ВСТУПЛЕНИЕ.
Любое рождение окутано тайной. По крайней мере, так кажется большинству людей. Ведь рождение – начало чего-то нового, а новое напрямую не вытекает из старого. Возникает какая-то комбинация факторов, которая и приводит к рождению. Это касается как живой природы, так ещё в большей степени – организаций людей. И любой народ, по идее, должен трепетно относиться к моменту рождения своего государства. Обычно этот момент овевается различными легендами, взять для примера историю Рима. Чего только не придумали римляне, чтобы возвеличить историю возникновения своего города, придать ей мощный мистический налет. Тут и история про волчицу, которая вскормила создателя города, и целый цикл легенд о его деятельности по возведению города, и даже легендарная смерть, когда его унесло ветром в небеса.
Рождение русского государства не имеет такого мистического налета как рождение Рима. Но, тем не менее, оно благодаря летописцам тоже оказалось овеяно существенным количеством легенд, которые, однако, носят более реалистический характер по сравнению с началом римской истории. И над разгадкой того, что в русских летописях вымысел, а что быль – давно бьются русские историки. Однако цель автора не в том, чтобы докопаться, наконец, до всей исторической правды – пусть этим занимаются историки. Автор лишь рассмотрит летописные легенды через призму их правдоподобия событиям, которые могли иметь место в реальной истории. Цель автора – попытаться воссоздать атмосферу того времени на землях Восточной Европы, реконструировать цепь событий и действующих лиц, которые и привели к рождению русского государства.
При рождении каждое живое существо получает ряд черт, которые делают его во многом уникальным, неповторимым. Что отличает русский народ и созданное им государство от подобных им? Чтобы ответить на этот вопрос, надо взглянуть на историю рождения русского государства в более широкой исторической перспективе, ведь черты, характер и прочее отдельного человека тоже не полностью угадываются в момент рождения. Чему же служило русское государство на протяжении веков, какой мир охватывало в своей деятельности? Русский локальный мир на протяжении почти тысячелетия – мир крестьянской общины. До начала 20в. он претерпел не очень значительные изменения с момента своего возникновения. Но и до появления русских, украинцев и белорусов славяне были земледельцами и жили в деревнях. Их основной деятельностью было выращивание зерновых и содержание придомного скота, что и кормило крестьянскую семью. Однако семья не существовала отдельно, семьи объединялись в общину. Но такая община оказывалась практически беззащитна перед лицом внешнего противника, стремящегося взять блага жизни с помощью оружия. Поэтому крестьянским общинам трудно было противостоять как племенам кочевников Юга, рыскавшим по степным просторами, так и германским варварам Запада, для которых главным занятием мужского населения была не пахота, а война. В борьбе с этими противниками и прошла большая часть как истории ещё не разделившихся славян, так и истории славянских этносов Восточной Европы. И ответом на вооруженные домогательства соседних народов и стало рождение русского государства, которое при таком взгляде на историю восточных славян стартует с периода Киевской Руси.
Создание Киевской государственности стало, таким образом, своеобразным ответом населявших Восточную Европу земледельческих племен на вооруженные домогательства соседних народов. Однако помимо этой главной цели, которую несло русское государство, была ещё одна значительная черта, которая отличает её от лиц аналогичных государств того времени. Восточная Европа - это территория разветвленных речных систем, которые в ней играют более значительную роль по сравнению с той же Западной Европой. Реки Запада и не очень велики, и главную роль в этом регионе играют моря. Государство восточных славян создавалась именно как «речное государство», где реки играли роль основных дорог. И эта роль рек очень долго была основной уже и в истории России. Поэтому не стоит сильно пенять на то, что в России издревле плохие дороги, главные дороги России до 20в. – это реки. Ну, а дураков в любой стране хватает. Просто российские дураки вовремя не осознали, что с началом промышленной революции реки утрачивают значение главных дорог России, и существенная нагрузка теперь падает и на рукотворные дороги.
НАЧАЛЬНЫЕ ЛЕГЕНДЫ РУССКОЙ ЛЕТОПИСИ.
Русские летописцы были всяко не дураки, поэтому начало русского государства попытались разукрасить множеством легенд. Которые они зачастую перенимали у других народов. Однако, чтобы легенда органично вписывалась в летописную историю, нужно было чтобы легенда соответствовала каким-то реальным событиям, произошедшим в ней. Базируясь на этих реальных событиях, русские летописцы наверчивали на них легендарные истории, почерпнутые из устной традиции. И легенда о родоначальнике династии Рюрике, по всей видимости, из их числа. Имя Рюрика достаточно долго не встречается в правящей на Руси династии, появляясь лишь в восьмом колене. Так нарекли будущего князя Перемышльского, сына Ростивлава Владимировича (род. 1038г.) и венгерской королевны, который был князем в 1085-1092 годах. Но дед его Владимир Ярославич и был Новгородским князем с 1036 по 1052 годы. Именно в новгородских землях и бытовала легенда о призвании князя из балтийских стран, в киевских землях для неё не было почвы. Поэтому первые списки киевской летописи вряд ли содержали эту легенду. Их начали создавать в середине 11 века ещё, по-видимому, при Ярославе Мудром, который очень любил книги и часто их читал (а правил он в Киеве около 40 лет – самый большой срок среди киевских князей), поэтому он и был, скорее всего, первым заказчиком летописной русской истории. Когда появился запрос на летописи, то монахи и задумались – как возвеличить правящую на Руси династию. И история с призванием Рюрика в Новгородские земли здесь была как раз в жилу.
Видимо, реальный родоначальник династии киевских князей – Игорь не имел столь значимой родословной (если она была вообще известна), к тому же оказался весьма неудачливым правителем, поэтому ставить его во главе династии было очень сомнительно с точки зрения княжеских летописцев. Ведь Киевская Русь при Ярославе Мудром достигла пика своего могущества в Европе, и такой неудачливый правитель не годился на роль родоначальника династии. А вот Рюрик, достаточно известный на Западе, вполне подходил на эту роль. Но летописцы ничего легендарного на Руси Рюрику не приписали – это могло вызвать подозрения на Западе. Оброс легендами его воевода Олег, который и стал правителем на севере Руси после смерти Рюрика. А мостик от Рюрика к реальному киевскому правителю Игорю и был подведен летописцами через кровнородственные отношения – Игорь был объявлен сыном Рюрика несмотря на то, что это привело к многочисленным хронологическим издержкам (да и реальный Рюрик Ютландский детей вроде не имел). Эти издержки хорошо известны в исторической литературе, поэтому здесь мы не будем их разбирать, как не будем и анализировать и соответствие личности реального Рюрика призванному на север Руси князю. Видимо, само призвание было, а кто был призван – не столь и важно, потому как легендарная роль создателя русского государства досталась воеводе Олегу, а он в этих летописных «династических играх» и не был задействован. Странную, однако, ситуацию создали русские летописцы – создатель государства оказался «не у руля» правившей 21 поколение на Руси династии.
Но именно Олег стал главной легендой начальной русской летописи, получив броское прозвище – Вещий. В его уста и была вложена знаменитая фраза: «Да будет Киев матерью городам русским!» Под этим девизом и была написана русская летопись – Повесть Временных Лет. Летописцы, не наделив Олега первородством в отношении правившей на Руси в течении 7 веков династии, саму его деятельность превратили в красочный набор легенд, начиная от захвата Киева, обложения данью окрестных славянских племен, постройкой городов на Руси, знаменитым (но вряд ли реально имевшим место) походом на Константинополь, когда флот был поставлен на колеса и двигался под напором попутного ветра, и закончив это красочное описание его жизни легендарной смертью от «коня своего». Всем этим легендам оказалось очень мало подтверждения, как в исторических, так и в археологических источниках. Даже могила Олега до сих пор не найдена, хотя, предположительно, она находится на севере Руси – в Ладоге. Тогда как предположительная могила Ромула в Риме всё же найдена. Однако, стоит отметить, что Киев начал застраиваться со славянского Подола примерно в 880-х годах, как раз во времена летописного захвата Киева Олегом. При этом использовались вроде северные приемы древнерусского домостроения. В реальности получается, что захвата города не могло быть, так как и самого города Киева в тот период ещё не существовало. Но город и начал строится во времена деятельности легендарного Олега Вещего. То есть, какая-то историческая подоплека деятельности Олега была, но вряд ли она соответствовала уж очень сильно тем легендам, которые летописцы приписали его жизни. Но здесь ситуация ничуть не хуже, чем в начале римской истории. Легендам о жизни Ромула мало кто верит, но сама его личность признана исторической в качестве основателя римского города-государства. В принципе и мы можем так поступить, признав Олега Вещего в качестве основателя древнерусского государства. Однако стоит разобраться в деталях эпохи, которая последовала после его кончины. Тогда процесс рождения русского государства станет для нас более понятен и менее легендарен.
СОБЫТИЯ НА ЮГЕ И РУССКИЙ КАГАНАТ В ДЕВЯТОМ ВЕКЕ.
Как выяснено археологически, никакого городского поселения (а, возможно и даже деревенского) на месте Киева почти до конца 9 века не было. Но население на юге земель, вошедших потом в состав Киевской Руси, было значительно более многолюдно чем на севере, где и существовал лишь один небольшой городок до 10в. – Ладога. Тогда как на юге и востоке земель славянских племенных союзов насчитываются десятки городищ, площадью не менее гектара. Рядом же с юго-восточной оконечностью славянских земель существовала салтово-маяцкая культура, отмеченная рядом белокаменных крепостей, гончарной керамикой и высокоразвитой металлургией. Она принадлежала ираноязычным аланам, чересполосно с которыми проживали тюркоязычные булгары. Здесь наблюдался переход от кочевого к оседлому быту. Эта культура не могла не оказывать существенного влияния на своих славянских соседей – северян и вятичей. Как в таких случаях обычно бывает, проживание рядом с высокоразвитой культурой того периода «окультурило» жившие ещё патриархальным обществом племена северян, вовлекло их в процессы социального расслоения раннефеодального общества. Расслоение должно было идти под базовым влиянием торгово-военного фактора. При этом полоса алано-булгарских крепостей, протянувшаяся от верховий Северского Донца к Осколу и верхнему Дону, достаточно явственно указывает на этот фактор - на торговой путь из Волжской Болгарии в левобережье среднего Днепра. Так что первый русский каганат формировался на базе торгового пути в Волжскую Болгарию, тогда как следующий – на базе торгового пути по Волхову, Ловати и Днепру.
Ясно, что по этому пути в Булгар через Оку поставлялись традиционные товары здешних земель – звериные шкурки, мед, воск. Но второй рукав этого пути – через Днепр на Византию до начала 10в. задействован практически не был. Более того, согласно сообщению Ибн Хордадбеха, купцы-росы всё же спускались по Днепру в Черное море, но путь держали не в Константинополь, а на Каспий через Керченский пролив, вверх по Дону, далее волоком на Волгу, а затем вплоть до Багдада. Объясняется это восточное направление торговли россов в середине 9в. тем, что столица Арабского Халифата была много богаче Константинополя того периода, поэтому именно в Багдаде сходились всё основные пути мировой торговли того периода. Более того, именно торговая активность арабских купцов и стимулировала включение лесных массивов Восточной Европы в мировую торговлю. Византия почти до конца 9в. была просто не в состоянии конкурировать в этом деле с Халифатом. Лишь с началом его распада в последней четверти 9в. роль Византии в мировой торговле стала расти. И именно это переключение (сначала лишь частичное) потоков мировой торговли с Халифата на Византию и создало предпосылки для образования торгового государства на пути «из варяг в греки». И как раз в этот период и началась застройка на киевском Подоле.
Но ранее, в 860г. эскадра россов численностью в 200 судов атаковала предместья Константинополя и, захватив хорошую добычу, благополучно удалилась восвояси. По свидетельству греков, они не ожидали морского удара с Черного моря, армия и даже гарнизон города были отправлены на войну с арабами, вследствие чего морской набег россов и оказался удачным. Конечно, это было не первое знакомство византийских греков с россами, но неожиданность удара говорит о том, что особой торговли россов с греками и не было до этого момента, византийцы просто представить не могли, что россы могут собрать такой флот. Кто же были эти россы, что атаковали Константинополь в 860г.? Версия о викингах с Ладоги выглядит очень сомнительно, ведь их отряды того периода в Восточной Европе вряд ли сильно превышали сотню человек. Идти воевать Константинополь в ту пору, когда викинги ещё только осваивали север Русской равнины – достаточно фантастично. Если эта эскадра состояла из алан и булгар салтово-маяцкой культуры, то зачем этим россам был нужен такой кружной путь в Нижний Дон через Черное море, когда они могли туда добраться со Среднего? Скорее всего, эти россы местом пребывания имели левые притоки Среднего Днепра, территорию северян. В дальнейшем именно эти земли и получили наименование Русской земли в узком смысле в отличие от всей остальной Киевской Руси. Но эти россы отличались от основной массы славянского населения северских земель. Они, наверное, и получили своё наименование «светлых» («росс/рус») в противовес «черным» («сев» на иранских) – крестьянскому населению северских земель. Далее в русском языке это противопоставление и закрепилось в виде: светлый князь и черные люди (простолюдины и даже чернь).
В общем, эти обстоятельства указывают на то, что россами тогда называли вооруженные отряды купцов, контролировавших торговый путь на Волжскую Болгарию с левобережья Днепра до Оки, включая и реку Воронеж. Иранские наименования россов и северян говорят о том, что они даны были, скорее всего, аланами салтово-маяцкой культуры. А сам торговый путь, проходивший севернее булгаро-аланского (с верховой Северского Донца на реку Оскол, далее по Тихой Сосне в реку Воронеж, а из неё волоком в приток Оки Цну), имел, скорее всего, такую конфигурацию: с Десны на Сейм и его приток Рать, далее волоком на реку просто Сосна, из неё по Дону на другой приток Оки.
Ещё более северо-западное ответвление этого пути могло идти от Сейма на его приток Тускарь (на ней ныне стоит Курск), далее по Снове в ныне Самодуровские болота, из которых вытекает речка Очка, приток Оки. Говорят, что на месте нынешних болот было озеро, которое соединяло Волжский и Днепровский речные пути без волока. Массовая вырубка лесов привела к обмелению рек, в Суле, Ворскле находили остатки старинных судов. Самый значительный массив городищ, тем не менее, расположен чуть севернее г.Воронеж, он включал 4 городища (среди которых «Михайловский кордон» – 9га), ряд селищ, 5 курганных могильников. Здесь, видимо, были стоянки торговых судов перед их переходом в аланские земли.
Таким образом, мы имеем две почти параллельных речных магистрали торгового пути в Волжскую Болгарию. Наверняка они конкурировали между собой, чем и объясняется возведение крепостей и городищ на каждой из них. Конкуренция была, по-видимому, и этническая. Аланский путь наверняка аланами с булгарами и контролировался. А вот кто контролировал славянский путь? Сам торговый путь наверняка начал осваиваться от Волжской Булгарии. Следовательно, в его организации должны быть задействованы волжские булгары, возможно, остатки восточных балтов и кто-то из финских народов Поволжья. Но большая часть его проходила по славянским землям, поэтому языком межнационального общения среди купцов наверняка и стал славянский. Но если по языку эти россы ославянивались (на это указывает сообщение Инб-Хордадбеха), то по деятельности и социально они от основной массы славян существенно отличались. И именно от их имени территории Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств и должны были получить наименование Русской земли в узком смысле. Есть и вторая , менее вероятная версия происхождения наименования этих купцов россами: гидроним рось происходит от индоевропейского ros- в значении «вода, влага». Рек с корнем Рос/Руз/Рша достаточно много в северских землях (достаточно сказать, что согласно Набуту, река Оскол была известна в древности как Рос). Поэтому люди, плававшие по этим рекам, могли получить наименование россов уже и от славян, что означало уже «людей воды», а не «светлых». Названий же рек с корнем Рос хватает и в других славянских странах. От него, скорее всего, и пошло наименование русла и русалок – водных дев.
Видимо, именно этой торговой корпорации россов и принадлежит первый, но единственный удачный поход россов на Константинополь в 860г. Но вряд ли им имело смысл делать Киев стольным градом - он стоял на обочине торгового пути 9в. Киев, скорее всего, возник или стал использоваться как форпост северной Руси в Среднем Поднепровье.
ЭПОХА ИГОРЯ СТАРОГО. ПОХОДЫ ВИКИНГОВ НА ВОСТОКЕ.
С конца 9в. начинает резко нарастать активность новых военизированных торговцев на землях Русской равнины – викингов. В отличие от Западной Европы, где викинги для своих нападений и торговли в основном использовали моря, в Восточной этим охотникам за чужим добром пришлось уходить вглубь сухопутной территории далеко по рекам. Такое передвижение надо признать всё же достаточно непривычным для формирований морских разбойников, так как долгое плавание по реке предполагает и многочисленные ночевки на берегу. И тут уж речь о внезапности набегов самих викингов явно не идет. Скорее они сами могли оказаться объектом внезапной атаки аборигенов. Поэтому осваивать речные транспортные магистрали востока Европы им наверняка пришлось постепенно, со временем всё дальше проникая вглубь континента. И как показывают археологические раскопки, поначалу викинги были очень немногочисленны. Раскопки в Гнездово под Смоленском (где был волок с Западной Двины в Днепр) показали, что даже в период расцвета во второй половине 10в. число жителей не превышало 800 человек, а к «скандинавским» могилам относится не более 5%, т.е. скандинавов в качестве постоянных жителей было не более 30-40 человек. Конечно, не все скандинавы оседали на русскую землю окончательно, многие возвращались на родину. Но всё равно, присутствие скандинавов на русских землях не очень значительно. Городков, подобных Гнездово и Ладоге но даже меньших по размеру, не более десятка. Соответственно, все военные силы скандинавов на Руси начального периода экспансии викингов на востоке Европы исчисляются несколькими сотнями.
Однако первая половина 10в. отмечена многолюдными экспедициями со значительным скандинавским этническим компонентом на Востоке – это два похода на Каспии и один на Константинополь. Первый поход на Каспий имел место в 910-х годах, походы на Константинополь в 941 и Бердиа (в Азербайджане) в 943/44 были наверняка связаны между собой. По свидетельствам очевидцев, в начале 10в. флотилия на Каспии состояла из 500 судов, на Константинополь ходило до 1000 (вроде на каждом судне 30-40 человек). Эти два периода многолюдных походов викингов разделяет около 30 лет – как раз возрастная разница между поколениями, а периоды многолюдных походов викингов так и разделены в истории: сначала ходили отцы, затем их дети. Хотя большинство скандинавов, ходивших в эти походы, сложили голову на чужбине, но кое-кому удалось вернуться, притом богатыми, о чем говорят раскопанные клады в шведской Бирке. Однако эти походы на Востоке – самые значительные деяния скандинавов, оставившие и рукописный след в истории. Наверняка в первой половине 10в. было множество и других деяний скандинавов уже на территории Восточно-Европейской равнины. Чем примерно занимались эти скандинавские бандформирования – описано у Ибн-Фадлана. Они в основном торговали живым товаром – румяными девушками, которых сбывали в Волжской Болгарии, Хазарии и даже Багдаде. А добывали этот товар они во время набегов на славянские и финские поселения. Так что основным занятием скандинавских бандформирований был грабеж и торговля результатами этого грабежа.
Вряд ли подобные бандформирования имели тягу к созданию государства. Скорее местному населению требовалась защита от бесчинств этих новых вооруженных грабителей востока Европы. А в степи господствовали печенеги, тоже совершавшие набеги на славянские земли. Ну и политическое возвышение Хазарского каганата привело к тому, что большинство славянских племен на юге и востоке оказалось обложено данью. При таком давлении соседей и встал вопрос о создании собственного государства у восточноевропейских славян. Это, так сказать, желание народных низов. А с другой стороны, племенная верхушка, которая наверняка обогащалась на торговых операциях, тоже нуждалась и в защите, и в военном руководстве. Поэтому на севере славянских земель князя и призвали – надоели набеги скандинавских бандформирований. Однако Вещий Олег, по-видимому, достаточно быстро осознал необходимость формирования своего подконтрольного торгового пути – Волжский то был уже занят. Местоположение Киева в качестве форпоста Северной Руси на юге славянских земель выглядит с этой точки зрения идеально: уже есть один торговый путь через Десну в Волжскую Болгарию, осталось создать торговый путь с севера на юг в Византию, ну и от Киева – на запад. Поэтому северным руссам Киев весьма годился в качестве форпоста, а далее и стольного града, через который они могли контролировать южные русские земли. Ведь Киев стоял на перекрестке всех их торговых дорог.
И Олег наверняка предпринял определенные действия, чтобы укрепится в южно-русских землях. Киев начал застраиваться. Но тут и надвинулась эпоха многолюдных походов викингов. Как было удержать власть в только что возникшем государстве под напором столь многочисленных викингов? Да и кто они были, эти северные русы? В дальнейшем в Киевской Руси русы отделялись от остальных варягов. Наиболее вероятной мне представляется версия, что приглашенная княжить в новгородские земли дружина была родом из Пруссии, тем более что в дальнейшем в самом Новгороде и возник прусский конец. А её основу составляли фризы – будущие голландцы, которые торговые операции на Балтике освоили примерно на полвека раньше начала экспансии викингов. На Калининградской земле они основали колонию Трусо для торговля янтарем. От их имени и все местные племена в дальнейшем начали именоваться пруссами, это имя было явно завозным, не имевшим местных корней. А на Руси фризы-пруссы трансформировались в русов, так как в старославянском не было фонемы [ф]. Тем более, что название страны фризов – Fruso. На юге восточнославянских земель северные русы пересеклись с россами, включили их в свою дружину, и теперь все эти пруссы+россы и стали именоваться просто русью. Но как им было противостоять многочисленным викингам, жадным до добычи? И решение было найдено: их отправили воевать соседние земли. В конце правления Олега Вещего бандформирования викингов были отправлены на Каспий, а при Игоре Старом главарь викингов Хельга, известный по Кембриджскому документу, был отправлен воевать на Тамань. Но там он потерпел поражение от хазарского-еврейского полководца Песаха, в результате чего, по договоренности с последним, отправился походом на Царьград. Формальным главой похода считался, по-видимому, Игорь, но военная сила была явно у Хельги. После поражения в Византии Игорь вернулся с десятком лодок к Керченскому проливу, туда же, по-видимому, прибыл и Хельги. Но дальше их пути разошлись – Игорь вернулся в Киев, а Хельги пошел походом на Бердиа, где и погиб.
Игорь вернулся домой с немногочисленной дружиной, которую надо было содержать. Но платить дань за время отсутствия киевской дружине не отказались, по-видимому, только древляне. При попытке взять третий раз с древлян дань Игорь и погиб. Кто он был по национальности? Вряд ли это имеет большое значение для дальнейшей истории. Он мог быть викингом, захватившем власть в Киеве где-нибудь в 930-х годах, мог происходить из южных россов, мог быть из северных пруссов-русов. Но он был женат на псковитянке Ольге, и именно её происхождение имело существенное значение для дальнейшей истории. Есть все основания предполагать, что княгиня Ольга происходила из дома Вещего Олега, и именно ей в наследство и оставил Северную Русь Олег. 1) Воевода Свенельд вел себя очень независимо от Игоря, скорее всего он подчинялся Ольге. 2) У Ольги рядом с Киевом был собственный городок-крепость – Вышгород. Как такое было возможно, если она не была владетельной дамой, а просто женой киевского князя? 3) Именно Ольга начинает строить Новгород в качестве военной базы для похода на Хазарию, до неё в истоке Волхова существовал только набор деревень. Киев, по всей видимости, находился под неусыпным контролем хазар после поражения Хельги от Песаха. Поэтому размер киевской дружины наверняка был ограничен еврейско-хазарскими степняками. Платил ли Киев дань хазарам – доподлинно неизвестно, но сама легенда о двусторонних мечах намекает на такую возможность. В Вышгород хазары доступа, по-видимому, не имели, потому как он был наследственной вотчиной правительницы Северной Руси, которая никаких обязательств перед хазарами не имела, в отличие от Киева. Но Вышгород был сильно мал, чтобы там формировать большое войско для войны с хазарами. Поэтому выбор Ольги и пал на северные земли, не доступные для контроля хазарам. Туда и был в итоге отправлен малолетний Святослав вместе со Свенельдом – для создания многочисленного русского войска. В него можно было включить как местных славян и финнов, так и навербовать варягов. В Киеве это было сделать малореально. 4) Ольга создает на русских землях систему погостов – для взимания постоянной дани, необходимой для строительства Новгорода и формирования войска против хазар. Наверняка вся эта дань шла мимо Киева, как и дань в пользу Вышгорода. Соответственно, в Киеве у княгини было соглашение с киевской знатью, дань в пользу Киева распределялась между княгиней и горожанами. А вот данью с дальних мест Ольга могла распоряжаться самостоятельно.
В итоге всей этой деятельности Ольги поставленная ею задача – разбить Хазарский каганат – была решена её сыном Святославом. Только после этого Киевская Русь могла себя считать вполне самостоятельным государством, не зависящим от всесильной до этого в Восточной Европе руки Итиля. Поэтому именно княгиня Ольга и завершила процесс, начатый Вещим Олегом – процесс создания русского государства. Логично, что её и стоит признать создательницей этого государственного образования.
СТРОИТЕЛЬНИЦА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
Деятельность Ольги в летописи Нестора описана рядом легенд. Это, прежде всего цикл, посвященный мести древлянам за смерть мужа. Два сжигания послов, зажигание Искоростеня с помощью птиц, взятых в качестве дани. Легендарно описано и посещение Ольгой Константинополя, где император вроде бы сватался к княгине, а она его обманула с помощью собственного крещения. На то, что такой эпизод вряд ли имел место, указывает: 1) что Ольга прибыла в Константинополь со своим священником Григорием (а значит, была уже крещена), 2) император Константин Багрянородный уже был женат. Соответственно, весь этот эпизод вставлен для красного словца. Зажигание Искоростеня с помощью птиц тоже кажется сомнительным, птицы вряд ли с горящим пламенем полетели к себе домой. Скорее всего, зажигание городища было произведено с помощью стрел. А вот убийство послов древлян вполне могло иметь место, именно такие ритуалы и применялись при захоронениях знатных лиц варяжского происхождения. Захоронение в ладье применялось для знатный лиц, но не самого высокого статуса. Видимо, первое посольство таких лиц и не содержало. Поэтому во второе посольство Ольга попросила прибыть самых лучших мужей древлян. И их сжигают в бане – своего рода погребальной камере. У этого сжигания есть удивительно похожий прототип на родине Ольги – на псковщине. В районе выбутских порогов, у деревень Ерусалимская и Ерошиха в 1878 и 1912 гг. были раскопаны 8 крупных сопок, в семи из которых были найдены сложенные из бревен и плах погребальные камеры, в которых производилось сожжение умершего на месте через специальное топочное отверстие. Последняя деталь напоминает сожжение послов «от дверей» в Киеве и эта вторая месть Ольги имитирует редкий погребальный обряд высокого социального статуса, бытовавший на псковщине.
В летописи из первых русских князей легендами овеяна деятельность только Олега Вещего и Ольги, ни Рюрик, ни Игорь такой чести летописцами не удостоены. Этот факт указывает на то, что для летописцев только деятельность Олега и Ольги оказалась значима в деле создания русского государства, двух других правителей Киевской Руси из числа первых к такой деятельности можно считать почти не причастными. Это и увеличивает фокус нашего внимания на личности Ольги, жизнь которой известна не только по легендам летописи в отличие от Олега Вещего. Но наряду с летописным и другими описаниями в псковщине до нашего времени бытует ряд народных преданий о её жизни. Факт сам по себе весьма удивительный, такой чести – народных преданий – не удостоился больше никто из киевских правителей, исключая лишь её внука Владимира, который такой чести удостоился, по-видимому, за крещение Руси. Но прежде чем я перейду к этим народным преданиям, логично досказать – чего же такого Ольга сделала для рождения русского государства.
В результате неудачных походов русов на Константинополь в 941г. и Хельги на Кубане и на Каспии престиж киевской княжеской власти был сильно подорван. Да и военные возможности Киева, по-видимому, оказались сильно ограничены. Этим и объясняется поведение древлян, которые не только убили киевского князя (как бы по делу – не фиг троекратную дань взимать), но набрались наглости и решили посватать своего князя за Ольгу – видимо, считали, что Киев в подобных обстоятельствах на войну даже с ними не способен. А выход замуж за их князя Мала княгини Ольги даст Киеву сильного князя, способного вернуть Киеву былую мощь. Но киевляне рассудили по иному, однако опасались всё же объявить войну древлянам в лоб, поэтому и прибегли к трем уловкам (кроме казни послов по летописи было ещё убийство 5000 [цифра все же сомнительна] древлян на поминальном пиру по Игрою) чтобы лишить древлян лучших воинов и военноначальников. Но даже после этих уловок война продолжалась в 946г. все лето(Игорь был убит в 945) – видимо, воинские возможности Киева были действительно невелики, если даже ближайших соседей Киева пришлось усмирять такой срок.
Однако привести к покорности древлян Ольге было крайне необходимо, иначе бы вряд ли кто из данников Киева мирно отдавал дань. Эта дань собиралась посредством ежегодного полюдья – объезда подвластных земель для сбора дани с них, описанного у Константина Багрянородного. Правда, это описание соответствует той ситуации, которые сложилась в русских землях к моменту восстановления этого порядка Ольгой к середине 10в. После «усмирения» древлян в 946г. Ольга и отправляется в полюдье, но уже в 947 году, далеко отклонившись от традиционного пути полюдья (традиционный маршрут включал земли древлян, далее вверх по Днепру до Смоленска, затем возвращение по Десне к Киеву), она посещает земли по рекам Ловати, Луге и Мсте. Там она начинает создавать систему укрепленных погостов – систему государственной администрации со штатом, который обычно жил в близлежащих деревнях. В задачу этого штата входила охрана погоста, сбор налогов и встреча княжеской дружины во время полюдья, возглавлять которую мог уже не сам князь, а кто-то из княжеской дружины.
То есть при Ольге впервые на русских землях появляется государственная власть на местах. Собственно именно этот момент можно считать моментом рождения государства на русских землях – государство появляется тогда, когда появляются постоянные его представители на местах, ведающие сбором налогов с подвластного государству населения. Различные системы сбора дани с окрестного населения на Восточно-Европейской равнине зафиксированы ещё со скифских времен. Скорее всего, обложение данью на этих территориях существовало ещё до скифов в бронзовом веке со второго тысячелетия до н.э. Но никто из историков не возводит эти даннические зависимости одних племен от других к появлению государства. Система полюдья была и трудоемка для центральной власти (князьям надо было самим тратить полгода на объезд даннических территорий), и малоэффективна – вряд ли даннические племена стремились собрать побольше дани для Киева, скорее часть населения во время полюдья предпочитала скрыться подальше от княжеской дружины в леса, благо на русских землях их навалом. А военные поражения Киева грозили всю систему полюдья разрушить до основания, что почти и произошло в ситуации позорного поражения русов под Царьградом и последующей гибели Игоря. А ведь дальше надо было собранную в виде мехов дань сбыть в Константинополь, на что уходило оставшиеся полгода. В результате князь со своей дружиной практически не бывал в Киеве, только во время подготовки экспедиции к Константинополю и сразу после неё. И Ольга решила эту малоэффективную систему сбора и сбыта дани заменить системой постоянно действующих мест сбора налогов – системой погостов. Именно в этом её начинании и виден ум выдающейся деятельницы начальной русской истории! Сначала она в очень непростых условиях восстановила данническую зависимость от Киева окрестных племен, а затем сразу начала её трансформировать в государственную.
А следующей задачей Ольги стал разгром Хазарского каганата, от которого Киев попал если не в прямую, то в косвенную зависимость после поражения от Песаха. Собственно, в основном на организацию этого разгрома и тратились собираемые налоги. Но благодаря этим сборам стали отстраиваться Киев и Новгород, а далее, наверное, и другие русские города. И возникла страна городов – Гардарики - так звали Русь скандинавы. И это название было не скандинавским, а славянским, потому как град в значении огороженный город у славян было, а не у скандинавов. У скандинавов - только дом, не огороженный к тому же. Так что княгиня заложила еще одну традицию на Руси-России – строить грады. Такого количества городов, которые возникли на Руси в киевский период, не знала Западная Европа той эпохи. Лишь с началом крестовых походов итальянские города смогли составить конкуренцию русским по размерам и количеству.
Но прежде княгиня Ольга предпринимает посольскую поездку в Константинополь – этим тоже не занимались русские князья ни до Ольги (возможно легендарный Олег Вещий и ездил в Царьград, но сей визит не зафиксирован в византийских хрониках), ни после неё. Это тоже было новаторством княгини. Поездка, скорее всего, имела достаточно прозаическую цель – заручиться поддержкой Византии в предстоящей войне с Хазарией, пообещав принять христианскую веру от православной церкви. Подобным образом действовал царь Волжской Болгарии, когда принимал ислам в качестве государственной религии для получения помощи из Багдада (строительство крепости) против Хазарского каганата, с чем и была связана поездка Ибн-Фадлана в 920-х годах. Так что у Ольги был наглядный пример перед глазами. Но Константин вел себя достаточно надменно, сначала долго продержав княгиню на корабле в Константинополе, а затем не дав никаких конкретных обещаний. После этого Ольга попыталась принудить Константинополь к союзу с Русью за счет обманных маневров с римской курией, пригласив католическую миссию. Но это тоже не дало эффекта. Тогда княгиня решила рассчитывать только на русские силы в борьбе с Хазарией. Задачу разгрома Хазарского каганата решил её сын Святослав, опираясь на ресурсы, созданные Ольгой. По Ибн Хаукалю в 358 год хиджры (968г.) русские дружины опустошили территорию, населенную булгарами, буртасами и хазарами, взяли хазарскую столицу Итиль, и, спустившись вниз по Волге на Каспий, предали разграблению прибрежные поселения. Следствием похода 358 г. стало полное прекращение торгового движения по Волге: «Большая и лучшая [часть] мехов бобра находится в стране русов и спускается [по рекам] к ним и со стороны Яджуж и Маджуж, и поднимается к Булгару. И было так до года 358, ибо русы разрушили Булгар и Хазаран».
Ликвидация волжского торгового пути привела к переключению всей торговли Европы с Азией на «путь из варяг в греки». Эта торговая магистраль начала функционировать тогда, когда киевские князья начали сбывать собираемую с окрестных племен дань в Константинополь. Но подлинного расцвета эта магистраль достигла лишь после ликвидации Волжского торгового пути Святославом. Её главенство в межконтинентальной торговле привело к взаимному расцвету Киевской Руси и Византии. На Руси появилось множество городов, расцвели ремесла, стала развиваться книжная культура, велось масштабное строительство храмов, возник единый древнерусский народ. Византия тоже серьезно выиграла от этой торговли - Константинополь за сто лет с конца 9 по конец 10 века увеличил своё население в десять раз - с сорока до четырёхсот тысяч человек. Оценка торгового оборота Руси и Византии даёт цифру порядка 5-10 тысяч тонн грузов. Такого межгосударственного оборота ещё долго не было в Западной Европе вплоть до эпохи Возрождения. Время 10-11 веков – это золотой век Византии. Однако далее у обоих государств начались беды. С началом крестовых походов и вторжением в Малую Азию турок-сельджуков Византия начинает клониться к упадку, а в 1204г. и вовсе на 60 лет теряет независимость. Русь тоже теряет независимость после прихода монголов Батыя. Но это уже другая история.
Подытоживая деятельность Ольги можно сказать следующее. Новгород как город и возникает по причине подготовки Ольгой похода на Хазарию. Он является сборным пунктом для дружины Святослава, для обеспечения ее оружием и прочими ремесленными изделиями формируется этот город. А для его строительства нужны были средства, которые и стали собираться с помощью системы созданных Ольгой погостов. Таким образом, реальную государственность на Руси как систему местной административной власти строит именно Ольга. Тогда именно Ольгу и следует считать строительницей государства Киевская Русь, а не легендарного Олега Вещего (он лишь заложил фундамент этой государственности), а тем более Рюрика.
Княгиня Ольга растила Святослава,
Чей славный подвиг запомнили века.
Разбит был злой хазарский корень,
Русь стала Византии ровней!
ЛЕГЕНДЫ ПСКОВЩИНЫ О ЖИЗНИ ОЛЬГИ.
Летописные предания о происхождении Ольги достаточно разноречивы. Одни источники называют ее дочерью Олега Вещего, другие связывают ее происхождение с родом Гостомысла и утверждают, что первоначальное имя Ольги — Прекраса, а имя Ольга она получила по удочерившему ее Олегу. Степенная книга утверждает, что Ольга — «от языка Варяжска, от рода же ни княжеска, ни вельможеска, но от простых людей».
Версия о дочери Олега маловероятна, так как детей тогда по имени отца не называли, только внуков и далее. То что, Ольга – из простых людей – ещё более невероятно, иначе бы она не наследовала северные русские земли и дружину Сневельда в придачу. К тому же по версии А.В. Карташова роль перевозчицы — «это легендарное искажение признака высокого социального положения Ольги-варяжки. Заведывание переправой через реку Великую, входившую в систему знаменитого военно-торгового «пути из Варяг в Греки» не могло быть в руках частного бесконтрольного местного селянина. Это был стратегический tete de pont под командой варяжского полковника или генерала. Хельга-Ольга как «генеральская дочка-варяжка», говорившая и по варяжски, и по славянски, была социальной «ровней», вполне подходящей невестой из того же правящего класса, как и сам полубродячий викинг Игорь». Вспомним, что и князь Кий по одной из версий времен создания Начальной летописи был «перевозчиком».
Намеком на знатное происхождение Ольги было то, что с. Покровское было ее «отчиной», то есть — наследственным владением. Место это значимое - здесь имелся второй, менее удобный брод через Великую. С этим местом связано также предание об основанном Ольгой монастыре, смытом рекой или провалившемся в реку. Еще одно предание повествует о том, что «Святая Ольга была «великая колдунья» и наложила на свои сокровища и сады чары, превратившие ее «любимую усадьбу» в «усадьбу-невидимку»; сакральные функции в языческом средневековом обществе предполагают известную социальную значимость. Окрестности Ольгиной горы, составлявшие округу Выбут, где в деревне Выбутской и родилась Ольга («Книга Степенная царского родословия», деревня была на 12км выше по реке Великой от не существовавшего тогда ещё Пскова), в конце 9-10 веков были плотно заселены. Об этом свидетельствуют не только погребальные памятники, но и известные здесь селища с лепной керамикой. Топоним Ольгина Гора в районе Выбут упоминается в 1394 году - в связи с военным столкновением псковичей и новгородцев. В 16 веке одно из этих преданий было включено в Степенную книгу. Оно рассказывает, что князь Игорь, будучи на охоте в тамошних местах, увидел на противоположном берегу реки пригодное для охоты место, но не мог переправиться. Тогда князь начал искать перевозчика, в результате его взяла к себе в ладью некая девица, которая и переправила охотника на другой берег. Предание гласит, что по пути князь попытался приставать к перевозчице, получил суровую отповедь и потом посватал её к себе в жёны. Летопись сообщает, что сватом был князь Олег, а девицей – Ольга.
Ну, если сватом был Вещий Олег, то наверняка Ольга была его близкой родственницей. Но для полноты её прав на северные русские земли по летописи Олег девицу ещё и удочерил. Такая летописная версия происхождения Ольги кажется наиболее правдоподобной. Немного про наименования главных городов псковской земли того времени – Изборска и самого Пскова. В Болгарии достаточно много поселений с названием Извор и его производными. Извор в южнославянских языках означает источник, поток, ручей, исток, изобилие и т.п. Если славянская группа на Труворовом городище была из Болгарии, то вполне могла принести с собой это наименование. А местность вполне этому топониму соответствует – в районе Труворова городища и бьют ключи. Псков – Плесков тогда автоматом заимствовал наименование от болгарской столицы того периода – Плиски. Получается, что Ольга росла в варяжско-славянской среде, где славяне были выходцами из Болгарии. Тогда понятна её ориентация и на христианскую культуру, при этом именно в староболгарском варианте книжного языка. Ведь если по происхождению Ольга была из варяжского рода, то по культуре она полностью ославянилась в течении жизни, уже её сын носил славянское имя, а вся её жизнь была подчинена цели создания восточнославянского государства.
В районе Выбут река Великая делает изгиб, и всего в районе этого 4-километрового изгиба по обоим берегам реки существует 19 мест, которые преданиями так или иначе связываются с именем княгини Ольги. Впервые эти предания стал записывать известный псковский историк Николай Казимирович Богушевский. Однако существовали эти предания здесь много раньше - судя по всему, со времени пребывания здесь самой княгини Ольги. Предания также повествуют сразу о четырех пунктах, с которыми связывается рождение будущей княгини: деревни Горка, Ольгино (Волженец), Ерусалимская и погост Выбуты. Наибольшее количество топонимов и микротопонимов сосредоточено у д. Ольгино (Волженец). Предание упоминает здесь Ольгину церковь или дворец, Ольгин ключ с целебной водой, Ольгины сады, Ольгины погреба, Ольгин колодец.
С Выбутами предание связывает также церковь, поставленную Ольгой; при этом отмечено, что церковь эта «тремя годами старше самого Пскова». По рассказам жителей ближайших деревень, рядом с церковью, немного выше кладбища, под обрывом берега реки лежал камень-валун с выбитым на нём "следом Ольги" приблизительно 36 - 37 размера - отпечаток босой ступни с изображением пальцев ноги. Сейчас этот камень не сохранился. Существует изображение некого Ольгиного камня на литографии 1882 года с аннотацией: "Ольгин камень в Выбутах близ Пскова". На боковой поверхности камня видно высеченное изображение креста. Это и есть самый знаменитый и почитаемый из Ольгиных камней. Он располагается в 300м к северу от деревни Бабаево - за дачными участками близ границы выбутского карьера. Верхняя часть камня, а также стоявшая над ним кирпичная часовня утрачены. Однако нижняя часть этой каменной скалы сохранилась, и сейчас на ней установлен памятный железный кованый крест. С камнем связывалось множество преданий, в том числе и о княгине Ольге, которая, по преданию, сидела на этом камне и оставила на нём отпечаток ступни или ступней. Показывали даже отпечаток платья Ольги на камне. Камень исстари считался священным, но почему - уже Н.К. Богушевский "... никак не мог узнать". Рядом с камнем проводились молебны, сюда доходил крестный ход из Пскова, учреждённый в 1868 году. По нижней сохранившейся части камня видно, что это серого цвета гранит с тёмными и белыми включениями большого количества кварца. Согласно геологическому определению, это не валун, а пробившаяся через известняки материковая скала, что довольно большая редкость для здешних мест. (Легенды изложены здесь по материалам статей А.А.Александрова).
КУДА ВЕДЕТ СЛЕД ОЛЬГИ, ОСТАВЛЕННЫЙ НА КАМНЕ.
«Близ Псковского озера находится урочище Вольгин (Ольгин) крест, упомянутое в летописи под 1629 г. В 7км к востоку от берега Псковского озера находится деревня Ольгино Поле, а в ней — часовня с камнем-следовиком внутри; с камнем связана легенда, согласно которой Ольга шла воевать, наступила на камень и от этого образовался след." (А.А.Александров)
Княгиня Ольга, строительница русского государства, оставила символический след на камне когда её войско пошло воевать. В истории её правления и правления её сына Святослава было много войн и сражений, но самый заметный след оставил восточный поход Святослава на Волгу, когда была разгромлена Хазария, ликвидирован Волжский речной торговый путь. Взамен Русь получила значительные выгоды от торгового пути «из варяг в греки» и на его экономической базе расцвело первое русское государственное образование – Киевская Русь. Но след Ольги на камне символически указывал направление дальнейшей экспансии русских – на восток. А на востоке лежала река Волга. Её верховья русские освоили в период Киевской Руси и даже чуть раньше. Включение среднего и нижнего течения Волги в состав русского государства произошло много веков спустя, когда военной мощи набралась уже Московская Русь. И только тогда Волга стала великой русской рекой. А дальше русские по рекам отправились покорять Урал, Сибирь, тихоокеанские территории. Проявили себя как настоящие первопроходцы, используя реки в качестве дорог. Вектор этого движения задала Ольга. Первая река, которая лежала в восточном направлении – Волга. О её наименовании существуют различные версии. А МОЖЕТ РЕКА ВОЛГА В ЧЕСТЬ КНЯГИНИ НАЗВАНА? Ольга родилась на реке Великой. А великой русской рекой стала Волга – какая-то символичность здесь должна присутствовать?
И ещё немного о той матери, которая созидала города русские. Не Киев ее главный град, а Псков и Волгоград. Псков остановил поляков еще при Грозном, Волгоград - немцев во вторую мировую. За Родину-мать дрался там народ. Считай, что за княгиню Ольгу, что Россию творила и создала. Легенда о следе на камне княгини Ольги позволяет так интерпретировать историю России - движение на восток - движение вперед, на западе мы лишь оборонялись!
Святая Русь, ее наследница Россия - женские же все же имена.
Есть справедливость в том, что женщиною она и создана!
Ольге достался тяжкий крест - громить своих врагов.
Оставила её эпоха России множество следов.