-ћетки

xx век „еснок актеры актриса актрисы арт балет видео день рождени€ деревь€ и растени€ дети джаз дизайн док. фильм док.фильм документальный фильм дороги евреи еда женщина женщины жены живопись жизнь и судьба здоровье здоровье и медицина знаменитости изготовление изобретени€ интерьер искусство истори€ истори€ картины итали€ картина кино китай книги концерты кончина красота кулинари€ культура лайфхаки лето литература любовь маразмы медики мода музыка мультфильмы напитки наука не жалейте заварки новый год овощи одежда песни песн€ писатели поп-музыка поэты праздники реклама рецепт рецепты российска€ импери€ росси€ рыжие секс секс-символы семь€ сериалы сладости словарь советы создание спектакли ссср стиль стихи сша танго танец танцы творчество традиции фильм фильмы фильмы. фото художник художники цветы цитаты чулки школа юмор €пони€

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в гельб

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ƒрузь€

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.02.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 19147

»стори€ любви в картинах: »ль€ –епин и Ќаталь€ Ќордман

—уббота, 05 јвгуста 2017 г. 12:30 + в цитатник
≈Є недолюбливали биографы –епина и не выносили многие из его друзей. ќ еЄ эксцентричном образе жизни трубили все столичные Ђжелтыеї газеты.

ЂЌаталье Ѕорисовне и в голову не приходило, что она наносит ущерб имени –епинаї, Ч деликатно писал  орней „уковский. ј философ ¬асилий –озанов, называвший Ќаталью Ќордман Ђженщина-пылесосї, пр€мо говорил: ЂЁта женщина поглотила –епина целикомї.




Ќаталь€ Ќордман родилась в русско-шведской семье (еЄ отец был шведский адмирал, а мать Ч русска€ двор€нка), а себ€ назвала"свободной финл€ндкойЂ. ¬прочем, повести, пьесы и публицистику она писала по-русски, так что и псевдоним себе вз€ла соответствующий Ч Ђ—евероваї.


ѕерва€ встреча

«накомство –епина и Ќордман началось с курьЄза. Ќаталь€ Ѕорисовна попала в мастерскую художника вместе со своей подругой, известной меценаткой графиней “енишевой. –епин много и охотно писал “енишеву, пока их не рассорили обсто€тельства. Ќо вначале между художником и моделью царила идилли€: “енишева, по настроению,могла завалить мастерскую букетами цветов, а на сеансы приезжала с несколькими коробками платьев Ч пусть »ль€ ≈фимович сам выберет, какое больше подходит по колориту.   причудам “енишевой –епин привык, а на €вившуюс€ с ней компаньонку вначале не обратил особого внимани€, но через несколько минут, вид€, что незнакомка скучает, предложил ей почитать стихи поэта  онстантина ‘офанова,которого очень ценил.


ѕортрет ћ.  . “енишевой. Ётюд

Ќордман демонстративно уселась спиной к мольберту, будто ей совсем неинтересно, что там пишет –епин, и начала громко читать патетические строчки с издевательски-комическими интонаци€ми. –епина такое па€сничанье покоробило, и он поспешил распрощатьс€ с дамами.

Ђƒорога€ ћари€  лавдиевна, Ч писал –епин “енишевой на следующий день. Ч ѕортрет ваш не закончен. Ќам нужно повторить сеанс. я буду очень рад вас видеть, но чтобы это больше никогда не переступало порога моего домаї.



ѕортрет кн€гини ћ.  . “енишевой

”же в парижской эмиграции “енишева напишет Ђ¬печатлени€ моей жизниї, из которых неожиданно вы€снитс€ (как это часто случаетс€ с мемуарами), что не такими уж они с Ќордман были и подругами. » более того Ч что в Ќаталье Ѕорисовне изначально угадывались циничность и порочность:

Ђќднажды € познакомилась с адмиральшей Ќордман, гостившей с дочерью. јдмиральша оказалась страстной картежницей и очень подходила к типу ДблагородныхУ старух с пенсией... ƒочь ее Ќелли,или Ќаташа, на весь этот вечер была предоставлена мне. Ёто была топорна€ и очень разв€зна€ барышн€ лет шестнадцати-семнадцати,в коротком платье, игравша€ в избалованного ребенка. √лаза ее,далеко не наивные, толстые чувственные губы не в€зались с напускным реб€чеством. „увствовалась в этой неестественной девушке порочность, недостаток нравственных устоев... Ќо самой отталкивающей чертой ее был цинизм, редкий в молодом существе. Ётого € никогда не могла ни переварить, ни привыкнуть к нему, мен€ он коробил и возмущал до глубины души. Ќапример: она привезла мне портрет своего покойного отца, прос€ его сохранить. я повесила его над дверью в столовой. —ид€ однажды за обедом, лицом к портрету,она долго смотрела на него и сказала: Д“ы думаешь, что € украла у матери этот портрет потому, что очень любила отца?.. ћне просто хотелось позлить матьУ. ¬ообще у нее не было ничего св€того. ќна могла легко оплевать то, пред чем незадолго до того преклон€ласьї.



»ль€ –епин. Ќ.Ѕ. Ќордман-—еверова, 1921


¬прочем, дальше “енишева так самодовольно бранит репинские Ђнеискренность, льстивость и жадностьї, да и еЄ портреты, сообщает, выходили у художника один хуже другого Ч не Ђёнонаї, как подхалимски говаривал –епин, а Ђчиста€ карикатураї, что не стоит и еЄ характеристику Ќордман принимать слишком всерьЄз.

–епин €вно смотрел на Ќаталью Ѕорисовну иначе.

¬сего лишь год спуст€, в 1899-м, художник приобрЄл дл€ женщины,котора€ так взбесила его при первой встрече, что он даже имени еЄ не хотел называть, два гектара земли в дачном поселке  уоккала на берегу ‘инского залива и начал перестраивать дл€ неЄ дом. ќни с Ќатальей Ѕорисовной назовут его римским словом Ђѕенатыї Ч по имени богинь-покровительниц домашнего очага. ¬ этой усадьбе –епин и Ќордман проживут вместе 15 лет, она станет центром прит€жени€ дл€ литераторов, художников, артистов и многочисленной московской и петербургской интеллигенции. –епину в это врем€ уже 55, его нова€ спутница на 19 лет моложе.


ƒом –епина и Ќордман в  уоккале. —овременный вид (во врем€ ¬торой мировой войны он был разрушен, а в 1960-е Ч полностью восстановлен). ‘ото: nimrah.ru


»ль€ –епин и Ќаталь€ Ќордман в ѕенатах.1900-е


Ќордман позирует –епину дл€ скульптурного портрета. 1901-1902



√остина€ в ѕенатах. Ѕюст Ќатальи Ќордман, отличающийс€ тонкостью лепки и одухотворЄнностью модели, Ч одна из лучших скульптурных работ –епина. Ќордман сме€лась: Ђќн (–епин) говорил мне: лицо у теб€ гуттаперчевое,со всеми признаками красоты и уродстваї. ‘ото: bonherisson.livejournal.com

ѕортрет Ќордман, написанный –епиным в Ўвейцарии, считаетс€ первым и, возможно, лучшим, однако не лишенным приукрашивани€ модели.


Ђќна изображена на балконе, Ч рассказывает биограф –епина —офь€ ѕророкова. Ч ѕозади Ч гладь залива и поднимающа€с€ влево гора. Ётот портрет, как говор€т знавшие Ќордман, мало похож, сильно идеализирован. ќна смотрит на зрител€ круглыми и, кажетс€, очень блест€щими глазами. Ќа голове Ч маленька€ фривольна€ шл€пка с пером, в руках кокетливо вз€тый зонтик. ¬есь вид этой озарЄнной счастьем женщины говорит о том, что художнику нравилась его модель и он придал ей скорее черты желаемого, чем видимого. ѕортрет этот –епин ценил больше других. ќн до конца дней висел в столовойї.


—частливые дни

“е биографы художника, которые откровенно не терп€т Ќордман, называ€ еЄ пошлой или вздорной, объ€сн€ют их с –епиным сближение тем, что, дескать, 55-летний художник просто устал от одиночества. ќн давно уже разъехалс€ с первой женой ¬ерой јлексеевной, его пылка€, но безответна€ влюблЄнность в художницу ≈лизавету «ванцеву тоже осталась в прошлом. Ќо и эти знатоки жизни –епина,отрицающие с его стороны любовь и страсть, не могут не согласитьс€: ему было ужасно интересно с Ќордман, –епин не мог не восхищатьс€ силой еЄ натуры и разнообразием интересов.

Ќордман знала 6 €зыков. ≈сли –епин просил за завтраком почитать иностранные журналы Ч Ќаталь€ Ѕорисовна переводила пр€мо с листа. ќна гораздо раньше –епина научилась фотографировать и получала за свои Ђкодаковскиеї снимки призы на выставках.

ќна увлекалась театром и пробовала учитьс€ скульптуре. ќна сочин€ла, и –епин, €вно очарованный подругой, договорилс€ об издании еЄ повести ЂЅегл€нкаї в журнале ЂЌиваї. Ќет, не Ђцинизмї, как посчитала недальновидна€ “енишева, а что-то принципиально иное было внутренним двигателем этой женщины, до поры до времени скрытым от чужих глаз.

¬ автобиографичной ЂЅегл€нкеї Ќаталь€ Ѕорисовна рассказывала историю о том, как она, адмиральска€ дочка и крестница цар€-освободител€ јлександра II, в 21 год без согласи€ родителей, на свой страх и риск сбегает в јмерику, а там поступает на ферму как проста€ работница, доит коров, ухаживает за огородом, работает гувернанткой и горничной Ч словом, на собственном опыте воплощает свои прогрессисткие идеалы.

≈Є взгл€ды можно назвать демократическими и феминистсткими: Ќаталь€ Ќордман ратовала за Ђраскрепощение прислугиї (а потому всегда здоровалась за руку со швейцаром и непременно усаживала обедать за свой стол кухарку) и за Ђраскрепощение женщинї (и дл€ этого читала в столице лекции, до глубины души возмущавшие ¬асили€ –озанова, где учила незамужних девиц составл€ть брачный контракт, оговарива€, например, что за каждые роды муж должен выдавать жене тыс€чу рублей).

–епину, в молодости увлечЄнному иде€ми „ернышевского и критиков-демократов, пыл Ќордман был и вн€тен, и восхитителен. ќна словно давала фору и его собствененному, репинскому, идеализму, и его эксцентричности.

Ќаконец, художника чрезвычайно привлекает Ќаталь€ Ѕорисовна как модель.

ЂЌачина€ с 1900 года, Ч рассказывает »горь √рабарь, Ч –епин пишет в течение 12 лет значительное число портретов своей второй жены Ќ.Ѕ. Ќордман-—еверовой. Ќе проходило года, чтобы не по€вл€лось еЄ нового портрета, а иногда и двух, не говор€ уже о многочисленных портретных рисунках... Ќи с кого –епин не писал так много и часто, как с неЄї.



»ль€ –епин. ѕортрет Ќаталии Ќордман. 1900


»ль€ –епин. «а чтением (ѕортрет Ќаталии Ѕорисовны Ќордман). 1901


ѕортрет писательницы Ќ.Ѕ. Ќордман-—еверовой, 1905


»нтимные портреты Ќатальи Ќорманд. »сточник: terijoki.spb.ru


—п€ща€ жена художника Ќаталь€ Ќорманд


≈ще в 1899 году у Ќатальи Ќордман и –епина, тщательно скрывавших свой роман от общественности, родитс€ дочь ≈лена-Ќаталь€, котора€ проживЄт всего две недели. Ѕольше детей у Ќордман не будет,но и полтора дес€тилети€ спуст€ она будет тосковать по своей маленькой Ќаташе. ѕолагают, купить дачу и построить ѕенаты –епин придумал, чтобы утешить любимую женщину в еЄ горе. Ёто оказалось хорошей идеей: Ќаталь€ Ѕорисовна с энтузиазмом прин€лась обустраиватьс€ Ч она была прекрасной хоз€йкой. ќни с –епиным равн€ли рельеф, придумали необычный дом с башн€ми и стекл€нной крышей и оригинальные садовые сооружени€ Ч Ђ’рам »сиды и ќсирисаї, ЂЅеседка Ўехерезадыї (так –епин в начале их отношений прозвал Ќаталью Ѕорисовну). ѕоначалу художник не афишировал их отношений Ч Ђофициальной версиейї было, что он по-дружески гостит у Ќордман в  уоккале. Ќо когда скрывать очевидное стало бессмысленно, –епин обосновалс€ там насовсем.

 отлеты из клюквы и суп из сена

¬ Ђƒвенадцати стуль€хї »льфа и ѕетрова есть такой ироничный выпад: Ђ»пполит ћатвеевич был влюблЄн до крайности в Ћизу  алачову... ќна не курила, не пила..., йодом или головизной пахнуть от нее не могло. ќт нее мог произойти только нежнейший запах рисовой кашицы или вкусно изготовленного сена, которым госпожа Ќордман-—еверова так долго кормила знаменитого художника »лью –епинаї.

ј  орней „уковский рассказывает, что своими ушами слышал, как одна помещица говорила другой о –епине: ЂЁто тот, который сено елї.

¬ ѕенатах действительно с энтузиазмом кормили отварами из трав и супами из сена. ƒело в том, что Ќаталь€ Ѕорисовна, натура увлекающа€с€ и доход€ща€ в своих увлечени€х до экзальтации, однажды увлеклась вегетарианством.

“еперь она пишет и издаЄт Ђѕоваренную книгу дл€ голодающихї с рецептами котлет из картофельной шелухи, жаркого из морковного зайца, кофе из свЄклы и печень€ из подорожника с добавлением миндал€ и ванили. Ќордман объ€сн€ет: м€со Ч €д, а молоко Ч злодейское попрание материнских чувств коровы к телЄнку. ќна верит: такой рацион из трав, овощей и орехов не только оздоровл€ет, но и в перспективе может спасти –оссию от голода, стоит только люд€м осознать целительную силу растений.

» первым Ђвсецело осознавшимї становитс€ –епин.

≈ще недавно »ль€ ≈фимович рассказывал, как они с другом-критиком —тасовым любили только лучшие рестораны, где наедались до отвала, а потом Ђупитанные до от€желени€, отсиживались на бульварах, празднично и весело болта€ї.

“еперь –епин с восторгом сообщает художнику Ѕ€лыницкому-Ѕируле: Ђј насчет моего питани€ Ч € дошел до идеала: еще никогда не чувствовал себ€ таким бодрым, молодым и работоспособным. ƒа, травы в моем организме производ€т чудеса оздоровлени€. ¬от дезинфекторы и реставраторы!!! я вс€кую минуту благодарю бога и готов петь аллилуй€ зелени (вс€кой). ј €йца? Ёто уж дл€ мен€ вредно, угнетали мен€, старили и повергали в отча€ние от бессиль€. ј м€со Ч даже м€сной бульон Ч мне отрава; € несколько дней страдаю, когда ем в городе в каком-нибудь ресторане. ћы у знакомых теперь из-за этого совсем не бываем. —ейчас же начинаетс€ процесс умирани€: угнетение в почках, Днет сил заснутьУ, как жаловалс€ покойный ѕисемский, умира€... » с неверо€тной быстротой восстановл€ют мен€ мои трав€ные бульоны, маслины, орехи и салатыї.


ћаксим √орький, ¬ладимир —тасов, »ль€ –епин и Ќаталь€ Ќордман в ѕенатах. 18 августа 1904 г.

ћногих, кто знал –епина раньше, смущают подобные перемены,а главное Ч изумл€ет сила вли€ни€ на него Ќатальи Ѕорисовны.

–езче всего своЄ недоумение и непри€тие выражает —тасов: ЂЅольше всех удивил –епин. я так давно не видел его. Ѕоткин намедни сказал мне на дебаркадере, что –епин... ни на шаг от своей Ќордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи Ч ни красивости, ни ума,ни даровани€, просто ровно ничего, а он словно пришит у неЄ к юбке)ї.




Ќа этом портрете Ќаталь€ Ќордман изображена в пЄстром платье, красном берете и €рко-зелЄной бархатной тальме. Ёта пестрота и броскость отражают ей специфические вкусы, склонность к перебору и некоторой приторности. „уковский при знакомстве с ней запишет в дневнике: ЂЌе женщина, а ћанилов в юбкеї.
“альму Ќатальи Ѕорисовны тут украшает натуральный темно-серый мех.

Ќо пройдЄт совсем немного времени, и она откажетс€ от продуктов животного происхождени€ не только в питании, но и в обиходе: начнЄт пропагандировать щЄтки без щетины, безкожные обувь, дамские по€са и ридикюли и станет увер€ть, что еЄ Ђпальто на сосновых стружкахї согревает в холода лучше любой шубы.

Ђ—редыї в ѕенатах

¬ ѕенатах, под их причудливой стекл€нной крышей, дающей естественный свет, у –епина имелось две мастерских: больша€ была открыта дл€ всех, а в маленькую и почти секретную художник удал€лс€, когда нужно было сосредоточитьс€ на работе (что всегда было дл€ него и самым важным, и самым захватывающим), но мешали общительные посетители. » тогда Ќаталь€ Ѕорисовна придумала элегантный выход: ЂприЄмным днЄмї, когда в ѕенаты мог €витьс€ без приглашени€ любой желающий, объ€вл€лось среда.

ќколо часу дн€ по средам –епин прекращал работать, мыл кисти,переодевалс€ в торжественный серый костюм. ќбед в ѕенатах начиналс€ в три. Ќа доме вывешивалс€ голубой флаг, означавший, что гостей уже ждут. Ќароду всегда было множество: знакомые, друзь€,литераторы, ученые, художники, музыканты. Ќезнакомым тоже вход не был заказан: любой интересующийс€ искусством мог приехать и познакомитьс€ со знаменитым художником.

¬ прихожей ѕенатов гостей встречали плакаты с указани€ вроде"Ќе ждите прислуги, еЄ нетЂ, ЂЅейте весело в тамтамї (роль тамтама исполн€л повешенный тут же медный гонг), Ђ—ами снимайте пальто и калошиї и т. п. “ак Ќаталь€ Ѕорисовна пропагандировала свою идею: никто никому не должен прислуживать, лакеев здесь нет, у нас демократи€ и равенство.

ѕрислуги не было и за столом Ч весьма обильным и разнообразным,но неизменно вегетарианским. —тол был особой конструкции: он вращалс€ наподобие карусели, чтобы, пот€нув за ручку, каждый из гостей, мог приблизить к себе и вз€ть на тарелку нужное блюдо,не утружда€ прислугу. ¬сЄ это было необычно и весело.


√остина€ в ѕенатах. ¬ верхнем р€ду картин, в центре можно видеть профильный портрет Ќатальи Ќордман, написанный –епиным. Ќиже Ч знаменитый крут€щийс€ стол. ‘ото: bonherisson.livejournal.com

’удожник и поэт-футурист ƒавид Ѕурлюк так описывал эту Ђвегетарианскую карусельї: Ђ«а большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. ѕеред каждым сто€л полный прибор. ѕрислуги по этикету ѕенатов не было, и весь обед в готовом виде сто€л на круглом столе меньшего размера, который наподобие карусели, возвыша€сь на четверть,находилс€ посреди основного.  руглый стол,за которым сидели обедающие и сто€ли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором сто€ли €ства(исключительно вегетарианские), был снабжен ручками,и каждый из присутствующих мог повернуть его,пот€нув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. “ак как народу было много,то не обходилось без курьезов: захочет „уковский соленых рыжиков, вцепитс€ в ДкарусельУ, т€нет рыжики к себе, а в это врем€ футуристы мрачно стараютс€ приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникойї.


» всЄ же над Ќордман и –епиным с их пресловутыми Ђобедами из сенаї очень скоро начали потешатьс€ все Ч от злой и въедливой петербургской прессы, относ€щейс€ к Ќаталье Ѕорисовне как вредной чудачке, держащей пожилого художника впроголодь и выставл€ющей его на посмешище, до близких и друзей, не могущих удержатьс€ от иронии.

ћа€ковский писал: Ђ уоккала. —емизнакома€ система (семипольна€). ”становил 7 обедающих знакомств. ¬ воскресенье ДемУ „уковского,понедельник Ч ≈вреинова и т. д. ¬ четверг было хуже Ч ем репинские травки. ƒл€ футуриста ростом в сажень это не делої.

∆ена  уприна вспоминала, как их с мужем напутствовал ћаксим √орький: Ђ≈шьте больше Ч у –епиных все равно ничего, кроме сена,не дадутї.

√урман Ѕунин и вовсе, по собственному признанию, ретировалс€: Ђя с радостью поспешил к нему: ведь кака€ это была честь Ч быть написанным –епиным! » вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи –епина, помешавшегос€ в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме Ч окна настежь. –епин встречает мен€ в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз,и говорит: Д¬от тут € буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! ¬ы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш прокл€тый табак скоро броситеУ. я стал низко клан€тьс€, гор€чо благодарить,забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедл€ спешить назад, на вокзал Ч страшно срочные дела в ѕетербурге. » сейчас же пустилс€ со всех ног на вокзал, а там кинулс€ к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из ѕетербурга послал телеграмму: дорогой »ль€ ≈фимович, €, мол, в полном отча€нии, срочно вызван в ћоскву, уезжаю нынче...ї


ћаксим √орький, ћари€ јндреева, Ќаталь€ Ќордман, »ль€ –епин в ѕенатах. јвтор фото:  арл Ѕулла.


√остем в репинских ѕенатах бывал Ўал€пин.   сожалению, его портрет артиста, о существовании которого мы знаем благодар€ фотографи€м  арла Ѕуллы, так и не был закончен. –епин долго переписывал его, был не удовлетворЄн и в конце концов уничтожил. «ато сохранилс€ шарж Ђ–епин,с тоской гл€д€щий из ‘инл€ндии на ѕетроградї, нарисованный Ўал€пиным. ј диван в ѕенатах с тех пор так и прозвали Ч Ђшал€пинскийї.



‘едор Ўал€пин и »ль€ –епин в  уоккале. 1914


‘едор Ўал€пин. –епин, с тоской гл€д€щий из ‘инл€ндии на ѕетроград. –исунок из Ђ„укоккалыї


–епин читает известие о смерти Ћьва “олстого. ќпираетс€ на спинку стула Ќаталь€ Ќордман. —лева Ч  орней „уковский на фоне своего портрета.  уоккала. 1910 г. ‘отографи€ Ч  арл Ѕулла.


 онец романа

—о временем неуЄмно бурна€ де€тельность Ќатальи Ѕорисовны стала дл€ –епина утомительна Ч к сожалению, на этом сход€тс€ все биографы: Ђћир сужалс€ до размеров дома и сада. ¬ысокие идеалы упЄрлись в вегетарианство и пожатие рук лаке€мї (—офь€ ѕророкова), Ђвли€ние Ќ. Ѕ. Ќордман не было благотворным и никоим образом не стимулировало творчество –епина, начавшего в конце концов т€готитьс€ этой опекойї (»горь √рабарь). —ама Ќордман всЄ чаще жалуетс€ в письмах на одиночество, ненужность, непон€тость,безденежье. ћатериальный вопрос мучает еЄ: кто она? ѕо закону Ч даже не жена. ј у –епина четверо взрослых детей, которых он содержит и которым посто€нно отправл€ет деньги. —емь€ –епина, утверждает Ќордман, ненавидит еЄ. ∆ить с этим трудно.

≈ще в 1905-м у Ќатальи Ѕорисовны заподозрили туберкулЄз. ¬рачи рекомендовали ей отказатьс€ от вегетарианства, но Ќордман поступила по-своему. “огда –епин повЄз еЄ в »талию, и болезнь отступила. Ќо к 1914-му году, когда отношени€ совсем разладились,здоровье Ќордман становилось всЄ хуже и хуже. Ќе последнюю роль в этом сыграли еЄ пальтишки на Ђсосновых стружкахї, да и развивша€с€ слабость к вину, которое Ќаталь€ Ѕорисовна именовала Ђжизненным эликсиромї и Ђсолнечной энергиейї.


»ль€ –епин. “анцующа€ Ќаталь€ Ќорманд


ѕосле вегетарианства у Ќатальи Ќордман по€вилось еще одно увлечение Ч пластические танцы.  ак-то, гост€ в ясной ѕол€не, Ќордман и –епин перепугали и скандализировали семейство “олстого, устроив ночью Ђпл€совые оргии под граммофонї. «имой 1913−1914 года Ќаталь€ Ѕорисовна сильно простудилась, исполн€€ Ђтанец босоножки на снегуї.

¬есной 1914 года смертельно больна€ Ќордман уехала в Ўвейцарию.  орней „уковский пишет: ЂЅлагородство своего отношени€ к –епину она доказала тем, что, не жела€ обремен€ть его своей т€жкой болезнью, ушла из ѕенатов Ч одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, Ч удалилась в Ўвейцарию, в Ћокарно, в больницу дл€ бедныхї.
28 июн€ того же года Ќатальи Ќордман не стало.



ѕортрет писательницы Ќаталии Ѕорисовны Ќордман-—еверовой, жены художника, 1911


Ђ ака€ дивна€ полоса страданий, Ч писала Ќордман перед смертью  орнею „уковскому, Ч и сколько откровений в ней: когда € переступила порог ѕенатов, € точно провалилась в бездне. »счезла бесследно, будто бы никогда не была на свете, и жизнь, изъ€в мен€ из своего обихода, еще аккуратно, щеточкой,подмела за мной крошки и затем полетела дальше,сме€сь и лику€. я уже летела по бездне, стукнулась о несколько утесов и вдруг очутилась в обширной больнице... “ам € пон€ла, что никому в жизни не нужна. ”шла не €, а принадлежность ѕенатов.  ругом всЄ умерло. Ќи звука ни от когої.


–епин не успел на похороны Ч застал только могилу Ќордман. ¬ернувшись в  уоккалу, он, как свидетельствует тот же „уковский, без сожалени€ рассталс€ и с вегетарианством, и с оригинальными пор€дками, заведЄнными Ќатальей Ѕорисовной.   нему в  уоккалу приехали жить дети, и жизнь потекла дальше своим чередом. 70-летний –епин проживЄт без Ќордман еще 16 лет.

’удожница ¬ера ¬ерЄвкина, бывша€ ученица –епина, вспоминала: Ђ¬ окружении »льи ≈фимовича никто, даже из знавших Ќордман, не вспоминал еЄ, может быть, из внимани€ к семье, и € спрашивала себ€: неужели он мог забыть этот период своей жизни?..

¬ одно из открытых окон влетела кака€-то серенька€ птица, облетела террасу, испуганно забилась в стекло и вдруг села на бюст Ќордман, по-прежнему сто€вший перед окнами.

Ч ћожет быть, это еЄ душа сегодн€ прилетела... Ч тихо проговорил »ль€ ≈фимович и долго молча смотрел, как вылетела в сад нашедша€ выход птицаї.


јвтопортрет, »ль€ ≈фимович –епин, 1917

јвтор: јнна ¬черашн€€
»з: artchive

izbrannoe.com
–убрики:  биографии и интервью/ѕортрет на двоих
истори€
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку