-ћетки

xx век „еснок актеры актриса актрисы арт балет видео гений день рождени€ деревь€ и растени€ дети дизайн док. фильм док.фильм документальный фильм дороги евреи еда женщина женщины жены живопись жизнь и судьба здоровье здоровье и медицина знаменитости изготовление изобретени€ интерьер искусство истори€ истори€ картины итали€ картина кино китай книги концерты кончина красота кулинари€ культура курица лайфхаки лето литература любовь маразмы медики мода муза музыка мультфильмы напитки наука не жалейте заварки новый год овощи одежда песни песн€ писатели поп-музыка поэты праздники реклама рецепт рецепты российска€ импери€ росси€ рыжие секс секс-символы семь€ сериалы сладости словарь советы создание спектакли ссср стихи сша танго танец танцы творчество традиции фильм фильмы фильмы. фото художник художники цветы цитаты чулки школа €пони€

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в гельб

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ƒрузь€

ƒрузь€ онлайн ValeZ

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.02.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 19169

∆енщины-классики: 17 художниц, которых вы не знали

¬торник, 07 Ќо€бр€ 2017 г. 21:50 + в цитатник
’удожницы разных эпох, остававшиес€ в тени более успешных коллег-мужчин

¬опрос, почему в истории искусств не было великих художниц, до сих пор не тер€ет актуальности, хот€ арт-критик Ћинда Ќохлин ответила на него еще в 1971 году в одноименном эссе. –едакци€ The Art Newspaper Russia, The Art Newspaper Russia, со своей стороны, решила вспомнить художниц прошлого, которые занимались живописью, скульптурой, работой по ткани Ч словом, искусством, несмотр€ на недоступность образовани€, отсутствие прав и пренебрежение современников.


ѕлаутилла Ќелли (1524Ц1588)

»тали€


ѕлаутилла Ќелли. —в€та€ ≈катерина с цветком. Courtesy of The Uffizi Gallery

ѕерва€ известна€ флорентийска€ художница эпохи ¬озрождени€ была монахиней флорентийского монастыр€ —в€той ≈катерины —иенской, а впоследствии стала его насто€тельницей. ¬ отличие от большинства монастырских художниц, ее творчество не ограничивалось иллюстрацией манускриптов Ч она писала многофигурные полотна большого формата на религиозные сюжеты, причем живописи она училась самосто€тельно, копиру€ работы других мастеров. ’удожница, надолго забыта€ историей искусств во многом из-за небольшого количества сохранившихс€ произведений, была тем не менее довольно попул€рна в свое врем€. Ќапример, ƒжорджо ¬азари отмечал ее работы в Ђ∆изнеописани€х наиболее знаменитых живописцев, ва€телей и зодчихї. ѕричем он, вполне в духе феминистской критики искусства, писал, что ѕлаутилла Ќелли Ђмогла бы создать чудесные вещи, если бы она, подобно мужчинам, имела возможность учитьс€ и заниматьс€ рисунком и воспроизводить живую натуруї.

 атерина ван ’емессен (1528 Ч после 1587)

Ќидерланды


 атерина ван ’емессен. ѕортрет женщины. Courtesy of Rijksmuseum, Amsterdam

‘ламандска€ художница была дочерью довольно известного мастера яна ван ’емессена, который и обучил ее живописи. ¬ основном писала портреты, но сохранились и ее картины на религиозные сюжеты (писать их было более престижно, чем жанровые вещи). ≈й принадлежит один из самых ранних в —еверной ≈вропе автопортретов за работой (подчеркивать общественное положение художника было не прин€то, как и демонстрировать рабочие инструменты). ’удожница была достаточно успешна в свое врем€: она входила в гильдию —в€того Ћуки и даже имела трех учеников. ѕозднее, примерно в 1540-х годах,  атерина ван ’емессен стала придворной художницей ћарии јвстрийской. ¬ысокое покровительство обеспечивало ей свободу от контрол€ гильдии и приличное содержание, а после смерти ћарии јвстрийской в 1558 году  атерина ван ’емессен получала пенсию, обеспечивавшую ей комфортное существование.

—офонисба јнгвиссола (около 1532 Ч 1625)

»тали€


—офонисба јнгвиссола. Courtesy of The Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria

—офонисбу јнгвиссолу от многих профессиональных художниц отличает происхождение: она родилась в аристократической семье, в то врем€ как большинство ее коллег были дочер€ми художников, которые и обучали их ремеслу.  ак и все п€ть ее сестер, она получила разностороннее образование, включавшее живопись, по одной из версий, из-за того, что в семье долго не рождалс€ наследник, а обеспечить шестерых дочерей приданым было сложно. ѕреуспеть в профессиональном зан€тии живописью, впрочем, удалось только —офонисбе, в немалой степени благодар€ активному содействию отца, просившего о поддержке молодой художницы авторитетных мастеров, в том числе ћикеланджело. ¬ качестве придворной художницы она почти 15 лет служила при испанском дворе, где имела высокий статус, суд€ по тому, что перед ее возвращением в »талию король ‘илипп II выбрал ей в мужь€ состо€тельного сицилийского аристократа и обеспечил приданым. ’удожница специализировалась на портрете, поскольку не могла сост€затьс€ с мужчинами в изображении многофигурных композиций: женщинам было запрещено изучать обнаженную натуру. ¬ своих работах она совмещала традиции италь€нского и испанского портрета, из-за чего многие картины јнгвиссолы в XIX веке, когда интерес к ее творчеству практически пропал, ошибочно приписывались јлонсо —анчесу  оэльо, работавшему при испанском дворе приблизительно в тот же период, ƒжованни ћорони и даже “ициану. ѕерва€ больша€ персональна€ выставка художницы состо€лась только в 1994 году, примерно на это же врем€ пришлась реабилитаци€ ее имени в истории искусств.

ћариетта –обусти (около 1560 Ч 1590)

»тали€


ћариэтта –обусти. јвтопортрет. Courtesy of The Uffizi Gallery

—тарша€ дочь якопо –обусти, больше известного как “инторетто. ’удожник сам обучал ее, и впоследствии она работала в его мастерской. Ѕиограф “инторетто  арло –идольфи писал, что ћариетта в детстве переодевалась в мальчика, чтобы везде сопровождать отца. ќ ее жизни известно немного, как и о творчестве. —охранилась всего одна точно атрибутированна€ работа ћариетты –обусти Ч Ђѕортрет пожилого мужчины с мальчикомї (около 1585), долго считавша€с€ полотном “инторетто, пока в 1920 году на нем не обнаружили монограмму художницы. »дентификацию ее произведений затрудн€ет схожесть манеры с отцовской и отсутствие достоверных описаний того, в создании каких именно работ художника она принимала участие. ќб успешности ћариетты можно судить по тому, что дважды ее приглашали стать придворной художницей Ч ‘илипп II и ћаксимилиан II, и оба раза отец не отпустил дочь, а уехать по своей воле она не имела права. ¬место службы при дворе “инторетто выдал ее замуж за венецианского ювелира якопо југуста. Ќебольшое количество сохранившихс€ работ объ€сн€етс€ и непродолжительностью жизни художницы: она умерла в возрасте примерно 30 лет, предположительно при родах.

ёдит Ћейстер (1609Ц1660)

Ќидерланды


ёдит Ћейстер. јвтопортрет. Courtesy of National Gallery of Art, Washington DC

ѕочему ёдит Ћейстер стала художницей и у кого она училась живописи (ее отец был пивоваром), неизвестно. ќднако в 1633 году она вступила в харлемскую гильдию —в€того Ћуки и стала в ней единственной женщиной, у которой была собственна€ художественна€ мастерска€ и ученики мужского пола. ¬ 1636 году художница вышла замуж за своего коллегу яна ћинсе ћолинара и практически перестала заниматьс€ живописью, по крайней мере самосто€тельно. “ворческое наследие ёдит Ћейстер, писавшей в основном жанровые сцены, как это часто случалось с художниками-женщинами, после ее смерти практически растворилось: многие работы были утер€ны, еще часть приписывалась другим авторам. Ќапример, Ђ¬есела€ параї (1630) до 1893 года считалась одной из лучших работ ‘ранса ’алса, и именно под его именем картину купил Ћувр. ј амстердамский –ейксмузеум приобрел в качестве одной из самых известных работ того же ’алса ее Ђ¬еселого хоз€инаї (1629).

ћэри Ѕил (1633Ц1699)

¬еликобритани€


ћэри Ѕил. ѕортрет неизвестной. Courtesy of MoyseТs Hall Museum

ћэри Ѕил считаетс€ первой профессиональной художницей јнглии, и, что особенно примечательно, именно ее труд приносил основной доход семье. ћуж художницы помогал ей в мастерской и занималс€ административной частью работы. ¬ свое врем€ она считалась одной из лучших портретисток јнглии, ее картины высоко оценивал попул€рный тогда придворный художник ѕитер Ћели, с которым она дружила и чье художественное вли€ние испытала.

ћэри ћозер (1744Ц1819)

¬еликобритани€


ћэри ћозер. Ќатюрморт. Courtesy of British Royal collection

ћенее известна€ современница јнгелики  ауфман была второй женщиной-основательницей  оролевской академии художеств. Ќа знаменитом групповом портрете академиков (1771Ц1772) »оганна ÷оффани она представлена портретом р€дом с изображением  ауфман Ч женщины-академики, очевидно, не могли участвовать в сцене с обнаженными модел€ми-мужчинами, поэтому художник обозначил их присутствие портретами.  ак и  ауфман, ћэри ћозер имела швейцарское происхождение, правда, в отличие от первой, родилась в Ћондоне, в семье художника по эмали ƒжорджа ћайкла ћозера, чьи св€зи в немалой степени помогли карьере его дочери. ѕервую медаль  оролевского общества искусств она получила в 14 лет за рисунки цветов. Ќа изображении цветочных натюрмортов она сосредоточилась и в дальнейшем, став одной из всего лишь двух художников с такой специализацией в академии.

ћари-ƒениз ¬ильер (1774Ц1821)

‘ранци€


ћари-ƒениз ¬ильер. –исующа€ молода€ женщина. Courtesy of Metropolitan Museum of Art

 ак это часто бывало с художницами, работы ћари-ƒениз ¬ильер практически не сохранились, а биографи€ известна отрывочно. ≈е сестры также занимались живописью, сама она обучалась у јнн-Ћуи ∆ироде-“риозона и, возможно, у ∆ака Ћуи ƒавида, который не только брал в ученицы женщин, но и поощр€л их интерес к историческим сюжетам. ќн подталкивал художниц к участию в салонах, куда после ¬еликой ‘ранцузской революции им был открыт широкий доступ. ћари-ƒениз ¬ильер в салонах участвовала неоднократно, однажды удостоившись премии в 1,5 тыс. франков.  опию ее представленной на одном из салонов картины Ђ–ебенок в колыбели, уносимый наводнением мес€ца нивоз X годаї заказывал кн€зь Ќиколай ёсупов дл€ јрхангельского. Cама€ известна€ картина ¬ильер Ђ–исующа€ молода€ женщинаї (1801) из ћетрополитен-музе€ долгое врем€ считалась работой ƒавида и прошла целую серию переатрибуций Ч от ‘рансуа ∆ерара до другой ученицы ƒавида,  онстанс  арпентье.

–оза Ѕонер (1822Ц1899)

‘ранци€


–оза ЅонЄр. ѕахота в Ќевере. Courtesy of Musée dТOrsay

Ѕыла, пожалуй, самой успешной художницей XIX века и одним из наиболее известных художников-анималистов. ≈е отец Ч учитель рисовани€ Ч принадлежал к школе сенсимонистов, провозглашавших идеалы женского равенства. Ђѕочему € не могу гордитьс€ тем, что € женщина? ћой отец, €рый приверженец гуманизма, много раз говорил мне, что роль женщины Ч возвысить род человеческий, что женщина есть ћесси€ гр€дущих веков. ќт него, из его учени€ € узнала о великом, благородном предназначении пола, принадлежностью к которому € горжусь и независимость которого буду отстаивать до последнего дн€ моей жизни...ї Ч говорила –оза Ѕонер. ¬с€ ее жизнь шла вразрез с традиционными представлени€ми о женственности: она не вышла замуж, объ€сн€€ отказ от брака нежеланием тер€ть независимость, носила брючный костюм (оправдывала спецификой работы с животными) и жила с женщинами, хот€ лесби€нкой себ€ никогда не называла. ћеждународный успех пришел к ней после показа на —алоне в 1853 году полотна Ђярмарка лошадейї. ѕозднее королева ¬иктори€ организовала приватный показ этой картины в Ѕукингемском дворце, и вообще в ¬еликобритании работы Ѕонер пользовались даже большей попул€рностью, чем в ее родной ‘ранции. ¬прочем, на родине она стала первой художницей, получившей орден ѕочетного легиона, а среди других ее наград были испанский орден »забеллы  атолической и орден Ћеопольда Ѕельгийского, что подтверждает ее международную известность.

ћарианна Ќорт (1830Ц1890)

¬еликобритани€


ћарианна Ќорт. Nepenthes northiana. Phillips, A., A. Lamb & C.C. Lee Publishing 2008

ѕутешественница и ботанический иллюстратор, ћарианна Ќорт не была художницей в строгом смысле слова: она не получила профессионального образовани€. ¬ детстве и юности ћарианна часто посещала  оролевские ботанические сады  ью, директор которых был другом ее отца, где изучала тропическую флору. ѕосле смерти родител€ ћарианна Ќорт, которой на тот момент было почти 40 лет, получила солидное наследство, оно позволило ей не выходить замуж и путешествовать почти всю оставшуюс€ жизнь.   браку она питала глубокое отвращение, счита€, что он превращает женщину в Ђкого-то наподобие старшей прислугиї. ѕочти четверть века, с 1871 по 1885 год, она посв€тила путешестви€м по всему миру и изображению растений. —вои находки Ќорт писала маслом, хот€ жанр ботанической иллюстрации подразумевал графику, и изображала растени€ в их естественной среде, а не на белом фоне, как было прин€то тогда. ¬ отсутствие цветной фотографии ее работы с тщательно прорисованными детал€ми были полезны в научных цел€х. —воими ботаническими находками ћарианна Ќорт делилась с „арльзом ƒарвином, а работы передала  оролевским ботаническим садам  ью, где на ее же средства специально дл€ них была построена галере€.

’арриет ѕауэрс (1837Ц1911)

—Ўј


’арриет ѕауэрс. Ѕиблейское полотно. Courtesy of Museum of Fine Arts, Boston

’арриет ѕауэрс родилась в рабстве на территории штата ƒжорджи€. ќна совмещала традиционную американскую технику квилта с аппликацией, имеющей восточноафриканские корни, и создавала уникальные лоскутные полотна. —охранились всего две ее работы, в которых она обращалась к библейским сюжетам, местным легендам и, по не до конца пон€тным причинам, астрономическим €влени€м. ѕервое ее произведение Ч ЂЅиблейское полотної (1885Ц1886) Ч купила художница ƒженни —мит, заметив его на выставке хлопка в јтенсе в 1886 году. “огда ѕауэрс отказалась расставатьс€ с работой, однако четырьм€ годами позже из-за финансовых трудностей была вынуждена продать ее, по€снив смысл изображенных сюжетов: все они были вз€ты из Ѕиблии. —южеты второй из известных работ ’арриет ѕауэрс позаимствованы не только из Ѕиблии, но и из легенд, в ней она также изобразила стихийные бедстви€ и даже некоторые событи€ американской истории. ѕосле отмены рабства у ѕауэрс и ее мужа была небольша€ ферма и примерно полтора гектара земли, но в 1890-х благососто€ние семьи стало ухудшатьс€, муж начал продавать землю, а потом и вовсе бросил жену с детьми. Ѕольше она замуж не выходила и до конца жизни, скорее всего, жила на доходы от шить€.

ћэри  ассатт (1844Ц1926)

—Ўј, ‘ранци€


ћэри  эссет. „аепитие. Courtesy of Museum of Fine Arts, Boston

Ѕольшую части жизни провед€ во ‘ранции, ћэри  ассатт была одной из первых женщин (и единственной американкой), примкнувших к находившимс€ на тот момент в оппозиции к официальному искусству импрессионистам. Ќесмотр€ на вполне академическое художественное образование (она училась у салонного художника ∆ана Ћеона ∆ерома и сама неоднократно выставл€лась на —алоне),  ассатт прин€ла приглашение Ёдгара ƒега присоединитьс€ к независимой группе художников. ѕод вли€нием ƒега изменила технику письма и тематику своих работ, начав писать в основном матерей с детьми, которые и стали главным мотивом ее творчества. ѕомимо непосредственно живописи,  ассатт выступала в роли арт-консультанта коллекционеров. Ѕлагодар€ ее советам собрание √енри ќсборна ’эвемайера и его жены Ћуизины, больша€ часть которого сейчас хранитс€ в ћетрополитен-музее, пополнилось работами ƒега, Ёдуарда ћане,  амил€ ѕиссарро и  лода ћоне.

Ёмили€ Ўанкс (1857Ц1936)

–осси€, ¬еликобритани€


Ёмили€ Ўанкс. Ќовенька€ в школе. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

ѕерва€ из двух женщин, прин€тых в “оварищество передвижных художественных выставок (второй была јнтонина –жевска€), родилась в семье успешного английского предпринимател€ ƒжеймса Ўанкса, владельца ювелирной мастерской и магазина в ћоскве. ѕосещала ћосковское училище живописи, ва€ни€ и зодчества в качестве вольнослушательницы, ее учител€ми были ¬ладимир ћаковский, »лларион ѕр€нишников и ¬асилий ѕоленов, с которым она продолжала дружить и после окончани€ училища в 1890 году. ѕараллельно живописи Ёмили€ Ўанкс увлекалась фотографией, снима€ в основном сельский быт и природу. — 1891 года выставл€лась вместе с передвижниками, и уже в 1892 году ее работу ЂЌовенька€ в школеї высоко оценил »ль€ –епин, а ѕавел “реть€ков приобрел ее в свою коллекцию. ¬ 1894 году Ёмилию Ўанкс 15 голосами (больше, чем за ¬алентина —ерова) избрали членом “оварищества передвижных художественных выставок. Ќакануне ѕервой мировой войны она вместе с семьей вернулась в Ћондон, где продолжила выставл€тьс€ в  оролевской академии художеств.

ћари€ Ѕашкирцева (1858Ц1884)

–осси€, ‘ранци€


ћари€ Ѕашкирцева. «онтик. Courtesy of The Russian Museum

»звестна в основном благодар€ своему дневнику, особенно попул€рному в начале XX века: поклонницей Ѕашкирцевой была ћарина ÷ветаева, его высоко оценивали ¬алерий Ѕрюсов и —ергей јндреевский. Ѕольшую часть жизни Ѕашкирцева, родивша€с€ в ѕолтавской губернии, прожила во ‘ранции, куда ее в детстве увезла мать после расставани€ с отцом художницы. ёна€ ћари€ хотела стать балериной, затем певицей и даже начала делать шаги в этом направлении, но в 16 узнала, что больна туберкулезом, а лет с 18-ти из-за болезни стала тер€ть сначала голос, а потом и слух. ѕримерно тогда же ћари€, больше всего мечтавша€ о славе, решила зан€тьс€ живописью и поступила в частную јкадемию ∆юлиана (Ќациональна€ высша€ школа из€щных искусств была по-прежнему недоступна дл€ женщин). —вое художественное образование она оценивала невысоко. Ђя обречена на одиночество или на посредственность женской мастерской, Ч пишет она в дневнике. Ч «десь вас не толкают вперед, не поощр€ют, и вы гниете на месте. јх, почему € только женщина?ї ќна активно выступала против закрытости дл€ женщин системы академического художественного образовани€ и даже написала об этом статью в журнал Ђ√ражданкаї под псевдонимом ѕолин ќрель. “ем не менее художница выставл€лась на —алоне, а ее работы приобрел Ћувр. —кончалась ћари€ Ѕашкирцева в 25 лет от чахотки, успев создать около 150 картин, 200 графических работ и немного скульптуры, из которых сохранилась небольша€ часть, многое погибло во врем€ ¬торой мировой войны.

ћари€ якунчикова (1870Ц1902)

–осси€, ‘ранци€


ћари€ якунчикова. ¬ыполненное по эскизу художницы настенное лоскутное панно. Courtesy of ChristieТs

ћари€ якунчикова родилась в семье предпринимател€ ¬асили€ якунчикова и «инаиды ћамонтовой. —авва ћамонтов приходилс€ ее матери двоюродным братом, а родна€ сестра «инаиды ¬ера была замужем за ѕавлом “реть€ковым, так что шансов остатьс€ в стороне от искусства у будущей художницы практически не было. ∆ивописью она увлеклась уже в детстве Ч дл€ обучени€ детей якунчиковых был нан€т художник Ќиколай ћартынов. ¬ 15 лет пошла вольнослушательницей в ћосковское училище живописи, ва€ни€ и зодчества и вскоре сблизилась с семьей ѕоленовых (ее старша€ сестра Ќаталь€ в 1882 году вышла замуж за ¬асили€ ѕоленова), регул€рно участву€ в их рисовальных вечерах. ќсобенно дружна якунчикова была с младшей сестрой художника ≈леной ѕоленовой, котора€ увлекалась народным искусством сама и увлекла якунчикову.  огда ћарии было 18 лет, у нее обнаружили туберкулез. ¬рачи рекомендовали сменить климат, и якунчикова переехала в ≈вропу, быва€ с тех пор в –оссии только наездами. ¬ ѕариже она поступила в јкадемию ∆юлиана, а приезжа€ на родину, жила и работала у ѕоленовых в Ѕехове и у ћамонтовых в јбрамцеве, где немало внимани€ удел€ла декоративно-прикладному искусству, особенно керамике и выжиганию по дереву. ¬ 1896 году вышла замуж за врача Ћеона ¬ебер-Ѕаулера, через два года у них родилс€ первый сын. ¬ это же врем€ —ергей ƒ€гилев пригласил ћарию якунчикову прин€ть участие в Ђ¬ыставке русских и финл€ндских художниковї и заказал ей обложку дл€ журнала Ђћир искусстваї. ¬ 1900 году она участвовала в оформлении кустарного отдела русского павильона ¬семирной выставки в ѕариже, где ее работа получила серебр€ную медаль. Ќо вскоре у сына якунчиковой обнаружили туберкулез, а рождение в 1901 году второго ребенка подорвало ее здоровье окончательно Ч в 1902 году художница умерла. Ђќна была характерно-русской женщиной с типично-русским дарованием... Ћишь только она начала развиватьс€ как художница, она вышла замуж, затем Ч дети, затем Ч серьезна€ болезнь сына и, наконец, смерть. якунчикова мало успела, особенно по сравнению с тем, что могла. Ќо во всем, что она, впопыхах, между детскими пеленками и шумом ѕарижа имела врем€ сделать Ч она выказывала глубину чудесного даровани€, чуть€ и любви к далеким от нее русскими лесам, этим Делочкам и осинкамУ, к которым она относилась с каким-то благоговением и к которым стремилась всю жизньї, Ч писал о якунчиковой —ергей ƒ€гилев.

Ёльза фон ‘рейтаг-Ћорингховен (1874Ц1927)

—Ўј


Ёльза фон ‘рейтаг-Ћорингофен. Courtesy of Library of Congress

Ёльза ѕлЄц родилась в √ермании в семье строител€ и политика, который вел разгульную жизнь и бил ее мать. «аразившись сифилисом, последн€€ пыталась покончить с собой и позже умерла в психиатрической больнице.  ак говорила Ёльза, мать Ђоставила мне в наследство... борьбуї. ќна была трижды замужем и все три раза неудачно. ѕоследний супруг Ёльзы Ч Ћеопольд  арл ‘ридрих барон фон ‘рейтаг-Ћорингховен, за которого она вышла уже в јмерике, сбежал, прихватив ее ничтожные сбережени€ и оставив ей свой титул и возможность войти в аристократические круги Ќью-…орка. ¬сю свою жизнь Ёльза превратила в дадаистское произведение искусства: она писала стихи, устраивала перформансы, создавала скульптуры и коллажи из найденных на помойке предметов. ’удожник ƒжордж Ѕидл в 1917 году описывал ее комнату в Ќью-…орке как забитую Ђкакими-то разрозненными железками, автомобильными шинами... урнами дл€ мусора, наводившими ужас и отвращение, которые дл€ ее истерзанного, но чрезвычайно чувствительного воспри€ти€ стали объектами прекрасного...ї Ђƒл€ мен€ ее комната была так же органична, как, например, студи€ Ѕранкузи в ѕарижеї, Ч говорил он. —уществует теори€, что легендарный Ђ‘онтанї принадлежал именно руке Ёльзы, а ћарсель ƒюшан всего лишь присвоил себе авторство Ч подробнее об этом можно прочитать в этом материале.

≈лена  иселева (1878Ц1974)

–осси€, ёгослави€


≈лена  иселева. ƒевушки на выданье. Courtesy of MRI

≈лена  иселева, чьи работы стали известны широкой публике благодар€ выставке в ћузее русского импрессионизма, имела все шансы войти в историю отечественного искусства: выпускница »мператорской академии художеств, обучалась в мастерской »льи –епина, стала первой женщиной, в 1907 году получившей заграничное пенсионерство, а в 1910 году прин€той в ќбщество архитекторов-художников. ѕисала в основном портреты. Ђ омпозици€ или пейзаж мне были мало интересны. я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщинї, Ч признавалась  иселева. «абвению художницы немало способствовала эмиграци€ в  оролевство сербов, хорватов и словенцев (будущую ёгославию), куда она переехала с мужем в 1920 году. ќб этом времени она писала: Ђ∆изнь давно забрала мен€ всю целиком, и художницей € была как-то сбоку, в стороне. ј главное, была очень сложна€, трудна€ жизнь. ј тут революци€, война, беженство. ¬ это трудное врем€ у мен€ создалась нова€ семь€, родилс€ сын, Ч где уж тут было думать о художествеї. ѕосле смерти сына в 1944 году она и вовсе перестала заниматьс€ живописью. Ќаследием ≈лены  иселевой в конце 1960-х годов заинтересовалась воронежский искусствовед ћарина Ћунева, котора€ переписывалась с художницей и активно способствовала возвращению части ее работ на родину.

ƒарь€ ѕалаткина

»з: The Art Newspaper Russia

via
–убрики:  искусство/живопись
истори€
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку