-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.08.2010
Записей: 1754
Комментариев: 1120
Написано: 3733


О сне и пользе колыбельных песен

Среда, 29 Сентября 2010 г. 11:24 + в цитатник

«СПИ, УСНИ, ЗАКРЫВШИ ГЛАЗКИ»

                                                         (о сне и пользе колыбельных песен )

«Малыш заснул!» — сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для молодой мамы — немного отдохнуть.

Однако каждая мать по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы «усыпить» свое чадо. А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребенок заснул, создайте ему те условия, которые вы желали бы для себя — приглушенное освещение, тихая музыка... Кроме того, испокон веков существовало универсальное «снотворное» средство для детей — это колыбельные песни. И для нас с вами, оснащенных сегодня современной литературой по методам воспитания детей (иногда довольно противоречивой!), вовсе не зазорно брать из прошлого то рациональное, что отрабатывалось и тщательно отбиралось нашими предками....

У исследователей русского фольклора есть такое понятие, как «поэзия пестования», или материнская поэзия, которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Основой для ее создания послужило практическое знание специфики детского возраста, которое накапливалось в народной культуре годами и столетиями и было закреплено в многообразных приемах воспитания детей на разных этапах жизни.

Период младенчества — наиболее важный период в развитии человека. В народе от века до века жило представление: то, что ребенок «впитал с молоком матери», т. е. воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.

Глубокое понимание ответственности матери за судьбу ребенка дало удивительный результат — появление в народной культуре своеобразных жанров, в которых было «аккумулировано» выстраданное в материнских заботах о ребенке знание его потребностей, нужд, желаний; того, что может способствовать развитию или — наоборот — повредить тончайшую ткань его психики. Поистине, это были опыты, поставленные самой жизнью.

Что главное для ребенка, только что пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям — вот тот фон, который питает его зарождающуюся душу, формирует основные эмоциональные реакции на происходящее. «Не от еды дитя растет, а от радости», — гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей свое отражение в таких формах, как колыбельные песни, пестушки, потешки.

Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, — она была и исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей. «Песня матери, — писал поэт Расул Гамзатов, — главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни — основное средство воспитания в младенческом возрасте.

Слово «колыбельная» происходит от глагола «колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Издавна было подмечено, что при монотонном движении (определенном ритме покачивания) младенец быстро успокаивается и засылает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания — колыбели.

Форма для колыбельной песни добывалась многими поколениями матерей. Поскольку ребенок в младенческом возрасте еще не был в состоянии понять содержание песни, ее смысловое значение, главным становился ритм, звуковой «образ» песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой; спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной.     

Ученые установили, что на первом месяце жизни музыка как особый гармонический звуковой ряд оказывает успокаивающее воздействие на малыша. Это и неудивительно, ибо, как показывают результаты исследований, ребенок начинает воспринимать ритмическую мелодику еще в плодный период своего развития.

В колыбельной песне, которую пели младенцам, было много своих «секретов». Как правило, ударения в словах подчинялись ритмическому рисунку:

А баю, баю, баю,
Тебе песенку спою
Я про серого кота;
Как у серого кота
Колыбелька золота,
Позолоченная,
В ней постелька постлана:
Перинушка пухова,
Подушечка положена в голова,
А я, бабушка стара,
Ночевать кота звала:
— Приди, котик, ночевать,
Мово Ванюшку качать,
Уж ты, сон да дрема,
Приди к Ване в голова!
Спи, усни, закрывши глазки,
Баюшки, баю!

 

Значение колыбельной не ограничивается ее ролью как «снотворного» средства. Ежедневно и многократно повторяющиеся звуковые ряды колыбельных песен предопределяли возможность максимального восприятия младенцем слов, что вело к освоению им языковой культуры. Вместе с тем в колыбельной отражался и мир матери — ее чувства, переживания, мечты о будущем своего ребенка.

Через колыбельную песню матери ребенок знакомился с окружающим миром. Ведь образы с колыбельных — он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и пр.

Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», а следовательно, и упражнять свои голосовые связки.

Удивительно, но колыбельные песни для первых дней и месяцев жизни ребенка практически сплошь сотканы из существительных и глаголов — и это при всем богатстве, разнообразии и выразительности средств русского языка! Почему? Случайность ли это? Оказывается, нет. Здесь кроется глубокий смысл; в песнях используется лишь то, что ребенок может реально воспринять: предмет и его движение (предметное действие):

Я качаю, зыбаю,

Пошел отец за рыбою,

Мать пошла мешки таскать,

Бабушка уху варить,

Бабушка уху варить,

А дедушка свиней манить...

Колыбельная песня была рассчитана и на свойства памяти младенца, который еще не способен к прочному запоминанию звуковой (словесной) информации. Отсюда и различного рода повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов, цепочек слов в одной колыбельной:

 

Вы видите, что колыбельные песни — универсальное средство для всестороннего развития малыша. А коли так, — не пренебрегайте этой важной формой общения с ребенком. Не беда, что вы сомневаетесь в своих вокальных данных, — пойте, пойте тихонько, соблюдая ритм, и ваш единственный слушатель — ребенок непременно «оценит» это. Создавая традицию общаться таким образом с ребенком перед сном, вы создаете неповторимую атмосферу открытости и доверительности, которая сохранится на долгие годы, даже когда необходимость в колыбельных уже отпадет.

 

 


merlinwebdesigner   обратиться по имени Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 17:59 (ссылка)
Доброе слово, и кошке приятно. Ещё раз с Днём рождения, Нужное дело развиваете.Всего Вам доброго. Merlin.
Ответить С цитатой В цитатник
Огнена   обратиться по имени Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 18:09 (ссылка)

Ответ на комментарий merlinwebdesigner

Спасибо, что оценили!!!!!!!!
заходите почаще!
Ответить С цитатой В цитатник
merlinwebdesigner   обратиться по имени Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 20:05 (ссылка)
И Вам, спасибо. Как и обещал, буду забегать к Вам на Блог. Всего Вам доброго. Merlin.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку