-Рубрики

 -Музыка

 -Я - фотограф

минипрезент... или гениальное - просто

маленькие котикивыкройкакак собирать

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ОЛЬГА_-ДОДОЛА

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 680


Без заголовка

Пятница, 19 Октября 2012 г. 12:32 + в цитатник
Это цитата сообщения Isolophey [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

История иконопочитания и иконоборчество: опыт краткого обозрения

 

Введение.
Кратко об изобразительном искусстве и о священных изображениях. – Иконопочитание и иноноборчество: краткий обзор. – Место прп. Феодора Студита в защите священных образов. – Структура сочинения.
 
1. Краткий очерк жизни прп. Феодора Студита.
Детство, юность, образование. – Пострижение в монашество и уединенная жизнь. – Изучение святоотеческой письменности и аскетический образ жизни прп. Феодора. – Игуменство над монашеской общиной в Саккудеоне. – Михианский спор и участие в нем прп. Феодора. – Ссылка (797г.) и возвращение из ссылки (798г.). – Избрание прп. Феодора в игумены Студийского монастыря. – Труды прп. Феодора Студита по благоустроению Студийского монастыря. – Возобновление мехианского спора. – Борьба против «прелюбодейной ереси». – Собор 809г. – Ссылка прп. Феодора на о. Халку (809 – 811гг.). – Смерть имп. Никифора и конец михианских споров. – Возвращение из ссылки прп. Феодора (811) и конец «Студийской схизмы». – Император-иконоборец Лев Армянин (813 – 820) и последний этап иконоборческих споров. – Защита прп. Феодором учения о святых образах и его ссылка в Метопу (815г.). – Перевод прп. Феодора и заключение его в крепости Бонит (816 – 819г.). – Перевод прп. Феодора на новое место ссылки в Смирну и заключение там (819 – 821 г.). – Смерть Льва Армянина (820) и воцарение Михаила Травла (820 – 829). – Отмена Михаилом указа Льва Армянина о преследовании иконопочитателей и освобождение прп. Феодора (821г.). – Последние годы жизни и кончина, и прославление прп. Феодора.   
 
2. Учение прп. Феодора Студита о священных образах.
 Сложность эпохи на которую приходилось богословская деятельность прп. Феодора. – Догматико-полемические сочинения прп. Феодора против иконоборцев. – Культ икон на Православном Востоке VIIX вв.: Краткий экскурс. – Первый опыт обоснования иконопочитания: Ипатий Ефесский. – Богословие чествования икон и житейское поклонение иконам. – Образ и первообраз: Какая связь? Прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Дамаскин. – Седьмой Вселенский собор (787г.). – Иконопочитание во времена прп. Феодора и его участие в спорах с иконоборцами. – Учение прп. Феодора Студита об иконах. – Христологический принцип в учении об описуемости Христа по плоти. – Связь образа (икона) и первообраза: субъеткивно-объективный принцип. – Икона и сила воображения. – Принцип объективного представления субъективного. – Иконопочитание и Предание Церкви: Разбор и критика прп. Феодором некоторых «иконоборческих» высказываний др.-церковных писателей.
 
Заключение.
Эпоха иконоборчества – сложная эпоха в истории христианства. – Благочестие не по разуму и не икономический метод борьбы с ним может привести болезням церковным. – Прп. Феодор Студит – столп Православия, который, сочетая икономичность со строгостью учения Церкви, в вопросе об иконах, является образцом пастыря и богослова.
 
Литература.
 
 
 
 
Введение.
    Прекрасный мир, восклицает свт. Григорий Богослов, «удивительный по прекрасным качествам каждой вещи», составленный с присущим лишь Божеству совершенством гармонии, где «одно к другому и все ко всему, состоит в прекрасном соотношении, служа к полноте единого мира».[1] Таким прекрасным космос представляется человеку, который созерцает красоту мира сквозь призму его Творца. Человек ищет прекрасного, вся «человеческая культура пронизана поиском красоты».[2] Поиск прекрасного, красоты может быть двояким: катабатическим или анабатическим. Т.е. человечество может искать ее (красоту – которая спасет мир) здесь, внизу, долу. Созерцая красоту мира, освящая ее, делая предметом своего вожделения, поклонения, идолотворчества. Но может человек стремиться к прекрасному восходя от образа к Первообразу. Не земное или небесное обожать призван человек, но самому обожиться чрез божественное, и тогда уже распространить божественное, иконой чего является человек (образ Божий - eikona Qeu), на весь космос. Первый путь «путь низкий» (катабатический) – это искусство.[3] Второй – «возвышенный» (анабатический) – сакральное изображение божественного и обоживающего. Первый путь страстно ищет красоту в ее вторичной форме, восхищается тенью, изображает ее во всей ее затененности, изображает страстно, во всей ее падшести, низости. Второй путь бесстрастно отображает божественное в мире, некое первозданное, светлое, возводящее к Богу. Картина (в искусстве) – страстное выражение человеческого духа блуждающего впотьмах, и даже, когда изображает священное, то придает ему страстное, неестественное (искусственное) выражение[4]. Икона же (в сакральном творчестве) – бесстрастный образ священного, божественного, всегда возводящее к Первообразу – к Богу.[5]
    Сакрализация пространства и образа (являющееся прирожденным качеством человеческого духа, тоскующего по Отечеству своему) было присуще церковному сознанию с самых первых дней существования Церкви Христовой. Первые сакральные христианские изображения[6] уже встречаются на рубеже II – III вв. (в римских катакомбах).[7] Их нельзя назвать иконами в строгом смысле, это некий сигнитивный образ некий символ сакрального переживания.[8] В катакомбном искусстве можно четко увидеть преемство античных норм и канонов изобразительного искусства.[9] Это некие старые мехи, в которые было влито новое вино. Катакомбная живопись, - пишет проф. В. Вейдле, - стала причиной «возникновения нового, средневекового, насквозь религиозного и христианского искусства, которое постепенно утвердилось как на востоке, так и на западе Империи», телесные и душевные, по своему характеру изображения катакомб, в «новом искусстве» христианского мира делаются духовными, «искусству натуралистическому» приходит на смену искусство трансцендентное.[10] В конце V – в нач. VI вв. этот процесс завершился, и Церковь создала новый тип искусства – анабатический, превосходящий земное, суетное, душевное и устремленное к непреходящему, вечному, духовному. Вместе с выработкой специфически-христианского языка священных образов, без какого-либо сопротивления со стороны Церкви устанавливается собственно и культ икон.[11] И именно тогда, когда процесс идеального выражения сакрального образа был Церковью создан и освящен двухвековой традицией (с нач. VI – по VIII века), тогда разразился иконоборческий кризис. Иконоборческая эпоха, некоторыми учеными разделяется на три этапа в зависимости от типа преобладающих аргументов.[12] Другими учеными на два.[13] Первый или начальный этап приходится на самое начало VIII века, на царствование императора-иконоборца Льва III Исавр, который издает указ (730 г.) против икон. Защита почитания священных образов в этот период осуществляется свт. Германом, патриархом Константинопольским (+ 733) (не подчинившемуся императорскому указу), монахом Георгием Кипрским (+ втор. пол. VIII в.) и прп. Иоанном Дамаскиным (+ рубеж 730 – 740), находившимся за пределами Византийской империи на «территории Халифата», в одном палестинском монастыре. На начальной стадии иконоборческих споров, преобладали еще «старые аргументы из полемики между язычниками, христианами и иудеями с некоторыми элементами христологического учения».[14] Второй этап может быть назван собственно христологическим: это этап богословия Константина V Копронима, иконоборческого собора в Иерии (754 г.) и Седьмого Вселенского собора в Никее (787 г.), после которого наступает третий и последний период полемики в защиту священных изображений: так называемый «схоластический», когда для оправдания священных изображений стала активно применяться философия Аристотеля (в частности прп. Феодором Студитом и константинопольским патриархом Никифором + 829 г.)[15] в том виде, как ее знали в византийских школах.
    Таким образом, прп. Феодор является на арену иконоборческих споров в самый последний период их истории: с 815 г., когда Лев Армянин созвал иконоборческий собор и низложил патриарха Никифора Исповедника, одного из лидеров иконопочитателей, наряду с прп. Феодором Студитом.         
 
 
1. Краткий очерк жизни прп. Феодора Студита.[16]
    Преподобный Феодор родился ок. 759 г.[17] в Константинополе от благородных и богатых родителей[18], которые еще в юности позаботились о том, чтобы св. Феодор (со своими братьями) получил хорошее образование. Он был сведущим человеком не только в светских дисциплинах (риторика, философия, поэзия), но, особенно, в богословии (догматика, каноника, церковное песнетворчество). Достигши совершеннолетия св. Феодор вступает в брак, но пребывает в браке недолго (3 – 5 лет), т.к. в 22 года от роду Феодор и его жена Анна, по обоюдному согласию принимают монашеский постриг.[19] Феодор вместе со своим дядей (богоносным старцем Платоном) и еще несколькими родственниками (братьями) удаляются в пригород Константинополя, в уединенное место под названием Саккуден (впоследствии один из знаменитых монастырей). Здесь братия предается молитвенному подвигу, аскезе и изучению святоотеческого наследия. Так прп. Феодор подвизается более 12-ти лет, затем, по согласию братии (уже разросшегося к этому времени Саккуденского монастыря) и по благословению его дяди и духовника Платона, Феодор, избирается, в 794 г. игуменом. Через некоторое время приключился известный случай, приведший прп. Феодора в конфликт с имп. Константином VI, известный как «мехианский спор». А именно незаконный брак императора, который совершил патриарший эконом Иосиф, вопреки канонам.[20] Прп. Феодор возглавляет монашескую оппозицию и со стороны патриарха обвиняется в раскольнической деятельности, но Феодор отрицает (на основе канонов Церкви) эти обвинения. В 796 г. против Феодора предпринимаются репрессивные меры, он заключается под стражу, терпит пытки, а затем, вместе с 10 монахами отправляется в ссылку (в Фессалоники). Оттуда он продолжает поддерживать связь со своими единомышленниками, о чем свидетельствует богатая его переписка в этот период. Но через год Феодор вызывается обратно в столицу, в связи с тем, что Константин VI умер и инцидент с его женитьбой был исчерпан, а Иосиф запрещен в служении. В столице прп. Феодор был встречен как исповедник, его торжественно встречали сама царица, патриарх в ликовании всего народа.[21] Вызвавшая его из ссылки имп. Ирина, вскоре (798 г.) делает его начальником знаменитого столичного Студийского монастыря. При Феодоре начинается возрождения Студийского монастыря, а количество братии в нем при Феодоре достигает более 1000.[22] Феодор приводит Студийский монастырь в совершенный административный порядок, разработав его Устав, открыв начальную школу (для детей городских жителей). Но, через какое-то время вновь открылся старый конфликт, по делу незаконной женитьбы имп. Константина VI. Эконом Иосиф добивается от имп. Никифора восстановления в служении, «при молчаливом снисхождении со стороны патриарха Никифора».[23] Прп. Феодор обратился к патриарху с тем, чтобы тот не допускал Иосифа в служении и не отменял запрет патриарха Тарисия, ведь тогда может произойти раскол в Церкви. Патриарх Никифор ни как не отреагировал на просьбу св. Феодора. Тогда прп. Феодор и студиты «отложились» от патриарха Никифора, за студитами последовало немалое число народа.[24] Раскол произошел. Прп. Феодор оправдываясь в своих действиях искал поддержку в Риме. Наконец, действия прп. Феодора, аввы Платона навлекли на них новую волну репрессий. Их заключили в монастырь свв. Сергия и Вакха. Но этот акт со стороны светских властей вызвал протест общества, и привело к антиправительственным митингам в городе. Для достижения общественного спокойствия имп. Никифор дал распоряжение о созыве собора (в 809г.), по делу Иосифа, в связи с протестом прп. Феодора против допущенной по отношению к Иосифу икономии. На этом соборе было одобрено действие патриарха Никифора в отношении икономии по отношению к Иосифу, а оппозиционные действия прп. Феодора, аввы Платона и архиеп. Иосифа Фессалоникийского были осуждены. Их отправили в ссылку: прп. Феодора на о. Халки, авву Платона на о. Проту, а архиеп. Иосифа на о. Оксию.[25] Но и в ссылке прп. Исповедник продолжал увещевать (письмами) истинных чад Церкви не преступать акривии. Писал он и (в 809г.) к «Святейшему и верховнейшему отцу отцов, Льву»[26], «Равноангельному, блаженнейшему и апостольскому отцу, Льву, папе римскому».[27] В этих посланиях указывал на ту опасность для Церкви в постановлении собора 809 года и о том, что церковная власть не должна регулироваться светской. Но папа, сочувствующий прп. Феодору, не мог сделать ничего.
    Ссылка прп. Феодора продолжалась до смерти имп. Никифора (25 июн. 811г.). После краткого двухмесячного правления его сына Ставрикия, на императорский престол был возведен Михаил Рангав (811 – 813), который взял курс в церковной политике схожий с тем, какой был у благочестивой царицы Ирины. Одним из первых его деяний было прекращение михианских споров и реабилитацию прп. Феодора. Патриарх следуя указанию нового василевса снимает с дела Иосифа принцип икономии и запрещает его в служении восстанавливая, тем самым, приговор п. Тарасия. В 811г. прп. Феодор был возвращен из ссылки и возвращен на игуменство в Студийский монастырь (патриарх и студиты примирились). Таким образом, после более чем пятилетнего раскола в Византийской церкви водворился мир.          
    Впрочем, церковному миру в Византийской церкви суждено было просуществовать недолго, т.к. в 813г. на царский престол, путем узурпации власти, взошел Лев Армянин (813 – 820) главнокомандующий армии, располагающийся на восточных границах империи. Вскоре после своего воцарения Лев Армянин созывает собор в Константинополе (20 март. 815г.), на этом соборе низлагается действующий патриарх Никифор и отправляется в ссылку, кроме того, на нем провозглашается иконоборчество государственной религией.[28] Иконоборческая политика Льва Армянина не была такой жесткой по сравнению с предыдущими императорами-иконоборцами, но и он предпринял репрессии по отношению к иконопочитателям. В 815 г. прп. Феодор, как «животворная искра» иконопочитателей, не раз обличавший и устно и письменно иконоборческую политику Льва Армянина был сослан в г. Метопу. Находясь в ссылке святой исповедник продолжает активно участвовать в антииконоборческой полемики в Метопу к нему стекалось множество паломников. Когда, через год, об этом дошла весть до императора, то было решено сослать прп. Феодора в более отдаленное место – крепость Бониту в Восточной (Анатолийской) феме, с ужесточением его содержания и запретом посещения прп. Феодора кем-либо из его сторонников. Но и здесь св. Феодор продолжал утешать, убеждать и утверждать посланиями истину иконопочитания. Отсюда прп. Посылал письма предстоятелям Александрийской, Иерусалимской и Римской церквей прося их содействовать в пользу Православия. Император Лев видя, что Феодор продолжает активно действовать против его иконоборческой политики и, что многие под воздействием увещаний Феодора оставляют иконоборческий образ мыслей приказал подвергнуть прп. Феодора пыткам. Его били палками, бросали в яму (темницу), томили голодом. Так прошли три года заключения в крепости (816 – 819), в течении которых святой подвергался пыткам, насмешкам и издевательствам. Когда в 819г. одно из писем прп. Феодора было перехвачено и попало в руки царю, то привело его в бешенство из-за того, что ничем так и не удается сломить Феодора. Лев Армянин приказывает стратегу Кратеру (начальнику Анатолийского фема, где пребывал в заключении Феодор) жестоко наказать Феодора, этот приказ Кратер привел в исполнение лично. Преподобного избили палками так, что он остался еле живым. В течении трех месяцев (от 23 фев. 819г. до Пятидесятницы) от полученных ран Феодор находился между жизнью и смертью. В июне 819г. поступил приказ перевести прп. Феодора в ссылку в г. Смирну. Смирнский митрополит иконоборец позаботился о том, чтобы новое место ссылки стало для Феодора паче прежнего. Феодора заточили в темницу и содержали в больших лишениях. Следующие менее двух лет (с июля 819 до 821) заключения Феодора были, возможно, самыми трудными, избиения, томления голодом и т.д., но и они не могли сломить его железную волю и преданность иконопочитанию.
    25 декабря 820 года во время праздничной утрени на Рождество Христова, прямо в церкви был убит Лев Армянин, а на императорский престол был возведен новый император, основатель Аморейской династии, Михаил II Травл (820 – 829). Он хотя и не был иконопочитателем, но и не был гонителем иконопочитателей. Имп. Михаил отменил указ Льва Армянина о преследовании иконопочитателей и приказал освободить и возвратить и ссылки всех сторонников иконопочитания, в том числе и прп. Феодора.
    Возвращение прп. Феодора было торжественным для всех тех, кто был верным православию, везде его встречали как мученика и исповедника за веру. Дойдя до фракийского Боспора прп. Феодор остановился в монастыре, где пребывал патриарх-исповедник Никифор. В этом монастыре состоялось совещание иконопочитателей по поводу дальнейших действий. После этого прп. Феодор удалился в один из монастырей, не решаясь вернуться в Константинополь. Через некоторое время прп. Феодор вновь едет к патриарху Никифору, где под председательством Никифора собирается собор, состоящий из митрополитов иконопочитателей, на котором было решено перейти к активным действиям. Было решено просить аудиенции у имп. Михаила, с этим посольством в Константинополь был отправлен, в числе других, и прп. Феодор. Но это посольство ни к чему не привело. Новый император был безразличным к бедам иконопочитателей. Отцы и прп. Феодор удалились из столицы. Через некоторое время имп. Михаил захотел примирить иконоборцев и иконопочитателей, но обе стороны не смогли договориться, и дело кончилось, так и не начавшись. Партия иконопочитателей не пошла на богословский диспут с иконоборцами «в силу канонических соображений и ввиду явного наклона царя в сторону иконоборческой партии».[29] В 822 г. прп. Феодор ненадолго возвращается в Константинополь, в свой родной Студийский монастырь, но уже в 823 прп. Феодор находится на острове около Акритского мыса, где он основывает монастырь. Здесь в кругу своих учеников, преподобный продолжает письменно и устно бороться с иконоборческой ересью.
    Между тем приближалось уже время отшествия сего святого отца. Последние тяжкие годы, которые провел прп. Феодор в голоде, холоде, побоях и лишениях в заключениях и ссылках дали о себе знать. Здоровье его было окончательно расстроено. По временам его болезненное состояние ухудшалось так, что он не мог даже вставать с постели, но когда в болезни наступало облегчение он спешил в Церковь дабы совершить божественную литургию и приобщиться Св. Таин.[30] До конца своих дней блаженный послушник Христов руководил вверенной ему Господом братией своего монастыря, к нему стекались множества, нуждающиеся в духовном совете, попечительстве, назидании, руководстве. Его жизнь была так чиста в трудолюбива в Господе, что Господь прославил своего подвижника даром чудотворений.
    В 826 г. состояние здоровья св. Феодора резко ухудшилось, и он объявил братии, что скоро ему надлежит преселиться от них. В это время преподобный готовит духовное завещание (8 нояб.) братии его монастыря, чтобы они хранили веру в чистоте. 11 ноября преподобный чувствуя приближение смерти причастился Св. Таин последний раз и велел братии возжечь свечи и петь непорочны. В тот момент, когда братия пела вторую непорочну св. Феодор предал свою душу Богу.
    В 845 г. 26 января состоялось торжественное прославление прп. Феодора, его нетленные мощи были перенесены в Студийский монастырь и положены в гробнице его ближайших сподвижников прп. Платона и свт. Иосифа Фессалоникийского.                   
 
2. Учение прп. Феодора Студита о священных образах.
    Эпоха иконоборческих споров, на которую приходилось жизнь прп. Феодора была наиболее трудной, т.к. уже сформировались устойчиво две традиции: сторонников и противников иконопочитания. Иногда эту эпоху называют схоластической,[31]по той причине, что споры в этот период приобрели глубокий догматический и философский оттенок (см. выше: прим. 15).
    Прп. Феодору принадлежит несколько специальных трактатов в защиту икон, так же во многих своих письмах он пишет на эту тему.[32] Эти сочинения еще до революции были переведены на русский язык (перевод качественный)[33], а в недавнее время были переизданы и могут теперь пополнить библиотеку любознательного читателя.[34]
    В действительности, чтобы понять богословие иконопочитания, какое мы находим у прп. Феодора Студита, нам необходимо сделать хотя бы краткий экскурс в историю развития и установления культа икон. В конце V-го века Церковь расстается с античным образом искусства и создает свой собственный, уникальный сакрально-символический тип литургического искусства – иконографию. Иконописцы того времени начинают переходить от чувственно-натурального изображения Господа и святых к символическому. В V веке идет бурный процесс формирования культа икон, идет снизу, от простого народа, который в иконопочитании воспринимает (сам того не сознавая) генетическую связь с языческим идолопоклонством. Поэтому в VI веке ученное богословское общество пытается привести этот стихийный народный процесс в правильное русло. Первым специально богословским трактатом об иконах является Послание Ипатия Ефесского, ученного богослова эпохи имп. Юстиниана, само послание до нас не дошло, но сохранился обширный фрагмент из оного. В сущности Ипатий утверждает, что иконопочитание полезно лишь для простых людей, неграмотных, для них икона – книга в красках и не более того.[35] Поэтому икона несет в себе педагогический характер, она изображение тварных красот, «руководствующих» к восприятию «умного и невещественного света (= реальности)». В учении Ипатия видно, что он (впрочем, согласно с Василием В.) видит важный принцип того, что посредством образа человек восходит к Первообразу (Этот тезис признавали иконопочитатели всех времен). Но явный недостаток его учения состоит в том, что он не видит и не признает онтологическую связь между образом и первообразом.   Ипатий проявляет некий вид церковной икономии по отношению к культу икон, который неграмотный воспринимал как некоторое замещение традиции поклонения идолам. Таким образом, простой человек должен от более низкого и житейского восприятия иконы восходить к более высокому – символическому постижению духовного мира. Очевидно, что культ почитания священных образов с самого начало накренился в опасную сторону идолопоклоннического и магического отношения к святой иконе.
    Этот процесс не должен вызывать удивления или отторжения у исследователя феномена иконопочитания. Как хорошо пишет один из современных историков богословия: «Народное благочестие всегда содержит в себе большую или меньшую примесь «благочестия» в кавычках», т.к. любая массовая религия имеет в числе ее исповедников и массы «номинальных адептов, которым свойственен утилитарный подход к религии: она служит у них целям житейского благополучия», другими словами носит магический оттенок.[36]
    Так и продолжалось на всем протяжении следующих трех столетий богословы, углубляясь в Таинство Троицы и божественной икономии, открывали в связи с этим и таинство образа (иконы), а простой народ продолжал обывательское поклонение и служение иконам. Один из важных моментов такого постижения смысла иконы приоткрыл прп. Максим Исповедник ясно научивший последующих богословов о реальной и онтологической связи образа с первообразом. Соответствующие выводы из учения прп. Максима (который собственно не создал специального учения об иконе) сделал прп. Иоанн Дамаскин – первый теоретик иконопочитания. Прп. Иоанн уже достаточно ясно показал, что иконы чествуются не сами по себе, но постольку, поскольку в них Своими энергиями пребывает Бог. Это был основной и главный тезис богословия иконопочитания в VIII веке.[37]
    Восьмой век стал началом долгого кризиса иконопочитания, началом эпохи иконоборчества. По всей видимости, народное «благочестие» достигло своего предела, когда уже следовало сказать стоп.[38] Так и поступили теоретики иконоборчества, решив сказать «стоп» всякому иконопочитанию вообще: будь то народное и полуязыческое обожествление икон, или истинное чествование «честных материй», которым должно воздавать соответствующее поклонение и почитание. Поклонение и почитание не как Бога, но как святыню исполненную «божественной энергии и благодати».[39] Первый всплеск иконоборчества был приостановлен Седьмым Вселенским собором (787 г.). Этот собор «подтвердил и соборно прославил православное почитание святых икон, кое и было в Церкви постоянным и было почитанием в живом предании христианства и на Востоке и на Западе».[40] Собор подтвердил учение прп. Иоанна Дамаскина и его богословских союзников (патр. Германа), и жестко акцентировал внимание на тот аспект учения прп. Иоанна, где последний утверждал особое действие имени Божия, освящающее святые иконы. Собор устанавливает взаимосвязь между именем и образом (будь то Сам Христос, или Его Крест, или святые). Но после собора последовала новая стадия развития иконоборчества, в которую пришлось действовать, защищая чествование святых образов, нашему Феодору.             
    В учении о должном и законном чествовании икон прп. Феодор исходит из факта воплощения Господа Иисуса Христа. Ведь в воплощении Христовом неописуемый Бог стал доступен зрению. Он по Своему телесному виду стал доступен зрению. Отрицание этого факта ведет к отрицанию божественного домостроительства нашего спасения. Это вкратце основной христологический принцип учения иконопочитателей: Христос двойствен по естеству, Его две природы существуя в одном Лице Его неразрывно связаны меж собой, Его божество проникает в человечество, а человечество исполнено Его божества, мы не можем отделить во Христе лицо (субъект) человека от лица Бога, Един Христос в Своей Ипостаси, в двух природах существующий. А так как природа телесная изобразима (описуема), так описуема и человеческая природа Слова, но изображая человеческую природу Христа существующую в Его Божественной Ипостаси (и не существующей вне Его Ипостаси), мы истинно созерцаем Лик Бога и Спасителя нашего.
    Далее прп. Феодор обращает внимание на связь образа (иконы) и первообраза (того, что изображено на иконе; прототип, архетип). Он пишет, что образ и первообраз – не одно и то же по существу (ουσιως = φυσικου = естеству), но одно и то же по подобию (ομοιωσει). На иконе Христос присутствует «не существенно (ουσιωδως), а относительно (σχετικως) или по подобию (ομοιωματικως)». В образе выражается Первообраз и в иконе (образе) почитается поклонением Христос (архетип), «одно в другом, иное в ином почитается поклонением… по подобию, или относительно, или по сходству – ибо то и другое сходно – а не лично».[41] Таким образом, образ и первообраз связаны, т.к. первое отражает второе, хотя и не личностно, а относительно. При этом не в прямом смысле, но в относительном, тот кто «говорит, что он покланяется иконе Христовой так, как (т.е. подобно) Самому Христу, тот рассуждает здраво, а если говорит в прямом смысле – то нет».[42] Этот принцип можно назвать принципом субъективно-объективной относительности, в котором важную функцию играет человеческое разумение и воображение.
    Прп. Феодор считает воображение (представление) важной частью в учении о почитании священных образов. Представление играет в этом учении определяющую роль, т.к. «образ Христов», изображенный на любом материале, «неотделим от Самого Христа», потому что он умопредставляется не в самой материи а в представлении.[43] Сила воображения является одним из проводников ума в духовный мир, в одном из своих писем прп. Феодор передает один интересный случай связанный с силой воображения, так он рассказывает об одной женщине, которая будучи беременной, вообразила, что родит эфиопа (хотя зачала не от эфиопа и сама не была эфиоплянкой) и, действительно, родила эфиопа.[44] Таким образом, мы можем выделить еще один важный принцип в учении прп. Феодора об иконопочитании: принцип объективного представления субъективного, т.е. чествуя образ на иконе, имеющий относительную связь с первообразом, посредством представления в нашем сознании мы объективно относим чествование к первообразу, мы связаны с ним на уровне сознания.
    Иконоборцы в своей борьбе с иконопочитателями, действовали не так фанатично и примитивно, как может показаться на первый взгляд. Они использовали против иконопочитателей и ряд «иконоборческих» высказываний церковных писателей древности, таких как: Астерий Амастийский (IV), Епифаний Кипрский (V), Феодот Анкирский (VI) и др. Поэтому прп. Феодор неоднократно (в Письмах и Антирритике) обращается к этим высказываниям. Так в письме к Навкратию сыну [45], прп. Феодор говорит, что Астерий говорил, что не стоит изображать Христа в бесславном виде, в Его уничижении (кеносисе, воплощении, страдании). На это прп. Феодор отвечает, что нет ничего бесславного в добровольных страданиях Владыки Христа. Св. Епифаний говорил в одном месте, что неприлично иметь начертания Бога («… прилично ли нам иметь Бога начертанным»), на это прп. Феодор замечает, что Епифаний не говорит: «Христа начертанным», но «Бога нечертанным». Следовательно, он «говорит не о Христе, в Котором усматривается описуемость [по человечеству] вместе с неописуемостью [по Божеству]. И если же Епифаний подразумевает Божество Христа», говорит Феодор, то здесь он «погрешает», т.к. «по божественному учению, и по общему смыслу нелепо не исповедовать Бога описуемым во плоти, если Он явился во плоти». Другое изречение Епифания запрещает изображать живописью «необъятного Сына Божия», на что Феодор отвечает, что хотя по Божеству Он действительно необъятный, но «во плоти» необъятность Его Божества является объятой в Его человечестве, ибо Он Бог во плоти. Феодору Анкирскому приписывалось выражение смысл которого тот, что для прославления святых не следует писать их образы красками, но изображать их подвиги чернилами на бумаге. Но этому высказыванию, замечает Феодор Студит, противоречат множество других высказываний святых Отцов: Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, которые так не считали. В письме[46] к своему ученику св. Николаю Исповеднику, прп. Феодор формулирует 4 доказательства «относительно досточтимой иконы Христа»:
1.     «естественное учение» - тело осязаемо по природе, а так как тело Христово, как и наше осязаемо по природе, то, следовательно, может быть изобразимо на иконе;
2.     «древняя история» - иконопочитание доказывается древнейшей историей Церкви, которая и спокон веков чтила св. иконы;
3.     «изречения св. отцов» - в «Житиях» и писаниях Св. Отцом находятся множество изречений в пользу досточтимых св. икон;
4.     наконец – «соборное определение» - Трулльский и 7-й Вселенский Собор, на котором было сказано: «Повелеваем отныне… изображать образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» [Трулл. Пр. 82].
Таким образом, иконопочитание доказывается всей полнотой аргументов, как с научной точки зрения (естественное учение, философия), так и с Церковной (Предание Церкви и Соборное определение). Прп. Феодор считал, что иконоборчество – самая ужасная ересь за всю историю христианства, которая подрывает сами основы учения о Христе и Его домостроительстве нашего спасения.
 
Заключение.
    Эпоха иконоборческих споров – сложная эпоха в истории христианства. Она не возникла просто, как прихоть людей, которые не любили иконы, нет, оно было подогрето «благочестием» не по разуму, слишком секулярному отношению к Таинству иконы, этого откровения Бога в образе. Сотериологический смысл иконы был нарушен магическим отношением к иконе, а затем теми, кто повел политику «очищения» от этого суеверия. В итоге все это привело к полному отрицанию икон. Но на защиту сынов противления, восстали сыны Церкви, среди которых почетное место занимает и наш Феодор. Вся его жизнь была борьбой за чистоту соблюдения догматов и канонов церковных. За это ему пришлось вынести не одно, или два, а множество страданий, ссылок, пыток, но истинный столп Православия остался непоколебим в вере церковной и преданности Богу, через него Сам Господь сокрушил глиняные умы строителей песочных городов. Прп. Феодору, не одинокому в священной битве за святые иконы, удалось синтезировать то, что было сказано до него св. отцами, защитниками икон и показать, что иконопочитание доказывается полнотой аргументов, как с научной точки зрения, так и с учением Церкови. Если в вопросе михианских споров, он стоял на позиции акривии, то в спорах иконоборческих, прп. Феодор сочетал в себе икономический принцип (ведь прп. Феодор прекрасно знал все суеверия связанные у простого люда в отношении икон и не одобрял их), со строгостью догматического учения Церкви в вопросе об иконопочитании. Его защита иконопочитания была двояка: он не просто опровергал иконоборцев в их непонимании таинства иконы, но и исправлял простодушного, который смотрел на икону, как на некоторый магический объект. В этом отношении прп. Феодор Студит – поистине богослов и Учитель Церкви, который умеет и малого наставить и заблудшего исправить.          
 
 
 
 
 
Литература.
i. Источники.
    Григорий. Слово 45 (СТДС, 23) = Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на св. Пасху.// Святоотеческие тексты догматического содержания: Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию (Для заочного отделения)./ Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М.В. Асмус. – М.: ПСТБИ, 1999.
    Иоанн Дамаскин. Три слова защитительных = Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. / Пер. с греч. [прим. А.А. Бронзов]. Преподобный Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
    Феодор. Послания = Преподобный Феодор Студит. Послания [в 2-х тт.]: Т.1. – М., 2003. – (Святоотеческое наследие).
ii. Монографии, научные статьи.
    Баранов. – ИП = Баранов, В.А. Аристотель в иконоборческом споре: на чьей стороне? – Интернет публикация.
    Лурье = Лурье, В.М. История Византийской философии. Формативный период. – СПб., 2006 [Глава 3: Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIIIIX веках; написана при участии В.А. Баранова].
    Соколов, II = Соколов, И.И. Лекции по истории Греко-Восточной Церкви: В 2-х тт. Т.2: Преп. Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность; Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита; О монашестве. – СПб., 2005. – (Библиотека христианской мысли. Исследования).
    Шмеман = Шмеман, А., прот. Исторический путь Православия. – М., 2003.
    Языкова = Языкова, И.К. Богословие иконы. – М., 1995.
    Alexander = Alexander, P. J. Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Workshop in the Byzantine Empire. Oxford, 1958.
    Јевтић – ИП = Атанасиje (Јевтић). Историja и теологиja светих икона. – Интернет публикация.
iii. Учебная и справочная литература.
    Бачинин = Бачинин, В.А. Введение в христианскую эстетику. – СПб., 2005.
    Болотов, IV = Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви [в 4-тт.]: Т.4. История Церкви в период Вселенских соборов: Ч. 3. История богословской мысли./ Посмертн. изд. под ред. А.И. Бриллиантова. – СПб., 1917 [Репринт: М., 1994].
    Голубцов, I = Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике, ч. 1. Археология. – Сергиев Посад, 1918. [Интернет публикация]
    Кунцлер, I = Кунцлер, М.Литургия Церкви [в 3-х кн.]: Книга первая./ Пер. с нем. Е. Верещагин. – М., 2001.
    Мейендорф = Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. – Клин, 2001.

   Филарет = Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви [в 3-х тт.]. – М., 1996. – (Святые Отцы и Учители Церкви в исследованиях правосл



[1] Григорий. Слово 45 (СТДС, 23).
[2] Языкова, 7.
[3] Искусство – по всей видимости происходит от искус и творчество = искусное творчество – мастерская работа. Не редко можно встретить аналогию искусство – искусственное (Н.М. Тарабукин), которая подчеркивает искусственное (т.е. ненатуральное, ложное) призвание человеческого катабатическго творчества.
[4] Согласно Евдокимову, в каждом произведении изобразительного искусства имеется тройственное отношение – между художником, его творением и зрителем. «Художник исполняет свое произведение и вызывает в душе зрителя душевное волнение. Все в целом включается в эстетическую имманентность». Душевное волнение может перейти, а может и не перейти в религиозный опыт: все зависит от уникальной субъективной восприимчивости того или иного человека. Кунцлер, I, 259.
[5] Икона (в отличие от картины), «благодаря своему таинственному характеру, прорывается сквозь тройственное отношение и его имманентность. Независимо от художника от зрителя она утверждает свою ценность; она не возбуждает душевного волнения, а к тройственному отношению прибавляет еще четвертое – появление трансцендентного, о присутствии которого она свидетельствует» (Евдокимов). Цит. по Кунцлер, I, 259.
[6] В Церковном предании начало иконографии возводится к самым апостольским временам или даже ко времени земной жизни Спасителя. «Истоки возникновения иконы возводят к мистическому акту появления нерукотворного изображения Иисуса Христа на плате, приложенном к Его лику женщиной по имени Вероника», в то время, когда Господь нес Свой Крест до Голгофы, так же существует «сходное предание, связанное с эдесским царем Авгарем, у которого … хранилось полотно с другим нерукотворным изображением лика Христа…». Происхождение иконы связывают так же с именем евангелиста Луки, который по преданию первый изобразил Матерь Божию «с натуры на крышке стола…». Несмотря на историческую устойчивость этих преданий, многие исследователи древнецерковной иконописи склоняются к тому, чтобы считать эти предания не более чем благочестивыми апокрифами. Бачинин, 248.  
[7] О римских катакомбах см. Порфирий (Успенский). Святыни земли италийской. (М., 1996) Гл. «Первохристианские катакомбы»: СС. 133 – 204; Беляев, Л.А. Христианские древности: Введ. в сравнит. изуч. (СПб., 2001). Гл. 2: «В Риме и за его пределами»
[8] Шмеман, 230.
[9] В этот период, – пишет проф. А.П. Голубцов, –  живопись в техническом отношении следует классическому стилю и развивается под его преобладающим влиянием. Цикл живописных сюжетов еще очень ограничен и перемешан с изображениями античного и общечеловеческого содержания. Голубцов, I – ИП.
[10] Цит. по Шмеман, 230 – 231. В настоящее время традицию иконописи возводят не столько к катакомбной живописи, сколько к египетской традиции т.н. «Фаюмского портрета». Лурье, 412.
[11] Некоторая критика на начальном этапе развития культа икон (V век) все же последовала, в основном от богословов оригенического направления, а так же из среды монахов-аскетов. Именно на эту критику (потерявшую свою актуальность к VIII веку) будут ориентироваться впоследствии идеологи иконоборчества. Подробнее см. у Лурье, 412 – 414.
[12] См. например монографию Пола Александера, посвященную патр. Константинопольскому Никифору: Alexander, P. J. Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Workshop in the Byzantine Empire. Oxford, 1958. Первый период: от Льва Исавра (714 – 741) до Константина Копронима; второй этап: от Копронима и созванного им иконоборческого собора в 754 г. и до Седьмого Вселенского собора в 787 г.; третий этап: после 7-го В.С. (точнее с 815 г.) и до Торжества Православия в 843 г. 
[13] См. в монографии В.М. Лурье: Лурье, В.М. История Византийской философии: Формативный период. – СПб., 2006. – СС. 416 – 423. Первый этап: от Льва III Исавра – до 7-го В.С. (726/730 – 787); второй этап: от Льва V Армянина (813 – 820) до Торжества Православия в 843 году. На два этапа, «генерации» подразделяет эпоху иконоборчества и В.В. Болотовв своих лекциях: Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.4. – СС. 515 – 580. 
[14] Баранов. – ИП.
[15] Прп. Феодор Студит, а так же патриарх константинопольский Никифор (806–815 гг.) активно использовали для защиты священных образов учение Аристотеля об омонимии, согласно которому «Одноименными (o(mw/numa) называются те [предметы], у которых только имя общее, а соответствующее этому имени определение сущности (lo/goj th=j ou)si/aj) – различное, как слово zw=n означает и человека, и изображение» (Аристотель. Категории, 1, 1a, 1-2).
[16] Наиболее полный и обстоятельный очерк жизни прп. Феодора Студита в сочинении А.П. Доброклонского. Преп. Феодор, исповедник и игумен студийский. Т.1: Его эпоха, жизнь и деятельность. Т.2, ч. 1: Творения (Одесса, 1913 – 1914), кроме того, о преп. Феодоре имеются исследования: свящ. Н. Гроссу. Преп. Феодор Студит. Его время, жизнь и творения (Киев, 1907), свящ. В. Преображенский. Преподобный Феодор Студит и его время (М., 1896) и И.И. Соколова. Преподобный Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность. Исторический очерк.// И.И. Соколов. Лекции по истории Греко-Восточной Церкви: В 2-х тт. Т.2: Преп. Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность; Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита; О монашестве. – СПб., 2005. – (Библиотека христианской мысли. Исследования).  
[17] Дата рождения прп. Феодора у различных авторов определяется по разному: 759 г. – Мейендорф, 375, Филарет, III, 217, Соколов, II, 210; 760 г. – Болотов, IV, 568; 775 (sic!) г. – в статье В.А. Баранова(Баранов – ИП). Наиболее вероятной является дата 759 год, основанная на древнем (ок. 956 г.) жизнеописании прп. Феодора, составленном или его учеником Михаилом, как значится в некоторых рукописях, или же Феодором Дафнопатом, как значится в некоторых других списках. Житие это называется: Βίος κὰι πολιτεία του̃ ̉οσίου πατρὸς ̉ημω̃ν κὰι ̉ομολογητου̃ Θεοδώρου του̃ τω̃ν Στουδίου ̉ηγουμένου {Житие и деяния нашего отца и исповедника Θеодора, игумена Студийского}, напечатано у Миня среди творений преподобного (Т. 99, CC. 233 – 328).     
[18] Известно, что его отец занимал административную должность «сборщик царских податей» (= налоговый инспектор). Филарет, III, 215.
[19] Сведения об этом находим у него самого в 115 эпиграмме, посвященной его бывшей супруге: Eijth\nau)tou= su/mbion[Annhj].Сообщение о том, что Феодор принял монашество на 22-ом году жизни, находим у Филарета (Филарет, III, 215), но есть и другой вариант даты – 32 года (см.: Интернет-Портал «Календарь Праздников» [http://www.calend.ru]).
[20] Император Константин расторг брак с первой женой и вступил во второй брак с Феодотою. Такое второбрачие в Византии осуждалось, но все же царя обвенчали, это сделал патриарший эконом пресвитер (иеромонах) Иосиф, впрочем, при молчаливом согласия патр. Тарасия. Происшествие это разделило византийское духовенство на две группы: 1) πολιτηκοι, т.е. партия умеренных, общественно-настроеных, которые второй брак Константина оправдывали принципом οικονομια (икономии), который состоял в том, что в некоторых случаях Церковь имеет право снисходить, (отходить от своей строгой канонической позиции) в своей оценке человеческих поступков, ради церковного мира и высшего церковного блага. Вторая группа: 2)ζηλωται, т.е. строгих (ревностных) в соблюдении божественных догматов и канонов, которые требовали точного соблюдения канонов Церкви, или исповедовали принцип η ακριβεια в этом вопросе. К последней группе принадлежал прп. Феодор Студит ратовавший за соблюдение акривии и считавший второй брак императора незаконным. 
[21] Соколов, II, 246.
[22] Основан Студийский монастырь предположительно в V веке, римским вельможею Студием. 
[23] Соколов, II, 252.
[24] Соколов, II, 253.

Метки:  

Без заголовка

Пятница, 19 Октября 2012 г. 12:25 + в цитатник
Это цитата сообщения Isolophey [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Свщмч. Мефодий Олимпийский

 

Знаменитый епископ и мученик Мефодий (+311), чаще называемый Мефодий Патарский, но правильнее было бы Мефидий Олимпийский. Хотя, даже древние свидетельства о месте епископства Мефодия разногласят между собой. Епископом Патарским его называют Леонтий Византийский и Иоанн Дамаскин[1]. Епископом Олимпийским его называют историк Сократ и Максим Исповедник[2]. Иероним говорит, что Мефодий сначала был епископом Олимпа Ликийского, а потом Тира[3]. Ученный Тиллемон, в 5 томе «Памятников церковных», считает это сообщение Иеронима сомнительным, т.к. на основании древних церковных правил, епископам запрещалось переходить с одной епархии на другую. Более того Тиллемон напоминает, что согласно Евсевию, епископом в это время в Тире был Тираннион, пострадавший во время диаклитианова гонения[4]. Аргументацию Тиллемона принимает и Н. Сагарда, который так же считает сообщение Иеронима «ошибочным»[5]. Но проф. Е. Ловягин считает, что нет оснований сомневаться в сообщении Иеронима, выставляя против тезисов Тиллемона антитезисы из тех же древнецерковных правил (Апост. Пр. 14), и говоря, что Тираннион Тирский, был преемником Мефодия[6]. Мефодий личность уникальная и загадочная. Его богословие представляет некоторую «архаическую форму» уже для своего времени. Это стало причиной, считает Н. Сагарда, по которой его произведения, после Никейского Собора были забыты и утрачены[7]. Как бы там ни было, до нас дошел довольно большой корпус сочинений Мефодия. На греч. полностью сохранился «Пир десяти дев», сочинение очень важное и наполненное весьма интересными богословскими концепциями, кроме того, оно представляет собой шедевр древнехристианской экзегетики. А если говорить о филологических и стилевых достоинствах этого памятника, то и здесь он представляет собой шедевр.  

    Так уже в сер. XIXв. Альберт Ян скрупулезно сличив текст Мефодия с Платоновым «Пиром» и «раскрыл такую близость речевых оборотов у обоих писателей, что стало возможным говорить о «Пире» Мефодия как о подражании Платону»[8]. Другой ученый Мартен отвел «Пиру» Платона и Мефодия место первой и последней точки на линии развития самого жанра античного пира[9]. По всей вероятности Мефодий имел классическое образование и был прекрасным ритором. Его слог изобилует аттическими образами, много заимствований из Гомера и классиков. Мефодий известен нам и как полемист. Он первый, кто обрушился на Оригена, хотя Оригена уже не было в живых. Так же Мефодий выступил в 15-ти книгах «Против Порфирия», знаменитого ученика Плотина.  Богословие Мефодия отражает явный отпечаток малоазийского направления, особенно Мелитона и Иринея, но у Мефодия видно и старание сблизить богословие Иринея с богословием Оригена, в тех местах, где Мефодий согласен с последним. В триадологии он следует Иринею. У Мефодия, меньше чем у Иринея, но все-таки виден некий намек на субординацию. Мефодий признает полное Божество и полное человечество во Христе. Соединение природ, Мефодий мыслит как συνενωσαςκαισυγκερασας(т.е. соединив и смешав природу Адама со Словом – Пир. III, 5). Но это не монофизитство, т.к. Мефодий учит, что Христос остается Богом и человеком, а его тело подобно нашему. Мефодий принимает и развивает главную мысль малоазийской школы: Христос – второй Адам, в котором обновлено наше человечество, соединившись со Словом. «Когда созданный из перси Адам был, так сказать, мягким и влажным и еще не успел окрепнуть, подобно обожженной глины, окрепнув в нетлении, то грех, подобно текучей и каплющей воде, разрушил его. Посему Бог, желая снова восстановить и образовать его из перси таким же сосудом в честь, сначала сделав его твердым и крепким в девственной утробе, соединив и смешав его со Словом, вывел его в жизнь несокрушимым и невредимым» (Пир. III, 5). Т.е. Слово восприняло природу Адама, чтобы ее спасти и укрепить. «Ибо надлежало, чтобы рожденный от Бога, первая и единородная отрасль, т.е. Премудрость, вочеловечилась, соединившись с первозданным, первым и первородным из людей человеком, чтобы таким образом Христос был человеком, исполненным чистого и совершенного Божества, и Богом, вместившимся в человеке» (Пир. III, 4). Экклесиология Мефодия, так же зависит от малоазийцев и Игнатия Богоносца, и восходит к экклесиологии ап. Павла. Церковь – собрание верующих в видимом аспекте, а в духовном – Невеста Христова. У Мефодия, вероятно сохранился отголосок древнейшего толкования шестоднева, восходящего к Папию: Адам – образ Христа, Ева – Св. Дух. На Кресте, повторяется история, происходящая в Раю. Из ребра Адама, находящегося во сне, который навел на него Бог, сотворена Ева, спутник человека Адама: плоть от плоти и кость от кости. Новый Адам – Христос, смертию засыпает на Кресте, из Его ребра – исходит новая Ева – Церковь, одеянная в благодать Св. Духа, Христова спутница и Невеста. В эсхатологии Мефодий следует малоазийскому хилиазму. В «Пире» (в 9 речи, которую произносит Тисиана) это учение довольно сильно развивается им. Там перед нами предстает очень интересный символический смысл еврейских праздников. Праздник Кущей – образ Воскресения. Исход – это образ Церкви, которая двигается в истории. Она идет за Скинией, т.е. Христом. Логика Мефодия такова: 7000 лет истории, из них 6000 лет следует жатва, а 7-я 1000 день покоя. Выйдя из Египта, т.е. из этой жизни, мы достигаем первого воскресения – праздника Кущей, там празднуем истинную субботу покоя со Христом. По окончании Субботы покоя – тысячелетия, наступит Страшный Суд.  Затем, следуем в Землю Обетованную – на небеса. Тысячелетие мы проводим в наших телах, каковы они у нас здесь, но, придя на небеса, тела переменятся в небесный образ, оттуда мы восходим в Дом Божий, превыше небес, а это уже день осьмой – 8-я тысяча лет.



[1] Леонтий, в сочинении «О сектах», 3:1, а Дамаскин, в 3 Слове об образах, 32 выписка из св. отцов. 

[2] Сократ Схоластик в Церковной истории, кн. 6, 13, а Максим в схолии к «Церковной иерархии» Дионисия, 7.

[3] Иероним, О знам. муж., 83.

[4] Ловягин, 1905. – С.6.

[5] Сагарда, 2004а. – С. 697.

[6] Ловягин, 1905. – С. 6 – 7.

[7] Сагарда, 2004а. – С. 697.

[8] Миллер, 1975. – С.180.

[9] Там же. – С. 180.


Метки:  

Без заголовка

Четверг, 18 Октября 2012 г. 12:15 + в цитатник
Это цитата сообщения Марриэтта [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мои кофейные деревья и кофейная чашечка. Фотоотчет)

Дорогие мои) Наконец нашла время и самое главное - провод от мобильного телефона, для загрузки фоток. Совсем недавно я просила всех о помощи, очень многие помогли мне своим советом, за что - огромное спасибо! Извините за качество фотографий, снимала на телефон.

Кто не в курсе, сообщаю) Деревья мне заказали для кафе-бара. За три дня нужно было сделать 15 штук. Я уложилась в 4 дня и скажу вам, чуть не сошла с ума. До сих пор снится, как я приклеиваю по одному зернышку)

Проблема у меня была в том, что не было никаких горшков, да и времени с финансами для их покупки и изготовления- тоже. Мне нужен был самый дешевый и быстрый вариант. Ну вот, смотрите. В качестве горшков я использовала пластиковые бутылки. Сначала хотела использовать одну, в качестве формы для гипсовой заливки. Да не тут-то было! На рынке купила "гипс".... Надурили меня или сами ошиблись, не знаю. Придя домой, начав заливать, поняла, что это совсем не гипс, а шпакля или что-то в этом роде. Не застывала, чтоб ее)))) Пришлось по быстрому оббегать всех соседей и поотбирать у них пластиковые бутылки. Непонятная смесь сохла около 4-х часов, при этом деревья падали на бок и так далее. Вобщем, вот, как это выглядело, смотрите ниже, под катом.

Забыла убрать сигареты, вы уж простите и колени в джинсах мужа) Получилась реклама, не хотела...

Фото0161 (525x700, 138Kb)

Фото0194 (525x700, 154Kb)

А эту чашечку сделала хозяину кафе-бара в подарок. И очень жалею об этом)))) Он заказал таких 30 штук)))) Начну на следующей неделе.

Фото0190 (525x700, 140Kb)

Фото0192 (525x700, 150Kb)

Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Четверг, 18 Октября 2012 г. 12:10 + в цитатник
Это цитата сообщения Liepa_Osinka [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Метки:  

Без заголовка

Среда, 17 Октября 2012 г. 14:36 + в цитатник
Это цитата сообщения Марриэтта [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Готовимся к Хеллоуину. Этикетки для винных бутылок и подсвечников

Уже совсем скоро праздник всякой нечисти - Хеллоуин и пора уже к нему подготавливаться потихоньку) Будем мы праздновать этот день или нет, в любом случае, почему бы лишний раз не создать в доме праздничное настроение, не посидеть в кругу семьи или друзей за романтическим ужином? А для того, чтобы ужин действительно был романтичным и символизировал празднику, нам нужно вино и свечи. И не простое вино с подсвечниками, а самые настоящие хеллоуинские атрибуты) Давайте распечатаем на принтере картинки и украсим ими винные бутылки с подсвечниками? На мой взгляд - идея просто супер) Подсвечники сделаем из высоких стаканов.

HalloweenBottleLabels21 (560x391, 196Kb)

DIY Vintage Halloween Candles 2 (640x485, 117Kb)

00139[1507x927x24BPP] (700x430, 234Kb)

00122[1391x817x24BPP] (700x411, 63Kb)

Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Среда, 17 Октября 2012 г. 14:18 + в цитатник
Это цитата сообщения lorine [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Шапка-ушанка, шарф, пелерина и нарукавники.

Шапка-ушанка, шарф, пелерина и нарукавники.
untitled- (428x450, 73Kb)
Самые продвинутые носят шапки, имитирующие мех.
Они вяжутся чрезвычайно быстро и великолепно оживляют любой зимний наряд.
+ читать дальше

Метки:  

Без заголовка

Вторник, 16 Октября 2012 г. 12:30 + в цитатник
Это цитата сообщения Глебова_Елена [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Вязание на руках. Оригинально, быстро и просто! Идеи, мастер-классы

Приветствую вас на страничках моего дневника!

Я была вчера на выставке "Формула Рукоделия", попозже выложу фото отчет:) и одна из мастериц, участвовавших в выставке, вязала прямо в зале на здоровенных толстенных спицах и на мой вопрос, где же берут такие, ответила, что ей их привезли из Америки:) Вязка шикарная - объемная, воздушная, но в Америку я пока не собираюсь, нужно бы найти каких-то умельцев, чтобы изготовили, но на примете тоже таковых не имеется:) И пока ищутся-изготавливаются спицы, хочу попробовать альтернативный вариант - вязание на руках: arm-knitting. Не на пальцах, а именно на руках:) Слышали о таком? Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в мир вязания на руках. Немного идей, фотографий и видео-мастер-классы. Приятного просмотра!

1 (700x402, 246Kb)

2 (700x513, 292Kb)

На фото - итальянский дизайнер Андреа Брена, вяжет, кстати, прямо на выставке International Designer Festival, которая проходила не так давно в Берлине:) Андреа использует трикотажную пряжу, которую покупает на итальянских трикотажных фабриках. Андреа вяжет ковры, накидки на кресла и стулья, пуфы, корзинки и т.д.

3 (700x548, 328Kb)

Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 13 Октября 2012 г. 18:17 + в цитатник
Это цитата сообщения alona777 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

«В каждом рисунке – листья». МК Ольги Поляковой.

 

   В каждом рисунке – листья.   

   Фитопечать. 2 Мастер-класса.  

Дизайнер: Ольга Полякова

Использованы фотографии: ООО "Бонниер Пабликейшенз"/Дмитрий Королько

4195696_jher (700x477, 567Kb)

Пора цветов и зеленых листьев уходит. Пытаясь сохранить память о теплых днях, можно составить гербарий. Правда, эта задача – для терпеливых, а что делать тем, кто не хочет ждать, пока растения высохнут? – Нарисовать его!

… Мастер-классы в картинках …

Метки:  

Без заголовка

Вторник, 09 Октября 2012 г. 12:07 + в цитатник
Это цитата сообщения NATALIY__GLADUN [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Растительный орнамент для росписи чего угодно....

растительный орнамент

 

Сегодня очень многие художники расписывают квартиры — это становится модным. Все хотят эксклюзивное, неповторимое, ни на чье не похожее жилище. Особенно популярны  растительные орнаменты — больше, чем геометрические узоры или абстракция. Душа тянется к живому ...

А еще иногда трудно придумать, какой сделать кайму платка, к примеру. Посмотрел на уже придуманные кем-то когда-то шаблончики — и вот  уже идея вполне себе оформилась в голове. Все это может стать хорошей «наводкой» в росписи обуви, косметички, сумочки, постельного белья и даже дубленки!

 

 

Море ШАБЛОНОВ...

Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 17:02 + в цитатник
Это цитата сообщения Amritasha [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Чай из имбиря и чеснока против простуды

чай из имбиря с чесноком от простуды

 

Настало время, когда нужно очень внимательно следить за своим здоровьем, чтобы не заболеть. Инфекция повсюду, поэтому, прежде всего, нужно укрепить свой иммунитет. Как это сделать? Да очень просто. Предлагаю вашему вниманию чай из имбиря и чеснока против простуды и для укрепления иммунитета. Делайте такой чай почаще, и никакая простуда не страшна вам и вашим детям.

Читать дальше

Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 16:57 + в цитатник
Это цитата сообщения alena41 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Настойка «Клюковка»

Вы когда-нибудь пили финскую клюквенную настойку?
Уверяю вас, она и с подмётки не годится той, которую вы сами можете сделать.

Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 06 Октября 2012 г. 09:35 + в цитатник
Это цитата сообщения НебоОблака [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Закрывалка целофановых мешков из пластиковой бутылки

3518263_bytilki (434x352, 204Kb)

Как по мне, то это просто супер идея!

Читать далее...

Без заголовка

Четверг, 04 Октября 2012 г. 12:03 + в цитатник
Это цитата сообщения ИНТЕРЕСНЫЙ_БЛОГ_ЛесякаРу [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Пышный "американский" бантик (мастер-класс)

 

3925073_1ec589263a (300x225, 88Kb)
 
Представляю Вашему вниманию мастер-класс по пышному или американскому бантику, который сейчас очень популярен!
 
Делать его несложно и даже интересно! Итак, приступим?

Спонсор поста:
 
Нужны витрины для бизнеса? Стеклянные витрины в воронеже здесь продаются по выгодным расценкам! Витрины на заказа в Воронеже: монтаж и доставка в сроки!
 
далее

Метки:  

Без заголовка

Вторник, 02 Октября 2012 г. 22:48 + в цитатник
Это цитата сообщения alona777 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Тагильская роза. Супер Уроки. Люба Олзон.

4195696_f (50x57, 2Kb)

 

 

 

     Тагильская роза.     

Предоставляю Вашему вниманию потрясающую Коллекцию Уроков от Любы Олзон!

4195696_767 (700x700, 174Kb)

Подробное описание в картинках каждого мазка.

6 Уроков + Видео + тренировочные карты для росписи.

… роспись / шаг за шагом …

Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 01 Октября 2012 г. 15:31 + в цитатник
Это цитата сообщения milade [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 01 Октября 2012 г. 15:30 + в цитатник
Это цитата сообщения страдостея [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Вяжем кельтские узлы.Видео мастер класс

4170780_ (504x351, 37Kb)Вязать узлы вообще не такое простое занятие. А кельтские так вообще кажутся невозможными. На самом деле все в хорошем мастер-классе. если вы его нашли - сможете все. А если по фото,то и простое не всегда разберешь.

Вот поэтому и люблю видео-мастер-классы,всегда можно посмотреть и увидеть как на реальном мастер-классе у мастера. 

вопрос, конечно не задашь, но зачастую так подробно снято,что и разъяснений не нужно. Ну что убедила?

Тогда скорее включайте и учитесь

Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 30 Сентября 2012 г. 18:44 + в цитатник
Это цитата сообщения irozochka [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Еще эскизы для витража и не только...

Еще эскизы для витража и не только...

  

Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 29 Сентября 2012 г. 14:28 + в цитатник
Это цитата сообщения alona777 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мега пост! Техника "one stroke". 24 Видео - Урока.

 

    Тагильская роспись. Техника "one stroke". 24 Видео - Урока.    

 

Потрясающие Видео - Уроки от Любы Олзон!

Этот материал я нашла на страничках  Ольги Кораблевой!

Тренируем руку для совершенного мазка.

Чтобы посмотреть выбранный вами урок, нажмите на картинку.

4195696_1hghg (200x174, 23Kb)

4195696_2hghg (200x174, 23Kb)

4195696_3hghg (200x174, 24Kb)

4195696_4hghg (200x174, 24Kb)

4195696_5hghg (200x174, 25Kb)

4195696_6hghg (200x174, 22Kb)

...продолжение…

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 29 Сентября 2012 г. 14:23 + в цитатник
Это цитата сообщения sovaj [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Пошаговы подробный МК в картинках. Розы.

Как и обещала выкладываю МК мастера ногтевика Татьяны  Королевой.

Огромное спасибо ей за бесценный матерьял и труд...

Начинаем рисовать с верхнего лепестка, движение руки волнообразное.

Я уже имею не большой опыт в китайке поэтому вывожу сразу из одного лепестка несколько ярусов.

Но вы можете вначале рисовать первый ярус, затем отдельно второй и третий... 
 

1.
dsc05079[1] (520x411, 50Kb)

Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Пятница, 28 Сентября 2012 г. 14:21 + в цитатник
Это цитата сообщения Иримед [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Метки:  

Поиск сообщений в ОЛЬГА_-ДОДОЛА
Страницы: 32 ... 17 16 [15] 14 13 ..
.. 1 Календарь