Россия простила Северной Корее долг в $10 млрд

 -Поиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
Поиск сообщений в Мс_СУДАРУШКА

 -Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Дата регистрации: 10.10.2010
Записей в дневнике:
Комментариев в дневнике:
Написано сообщений: 42
Популярные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приходят

Дополнительное образование и ФГОС

Среда, 05 Сентября 2012 г. 10:10 + в цитатник
Цитата сообщения eudgin Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения

 

 

  1. Проблемы и ошибки интегра­ции общего и дополнительного образова­ния при переходе на ФГОС об­щего образования.
  2. Что может дать дополнительное об­разование для реализации ФГОС общего образования?
  3. Новые условия в до­полнительном образовании для участия в реализации новых стандартов

 

Новые федеральные государственные образова­тельные стандарты (ФГОС) – возмож­ность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его не­прерывности как по вертикали (соответ­ствие и взаимосвязь содержания образо­вания и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходи­мый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе раз­вития ребенка). Главный механизм построения системы непрерыв­ного образования в рамках сферы куль­туры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соеди­нение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандар­тами. Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отве­чает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, се­мьей, обществом и государством, кото­рый в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариатив­ности образования, предполагающий соз­дание «личных пространств» на основе выбора. Инно­вации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образова­тельной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):

– пространства взаимодействия об­щего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятель­ность и др.;

– пространства взаимодействия обще­го образования и внеурочной работы: пред­метные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

– пространства взаимодействия до­полнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые меро­приятия.

Именно в рамках этих пространств воз­никает возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка.

Другой особенностью новых стандар­тов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образова­тельной программы отнесены:

– личностные результаты готов­ность и способность обучающихся к само­развитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников школы, отра­жающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентич­ности;

– метапредметные результаты – осво­енные обучающимися универсальные учеб­ные действия (познавательные, регулятив­ные и коммуникативные);

– предметные результаты освоен­ный обучающимися в ходе изучения учеб­ных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобра­зованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной на­учной картины мира.

Достижение планируемых результа­тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и сред­него (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении един­ства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразова­тельных дисциплин и произведений искус­ства, периодической литературы, публи­каций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, тра­диций и современной жизни своей Роди­ны, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рам­ках педагогически организованных соци­альных и культурных практик; других ис­точников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить ин­теграцию общего и дополнительного обра­зования.

Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при перехо­де на ФГОС общего образования:

– не изучается заказ детей и родите­лей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составле­нии вариативной части базисного учебного плана школы;

– нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части ба­зисного учебного плана школы и внеу­рочной деятельности. (Как сказали мои коллеги в одном из регионов, «вместо того, чтобы открыть ребенку для свобод­ного выбора дверь, ему открывают только форточку»);

– отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребен­ка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком заня­тий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;

– имеют место перегрузки детей;

– реализация ФГОС замыкается в сте­нах школы, класса, в необорудованных помещениях;

– «местнические» интересы руково­дителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия УДО;

– взаимодействие с учреждения­ми дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя простран­ства взаимодействия могут быть намного шире;

– организация дополнительного об­разования в школе доверяется непрофес­сионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;

– не определены условия финансиро­вания внеурочной деятельности.

Анализ проведенных проблем и ошибок интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС ново­го поколения в рамках многих экспери­ментальных площадок, показал, что наработанный опыт не только не обеспечит его реализацию в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и каче­ство образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и ав­торитет.

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как бо­лее мобильная часть системы образова­ния, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации об­разования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлени­ях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художе­ственной, технической, спортивной, соци­альной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной дея­тельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социаль­ного заказа на образование, что в свою оче­редь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процес­сов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические техно­логии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых катего­рий детей (трудных, с ограниченными воз­можностями здоровья);

– возможности работы в социуме, со­циального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравст­венного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского са­моуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений сре­ды и др.

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требо­ваниям стандарта, в самом дополнитель­ном образовании должны, произойти изме­нения. В системе дополнительного образования детей необ­ходимо создать следующие новые условия:

– широкое обсуждение ФГОС обще­го образования в коллективах учрежде­ний дополнительного образования детей, поиск вариантов включения УДОД в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образова­ния, усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соот­ветствующей новым ожиданиям заказчи­ков образованию;

– организация системы повышения квалификации руководителей и педаго­гических работников УДОД в вопросах реализации ФГОС нового поколения: раз­работка программ, проведение семинаров, мастер-классов и т.п.;

– развитие процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодей­ствия, разработка новых механизмов, про­цедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в услови­ях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных про­грамм, программ внеурочной деятельно­сти, совместных проектов, форм сотрудни­чества и др.);

– совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС обще­го образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, ло­кальных актов и т.д.), в т.ч. с учетом по­вышения оплаты труда работников обра­зования;

– новые требования к программам дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание интегрированным про­граммам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личност­ных и результатов, программам дистанци­онного обучения и др.;

– повышение качества дополнитель­ного образования, внедрение системы ме­неджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу резуль­татов;

– создание новых условий для постро­ения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результа­тов, формирования универсальных учеб­ных действий;

– изменение позиции педагога до­полнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образова­тельного процесса, больше внимания тех­нологиям интеграции;

– обеспечение большей гласности и открытости в системе дополнительного образования детей;

– развитие маркетинговой деятель­ности – изучение социального заказа на дополнительное образование, механиз­мов формирования заказа, рекламы дея­тельности, разработка предложений и т.д.;

– развитие методического взаимодей­ствия в вопросах совместной реализации ФГОС – методические объединения, ме­жучрежденческие кафедры, лаборатории, мастерские и т.д.

Таким образом, реализация ФГОС об­щего образования должна стать инстру­ментом правового регулирования отноше­ний в образовании и требуют разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия обще­го, дополнительного и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации вос­питания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.

 

Литература

1. Золотарева А.В. Проблемыиперспективывключениядополнительного образованиядетей впроцессреализацииФГОС общегообразования //Внешкольник, 2011. – N3. – С. 15-18.

 

 

 

 

Воробьева Т. Оценка качества в системе дополнительного образования детей

//Качество образования в школе, 2011. – N3. – С. 49-56.

 

Иванова И.А., Максимова Е.Д., Попова И.Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей

//Внешкольник, 2011. – N1. – С. 43-45; Приложение: C. XII-XVI.

 

Кадяева С.В., Семионова И.В., Пушкарева Т.Е., Лопатина И.В. Создание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования

//Методист, 2010. – N10. – С. 29-32.

 

 

Малыхина Л.Б. Методики анализа учебного занятия в системе ДОД

//Дополнительное образование и воспитание, 2010. – N11. – С. 10-14.

 

Новоселова Н.Б. Адаптация начинающих педагогов в системе научно-методической деятельности учреждения дополнительного образования детей

//Методист, 2011. – N7. – С. 34-36.

 

Сметанина Н.И. Педагог ДО как субъект повышения

качества дополнительного образования

//Дополнительное образование и воспитание, 2011. – N1. – С. 3-11.

 

Рубрики:  методики

Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Среда, 05 Сентября 2012 г. 18:26 (ссылка)
Благодарю за перепост
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
trolyalya   обратиться по имени Пятница, 16 Августа 2013 г. 08:21 (ссылка)
Большое спасибо! Как раз доклад нужен был на эту тему) Очень вовремя!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку

Найти дневники