Роберт Антон Уилсон, Роберт Шей
ГЛАЗ В ПИРАМИДЕ
Иллюминатус! – 1
«Земля содрогается, небеса трясутся; дикие звери сбиваются в стаи, а люди разбиваются на народы; тут вулканы извергают жар, а там вода превращается в лед и тает; а еще где-то идет дождь. Воистину, чего только в жизни не бывает»
«Мудрецы издавна усматривают в мире трагедию, фарс или даже фокус иллюзиониста. Но все они, если действительно мудры, понимают, что мир – своего рода сцена, на которой все мы играем роли, причем всякий раз, когда поднимается занавес, выясняется, что актеры совершенно не готовились к спектаклю. Почему бы и мне не предположить, что Земля – это цирк, ярмарочный балаган, блуждающий вокруг Солнца вот уже четыре миллиарда лет? В этом балагане разыгрываются все новые и новые ужасы и чудеса, которые все равно никогда не смогут заинтересовать зрителей настолько, чтобы те перестали расходиться один за другим по домам, погружаясь в долгую, скучную зимнюю спячку»
«Все, во что вы верите, вероятно, является ложью. Мир – это мрачное, зловещее, таинственное и очень страшное место»
«Он и вправду похож на свинью, - думает Джордж. – Как и большинство полицейских. Почему многие из них становятся такими жирными, с такими маленькими глазками?»
«Надо тратить деньги, чтобы зарабатывать деньги, и тратить зарабатываемые деньги, чтобы получать от них удовольствие»
«Все, чего мы обычно достигаем, называется моральной победой. Реальные же победы одерживает аморальное зверье»
«Как ты считаешь, может быть одна истинная религия? Я только собрался ответить: Чепуха, это все равно что сказать, что может быть честный коп, - но что-то меня остановило. Я почувствовал, что он спросил на полном серьезе и от моего ответа многое зависит. Так что я подбирал слова очень осторожно. И сказал: Если она есть, то я о ней не слышал. А он так же спокойно отозвался: Как и большинство людей»
«Адвокат не аргументирует. Адвокат произносит речи»
«Каждый человек – псих, - терпеливо сказал Сол, - пока ты не понимаешь мотивов его действий»
«В основном человеческое поведение складывается из таких же несуразностей, оно нацелено не на выживание, а на соответствие некой системе символов, в которую верят люди. Длинные волосы, короткие волосы, рыба по пятницам, не употреблять свинину, вставать, когда судья входит в зал: сплошные символы, символы, символы»
«Ведь парадокс всегда порождает новые парадоксы, а ересь – новую ересь»
«Писатели могут добраться до истинной сути вещей с помощью воображения, если способны отпустить его в свободный полет. Они с большей вероятностью добираются до истинной сути происходящего, чем люди логического склада ума»
«Чем безумнее идея, тем больше вероятности, что она верна»
«Человеческая раса не делится на рационалистов и иррационалистов, как полагают некоторые. Все люди иррациональны, но есть два вида иррационалистов: те, кто любят старые представления, ненавидят новые идеи и страшатся их, и те, кто презрительно относятся к старым идеям и радостно воспринимают новые представления»
«Неофобы – это коренная человеческая порода, которая едва ли изменилась за последние четыре миллиона лет человеческой истории»
«Неофилы – это творческая мутация, которая в последние миллионы лет появляется с завидной регулярностью, подталкивая всю расу немного вперед, примерно так, как ты подталкиваешь колесо, заставляя его крутиться все быстрее и быстрее. Неофил совершает множество ошибок, но он все время в движении. Неофилы проживают жизнь так, как ее следует прожить: девяносто девять процентов ошибок и один процент полезных мутаций»
«Море чище, чем земля. Здесь нет ненависти. Только смерть по мере и в случае необходимости»
«Трусость делает всех нас совестливыми»
«Все люди считают себя грешниками. Пожалуй, это самый устойчивый, древний и универсальный человеческий комплекс. В сущности, практически невозможно о нем говорить так, чтобы не находить подтверждений»
«Культурный кризис, побудивший классифицировать все человеческое поведение только по двум категориям – добра и зла, - как раз и спровоцировал возникновение этого комплекса, сопровождаемого страхом, ненавистью, виной, депрессией, всеми теми эмоциями, которые свойственны только человеку. И, разумеется, подобная классификация является полной противоположностью творчества. Для творческого ума нет ни добра, ни зла. Каждое действие – это эксперимент, а каждый эксперимент расширяет границы нашего знания. Моралист судит о любом действии с точки зрения добра и зла, причем, заметь, заранее – не имея представления о том, к каким последствиям приведет это действие. Его суждение зависит только от нравственных качеств действующего. Люди, которые сожгли Джордано Бруно, знали, что творят добро, хотя в результате этого их действия мир потерял великого ученого»
«Почему я? Вопрос, задаваемый солдатом, вокруг которого свистят вражеские пули; невинным домовладельцем, когда в его кухню с ножом в руке врывается маньяк-убийца; женщиной, родившей мертвого ребенка; пророком, получившим откровение слова Божьего; художником, который знает, что его последняя картина – гениальное произведение искусства. Почему ты? Потому что ты здесь. Потому что с тобой должно что-то происходить»
«Все утверждения в каком-то смысле истинны, в каком-то смысле ложны, в каком-то смысле бессмысленны, в каком-то смысле истинны и ложны, в каком-то смысле истинны и бессмысленны, в каком-то смысле ложны и бессмысленны, и в каком-то смысле истинны, ложны и бессмысленны»
«Провели социологический опрос 1700 супружеских пар, беседуя в каждом случае с мужем и женой отдельно. Они задавали сто вопросов, касавшихся первой встречи опрашиваемых, их первого полового контакта, свадебной церемонии, медового месяца, финансового состояния семьи в течение первого года супружеской жизни и прочих аспектов, которые оставляют в памяти неизгладимые впечатления. Ни одна из этих 1700 пар не ответила на все сто вопросов одинаково, и максимальное количество очков набрала пара, ответившая одинаково на сорок три вопроса из ста»
«Реальность ретроактивна, ретроспективна и иллюзорна»
«Бывают ситуации, когда гордость самоубийственна»
«Жизнь – это иллюзия, но иллюзия, которую нам следует воспринимать всерьез»
«Каждое общество на самом деле проходит пять стадий развития: Хаос, Раздор, Беспорядок, Бюрократия, Последствия.
Хаос – это то, с чего начинается развитие всех обществ и к чему все они в конце концов возвращаются. Это так сказать, естественное состояние человечества – и подтверждение этому ты сможешь найти, если внимательно понаблюдать за соседями (или, при достаточной степени объективности, за самим собой).
Никакого застоя нет и быть не может. Авторитарные деятели очень не любят такие периоды и стараются скрывать историческую правду о них.
Раздор – начинается с появления правящего класса. Разумеется, это антитезис Хаоса, который непосредственно приводит к Раздору, когда класс рабов обнаруживает, что его интересы расходятся с интересами класса господ.
В это период появляется правящий класс, который пытается управлять остальными людьми. Период, который прежде всего характеризуется строительством стен, разделением земель «границами», нарисованными на картах, и навязыванием воли одного человека (или одной группы) другим. Как правило, Земля считается плоской и конечной, и мысли представителей правящего класса занятым, как поделить ее на части (разумеется, исключительно между своими).
В период раздора всегда существует не менее трех векторов, а не просто два. То есть разделение общества на правящий класс, обладающий собственностью, и класс управляемый, лишенный ее, стимулирует у правящего класса желание урвать еще больше, и вскоре его представители начинают сражаться друг с другом за плодородные земли. Основной конфликт сводится не к борьбе между собственниками и неимущими пролетариями, а к борьбе за самый большой кусок пирога между различными собственниками.
Беспорядок наступает, когда предпринимается попытка восстановить равновесие. Здесь подразумевается попытка восстановить естественное состояние неестественными средствами.
Это период беспорядков, волнений и тираний, которые быстро возникают и так же быстро исчезают.
Бюрократия возникает, когда не удается примирить противоположности. Ей соответствуют отсутствие любой божественности, затруднение или истощение, благородных людей подавляют люди низкие.
Жить в такие времена, значит «замечать, регистрировать, просчитывать, классифицировать, освидетельствовать, измерять, нумеровать, оценивать, лицензировать, санкционировать или отвергать, выверять, корректировать каждую операцию, каждую сделку, каждое движение… облагаться налогом, подвергаться муштре, вымогательству, эксплуатации, монополизации, принуждению, истощению, надувательству и ограблению.
Это период, когда неофобы наиболее яростно подавляют неофилов, идет охота на ведьм и искореняются ереси.
Всегда наблюдается непрерывная деятельность, все заранее планируется, начинается строго по графику, тщательно контролируется, скрупулезно регистрируется – но неизбежно делается с опозданием и плохо. Бремя всезнания, лежащее на правящем классе, становится практически невыносимым, и многие спасаются тем, что уходят в мир шизофрении или фантазии. Великие башни, пирамиды, снимки Луны и тому подобные чудеса – все это достигается огромной ценой, в то время как фундамент общественной солидарности полностью разрушается. Найти конкретных виновников всех этих многочисленных просчетов невозможно, поскольку все решения принимаются коллегиально; любой искатель справедливости попадает в бесконечный бумажный лабиринт, блуждание по которому не более результативно, чем охота на снарка.
Бремя всезнания, лежащее на правителях, неуклонно растет, а бремя незнания на плечах классов рабов неуклонно делает их все менее пригодными к службе (все больше и больше народу садится на пособие по безработице, ложится в псих-лечебницы и идет в гладиаторы – или в их современные аналоги).
Последствия – это возвращение к хаосу. Бюрократия захлебывается собственной писаниной; разум исчерпал все возможности; в отчаянии многие начинают отторгать происходящее.
Начинается с расцвета магов, мистификаторов, йиппи, кабутеров, шаманов, клоунов и прочих эристических сил.
Период характеризуется расцветом феминизма наряду с возрождением братств, племен и коммун.»