-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в √алинэ_»скра

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.03.2011
«аписей: 8060
 омментариев: 2157
Ќаписано: 17416

75 лет со дн€ открыти€ ƒороги ∆изни - ƒороги 101...

¬торник, 22 Ќо€бр€ 2016 г. 10:58 + в цитатник
ѕомните!
„ерез века, через года,Ч
помните!
ќ тех, кто уже не придет
никогда,Ч ѕќћЌ»“≈!

Ѕлокада Ћенинграда длилась ровно 871 день. Ёто сама€ продолжительна€ и страшна€ осада города за всю историю человечества. ѕочти 900 дней боли и страдани€, мужества и самоотверженности. „ерез много лет после прорыва блокады Ћенинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом Ч можно ли было избежать этого кошмара? »збежать Ч видимо, нет. ƒл€ √итлера Ћенинград был Ђлакомым кускомї- ведь здесь находитс€ Ѕалтийский флот и дорога на ћурманск и јрхангельск, откуда во врем€ войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдалс€, то был бы разрушен и стЄрт с лица земли. 0_cba0b_daa98ac5_L (500x373, 118Kb)
¬оспоминани€ о блокаде Ћенинграда людей, переживших еЄ, их письма и дневники открывают нам страшную картину. Ќа город обрушилс€ страшный голод. ќбесценились деньги и драгоценности. Ёвакуаци€ началась еще осенью 1941 года, но лишь в €нваре 1942 года по€вилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через ƒорогу ∆изни. ¬ булочные, где выдавалс€ ежедневный паЄк, были огромные очереди. ѕомимо голода блокадный Ћенинград атаковали и другие бедстви€: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускалс€ до Ч 40 градусов. «акончилось топливо и замЄрзли водопроводные трубы Ч город осталс€ без света, и питьевой воды. ≈щЄ одной бедой дл€ осаждЄнного города первой блокадной зимой стали крысы. ќни не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Ћюди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали пр€мо на улицах. ѕо€вились случаи каннибализма и разбоев.
0_cba0c_7411f1da_L (500x333, 82Kb)
— первых дней блокады своЄ опасное и героическое дело начала ƒорога ∆изни Ч пульс блокадного Ћенинграда. ≈динственным путем, кроме малоэффективной авиации, дл€ эвакуации людей из блокадного Ћенинграда, а также дл€ доставки провианта и военных грузов обратно в город в сент€бре-но€бре 1941 года было Ћадожское озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ћадожской флотилии. 12 сент€бр€ 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по ƒороге ∆изни шли баржи.  аждый их рейс был подвигом Ч вражеска€ авиаци€ беспрестанно совершала свои бандитские налЄты, погодные услови€ часто тоже были не на руку мор€кам Ч баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого по€влени€ льда, когда навигаци€ уже в принципе невозможна.

ќднако было очевидно, что до наступлени€ холодов немецкое кольцо вокруг города прорвано не будет и дл€ того, чтобы избежать возможности полной блокады Ћенинграда в зимнее врем€, необходимо было в кратчайшие сроки найти выход. » такой выход был найден Ц это иде€ создани€ ледовых переправ через Ћадожское озеро, которые позднее получили название Ђƒорога жизниї.

ћногие поначалу довольно скептически отнеслись к этой идее, так как сомневались, что лед сможет вынести то огромное количество грузов, которое собирались переправл€ть через него. Ќе верили в это и немцы, в разбрасываемых над Ћенинградом листовках они писали буквально следующее Ч Ђпо льду Ћадожского озера невозможно снабжать миллионное население и армиюї. ќднако оставл€ть трехмиллионный город на целую зиму без снабжени€ фактически означало обречь его жителей на верную гибель и работы по созданию ледовой переправы начались. —начала в результате титанической работы ”правлени€ тыла по Ћенинградскому фронту была менее чем за мес€ц собрана вс€ имевша€с€ на тот момент информаци€ о перевозках т€желых грузов по льду, а также о ледовом режиме конкретно Ћадожского озера. ¬ результате этих исследований был выбран наиболее подход€щий дл€ переправы маршрут Ќова€ Ћадога Ч „ерноушево Ч Ћемассарь Ч  обона. ƒвадцатого но€бр€ 1941 года по Ђƒороге жизниї пошли первые гужевые повозки, а днем позже и знаменитые √ј«-јј (полуторки).
0_cba0d_b4f23f55_orig (446x250, 78Kb)
Ќесмотр€ на то, что казалось, была проведена огромна€ теоретическа€ подготовка перед созданием ледовой переправы, да и плюс к тому же зима 1941-1942 была очень суровой и снежной, Ћадожское озеро преподнесло непри€тный сюрприз. ќчень часто случалось, что колонна груженных до отказа грузовиков без проблем преодолевала маршрут, а следующа€ за ними легка€ машина проваливалась под лед. ѕричем проваливалась моментально, не оставл€€ никаких шансов наход€щимс€ внутри люд€м. Ёто происходило из-за малоизученного на тот момент €влени€ резонанса, а точнее изгибно-гравитационной волны, чтобы избежать которую, всем автомобил€м было предписано следовать со строго определенной скоростью. ѕосле нескольких таких случаев переправа получила свое второе более жуткое название Ц Ђƒорога смертиї.
14807115_64922thumb650 (586x421, 107Kb)
Ќе забывали о Ђƒороге жизниї и немцы, регул€рно соверша€ налеты авиации и артиллерийские удары по озеру, благо их позиции находились буквально в нескольких километрах от переправы. ѕоэтому многие шоферы полуторок при движении в ночное врем€ ехали, не включа€ фары, чтобы хоть как-то обезопаситьс€ от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. Ўоферы, работавшие на Ђƒороге жизниї вообще достойны отдельной истории. ќни проводили при жутком холоде (большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед) по 12 часов за рулем, соверша€ за день по 5-7 рейсов через все Ћадожское озеро, но при этом получали такой, же скудный паек, как и простые блокадники. ќднако никто из них не жаловалс€, так как все понимали, насколько важен их труд дл€ блокадников и солдат, оборон€вших Ћенинград.
0_cba0e_e630671c_L (500x347, 105Kb)
Ћедова€ переправа в зиму 1942-1943 года представл€ла еще большую опасность, чем годом ранее. ¬ результате м€гкой зимы с частыми оттепел€ми, лед часто взламывалс€, и это приводило к еще большему числу провалов, но Ђƒорога жизниї даже в таких услови€х продолжала действовать вплоть до 24 апрел€ 1943 года, то есть даже после сн€ти€ блокады Ћенинграда. ¬сего за два года по льду Ћадожского озера, согласно официальной статистики, было эвакуировано более 640 тыс€ч человек, доставлено в город 575 тыс. тонн различных грузов и переправлено на Ћенинградский фронт около 300 тыс. солдат и офицеров. “о есть, очевидно, что создание Ђƒороги жизниї в но€бре 1941 года €вл€лось одним из ключевых факторов, который хоть минимально, но позволил обеспечить продовольствием жителей города и бойцов обороны Ћенинграда, а это в свою очередь пр€мым образом повли€ло на общий исход Ћенинградской битвы.



ќна - как легенда, как песн€, как знам€,
” этой дороги не будет конца - она
Ќавсегда пролегла через пам€ть
Ќавеки прошла через наши сердца.
4360286_a339f2c5803e (56x54, 15Kb)
–убрики:  —анкт-ѕетербург...
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку