-Музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.02.2011
Записей: 5479
Комментариев: 55
Написано: 5536





Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:26 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

16 ноября - Анна Холодная

Народный календарь
Народный календарь

16 ноября - Анна Холодная


16 ноября, по старому стилю 3 ноября, отмечается память святой княжны Анны Всеволодовны — дочери киевского князя Всеволода Ярославича, которая посвятила себя служению богу. Князь построил для дочери женский Андреевский монастырь, где она стала первой игуменьей. Она открыла при монастыре первую в Европе школу для девочек.

На Руси в этот день было принято наблюдать за погодой. Бытовали поговорки: «Анна без снега — жди хлеба», «Анна холодная — осень голодная». Гудение дров в печи на Анну обещало бурю. Скорую стужу обещали плывущие низко облака.

Девушки брались за рукоделие, за прядение льна и ткачество. Наши предки говорили: «Льняное золото растит девку царевной», «Неумехам да нерадивицам добрая судьба сама не выткется».

Именины в этот день празднуют: Александр, Анна, Богдан, Василий, Викентий, Владимир, Евдокия, Иван, Илья, Иосиф, Кузьма, Николай, Павел, Петр, Сергей, Фёдор, Федот.


Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:23 + в цитатник
Это цитата сообщения Lyuba_Mira [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ДОМОВОЙ






В окно пахнет машинной гарью,
Асфальтом, пылью с мостовой.
А там, за пригородной далью,
Живет знакомый домовой.

На дух квартиру не выносит,
С ее комфортом, и при том
Живет, – ни есть, ни пить не просит,
И сторожит мой дачный дом.
0_3573c_ad64a287_L (382x500, 79Kb)


Растают шубы из снежинок,
Весна начнет свое шитье,
И я уже спешу, как инок,
В уединенное жилье.

Земля – икона, крест – лопата.
Душа да не сгорит в аду!
Как искренней молитве рада
Тысячелетнему труду.

А домовой уж топит печку
И чайник греет на плите,
И в склянке зажигает свечку –
Звезду раздумий в темноте.

Пусть блажь моя не станет плахой!
В конце концов, я не слепой.
Я, наклонившись над бумагой,
Веду беседы сам с собой.

Но всякий раз душа готова
К обману, правды не моля.
Ведь что за дом без домового!?
И что без сказки за земля!?

(Макаренков Владимир Викторович)

**********************************
Знаете ли вы, что...



0_5bb40_3b557a39_L (452x500, 80Kb)


В народном календаре славян у домового есть «профессиональные» праздники.

Седьмого февраля отмечаются его именины.
А первого апреля нельзя говорить вслух правду, потому, что в этот день домовой просыпается после зимней спячки - обычно не в духе.
Услышав худое, он мог и под ноги хозяину подкатиться - чтобы брякнулся.
Зато 12 апреля домовой сбрасывал зимнюю шкуру и милыми шалостями типа искры из печки или дымящей в кухню трубы возвещал наступление весны - то-то радость в доме.

Веник - постель домового.
Он оберегает дом от зла.

Веник - «домовушку» можно повесить в любое место квартиры, но желательно на кухне, около очага.

Веник вешают ручкой вниз и на входной двери со стороны улицы: так он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге.
Внутри дома - для домового, только ручкой вверх.
Веник-оберег прислоняют к изголовью роженицы и у колыбели младенца, расчищают им дорогу жениху и невесте.
Лапоть - место, где живет домовой, а также сани для переезда с хозяевами из дома в дом.

*****************************************


Песенка про домового)

За окошком лютует стужа,
ветер жгучий метет поземку.
Нам с тобою никто не нужен,
заведем разговор негромкий.
Ты поставишь на плитку чайник,
я достану засохшие сушки.
И, пока нам никто не мешает,
мы закатим с тобой пирушку
0_46ab8_9abb4622_L (396x500, 89Kb)


Разогнав за столом потемки,
разгрызая баранки с хрустом,
мы достанем заветную ёмкость,
чтоб предметно поспорить о вкусах
И на запах того варенья
домовые сбегутся из детской...
Станет чавканье и сопенье
Продолженьем беседы светской.

За окошком земля безлюдна,
ветер злобный с цепи сорвался...
Нам на кухне тепло и уютно.
Наш ночной разговор удался.
Два ножа, пять пропавших кружек
домовые оставят в буфете.
И пусть лютует за окошком стужа
пусть завывает в подворотне ветер.

Музыка Алексей Черемисов
Слова Ольга и Алексей Черемисовы.

***********************************


Заботливый ворчливый хлопотун,
Незримая душа родного дома,
Ты – ночью половицами скрипун,
Ты – за стеной шуршащая солома,
Ты – хоть волшебный, но домашний, свой,
В избе хранитель мира и уюта:
Дух предков наших, добрый Домовой,
Косматое хозяйственное чудо.

Еще в языческой Руси 1 апреля отмечались Именины Домового. Считалось, что в этот день Домовой, невидимый покровитель дома, просыпается после зимней спячки. Спросонья он не в духе, поэтому может в раздражении "набедокурить" – муку высыпать, белье перепачкать, домашнюю скотину напугать, да так, что корова молоко перестанет давать.
Домового надо умилостивить – угощенье преподнести, да развеселить. Поэтому домочадцы шутили друг над другом, устраивали веселые розыгрыши, дурачились (одевали рубаху наизнанку, а носки разных цветов).
Тогда-то и появилась присказка "Первого апреля – никому не верь!", ведь все старались обмануть друг друга.
Но делалось это не только, чтобы Домового-батюшку насмешить, самим тоже хотелось повеселиться: "Коль первого апреля не соврешь, когда еще времечко найдешь?".

Домовой – это дух, который охраняет человеческий дом.
0_5d289_425303e4_-6-L (500x418, 66Kb)


Он следит за чистотой жилья.
В отличие от человека он видит весь энергетический мусор, раскиданный по квартире, и помогает очистить ее.
Эти маленькие проказники очень любят домашних животных, особенно – лошадей и кошек.
Если в частном доме есть лошадь – то домовой обязательно переберется жить к ней на конюшню.
Он будет холить и лелеять коня.
Ну, а если вы заметили, что ваша кошка топочет, как стадо ежиков, по коридору или в соседней комнате, по принципу "тихо сам с собою я веду беседу", то знайте – это с ней играет ваш домовой.
Кошки же, в свою очередь, обожают домовых. Возят их на своей спине с удовольствием. Ведь поэтому кошка первая входит в новый дом, ввозя на себе нового Хозяина.

В старину домовой время от времени являлся людям.
Обычно он принимал вид кошки или другого животного. Добрым людям домовой показывался в человеческом обличье.
На древних славянских поселениях были обнаружены фигурки старичков. Считается, что именно так видели или представляли домовых наши пращуры.
Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи.
Домовой — оберег для дома и никак не нечистая сила!
Делая вывод из всего вышесказанного, могу сказать, что домовой – дух добрый, нужный, но и вредненький.
Поэтому, люди добрые, не обижайте их!
Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его.
Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы.

У разных народов их зовут по-разному: Домово́й, Домови́к, Де́душка, Посте́нь, Лизу́н, Доможи́л, Хозя́ин, Жирови́к, Не́жить, Сусе́дко, Брата́нушко, Дух-храни́тель, Оби́дчик до́ма, Подпо́льник, Игре́ц, Запе́чник, Подпе́чник.


************************************************
Былому конец! Электронный век!
Век плазмы и атомных вездеходов!
Давно, нефтяных устрашась разводов,
Русалки уплыли из шумных рек.

Зачем теперь мифы и чудеса?!
Кругом телевизоры, пылесосы.
И вот домовые, лишившись спроса,
По слухам, ушли из домов в леса.

А город строился, обновлялся:
Все печи - долой и старье - долой!
И вот наконец у трубы остался
Последний в городе домовой.

0_43b54_6df76b9a_L (378x500, 79Kb)


Средь старых ящиков и картонок,
Кудлатый, с бородкою на плече,
Сидел он, кроха, на кирпиче
И плакал тихонечко, как котенок.

Потом прощально провел черту,
Медленно встал и полез на крышу.
Уселся верхом на коньке, повыше,
И с грустью уставился в темноту.

Вздохнул обиженно и сердито
И тут увидел мое окно,
Которое было освещено,
А форточка настежь была открыта.

Пускай всего ему не суметь,
Но в кое-каких он силен науках.
И в форточку комнатную влететь
Ему это - плевая, в общем, штука!

И вот, умостясь на моем столе,
Спросил он, сквозь космы тараща глазки:
- Ты веришь, поэт, в чудеса и сказки?
- Еще бы! На то я и на земле!

- Ну то-то, спасибо хоть есть поэты.
А то ведь и слова не услыхать.
Грохочут моторы, ревут ракеты,
Того и гляди, что от техники этой
И сам, как машина, начнешь рычать!

Не жизнь, а бездомная ерунда:
Ни поволшебничать, ни приютиться,
С горя даже нельзя удавиться,
Мы же - бессмертные. Вот беда!

- Простите, - сказал я, - чем так вот маяться,
Нельзя ли на отдых? Ведь вы уж дед!
- Э, милый! Кто с этим сейчас считается?!
У нас на пенсию полагается
Не раньше, чем после трех тысяч лет.

Где вечно сидел домовой? В тепле.
А тут вот изволь наниматься лешим,
Чтоб выть, словно филин, в пустом дупле
Да ведьм непотребностью всякой тешить.

То мокни всю ночь на сучке в грозу,
То прыгай в мороз под еловой шапкой.
- И, крякнув, он бурой мохнатой лапкой
Сурово смахнул со щеки слезу.
0_1acf5_807a1d29_L (400x378, 75Kb)


- Ведь я бы сгодился еще... Гляди.
А жить хоть за шкафом могу, хоть в валенке.
- И был он такой огорченно-маленький,
Что просто душа занялась в груди.

- Да, да! - закричал я. - Я вас прошу!
И будьте хранителем ярких красок.
Да я же без вас ни волшебных сказок,
Ни песен душевных не напишу!

Он важно сказал, просияв: - Идет! -
Затем, бородою взмахнув, как шарфом,
Взлетел и исчез, растворясь, за шкафом,
И все! И теперь у меня живет!

(Эдуард Асадов)








наташа проценюк
Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:23 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

30 ноября - Григорий Зимоуказатель

Народный календарь
Народный календарь

30 ноября - Григорий Зимоуказатель


30 ноября, по старому стилю 17 ноября, отмечается память святителя Григория Чудотворца, жившего в III веке в Малой Азии. Он был епископом Неокесарии, совершил много праведных дел и прославился чудесами.

На Руси по давнему обычаю на Григория «закатывали зиму» — то есть кувыркались по свежему снегу, славя солнце и приговаривая: «Катись колесом от последнего осеннего месяца — к ядреной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь».

В этот день следили за погодой; бытовала поговорка: «Каков Григорий — такова и зима». Если лёд на реке был тёмным, это сулило хороший урожай будущим летом.

Именины в этот день празднуют: Геннадий, Григорий, Захар, Иван, Михаил.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:23 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

29 ноября - Матвеев день

Народный календарь
Народный календарь

29 ноября - Матвеев день


29 ноября, по старому стилю 16 ноября, отмечается память Левия Матфея — евангелиста, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Он был казнён в римской крепости Апасарос за проповедь христианства.

На Руси бытовали поговорки: «На Матвея зима потеет: в белой шубе явилась, на ноябрь понадеялась», «На Матвея земля преет». Если в этот день дул сильный ветер, то ожидались вьюги и метели до Николы Зимнего (19 декабря). Низкие облака сулили холода и стужу.

Именины в этот день празднуют: Василий, Виктор, Дмитрий, Иван, Макар, Матвей, Михаил, Николай, Сергей, Фёдор.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:22 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

1 декабря - Платон и Роман Зимоуказатели

Народный календарь
Народный календарь

1 декабря - Платон и Роман Зимоуказатели


1 декабря, по старому стилю 18 ноября, отмечается память мучеников Платона и Романа, которые пострадали за веру в начале IV века. Платон был предан мучениям и обезглавлен. Святой Роман вместе с отроком Варулом принял мучения во времена императора Максимилана.

На Руси Зимоуказателями Платона и Романа называли за то, что в день их памяти судили о начинающейся зиме. Бытовала поговорка: «Платон да Роман кажут зиму нам». Если в течение дня погода менялась, то и в течение зимы ожидался перелом. По погоде утром судили о начале зимы, по полудню — о её середине, по вечеру — о конце.

Если в доме на Платона и Романа видели живого комара, то ожидалась оттепель. Если вокруг месяца в небе появлялся круг, то ождался сильный мороз.

Именины в этот день празднуют: Николай, Платон, Роман.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:22 + в цитатник
Это цитата сообщения Flash_Magic [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Виртуальная часовня Матроны Московской

Виртуальная часовня Матроны Московской

Вы можете поставить три свечи, выбрать молитву,
послушать удивительный звон колоколов
немного успокоить свою ДУШУ...

22-11-2012 21-22-57 (612x574, 143Kb)


Смотрите Далее
Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:22 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

28 ноября - Гурьев день

Народный календарь
Народный календарь

28 ноября - Гурьев день


28 ноября, по старому стилю: 15 ноября, отмечается память трёх христианских мучеников — Гурия, Самона и Авива, живших в III-IV веках. Гурия и Самона пытали, затем бросили в темницу и через несколько лет обезглавили. Диакон Авив жил и пострадал за веру во времена императора Лициния. Он был погребён в одной гробнице с Гурием и Самоном.

На Руси считалось, что Гурий помогает лечению зубных болезней, поэтому в этот день к святому обращались с молитвой. Народ говорил, что на Гурия «зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых» - то есть злые духи боятся зимы, и оставляют людей в покое до самых Святок.

На Гурия люди уделяли много внимания лошадям. Бытовали поговорки: «Гурьян без лошади, что зима без января», «Коли кони на Гурия ржут — это к добру». Считалось, что если на Гурия ляжет снег, то он пролежит до половодья.

Именины в этот день празднуют: Григорий, Гурий, Дмитрий, Никита, Николай, Пётр, Самсон, Филипп.


Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:21 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

27 ноября - Филипповка, Заговенье

Народный календарь
Народный календарь

27 ноября - Филипповка, Заговенье


27 ноября, по старому стилю 14 ноября, чествуется память святого Филиппа, одного из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа, который совершил много чудес и окончил жизнь на кресте.

На Руси после Филиппова дня начинался строгий Рождественский пост, который также назывался Филипповским. Все шумные праздники прекращались. Вечером Филиппова дня девушки гадали на женихов - оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться», чтобы увидеть во сне будущего мужа.

С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лён и шерсть. На Филиппов день выносили во двор еду для духов, оберегающих домашних животных.

Иней на Филиппа предвещал урожай овса, а дождь — урожай пшеницы. Карканье ворона обещало оттепели, а облачная и снежная погода - ненастье в конце мая будущего года.

В Беларуси с Пилиповки также начинается шестинедельный предрождественский пост: в это время нельзя есть скоромной пищи, устраивать свадьбы. Считалось, что на Пилиповку устраивались «волчьи свадьбы», поэтому волки ходили стаями: «На пiлiпауку ваукi выюць» («На пилиповку волки воют»).

Именины в этот день празднуют: Александр, Алексей, Анна, Аристарх, Василий, Гавриил, Григорий, Дмитрий, Константин, Михаил, Николай, Пётр, Сергей, Фёдор, Филипп.


Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:21 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

11 декабря - Сойкин день

Народный календарь
Народный календарь

11 декабря - Сойкин день


11 декабря, по старому стилю - 28 ноября, чествовали сойку, чьё название представляет собой уменьшительно-ласкательный вариант древнерусского названия этой птицы — «соя», происходящего от глагола «сиять». Сойка известна тем, что подражает пению других птиц и может воспроизводить и другие звуки - даже человеческий голос.

На Руси верили, что если в свой день сойка подлетит к окну избы и будет кричать, то это добрый знак. Услышав её крик, надо выйти из дома и последовать за птичкой, потому что сойка покажет вам дорогу к счастью. Люди верили, что у неё на крыльях есть небольшие зеркала, в которых можно увидеть свое будущее.

Также в этот день гадали на воде в колодце (слушали воду) и на монетах.

Именины в этот день празднуют: Алексей, Андрей, Анна, Василий, Григорий, Даниил, Иван, Константин, Николай, Павел, Петр, Сергей, Степан, Тимофей, Фёдор.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:21 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

6 декабря - Митрофанов день

Народный календарь
Народный календарь

6 декабря - Митрофанов день

6 декабря, по старому стилю 23 ноября, отмечается память Митрофана Воронежского — епископа Русской церкви, жившего в XVII-XVIII веках. Он принял монашеский постриг в Золотниковской пустыни, а в 1682 году стал епископом Воронежским.

На Руси по погоде на Митрофана предсказывали погоду на следующее лето. Если шёл мелкий снег и дул северный ветер, то 6 июня ожидался холодный дождь. В Митрофанов день хозяйки пекли пироги, а мужчины варили пиво - продолжалось празднование санного пути по снегу.

Кроме святого Митрофана, в этот день чествовали святого Александра Невского, русского князя и полководца. На Руси поминали павших воинов и гадали об ушедших на войну: пекли три булки, в одну из которых клали крест; затем булки раскладывали по дому: одну — на порог, другую — на лавку, третью — на полку у образов. Потом разламывали булки и смотрели: если булка с крестом оказывалась на пороге, то солдат скоро должен был вернуться домой, если же у образов — то мог погибнуть.

Именины в этот день празднуют: Александр, Алексей, Борис, Григорий, Митрофан, Фёдор.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:20 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

5 декабря - Прокопьев день

Народный календарь
Народный календарь

5 декабря - Прокопьев день


5 декабря, по старому стилю - 22 ноября, отмечается память святого Прокопия Чтеца, принявшего мученическую смерть за веру в начале IV века. Прокопий служил чтецом в Кесарийской церкви. Он разъяснял прихожанам Священное Писание и переводил его на сирийский язык.

На Руси считали, что с Прокопия устанавливается хороший, прочный санный путь. Бытовала поговока: «Пришел Прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает». Говорили, что дорога, проложенная на Прокопия, будет держаться до самой весны: «Прокоп зимний дорогу прокопает, а Прокоп перезимый (12 марта) дорогу порушит».

Дороги прокладывались всей деревней, а затем устраивали мирской праздник. Начиная с Прокопьева дня мужчины изготовляли и чинили сани.

Именины в этот день празднуют: Алексей, Архип, Афанасий, Василий, Владимир, Герасим, Иван, Илья, Максим, Михаил, Павел, Пётр, Прокоп, Фаддей, Фёдор.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:19 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

4 декабря - Введенье

Народный календарь
Народный календарь

4 декабря - Введенье


4 декабря, по старому стилю 21 ноября, православная церковь празднует великий двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы, который установился еще на заре христианства, а в православии получил широкое распространение в IX веке.

На Руси полное название церковного праздника сократилось только до первого слова — «введение», потому что он ассоциировался не только с Богородицей, но и с понятием начала настоящей зимы. Бытовала поговрка: «Введенье пришло — зиму привело»

Люди верили, что в этот день по улицам проезжает сама Зима — в белоснежной шубе, на тройке лошадей. Мороз и солнце на Введение обещали хороший урожай хлеба на следующее лето: «Сильная зима — готовь закрома». Пасмурная и тёплая погода предвещали неурожай.

По Введенью судили о погоде на приближающихся праздниках: если этот день был морозным, то и все рождественские дни ожидались холодными.

С этого дня начинались Введенские ярмарки, где главным товаром были сани.


Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:19 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

3 декабря - День Прокла

Народный календарь
Народный календарь

3 декабря - День Прокла


3 декабря, по старому стилю 20 ноября, отмечается память святого Прокла, который в V веке служил архиепископом в Константинополе и учился богословию у самого Иоанна Златоуста и был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну.

С этим днём на Руси были связаны многочисленные приметы. Бытовала поговорка: «На Прокла проклинай нечисть». Чтобы злые силы не вышли из-под земли и не причинили вреда людям, нужно было ругать злые силы и посылать им проклятья.

К Проклу окончательно устанавливалась зимняя санная дорога. Поэтому крестьяне говорили: «До Прокла не жди от дороги прока». Было также принято наблюдать за погодой: если 3 декабря выпадал снег, то и 3 июня следующего года ждали дождь. Если на Прокла пел снегирь, а сорока пряталась под стреху, это обещало вьюгу.

Именины в этот день празднуют: Александр, Алексей, Анатолий, Анна, Арсений, Василий, Владимир, Григорий, Иван, Иларион, Иосиф, Исаакий, Прокл, Татьяна, Фекла.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:19 + в цитатник
Это цитата сообщения Lyuba_Mira [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

5 декабря День поющих звезд

img-12-05-397 (670x474, 174Kb)

Вы слышали, как поют звезды? Нет, не те звезды, что гастролируют с прекрасными концертами,
окруженные толпами фанатов и секьюрити. И не те звезды, что выплывают из глубин океанов, поражая яркой расцветкой.
img-12-05-399 (497x670, 304Kb)

А самые что ни на есть космические звезды, зажигающиеся на небе ранними зимними вечерами! Ария Ориона, романс Кассиопеи, рэп Гидры и соул созвездия Гончих псов.

img-12-05-400 (490x670, 254Kb)

А как потрясны рок-н-роллы Пегаса! Говорят, даже, что их исполняет сам Элвис! Вот только вряд ли вы услышите эту музыку в городе! Лучше всего слушать ее в зимнем поле, там, где бескрайнее небо выстроится амфитеатром вокруг вас и звезды окружат своих почитателей со всех сторон.

Автор текста: Michletistka
4360286_0_86647_832956f_XS_jpg_2_ (9x8, 0Kb)

 

Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:18 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

2 декабря - Авдей Радетель

Народный календарь
Народный календарь

2 декабря - Авдей Радетель


2 декабря, по старому стилю 19 ноября, отмечается память святого Авдия — одного из двенадцати малых библейских пророков. Авдий, оставив царскую службу, стал спутником пророка Илии, везде следовал за ним и сам получил дар пророчества.

На Руси верили, что Авдей (Авдий) покровительствует домашнему хозяйству и семейному благополучию, за что он и получил прозвище Радетеля. В его день крестьяне стучали обухом топора по дверным косякам и оконным рамам в доме — согласно поверью, это препятствовало нечисти пробраться внутрь.

На Авдея лучше было не выходить на улицу. Бытовала поговорка: «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет».

Именины в этот день празднуют: Авдей, Адриан, Александр, Валентин, Вениамин, Герасим, Григорий, Денис, Дмитрий, Иван, Игнатий, Иларион, Константин, Михаил, Пётр, Порфирий, Сергей, Фёдор.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:18 + в цитатник
Это цитата сообщения Lyuba_Mira [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

4 декабря День угощения птиц и белок (и построения кормушек)


img-12-04-391 (558x525, 40Kb)
Сегодня нужно приготовить особый пир из семечек, орехов, кусочков сухофруктов и пригласить в гости белок и птиц. Птицы придут чинные и важные, рассядутся поверху и станут деликатно пересвистываться. Вот только, пожалуй, вороны, предпочтут что-нибудь посущественее, и будут недовольно кашлять надтреснутым баритоном.
Белки же, не смотря на аристократичные меха, начнут суетиться, бегать взад-перед и приводить всю вечеринку в движение. Вдобавок, устройство зимнего бала в отдельно взятой кормушке поможет вам познакомиться с лесными феями. img-12-04-390 (389x550, 43Kb)
Заинтересовавшись тем, куда делись их любимицы, они соберутся на соседних деревьях. А уж если лесные феи рядом - жди настоящих чудес!
img-12-04-392 (544x670, 33Kb)
Автор текста: Michletistka

авторы рисунков:
moonsand, Мамонова Соня (aubergine), Liella


Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:18 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

16 декабря - Иван Молчальник

Народный календарь
Народный календарь

16 декабря - Иван Молчальник

16 декабря, по старому стилю - 3 декабря, отмечается память преподобного Иоанна Молчальника. Он был епископом Колонийской церкви, но, угнетаемый вмешательством правительства в духовные дела, ушёл в Иерусалим, где стал простым послушником и принял обет молчания. Затем он покинул обитель и поселился в пустыне, где жил девять лет, питаясь только травами. Затем он вернулся в обитель, где провёл 66 лет, исцеляя людей силой молитвы.

На Руси в этот день полагалось как можно меньше говорить и писать без лишней необходимости. Бытовала примета, что тот, кто на Ивана Молчальника весь день промолчит, тот весь год красноречив будет. С утра надо было тихо постоять перед иконой святого, молча помолиться. Считалось, что молчание в этот день избавит от невзгод и привлечет к человеку удачу. Люди говорили: «Иван молчит, добрая молва дело растит».

По распространённому суеверию, нечистая сила в этот день могла утащить у человека голос.

Именины в этот день празднуют: Андрей, Гавриил, Георгий, Иван, Николай, Фёдор.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:17 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

14 декабря - день памяти пророка Наума

Народный календарь
Народный календарь

14 декабря - Наум на ум

14 декабря, по старому стилю 1 декабря, отмечается память святого пророка Наума, жившего в Галилее в VII веке до Рождества Христова. Он написал книгу пророчеств «Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина» после падения Фив в 663 году до нашей эры. В Ниневии, столице могущественного ассирийского государства, всевозможные пороки стали нормой жизни. Ассирийцы не только притесняли и разоряли окрестные народы, но и развращали порабощенных ими людей. За это пророк Наум и предсказал разрушение Ниневии, «развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими — племена».

На Руси пророк Наум считался покровителем наук и грамоты. Бытовала поговорка: «Наум наставляет на ум». В этот день с утра семейство, отдававшее ребёнка в учение, отправлялось в церковь, где служили молебен и испрашивали благословения на учебу. Дома встречали учителя, угощали и знакомили с учеником.

Святому Науму молились о мудрости, прося «наставить на ум» и «надоумить».

Именины в этот день празднуют: Дмитрий, Наум, Порфирий.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:17 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

13 декабря - Андрей Зимний

Народный календарь
Народный календарь

13 декабря - Андрей Зимний


13 декабря, по старому стилю 30 ноября, отмечается память апостола Андрея Первозванного, брата апостола Петра и первого, кого Иисус призвал к себе в ученики.

На Андрея на Руси крестьяне слушали воду в колодцах, реках и озёрах. Ровная водная гладь предвещала тёплую, спокойную зиму. Если слышалось гудение и стоны, ожидали бури, сильные морозы, несчастья.

Если в Андреев шёл снег, то считалось, что он пролежит еще 110 дней.

Знахари и целители считали день Андрея Первозванного своим праздником, а девушки молились апостолу о хороших женихах и гадали на суженого. Девушка, желающая узнать свою судьбу, в канун Андрея Зимнего соблюдала пост, но незаметно. За ужином она отламывала кусок от своего ломтя хлеба, а перед сном клала его под подушку и приговаривала: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать».

Также гадали на ветках фруктовых деревьев (чаще всего, яблони). Её срывали и ставили в воду. Если на Рождество ветка зеленела, то в этом году девушку ждало замужество. Именины в этот день празднует: Андрей.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:17 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

15 декабря - День Аввакума

Народный календарь
Народный календарь

15 декабря - День Аввакума


15 декабря, по старому стилю 2 декабря, отмечается память пророка Аввакума, который пережил взятие Иерусалима и умер за два года до возвращения евреев из египетского плена. Книга пророчеств Аввакума состоит из трёх частей.

На Руси в этот день было принято молиться о крепком сне, отгонять от избы ночниц, пугающих по ночам детей, и читать заговоры против бессонницы. Знахарка несла ребёнка в курятник, где трижды обмывала водой, приговаривая: «Куры белые, куры рябые, куры жёлтые, куры пёстрые, куры чёрные, возьмите свои ночницы, а младенцу дайте доброе здоровье и сон», затем трижды сплёвывала и переодевала ребенка в чистое бельё.

Также на Аввакума наблюдали за погодой: обильный снег в этот день обещал богатый урожай трав летом.

Именины в этот день празднуют: Андрей, Афанасий, Борис, Владимир, Иван, Кирилл, Маргарита, Мария, Матвей, Мирра, Николай, Сергей, Степан, Тамара.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:17 + в цитатник
Это цитата сообщения Lyuba_Mira [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Святки



Святки - главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 дек./6янв.) и завершаясь в день Крещенья.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер. Вместе с тем, на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа.
0_72d0a_821f6ceb_XL (600x597, 63Kb)
Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году (см. Васильев вечер, Кесаретский поросенок, Кликанье мороза, Кутья, Рождество Христово). В традиционной культуре вкушение ритуальной пищи осмыслялось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, приписываемым этой пище мифологическим сознанием, и соответственно, к вечному круговороту жизни. Обрядовое кормление покойных "родителей", то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.
3ad5da95ded2 (700x543, 53Kb)
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением (см. Колядование, Колядка, Овсень, Виноградье). 1506 (600x587, 53Kb)
В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки (см. Святочные запреты). Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи (см. Святочные игрища). Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. К тому же, Святки являлись одним из принятых в традиции периодов гощения девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где вероятность найти брачного партнера была значительно реальней. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.
obichai (550x400, 47Kb)
Своеобразным испытанием готовности к браку, затрагивающим сферу сексуальных знаний, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко "машкаровалась" и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме (см. Ряженье).

_MG_2877-sayan (700x511, 41Kb)


Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

37798426_Gadanie_na_suzhenogo (550x443, 29Kb)


Конкретным шагом к такому важному жизненному событию, как свадьба, являлся обычай являлся обычай зимних "смотрин невест", проходивших в разных местностях в сроки, близкие к Святкам - чуть раньше или чуть позже, - но чаще всего в последний день святочного периода - в Крещение Господне, после которого наступал "мясоед" - время свадеб.

За всеми этими многочисленными яркими обрядами и событиями, превращающими две святочные недели в чрезвычайно эмоциональное и красочное действо, стоят древние мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла.

x_2ec7583c (489x604, 67Kb)


Основным занятием русского народа было земледелие и, соответственно, традиционная культура русских была ориентирована на "жизнь" солнца. Поэтому издавна замеченное увеличение светового дня в Святки - "К 1 января день прибавляется на куричий шаг" - в крестьянском сознании связывалось с представлениями о "рождении" солнца, то есть о вступлении его в новый цикл.

Основным смыслом святочного периода, по народным представлениям, являлось рождение нового года, в рамках которого формировались также судьбы природы, социума и каждого конкретного человека на следующий годовой цикл. Причем именно в Святки эти судьбы можно было предугадать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной традицией. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу, например, во время приготовления "васильевой каши" (см. Васильев вечер).

Вместе с тем, Святки осмыслялись и как период возрождения миропорядка, то есть рождения мира вновь. Этот процесс наделялся в традиционном сознании признаками модели первотворения. Так, в мифопоэтических представлениях для первотворения характерным является движение от темноты к свету и от хаоса к упорядоченности. Универсальность перехода от тьмы к свету, свойственная космогенезу (сотворению мира), проявляется в соотнесении этого процесса в народном сознании с началом жизни любого объекта или явления: будь то "рождение" солнца во время Святок, прорастание зерна из земли или появление ребенка из утробы на белый свет. В этом плане показательно, что наибольшей значимостью в Святки отмечено именно темное время суток - вечер и ночь, на которые приходилось большее количество действий и обрядов святочного цикла. Так, для обозначения периодов внутри Святок у русских использовалось слово "вечер": "святые вечера" и "страшные вечера"; в Вологодской губ. Святки назывались "ворожными вечерами".

В мифопоэтических текстах и представлениях разных народов нашли отражение различные модели творения мира. Широко распространенной во многих культурах является так называемая "ремесленная" модель, представляющая создание мира как процесс изготовления объекта того или иного ремесла, мастерства: гончарного, кузнечного, кулинарного и др. "Ремесленная" модель наглядно демонстрирует переход от хаоса, бесформенности (сырьевая масса: расплавленный металл, размешанная глина, бродящее тесто и т.п.) к упорядоченности, то есть к обретению формы и возможности зрительного восприятия созданного объекта.

У восточных славян, например, были известны представления о возникновении мира как о процессе, аналогичном изготовлению нити или полотна. По определению носителей традиционной культуры, мир "свивается", как нить, или "снуется", как основа для тканья. Творение мира как пространства по типу изготовления объектов прядильно-ткацкого мастерства не исчерпывается лишь использованием терминологии этого женского занятия. В обрядовой практике и в фольклорных текстах образы нити и полотна символизируют пространственные объекты, чаще всего дорогу; в сказках они нередко превращаются в само пространство: клубочек ниток, ведущий героя, - и есть пространственно оформленный путь, в котором реализуются события его жизни. Для сказок характерен также образ клубка, в который сворачивается целое царство. Мотив создания пространственных объектов, достигающих космических масштабов, с помощью тканья или вышивания очевиден в сказочном сюжете "Царевна-лягушка": изображение на ковре, который героиня изготавливает для своего свекра, есть ни что иное, как небо и земля, солнце и луна, травы и цветы, города и пригородки.

С идеей формирования в Святки миропорядка связано озвучивание в это время фольклорных текстов, содержащих представления об устройстве мира. Так, у русских в святочный период вечерами было принято загадывать загадки и рассказывать сказки, что, при свойственной традиционному сознанию вере в магическую силу произнесенного слова и в возможность его материализации, должно было способствовать акту "рождения" мира (см. Загадывание загадок в Святки, Рассказывание сказок в Святки).
kak-pravilno-kolyadovat-3 (580x358, 43Kb)
Ориентированность Святок на времена первотворения, с одной стороны, и на продолжение жизни в установленной системе координат в будущем, - с другой, обусловливает традиционные представления о святочном периоде как пространственно-временной точке, в которой соединяются прошлое, настоящее и будущее (так, в частности, святочный период, осмысляемый как единый праздник перехода к будущему, соединяет в себе конец старого и начало нового года). Такое положение, явно отмеченное признаком хаотичности, размытости пространственно-временных границ, создает прецедент взаимопроникновения и контакта разноприродных "миров" ("миры" живых и мертвых, людей и мифологических существ, культуры (социума) и природы), которые в обыденное время четко разграничены и, в определенном смысле, самодостаточны. Хаотичность святочного периода, допускающая диалогические отношения мира людей с "иными" мирами, делает возможным получение сакральной информации, знания об идеальном миропорядке, которое дает энергетический толчок для нового жизненного витка в рамках наступающего годового цикла.

Идеей контакта и взаимообмена между "мирами" пронизана почти вся святочная обрядность. Во время гаданий, например, предполагалось, что знание о судьбах, которые "пишутся" за пределами мира людей, приобретаются в результате общения с нечистой силой, связанной с миром мертвых и миром природы. Так же и исполнители обрядовых акций в обходных ритуалах славления Христа и посевания, колядования и ряженья воспринимались в традиционном сознании как посредники между миром людей и миром природы. Обеспечение магической действенности обрядов и, следовательно, достижения желаемого - хороший урожай, приплод скота и благополучие в хозяйстве - в значительной мере зависело от правильного ведения символического диалога хозяев с "посланниками" "иного" мира, то есть, от соблюдения предписанных традицией норм поведения: радушный прием и щедрое одаривание обходчиков. Те же цели, равно как и стремление к равновесию в природе и мироустройстве в целом, предусматривали обряд кликанья мороза и обычай "греть покойников"; последний заключался в ритуальном возжигании костров в крестьянских дворах в кануны главных святочных праздников. Совершение этих обрядовых акций осмыслялось как забота о природной стихии и душах умерших, которые, в свою очередь, позаботятся о благополучии урожая в новом году. Таким образом, в основе данных ритуалов лежит все тот же механизм диалогических отношений человека с силами "иных" миров.

Помимо совершения обрядности залогом обеспечения благополучия во всех областях жизни в новом году являлось соблюдение ряда трудовых запретов, закрепленных в традиции за временем Святок (см. Святочные запреты). С другой стороны, некоторые обыденные действия приобретали продуцирующие свойства как раз за счет методичного выполнения их в течение всего святочного периода. Так, например, в Калужской губ. женщины на Святках каждый вечер подметали в избе: считалось, что от этого лен уродится лучше и будет чище.

x_ff9ddd5c (604x402, 43Kb)


Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, "в эти страшные вечера /…/ Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь" (Максимов С.В., 1994, с.267). В этой легенде сквозь призму христианской морали находят отражение архаичные представления о Святках как о периоде, отмеченном признаком хаотичности в связи с процессом формирования миропорядка, "издержкой" которого является проникновение в мир людей существ "иной" природы.

Kmakovs_71 (600x480, 273Kb)
К такого типа существам, появление которых связывается в традиции именно со Святками, относятся бесы в образе людей с железными головами, в остроконечных шапках, которых в Вятской, Пермской губ. и в Сибири называли "шилuкунами", на вологодчине - "шулыкaнами", в Архангельской губ. "шулuкунами" или "чулuкунами". В последней считали, что изо рта у этих существ идет огонь, в руках они держат каленый крюк, которым загребают детей, находящихся во время Святок в неурочные часы на улице. В Вологодской губ. верили, что "шулыканы" - дети кикиморы, которые рождаются в Святки в ненастные ночи и вылетают через трубу на улицу, где и живут до Крещенья. Они могут показаться ворожащим девушкам в виде чертенят черного цвета, с маленькими рожками и козлиными ножками. Здесь же "шилыханов" воспринимали как "мальчишек"-пакостников и шалунов, живущих артелями в заброшенных постройках; они делают мелкие гадости: могут пьяного в лужу завести, столкнуть в грязь человека и под. В Олонецкой губ. святочные нечистые духи в облике человека или животного назывались "святке". Такой дух считался опасным для гадальщиц, но он не мог, по народным представлениям, переступить черту, проведенную железным предметом. Полагали, что "святке" в равной степени мог и повредить человеку, и принести добро. В Калужской губ. верили в появление "святочниц" - некрасивых, покрытых волосами духов, поющих и пляшущих в банях и неосвященных избах. В Орловской губ. считали, что тем, кто участвовал в святочном ряженье, явится нечистый бес "святоша". Сущность всех этих духов, а также вообще выход на землю в Святки нечистой силы как проявление состояния хаоса в процессе становления миропорядка определенным образом соотносятся со святочными ритуальными действами: ряженьем, игрищами молодежи, гаданиями и т.п., содержащими элементы внешнего уподобления человека существам "иного" мира, а также с особыми ритуализованными формами поведения: воровство, бесчинства, осуждаемые в другое время и в корне отличающиеся от повседневных норм поведения (см. Святочные бесчинства и Святочное воровство).

gadanija2 (320x403, 22Kb)


Помимо нечистой силы, в Святки, особенно в "страшные вечера", активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли придти в чужую избу накануне или в день праздника и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к "выведению спорины" в доме, то есть - удачи, благополучия. В южнорусских губерниях бытовали рассказы о том, что голодные ведьмы в "страшные вечера" задаивали коров.

С верой в козни колдунов и в возможность совершения в Святки временного или окончательного взаимообмена субъектов между "миром" людей и "иным" миром, связаны многочисленные рассказы об оборотнях - несчастных людях, которых колдун или колдунья заставили принять вид какого-либо животного. Сами колдуны, чтобы обрести облик животного (свиньи, волка и др.), перекидываются в подполе с заклинаниями через двенадцать ножей, стоящих лезвиями кверху. Очень часто они проделывают это в Святки и тешатся, пугая запоздалых прохожих, причем не только одиноких, но и целые партии людей. Того, кого колдун укусит, становится оборотнем, как правило, на срок в семь лет. Укушенный обычно обращается, по поверьям, в волка и бежит в леса, подальше от населенных мест, где он может принести зло, а его самого могут убить. Если колдун и колдунья добровольно принимают звериный облик, то оборотень-человек оказывается жертвой. Сердце и рассудок у него остаются человеческими: он старается не делать никому зла, ему жаль испугать человека, поэтому он убегает от людей. Считали, что оборотень опасен только в Святки, когда ему делается необыкновенно грустно и тоскливо. Иногда он пробегает огромные расстояния только для того, чтобы взглянуть на родной дом. И если в это время попасть ему навстречу, то он может укусить человека, и последний станет оборотнем, а первый вновь примет человеческий облик. Но, по народным представлениям, страдания оборотней столь велики, что они не желают передавать их другим и владеют собой в течение семи лет. По прошествии срока, в Святки же, оборотни обретают человеческий облик, оказываясь в своей старой одежде, иногда очень далеко от родных мест.

С той же идеей взаимообмена между "мирами" можно связать народные представления о том, что во время гаданий нечистая сила может удушить, то есть умертвить, неосторожную гадальщицу или утащить ее в "иной" мир, что есть одно и то же. С другой стороны, на Русском Севере существовали поверья о том, что в Святки, в день Крещения Господня, могут возвратиться, оказавшись вдруг у "иордани" или в бане, проклятые или пропавшие без вести дети или люди, которые, по их рассказам, время отсутствия проводили под водой у водяных.

В связи со столь опасной спецификой святочного периода, чтобы оградить себя, скот и все хозяйство от воздействия нечистой силы и колдунов, накануне и в дни праздников, особенно в "страшные вечера", крестьяне производили очистительно-охранительные акции (см. Васильев вечер, Крещение Господне).

Полное и окончательное очищение от "страшных вечеров", с их ужасами, разгулом и бесчинствами, совершалось в день великого водосвятия в Крещение Господне - в праздник, завершавший Святки - время "без креста" - и манифестирующий установление порядка, расставляющего все на свои места.

Итак, Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила "передача" от старших младшим коллективного знания, то есть закрепленного в веках знания многих поколений. Получение новыми поколениями этого знания делало возможным сохранение и дальнейшее развитие культурной традиции. В этом плане чрезвычайно важной в святочное время была роль стариков, несмотря на сложившееся в народном сознании восприятие Святок как молодежного праздника. Так как старики, по народным представлениям, из всех социовозрастных групп общины были наиболее близки к "иному" миру, они закономерно оказывались посредническим звеном между молодостью и вечностью, то есть поддерживали традицию и передавали свой опыт и знания молодому поколению.

51770873_55 (493x699, 74Kb)


В Святки посредническая функция стариков реализовалась в разных формах: и на уровне слова, и на уровне обрядового действия. Именно старики и пожилые люди святочными вечерами на игрищах и дома загадывали загадки, рассказывали сказки и былички детям и молодежи. Им же принадлежала ведущая роль в исполнении некоторых обрядов (см. Гадания об урожае), в руководстве молодыми в обрядовой ситуации (см. "Страшные" гадания), в трактовке и разъяснении примет и гаданий и т.п. В быличках, события которых относятся к святочному периоду, знание пожилых оказывается жизненно важным (см. Кесаретский поросенок).

В свете представлений о действенности и магической силе произносимого в ритуальной ситуации слова, нашедших отражение в известной поговорке - "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь", - значимость посреднической функции стариков проявлялась и в определении будущего природы/мироустройства и социума - за счет передачи коллективного знания в данных сферах традиционной культуры, и в определении будущего конкретных судеб молодых людей: именно старикам принадлежала ведущая роль "арбитров" в обряде "смотрин невест" (см. Крещение Господне), а также в формировании репутации парней и девушек во время святочных игрищ молодежи.


материал подготовлен
Мадлевская Елена Львовна

http://www.ethnomuseum.ru/



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:16 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

12 декабря - Парамон Зимоуказатель

Народный календарь
Народный календарь

12 декабря - Парамон Зимоуказатель


12 декабря, по старому стилю 29 ноября, отмечается память святого Парамона, пострадавшего за веру в 250 году.

Зимоуказателем Парамона на Руси прозвали за то, что по его дню можно было предсказать погоду на весь декабрь. Бытовала поговорка: «Утро красное — быть декабрю ясным». Если в этот день мела метель, то непогода могла продолжаться до Николы Зимнего (19 декабря). Багряная заря на Парамона предвещала сильные ветры.

Люди говорили: «Пришёл Парамон — снег с крыши вон», очищая крыши от снега веником или метлой. К венику на Руси всегда относились с большим почтением, приписывали ему различные свойства, с ним было связано много примет, например, мести в одной избе разными вениками было не положено, чтобы богатство не разошлось по углам.

На Парамона «земля каменела, а речка стыла». Считалось, что с этого дня зима в медвежьей шкуре ходит по деревням, по крышам стучит, бабам велит вставать, печи топить, каши варить.

Именины в этот день празднуют: Даниил, Денис, Иван, Николай, Парамон, Фёдор.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:16 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

8 декабря - Клим Холодный

Народный календарь
Народный календарь

8 декабря - Клим Холодный


8 декабря, по старому стилю 25 ноября, отмечается память папы римского Климента I, одного из апостолов от семидесяти. Он считается одним из первых христианских проповедников в русских землях.

На Руси бытовали поговорки: «На Клима зима клин клином вышибает», «На Климента мороз насыпал белых роз»; «Климент морозом у мужика слезу гонит». Если в этот день петухи запели рано, ожидалась скорая оттепель.

По примете, в Климентьев день любое важное дело нужно было начинать только на голодный желудок. Особое поверье было связано с людьми, родившимися на Клима: считалось, что возле избы такого человека собираются волки, и ему нельзя лишний раз не выходить из дома, особенно с наступлением тёмного времени суток.

Именины в этот день празднуют: Александр, Василий, Виктор, Григорий, Иван, Иларион, Климент, Кузьма, Николай, Павел, Пётр, Ярослав.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:15 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

9 декабря - Егорий Зимний, Юрий Холодный

Народный календарь
Народный календарь

9 декабря - Егорий Зимний, Юрий Холодный


5 декабря, по старому стилю 26 ноября, отмечается годовщина освящения храма великомученика Георгия Победоносца в Киеве. Святой Георгий родился в III веке в Каппадокии, добился успехов на военной службе, но во времена гонений на христиан раздал своё имущество бедным и объявил себя христианином, за что принял смерть от рук язычников.

В легендах сохранилось описание посмертного чуда святого Георгия - он убил копьём змея, опустошавшего землю в Бейруте.

На Руси в Юрьев (Георгий, Егор) день крестьяне могли перейти от одного землевладельца к другому. До Егория нужно было раздать все долги, чтобы не прожить всю жизнь в должниках.

В этот день следили за погодой: ходили слушать воду в колодцах. Если ни плеска, ни шороха не было слышно, ожидалась спокойная зима, а рябь на воде предвещала вьюги и бураны. Бытовала поговорка: «У нас два Егорья — голодный (6 мая) да холодный (9 декабря)».

Егория считали повелителем волков и охранителем скота; ему молились о том, чтобы хищники не нападали на домашних животных. Считалось, что в Юрьев день волки начинают приходить за добычей: «Что у волка в зубах — то Егорий дал». Медведи с этого времени засыпали крепким сном в берлогах.

Именины в этот день празднуют: Афанасий, Василий, Георгий, Даниил, Иван, Илья, Иннокентий, Назар, Николай, Петр, Юлиан, Яков.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:15 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

24 декабря - Никонов день

Народный календарь
Народный календарь

24 декабря - Никонов день


24 декабря, по старому стилю - 11 декабря, отмечается память преподобного Никона Печерского, монаха Киево-Печерского монастыря, жившего в XI веке.

Бытовала поговорка: «Никон стоит у икон». В этот день христиане молились святому, а также просили его отогнать нечистую силу, которая, как они верили, кружила по земле метелями. Считалось, что в силах святого Никона даровать успокоение смятённой душе.

В Никонов день также зажигали лампады и просили солнце сойти на землю и отогнать нечистую силу. Люди верили, что пока день не начнёт прибывать, злые духи зимы - ведьмы будут летать над землёй на своих мётлах, поднимая снежные вихри.

Именины в этот день празднуют: Викентий, Даниил, Емельян, Иван, Леонтий, Николай, Никон, Пётр, Терентий.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:14 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

23 декабря - День Мины

Народный календарь
Народный календарь

23 декабря - День Мины

23 декабря, по старому стилю 10 декабря, отмечается память мученика Мины Красноречивого, пострадавшего за веру в начале IV века вместе со святыми Ермогеном и Евграфом. Император собственноручно убил Евграфа, секретаря Мины, а Мине и Ермогену велел отрубить головы.

На Руси мученик Мина считался целителем глазных болезней - потому что бытовало предание, что он обладал даром чудотворения и лечил людей с плохим зрением.

Святой Мина не только давал глазам физическое здоровье, но и убирал с них пелену, которая мешает людям отличать добро от зла, а правду — от лжи. День начинает с этого праздника прибывать: «Со святого Мины — тьма нас мимо», «Со святого Мины — с очей пелена». На Мину обыкновенно говорили заговор от полуночницы — нечистой силы, которая пугает детей по ночам и мешает им спать.

Именины в этот день празднуют: Александр, Александра, Алексей, Анатолий, Ангелина, Анна, Григорий, Евгений, Евдокия, Иван, Константин, Михаил, Николай, Пётр, Степан, Татьяна, Фекла.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:14 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

7 декабря - Катерина Санница, Катерина Женодавица

Народный календарь
Народный календарь

7 декабря - Катерина Санница, Катерина Женодавица


7 декабря, по старому стилю 24 ноября, отмечается память христианской мученицы Екатерины Александрийской, которая жил в III-IV веках. Девушка пришла на церемонию жертвоприношения, совершаемого в языческом храме императором Максимином, и осудила церемонию. Правитель велел подвергнуть истязаниям, но одно из орудий пыток было разрушено ангелом. Увидев это, супруга Максимина тоже обратилась в христианство. И правительница, и святая Екатерина были казнены.

На Руси с Катерины начинались шумные гулянья на санях. Открывали катния молодожёны, сыгравшие свадьбу прошедшей осенью - именно на этом празднике молодая впервые после венчания показывалась на людях. За ними ехал кортеж из родных и друзей.

Если кто-то не мог позволить себе кататься на расписных санях, то они брали санки или простые дощечки и шли кататься с горок.

Святая Катерина на Руси считалась покровительницей брака и невест, помощницей беременных и рожениц. Поэтому в ночь на Катерину многие девицы, мечтающие о замужестве, гадали на женихов. Для этого они отламывали ветку яблони и клали под подушку, чтобы во сне им приснился суженый. Если девушка была влюблена, то она потихоньку брала у него какую-нибудь вещь, а затем кругами катала вокруг нее каравай, чтобы избранник ходил кругами около её дома.

Именины в этот день празднуют: Александр, Алексей, Григорий, Евгений, Екатерина, Иван, Марк, Митрофан, Михаил, Порфирий.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:14 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

22 декабря - Анна Тёмная

Народный календарь
Народный календарь

22 декабря - Анна Тёмная


22 декабря, по старому стилю 9 декабря, православные чествуют святую Анну — мать Девы Марии. Считается, что именно в этот день она зачала Богородицу.

С дня Зачатия Анны начинаются наиболее морозные и тёмные зимние дни, а на саму Анну Темную приходится самый короткий день в году, или день зимнего солнцестояния.

Если на деревьях на Анну появлялся обильный иней, то он предвещал хороший урожай. Если снег у изгороди лежал вплотную — то лето ождалось плохое, если с просветом — то обильное, урожайное.

По погоде на Анну судили о том, какими будут новогодние праздники: если в этот день было ясно — то и под Новый год светило солнце.

На Анну беременные женщины должны были поститься, избегать ссор, не попадаться на глаза калекам и больным людям. Им нельзя было в этот день разжигать огонь, вязать, вышивать.

Также день святой Анны считался праздником у пчеловодов. С утра они читали особый заговор на здоровье пчёл и хороший сбор мёда будущим летом. Бытовала поговорка, что «на Зачатие волки сходятся, а после Крещения разбегаются» - потому что в этот период хищники собирались в большие стаи и были особенно опасны для людей.

Именины в этот день празднуют: Александр, Анна, Василий, Владимир, Степан.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:14 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

21 декабря - Анфиса Рукодельница

Народный календарь
Народный календарь

21 декабря - Анфиса Рукодельница


21 декабря, по старому стилю 8 декабря, поминают святую Анфису Римскую, пострадавшую за веру в V веке. Она отказалась от арианского крещения, и по навету была сожжена на костре.

На Анфису на Руси девушки занимались рукоделием: пряли, ткали, шили, вышивали; но деалать это надо было в одиночестве, или проводить специальные обряды от порчи. Бытовала поговорка: «На Анфису девка шьет, но лишний глаз при том шитье — на сглаз». Молодые рукодельницы обвивали вокруг запястья шёлковую нить, чтобы не уколоться.

Наши предки считали, что магической силой обладает и сама вышивка, в которой зашифровываются различные символы. Ромбы обозначают плодородие; круглые розетки и крестообразные фигуры - обереги от несчастий. Изображения солнца, деревьев и птиц олицетворяют жизненные силы природы, которые приносят в дом достаток и благополучие.

Именины в этот день празднуют: Анфиса, Кирилл.



Рубрики:  Зерно духовности

Без заголовка

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 22:14 + в цитатник
Это цитата сообщения ladosha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

20 декабря - Абросимов день

Народный календарь
Народный календарь

20 декабря - Абросимов день

20 декабря, по старому стилю - 7 декабря, отмечается память святого Амвросия Медиоланского. Он жил в IV веке в Италии и был епископом христианской церкви. Святой Амвросий считается одним из четырёх великих латинских учителей церкви.

На Руси с Амвросия начиналась подготовка к Рождеству Христову; этот день подводил символическую черту под праздниками уходящего года. Бытовала поговорка: «Амвросий у Николы погостил — в душу девкам веру заронил: не за горами Святки», «Амвросий праздники отбросил».

А в Сербии в этот день празднуется День святого Игнатия Богоносца, или Куриное Рождество. Хозяйка собирала вокруг себя кур и отдавала им остатки еды, приготовленные в День святой Варвары. Все члены семьи бросают в огонь по полену или ветке на счастье и удачу, или засовывают под крышу дома и держат там до Рождества. По примете, если на святого Игнатия идёт снег или дождь, то грядущий год будет урожайным.

Именины в этот день празднуют: Антон, Галактион, Григорий, Иван, Игнатий, Лев, Михаил, Павел, Пётр, Сергей.



Рубрики:  Зерно духовности


Поиск сообщений в Ма_р_и_н_а
Страницы: 164 ... 36 35 [34] 33 32 ..
.. 1 Календарь