных, благотворительных, культурных, сионистских.

 енигсберг знаменит как важнейший нар€ду с Ѕерлином центр еврейского просвещени€ - √аскалы. ќсновоположник этого движени€ философ ћоисей ћ≈Ќƒ≈Ћ№—ќЌ вел многолетнюю переписку с великим кЄнигсбергским философом  јЌ“ќћ и однажды посетил его в  енигсберге. ”ченики ћ≈Ќƒ≈Ћ№—ќЌј издавали в  енигсберге первый в истории еврейской письменности светский журнал на иврите «haMaasef». ¬месте с тем с  енигсбергом также св€заны €ркие страницы истории ортодоксального еврейства. «десь некоторое врем€ проповедовал, а в последствии скончалс€ и был похоронен рабби »сраэль —јЋјЌ“≈– - выдающийс€ представитель так называемого «литовского» направлени€ в иудаизме, основатель этического движени€ «ћусар». Ѕольшим событие 2001 года стало восстановление надгробь€ на его могиле, обнаруженной на основании документов, найденных мною в иерусалимском архиве. ќбщина координировала работы по благоустройству территории кладбища: установлена ограда, расчищены пол€ и дорожки. Ќа открытие надгробь€ приехали около 300 представителей ортодоксального религиозного еврейства со всего мира.

»з других известных евреев, чь€ жизнь была св€зана с  енигсбергом, можно назвать автора первых романов на иврите јвраама ћјѕ”, математика √енриха ћ»Ќ ќ¬— ќ√ќ, кантора и синагогального композитора Ѕ»–ЌЅј”ћ, а также Ћею –јЅ»Ќ - супругу трагически погибшего премьер министра »зраил€.

ѕосле прихода к власти нацистов началась эмиграци€ евреев из  енигсберга.  огда обучение еврейских детей в обычных немецких школах стало невозможным, в 1935 году была открыта светска€ еврейска€ школа, которой до того в городе не было. Ўкола просуществовала до лета 1942. 9 но€бр€ 1938 года в городе имели место событи€ печально знаменитой «Reichskristallnacht», когда были сожжены синагоги, разгромлен еврейский сиротский приют, а на другой день дом престарелых.

—егодн€ еврейское население  алининградской области составл€ет примерно 2000 человек. ќсновна€ часть проживает в  алининграде, небольшие группы в —оветске (около 100), „ерн€ховске (около 50), —ветлогорске (около 50) и в других городах области.
 алининградские евреи приехали в область после войны, это были военные, а также специалисты, направленные на восстановление хоз€йства, развитие науки и культуры, на работу в новых советских учреждени€х.

»з евреев кЄнигсбергской в городе общины не осталось никого. ≈диницы, пережившие годы гитлеровского режима, разделили судьбу немецкого мирного населени€ и были депортированы.

—егодн€шн€€ община евреев  алининграда это очень ассимилированное сообщество. „исто еврейских семей мало, большинство смешанные. Ќебольшое количество пожилых людей знают идиш. ≈сть люди владеющие ивритом, в основном это- израильт€не по разным причинам вернувшиес€ в город, таких единицы.

ћногие калининградские евреи переехали жить в »зраиль, —Ўј, √ерманию. ќднако немало тех, кто не планирует эмиграцию. ¬ городе есть немало крупных еврейских предпринимателей (в основной когорте 25 человек).

Ѕольша€ часть еврейского населени€ – люди пожилые. Ќа учете в благотворительном центре состо€т около 1000 человек. —тудентов и школьников, св€занных с общиной примерно 200.

’ќЋќ ќ—“: « ®Ќ»√—Ѕ≈–√— »≈ ’–ќЌ» »»

’от€ истори€ ’олокоста -  атастрофы европейского еврейства исследована и отражена в научной, мемуарной и художественной литературе глубоко и подробно, истори€ гибели еврейской общины  Єнигсберга, факты преследовани€ и уничтожени€ евреев этого города известны его сегодн€шним жител€м мало. ¬озможно, это св€зано с тем, что истори€ города до 1945 года долго была «закрытой темой».  огда в  алининграде стали по€вл€тьс€ первые гости из √ермании, уже существовало общество еврейской истории и культуры, ставившее, среди прочего, целью изучение истории еврейской общины  енигсберга, судьбы здешних евреев. Ќа наш вопрос, обращенный к уроженцам  Єнигсберга: «а что случилось с евре€ми вашего родного города?» обычно следовал рассказ о том, как «у нас во дворе были еврейские дети, мы дружили, но в один прекрасный день они исчезли». ћы осознали парадоксальный факт –живем в советском городе, где происходили событи€, которые нацисты горделиво называли «»мперска€ хрустальна€ ночь». — тех пор у евреев  алининграда сложилась традици€ – 9 но€бр€ собиратьс€ у стен уцелевшего еврейского сиротского дома, р€дом с которым сто€ла Ќова€ синагога, сожженна€ в ночь погрома…

ќднажды, благодар€ помощи художника »гор€ Ўелепова, автору этих строк удалось зав€зать переписку со скульптором …озефсоном, евреем из  Єнигсберга. ќт него мы узнали о ћихаэле ¬ике, авторе книги «ѕовесть о падении  Єнигсберга – «ценный» еврей свидетельствует». —крипач, сын скрипачей – еврейки и немца, ћихаэль ¬ик пережил в городе весь период нацистского господства и три года после рагрома гитлеровцев. ≈го книга, ставша€ бестселлером в √ермании, вновь объединила кЄнигсбергских евреев доживших до наших дней. ѕрочитав ее, они писали автору, находили друг друга, вступали в переписку между собой. ћы стали переписыватьс€ с ¬иком. ¬ 1992 году он приехал в  алининград после 44 лет разлуки с родным городом.
—удьбы многих кЄнигсбержцев могли бы стать основой романа с острым сюжетом, охватывающим дес€тилети€.

¬ 1997 году  алининград посетил раввин …осеф √ирш ƒуннер – последний раввин  Єнигсберга, объединивший перед войной соперничавшие городские общины разных направлений, живущий ныне в Ћондоне. ќн покинул город с годовалым сыном јбой, (который тоже приехал в  алининград), и беременной женой после ареста в «’рустальную ночь» 9 но€бр€ 1938 года.

—реди тех, кто покинул город раньше, в 1934 году, было семейство Ўлосберг. –одивша€с€ в 1929 году в этой семье девочка Ће€, когда подросла, стала женой »цхака –абина, впоследствии премьер-министра »зраил€. ¬ 1995 году в интервью калининградскому телевидению она вспоминала и свой дом напротив ¬альтер-—имон-ѕлатц, и зоопарк неподалеку от дома.

√етто в “ерезиенштадте, концлагер€ јушвиц и Ћенциг прошла √елла ¬ертхайм («асс) – девушка из »нстербурга. ќна написала книгу «¬се всегда сносить терпеливо», вышедшую в 1993 году.

¬  ирь€т-јта – городе-спутнике ’айфы живет Ќехама ƒробер –школьна€ подруга ћихаэл€ ¬ика. ќна, наверное, единственна€ из уроженцев  Єнигсберга, кому довелось посетить город в 70-е годы. ќбъ€сн€етс€ это тем, что после войны она убежала в советский тогда  аунас, а потом жила как советска€ гражданка с мужем в ћолдавии. ¬ этой книге публикуютс€ ее воспоминани€, предоставленные непосредственно автором.

ћихаэль ¬ик сам написал книгу о своей судьбе. ¬озможно, что скоро по€витс€ возможность прочесть ее на русском €зыке. ёрий ¬олков, работающий на кафедре философии  алининградского университета перевел ее полностью и теперь готовитс€ издание.

ќт ћихаэл€ ¬ика пот€нулась ниточка к другим материалам по истории  Єнигсберга. ќн рассказал автору этих строк о трагедии в ѕальмникен, о том, что последн€€ точка в кровавой летописи ’олокоста была поставлена не в ќсвенциме, как это считает весь мир, а на берегу Ѕалтийского мор€, возле теперешнего янтарного. Ѕлагодар€ ћихаэлю ¬ику вы€снилось, что в √Єттингенском университете работает над докторской диссертацией по еврейской истории нашего города в 1870 – 1945 годах —тефани Ўюлер-Ўпрингорум. ќна посетила  алининград, безуспешно пыталась найти что-нибудь в здешних архивах дл€ своей работы. „ерез несколько лет она прислала увесистый том - свою монографию «≈врейское меньшинство в  Єнигсберге, 1871-1945» (√Єттинген, 1966), где содержитс€ масса интереснейшей информации, почерпнутой из разрозненных публикаций, архивных материалов и личных воспоминаний, собранных исследовательницей. ¬прочем, научный труд примерно на ту же тему, хот€ и менее объемный, существовал ранее – книга израильт€нина …орама якоби «≈врейска€ жизнь в  Єнигсберге в 20 веке» (¬юрцбург, 1983). ƒанна€ стать€ представл€ет собой компил€цию разделов из обеих книг, посв€щенных финалу четырехсотлетней еврейской истории в  Єнигсберге.

¬ 1933 году численность еврейского населени€  Єнигсберга составл€ла 3170 человек, еще примерно тыс€ча евреев проживали в провинции. Ќазначение 30 €нвар€ 1933 года √итлера рейхсканцлером стало началом осуществлени€ планов национал-социалистского движени€ в отношении евреев: ограничение в правах, исключение из общегерманской жизни, экономические разорение, физическое уничтожение. Ёто делалось систематически, путем введени€ законов, распор€жений и предписаний. Ёто сопровождалось и так называемыми «спонтанными» акци€ми, такими как «ƒень бойкота» 1 апрел€ 1933 года и «’рустальна€ ночь» в но€бре 1938. ƒл€ значительной части еврейского населени€  Єнигсберга этот поворот был неожиданностью, они не были готовы к новой ситуации и наде€лись, что все изменитс€ к лучшему. „ерез несколько мес€цев они осознали серьезность положени€. Ѕольшинство членов общины, которые были способны предвидеть ход событий, прежде всего сионисты, прин€ли правильные решени€. ≈ще в том же году многие кЄнигсбергские евреи эмигрировали, большинство из них в ѕалестину, где боролись за создание государства »зраиль, были его первостроител€ми.

— приходом нацистов к власти начались убийства их политических противников в  Єнигсберге, среди них был Ќойман, еврей-управл€ющий фирмы ««оммерфельд». ¬се, что публично напоминало о евре€х искорен€лось: мен€лись названи€ улиц и площадей (например, ¬альтер-—имон-платц – Ёрих- ох-платц, —инагогенштрассе - «еелештрассе), убирались бюсты и мемориальные доски. ѕод давлением обсто€тельств многие еврейские коммерсанты в убыток себе продавали или ликвидировали с 1933 года свои предпри€ти€. ¬ апреле того же года были уволены евреи-чиновники, евреи-адвокаты, получившие практику послу 1914 года и не участвовавшие в войне, лишались ее. Ќемногим позже больничные кассы перестали обращатьс€ к евре€м врачам и дантистам. „исло еврейских студентов высшей школы сокращалось. «јриизаци€» высшей школы вела к увольнению доцентов и профессоров. ¬ течение 1936 года были «ариизированы» магазины и универмаги, и многими из них завладели «партайгеноссен». ѕродажа еврейских магазинов продолжалась и после 1936 года. ¬ феврале 1938 года в  Єнигсберге были еще 201 еврейска€ фирма, 38 врачей и 22 адвоката.

¬ 1938 году еврейский торговец –. был осужден судом прис€жных по расовым основани€м и приговорен к двум годам тюрьмы. «—остав преступлени€» еще до приговора растиражировала пресса. »з описательной части приговора, хран€щегос€ в институте «яд вашем», видно, что судь€м было непри€тно выносить обвинительный приговор за по-человечески пон€тное «де€ние». ќно заключалось в том, что некто –. после многолетней дружбы с нееврейкой вознамерилс€ женитьс€ на ней, что возбран€лось расовым законодательством. ѕосле освобождени€ из тюрьмы в 1940 году –. женилс€ на еврейке и погиб вместе с ней после депортации.

ѕервые мес€цы после €нвар€ 1933 года община, еврейские объединени€ и общества вели свою обычную работу: заседало правление, комитет по благотворительности, проводились лекции, концерты, спортивные соревновани€. ѕосле апрельского бойкота началс€ процесс сближени€ еврейских организаций, «партий» и направлений. ¬ еврейские объединени€ стали вступать те, кто прежде сторонилс€ еврейства или даже крестилс€. ¬ сент€бре 1933 года было создано «»мперское представительство евреев в √ермании». ќтделение этого центрального учреждени€ было и в  Єнигсберге.

¬ мае был закрыт и в феврале 1934 года продан общинный летний дом в Ќойхаузер, в июне закрылась еврейска€ благотворительна€ столова€. Ўестеро детей и подростков были направлены летом в ѕалестину, в молодежную деревню Ѕен-Ўемен, тринадцать в Ћитву, в лагерь религиозно-сионистской организации «явне», в саду возле Ќовой синагоги была организована летн€€ площадка дл€ отдыха.   осени 1933 года больша€ часть еврейских семей пришла к согласию, что в  Єнигсберге необходимо организовать еврейскую школу. ¬ общине подумывали о продаже здани€ синагоги «јдат »сраэль». 16 окт€бр€ скончалс€ раввин ‘еликс ѕерлес. —о смертью раввина утратило свою активность ќбщество еврейской истории и литературы. Ќекоей компенсацией исключени€ евреев из общественной жизни служила де€тельность культурных объединений при «»мперском представительстве». ¬ начале 1935 года общине пришлось прекратить богослужени€ в районе ’уфен, поскольку зал тамошней гимназии больше не разрешалось использовать дл€ этих целей. »з-за плохого финансировани€ общине пришлось прекратить патронажную работу, а ортодоксальна€ синагога не смогла пригласить нового кантора взамен эмигрировавшего.

29 апрел€ 1935 года была открыта еврейска€ школа под руководством ƒавида ‘ранца  етлера, куда пришли 82 ученика четырех начальных классов.   осени число учеников школы достигло 117. »з-за проблем, возникавших у еврейских детей в обычных школах, в последующие годы через еврейскую школу прошли многие школьники. ѕосле эмиграции в 1939 году д-ра  ельтера в ѕалестину учительница –оза ¬ольф руководила школой вплоть до ее закрыти€ по решению правительства в 1942 году. ¬ 1935 году —оюз еврейских женщин вновь открыл свой детский сад.

Ќа место уволившегос€ с 1 апрел€ 1936 раввина ортодоксальной синагоги д-ра ќкса был избран 23-летний раввин …осеф ƒуннер. ¬ декабре того же года община праздновала 40-летие Ќовой синагоги.

 ультурна€ работа общины в 1935 году была интенсивной. ≈е центральным событием в мае стал семинар дл€ раввинов, работников культуры и молодежных лидеров, которым руководили знаменитые философы ћартин Ѕубер и  арл јдлер.

¬ сент€бре  Єнигсберг покинул раввин Ћевин, новый раввин на его место избран не был. »сполн€ющим об€занности общинного раввина стал …осеф ƒуннер, при котором с 1 но€бр€ 1938 года начались объединенные общинные богослужени€. ѕо будн€м они проходили в —тарой, а по субботам и праздникам в Ќовой синагоге, орган, ставший некогда поводом дл€ раскола, более не использовалс€, он был скрыт специальным занавесом.

— начала 1933 года, в услови€х изменившегос€ положени€ евреев активизировали свою работу сионисты. ¬  Єнигсберге было несколько было несколько спортивных, молодежных, просветительсктх групп, видевших будущее евреев в еврейском государстве в ѕалестине – в Ёрец »зраэль, они носили традиционные дл€ таких групп названи€ – «hабоним», «ћаккаби-hацаир”, “hахашра”, “Ѕар- охба”.  рышева€ организаци€ дл€ всех, кто готовилс€ к жизни на земле предков, называлась “hехалуц” и насчитывала к концу 1933 года 100 человек. ƒе€тельность этих организаций была разнообразна: например в 1935 году в феврале проходила “Ќедел€ ѕалестины”, в августе в Ќовой синагоге состо€лс€ вечер пам€ти √ерцл€ и Ѕ€лика, в сент€бре на спортивный праздник съехалась еврейска€ молодежь из √даньска, Ёльблонга, ќльштына – всего 150 человек. ¬ своей пропаганде и просветительской работе сионисты делали упор на подготовку к новой жизни. Ѕудущие жители ѕалестины направл€лись в –игу и  лайпеду, где действовали группы по профессиональной переподготовке.
“’рустальна€ ночь” ознаменовала глубокий перелом в жизни евреев  Єнигсберга. ќбщина, правда, просуществовала еще несколько лет до ее роспуска по распор€жению правительства 10 ма€ 1943 года. ќднако заниматьс€ она могла только дозволенными задачами – богослужением, погребением, благотворительностью, обучением (еврейские школы были закрыты в 1942 году), эмиграцией (под этим власти понимали также и депортацию). ¬ следствие различных ограничений к началу ¬торой ћировой войны общественна€ жизнь евреев в  Єнигсберге прекратилась. ќ погроме 9,10 но€бр€ 1938 года в  Єнигсберге есть много устных и письменных свидетельств, которые, расход€сь в незначительных детал€х, описывают кошмарную сцену этой ночи. ѕервой целью эсэсовского отр€да была Ќова€ синагога, при которой располагались сиротский дом, квартира директора  ельтера, кантора-пенсионера ¬ольхайма и импровизированное помещение еврейской школы. Ћюдвиг √ольдштейн, который, как «старый газетчик», при первом шуме бросилс€ в направлении ‘орштадта, свидетельствует в своих мемуарах, что здание было предусмотрительно оцеплено, чтобы после разгрома его внутренних помещений, немедленно поджечь его. ќдновременно погромщики устремились к сиротскому дому и жилым помещени€м. ƒиректор  ельтер, чьей семье, выброшенной на улицу, довелось пережить ужасные мгновени€, вспоминает: «ƒети в нижнем белье выскакивали, охваченные паническим страхом на дорогу, и разбегались по близлежащим улочкам. ќсобую злость вымещали эсэсовцы на втором нашем канторе. ќни злобно гнали старого человека по улице к мосту через ѕрегель, угрожа€ бросить его в реку, и лишь вмешательство их начальника предотвратило это». ѕосле этого, как свидетельствует √ольдштейн, вследствие такого жестокого обращени€ ¬ольхайм провел несколько недель в больнице.  ак свидетельствуют ¬ик и √ольдштейн, еврейские семьи и «сочувствующие» христиане приютили детей и на следующее утро привели их в правление общины.  огда Ќова€ синагога в ту же ночь была предана огню, пострадали соседние здани€. ѕоэтому в других молитвенных домах, которые слишком тесно были окружены «арийскими» жилищами довольствовались лишь разгромом обстановки. —инагога «ѕолнише шул» была затем снесена, а богослужени€ впредь совершались в —тарой синагоге. Ќе пощадили и еврейский дом престарелых, его обитатели были изгнаны на следующий день с немыслимой жестокостью. Ќовый траурный зал еврейского кладбища на Ўтеффекштрассе, вокруг расходов на который дес€ть лет назад в общине шли острые споры, был в ту ночь забыт. Ќо уже на следующий день он лежал в руинах. „ерез пару мес€цев были осквернены и два других еврейских кладбища. ќрганизованные группы эсэсовцев под руководством командиров, на руках у которых были заранее подготовленные списки, ходили от одного еврейского магазина к другому, били витрины, грабили товары, громили внутреннюю отделку.  ак и повсюду в √ермании в эту ночь отр€ды эсэсовцев врывались в квартиры еврейских семей, громили, грабили, хватали отцов семейств, старших сыновей.   утру после ночи было арестовано примерно 450 человек. »х доставили в полицайпрезидиум, где они подвергались оскорблени€м и побо€м со стороны эсэсовцев. Ќо судьба задержанных см€чилась благодар€ особенному географическому положению провинции. ѕоскольку в ¬осточной ѕруссии еще не было концлагерей, а проезд через «данцигский коридор» был св€зан с организационными проблемами, евреев разместили в городской тюрьме и в старой пожарной охране. ¬сех арестованных отпустили в течение четырех недель. ѕочти все, еще наход€сь под арестом «продали» свое имущество и, выйд€ из тюрьмы, эмигрировали.

 ак и повсюду в –ейхе в но€бре 1938 в  Єнигсберге прокатилась волна меропри€тий, направленных против еврейского населени€. ѕредписанием от 12 но€бр€ исключалась вс€ка€ возможность предпринимательской инициативы.

ќдновременно началс€ грабеж еврейской собственности путем так называемых «еврейских податей», принудительного отчуждени€ производственных предпри€тий и земельных владений, об€зательной сдачи предметов из золота, серебра, платины, драгоценных камней и жемчуга. Ќачалось принудительное депонирование ценных бумаг, размещение наличных средств на закрытых счетах. ¬се это вводилось с но€бр€ 1938 по февраль 1939. Ёмиграци€, котора€ давно уже облагалась «имперским налогом с беженцев» и ограничени€ми на денежные переводы, усложнилась новыми инструкци€ми о вывозе имущества. Ќа основании закона от 30 апрел€ евреи были изгнаны из их жилищ и поселены в общих квартирах в особом квартале.

ѕредписанием от 4 июн€ 1939 года все евреи √ермании, их общины (которые уже с 31 марта 1938 года не €вл€лись официальными учреждени€ми), а также все еврейские объединени€, организации, фонды, растворенные прежде в «»мперском представительстве», были включены в принудительную организацию «»мперское объединение евреев √ермании». ќбщина и все еврейские организации  Єнигсберга были подчинены местному филиалу этой организации и поставлены под контроль √естапо.

— началом второй мировой войны евреи города подверглись множеству новых ограничений: среди них запрет выходить из дома, специальные часы покупок в магазинах, дискриминаци€ при распределении продуктов питани€ и других важных товаров, запрет пользоватьс€ средствами св€зи. ¬скоре начались принудительные работы, изъ€тие радиоприемников и теплой одежды. — 1 сент€бр€ 1939 года все евреи должны были носить вне дома на одежде заметные дл€ всех «еврейские звезды». Ќесколько позже начались депортации с утратой гражданства и лишением имущества. ¬  енигсберге они были осуществлены массовыми транспортами в 1942-43 годах.

ќбщее число жертв среди еврейского населени€  Єнигсберга после «’рустальной ночи» можно только оценить, точной статистики нет. ¬ окт€бре 1935 года община насчитывала 2086 душ, по официальной статистике за май 1939 – 1585. Ѕольша€ часть этого сокращени€ должна быть без сомнени€ отнесена на счет эмиграции.

¬ окт€бре 1941 года из  Єнигсберга уехал престарелый председатель общины профессор ‘алькенгейм со своей женой. ќни носили желтые звезды и имели мужество отстаивать интересы общины перед власт€ми до самого своего отъезда. »х путь лежал через Ѕарселону и √авану к сыну в Ќью-…орк, где ‘алькенгейм скончалс€ в 1945 году в возрасте 90 лет.

»з депортированных детей сиротского дома примерно половине удалось спастись, укрывшись в голландских семь€х, среди них был √анс  аспари, живущий теперь в ’айфе. ќн посещал  алининград и встречалс€ с автором этих строк.

”спел покинуть  Єнигсберг и директор еврейской школы  ельтер. ƒобравшись до «емли »зраил€ он жил в ’айфе, много лет руководил школой и опубликовал воспоминани€ о «’рустальной ночи».

Ќо эмиграци€ спасала не всегда. ’уго и Ёрна Ћевин были схвачены в »талии и отправлены в ќсвенцим. ÷ентральна€ фигура кЄнигсберского еврейского женского движени€ –ахель ¬ольф была убита в ѕариже врачом, сотрудничавшим с немцами.

Ѕыли и совершенно немыслимые судьбы. √анс ћосберг, сын еврейского врача, крещеный в п€тилетнем возрасте, избрал военную карьеру и был награжден, как отважный офицер ѕервой мировой войны. ќн женилс€ в  Єнигсберге на нееврейке, в 1924 году у него родилс€ сын. –асова€ политика нацистов изгнала ћосберга из √ермании. Ќо за границей он продолжал работать на немецкую военную разведку, за что его семье было обещано покровительство. јмериканцы осудили его и отправили в лагерь дл€ военных преступников, где он содержалс€ с эсэсовцами, осужденными за убийства евреев.

Ќесмотр€ на эмиграцию, можно с уверенностью утверждать, что не менее 1000 евреев  Єнигсберга погибли после но€бр€ 1938 года. ѕо данным берлинской еврейской газеты «Der Weg» число депортированных из  Єнигсберга в “ерезиенштадт составило 830, из них 40 выжили. ёрист ћакс јрденталь был переведен в Ѕерлин в «»мперское объединение» и был оттуда позже депортирован. »звестный в городе советник юстиции ћах Ћихтенштейн оставалс€ с дочерью  ете в своей квартире, куда были подселены другие жильцы.  ете Ћихтенштейн была отправлена 24 июн€ 1942 года с массовым транспортом в ѕольшу и убита в Ћюблине 15 июл€ 1943 года. ћах Ћихтенштейн был депортирован 25 августа 1942 года. ¬ дороге он был зан€т изучением трудов —пинозы и поддерживал философскими беседами товарищей по несчастью. ќн умер в “ерезиенштадте в окт€бре того же года.

¬ “ерезиенштадте также умерли кЄнигсбергский врач д-р Ўрайбер и его жена. ¬ конце второй мировой войны здесь были освобождены санитарный советник ѕольнов и его жена. ѕосле возвращени€ в Ѕерлин в августе 1945 д-р ѕольнов скончалс€ 15 апрел€ 1946 года.

Ќекоторые кЄнигсбергские евреи предпочли депортации добровольную смерть, после мес€цев проведенных в страхе при каждом стуке в дверь, при каждом письме с казенным штампом. Ѕывший городской школьный советник ѕауль Ўтеттинер пользовалс€ большим уважением в городе, как инициатор важных начинаний в общественной и культурной жизни, носитель многочисленных почетных званий. ƒо 1933 года он был членом √осударственного —овета. ќн не счел дл€ себ€ возможным носить «еврейскую звезду». —вели счеты с жизнью консул и музыкальный меценат яфа и его жена, а также врач Ћотта √оттшальк. ќна была плем€нницей социал-демократа и врача јльфреда √оттшалька, который в возрасте 80 лет скончалс€ уже име€ повестку на депортацию в одной больнице со всеми любимым в городе ортопедом, восьм д-р  иве, который также не мог быть депортирован из-за смертельной болезни.

»з тех, кто погиб, будучи депортирован, должны быть упом€нуты две семьи. —ионист √анс √ерман, который как член президиума общины из чувства долга оставалс€ в  Єнигсберге с женой и сыном. ¬ ѕольше зимой 1942 года погибли известный детский врач д-р ¬альтер  л€йн и его жена. ѕеред тем он должен был отбыть тюремное заключение за то, что зарабатывал на жизнь – евре€м это было запрещено. ‘рау  л€йн добросовестно выполнила предписание гестапо: навела пор€док в квартире, которую нужно было оставить, сделала подробную опись своего имущества. » ее и мужа ждал скорый конец после депортации.
–одившийс€ в  Єнигсберге в 1924 году √ерхард Ўтольценберг был направлен в 1942 году на «т€желые принудительные работы». ¬ начале 1943 года он был схвачен в  Єнигсберге и в конце феврал€ того же года отправлен в јушвиц. ѕочти на пороге газовой камеры он был вдруг оценен как специалист и привлечен к профессиональной работе. ¬ феврале 1963 года он дал показани€ на следствии против нацистов.

ѕрочие выжившие были так называемыми «привилегированными», состо€вшими в смешанных браках, либо происходившими от таких браков и остававшимис€ в  енигсберге даже после его захвата  расной јрмией. ќни были высланы позже в √ерманию как и все немецкое население города. ƒвое описали свои последние годы в  Єнигсберге.

ќдин из них, г-н якоб, покинувший город в 1947 году, жил в с 1949 года в иерусалимском доме престарелых. ≈го воспоминани€ были записаны и опубликованы под названием «—удьба  Єнигсбергской общины». ѕо его свидетельству евреи-специалисты были освобождены от депортаций, которые в небольших масштабах начались уже в 1940 году, а после массовых депортаций 1942-43 года оставалось примерно 60 семей. –ешение гестапо не допустить, чтобы «привилегированные» попали в руки русских, не было выполнено. ѕосле войны они разделили судьбу прочего населени€ – голод и принудительные работы.   выжившим евре€м новые власти относились насторожено, подозрева€ их в прежнем сотрудничестве с гестапо. ¬ немногих случа€х еврейские офицеры  расной јрмии приглашали этих евреев поесть.

¬ мемориальном институте «яд вашем» в »ерусалиме стоит камень, на котором сделана надпись в пам€ть уничтоженных еврейских общин  Єнигсберга и ¬осточной ѕруссии. ¬  алининграде подобного мемориального знака пока нет.

ћ≈ћќ–»јЋ№Ќџ≈ ≈¬–≈…— »≈ ћ≈—“ј ¬  јЋ»Ќ»Ќ√–јƒ≈ » ќЅЋј—“»

¬  алининграде помимо кладбища, где был похоронен р. —јЋјЌ“≈– сохранилась территори€ еще одного – нового кЄнигсбергского еврейского кладбища. ”целело служебное кладбищенское строение, в котором теперь находитс€ ветеринарна€ лечебница. ≈ще одно – самое первое еврейское кладбище, застроено. Ќа этом кладбище похоронены знаменитый раввин ЁѕЎ“≈…Ќ («Ѕаал-апардес») и первый ивритский беллетрист јвраам ћјѕ”.
¬ городе не сохранилось ни одного здани€ синагоги. »з еврейских зданий сохранились сиротский дом (ныне жилой дом) и дом престарелых (ныне городска€ больница).

”далось установить улицу, на которой провел последние мес€цы жизни р. »сраэль —јЋјЌ“≈–. Ќа этой улице в еврейском квартале города уцелели два старых дома.

»звестен дом, где в 1928 году родилась Ће€ –јЅ»Ќ (в девичестве ЎЋќ——Ѕ≈–√), супруга »цхака –јЅ»Ќј.

Ќа территории нынешней  алининградской области в поселке ѕјЋ№ћЌ» ≈Ќ (ныне – яЌ“ј–Ќџ…) произошло последнее массовое уничтожение евреев во ¬торой мировой войне. ѕримечательно, что это случилось после освобождени€ ќсвенцима, что во всем мире считаетс€ финалом ’олокоста. ѕо разным оценкам от трех до дес€ти тыс€ч узников (в основном женщин) из концлагер€ Ў“”““’ќ‘ были пригнаны на берег Ѕалтийского мор€ и расстрел€ны здесь в ночь 31 €нвар€ 1945 года. Ќа месте расстрела сооружен небольшой пам€тник.
ƒважды в год город посещают группы немецких туристов, интересующихс€ историей и сегодн€шней жизнью еврейских общин ѕольши, Ћитвы и  алининграда. ƒл€ них организуетс€ экскурси€ по пам€тным еврейским местам, лекци€ ¬иктора Ўјѕ»–ќ и концерт хора "Ўофар" в общинном центре.

–убрики:  ѕублицистика



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку