Стеклярусный кабинет Китайского дворца. |
Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка, является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762—1768 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди, первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века был надстроен второй этаж для дочери Великого князя Михаила Павловича – Екатерины Михайловны; появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.
Название "Китайский дворец" впервые упоминается в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли "голландский домик" (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), "домик, что в Верхнем саду", "домик маленький". Название "Китайский" возникло потому, что ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты) декорирован в духе китайского искусства или с использование подлинных произведений искусства Китая и Японии.
Сдержанность внешнего убранства контрастирует с изысканной и разнообразной отделкой внутренних помещений. Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами, группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.
Центр планировочной композиции дворца – Большой зал, декорированный живописью, золоченой лепкой, мозаикой, искусственным мрамором. На стенах – два медальона с мраморными барельефами, изображающих Петра I и Елизавету Петровну. От Большого зала вдоль главной оси в обе стороны отходят парадные помещения, завершающиеся Залом муз с востока и Большим Китайским кабинетом с запада.
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас, благодаря архивным исследованиям М.Г. Воронова, установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусковыми, Прасковьей и Матреной Петровыми, Авдотьей Петровой, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой, под руководством бывшей актрисы французской труппы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). Одно панно имеет вышитую подпись "CheLe FFt". Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Рамы были выполнены одновременно со стеклярусными панно русскими мастерами-резчиками.
Первоначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили наборным паркетом с сохранением прежнего рисунка.
В настоящее время в Китайском дворце ведутся реставрационные работы, первая очередь которых завершится в 2011 году, когда Ораниенбаум будет отмечать свое 300-летие.
А в начале декабря, во время Дней Эрмитажа, стены Зимнего украсили панно из Китайского дворца в Ораниенбауме. В реставрационных мастерских музея закончился процесс кропотливого восстановления двенадцати вышитых шелком панно, созданных в шестидесятые годы XVIII века для стеклярусного кабинета Китайского дворца.
Выражаю искреннюю признательность за предоставленный материал:http://cicerone2007.livejournal.com а так же: http://www.hermitagemuseum.org/
Серия сообщений "Архитектура":
Часть 1 - Химедзи
Часть 2 - Зимний дворец.
...
Часть 6 - Храм Спаса на крови в Питере.
Часть 7 - Мозаика храма Спаса на крови.
Часть 8 - Стеклярусный кабинет Китайского дворца.
Часть 9 - Сокровищница дворца Хофбург.
Часть 10 - Храм Акшардхам - жемчужина Индии.
...
Часть 14 - Белая мечеть шейха Заида в Абу-Даби.
Часть 15 - Мечеть шейха Зайеда в Абу-Даби. Арабская сказка наяву
Часть 16 - Мечеть Насир Аль-Мульк (Mosque Nasir al-Mulk). Шираз, Иран
Серия сообщений "Вышитый креатив":
Часть 1 - Royal Kaftan в Индонезии.
Часть 2 - Жемчужный ковер Барода.
Часть 3 - Стеклярусный кабинет Китайского дворца.
Часть 4 - Вышивка человеческим волосом (发绣 фасю).
Часть 5 - Грузинская митра.
...
Часть 15 - Старинные кружевные головные уборы невест XIX-XX веков
Часть 16 - Индийская вышивка
Часть 17 - ТАМБУРНАЯ ВЫШИВКА КРЮЧКОМ: ВИДЫ, ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ, ПОШАГОВЫЙ МАСТЕР КЛАСС
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |