Цитата сообщения Ларса
Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет
Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) - французская портретистка, дочь незначительного живописца; родилась в Париже. В раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне.
При всем том она не имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом, будучи принуждена трудиться из-за денег. Ее мать, женщина пустая и расточительная, в 1776 году выдала ее замуж за живописца, гравера и торговца картинами Лебрена, дела которого, на вид блестящие, оказались расстроенными, и который повел за счет жены-артистки открытую жизнь, отбирал у нее все ее заработки, предоставляя ей за то полную свободу поведения и сношения с людьми.
Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. В 1783 году, за написанный ею с самой себя портрет, парижская академия приняла ее в свои члены. Она попала в большую милость к королеве, которая дала ей титул своей первой портретистки, пела с ней дуэты, брала ее с собой на прогулки, сделалась почти ее другом.
Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Из Италии она перебралась в Вену и пробыла тут около трех лет, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года.
Везде принимали ее с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители художеств окружали привлекательную артистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии подносили ей членские дипломы. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву.
Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. По случаю принятия своего, в 1800 году, в почетные вольные общники нашей академии, она принесла ей в дар свой портрет собственной работы, находящийся доныне в зале заседаний академического совета.
В 1801 году Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие.
Автопортрет с дочерью
Автопортрет с дочерью. 1789
Портрет Великой княжны Елизаветы Алексеевны. 1795
Портрет дочерей императора Павла I, Эрмитаж
Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, Эрмитаж
Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя сыновьями. 1787
Мадам Перрежо. 1789
Герцогиня Орлеанская. 1789
Серия сообщений "живопись":
Часть 1 - У церкви стояла карета...
Часть 2 - Галерея красавиц
...
Часть 29 - ЖАН АНТУАН ВАТТО
Часть 30 - Никола Ланкре
Часть 31 - Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет
Часть 32 - Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов
Часть 33 - Неврев Николай Васильевич
...
Часть 77 - Андрей Маркин. Женский образ
Часть 78 - Андрей Маркин. Пейзаж
Часть 79 - БАКАЛОВИЧ Степан (Стефан-Александр) Владиславович