-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Царица_Македонская

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 28


Анализ сказки Г-Х Андерсена по системе В. Проппа

Понедельник, 07 Февраля 2011 г. 13:42 + в цитатник
 (450x625, 99Kb)
"Снежная Королева"

Если анализировать сказку Г-Х Андерсена «Снежная Королева» по методике В. Проппа, то вот что можно увидеть в авторском «подстрочнике»: Кая увозит из дома явное олицетворение самой Смерти – Снежная Королева. Целуя мальчика, она передает ему ощущение смерти, через которое инициированный обязательно должен пройти; волчий вой, раздающийся во время их путешествия, так же может служить показателем прохождения пути Смерти, так как волки – лучшие проводники в потусторонний мир.
Что же Герда? Героиня задабривает реку (а вода, тем более текущая – связующее звено между миром живых и мертвых) своими красными, в цвет крови, башмачками, чтоб та сказала ей, не забрала ли она Кая в мир иной. Затем Герде попадается на пути домик старушки-цветочницы, умеющей колдовать, которая отдаленно напоминает мне добрую ипостась Бабы-Яги из русских сказок. Но в этом случае старушка не пытается съесть девочку, а решает просто оставить себе, для чего расчесывает ее волосы волшебным усыпляющим гребнем. Сон здесь тоже можно рассматривать как один из видов смерти.
С этого момента, с каждым новым этапом своего продвижения к цели, девочка приобретает друзей и союзников – розы из сада цветочницы говорят ей, что не видели Кая под землей, когда волшебница заточила их туда; ворон с вороной знакомят ее с Принцессой и Принцем, которые дарят героине карету и теплую одежду для продолжения путешествия. Попадая к маленькой разбойнице, Герда пересекает еще одну архаичную границу между царством живых и мертвых – темный лес. Голуби маленькой разбойницы рассказывают Герде, что видели, как Снежная Королева увозила мальчика в свое королевство в Лапландии, и разбойница позволяет девочке продолжить путь верхом на своем северном олене. Лапландка и финка выступают в сказке как шаманки, призывающие добрые силы для главной битвы Герды со Снежной Королевой ради спасения Кая.
В этой сказке Герда приобретает очень много новых друзей и воспитывает в себе такие человеческие качества как вера, выносливость, сила воли, любовь и доброта к окружающим. Мне кажется, что весь путь Герды к Каю и есть ее инициация, именно в этом ее главное достижение.
На мой взгляд, отличие народной сказки от литературной главным образом в том, что народная сказка чаще всего передавалась из уст в уста, приукрашивалась, благодаря рассказчикам, и никогда не несла в себе религиозного уклона. А в нашей сказке мальчик читал «Отче наш», пытаясь отвязать салазки от саней Снежной Королевы, то же самое делала и главная героиня, входя в ледяные чертоги. Хоть литературная сказка и является обработанным в индивидуальной манере, либо лично созданным авторским мифом, все же, по множеству признаков хронотоп этой сказки архаичен. Как главный признак архаичности можно выделить то, что когда герои уходят – наступает зима и становятся холодно; а когда Герда и Кай возвращаются – наступает теплое лето, распускаются цветы, зеленеет трава…
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку