Голландские изразцы - почему синий? |
В начале XVI века Антверпен был процветающим портом и центром науки и культуры. Многие люди стремились туда из разных стран, в том числе, и итальянские гончары. Некоторые из них умели делать разноцветные изразцы с замысловатыми орнаментами. Большой популярностью пользовались восточные орнаменты. А самыми востребованными цветами были голубой, зеленый, охра и ярко-желтый. Постепенно местные гончары переняли их ремесло.
В 1585 году во время Восьмидесятилетней войны Антверпен захватили испанцы. Торговля замерла, и многие купцы и ремесленники уехали за границу. В том числе, и гончары. Они осели в Англии, Германии и Северных Нидерландах.
Сначала изразцы, изготавливавшиеся в Северных Нидерландах, не очень отличались от изделий юга. Но примерно в 1600 там стал появляться собственный стиль, хотя по-прежнему использовались разные цвета. Орнамент стал постепенно выходить из моды. Вместо него на каждой плитке рисовали человека или животное, круг или квадрат.
Позднее на изразцах появились фрукты (гранаты, виноград, апельсины и яблоки) и цветы. Также сине-белые узоры в углах плиток складывались в орнамент, когда их соединяли друг с другом.
"Вид Дельфта". Вермер
В начале XVII века печи для обжига появились в Утрехте, Дельфте, Гауде, Хоорне и других городах.
Около 1620 года помимо разноцветных изразцов мастера начали делать и сине-белые. Синий рисунок наносится на непрозрачный белый слой глазури с добавлением оксида олова. Но почему же именно синий?
Примерно в 1602 году в Голландию попал китайский фарфор. Его назвали «kraak-porcelain». «Kraak» - это название португальских кораблей, на которых перевозили хрупкий товар. Голландцы попросту захватили эти корабли.
Они были поражены красотой фарфора. И взяли торговлю им в свои руки. Из Амстердама дорогостоящие тарелки, кувшины и прочая посуда разъезжалась по всей Европе. Все мечтали о китайском фарфоре и были готовы отдать за него немалые суммы. Дельфтские гончары первыми догадались, что его можно подделать. Они изготавливали посуду сами и наносили на нее китайские орнаменты. И до 1800 года дельфтские мастера оставались самыми лучшими имитаторами китайского фарфора, хотя на самом деле они делали скорее фаянс.
Для cравнения: слева китайский фарфор, справа - голландская имитация.
Так синий цвет стал основным в работе гончаров. Постепенно он перекочевал и на изразцы.
Одна из ссмых старых сохранившихся плиток. Прибл. 1600 г.
«Синий Дельфт» стал чем-то вроде торговой марки, известной во всей Европе. Так стали называть даже ту синюю посуду и плитки, которые производились не в этом городе.
Благосостояние европейцев росло, и спрос на изразцы увеличивался. Ими выкладывали печи, полы, перила лестниц и оконные переплеты. Иногда плиткой закрывали и полы, и стены гостиных и кухонь. На них изображали будничные сценки из жизни, солдат, всадников, работников, корабли, играющих детей, пейзажи и даже сюжеты из Библии.
Сами гончары не были художниками, поэтому нередко брали за основу картины и рисунки других.
Во второй половине XIX века производство изразцов пошло на спад из-за общего кризиса экономики, а также конкуренции с фабричными плитками из Германии и Англии. Последний каплей стали бумажные обои. Они были гораздо дешевле изразцов.
В наши дни бело-голубые изразцы снова вызывают интерес. Их производство восстановлено в Утрехте, Роттердаме и других городах. Сам процесс стал проще, однако расписывают их по старым методикам и в том же стиле, что и в XVI-XVII веках.
Видеообзор изразцов, которые в наше время продаются на аукционах как предметы искусства
Также предлагаю прогуляться по Дельфту и заглянуть на фабрику керамики.
http://www.livemaster.ru/topic/130457-gollandskie-...ochemu-sinij?vr=1&inside=0
Рубрики: | ИНТЕРЕСНОСТИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |