-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ћагуточка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.11.2010
«аписей: 2487
 омментариев: 1185
Ќаписано: 3994

»стори€  ќ–—≈“ј

¬оскресенье, 03 јпрел€ 2011 г. 12:43 + в цитатник






 орсет
– необходимый предмет женского туалета, который имеет свою богатую и интересную многовековую историю. ѕо€вление первых корсетов относитс€ к античным временам. ѕервый корсет представл€л собой узкую кожаную пов€зку, носившую у греков название “le sester”, “cestus” или “apodesme”, котора€ предназначалась дл€ поддержани€ бюста. Ќосили их в разных вариантах: на груди или под грудью. ” римл€н пов€зки изготовл€лись из ткани и носили названи€: mamillare, fascia и la zona. ѕов€зки, которыми обвивали вначале верхнюю, а затем и нижнюю часть тела, просуществовали почти до ’II века.
 


¬ период √отики

¬ период √отики (до первой половины ’I в.) на смену свободной драпированной греко-римской одежде по€вилась модна€, обт€гивающа€ тело человека, одежда. ѕокрой ее усложнилс€, по€вилась выточка и застежка. ќдежда впервые должна была исправл€ть естественные недостаки фигуры, а не прикрывать их. ƒостигалось это благодар€ использованию железных и дерев€нных брусков, вставленных в ватную подкладку одежды. Ѕруски располагались между грудными железами и т€нулись сверху до нижней части живота.  орсет мог шнуроватьс€ спереди, сбоку и сзади. „асто при расслаблении шнуровки бруски могли выпасть. —тоимость такого корсета была очень высокой, и поэтому “украсить” им свой гардероб могли только женщины из высшего общества. ¬ период √отики корсет носили не столько женщины, сколько мужчины. ” мужчин широкое распространение приобретают штаны и курточка (так называемый колет), выполн€ющие роль мужского корсета. √ладкий и жесткий, он имитировал твердость панцир€ и находилс€ в близкой св€зи с военным костюмом, предназначенным дл€ защиты пеших воинов. ƒолгое врем€ корсет считалс€ частью мужской одежды. ќн изготовл€лс€ из кожи или металла и закрывал все туловище, начина€ от шеи и конча€ верхней половиной бедра. “акой панцирь носили воины, принадлежащие к кавалерии.

¬ эпоху ¬озрождени€

¬ эпоху ¬озрождени€ (со второй половины ’V века до ’VI века) мужской корсет не выходил из употреблени€. ѕозднее такие корсеты-панцири изготовл€ли из ажурного железа, затем по€вились более гибкие корсеты с применением в конструкции китового уса. јрматура из китового уса покрывалась тканью. Ќа прот€жении многих веков корсеты носили как мужчины, так и женщины. ∆енские готические корсеты сменили корсеты из кожи, отделенные от плать€, в которых дл€ устойчивости и твердости примен€лись металлические и дерев€нные брусь€. “акие корсеты первыми надели испанские женщины. ¬ боковых част€х этого корсета вставл€лись шарниры, а по всему корпусу корсета делали круглые отверсти€ дл€ доступа воздуха к телу.  огда корсет ст€гивали, то кра€ дырочек врезались в тело, принос€ ужасные мучени€. ¬ наше врем€ ученые гигиенисты назвали испанский корсет орудием пытки. » это вполне справедливо. »спанские светские дамы дл€ достижени€ желаемой формы ст€гивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызыва€ многие заболевани€ внутренних органов. ”зкий корсет сдавливал печень, смещал желудок, сжимал почки и живот, нарушал правильное кровообращение, и, следовательно, приносил вред всему организму в целом. Ќередко женщины умирали в расцвете сил от посто€нного ношени€ мучительного корсета.   корсету прикрепл€лась вертлога – конструкци€ из металлических прутьев. ѕруть€ расходились на метр с каждой стороны, и на таком рассто€нии размещалась юбка. ∆енска€ одежда деформировала тело, фигура была плоской. ћеталлический корсет занимал прочное место в гардеробах модниц до конца ’VII века. ќднако, несмотр€ на все зло, которое он причин€л, корсет столети€ми не выходил из употреблени€.

   ¬ ’VIII веке

¬ ’VIII веке в св€зи с изменением стил€ моды “барокко”, корсет перестал быть орудием пытки. ‘ранцузские дамы страдали меньше от корсета при новом стиле –ококо (перва€ половина и середина ’VIII века), чем испанские женщины в эпоху барокко.  орсет стал изготавливатьс€ из ткани с применением более гибкого китового уса. ∆есткость самого корсета ограничивалась только жесткостью материала, из которого был сделан корсет. ќн шнуровалс€ или спереди, или сзади. Ќазначение корсета сводилось к созданию узкой талии.  огда он шнуровалс€ спереди, то шнуровка использовалась как декоративное украшение к платью. »ногда использовалс€ кусок вышитого материала, чтобы скрыть шнуровку, иногда ее показывали открыто. ‘ранцузска€ буржуазна€ революци€ (1789 г.) внесла много нового в одежду, в которой стали преобладать черты простоты и рациональности. Ќа изменение моды в конце ’VIII века повли€ло также увлечение античностью, что привело к упрощению покро€ и отказу от широких юбок с кринолинами. »деалом нового стил€ (јмпир) были греко-римские образцы. Ќо даже при таком стиле женщины не могли полностью отказатьс€ от корсета. Ёффект корсета достигалс€ покроем плать€, в котором лини€ талии располагалась так высоко, что она €вл€лась естественной поддержкой дл€ груди. Ќо это продолжалось недолго. ¬озврат к корсету произошел по древнему образцу в виде по€ска, но с бретел€ми (1798 г.), которые стали носить ниже груди. Ёти по€са можно считать, по-видимому, прототипами современных бюстгальтеров. ѕрименение китового уса в по€сах позволило отказатьс€ от бретелей. ¬ 1810 году снова по€вились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища. Ќо платье в это врем€ носили свободной формы с высокоподн€той линией талии. “ака€ форма плать€ не нуждалась в создании силуэта с применением корсета. Ёто, пожалуй, первый в истории женской одежды период, когда услови€ дл€ применени€ корсета отсутствовали. ѕоэтому лини€ талии в платье стала заметно опускатьс€ и к 1825 году она зан€ла свое естественное положение. ¬ св€зи с этим оп€ть по€вились корсеты, дающие возможность женщинам создавать “осиные талии”. Ќародна€ одежда во всех странах и при любых стил€х была предельно простой. ∆енщины из низших слоев общества не могли выполн€ть повседневную работу, наход€сь в корсете. ќднако пренебрежение корсетом считалось плохим тоном. ∆естокий предрассудок повиновению моде заставл€л их надевать корсет хот€ бы при выходе на улицу.

ћода в ’I’ веке

ћода в ’I’ веке мен€лась очень быстро. ¬ каждой модельный сезон по€вл€лс€ новый мотив, формировавший силуэт. ћода предлагала носить женщинам гладкий лиф, сформированный корсетом, и юбку с обручем-кринолином.“ак, в 60-х годах ’I’ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров. ј уже в 1869 году основным силуэтным мотивом в женской одежде был треугольник, который воспроизводилс€ при помощи юбки-каркаса, прикрепленной к корсету. ¬ 70-х годах кринолин любой формы стал считатьс€ неудобным и его заменили тюрнюром. “юрнюр в женской одежде просуществовал недолго (до 1890 г.) ѕериод с 90-х годов и начало ’’ века был последним в истории женской одежде периодом, когда женщины имели “осиные талии”.  орсет зат€гивалс€ так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S. ¬ течение всего ’I’ века, несмотр€ на то, что женска€ одежда была на каркасе (кринолин, тюрнюр), велась непрерывна€ война против ношени€ корсетов. –азвитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной де€тельности привод€т к тому, что все чаще и чаще раздаютс€ голоса против корсета, вредного дл€ здоровь€. ѕервой выступила против общеприн€того костюма 30-х годов ’I’ века французска€ писательница ∆орж —анд. Ќо только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского плать€ прин€ла более широкие масштабы. Ќа съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных.   сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки. ¬ это врем€ в јнглии возникает общество под названием “Ёстетическое движение”, которое объедин€ло р€д де€телей английской культуры. »х основные положени€ в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он ст€гивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело дл€ свободы. ќднако нельз€ было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа.  роме того, корсет подчеркивает талию, поддерживает спину и грудь, несколько сжима€ бедра и живот, без чего и то и другое быстро утратило бы свою форму, и, наконец, он дает возможность верхней одежде принимать силуэт в духе времени. „ем заменить такой полезный предмет женского туалета? ¬еро€тно только поэтому, несмотр€ на все зло, которое он причин€ет, корсет все-таки не выходит из моды.

   ¬ начале ’’ века

¬ начале ’’ века покрой женской одежды резко упрощаетс€, силуэт приобретает трубовидную форму, тали€ удлин€етс€.  орсет продолжают носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер и, вместе с тем, сохран€лс€ красивый изгиб спины. —ловом, получились более естественные линии тела, общий вид которого стал м€гче, удлиненнее и гармоничнее, чем при ст€нутой талии. “ак к 20-м годам ’’ века был создан пр€мой корсет, который с течением времени получил широкое распространение. ћодный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы. ѕр€мой корсет деформировал грудь, поддерживал живот, слегка его поднимал и оставл€л свободу и гибкость талии. “акой корсет меньше вли€л на ухудшение здоровь€. ¬последствии пр€мые корсеты разделились на две части: верхнюю и нижнюю. ¬ерхнюю часть стали именовать “лифчиком”, “бюстгальтером”, нижнюю – по€сами. «атем по€вились бюстодержатели, которые делались на бретел€х, слегка воспроизводившие форму груди. “акие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем пр€мой корсет и носились в комплекте с по€сами. —тремление к естественной форме было св€зано с изменением женского силуэта, грудь приподнимаетс€ и подчеркиваетс€. », наконец, к 30-40 годам XX века проста€ форма плать€ позволила носить корсеты, бюстгальтеры и по€са, соответствующие естественной анатомии человека. “ак родились современные корсетные издели€, разнообразные по конструкции и форме.

  –азвитие конструкции застежки

јнтичные нагрудные и набедренные пов€зки закалывались или зав€зывались узлом. √отические корсеты шнуровались по бокам вместе с платьем. Ќа всем прот€жении существовани€ корсета основной застежкой дл€ него была шнуровка.  орсет зашнуровывалс€ то спереди, то сзади. Ёлемент шнуровки иногда €вл€лс€ украшением дл€ плать€. ’I’ век ознаменовалс€ нововведением в застежке корсета. ¬ 1828 году было изобретено металлическое ушко, которое предварительно вырезалось из металла и прикрепл€лось к изделию петельными стежками. ѕозднее, в 1835 году, изобрели застежку из блоков. ¬се эти новшества давали возможность зашнуровывать корсеты более плотно. ¬ 90-е годы вместо шнуровки по€вилась застежка в виде двух полос стали, одна из которых снабжалась маленькими набалдашниками, а друга€ – петл€ми специальной формы. Ёто изобретение позвол€ло быстро застегивать и расстегивать корсет. ¬ качестве застежки современных корсетных изделий примен€ютс€ пластмассовые, металлические пр€жки, специальные крючки и петли с фиксаторами, при помощи которых они удерживаютс€ в специальной тесьме. Ўирокое распространение получили также застежки из микрофибры.


   –азвитие конструкции чулкодержателей

 орсеты на прот€жении многих веков были без чулкодержателей. „улки держались на ноге благодар€ круглым подв€зкам, которые делались из шелковых лент, часто вышивались и богато отделывались.  руглые подв€зки носили как женщины, так и мужчины. руглые подв€зки перекрещивались над и под коленом или непосредственно на колене. Ћента зав€зывалась узлом или бантом.  руглые подв€зки в свое врем€ послужили пикантным сюжетом дл€ картин, предметом двусмысленных шуток и исторического казуса (“ќрден ѕодв€зки”, основанный английским королем Ёдуардом III в середине ’IV века). —овременные врачи, без вс€кого уважени€ к знаменитому прошлому круглой подв€зки, относ€тс€ к ней отрицательно, так как она нарушает кровообращение и уродует ногу выше колена.  ругла€ подв€зка постепенно видоизменилась в зав€зку, при помощи которой прив€зывались чулки к по€су на талии. ѕозднее по€вились круглые подв€зки с петлей на конце, позвол€ющие подгон€ть ее по размерам ноги. — 1908 года подв€зки стали изготавливатьс€ из резины. »х пришивали непосредственно к низу корсета, а заканчивались они пр€жкой дл€ держани€ чулка.—овременные чулкодержатели не имеют принципиальных конструктивных отличий от своих исторических предшественников.

∆енский корсет из хлопка,1880 год.

ќтсюда

Ётот корсет замечательно сохранилс€. ѕри ближайшем рассмотрении новым владельцем-коллекционером, купившим корсет в 2009 году, на внутренней его части была обнаружена надпись с просьбой, в случае нахождени€ этой вещи возвратить еЄ владельцу: "PLEASE RETURN TO J. ARCHBOLD LTD., 15 FENKLE ST., ALNWICK, NORTHld". Ќадпись была сделана в 1880 году.



¬нутри также есть клеймо фирмы-изготовител€:


Ќового владельца корсета настолько заинтересовала просьба возвратить корсет, что он "порылс€" в библиотеках и нашЄл информацию о семье J. Archbold. ¬ы€снилось, что в 1881 году семь€ Archbold, живша€ на Fenkle st., состо€ла из холост€ка ƒжозефа јрчболда, его 45-летней незамужней сестры ƒжейн, 26-летней незамужней плем€нницы ƒжозефин, 24-летней незамужней плем€нницы Ённ и брата √енри. ∆енщины были зарегистрированы как модистки, а их брать€ как портные. ”далось найти вырезку из газеты тех лет с рекламой магазинчика Joseph Archbold.



—амое интересное в этой истории то, что новому владельцу корсета удалось найти сегодн€шних потомков семьи Archbold и они, услышав о корсете, выкупили его. ¬ общем, более чем через 100 лет женский корсет вернулс€ к потомкам прежних хоз€ев.
ќбсто€тельства потери корсета в далЄкие 1880-е годы установить, естественно, не удалось. ј вот причина, заставивша€ загод€ сделать надпись о возврате корсета, скорее всего, заключена в значительной их дороговизне. ѕоэтому очень часто владелицы крепили метки с своими именами внутри корсетов.

∆енский корсет из хлопка с "подушечками" дл€ груди, 1865 год.
ѕодобные "подушечки" впервые начали использовать именно в 1860-х годах дл€ увеличени€ объЄма груди.




∆енский корсет из хлопка с машинной вышивкой, 1887 год.
‘орма и отдельные элементы этого корсета запатентованы, о чЄм свидетельствуют соответствующие печати внутри корсета. «апатентованы также застЄжки корсета. ѕо патентным печат€м видно как постепенно - год за годом - совершенствовались отдельные элементы этой формы корсета.


∆енский корсет из хлопка, украшенный вышивкой с шЄлковыми шнурками, 1880-1890 года.
ѕри изготовлении этого корсета использовалс€ насто€щий китовый ус. »спользование китового уса в конце XIX века стало совершенной редкостью из-за дороговизны и значительного уменьшени€ китового промысла. ¬ те годы вместо китового уса в женских корсетах дл€ придани€ им жЄсткости уже использовали металл.
ѕоэтому данный корсет со вставками из насто€щего китового уса стоил очень дорого и на подобных корсетах всегда была отметка: "Baleine Garantie" (по-французски Baleine - кит) или "Whalebone" (по-английски - китовый ус).


∆енский корсет из атласного хлопка с вышивкой, 1890 год.


∆енский корсет из жаккардовой ткани, украшенный кружевом, 1895 год.
—охранилось им€ владелицы корсета - Martha Kingman (еЄ им€ написано на пришитой внутри бирке). “акой корсет мог надеватьс€ под свадебное платье.


∆енский корсет из хлопка и английской сетки, 1899 год.
“акие облегчЄнные корсеты носили летом. ќригинальна€ шнуровка корсета не сохранилась.
Ќе стоит забывать, что шнуровали корсеты, прикладыва€ максимум усилий. ѕри этом дама в корсете держалась, например, за спинку кровати, а горничной приходилось т€нуть шнурок корсета изо всех сил и при этом ещЄ периодически дЄргать шнурок дл€ фиксации нужного положени€ корсета.

 

 

ќтсюда

 

≈ще одна тема в нашем журнале ≈го величество  ќ–—≈“

–убрики:  интересно!
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку