Когда и как выражать ребенку понимание |
Каким образом вести себя родителям, когда у детей проблемы, когда причины трудностей спрятаны в сфере чувств ребенка, когда практическими действиями (научить, показать) не поможешь? Как создать «понимающие» отношения?
В моменты различных переживаний ребенка (когда он расстроен, обижен, устал, радостен...) выразите ему свое понимание - АКТИВНО ПОСЛУШАЙТЕ ЕГО!
Для этого:
1.Обязательно повернитесь к ребенку лицом.
Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к нему и Ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько Вы готовы его слушать и услышать.
2.Настройтесь на ребенка. В этом Вам могут помочь внутренние установки:
• Я искренне хочу выслушать ребенка и готова выделить на это время. Если у меня нет времени я так и говорю.
• Я искренне хочу быть полезной ребенку в решении его конкретной проблемы в данный момент.
• Ребенок - отдельный от меня, родителя, человек. Он имеет собственные чувства, собственный взгляд на вещи. Я искренне принимаю его чувства такими, какие они есть, как бы они не отличались от моих чувств или от чувств, которые, по моему мнению, должен ощущать ребенок.
• Я искренне верю в способность ребенка справляться со своими чувствами, работать над ними и решать свои проблемы.
• Я знаю, что чувства преходящи, и отношусь спокойно к любым чувствам, выраженным ребенком.
З.На время откажитесь от своих собственных мыслей, чувств по поводу происходящего, настройтесь на понимание мыслей, чувств ребенка, важности и значимости того, что он сообщает.
Это непросто бывает сделать. Потому что реагировать, оценивая ситуацию, действия ребенка со своих позиций, привычно.
4. Во время беседы используйте следующие приемы:
•Пересказ (вместо выспрашивания). Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может казаться почти незаметной для взрослого, а для переживающего ребенка это разница велика: вопрос звучит как холодное любопытство, утвердительная фраза - как понимание и участие. Можно использовать слова: «Как я понимаю...», «Другими словами...» Сравните:
1. Что случилось? Почему не хочешь ходить в школу?
или
2. Ты не хочешь ходить в школу. Что-то случилось.
•Пауза в беседе.
После каждой реплики лучше помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее прочувствовать, что Вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка - может быть, он что-то добавит.
Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать Вашу реплику, можно по его внешнему виду: его глаза будут смотреть не на Вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль. Что будет означать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
•Отражение чувств - проговаривание чувств, которые мы видим в другом человеке. Например:
Ты расстроился, когда он у тебя забрал книжку.
Мне кажется, что ты обиделся на кого-то в школе.
5. Если в ответе Вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка, он Вас поправит. Важно Ваше стремление понять. Будьте внимательны к поправке ребенка. Выражайте понимание ребенку до тех пор, пока он не подтвердит, что Вы поняли его правильно.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАМ УДАЕТСЯ АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА:
1. Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается удивительная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе становится вдвое меньше.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.
3. Вы становитесь более чувствительны к нуждам ребенка. Начинаете лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо или хорошо.
4. Ребенок все чаще начинает сам активно слушать Вас.
5. Вы становитесь более терпеливы, меньше раздражаетесь, возникают теплые и доверительные отношения.
Источник http://for-human-life.com/node/75?page=0,1
Серия сообщений "Воспи-пи-пи-тание":
Часть 1 - Воспитание мальчиков....мысли вслух
Часть 2 - Различия в воспитании мальчиков и девочек
...
Часть 4 - Мамины целебные формулы
Часть 5 - Когда и как выражать ребенку свои чувства
Часть 6 - Когда и как выражать ребенку понимание
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |