-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Гаевский

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2011
Записей: 97
Комментариев: 21
Написано: 143

Все гениальное только кажется простым

Из философских дневников (сакральное отовсюду)

Четверг, 04 Августа 2011 г. 14:13 + в цитатник
НЕСЛУЧАЙНОЕ СРЕДИ НОЧИ

Придумываю новый литературный жанр; название, думаю, будет что-то вроде «Мнежальки и какхорошки»…
- Мне жаль, что я всё ещё не умею заботиться о тебе.
- Как хорошо, что к тебе возвращается твоя настоящая жизнь.
- Мне жаль…
- Как хорошо…
И т.д. Главное здесь – постоянное чередование. Это действует на всех.

****


Благодарю тебя, Господи, за ниспосланную тобою ночь!
День Парвана. Луна чудесна, на всём – её лёгкий свет. Ум спокоен. Сна нет. Чистая квартира. Чистое тело. Свежий воздух. Кофе на столе и открытая тетрадь рядом… Хотелось записать это состояние, эту тишину, так похожую на полную жизнь, из которой воображение может черпать лишь неслучайное, лишь благодатное, лёгкое и настоящее! Струны страстей ослаблены, их не следует напрягать, тем паче, что извлекаемые из них звуки – не всегда музыка и танец, не всегда Радость… Проникновение тишиной – священнодейственней, трепетней, глубже… Блюз тишины! Дзэн тишины! Что может быть лучше, чем отсутствие сравнений и сожалений?!.. Луна. Шорох орешника за окном. Ветер усиливается, но полёт Бабочки над зелёным полем ему не сбить… Да он и не старается. Под Луной все друзья...

***


НЕСЛУЧАЙНОЕ СРЕДИ НОЧИ

Дождь ночной! Какое чудо! Пересохшее горло августа глотает его с медленным наслаждением, раскатывая по «нёбу» нагретой земли… Всё дышит, и уходящая зелень играет капелью звонче и радостней, чем тот серый кровельный шифер, который пролежит ещё лет сто без движения. Ему не осыпаться, не желтеть, засыпая осенние улицы… Жаль его…

***

Самая лёгкая пора в Крыму – ноябрь. Особенно в полнолуние и безветрие, или легковетрие… В воздухе пахнет непередаваемым ароматом… Закатный сезон… Ещё держится листва на самых отважных деревьях. Они, как и мы, не хотят отпускать хорошее настроение. Странно, почему люди спят в такую пору? Предзабытье. Предволшебство. Предвестие. Неужели ещё кто-то может, созерцая это Настоящее, строить какие-то планы, что-то взвешивать и оценивать?.. Небо такое светлое и живое, что хочется только молчать или вторить эху какой-нибудь простой и глубокой мысли… Открытое окно, и в окне – нежный спокойный полёт Дракона. По берегам молочных облаков собираются бессонные Путники… Они и есть эхо твоего бессмертного Света…

***

Одна из разгадок «порога мудрости» (кстати, обещанного мне в мои 39 лет) заключена в том, по-моему, что нельзя утрачивать чувство сакральности происходящего в жизни. Отслеживание причинно-следственных связей и их сакрализация в умении видеть подсказки, когда их вроде бы и нет, а они есть… и быть благодарным за них. Благодарность, как известно, заключена в поступке, а поступок требует согласия или отказа, приятия или неприятия. Есть ещё срединный путь, о котором Будда. Будда не требует соотнесения себя с каким-либо явлением, тебя при таком раскладе не интересуют ни масштаб, ни «шкала очков», тебе не нужна перспектива, чтобы видеть себя со стороны… Вот корень большинства всех мироучений – «виденья себя со стороны»! Буддизм, как и многие другие учения Индии, умаляет эту сторону, провозглашая опыт «бесконечного погружения в себя» Настоящим Опытом, где упомянутое виденье себя со стороны – лишь частное и очень малое следствие одного большего процесса. Оно допустимо, но не самоценно. Не исключено, что именно благодаря виденью себя со стороны и возможна стала цивилизация. Если бы мы попросили прокомментировать это утверждение какого-нибудь пристойного дзэн-буддиста, он бы наверняка сказал, что цивилизация-таки действительно «частное и очень малое следствие одного большего процесса». Попробуйте возразить. Я бы не стал…
Когда-то в передаче на радио «Ассоль» я сказал: «Есть Выбор, есть Свобода и есть Судьба…». Ничто ничему не противоречит, потому что всё это – одна сакральная лестница, и пока существует такое «душа и тело», движение как «шаг» - будет неизбежно появляться осознание и внутреннее, и внешнее. Сакрализация всегда возникает здесь и сейчас, ибо она просто неотделима от Движения, она его «волна», когда он (шаг!) – «частица»…

***


Есть необходимость продолжать некогда начатый дневник – разумеется, как практикум темы Великого Священнодействия. Большинство людей удовлетворяется потребностью так называемого бытового информационного обмена. Вещность мира слишком сильна, чтобы в достаточной мере отвлекаться на самосозерцание; как ни досадно, но большинству обывателей это самое созерцание «удобоваримо» лишь в опосредованном виде: человек сквозь призму вещей. Противоположное состояние свойственно поэтам. Чистое самосознание вообще удел не поэтов, не философов, не обывателей… Дзэн-сознание редкостно, а рефлексирующее – тем более, хотя есть масса оговорок по вопросам рефлексии для самосозерцания, я всё-таки допускаю практику автокомментария и «внутреннего монолога». Моё же определение Священнодействия несколько отличается от «классического» определения Дзэн-сознания, хотя их неотъемлемый мистицизм очень созвучен…
Само собой естественно, что я пытаюсь развить это созвучие, находить подтверждения одного другим и наоборот… Я могу быть сентенциозным, «труднопереводимым», но я, как правило, не бываю циничным. Цинизм и самосозерцание – вещи несовместимые, как гений и злодейство! Дороги для Священнодействия неисповедимы так же, как они неисповедимы и для Дзэн-сознания, но ни в том, ни в другом нет статистики, нет повторяющихся неслучайностей, нет одинаковых Ключей для одинаковых ситуаций или одинакового опыта. И не только потому, что одинакового опыта не существует в принципе, а потому, что и всякое отрицание так же не есть Дзэн; следовательно, идея «канонов» для Священнодействия, мягко говоря, обречена на провал. Отсюда необходимость рефлексии как формы внутреннего контроля во избежание иллюзии появления таких «канонов»… Дышите.

11.02.2000 г.

НЕСЛУЧАЙНОЕ СРЕДИ НОЧИ

Я Джива и тело
я ветер и стремя
я Небо,
где
Ш и ∞ а
с ш и ∞ а е т
разъ – я – тое
Время.
01f8f7ddd735 (700x466, 18Kb)

Из философских дневников (продолжение)

Среда, 03 Августа 2011 г. 17:02 + в цитатник
О ВЕЛИКОМ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ

Вот усилие мысли – и можно представить себе целую планету… Даже увидеть тонкий шлейф, что стелется за ней по орбите. Миры Творения. Миры Воображения. Какая разница? Она неуловима. Виденью не нужны цензоры. Слышанью не нужны арбитры. Чувствованию не нужны законодатели (!). И так было изначально. И безусловно. Если жизнь в разумной ипостаси своей дана была существам во имя Разрушения иллюзии Времени, то сама эта иллюзия, похоже, откровенно мешала тем, кто «давал». Эксперимент, затеянный сими «подателями», более чем эксперимент – в том смысле, что вообще не эксперимент, ибо тождественен неизбежности, неслучайности – жизнь же только и может зарегистрироваться на импульсе Воли. И эта Воля имеет точный адресат. Он у Бога. И Бог только и есть жизнь. Нежизнь – неБог. Нежизни нет, ибо если бы она была, то существовал бы и неБог. И его проявления как неБога в чём-то были бы отмечены. Но жизнь не может зарегистрировать с в о ё отсутствие. Как Бог не может зарегистрировать отсутствие импульса Воли. Утратив этот импульс, он утратил бы себя как Самосознание жизни. Он не умеет у т р а ч и в а т ь … Мёртвый Бог – нонсенс. Мёртвая жизнь – нонсенс. Иллюзия Времени – прошлого – настоящего – будущего – лила (игра Бога), светомаскировка вечности и бесконечности, уходящей вглубь самой себя. Эта иллюзия явлена нам как шоры. Благословенны снявшие шоры!

17.03.99 г.

* * *

Я опять прихожу к той мысли, которая прозвучала в 8-й книге романа: всё на свете – вопрос Доверия… Всё. Всё, что мы знаем – это то, что мы знаем в процессе отношений: к себе, к друзьям, к любимым, к прошлому Настоящему, к идеям, к кошке, к шоколадным конфетам…
В определённом смысле сама наша жизнь есть бесконечное следствие отношений. Потому и слово «относительно» для нас первое слово, благодаря которому может возникнуть и построиться некий любой смысл… Смыслу мы придаём бессознательное естественное значение, так же, как еде, питью, сну… Смысл – главное, что мы хотим выносить из отношений, смысл – пища для рассудка. Голодный рассудок неистовствует, тоскует, болеет, хиреет, «сходит с ума»! Мой вопрос: адекватно ли к рассудку наше сознание? .. Если сознание стремится поддерживать рассудок примерно так, как родители стремятся поддерживать своих детей (кто-то или что-то некогда задало сознанию такую неотъемлемую программу – «скармливать» рассудку всяческий смысл)… Бессмысленное действие или бессмысленная идея вызывает «несварение» рассудка… Разная пища воспринимается по разному. Кто-то недолюбливает манную кашу, кого-то тошнит от ананасов. Всё возможно. Реакция неприятия и отторжения разных «вкусовых» смыслов так же широка, как и реакция противоположная. Есть универсальные смыслы – это «хлеб», так называемый смысл общего употребления, «насущный смысл». Он, как правило, не вызывает сомнений и, разумеется, голодный рассудок за неимением «деликатесов» согласится и будет употреблять насущный смысл в любом виде… О деликатесах позаботится сознание. Уж оно-то «по-родительски» точно знает, как важно – полноценное витаминизированное питание хорошими «калорийными» смыслами! Стало быть, у хороших и не ленивых родителей чадо ихнее не будет чахнуть на одном «хлебе» с водичкой… И вот сознание бросается в бой, на охоту за «деликатесами», вооружается (по-разному!) в зависимости от степени изобретательности, вбирает уровень – и вперёд… за «добычей». Тут и выясняется, что для ловли «добычи» как порох и патроны, как лук и стрелы, нужны, просто-таки высоко потребны, - отношения…
И рождается то ли кажущаяся, а то ли действительная зависимость: чем сложней отношения, тем «калорийней» смыслы… Тем живей и подвижней, здоровей и «умней» дети – рассудки наши. Разве нет? Вся мировая литература почти единогласно говорит: да! Вся мировая культура (за редким исключением) провозглашает: да! Религия?.. Но религия там – в литературе и культуре. Разделять их невозможно. Да и зачем? Хотя пробуют иногда, но это опять же для того, чтобы добыть некой особой остроты и «вкусности» смысл: а вот, дескать, перед нами чистая религия без литературы и культуры! Помилуйте, это вовсе не вкусно: ни цвета, ни запаха, ни кисло, ни сладко, ни солоно, ни горько. Адепты знают – чистая религия бессмысленна, для гурмана рассудка она – ничто, как запах для уха или цвет для носа, или как воздух для пальцев! Нонсенс. Но даже адепты не знают, как на самом деле вкусны нонсенсы… Для рассудка, конечно, нет, а вот для сознания… Так вот она какой может быть, настоящая тонкая пища: умом её не постигнуть, чувствами не переварить! Да, она есть, эта пища, многие о ней иногда пробалтываются, но кто поверит? Кто доверится этому странному «шеф-повару», который нарезает несуществующий (невидимый) салат, приправляет этот несуществующий (необоняемый) омлет? Кто вкусит сие? Вот почему я думаю, что всё на свете сначала вопрос Доверия. Доверие – Ключ к разгадке всех смыслов. Доверие, если угодно, Дзэн всех смыслов. Поняв это, я в и ж у и о щ у щ а ю красоту странного смысла и доверяю моему выбору «блюда»…

28.06.99 г.
77b14578cd96 (700x467, 45Kb)

Из философских дневников (продолжение)

Среда, 03 Августа 2011 г. 16:51 + в цитатник
* * *
Завершается век. Уже собраны символы. Ещё отстают знания…
Воспитаны чувства. Научились терпеть и терять… Я многое успел.
Я родился несколько сотен тысяч лет назад. Я живу несколько дней Творения. Моя жизнь – калейдоскоп удивительных событий и состояний. Их не счесть. Я успел полюбить их все. Научился не дорожить оценками ума. Я играл во все интеллектуальные игры, которыми так давно забавляется человечество… Мне были подсказаны ключевые слова – Энергия, Свет, Радость… Поиск соответствия им – моя цель. Цель и цельность стоят рядом в моей жизни, хотя бывают моменты, когда они расходятся… Что ж, я знаю, что цельность Бытия – вещь неоспоримая. Воображение – трансцендентная сила, которой возможно преображать целые Миры! Отсюда – волшебство творчества и всего Творения, будь оно Божественно или Природно.
Культ моего сердца – Священнодействие. Иначе – способность Виденья и Перевода Энергии в Энергию… Я могу выбирать её качество, её вибрацию и так влиять на события (окрашивать свои и чужие состояния) – древний культ, который открылся мне через спонтанное погружение в Стихию Слова и Образа.
Мне трудно судить о плодах моего культа и многие из них, по видимому, ещё будут оставаться «зелёными» для меня… Я, пожалуй, знаю только, что перезревших не было ни одного…
Не было гордыни. Никогда. Ложное самомнение – да. Оно появлялось как призрак, но призрак сей, к счастью, долговечностью не отличался.
Мысль о том, что за всё «нужно платить», не нова в этом мире.
Думаю, в моём случае она была трансформирована в идею «за всем должна стоять работа» - это формула активности, самой активности, в то время, как первая – только установка быть готовым отдавать и жертвовать…
Не знаю, что важней?.. Скорей всего, между тем и другим вариантом понимания нет противоречий.
Совершенно ясно, что душевная работа много сложней и энергетичней, чем любая другая; наша индивидуальность целиком шлифуется именно этой работой. И она же – поле битвы любого нашего невежества и тёмности с силами просветления…
Мне повезло переболеть так называемой иллюзией душевной раздвоенности – состоянием болезненного внутреннего «разрыва», невероятно энергетичным творчески, но чрезвычайно опасным тем, что симптомы этой болезни могли быть легко стянуты на себя Личностью… Личность, вообще, по-моему, с большим аппетитом любит воровать у Души! Мир так устроен. Слуги всегда воруют у Господина. Они воруют даже тем, если только стремятся подражать ему… Подражание – такое же воровство, и Личность, если она «непорядочна», «невоспитанна» – не кто иной, как вор на доверии. Благо, если щедрый Господин так щедр и богат, что всю жизнь может не замечать своей убыли, но такой Господин плодит вечных паразитов…
От ленивого же Господина слуги ничему научиться не могут, им так же нечего будет «украсть», кроме, разумеется, самой лени, кроме, разумеется, философии паразитизма… Что ж, разве это не Справедливость по высшему счёту?!
Когда отсутствует работа для Души и для Личности, начинается их совместный распад. Ничего иного жизнь нам в этом случае не предлагает. Поэтому отсутствие Виденья «внутрь себя» – действительное преступление перед Жизнью, то есть самым щедрым и честным «кредитором».
Поэтому и всё, что касается раздвоенности, нам следует особенно тщательно отслеживать, чтобы болезненная иллюзия не приобрела свойства реального инструмента для самоуничтожения, самоудушения…
Совершенное непонимание истинного механизма и сущности душевной раздвоенности влечёт за собой самые неприятные последствия.
Спонтанная уязвлённость, агрессивность и воинственная неадекватность поведения… Я пережил эти вещи как реальные события своей психики. Трудность их преодоления в моём случае объяснялась ещё тем, сто индивидуально устроенная природа подсознания стремилась максимально использовать эти «выплески» в качестве стимулов для творчества. Увы, или к счастью, я знаю, что писательское Эго как никакое другое обожает и приветствует любые внутренние стимулы… Для него страшна потеря этих стимулов в первую очередь. Не потому ли творцы слова иногда видятся окружающим существами порочными и неразборчивыми, вечными экспериментаторами над судьбой и жизнью?!
Но всё же, если суметь с помощью очень тонкого контроля сгармонизировать эту самую раздвоенность, то можно понять, что она есть следствие чистой попытки выйти за круг самодостаточности, искренняя, хотя и опасная форма расширения пределов своего Я – ума, души, сердца! Сама опасность здесь заключается в двузначности, двуплановости, пусть иллюзорной, но всё же потери цельности…
Насколько подобное состояние есть болезнь, я не берусь судить. Скорей всего, она – болезнь для того, кто рано или поздно начинает к ней присматриваться со стороны, а именно для психиатров.
А не задать ли нам себе некоторый странный вопрос применительно к не вполне доказанному Дуализму Бытия: почему никто не может лечить философов, особенно тех, у кого такой развитый и раздвоенный язык и в чьих мозгах такие особенные «двулучепреломляющие» призмы? Всё дело в том, что раздвоенность мысли не может быть впрямую ни осуждена, ни, тем более, излечена… Думаю, опыт Душевной работы и этих ребят, и многих других – это всё та же тема – Разведка непознанного в себе!
Разведчик, где бы он ни был, рискует лишь одной малостью – не вернуться…
Кажется, моё Священнодействие – разновидность такой разведки.

18.11.97 г.
d5fa0615c192 (700x478, 92Kb)

Из философских дневников (продолжение)

Вторник, 02 Августа 2011 г. 16:29 + в цитатник
О ВЕЛИКОМ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ

Никто не остаётся на Дороге, которой не остаётся.

29.08.97 г.

* * *

Нужно ли искать новые ответы на те вопросы, ответы на которые, как нам кажется, уже получены? Не задаём ли мы вопросы к вопросам? Не строим ли Вавилонскую башню из двойных, тройных, многоярусных уровней смысла? Если да, то ради чего? Откуда столько путаницы в мотивах, причинах, усилиях принимать решения? В особенности решения согласия и отказа? Иллюзорные планы заслоняют нам Виденье ясной картины…
Отказываясь, мы демонстрируем своё нежелание действовать, поступать, существовать по привычным для кого-то или для нас самих схемам – предъявляем готовую форму своего отрицания, неприятия…
Побочный эффект отказа, а часто и просто цель – создание внутреннего принципа, нравственного критерия: «я этого не хочу, я этого не буду делать, потому что деланье этого угнетает мою природу, моё сознание, мою душу…».
Таким образом, отказ – это защита или самозащита от некоей склонности, тенденции или определённости действий.
Весьма интересно явление мнимого отказа, или «ложной защиты»: «я защищаюсь от того, к чему подсознательно стремлюсь, что желаю приблизить к себе».
Явление мнимого отказа интересно, прежде всего, потому, что представляется пограничным – лежащим на стыке двух реальностей (!) – иллюзорной и действительной, притом, что в этом случае мы как бы не владеем ни одной из них, или же владеем сразу двумя… Ускользающая разница! Утверждение через отрицание. Не правда ли, знакомо?
Когда не хватает нам сил, умений, знаний, терпения, когда наши чувства недоразвились, - мы на время принимаем сторону, противоположную своим стремлениям, т.е. делаем вид, что отрицаем сами эти стремления.
Мнимый отказ – это всегда передышка, вызванная или страхом, или неготовностью, или незнанием – в конечном счёте, это незнание того, чего мы добиваемся. Иллюзорная реальность запитывает наше воображение, а действительная простирается как препятствие. Лиса отказывается от винограда «потому что он зелен»… Это форма самозащиты, но целиком мнимой, и «сознание» лисы защищается от действительного препятствия, отправляя внутрь абсолютно мнимый аргумент!
Следует назвать недосягаемый предмет плохим, ущербным, дефективным, неполноценным – и тогда приходит успокоение. В противном случае мы грозим себе сумасшествием на почве бессилия, незнания, неумения, неготовности. Откуда же такой трюк, такой эквилибр мнимой защиты?
Ответ покажется одиозным – другой защита быть не может. Она должна идти в отрицание, ибо отрицание изначально самодостаточно, самоограничено. Отрицание – не крайность, как многими принято считать, а всего лишь регулятор психической устойчивости между «хочу» и «могу»…
Стало быть, ради сохранения своего, хотя бы даже ограниченного «могу», я буду отрицать моё заветное «хочу». Я буду это делать до тех пор, пока или не возрастёт моё «могу», или не рассыплется в прах моё «хочу»…
Попробуйте сломать этот механизм внутри себя.
Есть опасение, что поначалу вы впадёте в крайности, есть опасения, что для многих они окажутся разрушительными… Но пробуйте. Пробуйте пожить на отчаянье, на пределе… Это трудный путь. В обыденности он известен как одержимость или безумие, но духовная метафизика знает и хранит другие его имена…

20.09.97 г.
76442442_3858368_australiaoceanroad_35534_600x450 (600x450, 50Kb)

Из философских дневников (продолжение)

Вторник, 02 Августа 2011 г. 12:31 + в цитатник
* * *

Постоянно преследует желание написать что-то важное о своих внутренних движениях, что-то разглядеть в себе тем Виденьем, присутствие которого становится всё явственней день ото дня. Наверное, я действительно стал строже к себе, или это возраст, или сознание того, что происходит с текстами «Фантазий», какое воплощение они получают, какое значение… Может быть, я ещё не готов отвечать на свой же собственный вопрос о Священнодействии. Мой вопрос дальше: как взаимодействуют планы Единственного и Парадоксального?
По всей логике рассуждений, нам следует заметить, что идея Единственного или каким-то образом включена в идею Парадоксального, или же может являться в ней только готовым выражением абсурда, то есть одно другому противоречит. Чудо парадокса исключает понятия «или – или», благодаря очевидному закону трансформации, когда нечто «нестыкуемое по смыслу» вырастает в идеальную причину или следствие какого-то парадоксального взаимодействия. Спрашивается, зачем нам вообще столкновение таких кажущихся несоответствий, как Единственное и Парадоксальное?
Мой ответ не обладает всеми степенями достоверности, но всё же я считаю, что упомянутое «столкновение» не из ряда случайных, - он в естественном человеческом поиске, в желании найти некоторые точные адреса своего часто необъяснимого опыта, опыта внутренних явлений и событий.
Я задумываюсь над тем, не являются ли все попытки поиска и оправдания в себе любых противоречивых черт, мыслей, мотивов и желаний – бессознательным психическим актом притягивания в сознание Силы трансформации, буквальным стремлением Я войти в парадоксальный план, стать его частью? Как поэт, я отыскиваю малейшую возможность привлечения этой Силы, ничуть не сторонней, а реально внутренней и близкой… Я хочу ей доверять, но не могу привыкнуть к тому лишь, что всякое новое условие создаёт ситуацию непредсказуемую, хотя это и есть работа парадоксального плана:
 Одинаковые решения дают совершенно разные условия;
 Различные решения дают совершенно одинаковые условия;
 Условия вообще не влияют на решения;
 Решения полностью опровергают условия;
 Условия работают, но решений не дают;
и т.д., и т.п…

Если всерьёз считать, что цельность Истины лежит всегда в пределах некоторых «да» и некоторых «нет», ими ограничиваются и соответственно подгоняет всю пресловутую космическую психо-духовность под образ таких санкций и ограничений, то, что нам делать со всеми внутренними свободами и несвободами, инстинктами и волями, куда упрятать соматику, метафизику, творческую энергетику? Привлечение парадоксальности в жизнь и сознание выглядит как задача самоопровержения всех задач! Её можно назвать также особой «безумной» культурой, или надкультурой сознательного процесса. Но какие методы выработало человечество для «научения» этой культуре? Как её можно развивать, фиксировать и накапливать, если вообще возможно?.. И опять-таки, не есть ли она и верная ей Сила трансформации вопросом всего лишь нашего Доверия, готовности ей соответствовать каждую секунду, здесь и сейчас? Дзэн, о котором я всё время говорю и думаю – это само Доверие, чистое и свободное, не должное никому и не связанное никакими обязательствами «да» и «нет»…

02.04.97 г.
f32f881549cc (700x466, 50Kb)

Из философских дневников (продолжение)

Вторник, 02 Августа 2011 г. 12:25 + в цитатник
* * *


Пятого декабря сего года завершил пятую книгу «Фантазий об утраченном»… Дорога странствий привела меня к воротам Метаземли. Теперь я перепрыгиваю ступеньку и выхожу на восьмое полукольцо Спирали Пробуждений. Это – «Гаруда». Тем всё сказано. Благодарение всем силам и энергиям, всем существам, которые помогали или же не мешали… Сказать себе, что я помудрел на шесть воплощений, пожалуй, не будет правдой. Возможно, моя Память помолодела на шесть жизней, я снял оболочку ещё одного сна, обрёл нечто, нечто же и утратил… Скорей всего, я не сужу о тех изменениях, что происходят во мне. Меня заботит только одно, как натренированного ныряльщика – хватит ли воздуха пронырнуть ещё глубже? Абсолют этого вопроса позволяет легко возвращаться на круги своя, свершив невероятное. Совершенный выход связан в таком случае с трансформацией – (нужны жабры!), однако сознание невероятного притом перестаёт существовать для тебя. Не для других, а для тебя, и ещё, может быть, для нескольких, которым такая глубина обыкновенна, доступна…
То, что наличие жабр у ныряльщика – атрибут антимифический, становится ясным не сразу… Не потому ли Ихтиандр Беляева лишён тайны? Он – приспособившееся, полуискусственное существо, чего не сказать о русалках (способ же дыхания русалок нигде не описан, но всё их существование – чистейший великолепный Миф !). Так, стало быть, совершенный выход (Выбор) видится мне в непрекращении «невероятного» для себя, а жабры рыбо-человека – просто излишество, примочка для хилого воображения, и потому и погружение и полёт – одинаково вопрос «дыхания» самого сердца, тайны управления им, ещё верней сказать – Священнодействия…

09.12.95 г.
Шакти СВА (554x700, 187Kb)

Из философских дневников (продолжение)

Воскресенье, 31 Июля 2011 г. 22:18 + в цитатник
images (5) (274x184, 9Kb)
* * *
«Миры Охоты» - раскрытие мифа о том, кто преследует Зверя, Рыбу, Птицу, Человека, Бога Малого…
Поединок в пространстве непременно оборачивается поединком во Времени внутреннего Я – всё это поединок свободы и несвободы в различных их трактовках…
Несвобода «вечного» преследования (травли, погони) воспринимается как напряжённый акт жертвоприношения, свершив который посвящаемый, т.е. Охотник, способен достичь некоей Свободы от некоего внутреннего Гонителя.
Заблуждение ли это, или психо-энергетически выстроенный ритуал определённого самопознания?
Традиционное виденье мифа о драконоборце-избавителе (разумеется, в мире ясных моральных полярностей – «добро-зло») в кармическом плане оборачивается иным – убивши «зло» становится рано или поздно им же, то есть заполняет созданную пустоту.
В кармическом плане и зло может явиться «избавителем» и «собратом», посему: не копайте яму собрату своему!
Охотник (увы!) копает яму, ставит сети, силки, капканы… Он активен, как всякий исполнитель, питающийся верхушками воображения, но он же и терпелив до чрезмерности. Жрец силы и мастер азарта стремится доиграть свою роль, дойти до единоборства, пусть даже мнимого, неравноправного (что чаще и происходит, ибо единоборство совсем не то, что травля, но ведь и критерии «сильный» и «слабый» куда как условны!)… Преследовать можно и сильнейшего и умнейшего, иное дело, что такое преследование обустраивается хитростью и обманом. Охотник пользуется всеми средствами, пополняя тем самым свой психологический арсенал.
Ещё одно качество или атрибут Охоты – опасность. Опасность, перерастающая в трепет и страх. Страх – помощник в создании ситуации «защиты» или «псевдозащиты». Тут опасность достигает наивысшего накала: преследуемый защищается агрессивней и сильней, чем преследующий. Преследующий, или Охотник, сам нуждается в сознании преследуемого, ему необходим образ, адекватный переживанию жертвы, иначе психологический космос Охоты становится неполноценным. И лишь самый изощрённый из всех Охотников – Внутренний, что подстерегает и выслеживает самого Охотника, он беспощаден до конца…
Однако мы пытаемся отыскать совершенный Дзэн Охоты. Ни травля, ни схватка, ни битва, ни гладиаторский спарринг не являются воплощением этого Дзэна. Что же тогда? Засада? Красиво, умело и ритуально организованная засада…на ветер, на пустоту… на идеального Зверя?!
Умные народные сказки рассказывают, например, о ловле Жар-Птицы, каковую, конечно, не поймать (метафизически вообще затруднительно кого-либо поймать), но выщипнуть пару-тройку перьев позволено. Мотив «выщипнуть», «стащить», «извернуться», «ухитриться» - это назовём так – устоявшиеся мотивы народного Дзэна в представлении об умении и удаче, опять же – сопутствующих элементах Охоты! Вот, поди: жертвы-то нет, кровь не пролита и герой – молодец, а перья.. ну перья отрастут… Примечательно, что наш герой очень часто абсолютно не вооружён и действует из засады…
Теперь в литературе. Есть, по моему мнению, наиболее удачный одновременно и классически и романтически выявленный пример чистого Дзэна Охоты. Это история с бароном Мюнхгаузеном и его стрельбой в оленя вишнёвой косточкой, результатом чего, если помните, оказалось вишнёвое дерево, выросшее на лбу оленя! Здесь вы скажете: «исхитрился», ибо результат Охоты не мог просчитываться заранее, просто деятельное воображение барона реализовывалось со спонтанной вероятностью эффекта по природе удивительного и волшебного. Выстрел в оленя вишнёвой косточкой в высшей степени нелепость, так же как и с точки зрения садовода: посадка косточки с помощью ружья, не говоря уж о точке зрения биолога в отношении привития косточки и «корневой системе» этого самого пресловутого дерева!.. Что же на самом деле произошло? Очевидно, Дзэн вышеописанной Охоты наиболее ярко отвечает только одной идее: идее творческого промысла самого барона, когда он на глазах читателя превращается из Охотника в несколько даже флегматичного поэта… Олень убегает, как и Жар-птица.. Но олень уже носитель нового привнесённого качества, данного ему с «лёгкой руки» Дзэн – качества, отвечающего особому мировиденью, выраженного в способности открывать реальность через волшебно-точный мыслеобраз, образ-формулу.
Миры Охоты в духе нашего Дзэн – это некая утончённая психологическая неидентифицированность событий и переживаний. Предполагается, что идентификацию установит само творческое сознание, творческое предначало, присущее каждому из нас. Дзэн в таком аспекте не то иное, как д о в е р и е такому «предначалу чувств», границе между реально-фантастическим (медитативным) и иллюзорно-реалистическим (субъективным). Уловить эту границу – абсолютная творческая задача…

19.07.95 г.

Из философских дневников (продолжение)

Воскресенье, 31 Июля 2011 г. 22:05 + в цитатник
70281449_1296970457_eva7 (700x488, 112Kb)
* * *
… Запад повергнул Личность в пучину реализации цивилизованного порядка. Во всех отметинах страдающего Эго указанный им и апробированный путь был «вниз», иначе – к боли…
Миф о прозрении через боль оказался традиционным для Запада.
Потому-то всё романтическое так печально: это боль уходящего Света, Света на ущербе… А умеете ли вы встречать Ночь как Мистерию, достойную светлой вашей Души?

Согласно западной традиции ума гения – Настоящее только «миг», «мгновение», неудержимая искра… Увы! Тщетная попытка человеческого гения (гётевского, например) привела его Душу (в судьбе героя, разумеется) к падению; Настоящее запечатлелось же страданием и сожалением.
И этот всечасный кошмар называют Мистерией?!
Материалистическими утверждениями (под любым знаком) злоупотребляют только циники. Но оттого, что среди них есть «позитивные» и «негативные» - цинизма не убывает, как, например, кипятка по отношению ко льду… Стихия, как бы вы её не возбуждали или не укрощали, стихией быть не перестаёт, то бишь применительно к кипятку и льду – водой.
Цинизм – тоже стихия, эдакий, как вы говорите, «созревший плод», только от изначально скептического древа, - добавлю я.
И скепсис, и цинизм опять же порождения исключительно западного, склонного к «падениям» ума – инверсия романтизма, очень неважная притом.
Но чем всё это можно оправдать?
Вот тут и появляется христианство с его искуплением за грех.
А гений, как вы судите, - греховен.
Яблоко греховно, ибо падает…
Может, ещё и потому, что зреет?..
Солнце так же греховно ибо «клонится к закату»…
А вот мой личный афоризм: только болезненный ум берётся отвечать за недостатки сердца. Равно и наоборот.
В западной философской традиции– сердце и ум всегда разделены.
В лучшем случае одно «приходит» в гости к другому, но ненадолго и, уж конечно, не ради взаимослияния, а как бы «посплетничать», что ли… Встречи их недолги, страсти велики, но свидания кончаются, как правило, крупными ссорами, иногда с рукоприкладством и тяжёлыми последствиями в виде… падений!
Увы, и к счастью, Людвиг, оставаться философом в духе Дзэн означает нечто совершенно иное. Оставаться философом в духе Дзэн – быть в потенции Настоящего, в потенции парадоксального «бессонного» Времени, когда вам не понадобится специально отведённое место и специально выбранная тема для фиксации наличия у вас Личности, а соответственно, фиксации в этой Личности разделённых Ума и Сердца, просто потому, что такая фиксация плачевна, нравственно болезненна и крайне… искушена…

Из письма к Людвигу Фихтенгольцу
07.01.95

Из философских дневников (продолжение)

Четверг, 21 Июля 2011 г. 14:08 + в цитатник
Неслучайное среди ночи


Я – есть Эволюция. Это сказал не я, это сказал Джулиан Хаксли, хотя он, кажется, этого тоже не говорил. Это сказала сама Эволюция. Весь вопрос в том – сказала ли она правду?

1989 г.

* * * *
И всё-таки осуществляется в мире одна чудесная справедливость: сколько бы не искали вы теней у Света, всё равно окажется, что это тень Ваша собственная, когда вы заслоняете Свет. Но чудо продолжается: повернитесь лицом к Свету и вы не увидите своей тени. Какова она – пусть видят и оценивают другие. Если в тени ваших поступков, мыслей, вашей энергии, вашего творчества важен огонь и там греются люди, если они слышат до них доходят пророчества вашей радости, - вы светлый художник… Но продолжайте чудо ещё дальше – станьте прозрачным для Света! Что мешает вам? Мысль? Мысль – рука воздающая. О чём думаете, то и получите. Другое дело – готовы ли вы принять Дары, которые сами себе приносите? Да, другие могут это делать с большей готовностью, с большим рвением, с большей… слепотой! Не нужно ли прежде чем начать воплощать Дары свои – почувствовать готовность к ним? Прежде мысли рождена потенция. Прежде слова и действия рождена энергия…

Размышляя о Свете, повернувшись
к нему лицом. 1991 год.
landshaff15 (450x320, 83Kb)

Из философских дневников

Четверг, 21 Июля 2011 г. 12:10 + в цитатник
Из Чаньских изречений

• Высохшее дерево, распустившийся цветок – такова Весна за пределами этого мира.
• Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время – значит себя погубить.
• Одна стрела сбивает одного орла. Две стрелы – это уже слишком много.
• Искать мудрость вне себя – вот верх глупости.
Из Цзычена

• Счастья никакими ухищрениями не добьёшься. Учись находить в жизни радость – вот лучший способ привлечь счастье. Беды никакими стараниями не избегнешь. Гони от себя злобу – вот лучший способ держаться вдали от беды.
• Если у человека нет ни одной искренней мысли, он подоен нищему, который отовсюду уходит с пустыми руками. Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили.

* * *
Кудесны тайники сознания. Иногда из них можно извлечь то, что потом будет неоднократно напоминать о себе характерным значением, смыслом, маячить перед глазами, будоражить, иначе говоря, из тайников этих можно извлечь Ключ к Совершенной Памяти, чьи планы раскрываются как бы вне Времени, хотя Время существует, вот оно… Его доступно ощутить сердцем, духом, сном, наваждением, воображением! Само Время, бесконечно дробящееся не процессы и процессики, тем самым вроде бы отрицает существование неделимой единицы материального…Вся материя во Времени качественно и количественно не фиксированная, отрицает для разума своё объективно состояние, но… Время – проводник чувственной энергии и субъективации своей – прямая подсказка Вечного…
Моё предположение кажется мне более безумным: субъективное есть Ключ к управлению Временем! Направленное сознание есть, по сути, направленное Время. Взгляните на Индию. Индия – вся на переходе от сознания в подсознание (или «надсознание») – вся на доверии ему и вере в него! И, наконец, самое парадоксальное, что наверняка прольёт бальзам на души объективистов: не снимает ли подсознание всю эту так «нежеланную» нам субъективацию мира и жизни? Не разряжает ли подсознание Временной поток, изменяя его дискретность, его однонаправенность? Это кажется вопросом. На самом деле это Ключ. Это – Дзэн…
• Размышляя о тайне надвременья
августом 1987 года.
76653640_3858368_33790_main (700x467, 112Kb)



Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в Валерий_Гаевский
Страницы: 10 ..
.. 5 4 [3] 2 1 Календарь