-Я - фотограф

мой Житомир
1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в татьяна_печёрина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.03.2010
Записей: 808
Комментариев: 607
Написано: 5445





Без заголовка

Пятница, 22 Августа 2014 г. 01:06 + в цитатник






Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Габриэль Форе.

Среда, 30 Июля 2014 г. 01:40 + в цитатник
Это цитата сообщения liudmila_leto [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Габриэль Форе...Такая ясная, такая чистая,такая французская и такая человечная музыка!

Габриэль Форе (1845-1924)открыл своим творчеством "Прекрасную эпоху", переступив черту традиционного романтизма.
Стремясь уйти от пафоса Берлиоза и чётких конструкций Сен-Санса, обратившись к искусству добаховских эпох, французской песне и григорианским песнопениям он был первым из французов, проложившим путь от строгого и мужественного искусства Сезара Франка к пленительной нежности и трепетности нарождающегося импрессионизма.

 


Баллада для фортепиано и оркестра, Op. 19(1881)



В Балладе для фортепиано с оркестром автор попадает под власть неотразимых чар воздушного гармонического языка, гибкого, проникновенного, которым он открыл новую страницу в истории французской музыки. Спокойной неторопливой красочно переливающейся мелодией, начинается эта феерическая поэма о благоухании летней южной ночи, за ней следует вторая тема, напоминающая дуновение лёгкого ветра. Постепенно всё приходит в движение, поражая свежестью и яркостью ладовых и модуляционных красок и звучит третья тема - танец эльфов. Баллада завершается сказочной феерией трелей, в хрупком мерцании которых растворяются, как ускользающие радужные сновидения, все три темы произведения.
 


далее...

Без заголовка

Суббота, 26 Июля 2014 г. 01:44 + в цитатник




Понравилось: 1 пользователю

ВАЛЬС ВАЛЬДТЕЙФЕЛЯ

Понедельник, 14 Июля 2014 г. 02:00 + в цитатник
ptj.spb.ru/archive/3/outsid...dtejfelya/ НАТАЛЬЯ ПЕРЕЛЬМАН
ВАЛЬС ВАЛЬДТЕЙФЕЛЯ
Натан Ефимович Перельман — старейший петербургский музыкант и мой учитель. Слава Богу, мне доводилось не раз писать о нем; поводом были его концерты, его консерваторское преподавание, его книга «В классе рояля». Теперь открылся новый повод: Натан Ефимович публикует свои автобиографические записки.

В них — гражданская война, ныне уже, кажется, проклятая всеми. На этой войне Перельман был ребенком, и ему достался не опыт убийств, как «красным дьяволятам» (позже ставшим воистину дьяволами), но опыт доброты, ибо он был ребенком-музыкантом. И эти записки — о могущественности детства, заставлявшей отступать все опасности и смирявшей самоё зло; они и о могущественности музыки, уберегшей детскую душу от почти неизбежного -растления войной«. Для этого оказалось достаточно вальса Вальдтейфеля и первой части «Лунной сонаты»…

Близко к началу своих записок Натан Ефимович помещает завораживающую фразу Бабеля: «В субботние кануны меня томит густая печаль воспоминаний». Но тон самих записок совсем иной — легкий и светлый, я бы назвал этот тон моцартианским, и если, как сказал кто-то, в жизни человека есть объединяющее начало, напоминающее тональность в музыке, то и автобиографические записки и вся жизнь Перельмана окрашена для меня моцартовским фа мажором. Это тональность и светлая, и ласковая, и чуть-чуть меланхолическая, в ней торжество юмора, понимаемого — в начальном значении слова — как «влажность» или универсальный способ смягчить жестокость и сухость жизни. Записки Перельмана дышат юмором, они являют собой чудодейственное соединение, присутствующее в самом Натане Ефимовиче: юмора — и детски чистого взгляда на мир.

Если бы мне довелось писать автобиографическую вещь, то ее содержанием стал бы Натан Ефимович Перельман, пронесший свою душу невредимой сквозь десятилетия расчеловечивающей истории. Содержанием автобиографических записок Перельмана стала война. Что ж: она ничего не убила в музыканте. И если кому-нибудь привидится музыкантский аполитизм, если даже возможно упрекать за это, я еще раз восславлю музыку как великое искусство жизненной анестезии, облегчающее любые тяготы не только музыкантам, но и всем, к кому обращена музыка.

Леонид Гаккель

ПРЕДИСЛОВИЕ К БЕСХИТРОСТНЫМ ЗАПИСКАМ

Фронтовые концертные бригады Отечественной войны вписаны в историю, запечатлены всеми родами искусств по праву. Это были в большинстве своем группы зрелых людей и художников. Но кто вспомнит безвестных, незрелых лиц разных поколений, побуждаемых разными причинами, кои в меру своих сил и понимания сражались своим весьма несовершенным оружием в гражданскую войну? История их к себе не впустила, и надо спешить, пока не поздно, втиснуть их без прикрас хотя бы в воспоминание. Не судить и не щадить, а вспоминать.

«…ТОМИТ ПЕЧАЛЬ ВОСПОМИНАНИЙ»

Lento (медленно)

Воспоминание всегда печаль, каким бы светлым оно ни было, а вальс Вальдтейфеля си-бемоль мажор, как он светел! Мы его играли в Агитпоезде Первой Конной армии Будённого, в вагоне-клубе. В соседнем вагоне редакция-типография, там Бабель, но я не знаю, кто он, а кем станет, того не знает и он сам. «В субботние кануны меня томит густая печаль воспоминаний», — так Бабель скажет впоследствии. В густую печаль его воспоминаний не попали ни веселый, игривый венец Вальдтейфель, ни трио юных музыкантов, так развлекавших славных, бесшабашных конармейцев в далеком 1919 году на захолустной железнодорожной станции.

На деревянном помосте три малыша: упоенно фальшивит скрипка, глубокомысленно басит неуверенная виолончель, бойко постукивает по клавишам недоученный пианист. Ну что ж, воспоминание сурово и беспощадно, но правдиво. Избыток юности концертантов с лихвой перекрыл недостаток художественности. Восторг конармейцев был бурным. Но что это был за восторг! Браво, бис — еще неизвестные слова, рукоплескание — что это такое? Знаменитое: «Во дает!» — еще не родилось, оно зазвучит через двадцать лет. Из восторженного гула выплескивались выражения, приобретавшие пристойность только благодаря неподдельно ласковой интонации, с которой они произносились.

Таков был благодарный ответ юному трио и дивному вальсисту Вальдтейфелю.

Я не знаю, что такое продразверстка, я играю на пианино. «Трио юных музыкантов» приказано ехать на продразверстку. Говорят, что «продразверстка» находится где-то в Черняхове или в Высоком, где-то очень далеко от Житомира, может быть, в двадцати верстах или даже больше. На телеге неудобно, особенно виолончели, она не помещается и высовывается. Но и ногам моим нехорошо, они привыкли к белым лайковым ботиночкам, а сапоги натирают ноги до волдырей. Больно, особенно больно, когда сапоги стаскивает «виолончель», сам я этого делать не умею, «скрипка» это делает как-то мягче, но все равно больно. Ночью в Черняхове нас расселяют по разным домикам. Боже, кто мне поможет разуться?

Очень холодно! Сопровождающий нас вооруженный «реквизитор» стучит прикладом в первую попавшуюся избу. Стучит долго и безответно. А ночь холодная, на телеге неудобно, виолончель мешает. Соскакиваю, чтоб согреться, цепляюсь за гвоздь и, о ужас, коленки штанов изорваны — концертные коленки разодраны! «Реквизитору» надоело стучать, он стреляет в небо и без паузы бьет прикладом в дверь, после чего возникает диалог, но мы слышим лишь монолог с паузами. Из всего монолога поддаются печатному воспроизведению только два слова: «Открой, гад». Наконец дверь отворяется, и первым поселяют пианиста, он самый маленький. Телега, теперь уже с «дуэтом», громыхает дальше. Кромешная тьма и терзающая боль натертой ноги. Боль так сильна, что оттеснила страх, усталость и неведение. Боль толкает на героические поступки, и пианист стучит во всё, на что он натыкается, бесстрашно превозмогая страх.

— Чего ты хулиганишь! Только что избавились от одних бандитов, сразу поселяют других! Ложись там на соломе, дрыхни и не мешай нам спать, — недостаточно любезно кричат за дверью.

— Будьте любезны! Пожалуйста! Помогите мне снять сапоги! Я сам не умею! Буду вам очень благодарен!

Пианист выпалил этот набор вежливых слов, известных хорошо воспитанному мальчику, играющему на пианино, и лед стал, кажется, таять. Из-за дверей спросили: «А ты кто?»

— Я мальчик из Житомира, приехал сюда играть на концерте на пианино, я не умею сам снимать сапоги, помогите мне, пожалуйста.

Очевидно, мелодия речи настолько отличалась от привычной речи «реквизиторов», что дверь приоткрылась, и слабый свет коптилки осветил детскую фигурку постояльца. Убедившись, что постоялец безоружен — ни обреза, ни кобуры, ни гранаты за поясом, — осторожно задали вопрос:

— А пианино дэ?

— Я еще не знаю, мне не сказали.

— Ну, входи, садись.

Хозяин долго, молча рассматривал нового постояльца, затем вышел.

За стеной послышалось перешептывание. Долго, долго. Наконец, «ну, идем» — и меня ввели в горницу. Топилась печь, огонь освещал кровать с приготовленной постелью.

«Давай ногу», — и уверенная рука с силой стянула сапог. Пронзительная боль и… блаженство. Нога свободна. Завтра концерт.

ВАЛЬС ВАЛЬДТЕЙФЕЛЯ

Почему мы всегда играли этот вальс? Вот и сегодня: в школу набилось много народу со всего села или местечка, не знаю. Горит керосиновая лампа в «зале» и очень маленькая лампочка на сцене. Впрочем, она нам и не нужна, мы вальс знаем наизусть, зато рваная коленка, может быть, не так будет заметна. Товарищ из «продразверстки» объявляет начало, и мы выходим, как настоящие артисты. «Вальс Вальдтейфеля», — тихо произносит смелый скрипач, и мы играем один и тот же вальс, возвращаясь от конца к началу без остановки несчетное количество раз, чтобы придать ему значительность крупной формы. Но на этот раз наш замысел потерпел крах. Где-то на пятом или шестом повторении раздался звук разбитого стекла, в зале погасла лампа, и толпа метнулась к окнам И дверям. Раздались выстрелы снаружи, и насмерть перепуганные концертанты, оставив сцену, бежали в укрытие «артистической» комнаты.

«Спокойно, — молвил „продразверстный“ конферансье, — мы их здесь всех кулаков, уклоняющихся, и зацапаем, сидите спокойно, а вашему Вальдтейфелю большое пролетарское спасибо».

ДАЛЬШЕ ЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ…

Наша концертная репутация сильно поколеблена. «Разведка» донесла, что наше гастрольное турне приобрело какую-то неконцертную репутацию, и аудитория будет встречать нас у околиц отнюдь не аплодисментами. Товарищ из «продразверстки» радостно сообщил нам, что мы остаемся здесь на неопределенное время. «До следующего распоряжения, — сказал он. — Вот и хорошо, теперь вы можете спокойно учить ваше „с перцем“».

Так он презрительно окрестил некое скерцо, которое ему почему-то не нравилось. Не зная законов ансамблевой игры, он был уверен, что мы можем выучить «с перцем», сидя по отдельности каждый в своей хате. Концертный «зал» с пианино, увы, был уже непригоден для использования: все стекла выбиты, и те немногие клавиши, которые в тот памятный вечер еще подавали признаки жизни, были окончательно умерщвлены морозом. Так и сидели мы по хатам в ожидании распоряжений. Распоряжение пришло в виде конного отряда во главе с очень толстым начальником со странным именем Шоня. Шоня быстро и весело собрал трио, усадил в телегу, и мы покатили. Я думаю, что ни одно самое прославленное трио в мире никогда не удостаивалось таких почестей. Экспортируемые всадниками, мы въехали в деревню с возвышенным названием «Высокое». Название себя оправдывало: нигде и никогда я не спал на таком возвышенье из перин и подушек. Но мало этого. Роль одеяла выполняла невесомая, горячая пуховая перина. Спать, завтра концерт в Высоком. Спать!., спать!..

— Вставай, да поживей, надо ехать!

— А концерт?

— Никаких концертов!

Банда Соколовского или Маруськи? Кто их знает? Так я и не узнал, кто помешал нам тогда исполнить недоученное «с перцем».

ЖИТЬ — БУДЕМ ЖИТЬ


Нас погрузили в теплушку. Теплушка уже была кем-то обжита. Медленно передвигаясь и всё чаще надолго останавливаясь, мы понемногу знакомились с ее обитателями. Это была фронтовая бригада, куда нас — трио юных музыкантов — временно прикомандировали. Дама с неуместно жеманными манерами была виолончелисткой. Часами она что-то разучивала в темном теплушечьем углу. В другом углу певица нудно и громко распевала вокализы. Голос ее оставлял желать лучшего. Впрочем, она это, очевидно, сама понимала, ибо без устали вокализировала, добиваясь, к сожалению, всё более и более отрицательных результатов. Лежавший целыми днями на верхней наре толстый обрюзгший старик оказался некогда популярным на юге куплетистом, которого, как явствовало из его реплик, революция и потребность в пайке вернули на эстраду. Из всех обитателей теплушки не «совершенствовались» куплетист, давно знавший свой репертуар назубок, и пианист, по причине отсутствия инструмента. Скрипка и виолончель изредка робко пощипывали струны.

Так мы ехали, отцепляемые и прицепляемые, без всякой системы, в неизвестном направлении. Впрочем, направление было известно лицу, сопровождавшему нас. «Лицо» с нами не общалось и на вопросы не отвечало. На третьи или четвертые сутки после очередного отцепления нам было приказано выгружаться. Мы прибыли в пункт назначения. Начались выступления. Пианист из «юного трио» должен был аккомпанировать всем. Жеманная виолончелистка умела исполнять не очень трудную пьесу Цезаря Кюи «Ориенталь». Особенность этого сочинения для виолончели заключается в том, что эту «Ориенталь» играет главным образом рояль, виолончель только в нескольких случаях дергает струны (пиццикато). Виолончелистка эффектно терзала струны, и бойцы награждали ее за это бурными аплодисментами. Певица намеревалась спеть романс Глиэра «Жить — будем жить», но почему-то, не издав ни единого звука, умчалась за сцену, откуда послышались истерические рыдания. Аудитория, решившая, что это комедийное представление, неистово аплодировала, стучала ногами, требовала «бис». Перепуганный пианист проследовал за цену, чтобы узнать причину бегства певицы. Сквозь рыдания та сообщила, что при первой попытке раскрыть рот для громогласного «Жить…», у нее отклеилась искусственная ресница и попала в глаз. Разоблачить себя, сорвав великолепно густые ресницы, она не отважилась, петь, превозмогая острую боль, не могла.

Пустовавшую сцену, спасая положение, занял без предупреждения многоопытный куплетист. В те давние времена репертуар еще не успел революционизироваться, и старик, бойко орудуя старорежимными анекдотами, быстро вернул концерту нарушенную ресницами плавность. Но гвоздем его программы была знаменитая песенка:

Зачем было влюбляться, Зачем было любить…

Пианисту пришла счастливая мысль приспособить для аккомпанемента какой-то пассаж из шопеновского концерта. Куплетист, потрясенный неожиданным и небывалым фортепианным сопровождением, великодушно пытался переадресовать овации аккомпаниатору. Заканчивало концерт «юное трио», вызывавшее неизменный восторг не столько своим искусством, сколько своей впечатляющей юностью.

Выполнив свою миссию, бригада собралась вернуться восвояси, но осуществить это уже не смогла. Там за время ее отсутствия сменилась власть. Было приказано прицепить теплушку к составу, идущему в противоположную сторону. Вооруженная всё тем же Вальдтейфелем, куплетами, Цезарем Кюи и Глиэром, бригада прибыла на новые рубежи, но не успев пустить в ход это оружие, получила новый приказ — вернуться на свою базу, где вновь утвердилась советская власть. Использовав передышку, артисты приступили к разучиванию новых произведений. Война не окончилась, нужно было держать порох сухим.

НЕДЕЛЯ КРАСНОЙ КАЗАРМЫ


Что такое «неделя красной казармы», я не знал и сейчас не знаю. В приказе, полученном нами, перечислялись многие прославленные воинские соединения тех лет, коих всю эту «красную неделю», по протяженности равную обычной бесцветной неделе, наше трио должно было обслуживать. К приказам мы привыкли и подчинялись им беспрекословно. «Неделя красной казармы» прошла: мы играли, нас слушали и заботливо развозили по домам. Но сейчас я содрогаюсь, вспоминая «неделю» и перечитывая заключительные слова приказа: «Невыполнение сего влечет за собой предание суду военного трибунала».

Тогда мы нисколько не содрогались, ибо трио в совокупности достигло призывного возраста или ненамного превосходило его, и такие суровые слова наполняли нас лишь гордостью.

А военный трибунал, суровый в приказе, был весьма ласков с нами в общении.

СЮРПРИЗ


Не помню, для кого — для таращанцев, или богунцев (так фамильярно мы называли эти ныне легендарные дивизии) — мы придумали «театрализованный» номер. Остановились на «Лунной сонате». Ну кто же не знает «Лунную сонату»?! Бойцы будут довольны, в этом мы не сомневались. Осуществить это было не трудно… Аранжировать и расписывать ноты мы не умели. Мы обзавелись тремя экземплярами этой сонаты для фортепиано и распорядились: верхнюю ноту играет только скрипач, середину — пианист, а басы только виолончелист. Театральность же сама лезла из всех пор: 1) погрузить зал и сцену в абсолютную темноту, 2) за неимением луны поставить свечки на каждый пульт. Было решено: для этого случая пренебречь указаниями композитора и играть все время только очень тихо и очень медленно, а время утроить, то есть играть безостановочно не меньше трех раз подряд с начала до конца, а если позволят свечи и напряженная тишина потрясенной аудитории, добавить еще одно повторение.

Но действительность внесла, как принято сейчас говорить, свои коррективы.

Аудитория, нетрудно догадаться, весьма далекая от чопорности, но, видимо, завороженная необычной обстановкой и замогильным голосом доброхота-конферансье, объявившего «Лунную сонату», некоторое время слушала, затаив дыхание, но уже при повторении появились первые свидетельства усталости, грозившие перейти в опасные вторые. Благоразумие подсказало остановиться, пока не поздно. Отсутствие предварительной договоренности на сей непредусмотренный случай привело к тому, что остановка оказалась несинхронной. Однако это не помешало аудитории выразить благодарность за сонату, но особенно за своевременное ее окончание, бурными аплодисментами и выкриками: «А сейчас, ребята, сыграйте „Солнечную“».

Мы обещали сделать это в следующий раз.

СКЕРЦО ШОПЕНА


В те далекие буденные годы обе стороны — юные артисты и молодые отважные слушатели-буденновцы — до Шопена еще не доросли. Все было не по росту у артистов — и обмундирование, и умение. Зато у слушателей был избыток отваги и некоторый недостаток жизненного опыта.

«Я сыграю скерцо Шопена», — важно объявил пианист.

Мало знакомые с музыкальной терминологией бойцы расслышали нечто более понятное, близкое и веселое.

«Что?! Что?! С перцем, с перцем?!» — раздались веселые голоса со всех сторон.

«Играй, играй с перцем», — с бурным хохотом подбодрили они сконфуженного пианиста.

Наконец, дождавшись настороженной тишины, пианист попытался извлечь из шамкающего пианино хоть один внятный звук, но оно оказалось настолько «без перца», что присмиревшая на самое короткое время аудитория, так ничего и не расслышав, дружно и сочувственно посоветовала: «А ты лучше спляши!»

Плясать я не умел.

Я вызвал своих постоянных партнеров из вагона-клуба, и все вместе мы звучно заиграли спасительный и бесподобный «Вальс Вальдтейфеля».

Мое сольное выступление не удалось.

ФОТОГРАФИЯ «ДЕКАДАНС»


Караульный батальон Чека — карбат — так называлась часть, где мы служили. В спасительный паек карбата входила соль. Соль свободно помещалась в чайной ложечке, заполняя собой лишь часть ложечного пространства. Наверное, в паек входил и хлеб, и какое-то мясо, но память хранит соль, ибо «солью земли» была тогда Соль. Мы благоговейно выполняли все приказы карбата Чека. Мы даже стали разучивать со скрипачом сонаты Грига, уповая не столько на наше умение, сколько на волшебную силу пайка с солью. Мы переезжали из Богунского полка в Таращанский, оттуда в дивизию Щорса, не зная устали. Мы играли под танцы и, если не было пианино, нас спасал контрабас, незаменимый при танцах инструмент, не предъявлявший к тому же его мучителю никаких художественных претензий.

И вот однажды нас привезли в фотографию «Декаданс». Эта «шикарная» фотография на главной улице города мне была знакома. Там после вступительного экзамена в музыкальное училище Императорского русского музыкального общества я был запечатлен для потомства в роскошном бархатном костюмчике с кружевным воротником, в вагнеровском бархатном берете, с нотами трубочкой в руках и выставлен в витрине напоказ. Но это было в какой-то другой жизни.

«Неужели нас будут фотографировать в нашем не по росту солдатском одеянии?..»

В сопровождении карбатовца мы поднялись на второй этаж и вошли в ту самую «шикарную» гостиную, ставшую еще более «шикарной». В углу гостиной стоял рояль с поднятой крышкой, готовый к настоящему концерту. Нам велели расположиться, настроиться и играть.

— Для кого?!

— Играйте.

Мы привыкли подчиняться приказам, мы люди военные. Не видя аудитории, приступили к разучиванию далеко выходящей за пределы нашего «мастерства» сонаты Грига. Кошмарные звуки скрипки ускорили разгадку. Дверь из соседней комнаты раскрылась, в гостиную вошел разгневанный холеный военный и приказал прекратить это «безобразие».

«Играйте тихо и мелодично», — приказал военный и удалился. Не раздумывая долго, мы приступили к тихому, медленному и мелодичному вальсу Вальдтейфеля. На одном из бесконечных повторений дверь спокойно открылась, и удовлетворенный хозяин в сопровождении двух дам, слегка пошатываясь, приблизился к пианист) и мягко приказал: «Сыграй что-нибудь Шопена, а я буду их целовать». Осуществить свое намерение он не успел, ибо пианист был строгих правил и не разучился еще плакать. Он с силой захлопнул крышку рояля и, плача заявил: «Играть не буду».

Угрозы не подействовали, пианист был безутешен и непоколебим. Хозяин позвонил по телефону в карбат и приказал немедленно убрать этих «сопляков». Он так выразился.

Впоследствии я узнал, что это было не единственное его прегрешение и, очевидно, не самое опасное, ибо он был расстрелян советской властью.

НА ЗАПАД, БЕЗ НАС


Первая Конная устремилась дальше, на запад. Агитпоезд собрался за ней вслед. Обитатели поезда к юному трио не только привыкли, но и привязались. Начальник клуба, очевидно, истосковавшийся по своей семье, детям, особенно привязавшийся к музыкантам, никак не хотел с нами расставаться. Он рисовал идиллическую картину райского житья, которое нас ожидало в этом походе: в клубе будет отгорожена стенкой комнатка с вагонными удобствами, будут сшиты парадные военные костюмчики для выступлений, мы будем участвовать в победе и, когда она состоится, всех нас командирует Первая Конная армия в Петроградскую консерваторию для продолжения музыкального образования. Как это было соблазнительно! Но этому не дано было тогда осуществиться. Хлеб-соль нашу ждали голодные рты дома, и кормильцы с грустью вынуждены были расстаться с агитпоездом, друзьями и мечтами. На запад мы тогда не попали.

Спустя тринадцать лет эти вожделенные места показал мне и рассказал о них многое Владимир Александрович Антонов-Овсеенко — посол, нарком, поэт (псевдоним Антон Гук) и историк.

Так я познакомился с ними, так сказать, с высоты исторического птичьего полета…

ПОХОРОННЫЙ МАРШ ШОПЕНА


Еще вчера мы играли в гарнизонном клубе, в особняке бывшего городского головы. Это был наш концерт. С гордостью мы глядели на плакат, где красовались наши фамилии, увенчанные странным словом «лауреаты». Не зная, что это такое, мы догадывались, что это нечто нас возвеличивающее. Мы и сегодня должны были повторить концерт для другой военной аудитории, но… в городе неожиданно сменилась власть. Мы разбрелись по домам и притаились. Через несколько дней стало известно, что эта власть нас разыскивает. С помощью услужливых людей нас быстро разыскали и велели к восьми часам вечера явиться в дом городского головы с инструментами и нотами. Не помогли ссылки на болезнь скрипача, на неподготовленность. Уликой служил трофейный плакат «лауреатов». Неподчинение приказу грозило бедой. Решено было подчиниться.

В назначенный час трио в полном составе явилось в клуб. Он был неузнаваем: в зале расставлены ломберные столики, под зелеными абажурами играли в карты, официанты разносили напитки. Было душно и накурено. В углу залы стояло незнакомое пианино и два пульта. Музыкантам сразу предложили «пить и кушать». Трио поблагодарило и отказалось «пить и кушать». Виолончелист, он же библиотекарь, разложил по пультам ноты, и трио приступило к исполнению своих обязанностей. Первым номером исполнялся похоронный марш Шопена. Азартные игроки и подвыпившие компании предоставили трио приятную возможность хоронить их до среднего, наименее похоронного эпизода. Но именно в этом эпизоде аудитория опомнилась, стала недоуменно переглядываться и угрожающе шуметь. Разъяренный распорядитель потребовал немедленно прекратить «это безобразие» и играть «веселое и бодрое». Мы на «полуслове» спокойно прекратили «это безобразие», библиотекарь медленно убирал опротестованного Шопена и степенно стал раскладывать другие ноты.

Приготовившись и собравшись, трио успело исполнить несколько первых тактов «Интернационала»… Нас пощадили, нас только ругали скверными словами и вышвырнули из клуба. Для более сурового наказания мы еще не доросли.

СЕРЕБРЯНЫЙ ЗНАЧОК


Ко дню рождения мне подарили серебряную лиру — значок с монограммой. В приготовительном классе гимназии я был единственным музыкантом, и лира на гимназическом мундирчике была предметом моей гордости. Гимназисты отнеслись к значку, как принято говорить нынче, с пониманием, ибо до этого я успешно осуществил постановку «Пляски смерти» Сен-Санса на гимназическом вечере. Это была устрашающая постановка. На погруженную во тьму сцену выходили под мрачные звуки Сен-Санса «мертвецы» в саванах, восставшие из могил, и отплясывали нечто несусветное. Постановка и музыка имели огромный успех, и моя репутация сильно упрочилась. Теперь я уже ходил по коридорам, выпячивая грудь, чтобы все видели мою серебряную лиру. И ее увидел инспектор гимназии, господин Коломейцев. Разъяренный инспектор остановил меня и, ни слова не говоря, вырвал мою лиру с мясом мундирчика. Швырнув ее на пол, он проревел: «Как ты смел прицепить значок? Передай родителям, чтобы пришли ко мне в гимназию завтра же!» — и удалился…

Прошло три года. В один из революционных праздников «юное трио» участвовало в концерте на площади. На открытом грузовике помещалось пианино, борта грузовика были опущены. Окруженные людским морем, мы, как всегда, беззаботно исполнили наш не слишком обширный репертуар и полагали, что на этом концерт закончился. Но не тут-то было: наш начальник велел моим партнерам спуститься по приставной лестнице в людское море, и по этой же лесенке поднялся на эстраду-грузовик… бывший инспектор гимназии с виолончелью в руках. Узнать его было трудно. Вместо грозного инспектора, величественного в своем всегда парадном мундире, передо мной был жалкий старик с всклокоченной бородой, поношенном костюме и нечищеных башмаках. Он протянул мне ноты и, не узнав меня, сказал: «Маэстро, я повторю это два раза, а окончу здесь», — и ткнул пальцем в ноты. Играл он плохо и фальшиво.

На его пиджаке сверкала знакомая серебряная лира-значок.

«КУБУЧ»


На Невском в кино «Пикадилли» тапером был Шостакович. Биографы изучат этот род деятельности композитора и осветят его, так сказать, прожектором науки. В темноте и неизвестности останется атмосфера обыкновенного кинотаперства времен немого кино. А оно было куда как интересно. На Литейном находилось кино с внушительно-бессмысленным названием «Гладиатор». Ничто в нем не оправдывало это название. Причудливый «Гладиатор» принадлежал организации с каким-то загадочно-татарским названием «Кубуч». Расшифровывалось это так: «комиссия улучшения быта учащихся». Почему-то к учащимся была причислена и некая экс-баронесса, служившая билетершей в этом кино. Комиссия улучшала также быт автора знаменитейшего текста «Дышала ночь восторгом сладострастья», бывшего к тому же еще и переводчиком сочинений Шекспира и других литературных титанов. Автор «восторгов сладострастья» переквалифицировался в конферансье эстрадных дивертисментов, практиковавшихся тогда между сеансами. В глубокой сырой оркестровой яме стоял разбитый рояль, по левую сторону рояля на стенке ямы висело зеркало, отражавшее происходившее на экране. Но таперу некогда было заглядывать в зеркало, ему нужно выучить к уроку в консерватории сонату Метнера соль минор. Терпеливая публика, увлеченная происходящим на экране, безразлично относилась к несоответствиям между экраном и музыкой. Но до поры до времени. Сигналами вопиющих несоответствий были стихийно возникавшие топанья ног, укрощавшиеся лишь с поворотом головы пианиста влево, в сторону зеркала. Соответствие восстанавливалось ненадолго, ибо «улучшение быта учащихся» создано было для улучшения учения учащихся.

Спустя почти четверть века, в 1945 году, в Белграде, после концерта из произведений Шумана, в артистической комнате бывшие артисты императорских театров просили концертанта, бывшего тапера, исполнить концерт Шопена ми минор, разучивание которого они помнили по кинотеатру Кубуча…

ЗАГАДОЧНЫЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР


Кинотеатр «Гладиатор» Кубуча (комиссия улучшения быта учащихся) располагал удивительным оркестром. Он состоял отнюдь не из учащихся. Это были солисты «его Императорского Величества» оркестра бывшего Мариинского театра. Сюда они пришли на заработки. В оркестровой яме кинотеатра оказались замечательные мастера с очень звонкими фамилиями. Концертмейстером почему-то был тихий, незаметный и очень робкий человек. Он весьма плохо играл на скрипке и, в противоположность своим словоохотливым коллегам, никогда о себе не говорил да и, пожалуй, вообще ни о чем не говорил Загадочный концертмейстер вызывал особый интерес юных кубучовцев.

Разгадка пришла неожиданно. Однажды, в одном из перерывов, в комнате отдыха, в общем разговоре промелькнуло имя Столыпина. Обычно не участвовавший в общих беседах концертмейстер вдруг оживился и, предавшись приятным воспоминаниям, произнес: «Да, Столыпин… Если б не он, сидеть бы мне всю жизнь на последнем пульте в киевском оперном театре, но. слава Богу, пуля, выпущенная в него, попала в оркестровую яму, задела меня, за это государь-император велел перевести меня в Петербург и назначить концертмейстером Мариинского театра».

Он умолк.

Третий звонок позвал нас в оркестровую яму…

ПОСЛЕСЛОВИЕ


Неужели это правда? Иногда мне кажется, что я все это сочинил, это был не я, но… почти истлевший лоскуток бумаги-удостоверения подтверждает: «Да, это был ты!»

Значит, это я темной, темной ночью бреду с вокзала, где стоит агитпоезд, по мертвым улицам городка. Это я решительно отказываюсь от револьвера, который мне настойчиво навязывает Самойлов, начальник поезда: «Нет, не надо, нам спокойнее без револьвера, мы пойдем по середине мостовой, будем смотреть по сторонам, а если что, мы побежим, а футляр скрипки ночью очень похож на ручной пулемет, а виолончель ночью — настоящая маленькая пушка! И будем кричать!»

Откуда исходила угроза? Между Коростышевым и Житомиром действовали банды какой-то Маруськи, Соколовского, встреча с ними в ночном городе была возможна, а последствия… то был 19-й год! Я рассказываю об этом не для того, чтобы окружить нашу тогдашнюю работу ореолом героизма, нет, это были будни, о которых я писал в предисловии к этим запискам.

Я спешу, я теряю надежду. Никто не вспомнил, и, очевидно, уже некому вспомнить таких вот маленьких антигероев того героического времени.

Никто их не воспел, ну что ж, мы прошептали о них сами, как умели. Без прикрас.

Рисунки Резо Габриадзе

Метки:  

"Я не буду менять линолеум, я передумал, ибо мир обречен". Сергей Довлатов

Среда, 09 Июля 2014 г. 01:52 + в цитатник
Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

"Я не буду менять линолеум, я передумал, ибо мир обречен". Сергей Довлатов

Первая книга Довлатова, которую прочитал, "Чемодан"(1991), она же одна из первых изданных в России. Тогда же прочитал и "Зону", "Компромисс" и "Заповедник".
Узнал, что Довлатов записал многие свои книги на радио "Свобода"
1. Сергей Довлатов о водителях.
2. Сергей Довлатов об актерах.





Телепрограмма Льва Лурье - "Культурный слой"




дополнение

Andrei Gavrilov plays Rachmaninov Moment Musical B minor

Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 13:09 + в цитатник





Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

"Когда нет сил на боль.."

Вторник, 20 Мая 2014 г. 11:52 + в цитатник




стихи Софии Юзефпольской (читает автор)
Шопен
Когда нет сил на боль нет сил когда --
и боль -- что лед из белых клавиш --
скользит под пальцами, -- и ты не знаешь,
которая из нот в источник родника

преобразится -- и зальет - и захлебнется
мелодия -- иль будет только
отсчитывать слезинки: три на сколько
помножить надо, чтоб рассыпать цепь на кольца

черненых слез и в стрекоте росы,
как скряга мелкою серебряной монетой,
в мелодии разбрызгать пятна света
и ниточки тянуть из кружева листвы,

пока он нежно шеи шелковый изгиб
вшивает гладию в щербатость лунной пены...
В виске ль, в запястьи у мелодии Шопена
нащупай пульс -- и задрожит над нею нимб.

А там услышишь стон -- пока мир потный спит, --
он боли нерв в привычке к боли вскроет.
И плавят ноты лед -- И ночь болит навзрыд.
И синий лед не плавится! -- Горит!
И в дуршлаге теней--вселенной пламя моет..

Без заголовка

Вторник, 20 Мая 2014 г. 11:09 + в цитатник



"если ворон в вышине.."

Пятница, 09 Мая 2014 г. 22:20 + в цитатник




"Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше. "
Б.Окуджава



Процитировано 5 раз
Понравилось: 1 пользователю

"От героев былых времён" или "Времена не выбирают"

Пятница, 09 Мая 2014 г. 12:06 + в цитатник




Вечная память Героям Великой Отечественной Войны!
(1941 - 1945 г.)
10308346_694382953952963_7494403852833004672_n (514x414, 47Kb)

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
1978
Александр Кушнер


Понравилось: 1 пользователю

"Человеческий оптимизм.."

Суббота, 26 Апреля 2014 г. 23:09 + в цитатник
wpid-YUliya-Vyisotskaya-snimetsya-v-filme-svoego-muja-Glyanets-2-1 (450x600, 78Kb)
Из книги «Возвышающий обман»:
«Человеческий оптимизм очень часто связан с верой, что все обстоит хорошо и дальше будет только лучше. Мне же кажется, оптимизм должен быть связан с тем, что хорошо никогда не будет, но надо жить в этом и с этим. Нести свой крест. В этом - оптимизм. Всегда нужно найти в себе силы жить, понимая, насколько мир и мы в нем далеки от совершенства…».

А.Кончаловский




Мирослав Скорик. Мелодія ля мінор


Понравилось: 2 пользователям

"Лично я экзальтирован её инвенцией!"

Воскресенье, 06 Апреля 2014 г. 11:08 + в цитатник
Говорите и пишите по-русски правильно!

1. Отвечая на звонок, говорить "Алло", "Да" и "Какого х*я!" стало старомодно. Есть другое нужное слово: "Внемлю!". Если неологизм с перепугу забылся, можно заменить фразой "Кому я понадобился?", произносимой с МХАТовским драматизмом.

2. На нежелательные вопросы, требующие немедленного ответа, типа "Тебя еб*т?!", есть замечательная фраза: "Вам, сударь, какая печаль?".

3. Целый ряд идиоматических выражений типа "Твою мать" и "Ну них*я себе ты купила" заменяется фразой "Больно слышать", произносимой с шекспировским трагизмом.

4. В ходе научного спора аргумент "Я тебя сейчас в асфальт закатаю!" правильнее заменить фразой "Голубчик, не утруждайте себя в поисках профанаций".

5. Часто мы просим друзей и родных: "Вась, сгоняй кабанчиком за хлебом". Это неправильно. Просить об одолжении необходимо так: "Дружище, да не будет тебе в тягость..." и далее по тексту.

6. Если после ряда аргументов необходимо подкрепить свою позицию крепким словцом, существует несколько вариантов на выбор: "Ну, ты, вонючий урод" должно произноситься как "Ох, и плутоват же ты, шельма!"; "Баран, за базар ответишь!" - "Я недосягаем для ваших дерзновенных аргументов и дедукций"; "Тормоз ты редкостный" - "Да вы просто рутинер, милейший!"; "Сам понял, что сказал, дебил?" - "Ваши слова, уважаемый, бурлеск чистой воды. Равно как и вы - акциденция современности".

7. Расхожие выражения восторга в рассказе о прекрасной половине: "Вот это попа (ноги, грудь)!", переводятся вот так: "Лично я экзальтирован её инвенцией!".



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Gustav Mahler - Symphony Nº 5. IV Adagietto | Vienna Philharmoni

Понедельник, 31 Марта 2014 г. 23:32 + в цитатник
Gustav Mahler - Symphony Nº 5 in C sharp minor, 1901-02.
Wiener Philharmoniker, Vienna Philharmonic, Leonard Bernstein.






Понравилось: 1 пользователю

Что делать с идентичностями?

Понедельник, 31 Марта 2014 г. 00:39 + в цитатник
"Чтобы быть свободным от идентичностей, нужно много силы и мужества. Это как смотреть в зеркало и понимать, что отражение – это не ты.

Это значит, всегда задавать себе вопрос «кто Я?», подозревая, что ответ так и не будет получен.

Смотреть другому в глаза , а не смотреть на его флажок.

Держать, но не удерживать.

Дышать, а не задерживать дыхание.

Жить, а не ожидать."

Каждый человек вроде бы личность. В данном случае под личностью понимается не этическая составляющая, а психологическая. Так, как это предлагает в своей модели психолог Стефан Волински. Сначала ребёнок представляет собой набор субличностей - различных способов реакции психики человека на окружающую среду. К определенному возрасту (14-16 лет) из множества субличностей формируется какая-то личность. Если повезет, эта личность начинает к зрелости практиковать рефлексию и выходить в позицию "наблюдателя". Из которой можно попасть в "Пустоту" (недвойственность, Божественное).

Субличности, формируя личность, не пропадают бесследно, а наделяют человека различными идентичностями, теми опознавательными характеристиками, с помощью которых нам удается себя узнавать. Большинство таких идентичностей усваиваются нами бессознательно, как естественная часть пространства сознания. В некотором смысле эти идентичности полезны, поскольку дают возможность психике удерживать стабильное состояние. Но со временем эти рамки становятся скорее ограничением, чем защитой. И тогда приходится распознавать в себе различные идентичности и разотождествлять их с собой. Потом можно вскрывать всё более и более глубокие слои идентичностей, снимая их как капустные листы, добираясь до сердцевины.

Некоторые традиции говорят , что в конце этого процесса искателя ждет сюрприз – никакого сущностного Я нет, природа человека – пустотна по своей сути. Другие традиции утверждают, что подлинное "я" есть часть Бога. Наверное, как оно там есть, можно постичь только опытным путём. Но работать над собой крайне сложно, поскольку существует очевидная трудность выполнения операции рефлексии, самоанализа. К этому добавляется явная или скрытая лояльность идентичностям. Их трудно приобрести, ещё труднее отпустить. Поэтому и живёт человек в окружении своих демонов. Не он управляет своим миром, а его мир создается фантомами. Некоторые из этих фантомов можно распознать с помощью явлений, которые любезно нам предоставляет культура. Делюсь своими наблюдениями о некоторых идентичностях, узнанных мною в последнее время у себя. Может, узнаете и вы.

***

Политическая идентичность. Актуальный сегодня способ узнавания себя. В роли существа политического человек может выступать двояко. Как объект, и тогда он принимает участие в политических процессах как избиратель, участник массовых протестов, активист. Или как субъект, тот, кто формирует политику и определяет ход событий. Субъекты политических процессов могут оставаться в неизвестности, слава для них скорее помеха. Объекты могут быть у всех на слуху, но при этом они лишены возможности самостоятельных решений.

Сегодня на Украине мло кто остался в стороне от политических событий. Политическая идентичность стала для многих определяющей характеристикой опознания ближнего по принципу «свой-чужой». Такую активность можно понять, людям многое наболело и у них есть плное право сказать "достали!" Но есть подозрение, что пиковые эмоциональные состояния вскоре сменятся таким же эмоциональным спадом. Кардинальные социальные перемены маловероятны, а вот психика может пострадать. Ведь большинство из нас долгое время жило в условиях относительного социального благополучия. Времена изменились, а люди - нет. Для коррекции своих возможных состояний можно использовать существующие культурные артефакты, в которых изложен полезный опыт анализа людей и обществ в непростые моменты.

Лучшими текстами о результатах преобразования общества для меня являются произведения Оруэлла. Повесть «Скотный двор» и роман «1984».

«Скотный двор» - метафорическая история захвата власти, победа угнетенных над своими хозяевами. В роли восставших - животные фермы, в роли недостойного правителя – нерадивый хозяин. Сюжет сказочный, поэтому звери разговаривают и обладают человеческими качествами. Текст незамысловат, но почитать стоит, особенно интересен финал, когда часть животных для оптимизации хозяйства обживает дом бывшего хозяина, а остальные животные продолжают работать в ещё худших условиях. Им обещают улучшение, но не сразу, а когда-нибудь. Но главное, они теперь свободны! А в остальном, надо потерпеть. Всех недовольных новой властью тихонько репрессируют. Ну а как же, порядок должен быть! Полезно ознакомиться революционным оптимистам. Написал англичанин с личным опытом участия в гражданской войне.

«1984» - роман, где развенчиваются последние иллюзии о возможности свободы. Как в обществе, так и внутри своей головы. Будучи социальным существом, человек всегда находится под воздействием репрессивной машины в той или иной мере. Но есть надежда, что его внутренний мир – это территория свободы. Никак нет. Если надо, доберутся и туда. В романе наглядно показано, как это можно сделать.

Кроме того, там есть отдельная методичка по созданию абсолютной власти. Речь идет о тексте, который тайком читает главный герой. Насколько я знаю, там за основу взятареальный текст Бернхема «Революция управляющих». Оруэлл предлагает технологический подход к пониманию захвата и удержания власти. В этом случае благосостояние народа и прочие ценности и свободы явления вторичные. Любая политическая сила ставит задачу захватить власть, а потом её удержать. Помехой, а в перспективе и стратегической ошибкой является персонификация власти. Ставка на конкретного человека ошибочна, ставить нужно на организацию. И обеспечить постоянную ротацию кадров. Тогда власть будет незыблемой, абсолютной. Этот текст полезен приверженцам идеи внутреннего сопротивления, чтобы поработать с этой иллюзией. Также роман пригодится реальным людям воли. Программа действий изложена предельно четко.

Но это литературные штудии. В реальности всё немного иначе. Как? Ответ в сериале «Карточный домик». Там показан вариант реализации политической идентичности в качестве субъекта действия. Того, кто сам является делателем политики, а не просто пользователем.

Есть изначальные мотивы, чтобы посмотреть этот фильм. Главная роль – у Кевина Спейси, одного из лучших актеров Голливуда. Один из режиссеров – Девид Финчер («Семь», «Бойцовский клуб», «Игра»). Если кратко описать сюжет фильма, то это иллюстрация цитаты: «основой стратегии является не выбор какого-то одного пути к победе, а создание таких условий, чтобы все пути вели к ней» (Буджолт). Френк Андервуд, главный герой – это пример политика-стратега, который в условиях постоянной нехватки ресурсов продвигается от одной тактической победы у другой, подразумевая в итоге политический супер-приз. А ведь начиналось всё с события, которое можно назвать крахом надежд. Но именно поражение часто является самым мотивирующим стимулом.

Фильм – практическая методичка и яркая иллюстрация того, что политика – это не пространство для благородства и чести, но пространство силы и расчета. Этические категории всегда будут важны для отдельного человека, но они не применимы в сфере политических взаимодействий. Там добрый, значит, глупый. Или хуже того, слабый.

Вроде бы, ничего нового. Суть власти как технологи четко и ясно изложил ещё некто Маккиавели в своей работе «Правитель»в далёком 16 веке. Цель власти – власть, если кратко. Власть нужно любить, ради неё нужно быть готовым на всё и тогда, может быть, она скажет «да». Гениальный писатель или гениальный политик, какая разница? Если душа человека всецело охвачена страстью, он будет жаждать предмета своего желания всегда. Правда, нужно учитывать, что власть подразумевает ещё и наличие холодного и мощного рассудка. Ведь политика – это многопроцессорная деятельность, в которой участвуют и другие соискатели власти. Их влияние, способности, опасения нужно держать во внимании и учитывать фактор неизвестности.

Просмотр этого сериала дает новый ракурс видения политической деятельности: хороший политик – это эффективный политик. Он может быть добрым, но, скорее всего, это удобный камуфляж. Ведь цель власти – власть.

Быть объектом политики - неприятно. Любые твои действия уже просчитаны и на них есть способы реагирования. Даже совершенно искренний порыв, вызванный чувством гражданской активности, будет конвертирован в политический капитал. Так или иначе, тобой пользуются субъекты действия – политиканы. У которых тоже не очень завидная позиция. Они попадают в такой конвейер поступков, решений, действий, что их жизнь – постоянный экстрим. Хотя, возможно, есть истинные любители экстрима. Конечно, в наших реалиях трудно ждать появление фигур типа Френка Андервуда, всё же у нас «супец пожиже». Но это и неважно, демон тотального увлечения политикой ещё долго будет собрать свой богатый урожай эмоций на нашей территории. Он возьмет не качеством, но количеством.

***

Что происходит с человеком, когда он убирает границы.

«Английский пациент» (фильм, роман). Редкий случай, когда экранизация оказалась не хуже, а местами даже и лучше романа. Совсем недавно, перечитав роман, я отдаю предпочтению фильму. Где главная из нескольких показанных историй – жизнь человека мира Ласло Алмаши. Из всех пространств ему ближе всего была пустыня. Не как враждебная человеку среда, а как песчаное море. Место, где гражданство и границы становятся пустыми словами. Где пространство и время переживаешь и как философские категории и как личное глубокое переживание.

Мне не удалось побывать в пустыне, но я был в тундре. Допускаю, что они похожи. Не в ландшафте, а в том особенном переживании, которое навсегда остается с тобой. О нём особо и не расскажешь, но это есть. Когда один из героев фильма, Мэдокс, рыцарь пустыни, приехал домой в Британию после пребывания в Сахаре, он решил стать добропорядочным гражданином, быть как все. Однажды, после воскресной проповеди, когда священник призвал брать оружие и воевать с врагами, Мэдокс пришел домой и застрелился. Ибо не смог больше жить в мире, где его друзья внезапно стали врагами, где слуги Божьи оказались слугами правительства. В пустыне не было немцев или англичан. Были люди.

Что есть национальность? Один из способов идентификации. Это кровь и место рождения. Но в местах, где человек всегда будет гостем, в пустыне, Арктике, тундре, значимо ли там твоё гражданство? Кому показывать паспорт?

Главный герой, желая спасти любимую женщину, передает немцам карты Сахары. Его оппонент позже будет упрекать - "из-за тебя погибли тысячи людей, на что тот резонно отвечает: "если бы я не передал карты немцам, погибли тоже тысячи, но с другой стороны". Алмаши сотрудничал с теми, кто ему помог. Венгр по национальности, он считал своей родиной Сахару, умер в Италии, получив при этом прозвище «английский пациент». Какова его национальная идентичность? Нация - это корни или это цепи? Если человеку хорошо, там, где ему хорошо, надо ли помнить о долге перед страной, территорией, где тебя родили?

Работа с национальной идентичностью - одна из самых трудных. Проработать её полноценно могут только те, кто волею судьбы смог переживать различные ландшафты и другие языковые среды. Без возможности сравнивать, национальность до конца не осознается, что делает маловероятным разотождествление с ней.

***

Чтобы быть свободным от идентичностей, нужно много силы и мужества. Это как смотреть в зеркало и понимать, что отражение – это не ты.

Это значит, всегда задавать себе вопрос «кто Я?», подозревая, что ответ так и не будет получен.

Смотреть другому в глаза , а не смотреть на его флажок.

Держать, но не удерживать.

Дышать, а не задерживать дыхание.

Жить, а не ожидать.

29.03.14

борис медвидь



http://derevo-peremen.kiev.ua/stati-2/khronika/189-chto-delat-s-identichnostyami





Без заголовка

Воскресенье, 30 Марта 2014 г. 23:09 + в цитатник



Аудио-запись: Garou - Je n'attendais que Vous

Музыка

Суббота, 22 Марта 2014 г. 23:21 (ссылка) +поставить ссылку

Комментарии (0)Комментировать

"Не желайте зла никому. Просто, без пояснений. Это базовое."

Пятница, 21 Марта 2014 г. 00:41 + в цитатник
trevoga (300x225, 10Kb)
Эти рекомендации психиатр Максим Малявин разработал для двух разных, хотя во многом взаимосвязанных ситуаций. Первая из них — ситуация тревожной неопределенности, когда не вполне понятно, что к чему и чем закончится. Как, например, сейчас в России. Вторая — ситуация острой тревоги за себя и близких, которые могут оказаться непосредственно в центре военного конфликта. Как, например, сейчас в Крыму.

Перечитайте книгу Терри Пратчетта «Патриот»

Прежде всего решите для себя один важный вопрос: на какие события в сложившейся ситуации можете повлиять лично вы? Чтобы не тратить силы и нервы на то, что вы не в состоянии изменить. От того, насколько пристально вы будете следить за колебаниями рынка акций и курса валют, ситуация на биржах не изменится.

Если вы всерьез рассчитываете удержать курс рубля пристальным взглядом и неимоверным напряжением воли — мы вас, конечно, поддержим. Медикаментозно.

Вы можете следить за выступлениями и речами политиков, за передвижениями войск — ради бога, если вам так спокойнее. Заодно и за приближающимися метеоритами приглядите — мало ли что. И за полюсами: неровен час, смоются с насиженных мест в самоволку.

Вот только не стоит отводить всем этим занятиям неадекватно большое место в своей жизни. Это отнимает уйму времени и нервов при нулевом эффекте. И является неотъемлемым компонентом токсического мышления.

Лучше сосредоточьтесь на том, что вы действительно можете предпринять исходя из полученной информации. Если у вас и вправду есть солидные сбережения и много-много акций, тогда, конечно, имеет смысл проследить, откуда и куда дуют биржевые ветры, чтобы сделать правильные выводы и остаться при своих. Но, положа руку на сердце, у вас и вправду так много сбережений?

Если вы считаете, что нужно сделать стратегические запасы соли, спичек, тушенки, патронов и прочих компонентов длительного автономного существования — делайте.

Даже если «автономки» не случится, польза все равно есть. Во-первых, за всем этим потом еще долго не придется ходить в магазин. Во-вторых, вы на какое-то время будете заняты делом, а не бесполезными переживаниями. В-третьих, это будет своего рода ритуал, который сам по себе оказывает психотерапевтическое действие.

Если вы считаете, что ничего хорошего вас здесь уже не ждет и пора валить — действуйте. Только взвесьте хорошенько все «за» и «против». Чтобы не получилось так, что вы сдали свой билет на «Титаник» и приобрели другой — на «Гинденбург». И помните: как бы ни сложились события дальше — это был ваш и только ваш выбор.

Сосредоточьтесь на работе. Во-первых, это деньги, которые вам в любом случае понадобятся, а во-вторых — это опять-таки отвлекает от пережевывания ситуации.

Уделите внимание семье, родным и близким. Это тот островок, который имеет гораздо большую ценность, чем все политические убеждения и экономические условия, вместе взятые. Если в семье разлад — самое время привести дела в порядок, а отношения — к согласию.

Исключите из рациона алкоголь, если он там был. У спиртного есть одно любопытное и коварное свойство: оно подчеркивает и усиливает то настроение и душевное состояние, в котором вы начали пить. А в данной ситуации, как я полагаю, настроение будет ни к черту. Оно вам надо — заполучить слезливую или дисфорическую форму опьянения? Не говоря уже о том, что ни успокоения не получите, ни решения проблемы, а с утра еще и похмелье присоединится, и (не приведи мироздание) сбор анамнеза — что это я такое творил, что меня сегодня никто не любит?

Аккуратнее с чаем и кофе: организм и так взвинчен и дополнительная стимуляция ему совсем ни к чему.

Еще один совет, который кому-то может показаться кощунственным, но не я его придумал, а кроме того, он действительно работает. Постарайтесь откопать свое чувство юмора. Да, даже в нелегкой ситуации. Это действительно помогает. В пример могу привести хозяина одного из британских заведений, который в годы Второй мировой вешал на двери табличку «Открыто, как обычно», а когда двери выбило взрывной волной после очередной бомбардировки, сменил надпись на «Открыто шире, чем обычно».

И самое главное: здравый смысл никто не отменял. В оценке любой сложившейся ситуации прежде всего включайте логику, а не эмоции. Задайте себе вопрос: «И что? Как события могут развиваться дальше?» Из всех наиболее вероятных вариантов сразу рассмотрите худшие из них и снова задайте себе вопрос: «Я могу что-то с этим сделать?» Если считаете, что можете, — делайте. Если нет — не тратьте на них силы и нервы. Займитесь теми вариантами, когда вы действительно что-то способны изменить.

И просто от себя: прочитайте (или перечитайте заново) книгу Терри Пратчетта «Патриот».

Будьте людьми

Вторая ситуация много серьзнее. С ней уже приходилось сталкиваться многим нашим знакомым во время чеченских кампаний. И рекомендации тоже взяты не с потолка.

Обеспечить максимальную безопасность семье, если таковая имеется. Как — вам виднее. Вывезти за пределы, организоваться с родней, соседями, друзьями, создать запас еды, лекарств, тут здравый смысл вам в помощь. Тревога за близких может дезорганизовать психику достаточно быстро, сделайте все, чтобы ее минимизировать.

Проработайте алгоритм действий в случае разных ситуаций. А что я буду делать, если... Подумайте сразу, подготовьтесь, не устраивайте своей психике авралов.

Следите за информацией, сравнивайте ее из разных источников. Врут все: и ваши и наши, у всех свои интересы, именно о ваших вряд ли кто озаботится. Создайте свою картину мира, но будьте готовы к ее изменению. Не все, что кажется нам правильным и хорошим, таковым и является.

Прекратите выяснение отношений. Не до этого сейчас. И они неправы, и вы. Не бывает такого, чтобы муж алкоголик, а жена ангел. У всех сторон свой кусок правды. Не тратьте свои резервы, не родится в этом споре истина, увы, лишь озлобление, в том числе ваше.

Позаботьтесь о тех, кто рядом. Посмотрите на соседей, на одиноких мам, на стариков, на тех, кому не от кого ждать помощи. Предложите ее сами. Не берегите себя в этом. Вы не одни, всегда есть те, кому тяжелее. И вам помогут тоже, обязательно.

Следуйте своим убеждениям, не ломайте себя. Но будьте открыты для других, не надо ригидности.

Не желайте зла никому. Просто, без пояснений. Это базовое.

Уберите интоксикации. Нет, бросать курить именно сейчас необязательно.

Высыпайтесь. Обеспечьте себе 6–8 часов сна в сутки.

Не держите эмоции в себе и не выставляйте их напоказ. Хочется прорыдаться — в душ, воду посильнее и плачьте. Других грузить не надо, ваше право страдать не приоритетно.

Если вы страдаете хроническим психическим расстройством, постарайтесь оказаться там, где у вас будет доступ к помощи психиатра. Позаботьтесь о запасе лекарств для себя, и не стоит их экономить, принимайте в рекомендуемой дозе. Избегайте различных митингов и пр., не надо вам этого.

И самое последнее. Ситуация крайне психотравмирующая для всех. Она страшна и нелепа. Она опасна. И поэтому последний совет. Будьте людьми.

Автор —участковый врач-психиатр из Тольятти, автор книг «Записки психиатра, или Всем галоперидолу за счёт заведения!», «Психиатрию — народу! Доктору — коньяк»

Сcылка: http://www.gazeta.ru/comments/2014/03/13_a_5948589.shtm



Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

"Наша жизнь, как мелодии Баха, начинается ниоткуда и уходит в никуда." А.Избицер

Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 02:01 + в цитатник








Все звёзды. Иоганн Себастьян Бах. Концерт для 4 ф-но с оркестром BWV 1065

Пятница, 14 Марта 2014 г. 01:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Annakraj [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Иоганн Себастьян Бах. Концерт для 4- ф-но с оркестром BWV 1065

Иоганн Себастьян Бах.
Концерт для 4- ф-но с оркестром BWV 1065 



Марта Аргерих
Егений Кисин
Джеймс Ливайн
Михаил Плетнев
В оркестре замечены Гидон Кремер (первая скрипка), Вадим Репин, Миша Майский,  Юрий Башмет, Николай Цнайдер, Дмитрий  Ситковецкий, Nobuco Imai. Список можно продолжить, если Вы узнаете другие лица :)
Фестиваль в Вербье, Франция, 22 июля 2003 года



Понравилось: 1 пользователю

Kempff plays Schubert Impromptu op.90 (D 899) no.3

Четверг, 13 Марта 2014 г. 03:10 + в цитатник


)



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в татьяна_печёрина
Страницы: 40 [39] 38 37 ..
.. 1 Календарь