-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нешши

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.10.2010
Записей: 2448
Комментариев: 1
Написано: 3274


Без заголовка

Воскресенье, 27 Марта 2011 г. 20:51 + в цитатник
Это цитата сообщения Queen_de_la_reanimaR [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

РАК

 

 

 

Рубрики:  информационная мозаика

Без заголовка

Воскресенье, 27 Марта 2011 г. 20:50 + в цитатник
Это цитата сообщения Queen_de_la_reanimaR [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ОВЕН

[url=http://reanimar.ru/post155279709/][/url]
 
Рубрики:  информационная мозаика

Без заголовка

Воскресенье, 27 Марта 2011 г. 20:49 + в цитатник
Это цитата сообщения Queen_de_la_reanimaR [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

БЛИЗНЕЦЫ

[url=http://reanimar.ru/post155279709/][/url]

 

 
Рубрики:  информационная мозаика

Без заголовка

Воскресенье, 27 Марта 2011 г. 19:27 + в цитатник
Это цитата сообщения Stephanya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Славянская мифология. Колдун.







Колдуны - непременные герои почти всех славянских сказаний. Именно в них воплощен посредник между злой потусторонней силой и простым человеком, хотя иногда они выступают в роли советчиков и помощников - в зависимости от отношения к герою, да и собственной цели.
В старину при каждом войске был свой волхв - колдун, который и вопрошал богов об итоге грядущего сражения, и пытался умилосердить их, и наводил порчу на противника, а порою ему случалось принимать участие в битвах наравне с прочим воинством.


В. Корольков

Судя по всему, именно таким колдуном был легендарный Баян (Баян). Постепенно, с развитием жизни оседлой, земледельческой, а особенно с приходом христианства, деятельность колдунов всецело переместилась в мир деревенский.
Суеверный страх перед колдунами основан на общенародном убеждении, что все они состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы. Что ни придумают чародеи - все чертям нипочем, одна забава: пошлют иные колдуны на елке хвою считать, каждую иголку перебрать, чтобы бесы искололи себе лапы, изошли кровью от уколов, а они сказывают верным счетом да еще самодовольно ухмыляются.
>>>>>>


Рубрики:  русичи

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 21:06 + в цитатник
Это цитата сообщения Сапфировая_кошка [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Подводка для глаз: рисуем “стрелки” правильно

Один из этапов макияжа глаз – подводка для глаз, наведение стрелок.

А какая бывает подводка?
Как подобрать «свою» подводку?
Как с помощью неё изменить форму и пропорции глаз?
Сейчас и посмотрим.

Виды подводки для глаз
Основные два вида подводок – контурный карандаш и жидкая подводка. Основные – потому что появились раньше и полюбились женщинам, особенно карандаш – в силу простоты.



Также подводки могут быть гелевыми, кремообразными (фасуются в баночки, как для крема для век, и наносятся кистью) или в виде фломастера (принцип действия – такой же, капиллярный). Немаловажно, что в качестве подводки можно использовать даже тени.

Все виды подводки, конечно, не перечислить – производители косметики постоянно стараются придумать что-то новое и необычное, хотя мало что становится действительно удобным.

Итак, карандаш. Косметические карандаши представлены в широчайшем ассортименте: помимо всех цветов радуги (и не только), существуют карандаши матовые и перламутровые, а также – карандаши разной твёрдости

Далее примеры и фото
Рубрики:  женские штучки

Цитата сообщения Аццкий_Аноним

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 21:01 + в цитатник
Просмотреть видео
3593 просмотров
Кошачья видеонарезка

Коты и всё такое.
Рубрики:  забавы

Комментарии (0)

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:50 + в цитатник
Это цитата сообщения Edem-Sandra [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Без заголовка

Карткое фото-пособие по строительству дома.
 (256x192, 8Kb)

смотреть далее
Рубрики:  замки. страны.


Понравилось: 1 пользователю

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:50 + в цитатник
Это цитата сообщения Edem-Sandra [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Костюмы

..
 (365x310, 19Kb)


 (240x263, 15Kb)


 (472x699, 87Kb)


 (383x577, 48Kb)


 (363x569, 27Kb)


 (411x667, 32Kb)


 (386x680, 33Kb)


 (581x595, 72Kb)

 (116x209, 33Kb)


 (309x455, 38Kb)


 (187x396, 21Kb)


 (288x495, 28Kb)


 (457x315, 41Kb)


 (360x316, 28Kb)


 (315x413, 38Kb)


 (337x473, 27Kb)
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:49 + в цитатник
Это цитата сообщения морда_зверя [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Арфа, книга и меч древних кельтов

В колонках играет - Inkubus Sukkubus_Beltaine

Кельты – великий народ, заселявший некогда земли к северу от Альп, народ удивительный и странный, повергший некогда в изумление ученых Рима и Греции своими странными обрядами, неуютными домами, яркими одеждами, диковинными украшениями и верой в необычных богов и сказочных существ.
Кельтская традиция бесспорно заслуживает особого внимания, хотя бы потому, что оставила свой неизгладимый след в традициях и обычаях стран почти всей Европы, бывшей некогда кельтской землей. Французский ученый и писатель XIX века Эдуард Шюре писал: «Если бы меня попросили охарактеризовать в общем (...) существо французского народа, я сказал бы, что дух франков стал костью и плотью этого существа, дух римлян стал разумом нации. Кельтский же дух – это кровь, бегущая по жилам, глубинная душа, астральное тело и подсознание, на которое опирается разум». То же самое можно было бы сказать и о значении кельтов для других стран Европы.
Итак, кто же были эти самые загадочные кельты, чья культура и мудрость, передававшаяся лишь в устной форме, была навсегда утеряна со смертью последнего мудреца-друида? Вряд ли кому-то удастся точно и полно ответить на этот вопрос, сейчас у нас есть лишь работы римских и греческих ученых тех далеких времен, археологические данные, немногочисленные кельтские эпосы и множество сказок и легенд, пропитанных живой тайной древних кельтов.
Одно из важных мест в работах римских ученых занимает описание внешнего вида и одежды кельтов. Мужчины очень заботились о своей фигуре. Растолстеть считалось позорным. Так, юноша, превышающий норму в охвате пояса, мог даже подвергнуться наказанию. Воины носили сложные прически. У некоторых даже существовала традиция смачивать волосы известняковым раствором: так Кухулин, герой древней кельтской саги, описан, как человек с волосами настолько жесткими, что на них можно было накалывать яблоки. Кельтские мужчины предпочитали носить штаны – вещь чуждую для античной культуры. Поверх одежды они надевали плащ, длина и размер которого указывали на социальный статус владельца. В основном такие плащи были цветными: малиновыми, пурпурными, зелеными, но сохранились упоминания о пятнистых и полосатых плащах. Одежда кельтских женщин не была столь оригинальной, зато можно было только удивляться их высокому росту, статности и силе равной силе мужчины. Судя по всему, кельты, в отличии от множества других народов того времени, обращали внимание на личную гигиену. В ранних сагах есть множество упоминаний того, как люди моются или ходят в баню. Кельты пользовались водой и мылом, а также применяли растительное масло и ароматные травы, для того, чтобы умащать свое тело.
Главным развлечением кельтов в мирное время была охота. Величайшей охотничьей добычей считался дикий кабан, животное, чтимое, как божество, и, не смотря на это, являющееся любимым блюдом. Много времени кельты посвящали играм. Знатные люди часто играли в фидхелл («деревянная мудрость») и брандуб («Черный ворон»). Судя по всему, в этих играх было два набора фишек, которые втыкали в доску на определенных позициях. Возможно, в какой-то из этих игр также использовались игральные кости. Чаще играли для развлечения, но порой ставки были очень высоки и имели жизненно важное значение. Каждое торжественное событие, будь то праздник, или возвращение воинов из битвы, отмечалось торжественным пиром. Кельты делали отменное пиво и вино, а их излюбленным кушаньем была свинина, жаренная на костре, или сваренная в огромных котлах. По традиции, мужу доставалась нога, жене — бедрышко, слуге — голова и т.д. Кельты очень любили музыку, как инструментальную, так и вокальную. Им были известны такие музыкальные инструменты, как арфа, тимпан, свирель. Сочинителями музыки и ее исполнителями были барды. Известно, что эти люди, обладавшие талантом к музыке и поэзии, считались чуть ли не колдунами. Им приписывались многие волшебные способности, чаще всего умение останавливать время и заставлять слушателей забыть обо всем на свете. Особенный статус бардов сохранялся на кельтских землях еще долгое время. Есть сведения о том, что уже после установления христианства, находящиеся под покровительством вождей, барды жили в лесах, верные своим обрядам, богам и древним посвящениям, чтимые и уважаемые. Сказания о бардах занимают особенное место среди кельтских легенд.
Говоря о древних кельтах и их традициях, нельзя не упомянуть о войне, так как война для любого кельта была чем-то совершенно обычным и даже желанным, войне были посвящены все песни и саги. Битва для юноши-кельта была единственным путем к славе, поэтому причина сражения и его смысл не сильно беспокоили язычников. Будь то большая драка, серьезная битва или поединок один на один – причина могла быть любой, вплоть до малейшей насмешки. Дуэли случались в кельтских племенах почти каждый день. Внешность и поведение кельтов во время больших битв произвело огромное впечатление на римлян и греков. Они были храбры до безрассудства, бесстрашны и дики. Особенно удивили и напугали римлян два кельтских обычая. Первый из них принадлежал гезатам, племенам наемников, не имеющих обязательств перед своей общиной. Чтобы показать свое доверие магической защите и призвать на помощь богов, гезаты выходили на битву совершенно обнаженными, оставляя на теле лишь украшения. Вторым удивительным обычаем была ужасная привычка кельтов забирать с собой отрубленные головы своих врагов. Но вопреки расхожим представлениям, это делалось не ради славы или вознаграждения. У кельтов был культ отрубленных голов, их приносили в жертву богам, черепа украшали важнейшие храмы. Также считалось, что голова, принесенная в дом, дает право распоряжаться душой ее хозяина, нанять его на службу. Кстати, именно это жутковатое поверье в будущем переросло в сказку о добром домовенке.
Кельты отмечали четыре больших праздника по началу нового сезона каждого года. Важнейшим из них, означавшим приход нового года, был Самайн, этот праздник был для кельтов настолько важным, что новая христианская традиция не смогла искоренить его. Он празднуется и поныне в сильно упрощенном виде и зовется Хэллоуин. Самайн, Кельтский Новый Год, праздновался с 31 октября по 2 ноября. Именно в эти дни, как гласят предания, те люди, чьи земные жизни оборвались в минувшем году, возвращались в мир живых, посещали свои дома, искали тело для своей новой жизни. Наступление нового года стирало грань миров, скрытое становилось явным. Феи и ведьмы, эльфы и гномы, злые и добрые, коварные, хитрые — все, в кого верили язычники – кельты, выходили из своих укрытий, чтобы отпраздновать Самайн. Не смотря на свою суеверность, кельты с размахом праздновали наступление нового года, они надевали рваную одежду, вымазывали сажей лицо, чтобы у волшебных существ не возникло желание взять их к себе в плен, и, чтобы те, если вдруг прогневаются, не узнали их, когда они переоденутся и смоют краску. Потом люди разжигали огромные костры на холмах, чтобы отпугнуть нечисть и плясали вокруг них до самого утра, празднуя наступление нового года. Считалось также, что в Самайн стиралась грань времен, все сны в эти дни считались вещими, а гадания правдивыми.
Вторым по важности праздником был Белтайн, отмечавшийся 1 мая, и знаменовавший начало теплого сезона. В этот день в честь бога огня Бела тушились все костры и очаги в домах и тут же вновь зажигались от нового огня принесенного друидами. Одним из атрибутов этого праздника были огромные костры.
Значительно меньше известно исследователям об Имболке (1 февраля) и Лугнасаде (1 августа). После прихода христианства Имболк совпал с днем св. Бригитты, языческой предшественницей которой была богиня плодородия.
Кельты страстно и радостно верили в жизнь после смерти, в иной мир. Важно отметить, что нигде загробный мир не упоминается как награда за безгрешную жизнь, возможно понятия добра и зла вообще отсутствовали в традициях кельтов. Не было и такого понятия, как ад. Единственный загробный мир представлялся кельтом не мрачным подземельем, вроде греческого Тартара, а местом вечного лета, где цветут цветы и не прекращаясь звучит музыка, где живут эльфы и драконы, где нет времени и нет забот.
Удивительным кажется то, что представляя иную, бесконечную жизнь, кельты верили и в переселение душ, об этом повествуют и некоторые римские авторы, и раскопки, доказавшие, что людей хоронили вместе с множеством необходимых вещей, которые могли бы пригодиться хозяину в новой жизни. О том, как сочетались эти две столь не похожие традиции, история умалчивает.
Легенда гласит, что последний кельтский бард Талиесин, уходя из жизни, оставил людям свою волшебную арфу. Согласно древнему кельтскому обычаю, существуют три вещи, которые не может удержать человек – это Книга, Арфа и Меч. В системе символов бардов, Книга означает предание, простонародное и священное, тайны и цельное знание. Меч — деятельная воля, мужество и отвага, претворяющая в жизнь истины книги. Арфа — живое слово души, способное разъяснить тайны книги, это музыка, поэзия, божественное искусство. А вместе они несут славу и процветание своему народу. Вот еще одна искренняя и простая мудрость кельтов. Их Книгой были мудрые друиды, их Мечом – бесстрашные воины, их Арфой — легендарные барды, донесшие отголоски своей культуры до наших времен. Но, как было сказано выше, человек не может удержать эти три простые вещи, цивилизация кельтов навсегда исчезла с лица земли, оставив нам множество воспоминаний, преданий и сказок, множество красивых образов и подвигов достойных подражания.

(использовано http://www.planedo.ru/kultura/kelti)
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:49 + в цитатник
Это цитата сообщения морда_зверя [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Загадки Кельтского Креста

В колонках играет - Thanateros_Celtic Rising

Кельтский крест — широко известный артефакт кельтской культуры. Сохранилось несколько примеров таких крестов, находящихся в Британии и Ирландии, в частности — на островах Айона и Айлей в Шотландии, в Килмалкедаре в Ирландии и Лланнтвит Мэджор в Уэльсе. По мнению ученых, возраст некоторых из этих отдельно стоящих крестов превышает двенадцать веков. Наиболее ранние кельтские кресты были плоские и лишенные каких бы то ни было украшений, но более поздние украшены богатой резьбой. Для этой резьбы характерен переплетающийся орнамент, типичный для кельтской культуры, изображения переплетающихся спиралей и рельефных элементов, причем последние, по видимому, выступали в роли символов Солнца — одного из главных объектов поклонения у древних кельтов. В числе других символических сюжетов и мотивов таких резных украшений — животные, мифические существа и сценки из Библии. Кельтские кресты часто воздвигались в местах массовых собраний, нередко — на территории монастырских конгрегаций, а отнюдь не в качестве надгробного памятника.

 (516x420, 176Kb)
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:48 + в цитатник
Это цитата сообщения lindalesse [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

История кельтов I

Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности. Согласно более ранней, предки народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. (В пользу их связей с Востоком говорит, в частности, форма боевых шлемов. Для народов Западной Европы характерны округлые шлемы, например, у греков, римлян, средневековых рыцарей и викингов. Оружейники же славян, иранцев, индийцев предпочитали остроконечную форму. Балтский народ пруссов, находившийся между германцами и славянами, использовал оба вида. Многие шлемы же кельтов, фактически самой западной группы индоевропейцев были остроконечными!).
Сейчас большинство исследователей склоняются к гипотезе автохтонного происхождения кельтов в районе между Средним Рейном и Средним Дунаем. Истоки их культуры видят в так называемом Гальштате С (7 в. до н. э.) – начале железного века. М. Щукин дает яркую характеристику периодов кельтской истории. "В начале пути главенствующую роль играла, вероятно, родовая аристократия. В южной части Центральной Европы, в Приальпийской зоне известны погребения ее представителей с роскошными золотыми гривнами и браслетами, с колесницами в могилах, с бронзовыми сосудами. В этой аристократической среде и зародился своеобразный стиль кельтского искусства, кельтская латенская культура”. (Щукин, 1994. – с. 17). В 6 веке до н. э. орды огненно-рыжих кельтов потрясли Европу, пронесясь на своих боевых колесницах по территории современных Франции, Испании, Британии. Земли нынешней Франции стали называться по их имени Галлией (кельты, галлы, галаты – все это разные формы одного и того же этнонима). Эта страна стала сердцевиной кельтских земель и базой новой экспансии, на этот раз на восток. “В доблестное правление Амбигата и сам он, и государство разбогатели, а Галлия стала так изобильна и плодами и людьми, что невозможно оказалось ей управлять. Поскольку население стремительно увеличивалось, Амбигат решил избавить свое царство от избытка людей. Беловезу и Сеговезу, сыновьям своей сестры, он решил назначить для обживания те места, на какие боги укажут в гаданиях ...Сеговезу достались лесистые Герцинские горы, а Белловезу... боги указали путь в Италию. Он повел за собой всех, кому не хватало места среди своего народа, выбрав таких людей из битуригов, арвернов, сеннонов, эдуев, амбарров, карнутов и аулерков.” (Ливий, 5, 34 – по Щукину, 1994. – с. 80). В данной фразе источника прекрасно показан механизм мобильности кельтов.
Избыточное население различных племен собираясь вместе, захватывало новые земли, не порывая связей с родиной. Люди Белловеза разгромили этрусские городки в долине реки По (около 397 г. до н. э.). В историю вошел их нашумевший, но неудачный штурм Рима, эпизод с капитолийскими гусями и фраза: “Горе побежденным” (около 390 г. до н. э.). Затем война в Италии приобрела позиционный характер. Более перспективными были действия тех галлов, что выселились в Герцинские горы. Они заняли Богемию и бассейн Среднего Дуная (благодаря тому, что армия Александра Македонского действовала на Востоке). Затем, воспользовавшись ослаблением Македонии после войны диадохов, кельты унитожили войско ее царя Птолемея Керавна и разграбили Грецию. По приглашению царя Вифинии они переправились в Малую Азию. Надо сказать, что эллинистические цари охотно нанимали кельтов на службу, ценя их специфические военные навыки (возможно, аналогичные тем, какие используются в восточных боевых искусствах). Но кельты (здесь их называли галаты) неожиданно образовали собственное государство в центре Малой Азии, организовавшись по образцу Галлии. И наконец, примерно в этот же период, кельты заселили Ирландию.
В течении 3 столетия до н. э. кельты начали терпеть поражения. Сама легкость завоеваний таила в себе опасность. Огромные расстояния ослабляли линии коммуникации. Кельты не смогли выработать собственную государственность. Оправившиеся от поражений правители организованных держав (Рима, Македонии, Пергама, Сирии) стали давать им отпор. “После ряда военных неудач, потеряв часть завоеванных земель, кельтское население концентрируется в Средней Европе от Дуная до Карпат. В течении периода “среднеевропейской консолидации” происходит внутренняя перестройка социальной структуры. Военные вожди, вероятно, утратили свой авторитет. Начинается “промышленная революция” – изготовляются в массовом порядке, на продажу орудия труда, вырабатываются те их формы, которые дожили в Европе до средневековья, а иногда и до наших дней, появляется монета, возникают протогорода оппидумы – укрепленные центры с развитым производством” (Щукин, 1994. – с. 18). Города (первые в Европе к северу от Альп!) и селения соединялись сетью дорог. Существовало развитое речное судоходство. Галлы в Бретани строили большие деревянные корабли, снабженные кожаными парусами и якорными цепями, гораздо лучше приспособленные к плаванию в открытом море, чем античные галеры. В политическом отношении Кельтика по прежнему представляла собой конгломерат племенных обьединений во главе с “королями” и аристократией, которые жили в укрепленных пунктах и, подобно средневековому дворянству, страстно любили лошадей и псовую охоту. Но высшая власть принадлежала сословию жрецов, имевших единую организацию и ежегодно собиравшихся на территории нынешнего Шартра. Они делились на три категории. Друиды образовывали высшую касту – слагателей мифов и вершителей ритуалов. Филиды выполняли функции законоведов, они же хранили в памяти древнюю историю страны, тесно переплетенную с мифологией. Наконец, барды в своих стихах прославляли военных вождей и героев. Согласно Цезарю, галльские друиды не доверяли письменному слову и сохраняли в памяти огромный обьем информации. Не удивительно, что период обучения друида достигал 20 лет. В Ирландии аналогичный период был короче – семь лет.
Обладавшие развитой ремесленной технологией, кельты оказали сильное влияние на соседние “варварские” народы. Возможно, распространителями культуры Латена, однородной на обширных пространствах Западной и Центральной Европы, были группы бродячих мастеров, переходящих от одного вождя к другому. Вероятно также существование сильной сакрализации ремесла и участие в подобных группах жрецов.
Такова была кельтская цивилизация. “Во многих отношениях она теснее примыкает к новой, чем к греко-римской культуре благодаря своим парусным судам, рыцарству, церковному строю, а прежде всего своим, правда несовершенным попыткам сделать опорой государства не город, а племя и его высшее выражение – нацию.” (Моммзен, 1997, т.3. – с. 226). Однако за структурную “перестройку” и “среднеевропейскую консолидацию” кельтам пришлось заплатить утратой боевых навыков. Да и господство жрецов, далеких от задач реальной политики имело негативные последствия. С востока кельтов теснили дикие германские племена. На юге же все больше набирал силу Рим. В 121 г. до н. э. римляне оккупировали Южную Францию, создав провинцию Нарбонская Галлия. В это же время, два племени – кимвры и тевтоны вторглись в кельтскую Галлию из-за Рейна. Досталось и римлянам – они были побеждены в двух битвах. Но Рим сумел сделать выводы из поражений, Марий провел военную реформу, создав профессиональную армию. Галлия же была разорена. А затем наступили роковые для кельтов 60-50 гг. до н. э. Буребиста, царь даков уничтожил или изгнал их из Центральной Европы; Ариовист, германский вождь вытеснил их из Германии. И, наконец, Цезарь совершил свой головокружительный поход и за несколько лет покорил Галлию – сердцевину кельтских земель. Эта страна быстро поддалась влиянию римской цивилизации. Ее население получило наименование галло-римлян – то есть галлов, живущих по римскому законодательству. Галлия стала одной из самых развитых и населенных провинций империи. Сословие жрецов, которые являлись поборниками независимости было уничтожено. Но почитание кельтских богов продолжалось, хоть и в рамках возрастающего синкретизма.
Подобная же участь постигла и всех остальных материковых кельтов. Их культура уцелела лишь на Британских островах среди бриттов (Англия) и скоттов (Ирландия). Так Кельтика вошла в Средневековье.

(c)Фанталов Алексей
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:47 + в цитатник
Это цитата сообщения lindalesse [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

История кельтов II

Источниками наших знаний о кельтской (да и практически любой другой) мифологии являются литература и изобразительное искусство. При этом, как уже говорилось выше, они распределены во времени весьма неоднородно. Эта неоднородность вытекает из особенностей кельтской истории. Для "варварской" стадии развития, на которой, как правило, и осуществлялось создание знаменитых эпосов, густо насыщенных мифологическими образами и сюжетами, характерно отсутствие письменной фиксации оных. Иногда это связано с отсутствием письменности как таковой, но далеко не всегда, ибо известно, что варвары приспосабливали к своим нуждам письмо более "продвинутых" соседей. Кроме того, они подчас, создавали собственную, хотя и примитивную письменность. Тем не менее, ни на кельтском огамическом письме, ни на германских рунах не сохранились мифологические тексты, а имеются лишь сведения магическо-медицинского или биографического характера. Сходную картину мы наблюдаем и в других традициях. Тексты "Ригведы" или "Авесты" сотни лет сохранялись исключительно в устной традиции. "Илиада" и "Одиссея" были записаны по приказу афинского тирана уже на заре формирования греческой цивилизации, когда рассеялся "мрак варварства" (Римлянам и вообще италикам здесь повезло меньше – они утратили значительную часть собственной традиции и довольствовались патриотическими легендами и слегка перелицованной греческой мифологией). Карельские песни, латышские дайны, и русские былины собирались учеными Российской империи. Видимо, причина "безмолвия" варваров кроется в жестком запрете письменной фиксации сакральных текстов. Взамен, жречество культивировало сложные мнемонические техники, знакомые исследователям из общения со сказителями тех же былин.
Возвращаясь к кельтам, вспомним о двадцатилетнем сроке обучения у галльских и семилетнем аналогичном периоде у ирландских друидов. Жрец должен был держать в памяти огромный объем информации. Поэтому, после римской оккупации и уничтожения сословия друидов, от великой кельтской религиозной традиции остались бы лишь малопонятные описания античных авторов, если бы не два обстоятельства. Во-первых, галльское и галло-римское искусство. Выше отмечалось, что кельты обладали высокой ремесленой культурой, особено в области металлургии. И эта культура была насквозь проникнута сакральным началом. В период латена - кельтского железного века (6 – 1 вв. до н. э.) были созданы многочисленые изделия – котлы, гривны, браслеты, оружие, богато украшенные мифологическими образами и сюжетами (особенно знаменитый котел из Гундеструпа). В последующий за латеном римский железный век на территории Галлии сложилась новая этническая общность – галло-римляне, чья религия развивалась в русле римского имперского синкретизма. Но римский синкретизм везде впитывал сильные местные культы (во Фракии – фракийские, Иллирии – иллирийские, Анатолии – хеттские, благо они в большинстве своем имели общие индоевропейские корни). И вот, в Галлии и прилегающих областях – Иберии, Британии, Норике (нынешние Словения и Хорватия) появляются многочисленные статуи богов либо смешанного галло-римского характера, либо откровенно кельтских.
Вторым чрезвычайно важныв обстоятельством в вопросе сохранения кельтской мифологической традиции стал фактор островных кельтов. Особая роль здесь принадлежит Ирландии. Сюда не дошли ни римские армии, ни германские дружины. Сильное влияние на жизнь острова оказали христианские монахи, прибывшие в Ирландию в 4-5 веках н. э. из Египта, минуя Рим. Однако они не проявили нетерпимости к местной мифопоэтической традиции. Наоборот, заняв место друидов, монахи тесно сотрудничали с филидами. Последние, под руководством церкви записали (примерно к концу 1 тыс. н. э.) мифологические предания, осуществляя (как справедливо отмечает С. Шкунаев) важнейшую задачу – “...соотнести историю Ирландии с мировой историей, как она виделась сквозь призму христианского учения” (Шкунаев, 1991. – с. 15). Разумеется, кое-что пришлось устранить, в особенности мифы, связанные с космологией и эсхатологией (они были частично замещены сюжетами из Библии). Тем не менее, обьем фольклорной информации, сохраненной филидами огромен. Отдельные произведения, называемые сагами (термин неточен и взят современными исследователями из скандинавской традиции, сами ирландцы называли их “скел” – повести) группируются по различным признакам. Современная наука выделяет следующие циклы: мифологический, исторический, героический и цикл Финна. Первый охватывает наиболее древний период истории (или псевдоистории) и чрезвычайно сильно насыщен персонажами, в которых угадываются древние боги (и даже часто так и называются). Исторический цикл наиболее длинен и продолжает мифологический. Саги героического и исторического циклов группируются вокруг определенных событий и персонажей (в первом случае Кухулина, Конхобара и знаменитого Похищения быка из Куальнге; во втором – вокруг подвигов героя Финна и его дружины – фениев). Повествование обоих этих циклов, в которых также встречаются древние боги, ограничено относительно короткими временными отрезками.
Монастыри, где хранились рукописи, сильно пострадали от нашествий викингов, однако традиция жила до 17 века, когда Ирландия была завоевана Кромвелем. После этого, многие рукописи были переправлены на континент, где сохранились в католических центрах.
Литературное наследие бриттов не столь велико. Их культура развивалась не в таких благоприятных условиях. Сперва бритты подпали под власть Рима, затем испытали нашествие германских племен – англов, саксов и ютов, которое привело к ассимиляции либо уничтожению большей части населения. Роль хранителей древней учености взяли на себя барды. Они оставили ряд произведений, в которых мы можем видеть многочисленные параллели к ирландским мифологическим образам (в основном, это знаменитые "Мабиногион" – рассказы для юношества). Но основной функцией бардов было прославление удачливого военного вождя. Таким вождем и стал полулегендарный Артур, возглавивший в конце 5- начале 6 веков борьбу против англов и саксов, на полвека задержав продвижение германцев. Постепенно, вокруг его фигуры начал формироваться обширный эпос, становившийся достоянием уже не столько бриттов, сколько всей средневековой Европы. При этом в романах артуровского цикла заметны черты наследия прошедшей долгую эволюцию мистической традиции кельтов.



(c)Фанталов Алексей
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:46 + в цитатник
Это цитата сообщения lindalesse [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

О кельтах в общем.

Кельты – аборигены Западной Европы, когда-то они жили на огромной территории от Карпат до Атлантики. Это был не один народ, а группа народов, говорящих на родственных языках, исповедующих близкие культы, и создавших оригинальную культуру, весьма отличную от культуры соседей. Центр ареала находился в Альпах, оттого кельтскую языковую группу называют еще и альпийской. Памятники культуры этих народов встречаются в Польше, Чехии, Венгрии, на Балканах, в Северной Италии и Южной Германии, в Малой Азии (до сих пор одна из исторических провинций в Турции называется Галатией (от одного из племен - галлов). Местные жители давно потеряли свой язык, но сохранили музыку. Кельтские традиции запечатлелись и в мелодиях понтийских греков. Вообще галлами римляне чаще всего называли французских кельтов, пиренейских – кельтиберами, британских – бриттами, ирландских – иберниями.
Кельты не знали письменности, зато они первыми в Европе научились получать железо и сталь, делать из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов, получать из недр олово, свинец, ртуть, золото.
К началу нашей эры кельты были частично вытеснены, частично ассимилированы в Центральной и Восточной Европе германцами, скифами, славянами. В Чехии и Польше существует даже теория происхождения западных славян от кельтов. Отсюда и повышенный интерес к кельтской культуре в этих странах.
Самый крупный кельтский народ - галлы, еще во времена Римской империи подвергся сильному влиянию античной культуры, потерял свой язык и заговорил на изуродованной на свой манер латыни. Затем на эту землю пришло германское племя франков (память о его родине сохранилось в названии Франкфурта), и это положило начало французской нации. Кельтский, по сути, народ заговорил на романо-германском языке. В чистом виде на континенте кельты сохранились лишь на полуострове Бретань. Это так называемые бретонцы. Они не потомки местных галлов, это бритты, переселившиеся на континент из Англии в 5-6 веках под напором германцев. Все они говорят по-французски, но часть из них (примерно 300 тысяч) в быту пользуется кельтским (бретонским языком) весьма близким к валлийскому и корнскому.
Пиренейские кельты, также рано потерявшие свой язык, впоследствии подверглись нашествию вестготов, а затем мавров из Северной Африки. Но в современной культуре испанцев и португальцев все же просматриваются некоторые кельтские элементы. А галисийцы и астурийцы, которые живут на севере Пиренейского полуострова, несмотря на то, что говорят на романских языках, очень хорошо сохранили кельтские традиции, особенно в музыке.
Дольше всех держались бритты. В силу своей удаленности и изолированности от римского влияния, они не приняли латынь и продолжали говорить на кельтских диалектах вплоть до вторжения на их остров германских племен (англов, саксов, ютов и фризов) в 5 – 6 веках. Завоеватели были весьма многочисленны, так что в 7-10 веках в Великобритании сложилось англосаксонское государство. Аборигены смешались с пришельцами, переняв их язык, но кельский элемент в культуре остался. Герои многих средневековых сказаний - Тристан и Изольда, волшебник Мерлин - все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари короля Артура, такие, как Персифаль и Ланселот. Кельтские легенды легли в основу произведений Толкиена.
В 11 веке Англия пережила вторичную германизацию – ее завоевали норманны, в результате чего сложилась английская нация.
Но окраины Великобритании – Уэльс, Шотландия, Корнуолл, остров Мэн оставались чисто кельтскими. Постепенно Шотландия заговорила на диалекте английского языка, хотя кельтские слова там встречаются значительно чаще, чем в английском. Но кельтский язык в Шотландии сохранился. Он называется гэльским или гаэльским. Его немногочисленные носители живут на Гебридских островах и в горах на севере Шотландии (Хайленд).
Кельтские языки сохраняются также в Уэльсе (валлийский), на полуострове Корнуолл (корнский) и на острове Мэн (мэнкский). Считалось, что последний носитель корнского языка умер в 18 веке. Но энтузиасты возродили этот язык, сейчас им владеют в совершенстве 300 человек и тысячи изучают его в кружках и школах. Примерно то же происходит и с мэнкским языком. В ходе переписи 1921 года выявлен был лишь один человек, который говорил исключительно на мэнкском и 296 человек, владеющих мэнкским наряду с английским. Правительство вложило большие деньги в программу возрождения местного языка, и теперь его знают уже тысячи людей.
Возрождение кельтских языков происходит, во многом, благодаря устойчивой моде в мире на все кельтское - музыку, танцы, мистику, виски и темное пиво. Не последнюю роль в этом сыграли призведения Толкиена, особенно их экранизации.
На этих языках исполняются песни, пишутся стихи, но в быту ими редко пользуются. Население этих регионов сплошь говорит по-английски. Энтузиасты сохранения кельтской культуры ежегодно собираются на фестивали. Самый крупный и известный фестиваль проходит каждую зиму в Глазго.
Крупнейшей кельтской нацией сегодня остаются ирландцы (3,9 миллиона в Ирландии и еще 3,5 миллиона по всему миру). В Ирландии ирландский язык провозглашен государственным, однако только четверть населения острова может объясниться на нем.
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:46 + в цитатник
Это цитата сообщения lindalesse [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

КЕЛЬТЫ - ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД,

Потомки.

Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под именем кельтов (это название идет от древних греков, римляне их называли галлами), примерно три тысячи лет назад расселились почти по всей Европе. Их пребывание на континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры, которыми пользовались и их соседи.
Ранняя европейская литература, вернее фольклор, немало почерпнула из памятников творчества этого древнего народа. Герои многих средневековых сказаний - Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин - все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари Грааля, такие, как Персифаль и Ланселот.
Сегодня довольно мало пишется о жизни кельтов и той роли, которую сыграли они в истории Европы. Больше повезло им в современной развлекательной литературе, главным образом во французских комиксах. Кельтов рисуют, как и викингов, эдакими варварами в рогатых шлемах, любителями выпить и полакомиться кабанятиной. Пусть этот образ грубого, хотя и веселого, беззаботного дикаря останется на совести творцов нынешней бульварной литературы. Современник кельтов Аристотель называл их "мудрыми и искусными".

Мудрые и искусные.

Умелость кельтов подтверждают сегодня археологические находки. Еще в 1853 году в Швейцарии была найдена конская сбруя; искусство, с которым были выполнены ее детали, заставило ученых усомниться: действительно ли она сделана в далекие времена кельтами или это современная подделка? Однако скептические голоса давно смолкли. По представлению современных исследователей, кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.
Немецкий исследователь Хельмут Биркхан в своей книге о кельтской культуре говорит о гениальности тогдашних техников, которые изобрели столярный верстак. Но им принадлежит и куда более важное дело - они первыми заложили соляные копи и первыми научились получать из железной руды железо и сталь и этим определили в Европе начало конца бронзового века. Около 800 года до Р.Х. бронзу в Центральной и Западной Европе вытесняет железо.
Биркхан, изучая и анализируя последние трофеи археологии, приходит к выводу, что кельты, поначалу осевшие в центре Европы, в щедрых на ископаемые Альпах, быстро накопили богатство, создали хорошо вооруженные отряды, влиявшие на политику в античном мире, развили ремесла, и их мастера владели высокими для того времени технологиями.
Вот перечень вершин производства, которые были доступны лишь кельтским мастерам.
- Они единственные среди других народов делали из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов.
- Кельты получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений.
- Их повозки под лошадиную упряжь были лучшими в Европе.
- Кельты-металлурги первыми научились получать железо и сталь.
- Кельты-кузнецы первыми отковали стальные мечи, шлемы и кольчуги - лучшее оружие в тогдашней Европе.
- Они освоили отмывку золота на альпийских реках, добыча которого измерялась тоннами.
На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов. 650 гектаров занимал, например, город Кельхайм, другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше - 1600 гектаров, на такой же площади раскинулся и Ингольштадт (здесь приводятся современные названия немецких городов, возникших на местах кельтских). Известно, как именовался главный город кельтов, на месте которого вырос Ингольштадт, - Манчинг (Manching). Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.
Кельты - многочисленный народ. В первом тысячелетии до новой эры он занимал территорию от Чехии (по современной карте) до Ирландии. Турин, Будапешт и Париж (тогда он назывался Лютеция) были основаны кельтами.
Внутри кельтских городов царило оживление. Профессиональные акробаты и силачи на улицах развлекали горожан. Римские авторы говорят о кельтах как о прирожденных всадниках и все как один подчеркивают щегольство их женщин. Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчеркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Прически напоминали башни - для этого волосы смачивались известковой водой. Мода в одежде - по-восточному яркой и пестрой - часто менялась. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины - браслеты на ногах, которые заковывались еще в девичьем возрасте.
У кельтов был закон - надо быть худым, а потому многие занимались спортом. Кому не налезал "стандартный" пояс, того штрафовали.
Нравы в быту были своеобразными. В военных походах гомосексуализм был нормой. Женщина пользовалась большой свободой, ей легко было добиться развода и забрать обратно принесенное с собой приданое. Каждый племенной князь держал свою дружину, которая защищала его интересы. Частой причиной для драк мог быть даже такой мелкий повод - кому из старших достанется первый, лучший кусок оленя или кабана. Для кельтов это было делом чести. Подобные раздоры нашли отражение во многих ирландских сагах.
Кельтов нельзя было назвать одной нацией, они оставались раздробленными на отдельные племена, несмотря на общность территории (более одного миллиона квадратных километров), общий язык, единую религию, торговые интересы. Племена численностью примерно в 80000 человек действовали порознь.

Путешествие в прошлое.

Представьте себе, что в шлеме, снабженном шахтерской лампой, вы спускаетесь по наклонной выработке в глубь горы, в шахту, где с незапамятных времен в восточных Альпах кельты добывали соль. Путешествие в прошлое началось.
Через четверть часа встречается поперечная выработка, она так же, как и штрек, по которому мы шли, трапециевидна в сечении, но все четыре стороны ее раз в пять меньше, только ребенок может проползти в это отверстие. А когда-то здесь проходил в полный рост взрослый человек. Горная порода в соляных копях очень пластична и с течением времени словно затягивает раны, нанесенные ей людьми.
Сейчас в шахте соль не добывают, шахта превращена в музей, где можно увидеть и узнать, как некогда люди получали здесь столь необходимую всем соль. Рядом работают археологи, их отгораживает от экскурсантов железная решетка с надписью: "Внимание! Идут исследования". Лампа освещает уходящий вниз наклонный деревянный лоток, по которому можно сидя спуститься к следующему штреку.
Шахта находится в нескольких километрах от Зальцбурга (в переводе - Соляная крепость). Городской музей истории переполнен находками, добытыми из шахт, разбросанных по району, который называется Зальцкаммергут. Соль из этого района Альп тысячелетия назад доставлялась во все уголки Европы. Разносчики несли ее на своих спинах в виде 8-10-килограммовых цилиндров, обложенных деревянными рейками и обвязанных веревками. В обмен на соль в Зальцбург стекались ценности со всей Европы (в музее можно увидеть каменный нож, сделанный в Скандинавии - минеральный состав это доказывает, - или украшения из балтийского янтаря). Вероятно, именно поэтому город в восточных предгорьях Альп издревле славился своим богатством, ярмарками и праздниками. Они и до сих пор существуют - всему миру известны ежегодные зальцбургские фестивали, побывать на которых мечтает каждый театр, каждый оркестр.
Находки в соляных разработках шаг за шагом открывают нам далекий и во многом таинственный мир. Деревянные лопаты, но вместе с тем железные кирки, обмотки для ног, остатки шерстяных свитеров и меховых колпаков - все это нашли археологи в давно заброшенных штольнях. Среда, в избытке содержащая соль, препятствует распаду органических материалов. Поэтому ученые смогли увидеть отрезанные кончики колбасы, вареные бобы и окаменевшие отходы пищеварения. Лежанки говорят о том, что люди подолгу не выходили из шахты, спали рядом с забоем. По приблизительным оценкам, в шахте одновременно трудились около 200 человек. При тусклом свете лучин закопченные сажей люди вырубали соляные блоки, которые потом на санках вытаскивали на поверхность. Сани скользили по путям из сырой древесины.
Прорубленные людьми штреки связывают между собой бесформенные пещеры, созданные самой природой. По приблизительным оценкам, люди прошли в горе более 5500 метров штреков и других выработок.
Среди находок, сделанных современными археологами в шахтах, нет человеческих останков. Только в хрониках, относящихся к 1573 и 1616 годам, говорится, что в пещерах найдено два трупа, их ткани, как у мумий, были почти окаменелыми.
Ну а те находки, которые ныне попадают к археологам, часто заставляют поломать голову. Например, экспонат под шифром "В 480" напоминает напальчник, сделанный из мочевого пузыря свиньи. Открытый конец этого маленького мешочка можно было затянуть с помощью приделанного шнура. Что это - гадают ученые - защита ли для пораненного пальца или маленький кошелек для ценных вещей?

Священное растение - омела.

"При исследовании истории кельтов, - говорит историк Отто-Герман Фрей из Марбурга, - неожиданности сыплются, как капли дождя". В ирландском культовом месте "Эмайн Маха" был найден обезьяний череп. Как он там оказался и какую роль выполнял? В 1983 году археологам в руки попала доска с текстом. Его частично расшифровали и поняли, что это спор двух групп соперничающих колдуний.
Еще одна сенсационная находка, сделанная в последние месяцы, добавила размышлений о том, что такое духовная культура кельтов. В 30 километрах от Франкфурта была обнаружена стилизованная фигура человека выше натурального размера, сделанная из песчаника. В левой руке щит, правая прижата к груди, на одном из пальцев виднеется кольцо. Его костюм дополняют шейные украшения. На голове - нечто вроде тюрбана в форме листа омелы - священного у кельтов растения. Вес этой фигуры - 230 килограммов. Что она изображает? Пока специалисты придерживаются двух мнений: или это фигура какого-то божества, или же это князь, облеченный еще и религиозными обязанностями, может быть, главного жреца - друида, как называют кельтских служителей культа.
Надо сказать, что нет другого европейского народа, который бы заслуживал таких мрачных оценок, когда речь заходит о друидах, их магии и приверженности к человеческим жертвоприношениям. Они умерщвляли пленных и единоплеменников-преступников, они же были судьями, занимались врачеванием, учили детей. Большую роль они играли и как прорицатели будущего. Вместе с племенной знатью друиды составляли верхний слой общества. Римские императоры после победы над кельтами сделали их своими данниками, запретили человеческие жертвоприношения, отняли у друидов многие привилегии, и те лишились того ореола значительности, который их окружал. Правда, долгое время они еще существовали как странствующие прорицатели. Да и теперь в Западной Европе можно встретить людей, которые заявляют, что будто бы унаследовали мудрость друидов. Выходят книжки вроде "Учение Мерлина - 21 лекция по практической магии Друидов" или "Кельтский древесный гороскоп". Уинстон Черчилль в 1908 году вошел в кружок последователей друидов.
Еще ни одна могила друида не встретилась археологам, поэтому сведения о религии кельтов чрезвычайно скудны. Понятно поэтому, с каким интересом изучают историки найденную недалеко от Франкфурта фигуру в надежде, что наука продвинется в этой области вперед.
Статуя с тюрбаном, по-видимому, стояла в центре похоронного комплекса, представляющего собой земляной холм, к нему вела 350-метровая аллея, по краям которой шли глубокие канавы. В глубине холма обнаружены останки мужчины примерно 30 лет от роду. Захоронение состоялось 2500 лет назад. Четверо реставраторов со всей тщательностью освободили от грунта скелет и переместили его в лабораторию, где постепенно снимают оставшуюся землю и остатки одежды. Можно понять нетерпение ученых, когда они увидели полное совпадение экипировки покойного с той, которая изображена на статуе: то же нашейное украшение, тот же щит и то же кольцо на пальце. Можно думать, что древний скульптор повторил вид покойного, каким он был в день похорон.

Мастерская Европы и мрачные ритуалы.

Элизабет Нолл - историк, занимающийся предысторией Европы, высоко оценивает уровень развития кельтов: "Они не знали письменности, не знали всеохватывающей государственной организации, но тем не менее они уже стояли на пороге высокой культуры".
По меньшей мере в технико-экономическом отношении они намного превосходили своих северных соседей - германские племена, которые занимали болотистый правый берег Рейна и частично заселяли юг Скандинавии. Только благодаря соседству с кельтами эти племена, не знавшие ни счета времени, ни укрепленных городов, незадолго до рождества Христова были упомянуты в истории. А кельты в эти времена как раз достигли зенита своего могущества. Южнее течения Майна кипела торговая жизнь, были воздвигнуты большие по тому времени города, в которых звенели кузни, крутились круги гончаров, и деньги перетекали от покупателей к продавцам. Это был уровень, которого не знали тогдашние германцы.
На 1000 метров подняли кельты свой ритуальный храм в Каринтских Альпах около Магдаленсберга. По соседству с храмом еще и теперь можно найти отвалы шлаков двухсотметровой длины, трехметровой ширины - это остатки переработки железной руды. Здесь же стояли печи-домницы, в которых руда превращалась в металл, здесь находились и кузни, где бесформенные отливки, так называемые "крицы" - смесь металла и жидких шлаков - становились стальными мечами, наконечниками копий, шлемами или инструментами. Никто в Западном мире тогда не делал подобного. Стальные изделия обогащали кельтов.
Экспериментальное воспроизведение кельтской металлургии, сделанное австрийским ученым Гарольдом Штраубе, показало, что в этих первых печах можно было довести температуру до 1400 градусов. Управляя температурой и умело обращаясь с расплавленной рудой и углем, древние мастера по желанию получали или мягкое железо, или твердую сталь. Публикация Штраубе о "Ferrum Noricum" (о "Северном железе") вызвала дальнейшие исследования кельтской металлургии. Обнаруженные археологом Гернот Риккочини надписи говорят об оживленной торговле сталью с Римом, который оптом закупал сталь в виде слитков, напоминающих кирпичи или полосы, и через руки римских купцов этот металл шел в оружейные мастерские вечного города.
Тем чудовищнее на фоне блестящих достижений в области техники кажется почти маниакальная страсть кельтов приносить в жертву человеческие жизни. Эта тема красной нитью проходит во многих сочинениях времени цезарей. Но кто знает, может быть, римляне сознательно делают акцент на этом, чтобы затушевать собственные преступления в войнах, которые они вели в Европе, например, в галльской?
Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся друидами. Упоминавшийся уже исследователь Биркхан сообщает об обычае пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Есть документы, говорящие, что друиды отгадывали будущее по виду крови, вытекающей из живота человека после удара кинжалом. Те же жрецы вселили в народ страх перед привидениями, переселением душ, оживлением мертвых врагов. И чтобы воспрепятствовать приходу поверженного врага, кельт обезглавливал его труп или разрубал его на части.
К умершим родственникам кельты относились столь же недоверчиво и старались, чтобы покойные не вернулись. В Арденнах нашли могилы, в которых были захоронены 89 человек, но 32-х черепов недостает. В Дюрренберге найдено кельтское захоронение, в котором покойный полностью "демонтирован": отпиленный таз лежит на груди, голова отделена и стоит рядом со скелетом, левой руки нет совсем.
В 1984 году раскопки в Англии принесли ученым доказательства того, как происходило ритуальное убийство. Археологам повезло. Жертва лежала в грунте, насыщенном водой, и потому мягкие ткани не разложились. Щеки убитого были гладко выбриты, ногти ухожены, зубы тоже. Дата смерти этого человека примерно 300 лет до Р.Х. Исследовав труп, удалось восстановить обстоятельства этого ритуального убийства. Вначале жертва получила удар топором по черепу, затем он был задушен петлей и, наконец, ему перерезали горло. В желудке несчастного была найдена пыльца омелы - это говорит о том, что к жертвоприношению были причастны друиды.
Английский археолог Барри Ганлайф отмечает, что в жизни кельтов непомерную роль играли всяческие запреты, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определенные дела можно было делать только левой рукой.
Каждое проклятие, и даже пожелание, по мнению кельтов, имело магическую силу и поэтому наводило страх. Боялись и проклятий, будто бы произнесенных покойником. Это тоже толкало на отделение головы от тела. Черепа врагов или их бальзамированные головы украшали храмы, выставлялись как трофеи ветеранов или хранились в их сундуках.
Ирландские саги, античные греческие и римские источники говорят о ритуальном каннибализме. Древнегреческий историк и географ Страбон пишет, что сыновья ели мясо покойного отца.
Зловещим контрастом предстает архаическая религиозность и высокое по тем временам техническое умение. "Такой дьявольский синтез, - заключает Хаффер, исследователь нравов древних людей, - мы встречаем еще только у майя и ацтеков".

Откуда они пришли?

Кто же такие были кельты? Ученые многое узнают о жизни древних людей, изучая их похоронный ритуал. Примерно 800 лет назад до нашей эры жители северных Альп сжигали своих покойников и хоронили их в урнах. Большинство исследователей сходятся на том, что ритуал захоронения в урнах у кельтов медленно сменился на похороны не пепла, а тел, правда, как уже говорилось, изуродованных. В одежде погребенных угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары. Надо добавить еще круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне. В искусстве преобладает орнамент из фигур животных и гротескные украшения. По мнению немецкого историка Отто-Германа Фрея, в одежде и искусстве кельтов видно несомненное персидское влияние. Есть и другие признаки, указывающие на Восток, как на родину предков кельтов. Учения друидов о возрождении умерших напоминают индуизм.
По поводу того, были ли кельты прирожденными всадниками, среди современных специалистов продолжается спор. Сторонники утвердительного ответа на вопрос обращают свой взор к жителям европейских степей - скифам - этим охотникам и прирожденным наездникам - не оттуда ли вышли предки кельтов? Один из авторов этой точки зрения, Герхард Херм, комментировал ее таким шутливым вопросом: "Мы что же, все русские?" - подразумевая под этим ту гипотезу, по которой расселение индоевропейских народов шло из центра Восточной Европы.
Первый материальный сигнал своего присутствия в Европе кельты подали в 550 году до Р. Х. (В то время Рим только образовывался, греки были заняты своим Средиземноморьем, германцы еще не вышли из доисторической тьмы.) Тогда кельты заявили о себе, создав в Альпах намогильные холмы для упокоения своих князей. Холмы были высотой до 60 метров, что позволило им уцелеть до наших времен. Погребальные камеры были полны редкими вещами: этрусские кастаньеты, ложе из бронзы, мебель из слоновой кости. В одной из могил нашли самый большой (для античных времен) бронзовый сосуд. Он принадлежал князю Фиксу и вмещал 1100 литров вина. Тело князя было завернуто в тонкую ткань красного цвета. Нити толщиной 0,2 миллиметра сравнимы с толщиной конского волоса. Рядом стояли бронзовый сосуд с 400 литрами меда и повозка, собранная из 1450 деталей.
Останки этого князя перевезены в музей Штутгарта. 40-летний древний вождь был ростом в 1,87 метра, поражают кости его скелета, они чрезвычайно массивны. По заказу музея завод Шкода взялся сделать копию бронзового сосуда, в который был налит мед. Толщина его стенок 2,5 миллиметра. Однако секрет древних металлургов так и не удалось открыть: у современных мастеров при изготовлении сосуда бронза все время разрывалась.

Торговые пути.

Мастеровитые кельты были интересны грекам как торговые партнеры. Древняя Греция к тому времени колонизовала устье Роны и назвала основанный здесь порт Массилия (теперешний Марсель). Примерно в VI веке до Р.Х. греки стали подниматься вверх по Роне, торгуя предметами роскоши и вином.
Что в ответ могли предложить им кельты? Ходовым товаром были рабыни-блондинки, металл и тонкие ткани. Более того, на пути греков кельты создали, как бы теперь сказали, "специализированные рынки". В Манчинге можно было обменять греческий товар на металлические изделия из железа и стали. В Хохдорфе свой товар предлагали кельты-текстильщики. В Магдаленсберге не только производили сталь, но и торговали альпийскими камнями - горным хрусталем и другими редкими чудесами природы.
Особенным вниманием греческих купцов пользовалось кельтское олово - непременный элемент при выплавке бронзы. Оловянные прииски были только в Корнуэлле (Англия). Весь средиземноморский мир покупал здесь этот металл.
В VI веке до нашей эры отважные финикийцы достигали берегов Британии через Атлантику, преодолевая шесть тысяч километров морского пути. Греки иным способом добирались до "оловянных островов", как тогда именовали Англию. Они двигались на север по Роне, затем переходили в Сену. В Лютеции (в Париже) платили дань за проезд по кельтской территории.
Подтверждением столь далеких торговых контактов служат стрелы с тремя остриями, словно вилка или трезубец, найденные на берегу Роны. Это оружие типично для скифов. Может быть, они сопровождали купеческие суда как охрана? А в античных Афинах скифы служили наемными стражами порядка.
Промышленность и торговля высоко, по тогдашним меркам, подняли экономику кельтов. Князья племен ориентировали население на производство изделий, имевших сбыт. Те, кто не мог овладеть ремеслом, так же, как и рабы, выполняли подсобную и тяжелую работу. Упомянутая соляная шахта в Холлейне - пример условий, в которых находились люди, обреченные на рабский труд.
Совместная экспедиция четырех германских университетов исследовала находки в соляных копях, где трудились низшие слои кельтского общества. Ее выводы таковы. Остатки костров в выработках говорят о "большом открытом огне". Таким образом возбуждалось движение воздуха в шахте, - и люди могли дышать. Огонь разводили в специально вырытой для этих целей шахте.
Найденные под землей туалеты говорят, что у добытчиков соли было постоянное расстройство пищеварения.
В шахтах работали главным образом дети. Найденная там обувь говорит о возрасте ее владельцев - здесь трудились и шестилетние.

Нашествие на юг.

Такие условия не могли не порождать недовольство. Исследователи убеждены: время от времени империю друидов сотрясали серьезные бунты. Археолог Вольфганг Киттиг считает, что все началось с требования крестьян дать им свободу. И вот примерно в IV веке до Р.Х. исчезает традиция пышных похорон, а вся кельтская культура претерпевает радикальные изменения - исчезла большая разница между уровнем жизни бедных и богатых. Снова покойников стали сжигать.
В это же время происходит стремительное расширение территории, занимаемой кельтскими племенами, которые двинулись на юг и на юго-восток Европы. В IV веке до Р.Х. они с севера перевалили через Альпы, и перед ними предстали райские красоты Южного Тироля и плодородная долина реки По. Это были земли этрусков, но кельты имели военное превосходство, тысячи их двухколесных повозок штурмовали Бреннерский перевал. В кавалерии применялся особый прием: одна лошадь несла двух всадников. Один управлял конем, другой бросал копья. В ближнем бою оба спешивались и дрались пиками с винтообразными остриями, так что раны получались большими и развороченными, как правило, выводившими противника из боя.
В 387 году до Р.Х. пестро одетые племена кельтов под предводительством Бренниуса начали марш на столицу римской империи. Семь месяцев длилась осада города, после чего Рим сдался. 1000 фунтов золота дани заплатили жители столицы. "Горе побежденным!" - вскричал Бренниус, бросая свой меч на весы, отмеривавшие драгоценный металл. "Это было глубочайшее унижение, которое перенес Рим за всю свою историю", - так оценил победу кельтов историк Герхард Херм.
Добыча исчезла в храмах победителей: по законам кельтов, десятую часть всей военной добычи полагалось отдать друидам. За столетия, прошедшие с той поры, как кельты появились в Европе, в храмах скопились тонны драгоценного металла.
В геополитическом и военном отношении кельты достигли к этому времени вершины своего могущества. От Испании до Шотландии, от Тосканы до Дуная господствовали их племена. Некоторые из них дошли до Малой Азии и заложили там город Анкару - теперешнюю столицу Турции.
Вернувшись в давно обжитые районы, друиды обновили свои храмы или построили новые, украшенные более богато. В баварско-чешском пространстве возведено за третье столетие до нашей эры более 300 культовых, жертвенных мест. Все рекорды в этом смысле побил погребальный храм в Рибемонте, он считался центральным культовым местом и занимал площадь размером 150 на 180 метров. Здесь был небольшой участок (10 на 6 метров), на котором археологи нашли более 10000 человеческих костей. Археологи считают, что это свидетельство единовременного жертвоприношения примерно ста человек. Друиды из Рибемонта строили чудовищные башни из костей человеческого тела - из ног, рук и т. д.
Недалеко от нынешнего Гейдельберга археологи обнаружили "жертвенные шахты". Привязанный к бревну человек сбрасывался вниз. Найденная шахта имела глубину 78 метров. Археолог Рудольф Райзер назвал изуверства друидов "самыми ужасными памятниками в истории".
И все же, несмотря на эти нечеловеческие обычаи, во втором и первом веках до нашей эры мир кельтов вновь процветал. Севернее Альп они возвели большие города. Каждое такое укрепленное поселение могло вместить до десяти тысяч жителей. Появились деньги - монеты, сделанные по греческому образцу. Многие семьи жили в достатке. Во главе племен стоял человек, выбранный на год из местной знати. Английский исследователь Канлиф думает, что вступление олигархии в управление "было одним из важных шагов по дороге к цивилизации".
В 120 году до Р.Х. появился первый вестник несчастья. Орды варваров - кимвров и тевтонов - с севера пересекли границу по Майну и вторглись в земли кельтов. Спешно строили кельты земляные валы, другие оборонительные сооружения для укрытия людей и скота. Но натиск с севера отличался невероятной силой. Торговые пути, проходящие по альпийским долинам, были перерезаны наступавшими с севера, германцы безжалостно грабили селения и города. Кельты отступили в южные Альпы, но это снова угрожало сильному Риму.

Конкурент Рима.

Как уже говорилось, кельты письменности не знали. Может быть, повинны в этом друиды. Они утверждали, что буквы разрушают святость заклинаний. Впрочем, когда надо было закрепить договор между кельтскими племенами или с другими государствами, использовался греческий алфавит.
Каста друидов, несмотря на раздробленность народа - в одной Галлии насчитывалось более ста племен, - действовала согласованно. Раз в год друиды собирались вместе для обсуждения злободневных проблем, которые касались не только религиозной сферы. Собрание обладало высоким авторитетом и в светских делах. Например, друиды могли остановить войну. О структуре религии кельтов, как уже отмечалось, известно очень мало. Но есть предположения, что верховным божеством была женщина, что народ поклонялся силам природы и верил в загробную жизнь и даже в возвращение к жизни, но в другом образе.
Римские писатели оставили в своих воспоминаниях впечатления о контактах с друидами. В этих свидетельствах перемешано уважение к знаниям жрецов и отвращение к кровожадной сущности магии кельтов. За 60 лет до новой эры верховный друид Дивициакус мирно вел беседы с римским философом -историком Цицероном. А его современник Юлий Цезарь два года спустя пошел войной на кельтов, захватив Галлию и территорию нынешних Бельгии, Голландии и частично Швейцарии, позже он завоевал часть Британии.
Легионы Цезаря уничтожили 800 городов, по новейшим подсчетам французских ученых, легионеры истребили или взяли в рабство примерно два миллиона человек. Кельтские племена на западе Европы сошли с исторической сцены.
Уже в начале войны, при нападении на племена кельтов число жертв среди них поразило даже римлян: из 360 000 человек уцелело лишь 110 000. В сенате Рима Цезаря даже обвинили в уничтожении народа. Но вся эта критика была утоплена в потоке золота, хлынувшего с фронтов в Рим. Легионы грабили сокровища, накопленные в культовых местах. Своим легионерам Цезарь пожизненно удвоил жалованье, а гражданам Рима построил арену для гладиаторских боев за 100 миллионов сестерциев. Археолог Хаффнер пишет: "Перед военным походом сам Цезарь был весь в долгах, после похода он стал одним из самых богатых граждан Рима".
Шесть лет сопротивлялись кельты римской агрессии, но пал последний вождь галльских кельтов, и финалом этой постыдной войны античного Рима было крушение мира кельтов. Дисциплина римских легионеров, идущих с юга, и напор с севера германских варваров перемололи культуру металлургов и горняков - добытчиков соли. На территориях Испании, Англии и Франции кельты потеряли свою самостоятельность. Только в дальних уголках Европы - в Бретани, на английском полуострове Корнуэлл и в части Ирландии уцелели кельтские племена, спасшиеся от ассимиляции. Но потом они переняли язык и культуру пришедших англо-саксов. И тем не менее до наших дней сохранились кельтское наречие и мифы о героях этого народа.
Правда, еще и в I веке нашей эры странствующие друиды, носители кельтского духа и идеи сопротивления, преследовались римским государством по "политическим мотивам".
В сочинениях римских авторов Полибия и Диодора Римская империя прославлена как зачинатель цивилизации, а кельтам в них отведена роль людей тупых, ничего, кроме войны и возделывания пашни, не умеющих. Авторы более позднего времени вторят римским хроникам: кельты неизменно мрачны, неуклюжи и суеверны. И лишь современная археология опровергла эти представления. Не жалких жителей хижин разгромил Цезарь, но политико-экономических конкурентов, которые еще за несколько веков до того в техническом отношении намного опередили Рим.
Однако панорама кельтской жизни сегодня открыта далеко не полностью, у нее еще немало белых пятен. Многие места, где некогда процветала кельтская культура, еще не исследованы археологами.


По материалам журнала "Шпигель".
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:45 + в цитатник
Это цитата сообщения lindalesse [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Огамическая письменность

То обстоятельство, что кельтская культура эпох Гальштата и Ла Тена не пользовалась записями для архивирования и запоминания, всегда затрудняло её изучение. При этом нельзя назвать кельтов, а особенно друидов варварами, погрязшими в невежестве и вообще не пользовавшимися письмом.
Известно, что континентальные кельты использовали греческий алфавит (однажды воины Цезаря нашли в лагере гельветов таблички с поименными списками населения), позднее стал использоваться и латинский алфавит.
Использование письменности было всегда ограничено: Венцигеторикс не писал мемуаров, находясь в заточении (а жаль), а мифологические ирландские тексты были записаны уже после христианизации страны, не было найдено ни одного литературного памятника на огаме.
Знания передавались устно, так обеспечивалось их обновление и сохранялась живая мысль, кроме того, так избегали их случайного распространения. В Ирландии в V-VI вв. была специальная письменность "огам", состоящую из насечек или горизонтальных и косых линий, прочерченных с одной и с другой стороны вертикальной грани на камне.
В Ирландии, а также в Уэльсе и Шотландии (там, где основывались ирландские колонии), открыли более 300 огамических надгробий, надпись редко содержала больше двух слов: имя умершего и его отца, позднее благодаря этому, христиане сочли эту письменность безвредной.
В легендарных текстах огам всегда упоминается в связи с магией: Кухулин пишет огамом на дубовой ветке, которой он окружает мегалит, чтобы остановить Медб. Огамические надписи вырезались также на деревянных палочках, главным образом друидами, использовавшими их в своих заклинаниях и магических операциях. Заклятье действовало столько же, сколько материал, на котором оно было написано, таким образом, записанное проклятие было гораздо страшней, чем устное. Здесь можно отметить сходное использование рун в Северной Европе.
Традиция считает изобретателем огама владыку магии, бога красноречия, бога-вязателя Огмия, или, как его называли в Ирландии,Огму. Каждая буква была связана с деревом, временем года и, кроме того, заклинала определенные силы, что и использовалось в магии.
Огам можно разделить на 5 частей, по манере нанесения знаков: справа от грани, слева, поперек и "вокруг".
 (150x363, 15Kb)
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:44 + в цитатник
Это цитата сообщения Edem-Sandra [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Celtic Village. Wales

*
 (502x335, 90Kb)


 (502x335, 85Kb)


 (502x335, 95Kb)


 (502x335, 82Kb)


 (502x335, 84Kb)


 (502x335, 71Kb)


 (502x335, 66Kb)
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:44 + в цитатник
Это цитата сообщения Эржебет [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мир мертвых у кельтов

 (480x351, 53Kb)
Мир мёртвых у кельтов
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:36 + в цитатник
Это цитата сообщения Эржебет [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

История одного праздника

 (480x350, 46Kb)
читать о Halloween (очень много букв)
Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:36 + в цитатник
Это цитата сообщения alwdis [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Книги

В сей замечательный день обращаю ваше внимание на книги по кельтике.
С удивлением обнаружила "Дедушкины рассказы" сэра Вальтера Скотта - потомок клана Скотт (собсмтвенно, давшего название Шотландии) записал их для внука, коему излагал историю родины.
Книгу Бондаренко "Повседневная жизнь кельтов" рекомендую крайне! Великолепная вещь, праздник для кельтолюба :-) Прочие книги не знаю, но полагаю, что стоящие. "Меч в век рыцарства" - тож по тематике, благо кельтские мечи пользовались заслуженной славой.





Мифы и верования кельтов





Вальтер Скотт. История Шотландии: Дедушкины рассказы





Мифология Британских островов





Бондаренко Г. Повседневная жизнь древних кельтов





Мак-Кензи А. Кельтская Шотландия





Коллис Д. Кельты: истоки, история, миф





Окшотт Э. Меч в век рыцарства

Рубрики:  замки. страны.

Без заголовка

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:35 + в цитатник
Это цитата сообщения alwdis [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Об Ирландии

(Рассказывает Либерис, давно живущая в Ирландии)

...Однако, подлив себе для храбрости еще виски, а для вдохновения - еще ликера, я начала как заправский столетний шанахи на первом канале ирландского радио. То есть медленно, занудно и спотыкаясь:
- Остров Ирландия разделен на четыре провинции, которые, логично именуются пятинами...
- Почему? - изумилась подруга.
- Так исторически сложилось. Называются они Ульстер, Лейнстер, Мюнстер и Коннахт. И если рассказывать обо всех, мы тут с тобой будем сидеть, пока баньши не закричит.
- Баньши?..
- Именно. Это такое потустороннее кельтское существо, которое кричит всякий раз, когда умирает настоящий ирландец. Вот если бы твой муж был Мак Иванов, или еще лучше О"Иванов, у вас в роду была бы своя собственная баньши.
- Так. Выпьем за фольклорные традиции! - заключила (просто) Иванова.- Дальше давай рассказывай.
дальше :-)

И для дивности - фото из старого рассказа Либерис о кургане Ньюгрейндж (3200 до н.э, старше Стоунхенджа)



остальные
Рубрики:  замки. страны.


Поиск сообщений в Нешши
Страницы: 115 ... 19 18 [17] 16 15 ..
.. 1 Календарь