-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
05:37 23.05.2010
Фотографий: 1

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хистор

 -Подписка по e-mail

 



Исторические мифы.

Скандза это не Скандинавия.

Суббота, 23 Ноября 2013 г. 02:08 + в цитатник
" Это же самое громадное море с арктической, т. е.северной, стороны имеет обширный остров поназванию Скандза .С него-то и надлежит нам, с божьей помощью,повести нашу речь, потому что то племя, опроисхождении которого ты с нетерпением хочешьузнать пришло на европейскую землю, вырвавшисьподобно пчелиному рою изнедр именно этого острова; каким образом и какэто случилось, мы-даст бог — изложим в дальнейшем"Иордана "О происхождении и деяниях гетов"
- Скандза не Европа.

" С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее,как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей ,они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так иназывается Готискандза .
Вскоре они продвинулись оттуда на местаульмеругов ,которые сидели тогда по берегам океана; там онирасположились лагерем, и, сразившись [сульмеругами], вытеснили их с их собственныхпоселений. Тогда же они подчинили их соседейвандалов ,присоединив и их к своим победам."
Иордан
-------------------------

"Вандалы прежде жили около Меогиды. Страдая от голода, они направились к германцам,называемым теперь франками, и к реке Рейну,присоединив к себе готское племя аланов.."
Прокопий Кесарийский "Война с вандалами"
Вандалы у Азовского моря.

" Скандза имеет с востока обширнейшее,углубленное в земной круг озеро (Арал?) ,откуда река Ваги (Амударья?),волнуясь, извергается, как некое порождение чрева, в океан. С запада Скандза окружена огромным морем(Черное?), с севера же охватывается недоступным для плавания широчайшим океаном, из которого, будто какая-то выступающая рука , образуется Германское(Гирканское?) море, вытянутое вроде залива." Иордан (Вставки мои)
" Мы читали, что первое расселение [готов] было в Скифской земле, около Мэотийского болота; второе-в Мизии, Фракии и Дакии третье — на Понтийском море, снова в Скифии; однако мы нигде необнаружили записей тех их басен, в которых говорится, что они были обращены в рабство в Бриттании или на каком-то из островов, а затем освобождены кем-то ценою одного коня.


Когда вышеназванные племена, о которых мы сейчас ведем речь, жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды, то имели, как известно, королем Филимера; на втором месте, т. е. в Дакии, Фракии и Мизии, — Залмоксеса ,о котором свидетельствуют многие летописцы, чтоон обладал замечательными познаниями вфилософии." Иордан.
То есть из Скандинавии они очутились сразу у Азова?!

Иордан говорит о «неизмеримых водах огромного моря» (Иордан, 5). Он утверждает, что оно настолько огромно, что "не только никто не принимался за описание недосягаемых крайних пределов океана, но никому даже не удавалось доплыть туда, потому что из-за сопротивления водорослей и затишья в дыхании ветров он считается не переходимым и никому не ведомым, кроме того, кто его создал»
Эртрейское море?

Исидор Севильский в «Истории готов » сообщает: «…более всего они доверяют ловкости своих лошадей. Как сказал поэт: ”Куда мчится Гот на своем коне”. Они любят упражняться с оружием и соревноваться в боях. Они тренируются каждый день. Доныне они не имеют опыта только в одном: они не желают вести морские сражения» . Исидор Севильский написал свою «Историю…» в конце 6 века. Даже тогда готы не имели навыков к морскому делу. Вопрос: как могли племена, не имеющие навыков мореплавания, переплыть Балтийское море?
" В восьмом часе ночи находится страна роксоланов. Позади нее далеко в Океане расположен большой остров — древняя Скифия; этот остров упоминают многие философы и историографы. Мудрейший космограф Иордан называет его Сканзой ; из этого острова... вышли также западные племена: ведь мы читали, что готты и даны, а также гепиды, вышли в древности из него."
РАВЕННСКИЙ АНОНИМ
КОСМОГРАФИЯ

Метки:  

Понравилось: 20 пользователям

Миф о княгине Ольге.

Среда, 10 Августа 2011 г. 04:17 + в цитатник
Копия Olga_Monument в Киеве (501x355, 61Kb)

Официальный миф:
Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.
Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет» (ПВЛ), Ольга была родом из Псковa. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.
Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря на Ольге.
В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).
Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Как создавался миф об Ольге:

Настораживает что Ольгу настоятельно называют "псковской"?
У нас была другая Ольга или почему других князей и цариц не называют питерскими или московскими? Что нам пытаются внушить?
Летописное известие о поездке княгини «к Новугороду» в 947 г., присутствующее, кроме ПВЛ., и в другом раннем летописном своде (НПЛ младшего извода): «... и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли,знамянья, и места, и повосты, и сани ее стоять въ Плескове и до сего дне, и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе. И изрядивши ,възратися к сыну своему Киеву... (ПВЛ, М.-Л., 1950, ч. 1, с. 43).

Действия княгини в Пскове остаются для нас неизвестными;не исключено, что ею были предприняты меры, аналогичные тем, что названы в летописи относительно Мсты и Луги. Распространение в 947 г. системы погостов на новые территории, по мнению В. Л. Янина, способствовало преобразованию догородской структуры Новгорода в городскую (Янин В.Л., 1999, с. 22-25).
Установление киевской княгиней фиксированных уроков и погостов на широкой территории, как считают исследователи, было важным этапом в формировании Древнерусского государства.
В обобщающем труде по древнерусскому городу Псков включен в число 30 поселений Х — начала XIвв., обладавших городскими признаками (Куза А.В., 1985, с. 52-53).

Цитируется по изданию: «Псков. Историческая справка». Лабутина Инга Константиновна.

----------------------------------
Могла ли в этом Пскове в 903 году родится княжна?
-------------------------------------
Иоакимовская летопись: «Ольга… повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая».

Или сначала построила а потом родилась? И мог ли быть в этом селении князь, с которым захотел породнится князь Руси?

Какие-либо сведения о начальной истории Пскова в письменных источниках отсутствуют. В одной из псковских летописей замечено: «Ао Плескове- граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть. и которыми людьми...»

-------------------------
Пусть простят меня псковичи, считающие Ольгу уроженкой их города.
--------------------------
Естественно это противоречия заметил не я первый, и поэтому появились новые мифы:

«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя(!) Ольга».

То есть автор не стал уходить далеко от Пскова и находит другой город. где мог быть сильный князь и находит Гостомысловича в Изборске. Но вот не задача: у того не было дочери Ольги, о чем наверное, сохранились сведения. Не долго думая, летописец переименовывает Прекрасу.
Интересно, а была ли такая традиция у русов? У монгол вроде бы, были имена детские, сакральные и взрослые и то у мужчин. А у русских это практиковалось только после принятия крещения, но не в начале 10 века и только священнослужителями.

Другой автор мифов, пошел другим путем: Что бы не искать князя в Пскове он объявил что Ольга из простого рода "варяжского" Нет никаких сведений о ее родителях.
«Степенная книга царского родословия» сообщает,что Ольга – «от языка Варяжеска, от рода же ни княжеска ни вельможеска, но от простых людей».

Для того что бы объяснить как же княжич женился на простолюдинке, рождается романтическая сказка
о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом.Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь:

«Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и не знатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены."
Если предположить что Игорь жил в это время в Киеве, а не в Причерноморье, то все равно трудно представить как молодой князь заблудился на охоте, оторвавшись от опекунов и сопровождающих и оказался за 983 км и зачем ему переправляться через реку?
А учитывая что Ольге в 913 году было 10 лет, вообще не вероятно кто маленькой девочке доверил переправу? Паром или лодку, куда Игорь забрался с усталым конем, не важно.

«Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году". Эта дата появилась только в ПВЛ и подвергается сомнению большинством историков.Логичней предположить что это дата ее рождения, а Игоря женили после того как он начал править с 912 года, т.е. в 913г. Это согласуется с 10 летним возрастом указанным в Устюжской и Новгородских летописях(см. список Дубровского)

В «сводной летописи» читаем: «Игореви взрастшу(возмужавшу) и хожаше по Олзе и слушаши его и приведоше ему жену именем Олгу десяти лет и бе мудра и смыслена и красна».

То есть прямое указание на то что невесту Игорю подобрал Олег. Мог ли он привести безродную лодочницу из селения Псков князю Руси из рода Рюриковичей?

Тут находим сообщение «Нового Владимирского Летописца» «Игоря же ожени въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».
Примечательно, что эту летопись обнаружили позже в частной коллекции и она не прошла "чистку"
Возвращаемся в Псков. В летописи написано " из Плъскова" что и послужило основой мифа о Пскове. Возможно когда Ольга основывала его то первоначально он так и назывался и писался "Плъсков"

Но если Ольга там не родилась и князя достойного там не было, то надо искать другой Плъсков. И мы легко его находим - это Плиска, в то время столица Болгарии.

Переносимся туда и находим следующие сведения: Правит там Семион по прозвищу Великий. В 897 году он разбивает византийцев во Фракии под городом Булгарофиг (выразительное название), а в 904 захватывает часть Фессалоники.

В 913 г император Александр заключает с ним мир по условиям Семиона. За тем закрепляется титул царя и заключается помолвка его малолетней дочери с племянником Александра. Но вернувшаяся из ссылки Зоя разрывает эту помолвку и Семион опять идет войной.
К стати, этим племянником был Константин VII, который через много лет будет принимать Ольгу уже как архонтессу Роси.
Мог ли Семион отдать свою дочь правителю Руси? Настолько ли была Русь сильной и значимой, что бы породниться с правителем второго по силе государства в Европе, каким было Болгарское царство?

Думаю что да. Русь в то время становится сильной морской державой. Начиная с пиратских набегов , она становится безраздельной владычицей моря.
Арабы называли Черное море -"морем русов" и сообщали что кроме них там никто не плавает.
Они совершали набеги на Византию перепугав Константинополь и не захватили его только по своей инициативе.

Такой союзник Болгарии в войне с Византией , был нужен, и при посредничестве Олега заключается династический брак с Ольгой.
Поскольку она была малолетней и прибыла со своей свитой и священником, можем предположить что жила она отдельно и до самой гибели Игоря, а точнее до договора 944 г, ее имя нигде не упоминается.
Конечно я забежал вперед с подвигами русов на море, но то что болгары не имели и не сумели создать флота для борьбы с Византией и видели в Игоре поддержку в этой сфере, сомнению не подлежит.
Прежде чем перейти к самой глобальной фальсификации биографии княгини- ее , якобы, крещению в Византии, закончим с местом ее рождения.
То что она не могла родится ни в Пскове не в Изборске, уже всем понятно. И тут появляется новая и более туманная версия: Весь Выбутская. Житийная версия : "Родися же Ольга в веси, нарицаемой Выбутской, иже и ныне есть близ града Пскова, града же того в оное время еще не бе".
Справочники нам говорят что:"Весь Выбутская, – в настоящее время село Выбутино или Лабутино, – в двенадцати верстах от Пскова вверх по реке Великой".
Читаем беспристрастный отчет археологических исследований этого района:"

Селище погоста Выбуты вытянуто вдоль левого берега реки Великой. Древнее поселение занимало мыс между Великой и впадавшим в нее ручьем,который ограничивал место поселения с севера. Размеры селища довольно точно определяются по распространению черного культурного слоя и подъемного материала. Селище имеет размеры около 360х130 м., культурный слой выходит непосредственно на берег реки.

http://www.pskov.ellink.ru/tour/cult/04_02.html
В результате проведенных на селище исследований установлено, что поселение в Выбутах возникло не позднее второй половины Iтыс.н.э. наряду с другими поселениями Выбутского микрорайона. Остается неизвестной судьба поселения в X-XI вв. Проведенные ранее изучения могильников свидетельствуют о затухании жизни в Выбутском микрорайоне".
То есть не в 10 не 11 веках там не существовало селения где могла бы родится будущая княгиня, будь она правнучкой Гостомысла или из простого рода перевозчицей.
Для того что бы больше запутать в это вопросе были созданы такие маленькие мифчики, на уровне слухов, что сейчас на родину Ольги уже претендуют несколько деревень выбутского микрорайона деревни Горка, Ольгино (Волженец), Ерусалимская ипогост Выбуты. Село Покровское которое якобы, было, по преданию, ее "отчиной".
На страницах псковских летописей село Выбуты впервые упоминается под 1393 годом в сообщении о походе новгородцев на Псков и их поражении близ Выбут. Впоследствии, в 1407, 1480 и 1503 годах Выбуты встречаются в известиях, связанных с военными действиями против ливонцев на бродах. Через брод на Выбутских порогах проходила одна из дорог к Пскову,позволявших подойти к городу со стороны Полонища.
Существование погоста Выбуты в XV в. подтверждается духовной грамотой Никиты Хова, завещавшего Кукосово сиденье в Выбуте сыну.
Выбуты были очень важны для Пскова: здесь находилась древняя переправа через Великую - брод, который до сих пор используется местным населением. В случае военной опасности псковичи посылали сюда заставы, также как и в устье Великой, чтобы замкнуть ключевые позиции города.
Примером таких действий может являться летописное сообщение 1407 г.: "В лето...князь местерь, собрав силы многые... прииде в землю Псковскую, месяца августа в18 день, а псковичи без пригородов поидоша противу им, токмо совокупивши еволости свои. И сусретоша их на Броду от Выбута, а броды вси бяху заворены ворами. И стояша погани ту 4 дня, и многажды хотяху перебрести реку, а невозмогоша, псковичем биющемся с ними и поидоша прочь, а не учинивше ничто же".
И никаких церквей, сел или других упоминаний связанных с именем Ольги. Все это появится позже, в 16 веке, когда будет создано "Преставление блаженной княгини Ольги...." , и она станет своеобразным христианским брендом. Будут построены храмы ее имени, появятся новые легенды , в стиле Андрея Первозванного, где уже Ольга приносит деревянный крест и ставит на место скрещения лучей. Появятся места которым присвоят ее имя, "Ольгин камень", "Ольгин ключ", "Ольгины подвалы" а пришедшие священнослужители "просветят" местное население об их великой землячке.
Представляю еще одно историческое исследование грамот Пскова. Обращаем внимание на названия сел и монастырей Выбутской веси.

"Прихопёрье - Псковские грамоты
Точное местонахождение земель, принадлежавших псковичу Никите Хову(грамоты № 30, 31), нам установить не удалось. Одно из его сел — Кукасово сиденье — находилось на Выбуте. В псковских летописях упоминания о Выбуте встречаются неоднократно с 1393 г.. По всей вероятно­сти, Выбут или Выбуты, была дминистративным центром округи во времена псковской независимости и сохранил свое значение и после присоединения Пскова.

В писцовых книгах XVI—XVII вв.упоминается Выбутская губа Завелицкой засады. Погост Выбут (Выбуты) находился на левом берегу реки Великой вверх по те­чению от Пскова, по данным И. И.Василева, на расстоянии 12 верст от города. По материалам СНМ, этот населенный пункт находился от Пскова на расстоянии 10 верст. Упоминаемое в той же грамоте село Махново сиденье находилось близ погоста Смо­лин, географическое местонахождение которого уже рассматрива­лось.
Определить более точно местонахождение этого села не удалось. Осталось неизвестным также, где находились другие села, принадлежавшие тому же владельцу: Внитничи и Кустово сиденье. В писцовых книгах XVI в.
упоминается пустошь Кустово сиденье в Виделебской губе Мелетовской засады, принадлежавшая Воздвиженской церкви. Однако отождествить ее с одноименным селом, известным по грамоте XV в., можно лишь в качестве пред­положения, так как нам неизвестен даже приблизительно район, в котором находилось в XV в. это село. Успенская церковь на За­величье, которой завещатель передал свое село в Смолинах, была построена в 1444 г. и носила название Пароменской.
Ивановский монастырь, также получивший земли от Никиты Хова, — это жен­ский монастырь Рождества Ивана Предтечи на Завеличье
Упо­мянутый в духовной «святой Никола на Могильнике» —это Ни­кольский Каменноградский монастырь на Завеличье,, Таким образом, все монастыри, получившие вклады от Никиты Хова, на­ходились на Завеличье. Здесь же был двор и огород завещателя. Не вызывает сомнений, что Никита Хов — житель Завелицкой ча­сти Пскова."
И снова ни одного топонима связанного с именем Ольги.

Legati Helenae reginae Rugorum, quae sub Romano imperatore Constantinopolitano Constantinopoli baptizata est, ficte, ut post clariut, ad regem venientesepiscopum et presbiretos eidem genti ordinari petebant.

—Reginonis abbatis prumiensis Chronicon, cum continuatione treverensi.

С этой записи, обнаруженной в западноевропейских хрониках Продолжателя Регинона датируемое 959 годом, началась самая грандиозная мистификация биографии Ольги и истории христианства на Руси. Целью которой было доказательство крещения не от Охридской епархии а от Византии и непременно лично от ее Императора.
Начнем по порядку, вот перевод латинского текста: "Пришли к королю, как после оказалось лживым образом, послы Хелены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников"
И далее:

«962 год. В сем году возвратился назад Адальберт,поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Это злодеяние приписали уже Святославу, позиционируя его как убежденного язычника и противника любого христианства. Если, якобы, он терпел византийское христианство Ольги, то латинскому оказал противодействие, хотя мы ни где не встретим больше его подобных предпочтений. О Святославе поговорим в другом разделе, а сейчас о возможном крещении Ольги и тем более обращения к Отто I "Великому", который в то время и был королем.

О ругах:"
После смерти Аттилы его гуннская империя распалась, руги вместе с племенами гепидов и готов сражались в 454 году против наследников Аттилы в Паннонии и прогнали их из центральной Европы в Причерноморье. Затем по Иордану часть ругов поселилась в восточной Фракии, большая их часть осталась на северном берегу Дуная около римской провинции Норик (недалеко от Вены). В чешском языке современное название Австрийской Республики — Rakousko,земля ругов"

История ругов в этот период описывается в «Житие святого Северина», написанном его учеником Евгиппием. Остготы, занявшие Паннонию, не давали ругам прохода в Италию. Руги короля Флакцитея (Flaccitheus) на северном берегу Дуная вступили в союз с римлянами провинции Норик на южном берегу против общего врага, остготов, но были разбиты в 469 в сражении на реке Болии.Примерно в 475 году вместо умершего Флакцитея королём ругов стал его сын Фелетей (Feletheus).


В 476 г Одоакр стал правителем Италии. По сообщению Иордана Одоакр был из ругов, Когда среди ругов разгорелась междоусобица, Одоакр в 487 напал на них и увёл в плен короля Фелетея. Сын короля Фредерик возглавил ругов. Спасаясь от Одоакра,руги присоединились к вождю остготов Теодориху. С ними Теодорих вошёл в Италиюв 489, где захватил власть в 493, убив Одоакра. Места на Дунае (Rugorum patria), где проживали руги, заняли лангобарды, сообщает Павел Диакон в «Истории лангобардов».
Это кратко, что бы представить кто такие руги. Могла ли у них в 959 году быть королевой Хелена, нужно поискать в других источниках. Большинство историков называют ругов германцами. И вообще как могла быть связана с ними Ольга?
И еще о ругах.
Прокопий Кесарийский о событиях 541 года: «Эти руги являютсяодним из готских племен, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда невступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода.»
954—960 годы. Руги выступают в союзе с Оттоном I,помогая ему в покорении восставших славянских племен. В результате были покорены все племена, жившие у моря "против Руси". Адам Бременский и Гельмольд определяют местоположение острова ругов как лежащего "против земли вильцев".
С ругами немного разобрались, теперь перейдем к Византийским Императорам, кто в той или иной мере мог быть причастен к предполагаемому крещению и даже сватовству Ольги.

Сведения взяты из различных источников, не совсем совпадающими но дающими общую картину.


Константин VII Багрянородный, 913-919 ;944- 959

Роман Лекапином (узурпатор) 919—944

Роман II, 959—963

Никифор II Фока, 963—969

Иоанн I Цимисхий, 969—976


Хроника из работ Константина VII:
908-959 гг. Правление Константина VII Багрянородного,58 византийского императора

920-944 гг. Совместное правление Романа I Лакапина и Константина VII Багрянородного
945 г. 27 янв. Начало самостоятельного правления Константина VII Багрянородного.

Из сайта "Хронос":

913.06.06
Смерть императора Александра. 8 - летний сын Льва VI Константин VII Порфирогенит стал императором, хотя формально им являлся с 908 года. Регент патриарх Николай Мистик. После смерти Александра, фактически власть пришла к матери Константина Зое. Константин VII вошел в историю, как самый образованный император Византии.

914г.

Переворот в Константинополе. Патриарх Николай Мистик отстранен от регенства. Разрыв отношений с болгарами. Отказ от женитьбы Константина на дочери Симеона.


919г.

Женитьба Константина на дочереи Романа Елены. Роман получил титул василеопатора и фактическое руководство империей.


919.12

Роман стал соправителем Константина.



927г.

Петр I - император Болгарии. Начало упадка Болгарии. Мир Болгарии с Византией. Женой Петра стала внучка Романа Лакапина.


944г. .12

Жители Константинополя потребовали, что бы Константин VII стал наконец полнокровным императором Византии.



946г.

Поездка Ольги в Константинополь .


959.11

Смерть Константина VII Порфирогенита (5.905) Императором стал его сын Роман II.


969.12.11

Убийство Никифора II Фоки заговорщиками (912). Новый император Иоанн I Цимисхий.

И так. Тот факт что визит Ольги в Константинополь был, ни у кого сомнения не вызывает. Это подробно изложено в работе Константина VII, "О церемониях Византийского двора"

Вопрос возникал по дате этого визита. Сам автор не указал год а только числа и дни недели приемов 9 сентября среда и 18 октября воскресенье. Такое сочетание выпадает на 945 и 957 годы. что и вызвало разночтения наших исследователей и желание подогнать дату ближе к вышеуказанному сообщению о регине ругов, где указывается правление Романа.

Роман I правил до 944г а Роман II с 959г.. так что Хелена могла принять крещение до 944года или 959-960 при сыне Константина. что более вероятней при близости дат выбора религии ругами.


В сводном стихираре – сборнике песнопений – середины XVII века, содержащим миф об Ольге в почти законченном виде приводится следующее: " Крести же ся в лето 6463(955г.), в царство Ивана Цымисхия. Преставися же в лето 6477 (969г.)"

Дата проставленная священнослужителями вообще не совпадает не с визитом Ольги и тем более с годами правления Цимисхия, т.е он воцарился через пол-года после смерти самой Ольги.

Возможно этот Император был выбран в оправдание легенды о сватовстве василевса. Понимая что Константин в возрасте 41 года, будучи женатым и имея 6 детей , как образцовый христианин не мог предложить руку и сердце овдовевшей архонтессе , и Иоан больше подходил на роль жениха.

Выскажу предположение что фраза "ты достойна царствовать здесь" и была сказана Константином помятую их детскую помолвку, и если это зафиксировано в неизвестном нам документе, то автор предупредил очередной вопрос. Но это мое личное допущение.


По дате визита есть хорошее исследование Литаврина Г.Г "К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги" там он как знаток Византийского двора приводит убедительные доказательства что это 946 год.
Еще, запись о визите Ольги называют "вторым приемом", что может натолкнуть на мысль что был и первый, но просто первым был описан прием саракинского посла.


Дата 946 год более вероятна еще в связи с гибелью Игоря в 945 году и если согласится что Ольга была его вдовой а у Игоря был договор с греками, то логично предположить что целью визита было подтверждение прежних обязательств и заключение нового договора новым правителем согласно норм международного права того времени.

Наверное пора разобрать анекдотичную легенду о сватовстве, созданную для того что бы ни кто не сомневался в факте самого крещения и обсуждали именно сватовство
ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
"...В лето 6463 (955 г.). Пошла Ольга в Греки и пришла к Царьграду. Царем был тогда Константин, сын Льва. Пришла к нему Ольга, и, увидев ее удивительную красоту и мудрость, изумлен был царь ее умом, беседовал с нею и сказал ей:«Следует тебе с нами в сем городе царствовать!» Она же, поняв, что хотел сказать царь, ответила ему: «Язычница я. Если же хочешь меня крестить, то крести меня сам; если же нет, то не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Будучи же крещена, радовалась она душою и телом. И наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских,поскольку возлюбила свет, а тьму оставила. Будут благословлять тебя сыновья русские до конца дней потомков твоих!» И поучал ее о церковном уставе, о молитве и о посте, о милостыне и о содержании в чистоте тела. Она же, наклонив голову, стояла, внимая поучениям, как губка, впитывающая влагу. И поклонившись патриарху, отвечала:

«Да буду я защищена от сетей неприязни твоими молитвами,владыка!» Дано было ей в крещении имя Елена, как и древней царице, матери Великого Константина. И благословив, отпустил ее патриарх.
А после крещения позвал ее к себе царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же отвечала: «Как же хочешь меня взять, коли сам меня крестил и назвал своей дочерью? У христиан такого обычая нет, это ты сам знаешь!»
И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга!» И далей много подарков, золото и серебро, парчу и сосуды разные, и, отпустив ее,назвал ее дочерью своей..."
Вот так. В 955г Константину уже 50. "Язычница" Ольга приезжает со своим болгарским священником отцом Георгием, решение о крещении принимается мгновенно после намека на женитьбу на 52 летней вдове. Имя ей дается Елена, хотя в то время имена при крещении не меняли а Константин продолжает называть ее Ольгой. И больше нигде мы не увидим этого имени, взятого, как мы понимаем, из сообщения о регине ругов.

Метки:  

Поиск сообщений в Хистор
Страницы: [1] Календарь