-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Асмик

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Школа_Иггдрасиль Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 4592


Как мылись… в русской печи

Понедельник, 02 Ноября 2015 г. 11:28 + в цитатник
Цитата сообщения Капочка_Капа Как мылись… в русской печи?!!

Как мылись… в русской печи
 

Как много на свете бань – турецкие, ирландские, финские, японские. Подражая банным традициям разных народов, мы то забираемся с головой в бочки, то растираемся палочками, то закапываемся в песок. Между тем, за экзотикой далеко ходить не надо. Наши пра-пра-прадеды превзошли всех по части изобретательности в помывочном деле. Иногда они мылись… прямо в домашней печи!

Места в русской печи достаточно. Отопительная печь занимала не меньше трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека.

Веником в ней, конечно, не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно. Неизвестно, чего больше в такой изобретательности – рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим – и вода согреется) или «Емелевской» лени (зачем баню топить, если в печке вымыться можно).

Еще в 19 и начале 20 века отопительная печь часто использовалась как домашняя баня. Путешествуя по России во второй половине 19 века, этнограф С. В. Максимов отметил, что «в баню вовсе не ходят, предпочитая мыться в печках», хотя «бани здесь и существуют». Действительно, банные печи уже пару сотен лет были в ходу. А людям все равно нравилось мыться в печке…

 

Старый да малый – в печь полезай!

 

Чаще всего в печке мыли маленьких детей – очевидно, чтобы не застудить по дороге в баню, которая всегда стояла далеко от избы. Мать забиралась внутрь печи, а ей на деревянной лопате, которой обычно вынимали хлеб, подавали ребенка. Внутри печи уже стояли чугуны с нагретой водой, щелоком (прообраз мыла), целебными травяными отварами.

В печке было чисто: золу и углы тщательно выметали. Забирались в печку через зев, а чтобы не запачкаться, место перед зевом («под», а по-современному, плиту) покрывали досками или влажной соломой. На время банных процедур печную заслонку закрывали. Окончив мытье, мать «высаживала» ребенка на лопате, а затем выбиралась и сама. Отсюда, кстати, и пошли сказки про бабу-Ягу, которая одержима идеей изжарить непрошеных гостей в печи.

Мыли в печке и немощных стариков. Помощник забирался внутрь, а старец или старушка с комфортом «въезжали» в печь, лежа на широкой доске. Взрослые обычно мылись по одному. Терлись щелоком, волосы мыли золой либо яйцом. Пару поддавали, брызгая водой на горячие стенки печи, примыкающие к топке.

 

Почему женщины так любят печки?

 

Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях – например, во Владимирской губернии – девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи. А может быть, они сами не хотели мыться там, напуганные рассказами о баннике – нечистой силе, хозяине бани, который мог и раскаленный камень из банной печи бросить в немилого гостя, и дверь наглухо закрыть. Русская печка же стояла в доме, где висели иконы и каждый угол кропили святой водой. Поэтому мыться в ней было спокойнее.

 

А теперь сам процесс мытья в печи от очевидца..

 

Ладно, суть, по пунктам. Хотя начну я «с бани».

Для этого печь не всякая годилась. Для Хлебов – особая нужна. Да и  любая русская, что ладили печных дел мастера.

А вот, чтоб париться и мыться  в ней – нужна большая печь, чтоб мог поместиться там любой из взрослых, да ещё хотя бы один ушат, специальный, липовый, довольно узкий, но всё ж… где травы, веники и мёд запарены «для духа» и здоровья.

Сначала печь топили. Долго, жарко.  Только ольхой или берёзой. Дрова другие  – в другие дни. Потом, когда очистят от углей, золы – Хлеба! На всю «седмицу». Для гостей  и для семьи.

 

Лишь только после, когда Хлеба готовы, на скамью поставлены «созреть»,и холстом специальным, «Хлебным», покрыты..

печь готовят для мытья:

вдвигают широкую доску… Опять из липы – сидеть на ней, чтоб «не прижарить», ушат со взваром банным и вениками.

Для «хворых» и в особых случаях – специальным тестом обмазывают тело… и в печь! На голову всегда или платок повяжут,или «банный чепчик», чтоб не угореть. В такой печи,где удалось два раза мне прогреться-пропариться,два ушата по краям, а посередине, сидя – я.


Первый раз без теста…

С трудом залез,чуть обжигаясь,везде  без навыка – никак),  уселся меж ушатов. Над головой пространство – можно с веником рукой подвигать. Махать, как в просто бане, не получится, а протереться – в самый раз.

В одном ушате – чистая вода, в другом – довольно крепкий, духмяный взвар из трав и мёду,  не только мыться, даже пить возможно. Хотя питьё, специальный жбан, чтоб «дыхальца» открыть  на коже, дали перед печью.

Веники, берёзовый,дубовый в ушате со взваром.

Прогрелся чуть, протёрся пару раз берёзовым, он вместе с взваром помогает «дыхальца» открыть. Жар в печи со всех сторон,и даже снизу,хоть «на лопате» липовой сижу… Если бы ни взвар и ни вода, которой обтирался – наверно спёкся б…

В конце обязательно дубовым веником протереться – «дыхальца» закрыть. Конечно, если в печь один раз забрался. Старики по два,по три раза… дубовым всегда в конце.

Баня у этих стариков есть, великолепная баня!«По чёрному»! И дух в ней – сказка! Мы там несколько раз парились…

А вот в печи пропариться – особый случай…

Вылез. Розовый… На улице холодною водицей облился… Закутали не вытирая в простынку,и чай с малиной- мёдом из самовара… Пока весь пот не вышел. ДВА ВЕДЁРНЫХ САМОВАРА-ОДИН «ВЫДУЛ»!!!

Выжмешь простынь, снова чай… А пот ручьём! Потом – как выключили воду! Сухой!И вытирать нечего – сухой.


— Теперь энергично оботрись, и можешь одеваться. Хорошо держался, молодец. Постарайся  ещё разок прийти в следующую пятницу к Хлебам, да чуть пораньше. С командиром договорюсь, тебе очень надо. Тесто приготовим для тебя.

– Какое тесто? И зачем?


— А «хвори» убирать, малёхо накопил. И даже всем здоровым хоть один раз в три годочка надо. На родниковой, чистой водице,а если есть возможность на утренней зорьке росу собрать холстами с разнотравья,с лугов цветущих, хоть чуть-чуть.


Обмажем тело,в печи без веников и шаек посидишь,пока тесто коркою не станет.Вылезешь– отколупаем аккуратно,под дерево,  под дубочек, что вместе мы с тобой посадим – закопаешь, и будешь хоть куда!

Взято отсюда - кусочек о мытье в печи -

В гостях у хранителей Северной традиции

 

Давно прошли времена верований в банников и домовых. Золу заменил шампунь, а бани превратились в просторные помещения с комнатами отдыха. Но может быть, в удаленных деревушках есть семьи, которые по-прежнему считают печь лучшим местом для банных процедур.

И, как все необычное, мытье в печи однажды войдет в моду и станет не менее популярным, чем сауна или турецкая баня.

 

Источник

Рубрики:  РУСКИЕ
Метки:  

Звон_Рун   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2015 г. 19:07 (ссылка)
а по мне так в просторной баньке в две тыщи раз лучше! И что это за мытьё без веника)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку